Холокост: проклятие фашизму



Скачать 143.43 Kb.
Дата15.11.2016
Размер143.43 Kb.
Холокост: проклятие

фашизму

Разработала и провела: учитель истории

и обществознания

Калмыкова Татьяна Алексеевна



Цели: формирование патриотического самосознания на примере изучения истории ВОВ, толерантного отношения к другим народам; воспитание понимания опасности геноцида, неонацизма, антисемитизма на примере Холокоста, осознание ценности человеческой жизни.

Оформление:

«Война — незаживающая рана, которую получил мир». (Дж. Б. Пристли), мультимедийная презентация.

Ход:

I. Организационный момент.

(Учитель обращает внимание учащихся на афоризм «Война — незаживающая рана, которую получил мир» (Дж. Б. Пристли), проводит игру «Ассоциации»).

- Какие ассоциации у вас вызывает слово «война»? (Смерть, страх, боль, кровь, слёзы, потери близких, фашизм, Гитлер, концлагеря, бесчеловечность и т. д.)

- Какие цвета у вас ассоциируются со словом «война»? (Чёрный, серый, кровавый и. т. д.)

- Почему слово «смерть» в ассоциативном ряду у всех вас стоит первым?



Учитель: Война… даже от слова этого веет чем-то холодным, нагоняющим страх и ужас. 1418 страшных дней и ночей пришлось пережить нашему народу в годы Великой Отечественной войны. И сколько бы лет не прошло со дня победного салюта 9 мая 1945 года, мы не должны забывать о тех, кто ценой своих собственных жизней, растоптанного счастья, любви завоевал Победу. Долгим и трудным был путь к Победе. Невозможно оценить подвиг, за каждым из них – человеческая жизнь. Разве можно матерям вернуть их погибших сыновей и дочерей, разве можно вдохнуть жизни в не успевших родиться детей? Война – страшная, жестокая, злая, уносила жизни людей не по болезни, несчастью, а по велению фашистов.

Проклятие фашизму

Июнь 41-го нам не забыть…

И сердце щемит, вспоминая ту дату,

Всю жизнь изломала, распяла проклятая.

По судьбам людским пронеслась беспощадно

Всё ж, выжили люди – а это ведь главное!

Война!

Своим дыханьем ледяным, с ума людей свести пыталась,



Но, больше жизни Родину любя все бились стойко и отважно.

Фашисты!


Как звери вы ворвались в то утро раннее, когда никто не ждал,

И, даже деток-ангелочков убивали,

Раскрыв звериный свой оскал.

Вы – изверги, вы –нелюди, вы ждали,

Что люди, обезумев от всего,

Забудут о высокой, о морали

И, тогда…возьмёте русских в плен вы, но…

На, что рассчитывали вы, врываясь в наши хаты,

Что гибель близких и родных – всё стерпят русские солдаты?

Вы убивали, не жалея, людей счастливых, молодых,

Уничтожали всё вокруг, зверея –

А, если б ваших так родных?

Ну, кто вас звал на нашу землю? Кто разрешил её топтать?

Солдаты русские в строй встали, чтоб защищать и умирать…

Своею грудью заслоняя, дома родные и детей,

Чтобы воскреснуть, умирая, в потомках, в памяти людей.

Бегут мгновения и годы и журавли крича, летят,

Навеки в памяти народной, остался подвиг твой, русский солдат!


Дорогие ребята, наш сегодняшний классный час я предлагаю посвятить памяти всех героев, кто, жертвуя собственной жизнью, дал нам возможность вдыхать аромат родной природы, любоваться красотой белоствольных берёз, слышать журчание родника и идти далеко к горизонту, любуясь причудливыми облаками, испытывать ощущения радости, полёта, стремления к чему-то новому. Памяти тех, кто предотвратил целенаправленное уничтожение народов.

Фашизм – политическое течение, выражающее интересы наиболее реакционных и агрессивных сил.
Год рождения – 1919.
Место рождения – Италия.


Что такое фашизм?

Это когда сжигают, расстреливают детей, когда их убивают бомбой, пулей, пулей, страхом. Фашизм – это когда на детей напускают овчарок. «Собаки рвали детей… А немцы хохотали. Сядем над разорванным дитятком и ждем, когда сердце у него остановиться. Снегом присыпем… Вот ему и могилка до весны.» Вспоминает Аня Павлова, 9 лет.

Фашизм – это когда детей истязали, делали им впрыскивание какой-то жидкости, после этого дети истекали поносом. Давали им отравленную кашу и от этого в день умирали по 150 человек. У детей в лагере систематически брали кровь.
На оккупированных территориях нацисты вели себя, как лютые звери. Их злодеяниям не было предела! Была издана «Памятка немецкому солдату «Помни и выполняй» Нет нервов, нет сердца, нет жалости — ты сделан из немецкого железа... …действуй решительно без колебаний... Уничтожь в себе жалость и сострадание, убивай всякого, не останавливай - если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик. Убивай! Этим самым спасешь себя от гибели, обеспечишь будущее своей семье и прославишься навек. Германия — абсолютный хозяин мира. Ты будешь решать судьбы Англии, России, Америки. Ты — германец: как подобает германцу, уничтожай всё живое, думай о фюрере и ты победишь. Завтра перед тобой на коленях будет стоять весь мир».

И согласно этой памятке фашисты действовали. Многие народы пострадали от нацизма. Свидетельством чудовищных зверств и проклятием фашизму является - ХОЛОКОСТ.

Сегодня мы попытатаемся ответить на вопросы:


  • Что такое Холокост?

  • Каковы его уроки?

  • Почему Холокост – это проклятие фашизму?

  • Почему стала возможна эта трагедия?

  • Что значит – «помнить и никогда забывать»?

Это надо знать:

  • Холокост (от греческого слова Holocaustos – всесожжение, жертвоприношение с помощью огня) - термин, обозначающий преследование и уничтожение 6 миллионов евреев нацистами и их пособниками после прихода к власти Гитлера и до окончания Второй мировой войны (1933 – 1945 гг.).




  • Геттов годы Холокоста часть города, окруженная колючей проволокой или стенами, где обязаны были проживать евреи из прилегающих районов.




  • Геноцидистребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим и религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на их уничтожение.

1 ученик: Антисемитизм стал официальной политикой фашистского государства, хотя евреи составляли менее 1% населения, нацисты обвинили их в том, что они якобы стали хозяевами Германии. Смешанные браки были запрещены. Им было запрещено появляться в общественных местах, заниматься многими видами деятельности. Им запрещалось отдавать своих детей в школы, заниматься торговлей и ремеслом и обязательно носить специальный опознавательный знак – жёлтую шестиконечную звезду. С 1939 года евреев стали выселять в специально отведенные дома и кварталы – гетто.

Жизнь в гетто, историк Эммануэль Ригенблюм

Гетто оказались смертельными ловушками. Численность обитателей Варшавского гетто достигала четырехсот тысяч: один человек на 7,5 квадратных метров. Многие семьи ютились по 15 и более человек в одной комнате. Раздобыть топливо зимой стало так трудно, что обычный уголь звали «черным жемчугом». Еды тоже постоянно не хватало. Немцы объявили «нормой» 200 калорий на человека в день. (Для сравнения: сегодня в шведских больницах специальные дневные диеты для похудания составлены из расчета 1000 калорий.) Чтобы выжить, приходилось провозить продукты питания контрабандой с «арийской» стороны. Таких «контрабандистов» нацисты расстреливали на месте. Подобные условия жизни неизбежно приводили к вспышкам эпидемических заболеваний, в первую очередь тифа. Резко возросла «естественная» смертность. В 1941 г. каждый десятый житель Варшавского гетто умер от голода или болезни. Медицинская помощь стала нереальной, поскольку у еврейских врачей и медсестер не было ни лекарств, ни необходимого оборудования. Вот что писал один из врачей: «Энергичные, полные жизни люди на глазах превращаются в апатичных сомнамбул. Они все время лежат, им едва хватает сил дойти до уборной...Их убивают усилия, предпринимаемые для добычи пищи. Иногда они умирают с куском хлеба в руке».

Хотя немцы после оккупации Польши сожгли сотни синагог, многие евреи продолжали соблюдать религиозные традиции. Это было запрещено. Евреев, которых гестаповцы или эсэсовцы заставали за молитвой, подвергали разного рода издевательствам. Им отрезали бороды или даже заставляли мочиться на молитвенники и свитки Торы.

По мере продвижения немецкой армии специальные эсесовские подразделения проводили операции по ликвидации евреев – часто в считанные дни население целых городов и деревень – к отправке десятков и сотен тысяч евреев в концлагеря.



Самым страшным проявлением Холокоста стали лагеря смерти, созданные фашистами для физического истребления людей, объявленных «недочеловеками», к которым нацисты относили

  • славян,

  • евреев,

  • цыган и многих, многих, многих

В Собибор, Освенцим, Треблинку, Майданек и др. концлагеря прибывали эшелоны с евреями:

2 ученик:

в лагере смерти Собибор было убито 250 тыс. евреев;

в лагере Белжец было убито более 600 тыс. евреев;

в лагере Треблинка – убито более 750 тыс. евреев.

в лагере Майданек уничтожено 1 млн 600 тыс. евреев.

в лагере Освенцим – 1,5 млн евреев.



Работа в аду

Дни и ночи дымили трубы, а в печи все подбрасывали и подбрасывали новое «топливо» со всех концов Европы. Зондеркоманды – специальные отряды, сформированные из заключенных. Их держали отдельно от остальных узников и не позволяли никаких контактов с внешним миром, поскольку они знали о происходивших здесь ужасах. Обязанности, которые они выполняли изо дня в день, пока их самих не убивали и не заменяли новой партией «живых мертвецов», заключались в том, чтобы освобождать от трупов газовые камеры, разжимать у мертвецов челюсти и вырывать золотые зубы, срезать волосы убитых женщин, а потом сжигать тела в печах или ямах.

Узникам говорили, что их собираются использовать на «работах», но прежде они должны снять с себя всю одежду, пройти «дезинфекцию» и «принять душ». Мужчин и женщин разделяли, приказывали им раздеться донага и загоняли в газовые камеры. Потом включали газ. Вся «акция» занимала не более одного-двух часов. В Треблинке за день могли уничтожить около 15 тысяч человек, правда, как рассказывал эсэсовец, «приходилось работать полночи». Сначала тела хоронили в общих могилах, но с осени 1942 г. стали сжигать. Треблинку пережили не более ста человек, Собибор – несколько десятков, Бельжец – двое.

Холокост – не только физическое уничтожение людей, по сути дела, это был самый крупный и изощренный грабеж во всей мировой истории. Нацисты до нитки грабили и тех, кого депортировали в концентрационные лагеря. Все личные вещи – одежда, обувь, очки, кольца, детские коляски – немедленно сдавали по прибытии. Многое из вещей отправляли в Германию для раздачи немецкому населению. Они грабили даже трупы своих жертв. Женские волосы, срезанные до или после газовых камер, шли на изготовление теплых носков и одеял для экипажей подводных лодок. Вырванные золотые зубы переплавляли. Золу от сожженных тел применяли в качестве сельско-хозяйственного удобрения.



Дети в Освенциме

  • Из 1 миллиона 300 тысяч узников Освенцима дети подростки не старше 18 лет составили около 234 000.

  • Из них - 220 000 еврейских детей, 11 тысяч цыганских; несколько тысяч белорусских, украинских, русских, польских.

  • Большинство еврейских детей уничтожались сразу же после прибытия.

12 сентября 1944 г., например, 12 300 детей из Каунаса были направлены в газовые камеры.

10 января 1945 года их оставалось 611.

27 января 1945 г. - день освобождения узников нацистского лагеря уничтожения Аушвиц (Освенцим) войсками 1-го Украинского фронта

  • Двенадцатилетняя ленинградка Таня Савичева начала вести свой дневник чуть раньше Анны Франк, жертвы Холокоста. Они были почти ровесницами и писали об одном и том же - об ужасе фашизма. И погибли эти две девочки, не дождавшись Победы: Таня – в июле 1944, Анна – в марте 1945 года.

  • «Дневник Анны Франк» был опубликован после войны и рассказал о своем авторе всему миру. «Дневник Тани Савичевой» не был издан, в нем всего 7 страшных записей о гибели ее большой семьи в блокадном Ленинграде. Эта маленькая записная книжка была предъявлена на Нюрнбергском процессе, в качестве документа, обвиняющего фашизм

  • Анна Франк умерла от тифа в немецком концлагере Берген-Бельзен на Люнебургской пустоши 12 марта 1945 года, через несколько дней после освобождения. Из восьмерых обитателей убежища Холокост пережил только отец Анны, который и опубликовал дневник своей дочери в 1947 году

  • Таню, потерявшую сознание от голода, обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Жизнь едва теплилась в ней. Вместе со 140 другими истощенными голодом ленинградскими детьми девочку эвакуировали в Горьковскую (ныне – Нижегородская) область, в поселок Шатки. Жители несли детям, кто что мог, откармливали и согревали сиротские души. Многие из детей окрепли, встали на ноги. Но Таня так и не поднялась. Врачи в течение 2-х лет сражались за жизнь юной ленинградки, но гибельные процессы в ее организме оказались необратимыми. У Тани тряслись руки и ноги, ее мучили страшные головные боли. 1 июля 1944 года Таня Савичева скончалась.

Холокост на территории Советского Союза

Бабий Яр: их расстреливали 104 недели - по вторникам и субботам.

  • Первыми о трагедии Бабьего Яра написали "Известия" - 19 ноября 1941 года. Тогда газета сообщила: "Немцы казнили 52 тысячи евреев". По нынешним данным украинского фонда "Память Бабьего Яра" и киевского музея Великой Отечественной войны, в Яре погибло гораздо больше людей, чем считалось раньше. В первые дни расстрелов - с 29 сентября по 3 октября 1941 года - более 30 тысяч человек.

  • Спастись из Яра сумели лишь 29 человек. По их словам, до последнего момента жертвы верили, что их никто не собирается убивать, что евреев просто решили отправить в Палестину.

  • Среди расстрелянных - евреи, украинцы, военнопленные, коммунисты, подпольщики, три киевских цыганских  табора, душевнобольные из ближайшей больницы имени Павлова. Их тела заполнили Бабий Яр, тянувшийся на 3,5 километра.

Из письма католического епископа А. Лимбурга

Основное время уходит на рытье ям. Сама казнь куда быстрее (100 человек за 40 минут)...Сначала мои солдаты не испытывали трудностей. Но на второй день я заметил: то один, то другой утрачивают психологические силы продолжать расстрел. По моему впечатлению, во время самой казни эмоциональные проблемы возникают редко. Они появляются потом, когда вспоминаешь о виденном в тепле и покое несколько дней спустя.



Из отчёта лейтенанта Вальтера о казнях в окрестностях Белграда

Казнь длилась три-четыре часа. Я был задействован все время. Перерывы были только на перезарядку карабина. Поэтому трудно сказать, сколько именно евреев я сам убил за эти 3–4 часа, ведь в то время, когда я перезаряжал, на моем месте стрелял кто-то другой. Мы довольно много выпили, чтобы поддержать настроение.



Массовые убийства женщин и детей

14 октября 1942 г. еврейских женщин и детей из гетто Мизоч на Украине вывезли в овраг неподалеку от Ровно. Их расстреляли немецкие полицейские и украинские полицаи. На фото внизу: полицай добивает раненую. Немецкий инженер Герман Ф. Гребев своих показаниях рассказал о такой же массовой казни 5 октября 1942 г. в Дубно на Украине. "Мы пошли прямо к ямам. Нам никто не мешал. Из-за насыпи доносился треск ружейных выстрелов. Потом подъехали грузовики, в которых находились мужчины, женщины и дети всех возрастов. По команде эсэсовца, державшего в руке то ли хлыст, то ли плетку, им пришлось раздеться. Их заставили сложить отдельно обувь, одежду и нижнее белье. Я собственными глазами видел груду ботинок, в которой было, наверное, восемьсот, а может быть, и тысяча пар, и огромные кучи одежды и нижнего белья. Люди раздевались без рыданий и криков, а потом собирались семьями, обнимались и прощались в ожидании команды другого эсэсовца – тоже с хлыстом, – стоявшего на краю ямы. Я пробыл там около 15 минут и за все это время не слышал ни единой жалобы или мольбы о пощаде. Недалеко от меня стояла большая семья. Мужу и жене было около пятидесяти, а детям – год, восемь и десять лет; еще у них были две взрослые дочери – одной лет двадцать, а другой, наверное, двадцать четыре. Пожилая женщина с седыми волосами держала на руках годовалого ребенка, пела и смешила его. Ребенок повизгивал от удовольствия. Муж с женой смотрели на них со слезами на глазах. Отец держал за руку десятилетнего ребенка. Мальчик старался справиться со слезами. Отец показывал на небо, гладил сына по голове и как будто что-то ему объяснял. В этот момент эсэсовец, стоявший возле ямы, что-то крикнул своему напарнику. Тот отсчитал около двадцати человек и приказал им зайти за насыпь. Семья, о которой я только что рассказал, тоже оказалась в этой группе. Я до сих пор помню, как, поравнявшись со мной, стройная темноволосая девушка указала на себя пальцем и сказала: двадцать три."



"Над Бабьим Яром памятников нет.

Крутой обрыв как грубое надгробье.

Мне страшно. Мне сегодня столько лет,

Как самому еврейскому народу...".

Стихотворение Евтушенко родилось в 1961 г. и его сразу запретили (как и Тринадцатую симфонию Дмитрия Шостаковича, написанную на эти слова). Лишь через 15 лет поэт был услышан.



  • 2 июля 1976 года в заметке "Монумент жертвам фашизма" "Известия" сообщили об открытии памятника над Бабьим Яром.

  • Со временем Бабий Яр стал самым крупным кладбищем Европы — здешняя земля хранит память о 200 (по некоторым источникам 220) тысячах человек.

«Нет геноцида против «кого-то», геноцид всегда против всех».

(М.Я. Гефтер, историк, философ).



  • «Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями».

(И.Бауэр, исследователь Холокоста).

  • «Наша страна исторически формировалась как союз многих народов и культур. И основу духовности самого российского народа испокон веков составляла идея общего мира – общего для людей различных национальностей и конфессий». В.В.Путин

Слово учителя. Согласно оценкам, в период Холокоста от рук нацистов погибли 6 млн. евреев, в том числе 1,5 млн детей – все они жертвы безумия нацистов.

Холокост – величайшая трагедия не только еврейского народа. Пострадали многие ни в чем неповинные люди, и мы должны помнить об этом, т.к. сегодня ещё страдают и даже погибают люди от того, что они другой национальности, религии. Антисемитизм, не изжили себя и возникают ещё неофашистские организации, пропагандирующие национализм, насилие.

В начале урока были поставлены вопросы, пожалуйста, давайте обсудим.

- Что такое Холокост?

Ожидаемый ответ: это осознанное уничтожение еврейского народа и главное – детей, чтобы не было продолжения их нации. Это бесчеловечное злодеяние, совершенное людьми против невиновных людей и главное детей. Они не просто убивали, они убивали с особой жестокостью – закапывали живьем детей, сжигали.

- Каковы его уроки?

Ожидаемый ответ: эта трагедия показывает нам что мир очень хрупкий и зло может его разрушить, если молчать и не бороться. Главный урок – земля наш общий дом для всех людей разных национальностей и вер, и мы должны быть терпимы друг к другу.

- Почему стала возможна эта трагедия

Ожидаемый ответ: фашистский режим и его нацистская идеология были нацелены против многих людей – не арийцев: славян, евреев. И многие сначала не предавали значения масштабам этой трагедии. Одни молчали, так как боялись за себя и своих детей. Другие поддерживали нацистов и содействовали их злодеяниям. Многие же помогали евреям и их детям, хотя это было очень трудно и опасно.

- Что значит “помнить, и никогда не забывать”

Ожидаемый ответ: это значит – знать все о этой трагедии и делать все для того, чтобы она не повторилась. Все люди на земле имеют право на жизнь и свободу и никто не имеет права убивать, даже если кто-то кому-то не нравится.

Заключительное слово учителя. Закончить хочу словами академика Д. С. Лихачёва: «… над нами одно небо, под нами одна земля. Мы все равны под небом и на земле, независимо от цвета кожи, религии, нации».

Поверьте, Холокост не только был. Он не только прошлое, но и наше возможное будущее. Особо отмечу, что отношение той или иной страны к трагедии Холокоста – это индикатор, своего рода лакмусовая бумажка, по которой другие страны судят о праве страны именоваться гражданским демократическим государством.



Учитель: Злодеяниям фашистских преступников нет предела, и о них забывать нельзя. Этим преступлениям нет ни срока давности, ни забвения.

Рефлексия. (Учащиеся продолжают следующие предложения).

Я узнал (а) на классном часе________________________________________

Меня заставило задуматься_________________________________

Я понял (а), что____________________________________________

Я верю, что_______________________________________________

Мы не вправе забыть о злодеяниях фашистов в годы ВОВ, потому что______________________________________________________


Разве можно с чем-то сравнить

Горе матери, потерявшей сына?

Разве можно такое забыть,

Что с войны не пришёл любимый?

Разве можно жестокость понять,

Лагерей, пылающих трубы?

Разве можно холодное тельце ребёнка обнять,

Стиснув крепко, от боли зубы?

Разве можно в окопах лежать,

На промёрзшей земле, голодным,

А потом, в атаку бежать

Вслед за раненым тут же, взводным?

Разве можно от боли безумной стонать,

Упираясь глазами в стены.

И в бреду повторять только слово – «Мать»,

Это быль со мной или небыль?

Разве можно девчонку свою потерять

И о счастье забыть насовсем?

Но, звала нас вперёд наша Родина-мать,

Чтоб коснуться потом этих тем.

Разве можно такое простить

И забыть о войне совсем?

Нужно помнить о ней, чтобы жить

В этом мире чудесном всем!


«Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно – научиться жить на Земле, как люди» (Б. Шоу).


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница