И. М. Гревс Вопросы духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения являются очень значимыми не только для педагогического сообщества, но для и социума в целом. Очень важно воспитать творческу



Скачать 46.77 Kb.
Дата10.05.2016
Размер46.77 Kb.
Попугаева Л.Н.,

учитель начальных классов

ГОУ СОШ №72
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ИСТОРИЕЙ И КУЛЬТУРОЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КАК ЭЛЕМЕНТ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
«Город - центр одновременного культурного

притяжения и лучеиспускания, самое яркое

и наглядное мерило уровня культуры...»

И. М. Гревс

Вопросы духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения являются очень значимыми не только для педагогического сообщества, но для и социума в целом. Очень важно воспитать творческую личность, любящую свой народ, свой город, свою Родину, уважающую и понимающую ценность семьи и общества, любознательную, активную и заинтересованно познающую окружающий мир. Изучение истории и культуры родного города способствует общему, эстетическому и нравственному развитию учащихся. Нам, учителям, работающим в Санкт-Петербурге, предоставляется уникальная возможность, воспитывать молодое поколение в культурной столице нашей страны, в городе с богатым историческим наследием. Особая роль Санкт-Петербурга заключается в том, чтобы пробуждать душу человека, воспитывать чувство собственного достоинства и гордости за свою Родину, развивать познавательный интерес учащихся.

До 2007 года такой учебный предмет, как «История и культура Санкт-Петербурга» был в учебном плане и преподавался на начальной ступени обучения. К сожалению, надо констатировать, что на сегодняшний день изучение этого предмета начинается только с 5 класса. Работая по программе «Школа России» в рамках курса «Окружающий мир» больше внимания уделяется изучению столицы Российской Федерации.

По результатам анализа ситуации возникла необходимость во внесении изменений в план воспитательной работы начальной школы, уделив особое внимание петербурговедению. В нашем образовательном учреждении воспитательная работа строится на основании разработанной кафедрой социально-педагогического образования СПбАППО концепции «Воспитание петербуржца 21 века» и инновационной программы развития образования учащихся «От развития личностного потенциала обучающегося к открытой и активной школе». Главным принципом воспитательного процесса является системно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы, реализующиеся через урочную, внеурочную деятельности и предполагающие использование различных форм и методов работы. Успех работы во многом зависит от педагога, его творческого подхода и заинтересованности в результате.

Классный час - одна из основных форм работы классного руководителя. На первом году обучения очень важно проводить тематические классные часы на темы «Город - живой организм», «Город и горожане», «Я иду по Петербургу», «Богатый и щедрый Санкт-Петербург», направленные на формирование понятий «семья», «школа», «город», «горожане». Формирование понятий «транспорт», «здания», «библиотека», «театр», «музей» также происходит во время практических занятий и творческих мастерских. Ребята 1-2-ых классов с удовольствием лепят, конструируют различные здания. На классном часе «Сказочный наряд Санкт-Петербурга» учащимся было предложено придумать и создать ограду школьной территории. Изучая природные особенности Санкт-Петербурга, они создали в подгруппах коллаж «Деревья и кустарники».

Особое место в воспитательной работе по ознакомлению с городом занимает экскурсионная работа. Дни музея стали неотъемлемой частью воспитательного процесса. На 1-2-ом годах обучения в начальной школе целесообразно знакомить школьников с главными достопримечательностями города: Петропавловской крепостью, Адмиралтейством, Дворцовой площадью, Зимним Дворцом, Стрелкой Васильевского острова.

В 3-4-ых классах необходимо подбирать более узкую тематику для экскурсионных выездов, требующих от младших школьников определённых знаний. С 2008 года наша школа сотрудничает с государственным музеем-памятником «Исаакиевский собор» по программе «Музей    школе». Занятия по данному абонементу подразумевают не только выезды, но и выполнение творческих проектных заданий: составление и решение кроссвордов, создание коллажей и рисунков, участие в игровой программе.

Праздничные концерты, встречи с ветеранами и жителями блокадного Ленинграда, литературно-музыкальные композиции, посвящённые нашему городу, библиотечные уроки, создание выставочных экспозиций, конкурсы рисунков вызывают эмоциональный отклик у ребят и сопричастность к общему делу. Поэтому очень важно участвовать не только в классных, но и в школьных, районных и городских мероприятиях.

У учащихся 2-3-ий классов Калининского района есть возможность, принять участие в районной досуговой программе «Невский маршрут», состоящей из трёх этапов: «Чистый город» (экология Санкт-Петербурга), «Петербургский этикет», «Чудесный город». В течение всего учебного года учащиеся выполняют творческие задания, придумывают и репетируют сценки, знакомятся с литературой, участвуют в исследовательских проектах.

Надо отметить, что организация воспитательной работы по ознакомлению младших школьников с историей и культурой Санкт-Петербурга наиболее эффективно реализуется через систему дополнительного образования. Посещая кружок «Прогулки по Петербургу», ребята могут узнать много нового и интересного о первых постройках, первой площади, о мостах через Неву и многих других достопримечательностях.

Уникальность возможности знакомства с историей и культурой Санкт-Петербурга заключается в том, что эта работа способствует формированию целостной картины мира, мотивирует к познанию и творчеству, связана с практической жизнью школьников, объединяет знания по русскому языку, немецкому языку, литературному чтению, окружающему миру. У учащихся формируются ценностное отношение к наследию Петербурга и желание бережно относиться к городским объектам, совершенствуются умения работы с различными источниками информации.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Инновационная программа развития ГОУ СОШ №72 на период 2011-2015 гг.: От развития личного потенциала обучающегося к открытой и активной школе. Утверждена решением Педагогического совета школы от 15.02.2011 г. Протокол №3

2. Концепция воспитания в системе образования Санкт-Петербурга. Воспитание петербуржца XXI века. Утверждена Приказом Комитета по образованию администрации СПб №1014 от 26.06.2003 г.

3. Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2010 гг. Петербургская Школа 2010



4. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница