I. Народная медицина в комплексе рациональных знаний



Скачать 263.28 Kb.
Дата03.11.2016
Размер263.28 Kb.

Материалы предоставлены интернет - проектом br />


Содержание

Введение 3

Глава I. Народная медицина в комплексе рациональных знаний

абхазов 10

§1. Фитотерапия в практике народной медицины 10

§2. Лекарственные средства животного происхождения 35

§3. Лекарственные средства минерального происхождения 52

§4. Хирургия (лечение ран, переломов, вывихов) 56

§5. Бальнеолечение и климатотерапия 59

§6. Диетология 61

§7. Гигиена и косметика 63

§8. Ветеринария 65

Глава П. Народная медицина в системе религиозно-магической

обрядности абхазов 68

§1. Представления о магических причинах болезней 68

§2. Сакральные олицетворения болезней 71

§3. Магия в практике народной медицины 83

§4. Анимо-фетишистские аспекты народной медицины 105

§5. Музыка и танцы в народных методах лечения абхазов 110

§6. Приметы, связанные с болезнями 115

Глава III. Народная медицина в социальной структуре

абхазского этноса 116

Заключение 131

Литература 135

Приложения:

1. Лекарственная флора Абхазии 143

2. Русско-абхазский словарь медицинских терминов 147

3. Названия болезней животных 152

4. Народная медицина в абхазском фольклоре 153

Список информантов 155

ВВЕДЕНИЕ

Диссертационная работа посвящена проблемам этнографического изучения народной медицины абхазов с конца XIX века до наших дней.

При историко-этнографическом изучении народной медицины народов мира следует учитывать, что ее истоки уходят в древнейшую историю человечества. Современной этологии хорошо известно об умении высших позвоночных заниматься «самолечением»: раненые особи зализывают кровоточащие раны, в случае ожогов пораженные места доступными способами охлаждаются и т.д. Исходя из этого, можно предположить, что рефлекторные навыки и приемы лечебных действий входили в тот арсенал знаний, который сопутствовал человеку уже на самых ранних стадиях антропосоциогенеза. С дальнейшей эволюцией процесса сапиентации лечебные навыки усложнялись и к эпохе верхнего палеолита достигли весьма высокого уровня. Во всяком случае, первобытной археологией зафиксированы случаи прижизненного вмешательства с лечебными целями в деятельность человеческого организма, вплоть до операций по трепанации черепа.

Народный опыт стал основой для зарождения научной медицины. Последняя еще долгое время была тесно связана с традиционными представлениями и методами врачевания. Однако постепенная сциентизация эмпирических данных, их последующее накопление, развитие и обобщение способствовали окончательному отрыву профессиональной медицины и ее оформлению в качестве самостоятельной сферы научного знания и практики. Это ознаменовало величайший рубеж в социально-культурной истории человечества, стало одним из факторов его прогрессивного демографического развития.

Одновременно наметился и все более углублялся разрыв между социально-культурными сферами функционирования научной медицины и народного врачевательства. Последнее оттеснялось на периферию социальной практики, что порой осуществлялось насильственными методами, включавшими в себя административные гонения, уголовное преследование, идеологическую дискредитацию и т.д. Тем не менее народная медицина продолжала функционировать.

Более того, нельзя не согласиться с мнением Ю.В.Бромлея и А.А.Воронова о том, что «народная медицина, как и любой другой вид народных знаний, представляет собой неотъемлемую часть культуры каждого народа, в том числе его духовной культуры» [Бромлей, Воронов, 1976, с.З].

Между тем изучение духовной культуры всегда было актуальной задачей этнографической науки. Столь же актуальным было и изучение народной медицины как важного компонента духовного бытия этноса. Значительный импульс для развития этого направления был дан на

состоявшейся в Ленинграде в 1975 году Всесоюзной научной конференции этнографов и антропологов, которая была специально посвящена итогам полевых исследований в области народной медицины. Думается, что итоговые рекомендации конференции, призвавшей интенсифицировать исследования этой сферы духовной культуры, и сегодня не потеряли своей актуальности, хотя следует признать, что уровень разработки проблемы не соответствовал ее научной значимости и практической актуальности.

Это стало очевидным в последние десятилетия, когда практическая значимость научного изучения и объективной оценки традиционной медицины особенно актуализировалась. Данное обстоятельство связано с рядом причин. С одной стороны в настоящее время мы наблюдаем возросший интерес к народным методам врачевания со стороны профессиональной медицины, представители которой не отрицают наличия многих положительных достижений в многовековом опыте народного целительства. Отсюда нынешний период можно охарактеризовать как время сотрудничества двух сфер медицины, которое осуществляется в соответствующих пределах реальной врачебной практики.

С другой стороны, к методам народной медицины резко возрос и широкий общественный интерес. Это прямое следствие ряда социально-экономических причин, в ряду которых можно назвать подорожание лекарств, общее загрязнение окружающей среды, возросшее число аллергических заболеваний, являющихся следствием употребления лекарственных средств химического происхождения и др. Интересен и тот факт, что в экстремальных социальных ситуациях народная медицина может возрождаться. Пример тому - период абхазо-грузинской войны 1992 - 1993 гг., когда в случае отсутствия на фронтах военно-медицинской службы многие прибегали к лечению методами народной медицины.

Актуальность данной проблемы заключается также и в том, что этнографическое исследование народной медицины вместе с чисто практическим значением содержит в себе и теоретические аспекты. В настоящее время, когда в этнографической науке широко развернулись работы по изучению и анализу понятия этноса, а также его важнейших и основных признаков, на передний план выдвинуто исследование проблем этнического своеобразия и специфики того или иного народа. Вместе с другими элементами культуры и быта народная медицина оказалась одной из важнейших сфер, в которой широко проявились специфические признаки, отражающие этническое своеобразие народа. В частности, имеются в виду накопленные прошлым культурным творчеством народа проверенные и сопоставленные на практике многими поколениями людей позитивные эмпирические знания.

В кавказоведении интересующая нас тема изучалась главным образом на грузинском и северокавказском материале; по абхазам же специальные исследования на эту тему отсутствуют. В связи с этим исследование народной медицины абхазов представляется важным и актуальным.

Актуальность исследования данной проблемы на абхазском материале определяется также и тем, что в результате социально-экономических и культурных преобразований в Абхазии методы народной медицины претерпели значительные изменения. Целый ряд традиционных черт, связанных с врачеванием, в ближайшие годы исчезнет и может оказаться потерянным для науки, если их вовремя не зафиксировать.

Цели и задачи исследования

Целью представленной диссертационной работы является описание и анализ оригинальных форм и методов абхазской народной медицины. Достижения народной медицины позволяют выявить как особенности быта и культуры Абхазии, так и общеабхазский характер и сущность, а также специфическое региональное своеобразие.

В соответствии с этим были поставлены следующие задачи:

- выявить основные черты народной медицины абхазского народа;

- охарактеризовать особенности медицинской культуры абхазов;

- дать описание врачебных средств и приемов, используемых при лечении различных болезней;

- выявить взаимосвязь абхазской народной медицины с другими компонентами традиционно-бытовой и духовной культуры;

- провести сравнительные параллели между врачебной практикой абхазов и некоторых народов Кавказа.

Народные медицинские знания абхазов и многих кавказских народов имеют сходные черты в области применения тех или иных средств лечения. Вместе с тем порой встречаются как существенные, так и незначительные различия в специфике их употребления. Все это создает возможность для сравнительного изучения этих материалов, выявления в общем виде некоторых направлений этнокультурных связей абхазов и других народов Кавказа.

Хронологические рамки исследования

Хронологические рамки нашего исследования охватывают период с конца ХГХ века до наших дней. Этот период дает возможность наглядно представить специфику бытования народной медицины в системе этнической культуры абхазов, реконструировать наиболее значимые ее элементы, проследить характер изменений социально-культурных функций данной сферы культуры.

К концу XIX века многие традиционные институты бытовой культуры, в том числе и народная медицина, в результате целого ряда политических и социально-экономических преобразований подверглись трансформации. Значительные изменения были связаны с происходившими в начале XX века в России историческими событиями. Однако многие элементы традиционно-бытовой культуры абхазов сохранились и до наших дней, что позволяет зафиксировать также современное состояние народной медицины абхазов, используя оригинальный полевой материал, собранный автором в ходе полевых экспедиций.

Научная новизна и значимость исследования

Настоящая работа представляет собой первую в абхазоведении попытку комплексного и обобщенного освещения такой важной сферы духовной культуры абхазов, как народная медицина. В работе опровергнуто бытовавшее мнение о практически полном исчезновении народной врачебной практики среди абхазов. Впервые обращено внимание на ряд аспектов (религиозных, нормативных, социальных) традиционного и современного быта абхазов, связанных с практикой народной медицины.

В работе по возможности подробно и детально описаны средства и методы лечения, применяемые в абхазской народной медицине.

Изучение народной медицины в историко-этнографическом плане имеет важное теоретическое и практическое значение. Углубленное знание народных традиций врачевания дает возможность использовать их в наше время, так как накопленный богатый опыт народной медицины продолжает развиваться. Результаты применения традиционных народных методов лечения в ряде случаев свидетельствуют о большой их эффективности.

Поскольку опыт традиционной медицины может служить источником полезной информации для научной медицины, то материалы данного исследования также могут иметь соответствующее практическое значение.

Методологические приемы, использованные автором, являются традиционными для отечественной школы этнологии. Автором был использован, прежде всего, метод историзма, который позволил представить исследуемый объект не в статике, а в эволюционной динамике на протяжении рассматриваемого хронологического периода.

Автором был также применен метод кросскультурного анализа материала. Были привлечены и сопоставительно рассмотрены данные по народно-медицинской практике у региональных соседей абхазов — грузин, абазин, адыгов, осетин, вайнахов, народов Дагестана, а также

извлеченные из литературных источников материалы по ряду других народов мира.

Источниковедческая база исследования

Представленная диссертационная работа написана, главным образом, на основе оригинального полевого материала, который был собран автором во время поездок в Абхазию в период с 2001 по 2003 год. Полевые исследования проводились в пяти районах: Очамчирском, Ткуарчалском, Сухумском, Гудаутском, Гагрском и затрагивали как сельское, так и городское население. Сбор материала проводился главным образом путем опроса пожилых женщин и мужчин, хорошо знающих приемы народного врачевания. Опрос велся в форме индивидуальных бесед.

При составлении вопросника автором была использована программа по сбору сведений о народной медицине, составленная Г.Ф.Чурсиным [Чурсин, 1929]. Несмотря на значительный период времени, прошедший с момента опубликования программы, она не потеряла своего операционального значения, благодаря полноте, детализированности и широте охвата возможных направлений получения информации. В ходе полевых работ программа дополнялась вопросами автора, отразившими абхазскую специфику собираемого материала.

Также были использованы предоставленные автору полевые материалы из личного архива А.А.Аншба, собранные им в 1963-1980 годах. Привлечение более ранних полевых данных позволило реконструировать некоторые элементы народной медицины утраченные сегодня.

С этой точки зрения важными оказались материалы, выявленные в архивных и рукописных фондах институтов Академии наук Абхазии. Так, в архиве Института гуманитарных исследований были использованы фольклорно-этнографические материалы, собранные Ш.Д.Инал-ипа; материалы комплексной экспедиции в Гагрском, Гудаутском и Сухумском районах, собранные Г.В.Смыр; его же фольклорно-этнографические материалы, собранные в 1972 году; а также неопубликованные работы И.А.Аджинджал.

Часть неопубликованных работ И.А.Аджинджал была изучена в рукописном отделе Абхазского государственного музея.

В архиве Института ботаники были выявлены работы А.А.Колаковского и В.С.Ябровой, которые долгие годы плодотворно занимались изучением лекарственной флоры Абхазии. Научные материалы этих двух видных ученых-ботаников явились серьезным пополнением сведений, полученных при полевых сборах.

К исследованию были привлечены материалы периодической печати: годовые подшивки газет «Голос трудовой Абхазии», «Заря Востока» и «Советская Абхазия» за время их существования. В ряде статей, заметок, корреспонденции содержалась интересная информация, которая была проанализирована и нашла отражение в работе, в частности данные о конкретных формах функционирования народно-медицинской практики, ее социальных аспектах, взаимоотношении с официальной властью, которые зачастую принимали формы «борьбы со знахарством», идеологической дискредитации и т.д.

Историография проблемы

Как уже отмечалось, специальных работ монографического характера по указанной теме нет. Однако некоторые вопросы, связанные с отдельными сторонами врачевания у абхазов, нашли освещение в абхазоведческой литературе.

Одним из первых исследователей, обратившихся к изучению нашей темы, был И.Шабловский. Составив большой список лекарственных веществ, употребляющихся в Абхазии и Самурзакани, он подробно описывал признаки и свойства каждого растительного средства, принадлежность их к тому или иному семейству, приводил большей частью абхазские и мегрельские их названия, а для некоторых и картвельские. Вторая глава его работы посвящена описанию способов лечения разных болезней. За свою работу доктор И.Шабловский получил Миримановскую премию за разработку проблемы на тему: «Обозрение употребительнейших народных средств и лечений в какой-либо местности или среди какой-либо народности на Кавказе» [Шабловский, 1886].

Дореволюционные сообщения по интересующей нас теме встречаются в этнографических работах Н.Джанашия: «Религиозные верования абхазов», «АбЬсазский культ и быт», «Статьи по этнографии Абхазии» [Джанашия, 1915; 1916; 1960]. Для нас интерес представляет статья «Религиозные верования абхазов», где имеется описание обряда, связанного с лечением оспы, записанного автором еще в 1914 году в с.Джгерда.

Заслуживает внимания труд известного этнографа-кавказоведа Г.Ф.Чурсина «Материалы по этнографии Абхазии», где освещаются и вопросы народной медицины абхазов. Некоторые сведения о народной медицине абхазов даются им в небольшом разделе: «Знахарство и народное врачевание». В этом разделе Г.Ф.Чурсин в частности сообщает о магическом приеме протаскивания больного под выступающими над землею корнями орехового дерева, применявшегося при коклюше и кори; о молении «царице земли» при некоторых заболеваниях; о зажигании огня во время эпидемий и т.д. [Чурсин, 1957].

Вопросы народной медицины изучал Ш.Д.Инал-ипа, который посвятил им специальный раздел в своем монографическом исследовании об абхазах [Инал-ипа, 1960]. Не давая четкой классификации, автор тем не менее впервые разделил рациональные и магические приемы врачевания, описав в последнем случае ряд заговоров, молений, обрядовых жертвоприношений, хотя и в данном случае без детализированного анализа и классификации, что, впрочем, и не входило в задачу автора. Касаясь рациональных методов врачевания, Ш.Д.Инал-ипа сообщает об употреблении в народной медицине абхазами значительного числа лекарственных растений; об успешном лечении многих заболеваний, в частности вывихов, переломов костей, чесотки, укусов собаки, «сибирской язвы»; об использовании крови для прекращения кровотечения.

Особо следует выделить работу С.А.Дбар «Обычаи и обряды детского цикла у абхазов» [Дбар, 2000]. Основу этого исследования составляют этнографические материалы, собранные автором в 1982-1985гг. в Гудаутском, Очамчирском и Гагрском районах Абхазии. В этой работе на основе полевых материалов автор рассматривает некоторые вопросы интересующей нас проблемы. В частности, С.А.Дбар описывает обычаи и обряды, связанные с охраной здоровья детей и лечением детских болезней, что, в свою очередь, является составной частью народной медицины абхазов.

При написании диссертации автором были использованы также отрывочные сведения по народной ветеринарии абхазов, опубликованные в статьях Ц.Н.Бжания «Из истории хозяйства и культуры абхазов» [Бжания, 1973] и В.Е.Кварчия «Животноводческая (пастушеская) лексика в абхазском языке» [Кварчия, 1981].

Ряд публикаций посвящен использованию абхазами лекарственных растений для лечения различных заболеваний: М.Т.Бгажба «Растительные ресурсы Абхазии и их использование»; М.Т.Бгажба «Местные лекарственные растения»; Д.К.Гицба «Некоторые лекарственные растения народной медицины Абхазии»; С.М.Читанава «Об абхазских названиях растений»; З.И.Адзинба. Т.Г.Алания «Лекарственные растения флоры Абхазии» [Бгажба, 1964; Гицба, 1966; Читанава, 1989; Адзинба, Алания, 2001].

Кросс-культурные аспекты темы обусловили необходимость обращения прежде всего к обширной кавказоведческой литературе. В работах Л.Т.Соловьевой, Н.Р.Миндадзе, Б.Х.Рачвелишвили, А.О.Яшвили, Л.В.Беселия обобщен значительный материал по народной медицине грузин, и это позволило выявить важные историко-культурные параллели между абхазами и их ближайшими восточными соседями (мегрелами, сванами, картвелами). Важные параллели были отмечены между абхазами и абазинами [работы Л.З.Кунижевой], адыгами [Г.Г.Тхагапсова,

Н.Жардецкая, И.Х.Калмыков, Х.А.Хабекирова], карачаевцами [М.Дж.Каракетов, Л.Х.Боташева], азербайджанцами [И.А.Геджиев, И.И.Эфендиев] и др. Программная статья Ю.В.Бромлея и А.А.Воронова «Народная медицина как предмет этнографических исследований» стала важным вкладом в теоретико-методологическое осмысление проблемы. Высказанные авторами идеи способствовали вычленению предмета и объекта настоящего исследования, определили основные направления собирательской деятельности, описательные и аналитико-классификационные подходы к выявленному материалу.

Как было сказано, народная медицина является одной из важнейших сфер, в которой широко проявились специфические признаки, отражающие этническую индивидуальность народа. Будучи частью традиционной культуры, народная медицина охватывает ее гуманитарные сферы, являя собой яркий пример, с одной стороны, рационального знания, с другой - религиозно-магических практик, сформированных специфическими особенностями традиционных элементов духовной культуры конкретного социума.

В соответствии с этим наш материал по народной медицине абхазов сгруппирован по главам, в которых последовательно рассмотрены рациональные приемы врачевания; их религиозно-магическое содержание, а также место изучаемого феномена народной культуры в социальной системе абхазского этноса.

ГЛАВА I. НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА В КОМПЛЕКСЕ РАЦИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ АБХАЗОВ

Народная медицина абхазов в течение веков эмпирическим путем вырабатывала эффективные средства лечения различных заболеваний, наиболее распространенных в данной области. При этом абхазами, как и другими народами мира, накоплен огромный опыт в области фармакогнозии и фармакотерапии (поиски и употребление лекарственных трав, лечебных средств животного и минерального происхождения).

Рассмотренный нами материал свидетельствует, что в рациональных методах абхазской народной медицины преобладает фитотерапевтическое направление.

§1 Фитотерапия в практике народной медицины

В народной медицине абхазов наиболее распространены лекарства растительного происхождения, среди которых немало рациональных, проверенных многовековым опытом средств. С лечебной

целью употребляются дикорастущие, садовые и огородные растения, технические культуры.

Сфера лечебного применения растительных лекарственных средств довольно широка. Почти нет такой болезни, в лечении которой абхазские народные врачеватели не прибегали бы к растениям. Особенно широко растительные средства применяются при желудочно-кишечных, кожных, нервных, простудных заболеваниях, для нормализации сердечной деятельности, при ревматизме, туберкулезе, желтухе и др.

В абхазской народной медицине фитотерапевтические средства предназначены в основном для внутреннего применения, в то же время народные лекари практикуют ингаляции, присыпки, прижигания, компрессы, различные ванны, примочки. Лекарственное сырье применяют также в виде порошков, настоек, иногда в виде мазей, используется и сок свежих растений. Редко применяют пластыри, кашицы из целого растения или из его отдельных частей.

Чаще всего абхазы употребляют отвары из трав, которые составляют до 65% всех лекарственных средств. Обычно отвары готовят из листьев, стеблей и корневищ. Плоды, семена и цветки ценятся лишь у единичных видов растений. Отвары готовят на кипящей воде, в которой кипятят те или иные части растений, а иногда и сразу несколько растений.

При изготовлении лекарств прибегают к различным методам обработки сырья. Так, отвар листьев и трав готовят в открытых и закрытых кувшинах. Измельченные, а иногда толченые растения отваривают в молоке, вине и воде. Настаивают главным образом на воде и водке двойной перегонки из виноградных отжимок («чача»), иногда с добавлением меда. Лекарства хранят в специальных сосудах, изготовленных из дерева или глины.

Сбор лекарственного растительного сырья происходит в строго определенное время года, когда активность растений, по мнению лекарей, наиболее высока. Заготовка основной части растений происходит главным образом весной — во время их цветения; заготовка же семян - во время созревания. Корни, корневища и луковицы собирают обычно в период отмирания надземных частей, когда растения переходят в «состояние покоя». Учитываются во время сбора не только время года, но и условия, в которых они растут — почва, влажность, степень освещенности солнцем и т.д. Добытые лекарственные растения высушивают в тени и хранят в сухом месте.

При сборе лекарственных трав абхазы кладут в лунку немного соли, как говорят, «в знак благодарности». По народным представлениям, это делается для того, чтобы не повредить лечебной силе растения и земле, которая дает эту лечебную силу.

Растительные ресурсы Абхазии богаты и разнообразны; при этом многие виды растений используются и в народной медицине.

Полагаю, что в данной работе необходимо привести сведения о применении в народной медицине абхазов различных видов растений, распространенных на территории Абхазии. Поэтому я перехожу к рассмотрению примеров использования абхазами лекарственных трав в целях терапевтического воздействия на больных.

При лечении желудочно-кишечных заболеваний, в частности язвы желудка и двенадцатиперстной кишки, воспалении слизистой оболочки желудка абхазские лекари применяют в основном настои (абх. аицарцхьа) лекарственных трав. Чаще всего в этом качестве наши информанты называли кукурузные рыльца, подорожник, зверобой. Настои из этих трав нужно принимать в теплом виде по 1 стакану 4 раза в день (можно с медом). Но при этом необходимо соблюдать щадящую диету, особенно первые 15-20 дней лечения.

Широко используется настой из коры молодых ветвей или тонких стволов дуба, а также лекарственный водный настой из корней сельдерея. Его измельченные корни 2 часа настаивают в стакане холодной воды, процеживают и принимают внутрь по 1/3 стакана 3 раза в день до еды (Информант: Аршба-Гварамия Тамара, 1919г.р., г.Ткуарчал).

При лечении язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки абхазы употребляют также отвары (абх. аилаже). В частности хорошим противоязвенным средством является заваренный зверобой. В кипящую воду бросают мелко изрезанную траву (без стеблей) и дают настояться.

Абхазским лекарям были хорошо известны благотворные последствия приема «сырых» лекарственных препаратов. Так, хорошим средством при гастрите абхазские лекари считают подорожник. Сок подорожника нужно принимать за 15-20 минут до еды 3 раза в день по 1 столовой ложке в течение 30 дней. А можно просто прожевывать листья подорожника длительное время и «болезнь желудка» пройдет. Настой из листьев подорожника применяют при болях в желудке и другие народы, например, сибирские татары [Томилов, Кадырова, 1997,с.42].

Другим лекарственным средством при лечении гастрита являются сложные лечебные смеси. По сведениям М.Касландзия, помогает лекарство, приготовленное следующим образом: перемешивают 1 лист алоэ, пропущенный через мясорубку, 100 г меда, 100 г кофе и 100 г сливочного масла. Это лекарство нужно принимать три раза в день до еды по 1 чайной ложке [Касландзия, 2000, с.З].

Настои, отвары и смеси применяются и для лечения различных желудочных болей. Так, абхазы собирают ашьхардац (горец кровяно-красный) с корнем, промывают, заливают водкой и настаивают 2-3 недели в темном месте. Тот, у кого болит желудок, должен каждое утро пить по 100 г этого настоя (Информант: Гварамия Николай, 1937г.р., г.Ткуарчал). По другому рецепту: 12 корней ежевики кипятят в трех л воды, доводя до

1 л. Затем добавляют 0,5 л меда. Приготовленное таким способом лекарство принимают по 50 г ежедневно (Информант: Габлая-Аршба Бубли, 1927г.р., c.l-Бедия). Готовят смеси: семена подорожника высушивают, перемешивают с медом и принимают по 1 чайной ложке 3 раза в день (Информант: Самсония Клара, 1933г.р., с.Бедия).

Наши полевые материалы свидетельствуют, что при лечении язвенной болезни абхазские лекари придерживаются некоторых диетических правил, в частности, считают полезным употреблять тыкву в печеном виде.

Фитотерапевтическое лечение геморроя в абхазской народной медицине осуществлялось при помощи многочисленных лекарственных настоев. Так, народные лекари рекомендуют настоять на водке молодые, еще незрелые грецкие орехи и пить этот настой до еды по 100 г. Помогает также водная настойка соцветий (сережек) грецкого ореха с медом (Информант: Адлейба Лили, 1934г.р., г.Ткуарчал). В Абхазии широко распространены иглица шиловидная и иглица колхидская. Оба вида используются в абхазской народной медицине в форме настоев против геморроя.

Однако наиболее распространенным лекарством для лечения геморроя в настоящее время у абхазов является отвар из листьев или луба мушмулы, собранных в период цветения. В фитотерапии геморроя применяют и другие отвары, например, зверобой в смеси с листьями очитка, инжира, грецкого ореха, корой дуба.

Отвары применяются и для прекращения геморроидальных кровотечений. В этом случае отвары готовят из листьев очитка большого, семян лавровишни, листьев репейника обыкновенного, листьев живучки ползучей, травы водяного перца и полевого хвоща (Информант: Джикия-Нинуа Мери, 1954г.р., с.Баслаху). Кроме того отличным средством для лечения геморроя абхазские лекари считают сок почечуйной травы или свежий сок моркови дикой.

При фитотерапии поноса в состав лекарственных сборов входят растения, обладающие вяжущими свойствами. Так, при поносах, сопровождающихся болью, используют конский щавель. Корни конского щавеля кладут в бутылку, наполняя ее до половины, и заливают их водкой; бутылку крепко закрывают. Настой этот пьют 2-3 раза в день по столовой ложке. Считают достаточным принять это лекарство 1-2 раза, и боль пройдет. Иногда корень щавеля конского и корневища горца змеиного в одинаковых пропорциях заливают на ночь кипятком; процеженная смесь считается действенным лекарственным препаратом.

При расстройстве желудка готовят также настой из коры акации белой. Для этого немного коры заливают двумя стаканами кипятка. По другому рецепту, абхазы дают выпить больному водный настой травы

мяты длиннолистной с добавлением сахара (Информант: Аршба Енвер, 1954г.р., с.1-Бедия).

Противопоносным и кровоостанавливающим средством считают также отвары, в частности из листьев мушмулы, собранных во время цветения. Также при поносах пьют отвар из листьев чертополоха, семян айвы, листьев инжира и крапивы. При сильном расстройстве желудка принимают заваренное как чай растение называемое душевик лекарственный.

Для лечения детского поноса маленьким пациентам дают отвар из сушеных груш. Интересно, что и в Грузии при расстройстве желудка «детям давали есть плоды дикой груши» [Соловьева, 1995, с. 104].

Вяжущие свойства груши были замечены и использовались в медицинской практике и других народов. Так, на Кубани русские смешивали пережженные сухие груши с водой и давали пить от поноса [Торэн, 1986, с. 87]. При расстройствах желудка кисты Панкиси кормили детей кашей, сваренной из муки лесной груши (панта) [Маргошвили, 1990, с.46].

Целебным средством абхазы считают гранат. Он обладает вяжущими свойствами, поэтому к его помощи прибегают при поносах. Обычно используют отвар из кожуры плодов граната. Или же кожуру высушивают, а затем измельчают до порошкообразного состояния и вместе с медом (чайная ложка меда и немного порошка из гранатовой кожуры) принимают внутрь. Это лекарство принято давать детям, и оно часто практикуется абхазами и сегодня.

Издавна абхазские лекари используют в качестве вяжущего противопоносного, кровоостанавливающего средства ольховые шишечки. Особенно рекомендуется это средство детям. Для взрослых готовят отвар шишечек из 4 г на стакан кипятка, принимают по У* стакана 3-4 раза в день или принимают отвар коры ольхи (15 г на стакан воды). Принимают по 1 столовой ложке 3-4 раза в день (Информант: Нинуа-Ломия Раиса, 1934г.р., г.Ткуарчал).

При поносах у детей дают им выпить водный настой или отвар, приготовленный из тонкой внутренней оболочки ядра грецкого ореха. Аналогичный способ лечения зафиксирован у русских в Забайкалье [Торэн, 1986, с.86].

При запорах помогает отвар корней одуванчика, а также отвар из плодов инжира. В качестве послабляющего по совету лекарей принимают водный настой из корней сельдерея.

В качестве слабительного абхазские лекари применяют водный или спиртовой настой из корней лаконоса или тамуса обыкновенного, а также настой корней борщевика, иногда используют и сок травы молочай. Кстати, сок этой травы, а также сухие коренья русские употребляли тоже в качестве слабительного. О целительных свойствах молочая,

русскими, пишет М.Д.Торэн: «Это средство хотя и весьма пряно и обыкновенно причиняет небольшую рвоту, но никогда не делает рези в животе» [Торэн, 1986, с. 165].

В качестве глистогонного средства абхазы используют различные отвары. Так, распространенным лекарственным средством является отвар из листьев полыни горькой. Интересно заметить, что еще в средние века генуэзские и венецианские купцы заимствовали на Кавказе полезные медицинские свойства полыни. Именно они «привезли в Европу с Кавказа мелкие «семена», прекрасно изгоняющие круглых глистов» [Гаммерман, Шупинская, Яценко-Хмелевский, 1963, с.257]. У украинцев в Полтавской губернии истертые в порошок и смешанные с медом листья и семена полыни давали детям натощак от глистов [Торэн, 1986, с.77].

Другие противоглистные отвары готовятся из листьев пупавки собачьей, корневищ валерианы колхидской, а также из корня шелковицы. Последний отвар считается хорошим глистогонным средством и у грузин [Дерикер, 1866, с. 114].

Противоглистным средством в абхазской народной медицине считается водный настой листьев копытеня кавказского, а также водный или спиртовой настой корневищ и листьев павоя лесного.

От глистов в Абхазии еще пьют сок граната. Плод, кора, корни гранатового дерева широко применяются в народной медицине абхазов, да и вообще всех кавказских народов. Благодаря обильному содержанию вяжущих веществ в корке плодов, а также в коре и корнях этого дерева, плод, кора и корни граната употреблялись и армянскими врачами в качестве эффективного средства против поносов, кровотечений, при трудно излечимых язвах и в качестве глистогонного «препарата» [Оганесян, 1946, с. 114].

Есть и другие фитотерапевтические средства, которые связаны с приемом «препарата» в сыром виде. Так, для изгнания аскарид, остриц едят натощак сырой лук, а также сырые плоды физалиса обыкновенного.

Особо следует сказать о лечении детского гельминтоза. Если ребенок становится бледным, абхазские лекари считают, что у ребенка появились глисты. Выводятся они следующим образом: берут 3 корня укропа, настаивают их в чистой воде трое суток и дают пить ребенку три раза по утрам до еды (Информант: Джикия-Нинуа Мери, 1954г.р., с.Баслаху). В качестве детского глистогонного средства используют свежий сок моркови дикой или выжатый сок крестовника эрратического.

Традиционно в Абхазии в качестве глистогонного средства дают детям семена тыквы. Тыквенные семена поджаривают и едят «пока не станет плохо» (Информант: Адлейба Лили, 1934г.р., г.Ткуарчал). Об использовании на Кавказе в еде сырых, очищенных от кожуры (обязательно с зеленой тонкой кожицей) семян тыквы при ленточных глистах имеются также сведения в одном из справочников [Съедобные

целебные растения Кавказа, 1989, с.451]. Кстати, аналогичный способ выведения ленточных глистов был зафиксирован в Забайкалье и на Кубани [Торэн, 1986, с. 105].

Хорошим средством при заболеваниях сердечно-сосудистой системы в абхазской народной медицине считается лавровишня. Сок из плодов лавровишни абхазы пьют и сегодня при различных внутренних недомоганиях и болях в области сердца.

По мнению абхазов, при болезнях сердца полезны инжир и фейхоа.

При нервном возбуждении, беспокойстве, бессоннице, неврозах сердечно-сосудистой системы используется валериана колхидская. Водный настой валерианы кипятят 15 минут и принимают по 1 столовой ложке 3 раза в день (Информант: Аршба Енвер, 1954г.р., с.1-Бедия). Русские в Вологодской губернии при болезнях сердца тоже применяли валериану. Они высушивали корни валерианы лекарственной, парили и пили этот настой [Торэн, 1986, с.64].

В народной медицине абхазов при нарушениях сердечной деятельности используется водный настой листьев копытеня кавказского.

При лечении мигрени (абх. ашьактахь) абхазы прикладывают к голове свежие листья грецкого ореха, размятого вместе с корнями петрушки или же листья капусты (абх. ахул). Листья капусты от головной боли использовали и грузины [Соловьева, 1995, с. 104]. По представлениям русских, листья капусты вытягивают жар [Торэн, 1986, с. 162].

Иногда абхазы при головной боли прикладывают на затылок кашицу из травы горца перечного. Место, куда был приложен горец перечный, начнет немного гореть, а головная боль вскоре исчезнет. От головной боли прикладывают к затылку свежую почечуйную траву, а также свежие листья душевика лекарственного.

По информации Джопуа Хачи (1907г.р., с.Члоу): «Если размять три корня примулы (фиалка) и выпить полученный сок, то пройдет головная боль». Некоторые лекари при сильных головных болях

используют отвары листьев липы кавказской, амаранта и зверобоя в смеси с травой чистотела, стеблей ломоноса виноградолистного.

Абхазские лекари знают болезнь под названием «ашьакдр чмазара» (букв, перевод - сахарная болезнь). Речь идет о сахарном диабете. При этом заболевании абхазы применяют отвары из листьев дуба или кукурузных рылец. Кукурузные рыльца заливают кипящей водой и кипятят, накрыв сосуд крышкой, 30 минут. Охлажденный отвар процеживают и принимают по 1-3 столовые ложки через 3-4 часа перед едой. Другой отвар, который принимают при сахарном диабете, готовят из коры крушины ломкой. 200 г этой коры заливают двумя л воды и

кипятят до тех пор, пока жидкость наполовину не выкипит. Принимают каждый раз за полчаса до еды по 100 г.

Лекарь Касландзия Маша из с.Кутол рекомендует при сахарном диабете принимать отвар укропа. Она также считает, что человек, страдающий этой болезнью, должен как можно больше есть фейхоа. «Оно очень полезно» (Информант: Касландзия Маша, 1932г.р., с.Кутол).

Еще один целебный плод при лечении сахарного диабета — это грецкий орех, в частности, перегородки грецкого ореха, которые идут для приготовления настойки. И вообще при сахарном диабете абхазские лекари рекомендуют употреблять продукты питания с включением грецких орехов.

Абхазские лекари брались лечить заболевнаия почек и мочевыводящих путей. Хорошим средством при воспалении почек считаются ядра от слив. Их надо есть по 20 штук три-четыре раза в день, делая при этом четырехдневный перерыв. При болезни мочевого пузыря используют отвары многих растений: зверобоя, петрушки кудрявой, листьев почечуйной травы.

Информант Маша Касландзия рассказывает, что при болезни почек и мочевого пузыря она использует зверобой. Его мелко нарезает, затем 1 чайную ложку заливает стаканом горячей воды. Через некоторое время процеживает и не остывшим дает выпить больному. «Если сразу не поможет, нужно повторить еще раз. Тогда обязательно поможет» (Информант: Касландзия Маша, 1932г.р., с.Кутол). По другому рецепту М.Касландзия, 3 столовые ложки высушенной травы спорыш она заливает 1 стаканом кипятка, после того как настой остынет, рекомендует больному принимать 3 раза в день.

В качестве мочегонного средства, а также при воспалительных процессах в мочевом пузыре и мочевыводящих путях применяют отвары полевого хвоща, листьев и цветов горицвета. В качестве мочегонного средства применяются также отвар мать-и-мачехи и водный настой травы недотроги обыкновенной.

Абхазскими лекарями было замечено, что корни марены красильной обладают свойством разрушать камни в почках и в мочевом пузыре. Их применяют в виде водных или спиртовых настоев.

Очень часто абхазы при мочекаменной болезни пьют отвар из листьев и корней мушмулы.

И еще одним из распространенных и весьма доступных средств при болезнях почек является отвар кукурузных рылец. Этим отваром абхазы выводят камни из почек, а также камни и песок из мочевого пузыря.

«Настой и порошок листьев частухи подорожниковой применяют в абхазской народной медицине при хроническом нефрите и почечных отеках, а отвар листьев употребляют как мочегонное» [Адзинба, Алания, 2001, с.13].





База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница