I. Готические мотивы в русском жилом интерьере эпохи романтизма



Скачать 203.91 Kb.
Дата13.11.2016
Размер203.91 Kb.




Содержание

Введение.

Глава I.

Готические мотивы в русском жилом интерьере эпохи романтизма

(Николаевская псевдоготика 1820-1850-е годы).

I.I. Зарождение и развитие готических мотивов в русском жилом интерьере эпохи романтизма.

1. Первые русские памятники псевдоготики второй половины XVIII-начала XIX веков.

2. Зарождение и развитие мировоззрения романтизма в России начала XIX века.

I.II. Памятники Петербургского региона.

1. Псевдоготические постройки императорской семьи.

2. Готические мотивы в жилых интерьерах привилегированных слоев общества и буржуазии.

I.III. Памятники Московского региона.

I.IV. Основные приемы оформления жилых псевдоготических интерьеров

эпохи романтизма. Глава II.

Готические мотивы в русском жилом интерьере историзма (1860-х -начала 1890-х годов).

II.I. Развитие готических мотивов в русском жилом интерьере 1860-х

начала 1890-х годов в контексте «научных» поисков историзма.

И.П. Новое в тенденциях оформления жилых псевдоготических

интерьеров историзма.

II.III. Памятники Петербурга.

1. Готические мотивы в интерьерах великокняжеских дворцов.

2. Готические мотивы в творчестве А.Ф. Красовского.

1

II.IV. Памятники Московского региона.



1. Готические мотивы в жилых интерьерах, созданных А.С. Каминским.

2. «Средневековье» в творчестве П.С. Бойцова.

II.V. Наиболее характерные приемы оформления жилых

псевдоготических интерьеров, созданных в период с 1860-х по начало

1890-х годов. Глава III.

Готические мотивы в русском жилом интерьере раннего модерна (коке:*, 1890-х годов).

III.I. Готические мотивы в творчестве Ф.О. Шехтеля и его роль в

распространении «готики» конца XIX столетия.

Ш.П. Расцвет готических мотивов в русском жилом интерьере конца XIX

века.


Ш.Ш. Особенности использования готических мотивов в жилых

интерьерах конца 1890-х годов.

III.IV. Памятники Москвы.

1. Особняк А.А. Бахрушина.

2. Особняк А.А. Морозова.

3. Особняк СП. Берга.

4. Особняк Н.Д. Стахеева.

5. Особняк В.А. Балина.

III.V. Петербург. Особняк А.Ф. Кельха.

III.VI. К вопросу о методах проектирования предметов жилого интерьера

в творчестве Ф.О. Шехтеля.

III.VII. Наиболее характерные черты жилых интерьеров неоготики конца

1890-х годов. Заключение. Библиография.

Введение

Введение.

Диссертация посвящена комплексному анализу готических мотивов в контексте развития русского жилого интерьера XIX века. До настоящего времени эта тема специально не рассматривалась. Из разрозненных публикаций и трудов, так или иначе касающихся затронутой темы видно, что отечественных исследователей в разное время интересовал вопрос появления «готических» построек в, казалось бы, чуждой им русской культурной традиции. Однако готические мотивы успешно вошли в творческую палитру отечественных зодчих и воплотились в виде признанных шедевров архитектуры и замечательных ансамблей интерьера. Характерно, что это явление искусствоведы рассматривали в основном как пример одного из направлений эклектики или же образец раннего модерна. Более углубленно специалистами исследованы готические мотивы в архитектуре Москвы и Петербурга, однако интерьер, являющийся неотъемлемой частью архитектурного ансамбля, изучен, к сожалению, в меньшей степени.

Робер де Монтескью в конце эпохи романтизма провозгласил: «Жилище — это настроение». Пожалуй, трудно найти более точное определение для характеристики частного интерьера XIX столетия, т. к. в эстетический образ его восприятия входят множество составляющих, среди которых не только пространство, организованное с помощью архитектурных форм, но и предметы изобразительного и декоративно — прикладного искусства. Значительную роль играют функциональные особенности помещения, обстановка, освещение, запах, историческая и литературная иконографическая программа, а также быт, увлечения и привычки хозяев. Все это вместе взятое несет огромный ассоциативно - знаковый потенциал, поэтому жилой интерьер необходимо рассматривать в синтезе этих составляющих. Однако, частный интерьер - это не только мир определенного человека, семьи или рода, но и характерное отражение мировоззрения эпохи, в которую был создан. Поэтому убранство

жилого интерьера должно изучаться только в контексте всеобщей истории искусства и архитектуры.

Пришедшие вместе с искусством романтизма коренные изменения в русском обществе привели к пробуждению интереса к истории, народным традициям, а, следовательно, родилась потребность в исторических авторитетах. Парадоксально, но факт - в 1830-х годах особую популярность в области частного жилища приобрели именно готические мотивы, свойственные в прошлом культовой архитектуре. Это явление отнюдь не случайно, поскольку интерьер представляет ближайшую к человеку предметно — пространственную среду, взаимодействующую с ним изо дня в день. Таким образом, человек мог сформировать в ней индивидуальный образ своего жилого пространства, максимально отвечающего личным запросам и соответствующий популярным тенденциям своего времени. К тому же более мобильная среда интерьера намного легче подвергается стилизации, чем архитектура.

Ясность взгляда нарушает переменчивая и порой недолговечная жизнь частного интерьера. Менялись поколения и хозяева, изменялись и перестраивались интерьеры, учитывая уже их вкусы, поскольку не только человек может влиять на формирование жилой среды, но и созданный ранее интерьер, хранящий память о своих обитателях, людей той или иной эпохи, в некоторой степени воздействует на последующих владельцев. Таким образом, область интерьера является подвижной, чутко реагирующей на разнообразные изменения, и поэтому очень хрупкой и незащищенной.

К сожалению, до нас не дошло ни одного «готического» интерьера без каких - либо изменений или утрат. Во многом этому способствовали общественно-политические события, происходившие в России XX столетия, в течение которых многие памятники были разграблены, а некоторые разрушены. Поэтому необходимость всестороннего исследования этого явления в русском

жилом интерьере стоит крайне остро в связи с сохранением его в отечественном культурном наследии.

Предметом данного исследования являются готические мотивы в русском жилом интерьере XIX века, представленные в широком контексте развития архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства того времени. Хронологические границы исследования - это XIX век, начиная с романтизма — эпохи зарождения и развития готический темы в жилом интерьере и заканчивая ранним модерном, представляющим последний всплеск этого явления. Географические — это Москва, Петербург и их окрестности. Именно в пределах двух столиц были созданы основные памятники рассматриваемого направления, которые представлены творчеством ведущих архитекторов.

Поскольку целью диссертации является изучение готических мотивов в русском жилом интерьере XIX столетия, в исследовании ставятся следующие задачи:

1. Изучить истоки «готики» в русском жилом интерьере.

2. Исследовать закономерности развития готических мотивов: выявить основные этапы и их особенности.

3. Выявить основные функциональные, иконографические и стилевые приемы, использованные при проектировании жилых «готических» интерьеров.

4. Проследить локальное и типологическое своеобразие жилых интерьеров, в оформлении которых были использованы готические мотивы, а также определить роль заказчика и сословную специфику.

5. Выявить и проанализировать не изученные и недостаточно изученные в искусствоведческой литературе памятники, также являющиеся яркими образцами исследуемого стилистического направления.

6. Определить место и значимость готических мотивов в контексте развития русской архитектуры XIX столетия.

Для решения этих задач в исследовании применен принцип комплексного подхода, в котором выражается интеграционная тенденция современной научной методологии. При изучении произведений архитектуры, декоративно-прикладного и изобразительного искусства использована традиционная искусствоведческая методология: историко-культурная, формально-стилевая, иконологическая, иконографическая, а также сравнительный анализ, позволяющие дать наиболее целостное представление о зарождении и развитии готических мотивов в русском жилом интерьере XIX века.

Первые попытки описания интересующих нас памятников были предприняты еще во второй половине XIX века. К ним относятся так называемые путеводители и краеведческие справочники, наиболее известный из которых «Описание Петергофа» А.Ф. Гейрота (1868).-

В начале XX века постепенно появляются и научные исследования. Среди них выделяется статья мирискусников А.Н. Бенуа и Н. Лансере «Дворцовое строительство императора Николая I», в которой впервые сделана попытка проанализировать архитектурную эпоху времени правления Николая I. Указанные авторы выявляют первопричину появления готических мотивов в архитектуре дворцово-парковых ансамблей Александрии, Царского села и Гатчины, отмечают активную роль личных вкусов заказчиков, отразившихся в формировании архитектурного облика построек. Здесь впервые появляется термин «псевдоготика»1, уточняются ее временные границы - с 1820-го по 1855г2. Однако выводы авторов по поводу жилых интерьеров этого периода сделаны на основе беглых замечаний: Готическая галерея Гачинского дворца — «... не дурной образец Николаевской псевдо-готики»3, а Китайская галерея «гораздо скучнее и неудачнее первой»4.

Бенуа Александр Н., Лансере Н. Дворцовое строительство императора Николая I// Старые годы, 1913, июль-сентябрь. - С. 173.

2 Там же.

3 Там же,-С. 180.

4 Там же.

В период 1920-х-1950-х годов пристальное внимание исследователей1 также привлекают загородные императорские резиденции. Изучением архитектурного ансамбля Александрии занимались А. Шеманский и С. Гейченко2. В своих путеводителях они описывают не только историю возникновения парка, но и внутреннее убранство дворца Коттедж, подчеркивая его музейную ценность. В работах К. Болыиевой3 и А. Савицкой4, посвященных другим памятникам Николаевской эпохи содержатся бесценные описания интерьеров Фермерского дворца Александрии и Белой башни Царского села, разрушенных позже в годы Великой Отечественной Войны. Вполне естественно, что эти издания отражают бытовавший в ту пору негативный настрой по отношению к личностям и быту царской семьи.

Новый этап в изучении готических мотивов в русском жилом интерьере XIX века начинается с 1970-х годов. Именно в это время намечается позитивный интерес к искусству эклектики и модерна. Впервые в работах И.А. Бартенева, В.Н. Батажковой, Е.И. Кириченко и Е.А. Борисовой готические мотивы в архитектуре и интерьере рассматриваются как часть художественного и исторического процесса России XIX столетия, уточняются временные границы явления. «Готическое» направление искусства эклектики полноправно анализируется наравне с «русским», «восточным» и «античным».

В работах Е.А. Борисовой5 получил освещение вопрос зарождения и развития готических мотивов в зодчестве России. Описывается уникальная художественная атмосфера, царившая в эпоху романтизма6 и вдохновлявшая многих русских архитекторов. Однако наибольшее внимание в этих

1 Гатчина. - М., 1925; Гатчинский дворец-музей и парк. - Л., 1940.

2 Шеманский А., Гейченко С. Коттедж. Дача Николая I в Петергофе. - Л., 1930. Шеманский А. Александрия. Петергоф. - Л., 1936.

3 Большева К. Фермерская дача Александра П. - М.-Л., 1931.

4 Савицкая А. Белая башня. - Л., 1935.

5 Борисова Е.А. Русская архитектура и английская псевдоготика (к вопросу о месте английских художественных традиций в русской культуре середины XIX века)// Взаимосвязь искусств в художественном развитии России второй половины XIX века. - М., 1982.

6 Борисова Е.А. Русская архитектура в эпоху романтизма. - СПб., 1997.

исследованиях уделяется архитектурному наследию, в то время как особенности оформления жилого интерьера рассматриваются довольно кратко.

Первые обобщающие труды, посвященные непосредственно проблеме русского интерьера XIX столетия, принадлежат И.А. Бартеневу и В.Н. Батажковой1. В них авторы последовательно рассматривают основные этапы развития жилой среды, ее стилевые и пространственно - планировочные особенности. Готическим мотивам в интерьере уделяется особое внимание в связи с зарождением нового этапа в русском искусстве — эпохи романтизма. Авторы отмечают: «Самое сильное и устойчивое воздействие на архитектуру, находившуюся на распутье, оказала готика»2. Таким образом, проявление готических мотивов в русской архитектуре рассматривается как логическое продолжение художественного процесса. Специальное внимание уделяется стилизирующим принципам формообразования интерьеров Коттеджа, как новому типу архитектурного сооружения, ранее не наблюдавшегося в отечественной практике. Также выявлено и рассмотрено несколько других памятников этой эпохи. Однако необходимо отметить, что готические мотивы в русском жилом интерьере авторы рассматривают только в контексте поворотного этапа в истории архитектуры 1820-х-1840-х годов, оставляя без внимания дальнейшее их развитие.

Проведенная в 1986 году в стенах Государственного Эрмитажа выставка «Художественное убранство русского интерьера XIX в.»3 впервые комплексно ознакомила зрителя с материалами русского декоративно-прикладного искусства целого столетия. Экспонаты демонстрировали наиболее характерные черты декоративного убранства того или иного времени в контексте эволюции искусства XIX века. Представленные вещи частично воссоздавали картину

1 Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Русский интерьер XVIII-XIX веков. - Л., 1977.

Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Русский интерьер XIX века. - Л.? 1984.

Батажкова В.Н. Псевдоготика в русском интерьере конца 1820-х-1840-х годов// Проблемы

развития русского искусства. Вып. 3. - Л., 1975.

Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Русский интерьер XIX века. - Л., 1984. - С. 116. 3 Художественное убранство русского интерьера XIX века. Очерк путеводитель. - Л., 1986.

быта и жизни общества той поры. При этом преобладающее место на выставке занимала мебель, среди которой присутствовали и образцы в «готическом» стиле, выполненные в мастерской Э.Г. Гамбса в 1830-е годы.

Значительный вклад в изучение русского искусства XIX - начала XX веков внесла Е.И. Кириченко. В своих работах она специально останавливается на проблеме «готики»1 в русской архитектуре эпохи романтизма. Подчеркивая ее решающую роль в дальнейшем развитии отечественного искусства XIX века, она отмечает: ««Готика» выражает новую ориентацию в духовной, культурной и общественной сфере...»2. Выделяя основных мастеров, работавших в этом направлении — Н.Л. Бенуа, М.Д. Быковского и А.П. Брюллова3, автор акцентирует внимание на их глубоко индивидуальном подходе к проектированию.

Проблема развития русского жилого интерьера XIX века также привлекала этого исследователя. Данный вопрос затрагивает ряд статей4, в которых она рассматривает основные принципы оформления жилой среды того или иного времени, анализируя пространственно - планировочные особенности, уделяя внимание мебельному и декоративно - прикладному убранству.

Особое место в трудах Е.И. Кириченко принадлежит архитектурным ансамблям московского зодчего Ф.О. Шехтеля5, которому посвящены монография и статьи6. Эти работы отражают разностороннее творческое наследие мастера, выявляют его влияние на национальное своеобразие стиля

1 Кириченко Е.И. Архитектурные теории XIX века в России. - М., 1986. Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830-1910-х годов. - М., 1978.

2 Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830-1910-х годов. - М., 1978. - С. 99.

3 Кириченко Е. Три мастера// Зодчество, 2(21). - М., 1978.

Кириченко Е. Русский интерьер 30-60-х годов XIX столетия// Декоративное искусство СССР, 1970, № 7. Кириченко Е. Русский интерьер 70-90-х годов XIX века// Декоративное искусство СССР, 1971, № 3.

5 Кириченко Е. Федор Шехтель. - М., 1973.

6 Кириченко Е.И. Творчество Ф.О. Шехтеля и архитектурный процесс XIX-XX вв.// Ф.О. Шехтель и проблемы истории русской архитектуры конца XIX - начала XX веков. - М., 1988. Кириченко Е.И. О принципах организации пространственной среды интерьеров особняков Ф.О. Шехтеля (рубеж XIX-XX вв.)//Архитектурное наследство, № 34. - М., 1986.

модерн. Автор останавливается и на «готических» постройках Шехтеля, анализируя и подчеркивая их большое значение не только в творчестве архитектора, но и в развитии русской архитектуры в целом.

Также интерес вызывает статья В.В. Кириллова1, в которой он рассматривает «готику» как новую пространственно — пластическую систему в русской архитектуре. Автор статьи неоднократно подчеркивает, что «...всякий раз это явление (готика — О.Н. Г.) связано с переломными моментами в развитии нашего зодчества»2 и приводит к поискам национального стиля.

Дальнейшее обращение к этому вопросу в научной литературе носит эпизодический характер. Выделяются отдельные статьи3, авторы которых освещали весьма ограниченные темы, так или иначе касающиеся проблемы готических мотивов в русском жилом интерьере XIX века.

Таким образом, необходимость развернутого и системного изучения данной темы очевидна. Отечественные искусствоведы уделяли определенное внимание основным памятникам романтизма (Коттедж в Петергофе) и неоромантизма (особняк З.Г. Морозовой в Москве), поскольку они сыграли решающие роли в периоды кризиса русской архитектуры. Однако, вне поля зрения осталось достаточно большое число малоизученных и неизученных памятников. Этот пробел особо ощутим в отношении интерьеров, созданных в период с 1860-х по 1890-е годы.

1 Кириллов В.В. Феномен готики в русской архитектуре XVIII-начала XX века (пространственно - пластический акцент)// Труды Академии Художеств СССР. Вып. 5. - М., 1988.

2 Там же. - С. 234.

3 Белов А.А. К истории мебельного убранства Фермерского дворца// Штакеншнейдеровские чтения. - Петергоф, 2002.

Ботт И. Мебельное убранство дворца Коттедж в Александрии// Петергоф. - СПб., 1992.

Михайлова Р.Э. Коттедж А. Менеласа в Петергофе и его место в истории англо-русских

архитектурных связей// Русское искусство Нового времени. Вып. 3. - М., 1997.

Михайлова Р. Коттедж А. Менеласа и английское живописное видение// Свое-чужое в

контексте культуры Нового времени. - М., 1996.

Пашкова Т.Л. Паркет в псевдоготических интерьерах XIX - нач. XX века. К вопросу о

стилизации в эпоху эклектики// Три века Петербургского интерьера. - СПб., 1999.

10

Также необходимо отметить, что до сих пор нет точной и однозначной терминологии, применительно к постройкам, в архитектурном замысле которых были использованы готические мотивы.



Например, Е.А. Борисова в своих исследованиях выделяет понятия «.готика» или ложная готика, характеризуя постройки второй половины XVIII века; псевдоготика, имея ввиду архитектурные сооружения эклектики и неоготика — произведения, созданные в период раннего модерна. Термином псевдоготика также пользуются И.А. Бартенев и В.Н. Батажкова. Е.И. Кириченко рассматриваемому направлению в искусстве 1830-1850-х годов дает определение «готический» стиль (наравне с «русским», «византийским», «китайским» и др.). Анализируя ранние постройки Ф.О. Шехтеля, она использует термин «готика» или «готические» постройки. Этой терминологии придерживается и М.В. Нащокина.

Поэтому в данном исследовании для характеристики памятников эпохи эклектики наряду с термином псевдоготика будет использоваться словосочетание «готический» стиль, а для архитектурного наследия романтического модерна - термин «готика» или неоготика. Также ко всем рассматриваемым периодам иногда будет применено понятие «средневековый», т.к. оформление интерьеров этого направления проводилось не только на уровне стиля, но и исходя из комплекса общих образных представлений эпохи о средневековье, основанного на литературных и философских источниках.

Источниками исследования послужили: проектная документация, чертежи, изобразительные источники (преимущественно графика), фотографии, хранящиеся в архивах и музеях Москвы и Петербурга; труды исследователей русской и зарубежной истории, культуры и искусства; мемуарная литература XIX века, философские, научно-публицистические и периодические издания; визуальное исследование объектов, их детальная фотофиксация, проведенная автором.

11

Глава I.



Готические мотивы в русском жилом интерьере эпохи романтизма (Николаевская готика 1820-1850-е года).

I.I. Зарождение и развитие готических мотивов в русском жилом

интерьере эпохи романтизма.

1. Первые русские памятники псевдоготики второй половины XVIII —

начала XIX веков.

Как известно, в русской архитектуре готические мотивы вошли в употребление во второй половине XVIII века и развивались в рамках классицизма наряду с китайскими, мусульманскими и прочими «экзотическими» мотивами, отразившись в творчестве таких выдающихся архитекторов, как В.И. Баженов, М.Ф. Казаков, Ю.М. Фельтен и др.

Во времена господства классицизма, средневековая готическая архитектура считалась дурным вкусом, неподдающаяся рациональному анализу; готический декор находили хаотичным, а пространство интерьера -мрачным. Полагалось, что готике чуждо понятие «гармоничного равновесия» и порядка. Современник писал: «Сие название («готический вкус» - О.Н. Г.) различным образом употребляется в изящных искусствах для означения варварского вкуса, хотя, впрочем, не всегда определяется в точности смысл его. Кажется, оно значит неприличность, недостаток в красоте и соразмерности видимых предметов...»1. Однако «готическим» в России этого времени именовали и древнерусское допетровское зодчество. К примеру, Н.М. Карамзин пишет в «Бедной Лизе»: «...всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные готические башни Си...нова монастыря» , имея в виду древнерусскую архитектуру Симонова монастыря в Москве. Известны и другие описания подобных памятников: «Хороши готические здания Сухаревой

1 Готический вкус// Вестник Европы. - 1807. ч. XXX. № 1-4. - С. 284.

2 Карамзин Н. М. Бедная Лиза. - М., 1988. - С. 44.

12

башни, и Университетского, и Курятных ворот дома»1 или «Собор Дмитровский готической архитектуры, построенный при первых российских князьях»2.



Поскольку в России второй половины XVIII-начала XIX века не только западноевропейское средневековое, но и собственное архитектурное наследие было еще не изучено, термин «готическое» относился ко всему средневековому искусству и являлся синонимом «старинного». Таким образом, с термином «готическое» был связан первый опыт осмысления и атрибуции древнего отечественного зодчества, и поэтому готические мотивы смело применялись в тех случаях, когда требовалось подчеркнуть национальный характер постройки.

В конце XVIII столетия готические мотивы использовались в основном в оформлении фасадов архитектурных сооружений и получили особое распространение в загородной и садово-парковой архитектуре, обладающей неограниченной стилевой свободой. Достаточно вспомнить ансамбль Царицыно или подмосковные церкви В.И. Баженова, в экстерьере которых отразились реминисценции архитектурных мотивов готики и русского допетровского зодчества. Баженов использовал элементы средневековой архитектуры только в качестве орнаментального мотива, наложенного на лаконичный, четко выстроенный согласно принципам классицизма архитектурный объем. Решение интерьеров этих построек оставалось в рамках классицистистских традиций и наглядно демонстрировало контрастное противоречие отделки фасада здания и внутреннего пространства. Ярким свидетельством тому является ансамбль Петровского Путевого дворца, построенный в 1775-1782 годах по проекту М.Ф. Казакова.

Однако попытка оформления интерьеров, соответствовавших духу и замыслу архитектуры, все же была предпринята. В 1770-х годах Юрий

1 Речь, говоренная при заложении Кремлевского дворца В.И. Баженовым// Московский телеграф. - 1831, ч.41, №. 17. - С. 125.

2 Топографическое описание Владимирской губернии, составленное в 1784. - Владимир, 1906. - С. 14.

13

Матвеевич Фельтен сооружает для Екатерины II Чесменский дворец1, расположенный на пути к Царскому Селу. Массивное здания, окруженное рвом должно было напоминать средневековые крепости и замки. Духом рыцарства был пронизан и интерьер дворца. Здесь размещалась галерея барельефных «портретов в медальонах» великих князей, царей и императоров России от Рюрика до Елизаветы Петровны, созданная скульптором Ф.И. Шубиным. Кроме того, «в стрельчатых переплетах находились цветные фигурные стекла»2, по всей видимости, напоминавшие о витражах средневековья. Одновременно был создан герб дворца, представляющий «зеленую лягушку»3, а на британской мануфактуре Веджвуд заказан сервиз из 952 предметов с этим гербом. Изображенные на посуде подлинные виды английских пейзажных парков, живописных руин и старинных замков в «готическом» стиле соответствовали общему замыслу оформления. Согласно программе - все эти составляющие должны были показать древнюю «государственную родословную» России и ее неразрывную связь с европейскими традициями.



Примечательно, что обращение к готике во второй половине XVIII века в основном носило характер дворцовой забавы, игры, экзотического рыцарского маскарада и было еще далеко от высоких духовных идеалов средневековья, почитаемых в эпоху романтизма.

2. Зарождение и развитие мировоззрения романтизма в России начала XIX

века.

В начале XIX столетия русская культура оказалась под воздействием романтизма, пришедшего из Западной Европы. Возникновение и развитие идей романтизма в отечественной культуре явилось результатом глубокого



1 Первоначально дворец задумывался как «увеселительный» и именовался «Кекерико». Название «Чесменский» он получил чуть позже во время празднования десятилетия великого морского сражения.

2 Тараковская Е.А. Чесменский дворец// Временник отдела изобразительного искусства. - Л., 1923.-С. 186.

3 Местечко, где располагался дворец, называлось «болото с лягушками» - Кекерекекши.

14

разочарования людей в идеалах и догмах классицизма, которые выражались в подчинении личности обществу, идеале человека-гражданина, а также нормативности и сословном диктате в повседневной жизни, искусстве и строительстве1. События 1812 года, европейский поход русской армии 1813-1815 гг. и трагический итог восстания декабристов в 1825 году во многом послужили своеобразным толчком к переоценке ценностей и поиску выхода из духовного и общественного кризиса.



Разрушив устоявшиеся обычаи и нормы, человек был вынужден искать другие точки опоры. Уходя от коллизий реальной жизни и занимаясь поиском духовных истоков, личность начинает осознавать себя частью истории. Поиск духовности, свободы самовыражения личности, ориентация на чувства и интуицию, стремление найти в историческом прошлом ответ на многие проблемы современности приводят к увлечению культурой и искусством средневековья2. При этом романтизм создавал особый героизированный образ

1 Диктат был отражен в ограничениях в употреблении стилевых форм, цвета фасада, количества окон, употреблении колонных портиков. В XVIII — первой четверти XIX века — ордер привилегия высших классов. (Кириченко Е.И. Архитектурные теории XIX века в России.-М., 1986.-С. 30.)

2 Увлечение готикой в России было частью процесса общеевропейской «готизации», в которой особая роль принадлежит Англии. Именно в Англии XVIII века были сделаны первые значительные попытки воссоздать средневековую готическую архитектуру и интерьер, в которой британцы стремились увидеть национальные и индивидуальные особенности культуры и искусства, противопоставленные нормативности и космизму классицизма. Основателем художественного движения за возрождение готики (The Gothic Revival) стал английский писатель и знаток искусств — Гораций Уолпол. Именно с внутреннего убранства его поместья Строуберри Хилл начинается история жилого интерьера псевдоготики. «...В середине восемнадцатого столетия, когда м-р Уолпол начал вводить готический стиль и демонстрировать, как орнаменты, присущие храмам и монументам, могут употребляться для украшения каминов, потолков, окон и балюстрад, он не применялся к требованиям господствующей моды, а доставлял удовольствия собственному вкусу, воплощая свои грезы в романтическом облике воздвигнутого им здания». (Вальтер Скотт. О «Замке Отранто» Уолпола. — В кн. Уолпол Г. Замок Отранто, Жак Казет. Влюбленный дьявол. Уильям Бекфорд. Ватек. - Л., 1967. - С. 234). Как отмечает Е.А. Борисова: «В отличие от некоторых других сооружений английской архитектуры XVIII века, где готические декоративные мотивы сочетались с классическими, строго уравновешенной, симметричной композицией, Уолполом была сделана попытка уйти от классической схемы к принципиально иным композиционным решениям, основанным на использовании приемов средневекового зодчества». (Борисова Е.А. Русская архитектура и английская псевдоготика (к вопросу о месте английских художественных традиций в русской культуре середины XIX

15

средневековья, обостряя его наиболее яркие черты: пламенную безграничную веру и энтузиазм, объединяющие людей и способные повести на подвиг; культ Богоматери; благородного рыцаря и прекрасной дамы. Примечательно, что этот образ средневековья до сих пор преобладает в умах людей.



Благодатную почву для расцвета искусства романтизма в России подготовила западноевропейская литература и философские трактаты, опережающие другие виды искусства и столь популярные в то время. Именно литературное творчество повлияло на становление предромантических тенденций на рубеже XVIII - XIX веков. В то время стал особо популярен жанр «сентиментального романа», в котором воспевался культ чувств и внутренний мир человека. Широкое распространение получил жанр «готического романа», непременным атрибутом которого были мрачные руины, ночные пейзажи и страшные фамильные тайны. Нередко основную атмосферу и настроение в подобном романе задавали именно архитектурные образы: загадочные средневековые замки, мрачные крепости или аббатства. Однако, это были достаточно вольные фантастические произведения английских писателей, переведенные на русский язык в основном с французских изданий.

Важную роль в формировании представлений о Средних веках сыграл исторический роман, основоположником которого является выдающийся английский писатель - сэр Вальтер Скотт. Он не только задал тон всей последующей литературе этого направления, но и ввел в обиход особые понятия о добре и зле, доблести и коварстве, основанные на эстетических представлениях рыцарского средневековья. Писатель строил сюжетную линию

века)// Взаимосвязь искусств в художественном развитии России второй половины XIX века. -М, 1982.-С. 65.)

Особой популярностью у английских архитекторов стали пользоваться нервюрные веерные своды готических соборов и капелл, обладающие декоративной выразительностью. Поскольку подобные своды являлись чисто английским изобретением, используя их, британцы старались подчеркнуть национальный оттенок архитектуры. Мотивы веерных сводов получили развитие в таких прославленных поместьях, как Строуберри Хилл (1748-1757), Эрбари Холл (1765-1788), аббатство Фонтхилл (1796-1818), Итон Холл (1804-1812), усадьбе Эшридж (1808-1820). Изучая и реставрируя собственное средневековое наследие, английские зодчие внесли огромный вклад в процесс развития европейской архитектуры.



16

Список литературы


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница