Храм на земле караванных путей



Скачать 307.62 Kb.
Дата30.04.2016
Размер307.62 Kb.
ХРАМ НА ЗЕМЛЕ КАРАВАННЫХ ПУТЕЙ
В начале лета 2002 года в среднеазиатском городе, носящем имя великого поэта, основоположника узбекской литературы Алишера Навои, митрополитом Ташкентским и Среднеазиатским Владимиром был освящен новый православный храм – во имя Преподобного Сергия Радонежского.

Собственно, это не только храм, а большой архитектурный комплекс, включающий в себя храм и крестильную, водосвятный источник и административное здание, а также благоустроенную территорию с оградой и въездными воротами. Все эти сооружения созданы в древнерусской церковной архитектурной традиции, однако органично вошли в городскую среду. Навои – один из самых молодых городов Узбекистана, который вырос в самом сердце знойных Кызылкумских песков между древнейшими своими собратьями – Самаркандом и Бухарой. Но неторопливые караваны, некогда проходившие здесь по Великому шелковому пути, пожалуй, только в миражах могли увидеть подобное. Возведенный по проекту ленинградских архитекторов, этот поистине оазис в пустыне отличается особенным колоритом и благоустройством. Это город прямых, широких улиц и уютных микрорайонов, зеленых скверов и фонтанов. Здесь в центре – каменный Фархад, прорубающий путь к чистой и животворящей влаге в неподвластных времени скалистых глыбах. Фархад – герой одного из поэтических творений Алишера Навои. Его динамичное скульптурное изображение стало символом города, олицетворяющим самоотверженный труд первостроителей.

Духовной достопримечательностью города стал многокупольный храм, возведенный по проекту московского института «Оргстройниипроект». Город принял его сразу – с высокой звонницей-колокольней, мрамором стен, дорожками, по которым еще до открытия и освящения комплекса уже вовсю гуляли горожане. И среди них были не только православные христиане, но и мусульмане. Многие из которых участвовали в строительстве и отделке храмового комплекса.

Золочение резьбы иконостаса и царских врат выполнили мастера-позолотчики из Ташкента («Медиана- Рос»), сложнейшую кровлю алтарной абсиды над переходами между крестильной и храмом, а также полусферическую кровлю над всеми входами – умельцы из Академии художеств Узбекистана. Мраморные ограждения балконов, лестницы при входе, полы, оконные и дверные блоки сделали мастера Центра международных связей «Хамар» (при Академии художеств Республики). Двери и великолепный деревянный иконостас доставлены из Санкт- Петербурга (ООО «Юнона»), петербургские художники (объединение «Реставратор») написали основные иконы храма Преподобного Сергия Радонежского.

Без малого десять лет (первый камень в фундамент храма заложен архиепископом Ташкентским и Среднеазиатским Владимиром 13 января 1994 года) велось строительство. Все эти годы основным источником финансирования оставался Навоийский горно-металлургический комбината – одно из крупнейших в мире золотодобывающих предприятий. Строительно-монтажные работы осуществлялись генеральным подрядчиком «Трест 2000» Навоийского управления строительства. Это, прежде всего, о них вспоминал митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир, приводя в своем Слове изречение святителя Филарета Московского: «Благо правителю и народу, государству и городу, родоначальнику и роду, которые благонадежную будущность упрочивают себе Богом и благочестием».

Творить благо, заниматься благотворительностью во все времена было одинаково присуще как православным христианам, так и мусульманам. Многие, очень многие из тех, кто участвовал в этом добром деле, пришли в тот день к православному храму, чтобы присутствовать при чине его освящения.

После торжественного освящения храма Николаю Ивановичу Кучерскому – генеральному директору Навоийского горно-металлургического комбината, Герою Узбекистана, человеку до такой степени неравнодушному к делам Русской Православной Церкви, что его постоянное благотворительное участие в разрешении возникающих в епархии проблем распространяется далеко за границы города Навои и Навоийской области (весьма ощутима его помощь, например, в Ташкенте, где сейчас ведется строительство Духовно-административного центра), – под сводами нового храма был вручен орден Преподобного Сергия Радонежского II степени. И еще без малого двадцать человек получили церковные ордена и медали разных степеней за активное участие в работах по возведению православной церкви в городе Навои. В списке – и русские, и узбекские имена...

Материал взят: http://www.pravoslavie.uz


Слово митрополита Ташкентского и Среднеазиатского ВЛАДИМИРА на освящении храма преподобного Сергия Радонежского чудотворца.

Город Навои, 30 мая 2002 года
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
«Благо правителю и народу, государству и городу, родоначальнику и роду, которые благонадежную будущность упрочивают себе Богом и благочестием».

Святитель Филарет Московский.

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Земные добродетели могут открыть людям путь к высотам духовным. Навои знаменит, как город металлургов и химиков, опора экономики родного Узбекистана. Жители Навои славятся своим мужеством и терпением, умением преодолевать испытания, самоотверженным трудом. Не только производством, но и красотою блистает ваш город - цветением садов, прекрасными зданиями, достижениями культуры. Теперь же в Навои воздвигся величественный православный храм - один из лучших не только в Средней Азии, но и во всей Русской Православной Церкви. Отныне в этом доме Божием каждый может возвыситься над житейскими заботами, почерпнуть духовную радость, утешение в печали, благодатные силы для добрых дел. Этот храм открывается для верующих, как золотой прииск, где каждому доступны вечные сокровища Небес.

«Не хлебом одним будет жить человек, а всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф.4,4), - так ответил Христос Спаситель диаволу, пытавшемуся искусить Его земным изобилием. Человек - это не животное, довольствующееся одной сытостью желудка. Человек - любимое творение Божие, и каждый явно или хотя бы сокровенной глубиной своего сознания ощущает в себе вечную душу, бытие которой не может окончиться и после смерти тела. Бессмертная человеческая душа также может испытывать голод и жажду, - эти насущные нужды души удовлетворяются в храме, где преподаётся верующим Хлеб вечной жизни, и в изобилии текут животворящие воды слова Божия.

Вам, победителям пустыни и покорителям земных недр, лучше, чем кому-либо другому, известно, как трудно добывать природные богатства. Добыча духовных сокровищ - это тоже труд, и труд непростой. В глубине каждой человеческой души, под напластованиями былых грехов и ошибок, чистым золотом сияет образ Божий. Какой бы суетой, непотребствами, даже преступлениями ни запятнала себя душа, - в ней скрыт образ Всевышнего Творца, и проявление этого образа наполняет человека Небесным счастьем. Православие - это не какое-то абстрактное верование, это религия опытная, предлагающая любому человеку способы постижения Истины Божией и достижения Царства Божия через самоочищение.

Как при добыче земных сокровищ их очищают от почвы, песка, ненужных примесей, - так Православная Церковь предлагает человеку очистить его душу от мусора недобрых чувств и воспоминаний, которые не только мешают нам видеть Небеса Божии, но и отравляют нашу земную жизнь. Все знают, как испепеляет душу ненависть, как жжёт сердце гнев, как мучительны бывают страсти и вожделения. Страшно, если с этими злыми чувствами человек переступил смертный порог, и они будут терзать его в вечности. Православие предлагает освобождение от внутреннего зла. Господь милосерден - в Таинстве исповеди. Он дает человеку возможность сбросить с себя груз всего тягостного и постыдного, что было в его прошлом, как бы родиться заново - с чистой душою и решимостью не повторять былых ошибок. И Церковь Христова может укрепить его в стремлении к Божественному свету, - так, что вера в Небесного Отца сменится знанием Его, и человек уже на земле сможет ощутить Небесное счастье.

Как при добыче полезных ископаемых нужны машины, приборы, инструменты, - так и для стяжания богатств Духа нужны особые средства. Эти средства, выверенные тысячелетиями истории Православной Церкви - ежедневная молитва, соблюдение постов, упражнение в добрых делах, участие в воскресных и праздничных Богослужениях в храме, приобщение Божественных Таинств. В начале христианский путь кажется труден, необходимо делать над собой усилие, - но по мере продвижения вперёд этот путь становится 'всё радостней, душа постепенно просветляется и преображается, и, наконец, наступает высокий покой, не покидающее человека среди любых испытаний счастья жизни с Богом и в Боге. Каждый, не убоявшийся такого труда, достигает этого дивного счастья: Это проверено опытом. При этом: к благочестивому человеку приходит и земное благоденствие. Святитель Иоанн Златоуст утверждает: «Если мы хотим получить все блага, то будем искать благ Божиих... Ищи того, что Божие, и человеческое последует весьма легко. Если станем искать нетленное, придёт и это тленное».

Ничто из земных благ: ни славу, ни власть, ни деньги, ни комфорт - человек не может унести с собою за порог смерти. Повелитель самой гигантской из существовавших когда-либо империй Александр Македонский приказал, чтобы его мёртвое тело несли хоронить с волочащейся по земле открытой рукой, - в знак того, что он не смог ничего унести из этого мира. Но что же может всё-таки сохранить навеки человеческая душа? Вместе с нами в вечность могут перейти наша взаимная любовь, душевная красота и чистота, милосердие и кротость, наши добродетели. Если мы сумеем обогатиться такими сокровищами, то вместе с ними вступим в бессмертное Царство добра и света, в великую Семью Небесного Отца, в Семью любящих и любимых, наслаждающуюся непредставимой для нас полнотой счастья.

Посещая Навоийский вилоят, я всякий раз ощущаю себя словно на огромном корабле, который, не пугаясь знойных ветров, бороздит просторы земли и добывает из недр богатства для родной страны. И мне радостно встречаться с капитанами, офицерами, матросами этого корабля - специалистами высочайшего уровня, мастерами своего дела, людьми, чей труд смело можно назвать подвигом, и, главное, наделёнными высокой добротой, щедростью и отзывчивостью. Молитвенно желаю всем вам, дорогие мои, под парусами ваших добрых дел достигать и земных успехов, и достичь счастливой вечной пристани в Небесах Божьих.

Великая добродетель - оказывать людям помощь в их земных нуждах. Но, насколько бессмертная душа выше смертного тела, - настолько же выше простой милостыни милосердие духовное, помощь Матери-Церкви, спасающей людей для вечности. Этот высший род милосердия воплотил город Навои в этом благолепном храме. Отныне здесь всё новые и новые поколения верующих будут благодарить тех, чьими пожертвованиями и трудами создана эта святыня, будут возносить молитвы «о создателях святого храма сего». Но даже и не только на Навоийский вилоят, а на всю необозримую Среднеазиатскую епархию, на сотни тысяч православных Узбекистана, Кыргызстана, Туркменистана и Таджикистана простерлась духовная милость, оказанная Николаем Ивановичем Кучерским и его соратниками, коллективом Навоийского горно-металлургического комбината. Неоценимую помощь оказали доблестные сыны города Навои в создании Ташкентского Духовного Центра, который призван стать опорой Православия во всём нашем краю.
Дорогие во Христе братья и сестры!
Ныне мы освятили благолепный храм сей: это значит, что Сам Бог - Всемогущий, Всемилостивый, Вселюбящий соизволяет пребывать в этом доме Своём, здесь, среди нас. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «Для чего с такой торжественностью, такими чудными молитвами, священнодействиями и обрядами, с миропомазанием стен храма и положением святых мощей мучеников освящают храмы? Для того, чтобы привлечь на них всеосвящающее присутствие Божие и всесовершительную благодать Духа Святого, чтобы она неистощимо и неоскудно действовала в приходящих в храм сей, - просвещала умы и сердца, очищала, согревала и обновляла обветшавшие грехами души христианские, утешала скорбящих, исцеляла болящих, совершала все Таинства при посредстве освящённых пастырей, руководила и уготовляла всех к будущему вечному Царствию, - для того, чтобы в нём все христиане соединялись в одно таинственное Тело Церкви, под единою Главою Христом». И вот: храм освящён. Мы - пред лицом Пречистого Бога. Постараемся же с благоговением соблюдать заповеди Господни: заповеди милосердия и прощения обид, любви ко всем людям, благочестия и праведности - как это подобает истинным христианам, детям Небесного Отца.

На благородной гостеприимной земле Средней Азии православные всегда жили в мире и дружбе с мусульманами: эту благую дружбу нужно беречь и приумножать. В Коране христиане названы «Людьми Книги, ближайшими по любви к мусульманам»: Нам нужно беречь и приумножать эту любовь. Мусульмане под именем Безгрешного Исы высоко почитают Господа нашего Иисуса Христа. Ваш город носит имя великого мусульманского мудреца и поэта Алишера Навои, перу которого принадлежат стихи:


«Я славлю жемчуг слова, ведь оно

Жемчужницею сердца рождено.

Иисус умерших словом воскрешал,

И мир Его - Дающим жизнь назвал».


Ныне в городе Навои появляется ещё одно великое имя. Небесным покровителем вашего храма и города становится преподобный Сергий Радонежский. Его называют «Всероссийским игуменом», духовным наставником всего русского народа.

Однажды Радонежский игумен узрел дивное видение: множество прекрасных птиц, летавших не только по всему его монастырю, но и вокруг его ограды, - птицы эти пели несказанно сладостно. И он услышал таинственный голос с высоты небес: «так умножится число учеников твоих, и после тебя не оскудеют они; так чудно будут они украшены разными добродетелями, если только захотят последовать стопам твоим». Дивное предсказание исполнилось. Из «школы преподобного Сергия» вышли десятки святых мужей, мудрые богословы, дивные иконописцы, среди них - и преподобный Андрей Рублёв. Ученики Радонежского старца селились в лесных чащобах, на берегах дальних рек и озёр, основывали монастыри, - и впоследствии в этих диких местах возникали селения, создавались города. Сам преподобный старец Сергий из конца в конец прошёл всю русскую землю, останавливая междоусобные войны, просвещая заблудших, исцеляя болящих, воскрешая мертвых. Ныне Радонежский Чудотворец незримо явился и на Навоийскую землю, чтобы у Престола Божия ходатайствовать о даровании ей мира и благоденствия, а её жителям - вечного спасения.

Нынешнее торжество освящения величественного Свято-Сергиевского храма - это начало многих духовных радостей, которые ждут всех, кто будет приходить сюда с верою, надеждою и любовью. Сияющим здесь Божественным Светом вы можете освятить всю жизнь вашу, по слову святителя Филарета Московского: «Из дома Божия приноси дух молитвы и в свой дом и освящай им внутреннюю храмину души своей». Аминь.
***
В ответном слове Светлана Федоровна Гейченко, ведущий специалист отдела капитального строительства НГМК, отметила, что сегодня помимо комплекса Русской Православной Церкви в Навои построен храм в городе Зарафшане, открыт молитвенный дом и строится новый храм во имя Всех святых, в Земле Российской просиявших в городе Учкудуке (ныне уже построенный – авт.), продолжает оказываться техническая и материальная помощь в строительстве и обустройстве женских монастырей в городах Достабад и Ташкент, православным храмам в Бухаре и Кагане.
***

Вечером Свято-Сергиевский храм особенно красив: яркие прожектора подсвечивают его стены и высокую колокольню, оранжевыми огоньками отражаются в небольших окнах, за стеклами которых теплится живое дыхание первых, поставленных прихожанами тонких свечей. И только золотые луковицы куполов, кажется, светятся сами по себе – и внешним и внутренним духовным светом своим, очень неожиданным под этим зернисто-ярким звездно-восточным горячим небом. Даже и не светятся, но горят ровным, призывным огнем. Теперь уже здесь – навсегда.


История строительства храма
Долгая дорога к Храму
(из газеты трудового коллектива НГМК «Горняк» №13, Июнь 2000 г, публикуется в сокращении).
«Православный храм, дом молитвы, училище богопознания и благочестии, пристанище обуреваемых, прибежище бедствующих, утешение скорбящих, жилище радости духовной, преддверие обитателей небесных…».

(из высказываний одного святителя).


Истоки
Говорят, что люди делятся на три категории: тех, которые ищут Бога, тех, которые нашли Его и живут Им, и тех, которые не ищут Его и не хотят искать.

Эта дорога к Храму Божьему началась еще в конце 80-ых годов прошлого века, когда часть старшего поколения покорителей Кызылкумов стала задумываться над тем, что необходимо иметь место, где можно побыть наедине с собой и, как говорится, преклонить колени в скорби или в радости. Пожилые люди собирались по квартирам, молились, ездили в Самаркандскую церковь при кладбище, а потом стали обивать пороги всех инстанций, убеждая, прося, требуя открытия в молодом индустриальном центре православного храма. И вдруг вмешалось провидение. Одна из активисток создания храма - баба Мария (в миру Нина Григорьевна Нохрина), уйдя на пенсию, тяжело заболела, еле передвигалась. В одну из поездок в Самаркандскую церковь промысел Божий свел её с Владыкой, архиепископом Ташкентским и Среднеазиатским Львом, который, узнав, что в Навои нет православной церкви, благословил больную женщину на подвижничество.

Мой материалистический ум отказывается воспринимать как реальность то, что произошло позже. Но баба Мария уверена, что именно святое благословение подняло ее на ноги и вернуло к активной жизни…

Председатель тогдашнего городского совета А.В. Горностаев одобрил идею, и было принято решение о выделении места для дома молитвы на территории расформированной войсковой части. Верующие обрели свое первое духовное пристанище.



Важное решение
Наступил 1991 год. Дорога к храму продолжалась. В марте этого года руководитель исполкома горсовета Навои Бахтиер Ибрагимович Хамдамов получает письмо от архиепископа Ташкентского и Среднеазиатского Владимира с обоснованием необходимости строительства православного храма. После проработок и различных совещаний принимается историческое для верующих решение исполкома Навоийского горсовета № 643/25 от 28.11.91 г. "О проектировании и строительстве мусульманской мечети и храма Русской Православной церкви в г. Навои".

Этот документ предлагал горисполкома предприятиям, организациям и учреждениям, расположенным в городе Навои, принять долевое участие в строительстве на основании решений трудовых коллективов. Навоийскому управлению строительства поручалось выступить заказчиком по проектированию, заказчиком и генеральным подрядчиком по строительству культовых объектов.

Газета "Знамя дружбы" от 2.01.92 г. откликнулась оптимистической статьей "Возведем мечеть и храм…».
Капли, из которых рождается поток
Листаю справку о пожертвованиях на строительство храма. Здесь платежные поручения о благотворительных взносах предприятий и учреждений, номера ордеров личных пожертвований.

Да, эта лепта мала, как капля в море. Но из этих малых капель слагаются великие дожди, текут ручьи и потоки, питаются большие реки и озера.

Православный храм был включен в титул собственного строительства Навоийского управления строительства.

Начало строительства было определено июлем 1992 года.

ВНИПИЭТ Санкт – Петербурга и «Оргстройниипроекту» Москвы было выдано задание на ТЭО, эскизные проекты и геологоразведочные работы. В Санкт-Петербургское объединение "Реставратор" отправились посланцы НУСа для заключения договора на проектные работы по внутреннему интерьеру, получению справки на сусальное золото.
Проделки "бесов"
И вдруг что-то случилось. Начинавший набирать обороты механизм вдруг резко притормозил. Документальных объяснений найти не удалось, а эмоции к делу не приложишь. В соответствии с указанием руководителя НУСа, объект был исключен из титула.

В Навои была направлена комиссия (епархиальная), тщательно изучившая состояние дел. Никаких злоупотреблений, способных повредить репутации храма, не было выявлено.

Тогда делался вывод: «Прекращение проектирования и строительства Храма Божьего, за которым пристально наблюдает все население города, вложившее свою лепту, приведет к крайне тяжелым последствиям».

Владыка правильно оценил ситуацию, и организационный процесс продолжился. В ноябре 1992 года на приходском собрании храма Сергия Радонежского утвержден Устав православной христианской общины, выбраны руководящие работники. В начале 1993 года община получает свидетельство о регистрации Устава религиозной организации. Проект нулевого цикла был готов, и решили параллельно вести и проектирование, и строительство. Строить начали сами верующие, совсем маленькая группа людей…

1993 год был знаменателен тем, что «Оргстройниипроект» завершила работу над проектом комплекса храма чудотворца Сергия Радонежского, авторами которого стали В.Самохин и А.Александров, а также тем, что финансисты республики запретили банкам принимать перечисления со счетов предприятий на строительство церквей и мечетей. Снова днище корабля налетело на мель.

А потом три человека: отец Сергий (Левкин), мулла Эш Мухаммед ибн Садулло и Светлана Гейченко отправились со своим прошением на прием в администрацию Президента Узбекистана. Суть этого прошения в том, что Министерство финансов грубо нарушает статью 16 Закона "О свободе совести и религиозных организациях''. Справедливость была восстановлена.

Дата 13 января 1994 года в истории Навои стала особенным событием. В скверике на углу улиц Ибн-Сино и Южной состоялась закладка первой в области православной церкви. Архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Владимир освятил место будущего храма и пожелал, чтобы проект как можно скорее воплотился в жизнь.

Но испытания продолжались. Неизвестно откуда «дул ветер», но было принято решение о приостановлении строительства храма. Редакция областной газеты откликнулась возмущенным комментарием от 17.06.94г.


Свет надежды
Ситуация несколько стабилизировалась после того, как Владыка, обеспокоенный судьбой богоугодного дела, обратился с просьбой к руководству НГМК. "Вы, несомненно, знаете, что правительством Узбекистана дана высокая оценка заслуг православной церкви в создании атмосферы дружбы и единства в Республике Узбекистан. В этой связи создание храма в Навои, одном из важнейших промышленных центров страны, приобретает особое значение. Строительство храма в Навои ведется крайне медленно из-за отсутствия опыта и квалификации ведущей его общины: финансирование осуществляется за счет предприятий-дольщиков нерегулярно и не в полном объеме. Безусловно, создание храма нашло бы скорейшее завершение, если бы комбинат возглавил его в качестве заказчика при содействии предприятий-дольщиков. Ваша помощь Навоийской Православной общине может оказаться неоценимой. Призываю на вас и ваши труды Божие благословение".

На этом послании появляется виза директора Николая Ивановича Кучерского: "Расщупкину А.В. Для принятия мер по ускорению строительства". А вслед за этим рождается решение хокима города Навои, которым на ОКС НГМК возлагаются функции Заказчика, а на Навоийское управление строительства - генерального подрядчика. Корабль строительства храма двинулся дальше. Я не случайно уже не в первый раз упоминаю слово "корабль", т.к. храм, в принципе, задуман в виде продолговатого корабля. А это значит, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном. Но на его пути еще немало встретилось подводных камней и мелей: велись долгие поиски проектно - сметной документации, их передача. Московский проект храма пересматривался в Ташкенте, вносились изменения.

В отделе капитального строительства НГМК произошла смена руководства, и стройка на какое-то время осталась бесхозной. Задышала она только в конце 1996 года…

В 1999 году, в условиях жесткого финансового прессинга, руководство комбината подключило к кураторству строительства храма ветерана НГМК, помощника директора Самуила Зельмановича Львовского, много сделавшего для нормализации положения. Теперь каждую неделю на стройке под руководством замдиректора НГМК по капитальному строительству А. В. Расщупкина проводятся планерки, ставятся и разрешаются вопросы, число которых лишь возрастает.


Освящение воздвижения Креста
Недавно на строительной площадке произошло событие, для храма немаловажное. По обычаю, здание храма завершается куполом, а купол заканчивается вверху главою с крестом во славу Иисуса Христа. На Навоийском храме решили поставить девять глав, олицетворяющих девять чинов ангельских. Был заключен контракт с российским обществом с ограниченной ответственностью "Морион" на изготовление куполов. Самый большой - центральный купол - в диаметре основания 1200 мм, остальные - диаметром 800 мм. Незабываемое зрелище: солнечный майский день, блеск куполов, прибывших с Урала. Состоялась процедура освящения воздвижения Креста. Это второй, очень важный, момент в строительстве храма. После прибытия мастера из города Трехгорный, что в Челябинской области, подняли купола на определенные проектом места. Купола засияли, как надежда на будущее, на приход корабля в пункт назначения.

В планах - завершить строительство в январе 2001 года - к необыкновенно знаменательной дате - 2000-летию Рождества Христова. Так хочется, чтобы осознание этого дошло до тех, кто занимается возведением храма, и тогда жители областного центра услышат торжественный перезвон колоколов, извещающий о том, что в городе великого поэта есть православный храм, куда каждый может войти, отложив все житейское, с чистым сердцем, верою и благоговением.



История становления Православия в городе Навои.

Краткая история строительства храма
В середине 80-х годов в стране Советов повеяло свободой вероисповедания. Это не оставили без внимания жители молодого, индустриального города. Как правило, в Навои приезжали молодые специалисты, естественно, обзаводились семьями, рождались дети.

Следуя православию, детей надо было крестить. Вот тогда и появилась в городе «навоийская крестная» - Мария Павловна Романова, пострадавшая за веру в годы воинствующего атеизма. Мария Павловна трудилась в медсанчасти НГМК, в рентген кабинете, услугами которого пользовались многие горожане. Завязывались беседы, и она вновь стала проповедовать православие. Набрав группу 10-15 человек, она возила крестить детей и взрослых в действующие храмы Когана, Каттакургана, Самарканда и почти у всех была Романова крестной. Слух о Марии Павловне быстро распространился, и люди потянулись к ней. Двери её квартиры были открыты для всех. Она помогала ищущим Бога литературой (переписанной собственноручно), учила читать молитвы, псалтырь, готовила певчих для домашнего хора.

В конце 80-х годов прошлого столетия открыто образовалось общество православных, их было не более 30 человек. Каждое воскресение собирались они на домашнюю службу. Однокомнатной квартиры явно не хватало. Свои услуги предложила Нина Яковлевна Бочарова, проживающая в собственном доме. Ее и выбрали старостой общины. Все эти годы наши подвижницы ездили по просьбе родственников за священниками в действующие храмы, для исповедания, причастия, соборования больных. В тоже время росло число желающих посещать домашние богослужения. Следовательно, встал вопрос о необходимости официального устройства храма (молитвенного дома). На собрании общины решили написать письмо к Владыке в Ташкент.

В 1990 году на престольный праздник Покрова Богородицы в Самаркандский храм приехал архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Лев, и мы спросили его о результатах нашей просьбы. Владыка благословил Нину Григорьевну Нохрину, которая обладала хорошими организаторскими способностями, на благое дело по созданию храма, но всем стараниям Нины Григорьевны исполком вначале не внимал.

4 декабря 1990года в Каттакурган приехал Владыка Лев. После службы он попросил остаться навоийцев (нас было человек 10). Владыка пожурил нас за медлительность и благословил всех. По приезду, решением собрания, написали прошение председателю городского совета А. В. Горностаеву за подписью 20-ти человек и отправили ходоков во главе с Марией Павловной и Ниной Григорьевной. Примерно через месяц получили решение горсовета о выделение помещения на территории расформированной войсковой части, которое состояло из двух больших и двух маленьких комнат. Помещение, надо сказать, находилось не в лучшем состоянии. Окна и двери и окрашены в темно зеленый цвет, деревянные полы сгнили. На ремонт с пенсии сбросились 20 членов общины. Набралось три тысячи сум. На эти деньги закупили строительные материалы. Ремонт делали собственными силами, активно участвовали и наши родные. За помощью обратились в ЖКУ, и его руководство откликнулось на просьбу.

На одном из заседаний общины решили отправить ходоков в Епархию, чтобы нам направили священнослужителя. К этому времени главой Епархии стал архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Владимир. В начале он отказал в просьбе, обосновав это тем, что на текущий момент батюшек не хватает и в действующих храмах Средней Азии, но ходоки объяснили, что в Навои появилось много сект, которые затягивают к себе молодежь. Тогда архиепископ обещание подумать и подарил нашим делегатам несколько экземпляров Библии другой духовной литературы.

Приближалась Пасха, и ходоки вновь поехали к Владыке с просьбой помочь провести этот святой для всех православных праздник. Владыка Владимир согласился и пообещал прислать батюшку. Потом сказал, что назначит постоянного священнослужителя из ближайшего выпуска духовного училища и даже назвал фамилию. Наши ходоки пошли в училище, где познакомились со священником Сергеем Левкиным и просили его не отказываться.

К Пасхе, которая в 1991 году отмечалась 7 апреля, выделенное помещение приготовили, как могли. Провести службу приехал отец Георгий с матушкой Ниной. Советом общины заранее было объявлено по местному радио в городах Навои, Зарафшане, Учкудуке о проведении службы Светлой Пасхи в доме молитвы православной общины. Услышав о прибытии священника, люди устремились к отцу Георгию с просьбой о крещении. Для проживания иерея Георгия с матушкой Ниной и всех последующих священнослужителей свою квартиру предоставила Раиса Леонтьевна Джураева. Здесь же проводились все крещения. Служба Светлой Пасхи прошла на славу Божию. Пришло много народу, но больше половины находилось во дворе.

На Троицу приехал отец Сергий, провел службу и каждый день крестил желающих, всего крещение прошли 300 человек.

4 июля 1991 года иерей Сергий Левкин с матушкой Елизаветой и двумя детьми прибыл в наш город на постоянное место службы. Он приехал на машине на половину загруженной иконами и церковным инвентарем. Наш молитвенный дом за неделю стал похожим на настоящий храм. А через месяц батюшка Сергий оборудовал настоящий алтарь с иконостасом и царскими вратами, а мы стали называться прихожанами храма Сергия Радонежского чудотворца.

В это время начался сбор на строительство храма Христа Спасителя в Москве и прихожане во главе с батюшкой Сергием внесли свой скромный вклад.

За период 1991-1992 г.г. храм дважды перестраивался. Часто собиралась при храме за трапезой, особенно на праздники. Большой хлебосольностью отличалась Наталия Ефимова Леонова, которая в русской печи готовила рассыпчатые каши, пироги, а её муж, привозил их к столу еще горячими. На славу поработала на кухне Варвара, прихожане называли её «добрая бабушка».

13 января 1992г. власть в городе стала называться хокимиатом. 15 февраля 1992 года первым хокимом города стал Ибрагим Бахтиярович Хамдамов, который поддерживал и помогал во всех вопросах отцу Сергию. Получив ранее решение о проектировании и строительства храма, мы были против места расположения застройки, и после жарких споров, получили согласие и решение архитектурного отдела хокимиата на выбранный нами участок. Было принято решение начать строительство храма хозяйственным способом, под руководством отца Сергия. Ему помогали инженер - строитель Светлана Гейченко и бывший военный строитель Ростислав Корнейчук. Силами прихожан стали готовить площадку для строительства. Ежедневно приходили по 50 человек.

Строительство храма сопровождалось многими трудностями. Против строительства храма, на выбранном месте, выступили жители трех общежитий, расположенных рядом. Они даже отправили делегацию в городской хокимиат с просьбой о прекращении строительства. Когда делегация вышла из приемной хокима города, то резко испортилась погода, начался сильный ливень и ветер, а в общежитиях произошло короткое замыкание и они остались без света до утра. После такого события, которое было воспринято, как гнев Божий, они не препятствовали строительству.

В это же время начались большие проблемы с организациями, которые должны были строить и финансировать проект. Отцу Сергию пришлось обратиться в Епархию. В дело вмешался архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Владимир. Дело сдвинулось с мертвой точки.

13 января 1994года произошла закладка первого камня в фундамент будущего храма, который положил сам Владыка Владимир.

Отец Сергий посещал все планерки, совещания, которые проходили на строительной площадке. Беседовал с рабочими, интересовался их проблемами и помогал решать их. Контролировать строительство от прихожан поручили Андрею Романову, который не смотря на молодость, по-деловому решал все вопросы. Всё оборудование - колокола, церковный инвентарь, иконы - получал и доставлял отец Сергий из разных уголков России. Особое внимание он уделял иконописи, поэтому самолично ездил в Санкт-Петербург в объединение «Реставратор», где писались иконы, сверял их с подлинниками, а при необходимости, заставлял переделывать. В августе 2001 г. строительство храма прп. Сергия Радонежского завершилось.

К 1 сентября 2001 года интерьер храма был полностью оборудован.

Чуть позже Иерей Сергий Левкин совершил малое освящение храма, начались службы.

Официальная церемония освящения храма состоялось 30 мая 2002 года. Службу проводил митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир.


Александра Попкова,

прихожанка храма.



Храм преподобного Сергия Радонежского чудотворца

в городе Навои
Построен на средства практически всех жителей города, отдельных пожертвований от предприятий и организаций, но главным источником финансирования является НГМК.

Храм построен к десятилетнему юбилею независимости Республики Узбекистан 1 сентября 2001 года.

Освящен митрополитом Ташкентским и Среднеазиатским Владимиром 30 мая 2002 года.

Общая территория, на котором располагается храм - 1 гектар.

Храм рассчитан на 250-300 человек.

На храме находятся один большой и четыре малых купола.

На территории имеется крестильная, которая соединена с храмом специальным переходом и «источник» святой воды.

Алтарь, колокольня, крестильная, «источник» святой воды увенчаны малыми куполами.

Купола выполнены из специальной стали под золото.

На территории имеется хозяйственный двухэтажный блок, в котором находятся гостиница, трапезная, прачечная.

На территории храма растут плодовые деревья, устроен искусственный пруд. Храм окружен клумбами с розами.

Внутреннее устройство храма: высота под куполом 12,5 м, деревянный иконостас из хвойных пород с отделкой, трехъярусный, ширина 14 м, высота 5 м 20 см, украшен крестом, двумя ангелами и резьбой, покрытых сусальным золотом.

В иконостасе находятся 44 писаные иконы.

Колокольня имеет 9 колоколов.

Вход на территорию храма украшен аркой с иконой преподобного Сергия Радонежского.
Настоятель храма священник Леонид.1 марта 2005 г.

Чудо обновления иконы Владимирской

Божией Матери в городе Навои
Не обошел, Господь наш Иисус Христос, славный город Навои, чудесами.
4 апреля 1995 года в газете «Знамя Дружбы» были опубликованы два рассказа, свидетельствующие о чуде обновления иконы в нашем городе. Обратимся к ним.
Заступница усердная
На всенощном бдении в Православном Храме подошла я приложиться к аналойным иконам, и какая-то сила заставила меня спросить об одной из них:

— Что за икона?

— Чудотворная, — ответила мне шепотом псаломщица.

Служба продолжалась, а меня одолевали мысли: «Чудотворная? В нашем храме? Что же ее выделило в разряд чудотворных?». Я не раз читала о мироточивых иконах. Однажды сподобилась видеть своими глазами мироточащую икону в далеком белорусском монастыре. Чудо мироточения сегодня открыто наблюдает весь мир на иконе Иверской Богородицы, принадлежащей испанцу Хозе Муньосу. Муньос объехал почти весь мир с иконой, источающей благоуханное и целительное масло.

Бывают иконы кровоточивые и слезоточивые. Эти иконы как бы предупреждают людей о грядущих бедах, вразумляют, призывают к покаянию. Есть иконы, явленные чудным образом в тяжелейшие, горестные моменты истории человечества. Такие иконы спасали от гибели целые государства, города.

Есть еще одно чудо, связанное с иконами. Это чудо очень редкое, о нем мало написано даже в церковной литературе. Это чудо обновления старых, потемневших, стертых, иногда и поруганных икон.

Что же наша икона? К какому разряду отнести ее? Оказалось, она из ряда обновленных икон. Да, в Навои свершилось чудо: в нашем городе обновилась икона Владимирской Божией Матери.

Многие, прочтя эти строчки, наверное, пожмут плечами и скажут: «Очередная выдумка невежественных бабушек». Но я, признаюсь, не сомневалась ни минуты, что эта икона необычная. И каждый, побывав в храме прп. Сергия Радонежского, может убедиться в этом. Какие же аргументы доказывают достоверность этой истории.

Во-первых, она принадлежала бабушке, невинно пострадавшей и видевшей много горя в жизни.

Во-вторых, икона обновилась у людей не церковных, то есть у людей, не живущих церковной жизнью, мало знающих о ней.

В-третьих, чудо обновления наблюдали три человека, которые мало понимали, что происходит.

Обновление сопровождалось сиянием той части иконы, которая обновлялась, и вызывало смятение у всех очевидцев происходящего.

В-четвертых, все, кто видел икону до обновления, утверждают, что она была настолько темной и грязной, что вызывала только одно желание: помыть, почистить, поскрести, покрыть лаком. Да это и неудивительно: картон, на который наклеен лик Богоматери и Младенца Спасителя, не подвергся обновлению. Он ветхий, потертый, покрытый огромными пятнами грязи и жира.

Вся история обновления иконы необычна, поучительна и знаменательна, но мне хотелось бы сказать о самой иконе. До обновления это было литографическое изображение Владимирской Богородицы, наклеенное на картон. Таких икон много, это самые дешевые и распространенные иконы. Но вот что удивительно: после обновления икона перестала быть литографией. Перед нами икона, только что написанная удивительным мастером яркими масляными красками. Что за краски?! Яркие, живые, излучающие тепло, мягкое свечение.

В храме много икон, и старых, и новых, но краски обновленной иконы не идут в сравнение ни с одной из них,

— Почему, когда я стою рядом с этой иконой, мне хочется плакать? — спросила девочка, пришедшая впервые в храм.

— А это, радость моя, благодать Божия исходит от иконы - ответила я ей.

Обновленная икона в нашем городе — это благодать и милость Божия всему городу. И город должен знать об этом чуде. В тропаре иконе Владимирской Божией Матери есть такие слова: «Огради град сей и все грады и страны христианские от всех навет вражиих...»

«Град сей» — это наш Навои!

У нашего града есть своя икона-покровительница!

О такой милости можно только мечтать.
Людмила БЕКЕТОВА,

прихожанка православного храма.




ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО
Дул холодный февральский ветер. Внизу, у большого девятиэтажного дома, стояла немногочисленная кучка людей. Все ждали. Вот со второго этажа вынесли красный гроб, и процессия двинулась. Провожали в последний путь Александру Ивановну Владимирову. При жизни это была мирная, маленькая, сухая восьмидесятипятилетняя старушка, дождавшаяся, наконец, своего звонка.

Соседи тихо шептались — Александру Ивановну провожал лишь один сын из троих ее детей. Последнее время житейские невзгоды вконец измотали старую женщину, и ушла она из этого мира, наверное, с облегчением вздохнув напоследок.

Лет пять назад дочь, вызвав ее сюда издалека, практически лишила возможности что-то менять в своей жизни - дом в Краснодаре был продан и последний мост сожжен.

В один момент дочери показалось, что жить с матерью в одной квартире не легко, и зимой она выселила ее на... балкон. Струнка отношений между родственниками опасно натягивалась. Бабуля была глуховата, малообщительна и вечно проклинаема своими близкими. Мешалась под ногами, одним словом. Соседи хорошо помнят, как однажды её вместе с чемоданом выставили за дверь, — дочь с мужем уезжали в отпуск. Еще нелепее кажется другой случаи. Как-то летом Александра Ивановна попросту пропала. После долгих поисков дряхлую бабушку обнаружили на чердаке. Загадочного «грузчика», вынесшего ее, она не знала, и неизвестно, чем бы это все кончилось, если бы не электрик, полезший на раскаленную крышу.

Когда любимое чадо решило продать квартиру, мать оказалась лишней. Одну комнату из двух Александре Ивановне помогли отсудить сердобольные люди. Дочь быстро уехала, а навещать беспомощную женщину изредка приходили сын со снохой.

Время шло, и никем не согретый человек тихо умер. Без шума и криков о помощи, свернувшись калачиком, с последней слезой на глазах, морозной ночью она затихла. Как кошка в подвале, как брошенный щенок на помойке. Была Александра Ивановна верующим человеком и, как все набожные люди, имела в доме иконы. Одна из них особенно дорога была ей. Старушка завещала ее знакомой.

Вы видели Владимирскую Богоматерь? Икон с изображением Божьей Матери очень много: Иерусалимская, Грузинская, Казанская, Донская, Черниговская, Тихвинская, Смоленская — можно продолжать перечень, но, возможно, по сходству фамилий, именно Владимирская была дорога бабуле. Икона часто кочевала из угла в угол, из комнаты в комнату, из кухни в коридор, с постели на кушетку - куда угодно, везде там, где Александра Ивановна могла часами смотреть на Деву Марию с младенцем. Смотрела и, наверно, печально думала о том, какое это суровое испытание — иметь на старости лет дочь-монстра.

...В начале XI века эта икона из Константинополя была привезена в Киев к великому князю Юрию Долгорукому и поставлена в девичий монастырь Вышгорода. Однажды люди, войдя в храм, увидели, что икона «сошла» со своего места и «стоит» посреди церкви на воздухе. Князь Андрей, сын Юрия Долгорукого, собиравшийся переехать, подумал, когда слух о чуде дошел до него: «А не в Суздале ли ей место?»— и без ведома отца ночью уехал из Вышгорода, захватив икону. В десяти верстах от Владимира лошади, везшие икону, остановились и больше не тронулись с места. В эту же ночь князю приснилось повеление оставить ее во Владимире. Немедленно там заложили храм, и с тех пор икона стала называться Владимирской, а в 1895 году ее перевезли в Москву.

Три раза в год церковь устраивает праздники в честь этой иконы. Считается, что в эти дни творит чудо Господняя сила Владимирской святой.

...Когда Александру Ивановну похоронили, и новая хозяйка иконы вернулась домой, она увидела странную вещь: Владимирская Богоматерь вдруг стала приобретать новые краски, доселе никем не видимые. Мне стало страшно, - рассказывает женщина, - она обновлялась прямо на глазах. Быстро позвонила подруге, которая видела ее в том виде, в каком она попала в мой дом. Она тут же пришла, увидела и расплакалась. Это не поддается никакому описанию. Ведь я принесла ее к себе тусклой, темной, в нечистотах: она падала за кровать, а за бабушкой плохо следили, толком цвета невозможно было разглядеть. Была мысль покрыть ее лаком, но потом подумалось: вдруг краска не возьмет?

Вскоре созрело решение отнести необычную икону в православный храм. Автору этих строк довелось видеть другие образцы софринского завода-изготовителя, со склада которого и была бабушкина икона, но по силе восприятия, сочетанию красок, подобного действительно ничего не было.

Вот такая история. Хотите - верьте, хотите - нет. Говорят, что именно таким образом сходит Божья благодать. На кого? На бабушку-мученицу? На новую хозяйку? Или на наш город? Объяснимо ли это чудо? По-разному трактуют этот случай. Одни говорят: «Ей было там плохо, а в другом доме она ожила».

...Все дальше и дальше взгляд Владимирской Богоматери. О чем он, светлый и ясный?
Галина САФАРОВА.


Рассказы очевидцев обновления иконы

Владимирской Божией Матери в городе Навои ( июль 2004 г.)
Икону Божией Матери Владимирская принесла в храм преподобного Сергия Радонежского чудотворца Чернокожева Клавдия Петровна, которая в 1994 г. проживала по адресу: Пионерская дом 9, кв. 10.

Клавдия Петровна в то время ухаживала, помогала, чем могла, престарелой бабушке Александре Ивановне Владимировой. Александра Ивановна предчувствуя близкую кончину, сетовала, что ничем не может отблагодарить Клавдию Петровну за её доброту, и подарила ей икону Владимирской Божией Матери, которой дорожила. Эта икона была у Александры Ивановны всю её жизнь.

Икона с виду очень потертая, темная, толком цвета невозможно было разглядеть. Клавдия Петровна поместила икону у себя на кухне.

В феврале месяце 1995г. Александра Ивановна умерла. После похорон, вечером у Клавдии Петровны собрались знакомые на поминальный ужин. В конце ужина пили чай, вдруг послышалось потрескивание, и появился яркий свет… Сначала подумали, что машина подъехала, но на улице было тихо. Подняв глаза, увидели, что сияние шло от иконы и даже слышалось потрескивание. Икона начала обновляться, приобретая яркие краски. На следующий день Клавдия Петровна, пораженная таким чудом, принесла икону в православный храм.

Об этом чуде свидетельствуют: Белякова Людмила Николаевна 1956 г.р. проживающая на то время по адресу: Амира Темура 16-1. Она - дочь Сатинбаевой Полины Константиновны, которая и рассказала ей об этом, т.к. была свидетелем начала обновления иконы; Студенникова Валентина Николаевна 1952 г.р. проживающая на то время по адресу: Амира Темура 16-8; Татьяна Степановна Чернокожева, дочь Клавдии Петровны, сейчас её фамилия Вакулова; Вакулова Светлана, дочь Татьяны Степановны, 1978 г.р. поживающая: ул. Пионерская 9-18, хорошо помнит рассказы своей бабушки Клавы об обновлении иконы; Далечина Анна, учительница 13 школы, прихожанка храма, помнит рассказ Клавдии Петровны.

Клавдия Петровна принесла икону в храм 11 февраля 1995 года, в субботу. Икону положили на аналой, и, практически на глазах, она обновлялась, приобретая необыкновенно яркие краски и тонкую прочерченность всех линий. Через сутки обновление завершилось, только в левом верхнем углу еще оставался необновлённый кусочек. Нынче и это место слилось цветом со всей иконой.

Мирошниченко Людмила Георгиевна 1938 г.р., проживающая по адресу: Галаба 214-20, прихожанка храма с 1991 г., рассказывает: «Помню, в тот день, когда принесли икону, я болела и на службу не пошла. В тот вечер, после службы, ко мне зашли прихожанки храма и рассказали о чуде обновления иконы. На следующий день отправилась в храм, и увидела, что икона, помещенная на аналое, была яркой, эти краски невозможно передать кистью простого художника… В левом углу иконы еще оставался кусочек прежней поверхности, как бы свидетельствующий о происшедшем чуде. Во время Литургии, как мне казалось, от иконы исходил нежный розовый свет».

В настоящее время нашей Владимирской - Навоийской чудотворной иконе каждую субботу в 9 утра служится молебен, где мы испрашиваем у нашей скорой Заступницы защиты, помощи, покровительства.


Настоятель храма прп. Сергия Радонежского г. Навои о. Леонид
адрес храма: Узбекистан г. Навои ул. Ибн-Сино, 26а

тел. 223-22-28; e-mail: oleonid1@mail.ru

Р/С 20212000100493826001 МФО-00207 ИНН-200004391 ПСБ г. Навои.

Автор – составитель настоятель храма иерей Леонид Козин



Редактор - Елена Перепадина.
21 марта 2005 г.





База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница