I. Пояснительная записка в демографической структуре современного общества дети и подростки составляют значительную часть. Возрастной показатель объединяет их всех в единую группу



Скачать 161.47 Kb.
Дата08.11.2016
Размер161.47 Kb.

I. Пояснительная записка

В демографической структуре современного общества дети и подростки составляют значительную часть. Возрастной показатель объединяет их всех в единую группу. Однако, это не значит, что они автономны в обществе. Подрастающее поколение живет, действует, формируется в условиях социальной жизни государства и, естественно, включено в соответствующую социальную структуру, которая оказывает влияние на его положение в обществе, род занятий, интересы и ценностные ориентации.

Исторический опыт показывает, что при всей объективности рождения и наличия детского и молодежного движений судьба его зависит от тех сил в обществе, которые определяют государственную политику. Развитие детского движения – это процесс объективный, суть которого заключается в закономерном, последовательном, целенаправленном изменении его состояния. В современных условиях никакое долговременное общественное движение невозможно без организации. Участие в работе детских и молодежных организаций является своеобразной ступенью готовящей детей и подростков к последующей, более зрелой социальной деятельности.

Устав РДОО «Пионеры Башкортостана» предполагает добровольное вступление детей в организацию. Поэтому, очень важно сформировать у детей 8 – 10 лет желание стать членами пионерской организации. Поэтому дети должны многое знать о РДОО «Пионеры Башкортостана» и ГДОО «Росток», о их истории, назначении, деятельности.

Во Всесоюзной пионерской организации им. В.И.Ленина была отработана стройная система по подготовке детей к вступлению в пионерскую организацию и начиналась эта работа с детьми младшего школьного возраста – октябрятами. Были разработаны игровые модели для октябрят, так например, автор книги «Игры – путешествия в октябрятской группе» Е.А. Немежанская предлагает игру «Путешествие в страну Пионерию». Но в том виде, в котором предлагает ее автор, в настоящее время ее использовать невозможно, так как произошли изменения в целях, задачах, структуре РДОО «Пионеры Башкортостана».

Данная программа представляет один из вариантов новой игры – путешествия в Долину пионерской славы для учащихся 3-4 классов. Она составлена с учетом тех изменений, которые произошли в детском движении на современном этапе. Выбор игровой модели обусловлен тем, что младшие школьники, в силу своих возрастных особенностей, воспринимают и познают окружающий мир с помощью игры, именно игра делает их восприятие ярким, образным, доступным. Я считаю, что знакомство детей с организацией через игру – самая приемлемая и результативная форма работы. Данная программа признана помочь ребятам получить глубокие знания о Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина, РДОО «Пионеры Башкортостана», ГДОО «Росток», а также практические навыки правильного обращения с символами, атрибутами современной пионерской организации. Она признана пробудить интерес и желание у младших школьников стать членами РДОО «Пионеры Башкортостана».

Программа актуальна, т.к. будет полезна для старших и отрядных вожатых, заместителей директоров школ по воспитательной работе и поможет сформировать грамотное понимание особенностей развития детского движения. Так же этот материал может быть использован как вожатыми при составлении своих программ, изучении истории детского движения, так и пионерами, и теми, кто готовится ими стать.

Цель программы


- создать условия для социального становления личности ребенка, сформировать у детей готовность к осознанному вступлению в РДОО «Пионеры Башкортостан», ГДОО «Росток».
Задачи:

Обучающие:

  • формирование знаний по истории Отечества через изучение истории детского движения,

  • формирование системы знаний по истории детского движения, современному детскому движению России, Республики Башкортостан, г.Кумертау,

  • формирование практический умений и навыков по обращению с символами и атрибутами пионерской организации, по проведению ритуалов ГДОО «Росток», по организации органов самоуправления в первичном пионерском коллективе,

  • обучение воспитанников умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя и других

Развивающие:

  • развитие познавательной активности и способности к самообразованию,

  • развитие творческого, культурного, коммуникативного потенциала учащихся в процессе участия в совместной общественно-полезной деятельности,

  • развитие лидерских качеств личности.

Воспитательные:

  • содействие формированию активной гражданской позиции младших школьников,

  • содействие формированию целостных основ нравственности, поведенческих норм в условиях уважения к правам и свободам человека

Программа рассчитана на один год обучения. В клуб «Истоки» принимаются все желающие. Количество детей в группе 15 человек (младшие школьники 9-10 лет). Занятия проходят 1раз в неделю по 1,5 часа с перерывом 15 мин.Количество учебных часов в год – 54.



Ожидаемые результаты.

  1. Осознанная готовность учащихся к вступлению в пионерскую организацию.

  2. Социальная активность детей, их готовность принимать личное участие в деятельности своего пионерского отряда, Содружества.

  3. Положительные изменения в сознании школьников, повышение уровня общей культуры личности

  4. Наличие у воспитанников сформулированных навыков коллективной работы по подготовке и реализации собственными силами реального социально-полезного дела.

  5. Приобретение навыков лидерского поведения, организаторских умений.

Для оценки качества знаний и результативности умений воспитанников используются различные виды контроля: текущий, периодический, итоговый. Текущий контроль осуществляется на каждом занятии в ходе систематической проверки знаний, умений, навыков, проверки ведения путевых дневников. Периодический контроль осуществляется после изучения крупных разделов программы в игровых формах и во время участия в общих делах ЦДТ (интеллектуальные программы, конкурсы, познавательно-игровые программы, турниры). Итоговый контроль проводится в конце учебного года в форме Турнира пионерских знатоков и Торжественного приема воспитанников в и ГДОО «Росток» РДОО «Пионеры Башкортостана». Для создания благоприятного эмоционального микроклимата на занятиях используются разного рода поощрения.


II. Учебно-тематический план







Раздел, тема


Кол – во часов

теория

практика

всего



Вводное занятие




0,5ч

1,5ч

1.1.

Раздел 1. Пионерский ручеек


Кто такой пионер?

Что такое детская общественная организация?



1,5ч
1,5ч




1,5ч
1,5ч

2.1.


2.2.

Раздел 2. Историческая поляна

Этапы развития детского движения в Росси


История развития детского движения в г. Кумертау


7,5ч


1,5ч





7,5ч


1,5ч












3.1
3.2


3.3

Раздел 3. Возвышенность героев


Ими гордится страна, ими гордится пионерия!

А) пионеры – герои СССР

Б) пионеры, награжденные орденом Ленина,

пионеры – герои социалистического труда



Контрольное занятие

Интеллектуальная игра «Тропами истории»




1,5ч

1,5ч




1,5ч

1,5ч


4,5ч
1,5ч

1,5ч
1,5ч


4.1


4.2

Раздел 4. Аллея разноцветных галстуков


Международная организация СПО – ФДО

Зарубежные детские организации



1,5ч


1,5ч





1,5ч


1,5ч

5.1


5.2
5.3

5.4

Раздел 5. Улей Золотой Пчелы


История создания РДОО «Пионеры Башкортостана»

Устав РДОО «Пионеры Башкортостана» - основной документ детской общественной организации

Пионерские традиции, символы

Пионерские атрибуты, ритуалы




1,5ч


1,5ч
1,5ч

0,5ч







1,5ч


1,5ч
1,5ч

1,5ч


6.1
6.2


6.3

6.4


6.5

Раздел 6. Родник чудесного «Ростка»


История создания и развития ГДОО «Росток» г. Кумертау. ЦДТ – центр развития детского движения

Положение о ГДОО «Росток» - основной документ организации

Комплексная интегрированная воспитательная игра «Материк Золотой Пчелы» - программа деятельности ГДОО «Росток»

ГДОО «Росток» - член РДМ



Контрольное занятие

Конкурсная программа «Что? Где? Когда?»



1,5ч
1.5ч


1,5ч

1,5ч


1,5ч

1,5ч


7,5ч

1,5ч
1,5ч


1,5ч

1,5ч
1,5ч




7.1


7.2

7.3


7.4

Раздел7. Река отрядных дел


Отряд как основа пионерской организации

Самоуправление в отряде.

Традиции, символы, атрибуты, ритуалы отряда

Имя или название? Отрядные: песня, девиз, речёвка, эмблема





1,5ч


1,5ч

0,5ч


0,5ч




1,5ч


1,5ч

1,5ч


1,5ч


8.1


8.2

Раздел 8. Костровая площадка


Обучение игре на пионерском барабане

Контрольное занятие «Звонко, звонко, бей, барабан!»





4,5ч


1,5ч

4,5ч


1.5ч

9.1


9.2

9.3

Раздел 9. Звонкоголосая лужайка


Песни ВПО им. В.И. Ленина

Пионерские песни 21 века

Музыкальные игры





1,5ч



1,5ч


1,5ч



1,5ч

10.1
10.2


Раздел 10. Дорога первооткрывателей


Памятка вступающему в ГДОО «Росток» РДОО «Пионеры Башкортостана»

Контрольное занятие

«Турнир пионерских знатоков»




1,5ч

1,5ч




1,5ч

1,5ч



1,5ч
1,5ч







Итого:

34ч

20ч

54ч


3. Содержание программы
Введение – 1,5ч.

Знакомство с целями, задачами программы, картой путешествия в Долину пионерской славы, перспективами деятельности по программе.

Знакомство с правилами и формирование норм отношений на занятиях друг с другом.

Знакомство с инструкциями по технике безопасности, пожарной безопасности.

Игры на знакомство: «Снежный ком», «Ритуал орлиного пера», «Имена», «Алфавит», «Дрозд», «Паровоз», «Молекула -хаос».

Экскурсия по ЦДТ «Здравствуй, Центр».




  1. Пионерский ручеек – 1,5ч.

Знакомство с понятием «пионер».

Что такое пионерская организация? Цель организации.

Что значит жить по-пионерски?


  1. Историческая поляна – 9ч.

Общая характеристика этапов развития детского движения в России.

А) История допионерского периода (1909-1922гг.)

Б) История становления ВПО (1922-1945гг.)

В) История массовой коммунистической организации (1945-1984гг.)

Г) История периода перестройки. (1984-1990гг.)

Д) История современного детского движения (1990- гг.)

Символы ВПО им. В.И. Ленина.

Атрибуты ВПО им. В.И.Ленина.

Ритуалы ВПО им.В.И.Ленина.

История развития детского движения в г.Кумертау.

1 период – становление (1949-1955гг.)

2 период – массовой коммунистической организации (195501984гг.)

3 период – перестройка (1985-1995гг.)

комиссары ребячьих сердец (Паждина Р.Т. Савочкина Е.М. Пряхина Л.К. Звягинцева О.А. Кузина Л.П. Кузнецова Л.П. Юзлекбаева Р.Х. Гаврилова Е.В. и др.)




  1. Возвышенность героев – 4,5 ч.

Ими гордится страна, ими гордится пионерия!

А) Пионеры – герои СССР (Боря Цариков, Марат Казей, Зина Портнова, Леня Голиков, Валя Котик).

Б) Пионеры, награжденные орденом В.И.Ленина (Мамлакат Нахангова, Володя Казначеев, Вася Коробов, Петя Лисицин, Валя Соколова),

В) Пионеры – герои социалистического труда (Нурсунали Матказимов, Натела Челебадзе и др.)

Контрольное занятие. Интеллектуальная игра «Тропами истории».


  1. Аллея разноцветных галстуков – 3 ч.

Международный союз детских общественных организаций СПО – ФДО. Что такое СПО – ФДО? Как был создан СПО – ФДО? Кто руководил союзом и как стать его членом?

Кто является членом СПО – ФДО?

Чем занимается СПО – ФДО?

Программы СПО – ДФО. Детские организации РФ. СНГ.

Зарубежные детские организации.


  1. Улей Золотой Пчелы – 6 ч.

История создания РДОО «Пионеры Башкортостана». Устав РДОО «Пионеры Башкортостана» - основной документ детской общественной организации. Пионерские традиции. Пионерские символы, ритуалы, атрибуты.

Практическое занятие:



  • по пионерским ритуалам (построение на линейку, сбор, разные формы сдачи рапорта),

  • пионерские почести символам государственного суверенитета,

  • правила обращения с флагом, флажком,



  1. Родник чудесного Ростка – 7,5ч.

История создания и развития ГДОО «Росток».

Положение о ГДОО «Росток» - основной документ организации. ЦДТ – центр развития детского движения.

Комплексная интегрированная воспитательная игра «Материк Золотой Пчелы» - программа деятельности ГДОО «Росток».

ГДОО «Росток» - член РДМ.

Контрольное занятие. Конкурсная программа «Что? Где? Когда?»



  1. Река отрядных дел – 6ч.

Отряд как основа пионерской организации. (основные требования к пионерскому отряду, типы отрядов)

Отряд и микро - коллективы.

Самоуправление в отряде. Структура управления.

Сбор – высший орган самоуправления отряда. Совет отряда. Что и как? (задачи, состав, функции, направление деятельности, документация)

Система поручений в отряде.

Традиции, символы, атрибуты, ритуалы отряда.

Имя или название? Отрядная песня, девиз, речевка, эмблема.


  1. Костровая площадка – 6ч.

Устройство пионерского барабана. Правила обращения с барабаном.

Нотная азбука.

Обучение игре на пионерском барабане. Разучивание маршей:

«Кем был?», «Фанфарный», «Старый барабанщик», «Кубинский», «Вероника», «Походный», «Рассветный», «Сбор», «На линейку!»

Контрольное занятие. Зачёт «Звонко, звонко, бей, барабан!»


  1. Звонкоголосая лужайка – 6ч.

Песни ВПО им. В.И. Ленина (знакомство с историей создания песен авторами, разучивание песен «Взвейтесь кострами», «Песня о первом пионерском отряде», «Песня о пионерском слете», «Ленин и весна», «Гайдаровские звезды», «Юный барабанщик»,»Орленок», «Старый барабанщик» и т.д.

Пионерские песни 21 века «Изгиб гитары желтой», «Гимн СПО - ФДО», «Жизнь», «Нам мир завещано беречь», «Песня о Золотой Пчелке», «Орлятский круг», «Россия» и т.д.

Музыкальные игры. («Воробьиная дискотека», «Шмакодявка», «100 друзей», «День хороший», «Бум – бум - бум», «Грачи», «Бим – брам - бей», «Если весело живется», «Лавата».


  1. Дорога первооткрывателей – 3ч.

Памятка вступающему в ГДОО «Росток» РДОО «Пионеры Башкортостана».

Контрольное занятие «Турнир пионерских знатоков».




4. Методическое обеспечение
Приобщение детей к изучению истории детского движения невозможно без создания атмосферы увлеченности. Чтобы создать такую атмосферу планируются различные формы проведения занятий. И прежде всего игровые, т.к. они наиболее соответствуют возрасту младшего школьника, а игровая деятельность остается ведущей.




Раздел, тема

Форма занятия





Вводное занятие

Мини-экскурсия с элементами беседы и игры

1.1


Раздел 1. Пионерский ручеек

Кто такой пионер?

Что такое детская общественная организация?

Час общения


2.1


2.2

Раздел 2. Историческая поляна

Этапы развития детского движения в России

История развития детского движения в г.Кумертау

Экскурс в историю


Встречи с ветеранами пионерского движения











3.1
3.2


3.3

Раздел 3. Возвышенность героев

Ими гордится страна, ими гордится пионерия!

А)пионеры-герои СССР

Б)пионеры, награжденные орденом В.И.Ленина, пионеры-герои соц.труда

Интеллектуальная игра «Тропами истории»

Заочное путешествие в музей ВПО им. В.И. Ленина при Московском Дворце пионеров


Интеллектуальная игра

4.1


4.2

Раздел 4. Аллея разноцветных галстуков Международная организация СПО – ФДО

Зарубежные детские организации


Презентация

Заочное путешествие

5.1
5.2

5.3

5.4


Раздел 5. Улей Золотой Пчелы


История создания РДОО «Пионеры Башкортостана»

Устав РДОО «Пионеры Башкортостана» - основной документ детской общественной организации

Пионерские традиции, символы

Пионерские атрибуты. ритуалы



Презентация


Беседа

Ознакомление

Занятие-практикум


6.1
6.2


6.3
6.4

6.5


Раздел 6. Родник чудесного «Ростка»

История создания и развития ГДОО «Росток». ЦДТ – центр развития детского движения

Положение о ГДОО «Росток» основной документ организации

Комплексная интегрированная воспитательная игра МЗП – программа деятельности ГДОО

ГДОО «Росток» член РДМ

Контрольное занятие. Конкурсная программа «Что? Где? Когда?»


Исторический альманах

Экскурсия в музей ЦДТ
Беседа
Азбука игры МЗП
Презентация

Конкурсная программа


7.1


7.2

7.3


7.4

Раздел 7. Река отрядных дел


Отряд как основа пионерской организации

Самоуправление в отряде.

Традиции, символы, атрибуты, ритуалы отряда

Имя или название?

Отрядные: песня, девиз, речевка, эмблема

Азбука Золотой Пчелы

Беседа
Занятие-практикум

Творческая лаборатория



8.1


8.2

Раздел 8. Костровая площадка


Обучение игре на барабане

Контрольное занятие. Зачёт «Звонко, звонко, бей, барабан!»


Практикум


Зачёт

9.1


9.2

9.3

Раздел 9. Звонкоголосая лужайка


Песни ВПО им. В.И. Ленина

Пионерские песни 21 века

Музыкальные игры

Практикум

Практикум

Игротека


11.1
11.2



Раздел 10. Дорога первооткрывателей


Памятка вступающему в РДОО «Пионеры Башкортостана»

Контрольное занятие

«Турнир пионерских знатоков»

Дисскуссионная работа с документом

Турнир


Обучение детей по данной программе строится на общедидактических методах:



  • словесных (беседа, дискуссия и т.д.)

  • наглядных (иллюстрации и т.д.)

  • практических (практикум, упражнение и т.д.)

Программа построена на основе общедидактических принципах обучения, таких как:

  • принцип воспитывающего обучения,

  • принцип связи теории с практикой,

  • принцип систематичности и последовательности,

  • принцип доступности,

  • принцип наглядности,

  • принцип сознательности и активности,

  • принцип прочности знаний, умений, навыков.

Для того чтобы обучение было успешным созданы следующие условия:

  • просторное, хорошо освещенное помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам,

- дидактический материал, методическая литература, пособия.


5. Список литературы


  1. Гусев А. Год за годом… Пионерская летопись 1917 – 1981г. изд. 4-е, доп.

– М.: Мол.гвардия , 1981.

  1. Всесоюзная пионерская организация им. В.И. Ленина. Документы и материалы, - 2-е изд. – М.: Мол.гвардия, 1981.

  2. Зори советской пионерии. Очерки по истории пионерской организации (1917 – 1941). Сборник. – М.: Просвещение, 1972.

  3. Страницы истории юных ленинцев. Материалы для бесед. – М.: Педагогика, 1976.

  4. Пионеры – герои. Альбом – выставка. Изд. 2-е. Вып. 1-6. – М.: Малыш, 1973 – 1979.

  5. Дергач А., Чубарова Г., Якунина Л. книга вожатого. – М.: Мол.гвардия, 1982.

  6. Рядом и чуть впереди. Сборник. Сост. А.Попов, Г.Чубарова, М.: Мол.гвардия, 1980 (Для тех кто работает с пионерами)

  7. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива (Методика воспитания коллектива). – М.: Мол.гвардия, 1975.

  8. Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина. Документы и материалы (1920 – 1980гг.) Сост. В.Д. Шмитков и др. – М.: Мол.гвардия, 1981.

  9. Иванова Л.П. Пионерский вожатый в школе. – М.: Просвещение, 1981.

  10. Фурсин С., Симонов Л. Встанем в круг – слева друг, справа друг. – М.: Мол.гвардия, 1980. Книга о дружбе советских пионеров с детьми трудящихся планеты, об опыте работы КИДов.

  11. Рожков М.И., Волохов А.В. Детские организации: возможности выбора. – М.: Научно-практический центр совета СПО – ФДО, 1996.

  12. Звягинцева О.А. Когда живем с детьми играя… Игра в детской организации как средство социализации личности. – Кумертау, 2007.

  13. Методические сборники РДОО «Пионеры Башкортостана»: № 4 г.Уфа, 1996, № 5 г.Уфа, 1996, № 6 г.Уфа, 1999, № 7 г.Уфа, 2000.

  14. Побережная Л.А. Игротека. Лидер XXI века. – Н.Новгород.: Изд-во ООО Педагогические технологии, 2006.

  15. Шпаркина Е.М. Игротека вожатого. – Н.Новгород.: Изд-во ООО Педагогические технологии, 2008.

  16. Фришман И.И. Тебе, вожатый! Выпуск № 4: Путеводная звезда вожатого. – Н.Новгород.: Изд-во ООО Педагогические технологии, 2005.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница