И. Л. Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках физики / И. Л. Беленок, Ю. Д. Мишина // Физика в школе. 2007. №5. с. 34-39. Ключевые слова: задача



Скачать 78.65 Kb.
Дата15.11.2016
Размер78.65 Kb.
Беленок, И.Л. Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках физики / И.Л. Беленок, Ю.Д. Мишина // Физика в школе. – 2007. - №5.- с.34-39.
Ключевые слова: задача самопознания, самосозидания, самореализации, развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках физики, личностно-ориентированное обучение, субъект-субъектные отношения, процессы ощущения и восприятия.
Краткое содержание статьи:

В настоящее время активно обсуждается вопрос о целях образования современной школы и их практическом преломлении, выраженном в мотивации учебной деятельности учащихся. Большинство учителей знают, как трудно бывает объяснить ученику — для чего ему нужны законы Ома, если он мечтает стать художником.

И здесь как спасательный круг выступает одна из главных, на сегодняшний день, образовательных задач — задача самопознания, самосозидания, самореализации человека. Заинтересовать учащегося самим собой через крайнюю степень его включенности в анализ динамики психических и психологических свойств своего «Я».

Одним из вариантов решения поставленной задачи может быть использование портфолио (набора готовых к использованию в школьной практике методических разработок) как средства мотивации школьников к самопознанию, основанного на развитии интеллектуальных способностей учащихся на уроках физики. Рассмотрим алгоритм подобного методического подхода.

На первом этапе происходит актуализация теоретического материала о познавательных свойствах личности учащихся. Учителя должны не только вспомнить годы обучения в педагогическом вузе (в частности, курс общей психологии), но и познакомиться с последними достижениями в области педагогической психологии, по возможности привлечь к сотрудничеству школьного психолога.

На втором этапе подбираются диагностические материалы для исследования интеллектуальных способностей школьников.

На третьем этапе создается банк развивающих заданий в соответствии с школьным курсом физики для использования в практической работе (аналоги адаптированных методик на материале общеобразовательного курса физики).

Рекомендации по методическому использованию подобранных материалов могут быть только общего характера, поскольку каждый педагог имеет свой стиль работы и может варьировать данные упражнения под свои дидактические задачи. Так их можно использовать и как закрепляющий, проверочный, «разогревающий» материал; так и в качестве заданий для викторин, блиц-опросов, образцов домашнего задания и т.п.

Формирование портфолио позволяет реализовать четыре основные образовательные задачи:


  • освоение необходимого объема содержания курса физики;

  • формирование умений использования полученной информации;

  • развитие креативности, творческого потенциала при самостоятельном составлении задач;

  • передача опыта построения системы межличностных отношений.

Важно то, что проводимая подобным образом работа реализуется в контексте личностно-ориентированного обучения, поскольку актуализирует субъект-субъектные отношения между участниками образовательного процесса. Это выражается в идее взаимного обмена опытом своего проживания творческого процесса создания нового знания между учителем и учеником.

Для иллюстрации приведем фрагмент теоретического и практического этапов

создания портфолио, а также некоторые примеры конкретных заданий, созданных в ходе его разработки.

Сенсорно-перцептивная система человека представлена процессами ощущения и восприятия. В качестве показателей продуктивности, т. е. того, что необходимо развивать и тренировать, выделяют:



  • скорость возникновения ощущений, их дифференцированность, тонкостьощущений, характеризующая способность к различению двух или нескольких раздражителей;

  • скорость различения, точность ощущений как соответствие возникшего ощущения особенностям раздражителя;

  • устойчивость уровня чувствительности как длительность сохранения требуемой интенсивности ощущения.

К характеристикам продуктивности восприятия относят следующие: объем восприятия, точность, полноту, быстроту.

Внимание и память. Свойства их продуктивности характеризуют: длительность концентрации, широта распределения, скорость переключения, объем, скорость запоминания, скорость воспроизведения, точность запоминания и воспроизведения, узнавания, длительность хранения.

Рациональное познание представлено процессами мышления и воображения. Характеристики их продуктивности — это новизна, оригинальность и осмысленность переработки данных опыта; широта оперирования образами.

Показателями развитости речи служат: ясность, доступность, логичность, структурированность, выразительность, информативность, правильность, чистота речи. Планирование речи, ее содержательный объем, доказательность, аргументированность, богатство словарного запаса.

В качестве примера наполнения банка данных развивающих методик по физике можно привести ряд психологических методик таких как: таблицы Шульте—Горбова, «корректурная проба», сочинение или переложение известных сказок, составление кроссвордов, настольных сказок с использованием физической игр (типа домино, игры с фишками).

Упражнения на развитие восприятия

Цель данного блока заданий — развитие способностей к продуктивному восприятию, которое предполагает развитие наблюдательности, способности сравнивать, вычленять основные и фоновые детали образа, развитие пространственного восприятия, восприятия формы, цвета, взаимного расположения предметов, восприятия на основе перцептивных иллюзий.

При выполнении задания фиксируется время, за которое обучающийся подсчитывает, сколько раз встречается каждый знак. Возможна вариация данного упражнения с использованием фактора цветовой дифференциации физических величин.

Задание. На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Необходимо как можно быстрее определить и назвать отсутствующие детали.







Задание. Человек закрывает глаза, ему на ладонь кладут какой-нибудь небольшой предмет, и, не ощупывая предмет, испытуемый отвечает на вопрос: «Что вы можете сказать о предмете? Он холодный? Легкий?» Так выявляют отдельные ощущения. Затем с закрытыми глазами человек ощупывает предмет, формирует целостный образ предмета, отвечая на вопрос.

На уроках физики можно предложить ученику опознать любой прибор небольшого размера (ключ, катушка, амперметр, вольтметр, магнит дугообразный, реостат, дифракционная решетка, штангенциркуль, трапециевидная призма).



Упражнения на развитие внимания

Цель упражнений этого блока — тренировка и развитие особенностей произвольного внимания: избирательности, концентрации, устойчивости, объема, переключения и распределения.



Задание. Найти слова, обозначающие физические термины, соответственно указанным ниже вопросам. Правило: слова могут ломаться, но не по диагонали.

Вопросы:


  • Единица измерения сопротивления.

  • Переход вещества из твердого состояния в жидкое.

  • Сила, всегда направленная против направления скорости движения.

  • Перенос энергии струями жидкости или газа.

  • Переход вещества из жидкого состояния в газообразное.

  • Физическая величина, измеряемая в Паскалях.

• Отрицательно заряженная частица.







Задание. Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача заключается в том, чтобы как можно быстрее, просматривая текст, найти и подчеркнуть слова, связанные с физикой.

Методика применяется как в группе, так и индивидуально. Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок (пропущенные и неправильно выделенные слова).

БАДРОНВТРГШОПЭПРОТОНЗГУЧ КВАНТЪХЭЬТЧАРОТОРОПРЕХЬУЭ ДИФРАКЦИЯТРОНЯКШШШГЦКА ППРОТОННОННРСЕБЕТТОДЖЕБЬ АНФАЗАТОДЖЕБЬАМАТОМОПТИКАУЙ ГАХТЛМПЛАЗЕРБОПТЖЩЗФ ЬЮЛГДПЛЕПТОНЫАБВГРЫХКЛЗ ЪЕВПОСПДСИЛАЯЧСИННЬЮТОНБЮНБЮЕТОКВУФЦИЕЖЪШЮРП

МАССАМАЛДЫХЭПЦГИЕРНКУЫФ

ИЙШРЕНТГЕН

Задание. Для выполнения упражнения необходима пара участников. Одному из них дается лист, где он записывает физические понятия и обозначения приборов, а другому даются карточки, на которых изображены эти понятия и обозначения предметов. В течение двух минут второй участник должен как можно больше назвать физических понятий и обозначений предметов. Чем больше он назовет, тем лучше у него внимание.
Задание. Из 12 написанных формул необходимо как можно быстрее (за 2 минуты) найти одинаковые (VII класс).



Задание. Необходимо найти как можно больше формул, по которым вычисляются силы F. На работу отводится одна минута.

Примечание: формулы могут повторяться и повторные формулы он должен также считать.








Упражнения на развитие мышления

Упражнения предназначены для развития способности к классификации, анализу, синтезу, обобщению, сравнению, абстрагированию, выработке нестандартных решений.



Задание. Обучающимся предлагается бланк с рядами слов. В каждом ряду 3 слова, объединенные общим родовым понятием, четвертое к ним не относится. За 3 минуты обследуемый должен найти лишние слова и вычеркнуть их.

  1. Радиоактивность, радиосвязь, радон, радиолокация

  2. Фотоэффект, фотоны, фотография, ферриты

  3. Нейтрино, негатив, нейтрон, нуклон

  4. Антивещества, античастицы, антипротон, нуклон

  5. Альфа-лучи, альфа-частицы, бета-лучи, гамма-лучи

  6. Непрерывные спектры, линейные спектры, спектры поглощения, спектральный анализ

  7. Инфракрасное излучение, тепловое излучение, источник излучения, ультрафиолетовое излучение

  8. Поглощение, преломление, сдвиг, отражение

Задание. Необходимо проанализировать каждый ряд и установить закономерность его построения. Дописать то, что продолжит или закончит ряд. Время решения фиксируется.

1. W,L,2,i2...




  1. Стальной сердечник, катушка, проволочные обмотки, ...

  2. Энергия топлива, механическая энергия пара, энергия турбин, ..

  1. Кг, м, с, ...

Задание. Предлагается перечень физических терминов. Необходимо выбрать из них два, которые наиболее точно определяют физическое понятие. На выполнение каждого задания отводится 20 секунд.

  1. Скорость (перемещение тела, энергия, время, работа, автомобиль).

  2. Сила (тело, путь, скорость, ускорение, работа).

  3. Лабораторная работа (измерение, расчет, работа, результат, обобщение).

  4. Энергия (работа, сохранение, тело, ускорение, джоуль).

  5. Волна (колебание, точка, расстояние, пространство, перемещение).

Задание. Составить из частей данных слов название прибора, используемого для изучения движения частиц. ОСА ЦИЛИНДР ЛОГИКА РАФИНАД


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница