И. Полуэхтова, к соц н., доцент мгу доходное



Скачать 429.63 Kb.
страница1/6
Дата09.05.2016
Размер429.63 Kb.
  1   2   3   4   5   6
И.Полуэхтова,

к.соц.н., доцент МГУ

ДОХОДНОЕ «МЫЛО»

Утверждения о том, что коммерциализация телевидения повлекла за собой из­ме­не­ние содержания эфира давно стали общим местом. Причем оцениваются эти изме­нения в основном негативно: коммерческое ТВ обвиняют в раз­вле­ка­тельности, пошлости, потакании низким вкусам и пр. И только кинопоказ на ТВ вызывает не столь категоричные, и скорее позитивные оценки. В это смутное время телевидение как канал кинопоказа пережило период расцвета, в определенном смысле даже “золотой век”, который, увы, закончился…

Коммерциализация телевидения, начавшаяся в конце 80-х - начале 90-х гг. и совпавшая по времени с обострением кризисных тенденций в кинематографе, способствовала усилению позиций кино на телевидении, и соответственно, телевидения как канала кинопоказа. Для подавляющего большинства населения телевидение стало едва ли не единственным средством приобщения к киноискусству, а для отечественного кинематографа – основной нишей существования и выживания, поскольку единственными реальными «потребителями» нашего кино (не считая фестивалей) стали видеорынок и телевидение. Со временем телеканалы становятся наиболее активными субъектами на кинорынке, выступая не только в качестве потребителей, но и в качестве производителей (или заказчиков) нового отечественного кинопродукта. Речь идет об активизации производства отечественного многосерийного телевизионного кино.

В мировой практике телесериалы давно зарекомендовали себя как надежная и выгодная сфера кинобизнеса. Недолгая история развития отечественного кинематографа в условиях рынка, массовая популярность зарубежных “мыльных опер” и успех новых российских телесериалов утвердили отечественных производителей в мысли о перспективности телесериального бизнеса в России. Однако почти десять лет понадобилось для того, чтобы созрели подходящие экономические условия, позволяющие выпускать на телеэкраны собственные сериалы. До сих пор благие начинания блокировались высокой стоимостью собственного телепроизводства и развращающей возможностью закупать южноамериканское «мыло». Финансовый кризис 1998 г., приведший к сокращению денег на рынке, в том числе к почти трехкратному падению рекламного рынка – основного источника финансирования телеканалов, изменил ситуацию. Отечественные сериалы сегодня – спасительная стратегия для телеканалов, которые нуждаются в дешевом и притом рейтинговом продукте, а для отечественного кинематографа развитие производства многосерийных фильмов может стать надежной нишей существования, способом выживания и возрождения.
Предыстория, или «Золотой век» кино на телевидении

В то время как переход кинематографа от государственной модели к рыночной привел к системному и затяжному кризису киноотрасли, разрушению кинопроката и киносети, коммерциализация телевидения, напротив, способствовала активному развитию телевидения и утверждению его в качестве основного канала кинопоказа и кинопотребления. Появление и развитие коммерческого телевидения привело к увеличению числа доступных телевизионных каналов, а жесткая конкуренция между ними в борьбе за зрительскую аудиторию (иными словами, рейтинги) – к многократному увеличению количества фильмов на телеэкране и расширению возможностей зрительского выбора. Старые кинотеатры в новых экономических условиях не выдержали конкуренции с телевидением, о чем свидетельствуют не только пустые залы кинотеатров, но и такой социологический факт: в 1997 г. 66 процентов россиян заявляли, что телевидение им вполне заменяет кинотеатр, поскольку по телевидению показывают много фильмов на любой вкус1. По данным общероссийского опроса 2000 г. (все городское население от 15 лет), хотя бы один фильм в неделю по телевидению смотрят 88% городских жителей России, на видео – 28%, в кинотеатре – 2.7%.2

Нельзя не признать, что кинопоказ на отечественном телевидении за последние 10 лет претерпел радикальные изменения. Кинопрограммы советского телевидения были скудны, выбор фильмов – ограниченным. Никакой экономической (коммерческой) ценности телевизионный прокат фильмов не имел. Доминировали отечественные картины, зарубежные на телеэкране были редкостью. Если в кинотеатрах в начале 80-х гг. зарубежная часть кинорепертуара составляла не более 25% (американские фильмы – всего 3%), то на телевидении этот показатель был еще ниже, поскольку цензура и отбор фильмов для телевидения был еще более жестким, чем для кинотеатров. К тому же, напомним, что только два телеканала (Первая и Вторая программы ЦТ) имели общесоюзный охват, прием прочих каналов ограничивался крупными городами. Так что население имело весьма ограниченные возможности посмотреть (а тем более выбрать!) фильм по телевидению.

С началом политических и рыночных реформ кинорепертуар телевидения коренным образом изменился, что было обусловлено прежде всего разрушением государственной монополии на кино и ТВ и появлением коммерческого телевидения. Поскольку экономическую основу существования частных и во многом государственных телевизионных каналов стали составлять доходы от продажи рекламного времени, основной заботой телевидения стало увеличение аудитории, т.к. чем больше у передачи зрителей (т.е. чем выше ее рейтинг), тем больше платит рекламодатель. Однако заполнить эфир программами собственного производства ни один канал был не в состоянии, а рынок производства программ только появился. В этих условиях телеканалы принялись «крутить» кино, которое всегда было (и остается) самым популярным зрелищем. Получив доступ к зарубежным кино- и телефондам при растущих доходах от рекламы, наши телекомпании стали заключать договоры с ведущими зарубежными дистрибюторскими фирмами, закупая фильмы огромными пакетами. Количество фильмов на телеэкране многократно возросло. Возникли даже «чистые» киноканалы (спутниковые, кабельные и пр.) Для вновь создаваемых телеканалов показ зарубежных фильмов и телесериалов был единственной возможностью встать на ноги. Так, ТВ-6, на котором в начале его существования кроме зарубежного кино (благодаря участию в его создании Тэда Тернера, к фондам которого канал получил доступ) практически ничего не было, вырос в полноценный коммерческий канал. Почти «чистым» киноканалом был в 1994-95 гг. и НТВ.

Рост объема кинопрограмм на телевидении сопровождался увеличением числа доступных населению телеканалов: от ограниченного их числа, когда жители даже крупных городов могли принимать два - три телеканала (и только в столицах – 4), за несколько лет произошел переход к многоканальному ТВ. Наряду с центральными телеканалами стали появляться и развиваться региональные телесети и местные телекомпании, осваивались новые технические возможности (появились дециметровые, кабельные, спутниковые телеканалы и пр.).

Таким образом, усилившаяся между каналами конкуренция в борьбе за зрительскую аудиторию и интенсификация телевизионного проката фильмов привели к многократному увеличению количества фильмов на телеэкране. На демонстрацию кинофильмов и телесериалов на основных эфирных каналах (ОРТ, РТР, НТВ и ТВ-6) теперь приходится треть (30-35%) времени вещания. На «малых» каналах доля кино достигает 75% (см. диагр.2) 3. Так что зрителям есть из чего выбирать.

Однако это не единственное изменение, которое произошло в кинопрограммах телевидения в постсоветское время: изменились структура и содержание кинопрограмм.

Во-первых, на телеэкране появились зарубежные фильмы – и в огромном количестве. Отечественное кино, ранее составлявшее чуть ли не все содержание кинопрограмм ЦТ, стало лишь одной из составных частей кинотелерепертуара (см. диагр.1 и 1а).

Во-вторых, существенным образом изменилась жанрово-тематическая структура кинорепертуара телевидения, что тоже, естественно, связано с расширением представительства зарубежных фильмов на телеэкране.

Характерной чертой кинопрограмм постсоветского (коммерческого) телевидения стала возросшая доля телевизионного кино - телесериалов. Так, в 1997 г. время кинопоказа на общенациональных каналах делилось между телесериалами и кинофильмами в среднем в соотношении 45:55. Среди телесериалов преобладали зарубежные: американские (41%) и латиноамериканские (19%). На долю отечественных многосерийных телефильмов приходилось 22% времени. (Ситуация изменилась после кризиса 1998 г., о чем речь пойдет ниже).

Еще одна особенность жанровой структуры кинопрограмм коммерческого ТВ – большее разнообразие жанров и преобладание так называемых популярных жанровмелодрам, комедийных, приключенческих и криминальных фильмов (см. табл. 1).

Таблица 1

Жанровая структура кинопрограмм телевидения

(ОРТ, РТР, НТВ, ТВ6, 1997 г.)




Кинофильмы

Телесериалы

Комедия


20

11

Мелодрама

17

39

Драма

12

2

Криминальный

10

9

Приключенческий

8

13

Боевик

6

3

Детский

6

7

Киноповесть

5

0

Фантастика

3

4

Мистический

3

2

Исторический

3

2

Историко-приключенческий

2

3

Молодежный

0

6

Прочие

3

0

Всего


100

100

  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница