I становление сотрудничества Европейских сообществ в сфере внешней политики в 50-80 гг



Скачать 194.81 Kb.
Дата31.10.2016
Размер194.81 Kb.




Содержание

Введение ...3

Глава I Становление сотрудничества Европейских сообществ в сфере внешней политики в 50-80 гг. ...21

§ 1 Планы стран Западной Европы по созданию элементов военно-политического сотрудничества и попытки их реализации в 50-60-е гг..27 § 2 Складывание механизма внешнеполитического сотрудничества в рамках Европейского сообщества в 70-80-е гг...34

Глава II Этапы формирования общей внешней политики и политики безопасности и соответствующих институтов после 1991 г...54

§ 1 Положения общей внешней политики и политики безопасности

закреплённые в Маастрихтских соглашениях ...54

§ 2 От Маастрихта до Ниццы...67

§ 3 От Ниццы до выработки проекта Конституции ...85

§ 4 Современное состояние проблемы ...105

Глава III ЕС и система военно-политических организаций, действующих в Европе ...124

§ 1 Становление взаимоотношений ЕС-ЗЕС-НАТО в 1992-1997 гг...130

§ 2 От Амстердама до Ниццы ...143

§ 3 Развитие отношений между ЕС и НАТО после 2000 г...161

Глава IVМесто ЕС в системе современных международных отношений ...179

§ 1 Общей внешняя политика и политика безопасности Европейского

союза на постсоветском пространстве и в Средиземноморье ...179

§ 2 Участие ЕС в решении конфликтов в бывшей Югославии...194

§ 3 ЕС и Ближневосточная проблематика ...206

§ 4 Отношения Евросоюза с другими регионами мира ...223

Заключение ...238

Библиография ...260

Введение

Общая характеристика работы

Интеграционный процесс, начавшийся в странах Западной Европы в

середине XX в. и впоследствии распространившийся на Южную, Восточную и Северную Европу, оказал существенное влияние на дальнейшее развитие стран региона. Перемены, происходившие на протяжении второй половины XX века, в определённой степени носили революционный характер. Они затронули социально-экономическую и политическую сферы, имели далеко идущие последствия для системы международных отношений.

Экономическое сотрудничество, лежащее в основе интеграционного процесса, со временем было дополнено координацией действий в сфере внешней политики, безопасности и обороны, включая военные аспекты. На развитие этих процессов повлияли ряд внутренних и внешних факторов. С одной стороны, сама логика развития интеграционного процесса требовала расширения сфер сотрудничества на область внешней политики для защиты своих экономических интересов, с другой стороны, обострение международных противоречий, и как следствие появление ряда конфликтных зон в различных регионах мира (в том числе и в Европе) поставило вопрос о формировании эффективной системы безопасности. Помимо этого определённое влияние на процесс европейской интеграции оказывают трансатлантические связи.

Три интеграционных объединения созданные на протяжении 50-х годов составили систему Европейских сообществ. Первоначально в Сообщества входило шесть западноевропейских стран, в дальнейшем число участников увеличивалось (сейчас это 25 государств). Постепенно в документы Сообщества включаются вопросы, посвященные внешнеполитическим проблемам, а в 1992 г. на базе Сообществ был образован Европейский союз (ЕС), который создавался не только как экономическая, но и как политическая организация. В итоге с 1993 г. в

рамках ЕС официально существует сфера Общей внешней политики и политики безопасности (ОВПБ). С конца 90-х гг. в Евросоюзе начинает формироваться Европейская политика безопасности и обороны (ЕПБО), как компонент ОВПБ, складывается и военное направление сотрудничества.

Проведение общей внешней политики означает координацию позиций и совместное выступление стран-членов по проблемам международных отношений на мировой арене и в рамках международных организаций. Под политикой безопасности понимаются совместные усилия государств ЕС в ликвидации возникающих угроз как экономического так и политического характера. В частности, борьба против международного терроризма и трансграничной преступности, контроль за нераспространением оружия массового поражения, урегулирование региональных конфликтов и последствий распада некоторых государств, решение проблем глобальной безопасности, включая несправедливость, подавление и недостаточное развитие отдельных стран. Целью оборонной политики является снижение вероятности внешней агрессии со стороны третьих стран, путём достижения соответствующих соглашений и создания военного инструмента ЕС.

Помимо этого, следует выделить два уровня, на которых осуществляется сотрудничество. Это межгосударственный - согласование национальных курсов в той или иной сфере и наднациональный - передача части суверенных полномочий государств-членов органам интеграционного объединения.

Основные идеи и принципы сотрудничества стран ЕС в сфере ОВПБ базируются на ряде документов. Важнейшими из них являются: Единый Европейский Акт (1985 г.), Маастрихтские соглашения (1992 г.), Амстердамский договор (1997 г.), Договор Ниццы (1999 г.) и др. Исходя из их положений, наиболее важными целями ОВПБ признаются, во-первых, защита общих ценностей государств-членов, основных интересов и

независимости Союза. Во-вторых, укрепление безопасности Союза и его членов всеми способами. В-третьих, сохранение мира и укрепление международной безопасности в соответствии с принципами Устава ООН, Хельсинского Заключительного Акта и целями Парижской хартии. В-четвёртых, содействие международному сотрудничеству. Европейский союз признает только мирные способы урегулирования возникающих кризисов при руководящей роли ООН. На протяжении 90-х годов XX века неуклонно усиливается роль Европейского союза в системе современных международных отношений.

Актуальность темы исследования

Интеграционный процесс в Европе представляет существенный

научный интерес. Во-первых, в настоящее время во многих регионах мира уже действуют или складываются различные интеграционные объединения (в том числе и на постсоветском пространстве) и исследование развития европейской интеграции позволяет глубже осмыслить и понять эти процессы, которые, судя по всему, являются закономерными для современного этапа исторического развития. Во-вторых, дальнейшее развитие Европейского союза, в том числе и в качестве военно-политической организации может оказать существенное влияние на систему международных отношений в будущем. В перспективе ЕС способен нарушить сегодняшнюю гегемонию США в этой системе, что приведёт к формированию более сбалансированного, двухполюсного мира. В-третьих, процессы, происходящие в Европе, оказывают существенное влияние на Россию, для которой Европейский союз является крупнейшим торговым партнёром. Кроме того, становление Евросоюза в качестве военно-политической организации и проводимая политика расширения, не может не беспокоить Россию. Продолжая усиливаться, ЕС проникает в страны бывшего СССР, где сталкивается с интересами России. Помимо этого существует ещё целый ряд спорных вопросов .

Исходя из вышесказанного, исследование практической и

теоретической деятельности Европейского союза в сфере общей внешней политики, политики безопасности и обороны представляет большую актуальность.

Цели и задачи исследования

Цель данной работы заключается в изучении процесса становления и

развития сотрудничества стран интеграционного объединения в сферах внешней политики, безопасности и обороны.

Это, в свою очередь, предполагает решение следующих задач, во-первых, выявление этапов развития подобного сотрудничества. Во-вторых, определение места и роли ЕС в современной системе международных отношений. В-третьих, изучение его связей с Западноевропейским союзом (ЗЕС), НАТО, ООН. В-четвёртых, анализ практической деятельности Союза, т.е. участия ЕС в решении важнейших кризисов последних лет.

Объектом данного исследования выступает Европейский союз как одна из влиятельнейших международных экономических и политических организаций.

Предметом исследования является деятельность Евросоюза в сферах внешней политики, безопасности, обороны, включая военные вопросы.

Новизна данной работы заключается в том, что значительное место в ней занимает исследование событий последних лет, относительно малоизученных в отечественной историографии. Кроме того, в работе сделана попытка комплексного подхода в рассмотрении вопросов, касающихся внешней политики, безопасности и обороны ЕС. Параллельно с процессом формирования и развития сотрудничества в данных сферах рассматривается процесс складывания отношений Евросоюза с другими международными организациями (ЗЕС, НАТО), а также с ведущими странами и регионами мира.

В работе даётся авторская трактовка этапов становления и развития сферы ОВПБ Европейского союза. Помимо этого, рассматриваются вопросы, которые специально не изучались в отечественной историо-

графии. Во-первых, исследуется позиция Европейского союза по международным кризисам конца XX - начала XXI века, в частности по югославской и ближневосточной проблематике. Во-вторых, рассматривается вопрос становления и развития отношений в треугольнике ЕС-ЗЕС-НАТО. В-третьих, ставится проблема трансатлантических отношений и их влияния на дальнейшее развитие процесса европейской интеграции в оборонной сфере. В-четвёртых, затрагиваются вопросы расширения ЕС, с точки зрения перспектив ОВПБ.

Методологические основы исследования

Исходные принципы, положенные в основу исследования - историзм,

объективность, многофакторный подход к анализу исторических процессов и явлений. При написании работы был использован проблемно-хронологический метод исследования, позволивший выделить основные проблемы, связанные с развитием сферы ОВПБ Европейского союза на каждом из пройденных этапов, и изложить основные события рассматриваемого периода во временной последовательности. При анализе процесса становления и развития сотрудничества стран ЕС в сфере внешней политики, безопасности и обороны использовался историко-генетический метод, позволивший выявить причины возникновения подобного сотрудничества и проследить закономерности смены этапов его развития. Также в работе опора делалась на такие общенаучные методы, как анализ и синтез, индукция и дедукция, метод сравнения.

Источники и литература

Данная работа написана преимущественно на основании официальных

документов Европейского союза. Некоторые из них переведены и опубликованы на русском языке. В частности, это важнейшие соглашения, на основании которых функционирует Евросоюз (Договоры устанавливающие Европейские сообщества, Единый Европейский акт, Договор о Европейском союзе, Амстердамский договор1). Помимо перечисленного, существует сборник документов, касающийся

сотрудничества между ЕС и Россией (до 1994 г.)2.

Большая часть документов представлена в электронном виде на официальном сайте ЕС (см. http://www.europa.eu.int). В частности, из этого источника почерпнуты такие масштабные соглашения как Договор Ниццы и Проект конституционного договора для Европы. Документы, касающиеся развития сферы ОВПБ, а также позиций Европейского союза относительно событий и процессов в различных регионах мира, подробно представлены в резолюциях и декларациях Европейского совета, Совета ЕС, Европейской комиссии и Европейского парламента. Официальную точку зрения ЕС представляют и материалы, подготавливаемые Центром Маршалла. В журнале "Европа" (издаваемого Представительством Европейской комиссии в России) подробно освещается ход проводившихся встреч и заседаний в рамках ЕС, вопросы, которые поднимались на них.

К официальным источникам также можно отнести доклады Высокого представителя ЕС по ОВПБ Хавьера Соланы, заявления бывшего комиссара Комиссии ЕС по внешней политике Криса Паттена, бывшего председателя Комиссии ЕС - Романо Проди и нынешнего - Жозе Мануэл Дуран Баррозу. Их высказывания всегда сопровождали те или иные события, касающиеся сферы ОВПБ.

Помимо этого, различного рода документы, фактологический и аналитический материал находятся на сайтах Представительства Европейской комиссии в России (см. http://www.eurounion.org.ru) и Ассоциации Европейских исследований (см. http://www.aes.org.ru).

Если в документах Европейского союза даётся официальная точка зрения на процессы, происходящие в ЕС, то не меньший интерес представляют высказывания лидеров и видных политиков из различных стран Евросоюза. Их интервью постоянно публикуются в выпусках журнала "Европа".

События последних лет, касающиеся деятельности ЕС, отражены в

основном на основании официальных документов ЕС и материалов периодической печати. В частности, привлекались материалы Российской газеты, Независимой газеты, Правды, Советской России. Использовались публикации в журналах: "Европа", "Современная Европа", "Эксперт", "Deutshland".

Среди исследований, в целом рассматривающих вопросы европейской интеграции, следует выделить - "Европейский Союз на пороге XXI века: выбор стратегии развития"3. Авторы данной монографии всесторонне исследуют проблемы европейской интеграции на рубеже XX-XXI вв. В работе выявляются важнейшие тенденции и противоречия в развитии Европейского союза, даётся прогноз динамики европейского интеграционного процесса на период до 2010-2015 гг. Ряд глав данной монографии посвящен отдельным вопросам сферы ОВПБ. В частности, Д.А. Данилов (заведующий Отделом европейской безопасности Института Европы РАН), рассматривает некоторые проблемы и тенденции сферы ОВПБ на протяжении 90-х гг.; вопросы расширения ЕС на восток и их перспективы анализирует Быховский СВ. (научный сотрудник Центра европейской интеграции); политика ЕС в Средиземноморье рассмотрена Ковальским Н.А. (с 1991 г. возглавлял Центр средиземноморских и черноморских проблем Института Европы РАН); обзор отношений ЕС со странами Латинской Америки и АКТ даётся Абрамовой М.А. (доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Академии налоговой полиции); анализ современных отношений Евросоюза и России проводится Борко Ю.А. (главный научный сотрудник Отдела европейской интеграции Института Европы РАН).

Определённый интерес представляет книга Ю.А. Борко "От европейской идеи - к единой Европе"4. Эта книга о прошлом, настоящем и будущем идеи единой Европы. Автор анализирует предпосылки и причины, побудившие Западную Европу встать в середине XX в. на путь объединения, определяет стратегию и этапы развития европейской

интеграции, главные факторы её успеха. Большое внимание уделено перспективам интеграционных процессов, а также новым проблемам и угрозам, с которыми будут сталкиваться в XXI столетии члены ЕС. Большой раздел посвящен месту России в европейских проектах, её нынешним отношениям с Европейским союзом, перспективам участия в европейской интеграции.

Борко Ю.А. отмечает, что сотрудничество ЕС с Россией развивается по восходящей линии. Но из трёх сфер взаимоотношений - экономики, политики и культуры, - лишь культурное сотрудничество, по его мнению, развивается плавно и весьма интенсивно. Автор подчёркивает, что политическое партнёрство - самая чувствительная и чреватая осложнениями область взаимодействия России и ЕС.

Рассматривая проблему связей между Россией и ЕС в области безопасности, Борко Ю.А. считает, что определённое влияние на них оказывает состояние отношений Россия - НАТО, поскольку во многом членство в ЕС и Альянсе совпадает. При этом он подчёркивает, что Россия дифференцированно подходит к отношениям с двумя западными союзами: резко возражая против расширения НАТО и, в то же время, занимая благожелательную позицию относительно расширения ЕС. Среди других (негативных) факторов, влияющих на связи между Россией и ЕС, Борко Ю.А. выделяет чеченский кризис, а также фактическую поддержку со стороны ЕС акции НАТО в Югославии.

Борко Ю.А. подчёркивает важность стратегического партнёрства между Россией и ЕС и выделяет ряд факторов определяющих приоритетный характер этих отношений. Во-первых, высокая степень социальной и политической взаимозависимости. По мысли автора, понятие европейской безопасности приобрело новое измерение. Оно неразрывно связано с экономической, социальной и политической стабилизацией во всём регионе посткоммунистических стран и решающим вкладом была бы стабилизация в России. Во-вторых, всеобщая заинтересованность в

укреплении европейской безопасности в традиционном (военном) смысле. В-третьих, экономическая взаимодополняемость. В-четвёртых, многовековые исторические связи. Автор осторожно относится к перспективам развития отношений между Россией и ЕС, подчёркивая, что никаких "прорывов" быть не может.

Широкий комплекс проблем охватывает подготовленная в Институте Европы РАН монография "Европа вчера, сегодня, завтра" . В книге анализируются основные тенденции экономического, политического, социального и культурного развития Европы на рубеже XX-XXI вв. Определённое место в работе отводится вопросам европейской безопасности, рассматривается значение и роль Европы в современном мире, её вклад в становление современной политической системы.

Сведения о Европейском союзе, его органах, праве, механизмах, а также различных направлениях внутренней и внешней политики содержатся в справочнике "Европейский союз"6, подготовленном сотрудниками Института Европы РАН.

Значительный круг вопросов охватывает сборник научных статей "Европейская интеграция: современное состояние и перспективы"7. Эта книга представляет значительный интерес. Она подготовлена коллективом зарубежных авторов. Наибольшее внимание привлекают две статьи Сильви Лемассона (доцент, доктор политических наук Института политических наук г. Гренобля): "Европейская безопасность в период "холодной войны" - военные стратегии и политика разоружения" и "Европейская безопасность после окончания "холодной войны": новые геополитические равновесия, новые союзы". В них анализируется деятельность НАТО в Европе, ЗЕС, Европейского сообщества и Европейского союза, рассматриваются вопросы, касающиеся трансатлантических связей. Автор рассматривает проблему создания в рамках Евросоюза оборонительного направления. В частности, исследуя упомянутую в Маастрихтских соглашениях Европейскую идентичность в

области безопасности и обороны он приходит к выводу, что она являлась европейской опорой НАТО, существующей в её рамках и созданной для Альянса. Кроме того, рассматривая отношения между Североатлантическим альянсом и ЗЕС, автор подчёркивает, что Вашингтон, пойдя на признание внутри НАТО европейского вектора обороны (под эгидой ЗЕС), тем самым пытался удержать развитие европейской оборонительной составляющей под своим контролем. Сильви Лемассон делает вывод о том, что эволюция ЗЕС в направлении усиления европейской опоры НАТО, привела к углублению сотрудничества между ними, но в пользу последнего. Автор довольно пессимистично смотрит на сферу ОВПБ Евросоюза. По его мнению, после Маастрихстких соглашений и Амстердамского договора сфера ОВПБ не была предназначена для формирования общей политики, а была направлена лишь на смягчение противоречий по внешнеполитическим вопросам между странами ЕС.

В этом же сборнике находится статья Жильбера Казазюса (доктора политических наук, научного сотрудника университета г. Лиона) -"Европейская идентичность". В ней автор высказывает мысль о необходимости усиления общей внешней политики и политики безопасности для обретения европейцами и Европейским союзом своей идентичности.

Ряд авторов исследуют отдельные периоды и специфические проблемы процесса европейской интеграции в сфере ОВПБ. Барановский В.Г. в ряде своих работ ("Западная Европа: военно-политическая

интеграция" , "Европейское сообщество в системе международных отношений"9) подробно рассматривает период 50-80-х гг. Кроме того, процессы происходящие в рамках Европейских сообществ затрагивались в работах Воронцова Г.А. ("США и Западная Европа: новый этап отношений"10) и Давыдова Ю.П. ("США - Западная Европа: партнёрство и сотрудничество11).

Один из ведущих отечественных специалистов в области европейской безопасности - Данилов Д.А., исследуя сферу ОВПБ ЕС выявляет два периода в истории становления и развития европейского сотрудничества в области внешней политики, безопасности и обороны -"конфронтационный" и "постконфронтационный", выделяемых на основании степени воздействия внутренних и внешних факторов на процесс европейской интеграции. К внутренним факторам он относит объективную логику развития интеграционного процесса, а к внешним -зависимость Западной Европы в области безопасности от НАТО, противостояние Запада и Востока в условиях "холодной войны", трансатлантические связи. "Конфронтационный период" приходится на послевоенное время при существовании двухполюсной системы международных отношений, не позволявшей Западной Европе претендовать на самостоятельную роль в системе европейской безопасности. На этой стадии, по мнению Данилова Д.А., преобладали внешние факторы, влиявшие на развитие европейской интеграции в сфере внешней политики и безопасности, причём, они были "противоположно направлены к объективным внутренним векторам"12. После окончания "холодной войны" начинается второй период -"постконфрантационный", характеризующийся снижением сдерживающих внешних факторов и трансформацией некоторых из них в стимулирующие.

Важнейшее место в деле становления и развития сотрудничества стран-участниц в сфере ОВПБ Данилов Д.А. отводит борьбе между "атлантистами" и "европеистами". Он считает, что борьба между этими двумя течениями шла на протяжении всего интеграционного процесса, и само продвижение происходит по мере открывающихся возможностей (т.е. уступок со стороны "атлантистов").

Данилов Д.А. рассматривает проблему построения автономной системы европейской безопасности и обороны и с точки зрения интересов России. При этом "милитаризация" ЕС, по его мнению, в стратегическом

отношении не только не противоречит российским интересам, но и соответствует им, поскольку будет способствовать демилитаризации международных отношений13.

Положения Договора о Европейском союзе анализирует словенская исследовательница Метка Арах14. В её работе затрагиваются и вопросы участия ЕС в балканском кризисе первой половины 90-х гг. Те же проблемы исследует также и Душан Сиджански (профессор Департамента политических исследований Женевского университета).

Отдельные вопросы внешней политики, безопасности и обороны Европейского сообщества и затем Европейского союза отражены в докладе и статьях В.В. Журкина (академика РАН)15, опубликованных в 1998-2001 гг. Особенно подробно он исследует "феномен Сен-Мало" - поворот совершённый Великобританией в отношении перспектив оборонной составляющей ЕС. Значительное внимание автор уделяет причинам этого, углубляясь в анализ современной системы международных отношений и трансатлантического партнёрства. В его работах рассматриваются позиции различных стран ЕС в отношении формирования Европейской политики в области безопасности и обороны и возникающие в связи с этим проблемы. Исследуя фактор влияния США, автор отмечает трансформацию позиции Вашингтона в отношении европейских устремлений в области обороны -американская администрация, сперва поддержав их, по мере усиления этого направления в деятельности ЕС, стала высказывать всё большее недовольство.

Близка к теме данного исследования кандидатская диссертация "Общая внешняя политика и политика безопасности Европейского союза: актуальные проблемы", защищенная Горбатовой Е.А. в 2002 г. В ней автор анализирует развитие сферы ОВПБ и её составляющей ЕПБО в период с 1998 до 2002 гг. и выделяет основные проблемы этого процесса.

Вопросы, связанные со средиземноморским регионом изучались Ковальским НА. В ряде его работ16 исследуется средиземноморская

политика Евросоюза, которая признаётся автором в качестве важнейшего направления внешнеполитической деятельности ЕС. Для обоснования этого положения Ковальский Н.А. отмечает ряд факторов, которые подразделяет на три группы. Во-первых, геополитические факторы (отсутствие политической стабильности и устойчивой системы межгосударственных отношений в регионе, а также географическая близость стран Северной Африки и Ближнего Востока к границам ЕС). Во-вторых, экономические факторы (важность региона, как рынка сбыта и зависимость Европы от ближневосточной нефти). В-третьих, экологический фактор.

Ковальский Н.А. подчёркивает, что цель средиземноморской политики ЕС состоит в ликвидации конфронтационности, что имеет особое значение в жёстком соревновании с США, которые активно стремятся утвердится в Средиземноморье за счёт своих западноевропейских союзников17. Особое влияние на средиземноморскую политику ЕС, по мнению автора, оказала агрессия НАТО против Югославии, её последствия и проблема постконфликтного урегулирования.

Ковальский Н.А. выделяет основные этапы средиземноморской политики ЕС. 50-80-е гг. - складывание отношений, формулирование целей и задач. С 80-х гг. - активизация средиземноморской политики в связи с вступлением в Европейские сообщества ряда стран южной Европы, имеющих национальные интересы в регионе. 90-е гг. - провозглашение "новой средиземноморской политики" - переход от сотрудничества к партнёрству по широкому спектру вопросов, включая политические.

Затрагивает Ковальский Н.А. и проблему расширения ЕС. Он выделяет два направления - восточное (страны Восточной Европы и Балтии) и южное (Кипр, Мальта, Турция). Автор противопоставляет эти два направления, считая, что внутри ЕС идёт борьба между Германией, с одной стороны, и Францией, Италией, Испанией, с другой. Последние, по мысли Ковальского Н.А., опасаются, что расширение на Восток будет

развиваться при доминирующей роли Берлина, поэтому Франция, Италия и Испания выступают за альтернативное - южное направление.

Последствия косовского кризиса для мирового сообщества рассматриваются Жирновым О.А. и Ивлевой Т.В18. Авторы рассматривают международные последствия (в том числе и для ЕС) военной операции НАТО против Югославии. В работе анализируется масштабный проект Европейского союза по стабилизации остановки на Балканах, а также затрагивается вопрос о наращивании ЕС усилий по формированию общей внешней политики и политики безопасности.

Характеристика отношений ЕС со странами Латинской Америки, Африки и Тихоокеанского региона содержится в статьях19 Абрамовой М.Г. Она отмечает, что до середины 70-х гг. Западная Европа ориентировалась в основном на связи с франкоязычными странами Западной Африки, однако в дальнейшем европейская внешняя политика стала развиваться по многим направлениям, охватывая практически весь развивающийся мир. Существенное изменение, по мысли автора, на протяжении 90-х гг. претерпела политика ЕС в отношении Латинской Америки. Период ослабления ЕС в регионе сменился периодом повышенного внимания, диверсификации отношений, развития отношений на субрегиональном уровне - с Центральной Америкой, Мексикой, Кубой, странами Андского сообщества и Меркосуром. Эти изменения автор связывает с благоприятной ситуацией сложившейся для Евросоюза в 90-е гг. в связи с нарастанием противоречий между латиноамериканскими странами и США и как следствие ослабления позиций последних в регионе . Абрамова М.Г. подчёркивает, что постепенно изменяется механизм развития взаимоотношений. От ориентации на правительственные и государственные структуры Евросоюз переходит к активизации диалога через неправительственные организации и частный капитал. По мнению автора латиноамериканское направление может стать одним из приоритетных для ЕС в XXI столетии.

Вопросы, посвященные деятельности Конвента по будущему устройству Европы, проблемы, связанные с выработкой проекта Конституционного договора для Европы, а также подробный анализ этого проекта содержатся в монографии Яжборовской И.С. "Европейский союз на путях политической интеграции"21.

Проблемы расширения Евросоюза на Восток, перспективы этого процесса были исследованы специалистами Института международных экономических и политических исследований РАН в сборнике — "Страны Центральной и Восточной Европы на пути в Европейский союз"22.

Тем не менее, в отечественной историографии нет работы комплексно рассматривающей все аспекты Общей внешней политики, политики безопасности и обороны, включая её генезис, становление и современный этап.

Структура диссертации соответствует поставленным задачам исследования. Она состоит из введения, четырёх глав, заключения и библиографии.

Во введении раскрывается актуальность темы, определяются цели и задачи исследования, даётся обзор источников и литературы. Первая глава охватывает период 50-80 гг. XX в. Главная её цель - показать, что, определённая Маастрихтскими соглашениями Общая внешняя политика и политика безопасности ЕС не возникла на пустом месте - отдельные её элементы складывались в рамках Европейского сообщества, а реальное осуществление внешнеполитического сотрудничества началось с 70-х гг. XX в. В первом параграфе этой главы рассматриваются вопросы создания странами Западной Европы ряда проектов в 50-60 гг., направленных на осуществление военно-политического сотрудничества. Второй параграф посвящен складыванию элементов внешнеполитического сотрудничества стран-участниц Европейских сообществ в рамках интеграционного объединения в 70-80-е гг.



Вторая глава рассматривает вопросы становления и развития сферы


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница