Греция и Крит в эпоху бронзы



Скачать 100.81 Kb.
Дата07.05.2016
Размер100.81 Kb.

П.Л.В. стр. 07.05.2016

ОТКРЫТЫЙ УРОК
УЧИТЕЛЬ: Попова Людмила Вениаминовна

ПРЕДМЕТ: история

КЛАСС: 5

ТЕМА: Греция и Крит в эпоху бронзы.

МЕСТО УРОКА В ОБЩЕЙ ТЕМЕ: 1-й урок в теме «Древняя Греция»

ТИП УРОКА: Урок изучения нового материала.

ЦЕЛЬ:

ознакомление учащихся с географическими и природными условиями Древней Греции,



с древнейшим периодом греческой истории на примере цивилизации острова Крит и города Микены.
ЗАДАЧИ:


  • изучить местоположение и природные условия Древней Греции, показать, как они влияли на занятия древних греков через объяснение учителя и показ на карте, через самостоятельную работу учащихся с текстом учебника и картой;






  • познакомить с археологическими находками обнаруженными на территории древнего Крита и Микен через рассказ учителя и показ слайдов по теме.




  • развивать интерес к предмету «история»;

  • развивать умение грамотно формулировать свою речь;

  • совершенствовать умения выстраивать причинно-следственные связи;

  • продолжить формирование умений и навыков работы с исторической картой, иллюстрациями и текстом учебника как источниками информации.




  • через материал урока воспитывать уважение к прошлому человечества;

  • формировать ценностное отношение к знаниям и потребности самостоятельного пополнению знаний.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:

Балканский полуостров, о. Крит, Микены, Эллада, эллины, ахейцы, дорийцы.
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ: около 1200 года до н.э. – Троянская война
ОБОРУДОВАНИЕ:

Карта «Древняя Греция», атласы, раздаточный материал, иллюстрации (слайды) к мифам и археологическим находкам.


ХОД УРОКА:
I. Организационный момент.
Цель:

Постановка целей урока, определение методов работы и результатов, которые ребята должны будут достигнуть на уроке.

Настрой учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока
Формы работы:

Целевая установка учителем в форме фронтальной беседы с классом
С сегодняшнего урока вы начинаете знакомство с новой страной – Древней Грецией.

Тема нашего урока «Греция и Крит в эпоху бронзы».



А что такое «эпоха бронзы»?
Цивилизация, созданная древними греками, сделала огромный вклад  в историю всего человечества. Многие вещи, которые нас окружают, которыми мы пользуемся в повседневно жизни, появились именно благодаря им - грекам.

Наши имена, науки, названия предметов все это дар, принесенный нам греками.

     

Школа

Тетрадь


История

География

Ботаника

кино


Александр

Алексей


Анастасия

Дмитрий


Евгений(я)

Ирина


Катерина

Николай


И раз мы сегодня начинаем знакомство с новой цивилизацией, то с рассмотрения, каких вопросов, по вашему мнению, необходимо начать изучение этой страны?


1. географическое положение

2. природные условия

3. занятия древних греков;
Познакомимся с красивым мифом из истории древней Греции,

познакомимся с некоторыми археологическими находками обнаруженными на территории этого государства.

Для этого мы будем работать с картой, иллюстрациями и текстом учебника.


II. Изучение нового материала:
1. Изучение географического положения и природы Древней Греции.
Цель:

Познакомить учащихся с географическим положением Греции, выявить особенности Греции, ее отличия от ранее изученных стран.

Самостоятельно разобрать особенности территории Греции.

Подвести ребят к самостоятельному пониманию, почему в отличии от других стран в Греции было слабо развито земледелие.
Формы работы:

Рассказ учителя

Показ на карте.

Самостоятельная работа по учебнику с. 119 и атласам при заполнении таблицы.

Запись в тетрадь

Решение проблемных заданий
Представьте себе, что мы финикийские мореплаватели, которые отправились в далекое плавание. Двигаясь на северо-запад, мы пересекаем Средиземное море и попадаем в Эгейское море.

Тёплое Эгейское море разделяет два полуострова и вместе с тем две части света — Азию и Европу. На азиатской стороне Эгейского моря расположен полуостров Малая Азия, владения персидского «царя царей».


Кого называли так?
Европейский берег — это Балканский полуостров, на юге которого находится Греция. Эгейское море усеяно островами, самый большой из которых - Крит. Именно на Крите и в Греции возникли в эпоху бронзы первые в Европе государства.

Древние греки называли свою страну Элладой, а себя эллинами. (Греками их назвали римляне, об истории которых рассказывается в последнем разделе учебника.)

Они уже имели долгую историю, когда Персидская держава вплотную приблизилась, к Греции. История древних греков известна лучше, чем история народов древнего Востока. Греки оставили после себя многие тексты, в том числе научные исторические труды. И всё же о самом начале своей истории греки знали мало. Дело в том, что греческая цивилизация начиналась дважды. Как и почему это произошло, рассказывается в настоящей главе учебника.
А сейчас попробуйте определить каковы условия географического положения и рельефа Греции. Работая с картой в учебнике и пунктом 1заполните в парах таблицу на карточке № 1.


Море

Со всех сторон, кроме северной, окружена морем. Много заливов, удобных бухт.


Горы

Греция - горная страна. Много полезных ископаемых.


Почва

Мало плодородных земель, почвы каменистые и скудные, поэтому полей и пастбищ не хватало.


Реки

Нет полноводных рек, реки горные.

В Эгейском море прекрасные условия для мореплавания. Береговая линия причудливо изрезана, здесь множество удобных бухт. Греки стали замечательными мореплавателями древности.

А было время, когда греки не знали моря, они жили далеко от морского побережья. На территории современной Греции греческие переселенцы появились в начале II (2) тысячелетия до н.э. Их называют ахейцами.
Постановка проблемного задания:

1 вопрос:

В древности греки плавали главным образом вдоль берегов и избегали выходить в открытое море. Почему?



Причины:

1 штормы и бури были опасны маленьким деревянным судам

2 без компаса, который в древности был известен одним китайцам, легко заблудиться.

3 запасы воды и продовольствия часто приходилось пополнять: корабль имел небольшие размеры и довольно много гребцов.
2  Вопрос:

-  Как природа Греции влияла на занятия древних греков?

- Каким занятиям она благоприятствовала в древности?

- Почему вы сделали такой вывод?

В долинах занимались земледелием.

На склонах гор пасли овец, коз, охотились на кабанов, оленей, лисиц.

В Греции сама природа заставляла человека овладевать всеми видами хозяйственной деятельности на суше и на море. На побережье занимались рыболовством, ремеслом и торговлей

Засухи и неплодородные почвы не позволяли выращивать злаки. Основной культурой в Греции стали оливки. Оливковое дерево живет 250 лет и более, а плоды дает только на 16-18 год. Поэтому воины наносили страшный ущерб разведению оливок. Можно представить себе горе и отчаяние крестьян, когда во время военного набега, враги вырубали масличные деревья.


Вывод: Греция – скалистая страна на юге Балканского полуострова, омываемая Эгейским и Ионическим морями.


2. Миф о Тесее и Минотавре.
Цель:

Дать представление о географическом положении острова Крит.

Раскрыть красоту и образность мифа о Минотавре с которым дети познакомились дома через просмотр мультфильма и чтение мифа.

Формы работы:

Рассказ учителя

Показ острова Крит, города Кносс и Афины

Показ слайдов по мифу.

Фронтальная беседа.
Крит- остров в восточной части Средиземного моря, протянувшийся с запада на восток более чем на 200 км. Большую часть острова занимают горы. В северной части горы плавно переходят в равнину, а берег имеет много заливов и бухт, удобных для захода и стоянки кораблей.

Жизнь критян зависела от моря: полей, пригодных для сельского хозяйства было мало. Средства к существованию давали рыбная ловля и морская торговля. Могущество Крита было основано на силе его флота. Города Крита не были окружены стенами - его стенами были корабли.

Память о древнейшей истории ахейцев сохранили мифы. В глубокой древности на острове Крит существовала могучая морская держава. Царь Минос подчинил своей власти острова в Эгейском море и многие ахейские города.

Согласно мифу, у царя был громадный с бесчисленным количеством комнат и коридоров — Лабиринт. Заблудившийся в Лабиринте неизбежно попадал в центральный зал, где жил Минотавр — чудовище с человеческим т и головой быка. Греческий город Афины (в Средней Греции) должен был ежегодно отправлять на съедение чудовищу семь юношей и семь девушек.



Расскажите о чем этот миф.
1. Подумайте что сказочного в мифе, а что могло соответствовать исторической действительности?

2. Что вы можете сказать о взаимоотношениях между греческими городами-государствами и Критом?

3. Покажите на карте Эгейское море. Как греки объясняли его название?


3. Археологические открытия на Крите.
Цели:

Выявить причины возникновения мифа о Минотавре, через знакомство с археологическими находками на острове Крит.

Формы работы:

Рассказ учителя

Показ слайдов и работа с иллюстрациями в учебнике.

Запись в тетрадь фрески

Фронтальная работа
В начале 20 столетия археологи начали раскопки на Крите и обнаружили древнюю столицу царства Миноса — Кносс. Огромный трёхэтажный дворец с бесчисленными залами, подземельями, коридорами, переходами и лестницами очень напоминал легендарный Лабиринт.
Стены и потолки Кносского дворца были покрыты яркими, разноцветными фресками (так называют картины, которые рисуют по ещё влажной штукатурке). На них изображены процессии красиво одетых жителей Крита. Фигура царя выше человеческого роста, на голове у него — корона из лилий, на шее — золотые ожерелья. Другая фреска представляет схватку смельчака с разъярённым быком.
Археологи раскопали на Крите ещё несколько дворцов и поселений, подобных Кноссу. Самыми ценными для науки находками оказались надписи, сделанные на различных предметах и на глиняных табличках. Однако эта древнейшая в Европе письменность до сих пор не разгадана.
И всё же благодаря археологическим открытиям многое стало понятным. Дворцы и поселения Крита не имеют крепостных сооружений. Их жители не опасались нападения врагов. У правителей Крита действительно был мощный военный флот, надёжно защищавший остров. Критское царство достигло расцвета в первой половине II (2) тысячелетия до н.э. В ХУ (15) веке до н.э. дворцы были разрушены в результате вторжения ахейских племён.
Подтверждают ли находки археологов на Крите сведения греческих мифов?

4. Ахейская Греция.
Цель:

Знакомство с одним из древнейших городов Греции – Микены.

Формы работы:

Рассказ учителя

Показ слайдов

Запись в тетрадь:

Микены

Сообщение об археологических находках в Микенах.
В мифе о Тесее и Минотавре есть ещё один достоверный факт: ахейцы вначале платили дань Криту, а затем освободились от неё. В то же время ахейцы учились у своих более культурных соседей. Они переняли у жителей Крита систему письма и тоже стали писать на глиняных табличках. Эти надписи на древнегреческом языке учёным удалось расшифровать.

После гибели критских дворцов наступает расцвет ахейских государств. На Крите распространяются таблички с ахейским письмом. Это значит, что ослабленный и обезлюдевший Крит захватили ахейцы. Самым знаменитым из ахейских городов был город Микены на Пелопоннесе. Эти города не были единым государством, в них правили собственные цари.

В Микенах на вершине холма стояла крепость, сложенная из огромных каменных глыб. Входом в крепость служили Львиные ворота (они украшены изображениями двух львов). За крепостными стенами располагался царский дворец. В гробницах микенских владык археологи обнаружили золотые погребальные маски, драгоценные чаши и кувшины из меди, серебра и золота, много бронзового оружия.

Цари Микен и других ахейских государств часто совершали грабительские походы на острова Эгейского моря и побережье Малой Азии. Последним таким походом ахейцев оказалась Троянская война (около 1200 года до н.э.). В легендах говорится, что во главе ахейского войска и флота стоял микенский царь Агамемнон. 10 долгих лет ахейцы осаждали хорошо укреплённый город Трою в Малой Азии и наконец захватили и разграбили её.

Вскоре после этого в Грецию вторглись с севера новые переселенцы — воинственные дорийцы, вооружённые железным оружием. Они разрушили крепости и дворцы ахейцев.

III. Закрепление:
Цель:

Выявить на каком уровне находится понимание учащимися изученного материала, проверить усвоен ли материал, достигнуты ли поставленные цели.

Форма работы:

Фронтальная работа

Самостоятельная работа на карточках

Показ на карте.

Задание № 1.

Впишите недостающие слова.

Греция расположена в Европе, в южной части _______________________ полуострова. На морях, омывающих Грецию много островов, самый большой из них ____________ .

Более трех с половиной тысяч лет назад в Греции существовали города: _______________________________________________ .

Задание № 2 .

Зачеркни неправильный ответ:

Главными занятиями жителей Греции были: морская торговля, земледелие, рыболовство, скотоводство.

Задание № 3.

Впишите недостающие буквы в имена героев мифов.

М _ _ _ с – царь Крита

А _ _ _ _ _ а – дочь критского царя.

Э _ _ й – царь Афин.

М _ _ _ _ _ _ р – чудовище, жившее в лабиринте.


Как вы считаете, достигли ли мы тех целей, которые ставили перед собой в начале урока?

Как вы оцениваете свою работу на уроке?



Рефлексия.
Д.З. пар. 22 повторить, знать и уметь находить и показывать Грецию на карте, прочитать миф о яблоке раздора. Доп. Фильм «Троя».


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница