I. Краткая история храмов и церквей Волосовского района



Скачать 300.78 Kb.
Дата03.05.2016
Размер300.78 Kb.
Вступление.

Известный русский философ Н.Бердяев писал: «В нацию входят не только человеческие поколения, но также камни церквей, дворцов и усадеб, могильные плиты, старые рукописи и книги. И чтобы уловить волю нации нужно услышать эти камни, прочесть истлевшие страницы»1.

Есть такое поверье, что там, где стояла церковь, до скончания века обитают ангелы и оплакивают это место, если святость его не уважается. Ангелы разрушенных церквей помнят немало интересного о наших землях, о мечтах и заботах живших здесь людей.

Понятно, что церковь играла и играет важную роль в жизни человека.

С изменением политического строя в России произошли перемены и в жизни церкви. Были совершены попытки отлучить человека от храма. К счастью, новейшая история старается снова вернуть людей в церковь.

Этим и объясняется актуальность моей работы.

В Волосовском районе действует 8 церквей. К сожалению, 23 церкви практически или частично разрушены и являются ныне не действующими.

Собирая материал на тему «Храмы и церкви Волосовского района, наиболее заинтересовала меня история Ириновской церкви, судьбы причастных к ней людей, кроме того, это единственный храм нашего района, который в настоящее время восстанавливается.

Цель работы: исследование истории русско-финской церкви имени Святой великомученицы Ирины.

Чтобы достичь этой цели необходимо выполнение следующих задач:



  1. Собрать материал об основателе церкви.

  2. Проследить историю рождения Ириновской церкви.

  3. Изучить наиболее значимые этапы жизнедеятельности церкви.

  4. Систематизировать собранные материалы.


Глава I.Краткая история храмов и церквей Волосовского района

Современная территория нашего района в средневековье входила в состав Водской пятины Великого Новгорода.

Впервые церкви в этих местах появились в XV веке. Возможно, это произошло и раньше, но первые документы, в которых упоминаются храмы в этом регионе, датируются концом XV века. В них упоминается церковь в Покровском Озеретцском погосте, Ястребинском – Никольском , Зарецком – Спасском , Богородицком – Врудском , Ильинском – Замозским в Бегуницах, Льешском погостах. Также упоминается церковь Спаса в сельце Раскулицы.

К рубежу XV-XVI веков мы имеем уже 7 церквей. Все они были деревянными и простой архитектуры. Эти церкви существовали и на протяжении XVI столетия.

В 1617 году после подписания мирного договора со Швецией в деревне Столбово под Тихвином территория, которую теперь занимает Волосовский район отошла во владение Швеции. В связи с этим большинство церквей было сожжено и закрыто, и поэтому на протяжении XVII века храмы в этой местности не строились.

После возвращения Петром захваченных шведами земель территория Волосовского района снова вошла в состав России.

Больше всего церквей в Волосовском районе было построено в XIX веке. В описании Санкт-Петербургской губернии 1838 года упоминаются некоторые из них: каменная церковь Успения в Селе Вруда, построенная в 1823-40 годах, деревянная церковь в селе Ястребино. В XIX веке были построены и церкви в Б. Хотнежах (1868 г.), церковь Михаила Архангела в Бегуницах (первая половина XIX века), церковь Ирины в усадьбе Волгово. Кроме православных храмов строились и лютеранские кирхи: В Губаницах (1861 г.), в Клопицах и Молосковицах. В конце XIX века была построена церковь Александра Невского в Волосове. В начале XIX века была поставлена церковь Земледельческой колонии по проекту архитектора Яковлева (1910-е годы), деревянная церковь в Кикерино. В Курковицах – Пятигорский монастырь во имя Тихвинской Божьей Матери. Также в районе было много часовен. Среди сохранившихся – часовни в Волгове, Домашковицах, Волне, Остроговицах, Лисино, Клопицах, Калитино.

Начиная с 1918 года, решением правительства церковь отделялась от государства; ее земли и материальные ценности объявлялись государственной собственностью, но ни одно не подлежало уничтожению. Первой напастью для зданий стала гражданская война. В дальнейшем большинство церквей было превращено в хозяйственные склады. Волосовская церковь стала Домом пионеров, Курковицкая и Бегуницкая – рабочими клубами, редкинская и Врудская – школьными складами.

До войны 1941-1945 годов сохранилось 15 церквей, построенных в разные дореволюционные годы на средства верующих: Бегуницкая – св. Михаила, Волосовская – св. Александра Невского, Губаницкая – св. Еввы, Врудская – Успения Богородицы, Запольская – св. Петра и Павла, Ильешская – св. Николая Чудотворца и Параскевы Пятницы,Ивановская – Казанской Божьей Матери, Клопицкая – Перекульский крест, Молосковицкая – лютеранская церковь, Пятая Гора – св. Троицы, Раскулицы – Спаса Преображения, Редкино – св. Троицы, Чирковицы – св. Петра и Павла, Ястребино – Николая Чудотворца и Яблоницы – Михаила Архангела.

Всенародное бедствие в годы войны оживило верование людей в Бога, и в районе стали действовать Волосовская, Врудская, Ильешская, Яблоницкая церкви. Но в 60-ых годах вновь поднялась волна антирелигиозности: была закрыта Врудская церковь, взорвана в Ильешах часовня Параскевы Пятницы, разобрана Клопицкая церковь, разрушенная в годы войны. Многие годы население района не занималось сохранением церковных зданий и утвари; исполкомовские работники старались беречь наиболее ценное в ленинградских хранилищах.

Список церквей Волосовского района смотри в приложении 10.

Глава II. Церковь во имя святой Ирины Великомученицы.

Старинная деревня Волгово расположилась в стороне от Таллиннского шоссе, в 40 километрах от Петербурга.

Волгово – место примечательное. Оно знаменито своей церковью, которая до революции была единственным храмом, освященным во имя святой Ирины (жены князя Ярослава), и единственным русско-финским православным храмом (см. приложение 1).

Впрочем, начнем издалека…

Это имение с начала XYIII века принадлежало представителям старинной дворянской фамилии Голубцовых (см. приложение 2). Интересно уже происхождение этой фамилии. По семейному преданию, род Голубцовых ведет свое начало от русского витязя, жившего во времена Дмитрия Донского. Этот витязь, преследуя с горсткой храбрых одну из многочисленных "татарских шаек", бродивших тогда по Руси, наткнулся на плывшие по реке намогильные кресты, брошенные туда татарами, разорявшими русские кладбища. "Негодуя на поругателей святыни и желая отомстить, он схватил намогильный крест, "голубец", и понес его во главе отряда. Русские, воодушевленные этим примером, настигли татар и уничтожили их. "За эту победу витязь, "по обычаю того времени давать лицу, совершившему какой-либо подвиг, название, напоминавшее об этом подвиге", от великого князя Дмитрия Ивановича Донского "получил прозвание "Голубец", а потомки его стали называться детьми Голубцовами".

Как видим, какая-то высшая связь представителей рода Голубцовых с церковью прослеживается из глубокой старины.

Покровителем Ириновской церкви стал владелец усадьбы, действительный тайный советник, Кавалер всех орденов Федор Александрович Голубцов (1758-1829).

Образование он получил в Артиллерийском инженером шляхетском корпусе в Санкт-Петербурге.

В царствование Павла I Федор Александрович был назначен министром финансов.

Причины, побудившие министра финансов к строительству церкви, указаны в доношении Синоду от митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Амвросия «… о дозволении построить в деревне Волгово новую каменную церковь во имя Св. мученицы Ирины, по причине той, что селение Волгово от приходской церкви села Клопицы находится в 15 верстах и проезд к ней за болотными местами, а паче в весеннее и осеннее время бывает крайне затруднителен. Посему мать его, действительная статская советница Голубцова лишается слушания слова Божия, да и он, бывая там, к прискорбию, не может исполнять христианской обязанности, равномерно как и крестьяне его в одном селении лишаются христианских треб.» (см. приложение 3).

31 мая 1809 года указ Императора Александра Павловича №1997 «О дозволении действительному тайному советнику Федору Александровичу Голубцову в деревне его Волгово построить вновь каменную церковь» был получен (см. приложение 4)

Строительство было закончено в легендарном 1812 году. Церковь расположилась напротив усадебного дома на возвышенности. Расположение церкви было настолько удачным, что, несмотря на свои небольшие размеры, она господствует над окружающим пейзажем и даже сейчас далеко видна на фоне липовой аллеи.

В 1817 году была произведена опись имущества церкви (см. приложение 5).

Над входом в храм была устроена маленькая звонница на три колокола, чей звон оповещал жителей не только Волгово, но и окрестных деревень Муратово, Ожогино о начале службы и церковных праздниках.

Население окружавших усадьбу деревень с давних времён состояло из русских и финнов. При этом между ними происходило постоянное культурное и бытовое взаимодействие.

Большое количество смешанных браков приводило к тому, что православная культура активно входила в финскую среду и, наоборот, лютеранская культура воздействовала на русских. Последнее обстоятельство не могло устраивать православную церковь, которая ревностью наблюдала за сохранением веры.

В 1904 году Преосвященный Сергий при осмотре им церквей Петергофского и Царскосельского уездов обратил внимание на « печальное в религиозном отношении положение православных финнов, рассеянных между финнами – лютеранами.» В своём отчёте он отмечал, что православные финны, лишенные из–за непонимания русского языка и несовершения православного богослужения на родном их языке – финском – возможности слышать слово Божие и вступать в общение со святой православною церковью, по большей части совершенно затягиваются лютеранской средой.

В качестве способа устранения такого положения Преосвященный Сергий предложил учредить для православных финнов специальный храм, где богослужение совершалось бы постоянно на финском языке. Для этих целей он предложил использовать церковь святой Ирины, которая в то время почти пустовала.

Предложение было встречено с пониманием, и в 1909 году петербургское епархиальное начальство образовало в Волгово самостоятельный русско-финский приход для Петергофского и Царскосельского уездов. Здесь велось православное богослужение на русском и финском языках. В то время с 1903 – го по 1911 год имение принадлежало купцу Всеволоду Николаевичу Грибанову.

В состав прихода вошли Волгово, а также соседние деревни, находившиеся в двух верстах: Муратово и Горки, в трёх верстах - Ожогино и Котино , в пяти верстах - Медниково и Финатово . Кроме этих деревень, к русско-финскому Волговскому приходу были приписаны все православные финскосельского уезда – Гатчинском , Суйденском, Усть – Введенском, Таицком и Царскославянском.

Таким образом, приход был очагом миссионерской деятельности по распространению православия среди финнов, а также эстонцев. Храм в Волгово был единственным на Северо – Западе, да и во всей России финским православным храмом. Поэтому ему уделялось очень большое внимание, так как он служил привлечению финнов в лоно православия.

Огромное значение в миссионерской деятельности играл лично настоятель Ириновской церкви священник Николай Зотиков, который являлся связующим звеном между русскими и финнами (см приложение 6).

В 1912 году, когда владельцами имения числились потомственный почетный гражданин В.И.Смирнов и крестьяне И.А.Кекки и И.А.Хамяляйнен, уникальный русско-финский храм едва не был закрыт.

Роковым обстоятельством едва не стало то, что еще со времен Федора Голубцова земля, на которой стояла церковь, являлась собственностью не епархиального ведомства, а владельцев имения. А новые владельцы посчитав, что приходская жизнь в усадьбе наносит хозяйству убыток, решили закрыть церковь. Так бы, по всей видимости, и случилось бы, если бы не счастливый случай.

Известен такой факт: в 1912 году, возвращаясь с маневров в Луге, в Волгово заглянул сам Николай II. Как известно, в том году государь император проехал по всей России, принимая участие в грандиозных торжествах в память войны с Наполеоном. Осмотрев красивую, но не очень ухоженную волговскую церковь, царь разгневался и сделал чиновникам внушение: мол, почему старинная Ириновская церковь, ровесница битвы с Наполеоном, находится в таком плачевном состоянии?

Царские слова были восприняты, естественно, как не подлежащий обсуждению приказ. Чиновники получили нагоняй за невнимание к историческим реликвиям, и в церкви срочно начался ремонт.

Русско-финский храм просуществовал до 1936 года, когда был арестован священник. В течение трех лет службы в церкви не проводились, а в 1939 году вышло официальное постановление о ее закрытии. Во время немецкой оккупации приход действовал, а поскольку здание церкви немцы использовали как склад, то службы проводились в школе в деревне Ожогино.

После войны церковь использовалась как клуб. Здание разделили на два этажа. На первом расположились библиотека и кинозал, а на втором устроили общежитие для студентов, которые приезжали на сезонные работы. В начале 90-х клуб закрыли, а церковь подверглась разграблению. Лишенная окон и дверей, она начала быстро разрушаться. Стали обрушиваться кирпичи, частично обвалилась кровля купола.

Надежда забрезжила в середине 1990-х годов, когда храм передали петербургской епархии. Первым церковной старостой прихода, зарегистрированного в 2002 году, стал историк-краевед Юрий Петров – житель соседней деревни Торосово. Возрождение прихода началось с восстановления старинной часовни, которая в советское время использовалась в качестве молокоприемного пункта, а в последнее десятилетие пустовала. Ее восстанавливали всем миром. Освятили ее 18 мая 2004 года, в день святой великомученицы Ирины.

Одновременно с возрождением часовни начались работы и в храме. Несколько лет расчисткой завалов в церкви безвозмездно занимались местные жители и ребята из детского дома в деревне Торосово. Также во время расчистки была найдена закладная доска с информацией о храме и его создателях (см. приложение 8). В конце мая 2002 года у стен храма прошел первый, после длительного перерыва русско-финский молебен. С тех пор духовная жизнь в Волгово не замирает. 18 мая 2008 года прошла первая литургия на День памяти Великомученицы Ирины (см. приложение 9). Церковь св. Ирины одели в леса (см. приложение 7), провели временное электричество. Все работы ведутся исключительно на частные пожертвования и помощь меценатов – кстати, любопытно, что среди жертвователей много Ирин и их мужей. Сегодня храм находится уже в таком состоянии, что речь идет не о реставрации, а об аварийно-спасательных работах. Если в течение ближайших лет ничего не удастся сделать, старинное здание храма будет просто потеряно!

По мнению специалистов, она представляет большой интерес как "памятник провинциальной архитектуры зрелого классицизма" и является редко сохранившимся примером усадебных домовых церквей начала XIX века на территории Северо-Запада России.

Одновременно с храмом будет восстановлен и парк - часть бывшей усадьбы Голубцовых. При возрожденном храме будет открыт "Музей православной культуры", в котором большое внимание будет уделено земскому управлению, народному образованию, "питомническому промыслу". Для будущего музея уже собран богатый материал.


Заключение.

Через несколько лет, в 2012 году, Ириновская церковь отпразднует свой 200-летний юбилей.

Исторические параллели напрашиваются сами собой: на носу – 200-летие Отечественной войны 1812 года. Россия снова накануне юбилея, уже вышел президентский указ о будущих торжествах. А Ириновская церковь, как и сто лет назад, находится в весьма плачевном состоянии. Повторится ли история? Кого теперь ждать в Волгово? Может быть, как и сто лет назад, Ириновскую церковь снова спасет нежданный и негаданный визит главы государства?..

Список использованной литературы


  1. Бердяев Н.А., Спасение и творчество, С.Пб., «ВЕХИ», 2000.

  2. Демина Л.А., Волосовский край, учебное пособие.

Архивные документы.

Интернет-ресурсы:

http://www.irina-hram.ru/

Приложение 1





Приложение 2.

РОДОСЛОВНАЯ РОСПИСЬ ГОЛУБЦОВЫХ

I

1. Иван Голубцов до 1550. Боярский сын, тверич.



Жена - Мария.

II

2-1. Степан Иванович. Боярский сын, участвовал в Казанском походе и при взятии города Казани (1552), участвовал в башкирском походе кн. А. М. Курбского.



3-1. Иустин Иванович. Не служил до 1550.

III


4-2. Константин Степанович. Боярский сын, в 1586 г. участвовал в строительстве города Уфы, где был пожалован поместьем.

IV

5-4. Владимир Константинович. Уфимец, дворянин и сын боярский, участвовал в походе за Урал на сибирского царевича Аблая (1635).



V

6-5. Иван Владимирович. Дворянин и сын боярский, уфимец, участвовал в походе на башкирского царевича Чучалея (1668).

7-5. Василий Владимирович. Дворянин и сын боярский, уфимец, находился с братом в походе на башкирского царевича Чучалея (1668).

8-5. Владимир Владимирович. Дворянин и сын боярский, уфимец.

9-5. Андрей Владимирович. Дворянин и сын боярский, уфимец.

10-5. Михаил Владимирович. Дворянин и сын боярский, уфимец.

11-5. Кузьма Владимирович. Дворянин и сын боярский, уфимец.

VI

12-6. Степан Иванович +п. 1754. Самарский помещик.



VII

13-12. Федор Степанович +30.01.1779. Самарский помещик, стат. советник, секретарь Сената, товарищ Смоленского губернатора (1765-1776), присутствующий в Вотчиной коллегии в Москве (1776-1779).

Ж-Матрена Яковлевна +п. 1793. Новоржевская помещица.

VIII


14-13. Александр Федорович *10.08.1735 +10.08.1796[1]. Самарский и уфимский (позднее пермский) помещик, д.с.с. (1792); воспитывался в пансионе Ферре при Сухопутном шляхетном корпусе. Воевода Пермской провинции (1774-1781), председатель Верхнего Земского суда Пермского наместничества (1781-1783), поручик правителя Симбирского наместничества (1783-1792); кавалер ордена Св. Владимира 3-й степени (1786). Погребен в кафедральном соборе Перми.

Ж(1757)-Анна Ивановна ВАСИЛЬЕВА *1741 +1816. Дочь Ивана Васильевича ВАСИЛЬЕВА и Ирины Андреевны ВОЛОДИМЕРОВОЙ (старшая сестра графа А. И. ВАСИЛЬЕВА)[2]. Погребена в церкви Св. Ирины, в селе Волгове, Петергофского уезда.

15-13. Николай Федорович +п. 1802. Воспитывался вместе с братом (№ 14). Новоржевский помещик, секретарь Сената (1761), кол. асесс. (1761), надворный советник (1783), заседатель Новоржевского уездного суда (1777-1780).

Ж-Агафья Минична ДУБРОВСКАЯ +п. 1802 (из рода Дубровских, герб которых помещен в V части "Общего гербовника").

16-13. Сергей Федорович *1740 +1795. Генерал-майор, управляющий провиантской комиссией в Риге и по двум департаментам - ревельскому и псковскому (1788); кавалер ордена Св. Владимира 3-й ст. (1790). Холост.

IX

17-14. Федор Александрович *23.12.1758 +1.03.1829 в селе Волгове, Петергофского уезда, погребен в церкви Св. Духа в Александро-Невской лавре в СПб. Закончил Артиллерийский инженерный шляхетский корпус. Секретарь у генерал-прокурорских дел (1785-1790); управляющий экспедицией о государственных расходах (1797-1802); государственный казначей (1802-1810); управляющий министерства финансов (1807-1810); сенатор (1807); д.т.с., член Государственного совета (1809); председатель экономического комитета по формированию ополчения (1812); кавалер ордена Св. Владимира 4-й ст. (1788) и 2-й ст. (1806), Св. Анны 1-й ст. (1799), Св. Александра Невского (1805), прусских орденов Красного и Черного Орла. В его лице род Голубцовых был причислен к составу эстляндского (1807) и лифляндского (1809) дворянства.

Ж(2.06.1805)-Мелания Ивановна ГАЛЛЕР *25.12.1777 +3.11.1827.Погребена в церкви Св. Духа в Александро-Невской лавре в СПб.

18-14. Дмитрий Александрович *1762 +183... Закончил Артиллерийский инженерный шляхетский корпус; полковник, обер-кригскоммисар в Смоленске (1795-1798); генерал-майор (1801), член военной коллегии. Холост.

19-14. Иван Александрович *11.1763 +27.10.1802. Тайный сов., кавалер ордена Св. Владимира 4-й степени (1795) и Св. Анны 1-й ст. (1801). Закончил Артиллерийский инженерный шляхетский корпус. Прокурор Выборгского губернского магистрата (1785), Санкт-Петербургского губернского магистрата (1790); поручик правителя Пермского наместничества (1796-1798); управляющий Экспедициею для свидетельствования государственных счетов (1798-1802). Погребен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Ж(1794)-Мария Богдановна ОГАРЕВА *18.07.1773 +5.03.1841. Дочь Богдана (Георгия) Ильича ОГАРЕВА и Анны Сергеевны NN, родная тетка поэта Н. П. ОГАРЕВА[3]. Во 2-м браке за действительным камергером Эдуардом Михайловичем СОСНОВСКИМ. Погребена на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в СПб.

20-15. Николай Николаевич. Служил в армии с 1771 в лейб-гвардии Преображенском полку (с 1774), в лейб-гвардии Конном полку (с 1785), уволен от службы гвардии поручиком (1786), прокурор Новгородского губернского магистрата (1790), стат. советник (8.06.1804).

Ж-княжна Любовь Владимировна УРУСОВА. Дочь князя Владимира Ивановича УРУСОВА(?)[4].

X

21-19. Платон Иванович *29.06.1796[5], Пермь +30.01.1840, Киев. Из камер-пажей Высочайшего Двора, служил в лейб-гусарах (1814-1830); полковник (1826), генерал-майор (1839); мальтийский кавалер (1810). Общался с А. С. ПУШКИНЫМ, упомянут им в "Ноэле на Лейб-гусарский полк" (1816)[6].



Ж(2.09.1823)-графиня Екатерина Дмитриевна ТОЛСТАЯ *12.11.1805 +10.01.1871. Дочь графа Дмитрия Александровича ТОЛСТОГО и княжны Екатерины Александровны ВЯЗЕМСКОЙ[7]. Начальница киевского Института благородных девиц (1851-1871). Оба погребены в дальних пещерах Киево-Печерской лавры.

22-19. Варвара Ивановна *28.06.1795 +24.08.1841.

М-Иосиф Иванович ЮШКОВ *13.03.1788 +1.08.1849. Шталмейстер Высочайшего двора. Оба погребены на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры в СПб.

23-19. Графиня[8] Екатерина Ивановна *3.05.1801 +29.03.1840. Погребена в Лазоревской церкви Александро-Невской лавры в СПб.

М(31.01.1833)-принц Гейнрих Ф.ГОГЕНЛОЭ-КИРХБЕРГ *10/22.12.1788 +11/23.04.1859. Вюртембергский чрезвычайный посол и полномочный министр.

24-20. Николай Николаевич *1793 +1840. Из камер-пажей Высочайшего Двора; поручик в отставке.

Ж-Аграфена Сергеевна ЖАБИНА +5.12.1885.

25-20. Владимир Николаевич +п. 1820. Холост.

26-20. Софья Николаевна.

М(1828)-князь Григорий Александрович ДРУЦКИЙ-СОКОЛИНСКИЙ *1780[9], флотский капитан-лейтенант в отставке.

27-20. Александра Николаевна.

М-Алексей Гаврилович МИНИН.

28-20. Варвара Николаевна +п. 1839 девицею.

XI

29-21. Федор Платонович *6.07.1824, Царское село. Д.с.с., камергер.



Ж(1858)-графиня Елена Павловна фон-дер-ПАЛЕН *26.02.1820

+1872. В 1-м браке за генерал-майором Аркадием Африкановичем БОЛДЫРЕВЫМ.

30-21. Александр Платонович *9.10.1825, Царское село +29.10.1858, Киев. Погребен в Выдобоцком мон-ре, близ Киева.

Ж(1856)-Вера Павловна ДЬЯКОВА +1864.

31-21. Дмитрий Платонович *5.03.1827, Царское село (бл. № 32). Камергер Высочайшего двора .

32-21. Иван Платонович *5.03.1827, Царское село +22.12.1884, Киев (бл. № 31). Полковой адъютант Санкт-Петербургского гренадерского полка, штабс-капитан Селенгинского пехотного полка.

Ж(1853, разв.)-Любовь Николаевна КРОЛЛЬ +1.01.1870. В 1-м браке за ПЕНХЕРЖЕВСКИМ, в 3-м браке за графом Григорием Александровичем КУШЕЛЕВЫМ-БЕЗБОРОДКО.

33-21. Платон Платонович *15.02.1829, Царское село +10.02.1868,Тюбинген. Кол. ассес., адьютант Санкт-Петербургского ополчения (1854), почетный мировой судья Петергофского уезда (1865-1868).

Ж(1867)-Наталья Михайловна РЖЕВСКАЯ. Во 2-м браке за бароном ФИРКС.

34-21. Владимир Платонович *17.07.1832, Киев +27.01.1887, село Александровское, Красноуфимского уезда Пермской губернии, от воспаления легких[10]. Пермский помещик, д.с.с., почетный мировой судья Красноуфимского уезда (1873-1887).

Ж(10.04.1855)-Варвара Александровна ПОЛОВЦЕВА *14.08.1836, Царское село +1890, село Александровское[11].

35-21. Эммануил Платонович *5.04.1835, Киев +7.05.1886[12]. Поручик Лейб-Бородинского Его Величества полка; адъютант генерал-губернатора Киевского, Подольского, Волынского; камер-юнкер, состоял по особым поручениям при Императорском российском комиссаре в Болгарии (1878-1879) и при генералгубернаторе Восточной Сибири (1881-1885).

36-24. Николай Николаевич *22.03.1824 +22.05.1859. Отставной подпоручик лейб-гвардии Гродненского гусарского полка. Холост.

37-24. Виктор Николаевич *7.01.1832.

Ж1-Вера Николаевна НАБОКОВА *1830 +24.04.1862. Дочь Николая Александровича НАБОКОВА и Анны Александровны НАЗИМОВОЙ[13].

Ж2-Елена Николаевна НАБОКОВА *31.03.1841. Сестра первой жены[14]. В первом браке за бароном Федором Федоровичем КОРФ.

38-24. Мария Николаевна *11.06.1833 +1856, девицею.

39-24. Александра Николаевна *20.10.1821.

М(25.02.1842)-Рудольф Филиппович СТЕНДЕР, статский сов.

40-24. Варвара Николаевна *1826.

М-Николай Васильевич ЛАВРОВ.

41-24. Софья Николаевна *7.03.1830 +25.09.1874.

М-Егор Васильевич ДЕДЕНЕВ.

XII


42-30. Екатерина Александровна *1858 +1863, село Борки, Могилевской губ.

43-34. Владимир Владимирович *23.01.1856, Санкт-Петербург +14.03.1892, село Александровское[15]. Из камер-пажей Высочайшего двора, ротмистр Лейб-гвардии гусарского полка в отставке, действительный член Императорского общества любителей древней письменности (с 1879), Уральского общества любителей естествознания (с 1882), почетный мировой судья Красноуфимского уезда (с 1882).

Ж(1.10.1880)-Анастасия Сергеевна СЛУЦКАЯ *20.05.1858, СПб.

44-34. Александр Владимирович *10.04.1858, СПб. Из камер-пажей Высочайшего двора, поручик лейб-гвардии Гусарского Его величества полка.

45-37. Николай Викторович *03.1861. Подпоручик.

46-37. Мария Викторовна.

М-Эраст Александрович МУХА.

47-37. Вера Викторовна.

48-37. Михаил Викторович.

49-37. Александр Викторович.

50-37. Владимир Викторович.

51-37. Евгений Викторович.

52-37. Софья Викторовна.

53-37. Анна Викторовна.

XIII

54-43. Владимир Владимирович *3.08.1888, село Александровское [16] +1932, Харбин[17]. Член нумизматического отделения Императорского русского археологического общества, член Мальтийского ордена. Один из основателей краеведческого музея в Хейлудзянской провинции в гор. Харбине, преподаватель русского языка в Китайском университете.



Ж-Ольга Васильевна +1945. Преподаватель в женской гимназии, в Коммерческом училище (до 1940).

XIV


55-54. Владимир Владимирович *1910, Юрмала +02.1978, Архангельск. Заканчивает Коммерческое училище в гор. Харбине, три курса консерватории в США, факультет истории живописи стран Востока в институте востоковедения, поступает в духовную семинарию (1939), принимает сан священника (1941), преподает в школе Закон Божий, уроки пения, рисования. Переезжает в Советский Союз в 1954, живет в гор. Красноярске (1955), Ижевске (1957), Архангельске (1963).

Ж(1935)-Маргарита Освальдовна ШЕНФЕЛЬД. Дочь секретаря Латвийского консульства в гор. Харбине.

56-54. Анастасия Владимировна *1912, Красноуфимск +1930(?), Харбин. Закончила женскую гимназию, занималась музыкой, рисованием.

XV

57-55. Анастасия Владимировна *1936, Харбин. Инженер в автотранспортном объединении.



М-ФОМИН.

58-55. Ирина Владимировна *1941, станция Барим. Медсестра.

59-55. Марина Владимировна.

60-55. Анна Владимировна.

XVI

61-57. Марина *1957. У нее сын Валерий (*1980) и дочь Анастасия (*1987).



62-58. Елена *1965, Архангельск. Медсестра.

1. Дата смерти по: ГАСО. Ф.67. Оп.1. Д.205. Л.12 об. В "Сборнике ...": 10.10.1796.

2. "Сборник ..." Т.I. С.164-165.

3. "Сборник ..." Т.II. С.213.

4. В известных автору родословных князей Урусовых она не показана. Единственный подходящий ей в отцы - князь Владимир Иванович. - Дворянские роды Российской империи. М., 1996. Т.3.С.119.

5. ГАСО. Ф.67. Оп.1. Д.87. Л.1.; в "Сборнике ...": *17.06.1796.

6. Черейский Л. А. Пушкин и его окружение. Л., 1989. С.112.

7. "Сборник ..." Т.II. С.509.

8. Титул графини Голубцовой был пожалован императором Николаем I при вступлении ее в брак с принцем ф.Гогенлоэ, родственником великой княгини Елены Павловны (жены великого князя Михаила Павловича) и Вюртембергского королевского дома. - "Сборник ..." Т.I. С.210.

9. "Сборник ..." Т.I. С.254.

10. ГАСО Ф.67. Оп.1. Д.49. Л.27.

11. ГАПО. Ф.48. Оп.1. Д.21. Л. 22 об.

12. ГАСО. Ф. 67. Оп.1. Д.205. Л.14 об.

13. "Сборник ..." Т.II. С.92.

14. "Сборник ..." Т.II. С.93.

15. ГАСО. Ф. 67. Оп.1. Д.190. Л.15.

16. ГАСО. Ф. 67. Оп.1. Д.86. Л.1.

17. Эта дата и нижеприведенные данные взяты из воспоминаний Анастасии Владимировны и Ирины Владимировны, урожденных Голубцовых, хранящихся в Свердловском областном краеведческом музее.



Приложение 3

Документы

об истории церкви Святой Мученицы Ирины в д. Волгово.

Перепечатаны документы, оригиналы которых написаны от руки (оригиналы в папке «Документы из архива»).

Орфография, знаки препинания подлинников по возможности сохранены.

РГИА фонд 796, оп. 90, дело 438 лист 1, 2



Святейшему правительствующему Синоду

От члена онаго Амвросия

митрополита Новгородского, Санкт-Петербургского

и Александроневския лавры Архимандрита

ДОНОШЕНИЕ

Господин действительный тайный Советник, член Государственного Совета, Сенатор, управляющий министерством финансов, Государственный казначей, кавалер Федор Александрович Голубцов прошением просит дозволение на построение в селе Вологове новой каменной церкви во имя Святыя мученицы Ирины с тем, что для священника и церковного причта будет от него построен дом, и отведено потребное количество земли, а чтобы священник по высочайше утвержденному докладу мог получать навсегда с причтом полагаемое четвертого класса жалованье, да на церковь ежегодно по сту рублей, так же и села Клопиц священнику в замен получаемая из села Вологова (?) дохода, по сту рублей ежегодно намерен он взнесть в Государственный Заемный банк десять тысяч рублей, по которому прошению и по учиненной в Санкт-Петербургской консистории мнению мною определено: поелику за отчислением из Клопицкого прихода деревни Волгова в которой ревизских мужеска пола душ находится 53. Останется в том Клопицком приходе 561 душа, а дворов полагай на каждый 4 ре души 141; следовательно в числе причта в том селе положеннаго уменьшения последовать не может, и для того, да и в рассуждение представляемых Господином Голубцовым в прошении причин, устроить ему в показанной деревне Волгове вновь каменную в просимое наименование церковь, на основании указа 1770 го года декабря 10-го дня позволить с тем, что когда показанная церковь устроена будет, под освящение ея Господин действительный тайный Советник Голубцов просить станет; тогда на оное дозволение дать с определением одного причта тогда когда для священно и церковнослужителей указанная пропорция земли отведена, справлена и надлежащим образом в вечное Священно и церковнослужителей владение отказана будет, а равно внесена от него в пользу упоминаемых им Священно и церковнослужителей куда следует капитал. И о том представить Святейшему правительствующему Синоду доношением. О чем представляя с приложением подлинного о вышеописанном дела, с учиненную описью испрашиваю на вышеописанное Указа Вашего Святейшества

Покорнейший послушник.

Амвросий М. Новгородский.

№ 1680

Мая 27 дня



1809 года.

с приложением подлиннаго дела о дозволении Г-ну действительному тайному Советнику ГОлубцову в селе Вологове построить новую каменную церковь.



Приложение 4

Документ 2

РГИА фонд 796, оп. 90, дело 438 лист 5-6



Копия

1809-го года мая 28-го дня, по Указу Его Императорского Величества Святейший правительствующий Синод слушали доношение Синодального члена Преосвященного Амвросия Митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского и кавалера, при коем приложа подлинное дело, производившееся в Санктпетербургской консистории по прошению Господина Действительного Тайного Советника, члена Государственного Совета, Сенатора, управляющего министерством финансов, Государственного казначея и кавалера Федора Александровича Голубцова, о дозволении построить Ораниенбаумского уезда в деревне его Волгове новую каменную церковь во имя святыя мученицы Ирины, по причине той, что селение Волгово от приходской села Клопицы церкви находится в пятнадцати верстах, и проход к ней за болотными местами, а паче в вешнее и осеннее время бывает крайне затруднителен. Почему мать его Действительная Статская Советница Голубцова, имеющая там пребывание, лишается слушанию слова Божию, да и он бывая там, не может за таковою надобностию, к прискорбию его исполнить християнские обязанности, равномерно как и крестьяне его в оном селении и в деревне Фельгюзи живущие, лишаются христианских треб. Впротчем для священника и церковнаго причта предполагает он построить дом и отвесть потребное количество земли, а чтобы священник по высочайше утвержденному докладу мог получать на вещи с причтом полагаемое четвертого класса жалованье, да на церковь ежегодно по сто рублей: также и села Клопиц священник в замену получаемого из Волгова дохода по сту рублей ежегодно; то намерен он взнесть в Государственный Заемный банк десять тысяч рублей – представляет на рассмотрение Святейшего Синода определение в Санктпетербургской консистории по сему прошению, и по учиненной за оной справке последовавшее, нами – Синодальным членом Преосвященным Митрополитом утвержденное, следующего содержания: поелику за отчислением из Клопицкого прихода деревни Волгова, в которой ревизски мужеска пола душ находится 53. Останется в том Клопицком приходе 561 душа, а дворов полагая на каждой по 4 - ре души, 141; следовательно в числе причта в том селе положеннаго уменьшения последовать не может; то в рассуждении представляемых Господином Действительным Тайным Советником Голубцовым в прошении причин, устроить ему в означенной деревне Волгове вновь каменную в просимое имянование церковь позволить с тем, что когда помянутая церковь устроена будет, и об освящение ея Господин действительный тайный Советник Голубцов просить станет; то дать на се дозволение с определением одного причта тогда когда для священно и церковнослужителей указанная пропорция земли отведена, справлена и надлежащим образом в вечное священно и церковнослужителей владение отказана будет, а равно внесена от него в пользу упоминаемых им священно и церковнослужителей куда следует капитал. ПРИКАЗАЛИ: Господину Действительному Тайному Советнику Федору Александровичу Голубцову по уважению представляемых им в прошении своем причин, каменную церковь в вышеозначенное наименование в деревне Волгове устроить дозволить, согласно мнению Синодального члена Преосвященного Митрополита Новгородского, с тем чтобы он Господин Действительный Тайный Советник прежде преступления к строению церкви по предложению своему отвел для священно и церковнослужителей удобную пашенную, сенокосную и усадебную землю, на основании межевой инструкции Законным образом и уставил на землю сию межевую книгу и план положению мест (?), равномерно до освящения церкви выстроил надлежащие домы для причта, и внес бы в пользу священно и церковнослужителей, куда следует, предназначенный им десятитысячный капитал, о чем к Синодальному члену, Преосвященному Митрополиту Новгородскому послать Указ, препроводя при оном и вышеупомянутое подлинное дело.

Подлинные подписи мая 31 –го дня 1809 –го года

Амвросий Митрополит Новгородский

Ириней Архиепископ Псковский

Мефодий Архиепископ Тверский

Феофилакт Архиепископ Рязанский

Духовник протопресвитер Павел Криницкий

Обер священник Иоанн Державин

Обер секретарь Александр Данилов
Секретарь Петр Свешников ?


Приложение 5

Документ ?.

РГИА (?)


ОПИСЬ учиненная церковному имуществу Ораниенбаумскаго уезда, вновь выстроенной каменной церкви во имя Святыя Мученицы Ирины, что в селе Волгове, коликое число имеется в оной церкви утвари и ризницы церковной, которая принадлежит для церкви и святого алтаря «1817-го» года июля «21 –го» дня.

Церковь каменная кирпичная, покрыта железом. И се хорами и принти? Слуховое окошко, Во оном «3» колокола, В 1-м «5» пудов, Во 2-м «1» пуд «27» фунтов, В 3-м «1» пуд.

Внутри оштукатурена, полы в оной деревянные.

В оной церкви утварь и ризница

А ИМЕННО:

число







Царские врата резные подзолотом, на них Благовещение Пресвятыя Богородицы и четыре Евангелиста ,

Вверху над оными сень резная под золотом, в которой образ Тайной Вечери.






ИКОНАСТАС ЖИВОПИСНОЙ

1

По правую сторону Царских врат образ Спасителя,

2

Вверху над оным образ Рождества Пресвятыя Богородицы,

3

Южные двери образ Архистратига Михаила,

4

Вверху над оными образ Жен Мироносиц,

5

Впереди крылоса образ Святыя Мученицы Ирины, в позолоченной, вырезной раме,

6

По левую сторону Царских Врат образ Божия Матери Всех Скорбящих,

7

Вверху над оным образ Богоявления Господня,

8

Северные двери образ Архангела Гавриила,

9

Вверху над оными образ Рождества Христова,

10

Впереди крылоса образ Святителя Николая, в позолоченной вырезной раме,

11

Позади крылоса, на стене образ Святаго Апостола Петра, в позолоченной вырезной раме.,




Вышеозначенные образа обложены вырезными позолоченными порезсками писаные на холсте.

Благочинный ??




Приложение 6


Николай Иванович Зотиков - от канонического мужского личного имени Зотик (др.-греч. zotikos - "животворный") - родился 29 декабря 1864 года в семье священника Корбосельской Николаевской церкви, что в Карелии. Он пошел по стопам отца - обучался в Петербургской Духовной семинарии, в октябре 1886 года был определен по прошению псаломщиком к Сердобольской Петропавловской церкви, а через полгода определен на место священника Тиурульской Вознесенской церкви.

С православной церковью в Финляндии была связана вся его дальнейшая деятельность. В декабре 1895 года Николай Зотиков был перемещен к Николаевской церкви Салминского уезда Выборгской губернии.

Когда в конце 1900-х годов в селе Волгово в Петербургской губернии стала создаваться первая и единственная в России русско-финская православная церковь, Николаю Зотикову, прекрасно знавшему не только финский язык, но и традиции и обычаи финнов, предложили стать ее священником.

В его прошении митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому от 25 апреля 1908 года говорилось: «Уроженец Финляндии, я без малого 21 год прослужил на епархиальной службе в Финляндии и так полюбил свою родину и в свою очередь так любим был своими прихожанами, что никогда никуда не ушел бы из Финляндии, если бы по обстоятельствам, от меня не зависящим, я не вынужден был навсегда покинуть свою родину. В настоящее время при Ириновской церкви в деревне Волгово Петергофского уезда учреждается особый причт для финнов Петергофского и Царскосельского уездов. Как основательно знающий финский язык и много лет прослуживший в Финляндии, я покорнейше просил бы Ваше Высокопреосвященство, милостивейшего Архипастыря означенное место предоставить мне».

Действительно, Николаю Зотикову удалось играть большую роль в миссионерском служении, являясь связующим звеном между русскими и финнами. Кроме службы священником, он стал законоучителем в Волговской, Муратовской, Везиковской и Кикеринской земской школах.

В одном только Николай Зотиков ошибся: как оказалось, Финляндию он покинул не навсегда. В конце 1919 года, уйдя из России вместе с тысячами беженцев, которые бежали вместе с отступавшей белой армией Юденича, он перебрался в Эстонию, а оттуда в начале 1920 года вернулся в Финляндию.

Всю свою оставшуюся жизнь Николай Зотиков прожил в Финляндии. Есть сведения, что он принимал деятельное участие в жизни русских эмигрантов в Финляндии. В начале 1920-х годов, будучи председателем православного приходского совета Питкаранты, он участвовал в работе «Комитета русских организаций в Финляндии по оказанию помощи голодающему населению России». В феврале 1929 года Николай Зотиков получил гражданство Финляндии, а с 1 июля того же года стал настоятелем православного прихода города Хяменлинна.

Умер он 4 ноября 1938 года и похоронен на русском кладбище в Хельсинки.



Приложение 7





Приложение 8.



Приложение 9
Икона пресвятой Ирины Великомученицы





Приложение 10.

Список церквей Волосовского района

Раскулицы – во имя Преображенья(1861,1778г)

Яблоницы – храм Михаила Архангела*

Редкино – церковь святой Троицы

Бегуницы – церковь святого Михаила(1812г)

Ястребино – церковь Николая Чудотворца

Вруда – церковь Успения Богородицы*

Хотнежи – 1868г

Волгово – церковь во имя святой Ирины Великомученицы(1812г)

Волосово – церковь Александра Невского(1904г)*

Кикерино*

Грызово – церковь во имя Покрова

Озертицы – церковь во имя Петра и Павла

Извара – церковь Казанской Божьей матери*

Клопицы – церковь Благовещенья 1783г сгорела, каменная во имя Петра и Павла(1784г), 1891г во имя святой Троицы

Чирковицы – церковь во имя Спаса Нерукотворного

Каложицы – церковь во имя святой Екатерины

Хотыницы

Молосковицы – лютеранская церковь

Остроговицы

Заполье – во имя Петра и Павла

Ильеши – во имя святого Николая Чудотворца и Параскевы Пятницы*

Ивановская – во имя Казанской Божьей матери

Пятая гора – церковь во имя святой Троицы

Ославье – церковь во имя Казанской Божьей матери

Кирхи Лютеранские:

Губаницы – Купанитсан*

Клопицы –

Каложицы –

Молосковицы – Волкеа Киркко

Череповицы – Серепетан

Монастырь:

Курковицы – Пятигорский во имя Тихвинской Божьей матери

Часовни:


Сырковицы. Волгово; Домашковицы; Волна; Остроговицы; Лисино; Клопицы; Калитино;

*Действующие церкви




1 Бердяев Н.А., Спасение и творчество, С.Пб., «ВЕХИ», 2000.



База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница