Государство и формы государственного управления



страница1/5
Дата09.05.2016
Размер1.12 Mb.
  1   2   3   4   5

  1. Государство и формы государственного управления

Государство – форма политической организации общества. Назначение – защита гос. Строя и организация общественной жизни с помощью воздействия на поведение людей и организаций правовыми, административными и экономическими методами. Гос.управление – деятельность, связанная с: формулировкой целей развития общества, принятием решений, реализацией решений. Система гос.управления включает: законодательство, совокупность функций управления и их распределения между различными структурами, интересы и цели развития этих структур, методы и механизмы реализации.

Формы гос.управления – характеризует законодательное или конституционное оформление отношений между центром и периферией.



Формы: Унитарное: единство гос.власти, отсутствие территориальной власти, управление из центра. Признаки: равенство правового положения всех граждан, сильная президентская власть, однопалатный парламент, централизация основных функций государства и гарантий их выполнения. Франция, Аргентина, Швеция, Дания, Япония

Федерация: союз государств, является самостоятельным в пределах в пределах распределенных между ними и центром компетенций. Признаки: децентрализация управления, образуется на основе договора между государствообразующими субъектами

Монархия: формальным источником власти является одно лицо, глава государства получает пост по наследству, но может непосредственно не управлять государством (Великобритания, Швеция). Разновидности монархии: абсолютная, конституционная, парламентская

Республика: источником власти является народное собрание, ее высшие органы избираются гражданами. Разновидности республик: парламентская, президентская, смешанная (полупрезидентская)

  1. Основные элементы и принципы система государственного управления.

Система гос.управления включает: законодательство, определяющее правовые нормы поведения различных субъектов и структур государства; совокупность функций управления и их распределение между различными структурами; интересы и цели развития этих структур; методы и механизмы реализации функций управления и достижения целей

Важнейшие методологические принципы системы государственного управления: системность - при принятии управленческих решений необходимо учитывать сложность объекта управления и наличие взаимосвязей между элементами общественной системы; целевая направленность - необходимость правильного отражения общественных интересов при принятии решений и их представление в форме качественных и количественных целевых показателей; социальная справедливость - приоритетность социальных целей развития; экономическая эффективность - необходимость выбора решений, обеспечивающих оптимизацию затрат; экологическая безопасность - необходимость учета предельно допустимого воздействия антропогенной деятельности на природную среду; приоритетность.

Система государственного управления формируется с учетом принятой в стране формы государственного устройства: светской, духовной (теократической)

Теократическое правление означает, что политическая власть в стране принадлежит духовенству, глава государства одновременно является религиозным главой (Ватикан, Иран).

Светское государство в зависимости от принадлежности верховной власти может быть: монархическим

или республиканским.



  1. Формы государственного устройства и правления.

Форма гос. устройства - правовое понятие, характеризующее законодательное или конституционное оформление отношений между центром (высшими органами государственной власти и управления) и периферией (территориальными органами власти и управления). 3 формы устройства: унитарное гос-во, федерация, конфедерация.

Унитарное государство - характеризуется единством гос. власти, отсутствием территориального разделения властей, управляется из центра. Все государственные органы составляют единую систему, действуют на основе единых правовых норм.

Признаки унитарного государства:

-равенство правового положения всех граждан, -сильная президентская власть, -однопалатный парламент, -централизация основных функций государства и гарантия их выполнения.

Унитарное государство, имеющее в своем составе территориально-административные образования, может менять их границы, создавать новые, ликвидировать старые. (Франция, Аргентина, Швеция, Дания, Япония)

Федеративное государство - это союз государств, которые являются самостоятельными в пределах, распределенных между ними и центром компетенций, они имеют собственную конституцию, законодательные, исполнительные и судебные органы. Характеризуется: децентрализацией управления, образуется на основе договора между государствообразующими субъектами о добровольном объединении.

Субъекты в момент объединения делегируют федеральному центру определенные права и обязанности. Распределение функций между субъектами и центром зафиксировано в конституции. Без согласия субъектов федерации конституция не может быть изменена.

Члены федерации не имеют индивидуального суверенитета, не имеют права одностороннего выхода из государства. По конституции государство имеет право вмешательства во внутренние дела членов федерации. (США, Германия, Канада, Австрия, Индия, Бразилия, Мексика, Россия)

Принципы: равенство всех субъектов федерации в правах и обязанностях по отношению к федерации, равные возможности в экономической деятельности, единство законодательной и исполнительной власти в центре и на местах, не допускается приоритет территориальных интересов над общегосударственными, политического, экономического, правового сепаратизма.

Отличительные свойства: распределение полномочий между центром и субъектами в финансовой, налоговой, внешнеэкономической и других видах деятельности; наличие у субъектов федерации представительной власти с правом принятия собственного законодательства; действие на их территории собственной правовой и судебной системы; возможность самостоятельного развития внешнеэкономических связей.

Принципы ФГ предполагают разграничение собственности на федеральную, субъектов федерации; деление сфер экономической деятельности, применение принципа бюджетного федерализма. (Бюджетный федерализм - способ функционирования бюджетной системы, представленной бюджетами федерации и субъектов федерации, формируемых за счет налоговых и неналоговых поступлений. Предполагает наличие у каждого уровня федеральной системы собственных бюджетов, которые формируются и используются в пределах предоставленных бюджетных полномочий. Каждый из уровней самостоятельно должен формировать свои доходы и отвечать за расходование средств)



Конфедеративное государство - добровольное объединение независимых государств для совместной реализации определенных целей (например, военных), но сохраняющих при этом свою независимость (Швейцария). В компетенцию союза передается только ограниченное число вопросов, как правило, по обороне, внешней политике, транспорту, связи и т.п. На практике конфедерация рассматривается, как правило, как некая промежуточная форма организационного устройства. Признаками конфедерации обладает Евросоюз.

Новая форма - регионализованное гос-во - компромисс между федеративным и унитарным устройством, и как отказ от классических форм. (Испания, Италия)

-С точки зрения унитаризма: абсолютизация автономий, которые в унитарных государствах существуют как исключения из общего правила. Все административно-территориальные единицы приобретают статус автономий: самостоятельные полномочия в различных сферах и право на исключительность, по отношению к соседним территориям.

-С точки зрения федерализма: фактическая федерация, маскирующаяся под унитарное государство путем сохранения унитаристских деклараций в конституции. Однако эта скрытая федерация принципиально ассимметрична: набор прав, полномочий и привилегий у каждой территории строго индивидуален.



Формы правления:

Гос-ва: светское (монархия, республика); духовное (теократич.)



-Монархия: формальным источником власти является одно лицо, глава государства получает пост по наследству, но может непосредственно не управлять государством (Великобритания, Швеция). Разновидности: абсолютная, конституционная, парламентская

-Республика: источником власти является народное собрание, ее высшие органы избираются гражданами. Разновидности: парламентская, президентская, смешанная (полупрезидентская)

  1. Развитие и особенности формирования Российского федерализма.

Основные принципы федеративного государства (ФГ): равенство всех субъектов федерации в правах и обязанностях по отношению к федерации, равные возможности в экономической деятельности, единство законодательной и исполнительной власти в центре и на местах, не допускается приоритет территориальных интересов над общегосударственными, политического, экономического, правового сепаратизма

Отличительные свойства федеративного государства: распределение полномочий между центром и субъектами в финансовой, налоговой, внешнеэкономической и других видах деятельности; наличие у субъектов федерации представительной власти с правом принятия собственного законодательства; действие на их территории собственной правовой и судебной системы; возможность самостоятельного развития внешнеэкономических связей.

Принципы ФГ предполагают:

-разграничение собственности на: федеральную, субъектов федерации

-деление сфер экономической деятельности,

-применение принципа бюджетного федерализма

Современная Россия находится в стадии поиска модели развития, что влияет и на государственное устройство.

Россия: огромная территория, множество национальностей, существенные различия в социально-экономическом развитии

Федерация представляет собой оптимальную форму государственного устройства, и условие сохранения единого государства. Субъекты РФ представлены: республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономными округами и автономной областью.

Образование субъектов РФ определяется: историческими предпосылками, единством этнических признаков (таких как язык, самосознание, религия, особенности хозяйственного и бытового уклада, культура, национальные, социальные и исторические традиции).

Наличие нескольких разновидностей субъектов РФ создает определенные трудности в управлении.

Основой формирования современной либерально-демократической федерации послужили принятая Конституция и федеративный договор (март 1992 г.), подписали представителями сначала республик, краев, областей, автономий (не подписан Чечней и Татарстаном).

Российская Федерация создана не традиционным путем, когда ранее независимые государства объединяются на основе федеративного договора.

После распада СССР в России уже существовали политико-административные и территориально-административные образования в рамках единой республики. Но это была социалистическая федерация, несмотря на наличие необходимых атрибутов по сути остававшаяся унитарным государством, исключающим всякую независимость входящих в нее регионов.

Принципы федеративного государства согласно Конституции РФ: единство правового поля (приоритет Конституции и федеральных законов); незыблемость территориальной целостности государства; недопустимость одностороннего изменения статуса субъекта РФ; общность экономического, финансового, таможенного, налогового пространства; свободное перемещение населения, товаров; охрана природы и культурных ценностей; защита жизни и здоровья людей.

Признаки федеративных отношений - О федеративных отношениях свидетельствуют следующие атрибуты: наличие верхней палаты (Совет Федерации), - включает представителей исполнительной и законодательной власти субъектов РФ, наделена важными конституционными полномочиями; субъекты РФ наделены налоговыми полномочиями; главы субъектов РФ избираются населением прямым голосованием; в субъектах РФ имеются органы местного самоуправления.

Российский федерализм развивался по двум направлениям — законодательному и договорному.

Первому направлению следовали регионы, которые не претендовали на расширение полномочий и льгот,

второму — субъекты РФ, пытавшиеся на договорных началах расширить свои права и улучшить экономическое положение.

Двоякий подход в отношениях с субъектами РФ возник вследствие конкретных исторических обстоятельств, когда в стране существовала угроза распада единого государства.

Россия в 1990 г. приняла Декларацию о суверенитете, дав этим старт принятию подобных деклараций большинством автономных республик России.

Намерения выйти из состава РФ никто, кроме Чечни, явно не демонстрировал, но попытки расширить свои права в единоличном порядке безусловно подтачивают политическое, экономическое и правовое единство страны и вызывают недоверие к центру.

Российская федерация еще не сформировалась, находится в переходном периоде и нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Основные недостатки: существование двусторонних договоров о разграничении предметов ведения; асимметричность федерации; нарушение права равенства субъектов федерации; вхождение самостоятельных субъектов федерации в состав другого субъекта федерации; высокая дифференциация в уровне социально-экономического развития субъектов; высокая персонифицированность субъектов федерации, связанная с личностными качествами руководителей субъектов федерации и их приближенностью к центру.

В настоящее время работа по совершенствованию федерации активизировалась.

Россия встала перед выбором:


  • или решения центра будут выполняться на местах,

  • или на местах станут независимо существовать два уровня власти — федеральная и региональная, что, естественно, ослабляет общее управление и снижает его эффективность.

Активизировалась работа по совершенствованию федеративного устройства РФ:

  • по поручению Президента РФ ведется анализ законодательства субъектов федерации с целью приведения его в соответствие с федеральным законодательством,

  • происходит укрупнение субъектов федерации:

  • в состав Иркутской области вошел Усть-Ордынский АО,

  • в состав Красноярского края вошли республика Эвенкия и Эвенкийский АО,

  • Коми-Пермяцкий АО объединился с Пермской областью и образовался Пермский край,

  • Агинский-Бурятский АО объединился с Читинской областью и образовался Забайкальский край (1 марта 2008 г.).

Для укрепления федерации и центральной власти в России образовано 7 федеральных округов - (Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный).

Во главе ФО - Полномочные представители Президента РФ, их задачи: укрепление полномочий Президента РФ, укрепление вертикали федеральной власти, повышение ее эффективности.



  1. Система органов государственного управления

Система государственного управления не может функционировать без наличия соответствующих органов управления.

Для изучения системы органов государственного управления рассмотрим следующие вопросы: принципы формирования системы органов государственного управления, система органов государственного управления, местное самоуправление



Факторы, определяющие построение и организацию функционирования системы органов государственного управления:

  • Форма правления,

  • Организационное устройство государства

Форма государственного устройства - правовое понятие, характеризующее законодательное или конституционное оформление отношений между центром (высшими органами государственной власти и управления) и периферией (территориальными органами власти и управления).

Президент РФ глава государства, высшее должностное лицо, гарант Конституции, прав и свобод человека.

Администрация Президента РФ: аппарат для осуществления функций главы государства, действует на правах государственного органа управления.

Федеральное Собрание - является постоянно действующим представительным и законодательным органом РФ. Совет Федерации образуют по два представителя от субъекта РФ (по одному от представительного и исполнительного органа). Государственная Дума избирается в составе 450 человек. Парламент РФ — призван выражать волю народа и создавать законодательную базу правового государства.

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета парламент образует Счетную палату.

Различают два вида избирательных систем:


  • Мажоритарную - депутаты избираются по одному от каждого округа, на которые разбита территория страны (например, США, Великобритания);

  • пропорциональную (выборы проводятся по партийным спискам и места делятся между партиями пропорционально поданным голосам (европейские страны). Партия-победительница управляет страной.

Правительство РФ – высший коллегиальный орган исполнительной власти: Совет Министров, Кабинет Министров, Государственный совет, Федеральный совет и т.д. В РФ 18 министерств на 1.01.08 г.

  1. Принципы формирования системы органов государственного управления: 1. Разделение властей между видами (ветвями) власти и разделение функций; 2. Выделение трех видов органов государственного управления: законодательные, исполнительные, судебные; 3. Иерархичность системы органов государственного управления - выделение, как минимум двух уровней управления – федерального и местного.

Максимальное число уровней государственного управления не ограничено. На практике наиболее часто встречающейся является трехуровневая структура – федеральный, региональный, местный

1. Разделение властей и разделение функций в государственном управлении

Разделение властей воспринимается как:

- принцип организации отношений между различными, несводимыми друг к другу видами (ветвями) власти,

- как организация отношений между высшими органами государственной власти.

Этот принцип часто считается основополагающим для современной государственности.



Смысл разделения властей:

- с политической точки зрения– в недопущении тирании и в предотвращении узурпации власти;

- с управленческой точки зрения - в эффективном распределении разных функций между специализированными органами власти, т.е. в их функциональной специализации.

2. Классическая концепция разделения властей сформировалась в XVIII в., предполагает:

- наличие трех ветвей власти – законодательная, исполнительная и судебная;

- их строгую функциональную специализацию - законодательная - разрабатывает и принимает законы, исполнительная занимается их реализацией, судебная - контролем и наказанием за нарушение;

- их равенство,

- взаимонезависимость и т.д.

Основные характеристики современного разделения властей:

- организация тесного взаимодействия между исполнительной властью и законодательной; - усиление исполнительной власти в ущерб другим ветвям; - парламенты (законодательная власть), играют роль органов контроля над деятельностью исполнительной власти; - судебная власть остается зависимой от других ветвей; - появление новых центров власти и управления (глава государства, специализированные вертикальные структуры – прокуратура в России, двухпалатные парламенты - два разных органа).

3. Иерархичность системы органов государственного управления - выделение, как минимум двух уровней управления – федерального и местного.

Каждый из уровней управления — федеральный, региональный и местный — обладает своими органами власти: законодательные, исполнительные и судебные.

Традиционно разделение властей воспринимается как: принцип организации отношений между различными, несводимыми друг к другу видами (ветвями) власти, и одновременно, как организация отношений между высшими органами государственной власти.

Этот принцип часто считается основополагающим для современной государственности.



Смысл разделения властей

  • с политической точки зрения– в недопущении тирании и в предотвращении узурпации власти;

  • с управленческой точки зрения - в эффективном распределении разных функций между специализированными органами власти, т.е. в их функциональной специализации.

Функциональная специализация основана на специфических видах управленческой деятельности, или функциях управления, ориентированных на определенный вид деятельности. Традиционно в управлении в качестве основания для формирования функций управленческой деятельности рассматриваются логические этапы процесса управления: проектирование (сбор и обработка информации, прогноз, планирование), организация (принятие общих решений, распределение задач и ресурсов, оперативное руководство), оценка (учет, контроль, корректировка, санкционирование).

Особенность функций управления - осуществляются постоянно и непрерывно в рамках единого цикла управленческой деятельности.

Классический управленческий цикл предполагает последовательное и обязательное выполнение всех функций – это обязательные условия успешности управленческой деятельности.

7.Типы органов государственного управления

Выделение трех видов органов государственного управления

Классическая концепция разделения властей сформировалась в XVIII в., предполагает: наличие трех ветвей власти – законодательная, исполнительная и судебная; их строгую функциональную специализацию - законодательная - разрабатывает и принимает законы, исполнительная занимается их реализацией, судебная - контролем и наказанием за нарушение; их равенство; взаимонезависимость и т.д.

Основные характеристики современного разделения властей


  • организация тесного взаимодействия между исполнительной властью и законодательной;

  • усиление исполнительной власти в ущерб другим ветвям (прежде всего - законодательной власти (в современных государствах органы исполнительной власти разрабатывают 80-90% законопроектов), большая численность и сложность аппарата - в России в 1995 г. работники органов исполнительной власти составляли более 90% от общей численности людей, работающих в органах государственной власти и управления (одна из причин проведения Административной реформы);

  • парламенты (законодательная власть), играют роль органов контроля над деятельностью исполнительной власти;

  • судебная власть остается зависимой от других ветвей за счет ее раздробленности на разные виды судебных органов, не объединенных в одну систему (суды общие, арбитражные, административные, конституционные, военные и т.д.), за счет зависимости при назначении судей от исполнительной и законодательной власти (в США нет);

  • появление новых центров власти и управления (глава государства, специализированные вертикальные структуры – прокуратура в России, двухпалатные парламенты - два разных органа)

8.Система федеральных исполнительных органов власти, их основные функции.

Президент РФ — глава государства, высшее должностное лицо, гарант Конституции, прав и свобод человека. Юридически он не входит ни в систему законодательной, ни исполнительной власти.

Президент РФ обеспечивает: согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, назначает высших должностных лиц государства (с согласия Государственной Думы), в том числе Председателя Правительства РФ, федеральных министров, глав субъектов РФ), назначает выборы в Государственную Думу, референдумы, утверждает федеральные законы, издает указы и распоряжения, занимает пост Верховного Главнокомандующего

Администрация Президента РФ служит аппаратом для осуществления функций главы государства, действует на правах государственного органа управления: обслуживает и курирует федеральный уровень управления, взаимодействует с регионами, контролирует выполнение указов Президента РФ, проводит политику Президента РФ. Администрация Президента РФ во многом дублирует функции правительства

Федеральное Собрание – является постоянно действующим представительным и законодательным органом РФ. Состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.


  • Совет Федерации образуют по два представителя от субъекта РФ (по одному от представительного и исполнительного органа).

  • Государственная Дума избирается в составе 450 человек на четыре года.

Парламент РФ — призван выражать волю народа и создавать законодательную базу правового государства. Главным критерием эффективности работы парламента служат качество и своевременность принятия законов. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета парламент образует Счетную палату. Парламент избирается на основе избирательного права.

  1. Законодательное собрание как орган представительной власти.

Это законодательный орган государственной власти субъектов РФ - постоянно действующий выборный орган власти субъектов РФ, его наименование, структура, численность устанавливаются конституцией (в республиках) или уставом (в краях и областях) субъекта РФ. Функции: - принимает конституцию (в республиках) или устав (в краях и областях), - принимает законы субъекта РФ и поправки к ним, которые направляются на утверждение высшему должностному лицу субъекта РФ, - утверждает бюджет субъекта РФ и отчет о его исполнении, - устанавливает налоги и сборы, относящиеся к компетенции субъекта РФ, - порядок управления региональной собственностью, - административно-территориальное устройство и схему управления субъектом РФ.

Полномочия законодательного органа могут быть прекращены досрочно в случаях:

- принятия решения о самороспуске; - по решению высшего должностного лица субъекта РФ; - решения суда о неправомочности данного состава.



  1. Правительство субъекта федерации и его аппарат. Губернатор: особенности функций и полномочий.

Система органов государственного управления субъектов РФ формируется самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя.

Правительство субъекта РФ - исполнительный орган гос-ной власти в некоторых субъектах РФ. Правовое положение не одинаково в разных субъектах РФ. Правительства в областях, краях образуются далеко не всегда, а действует администрация. В некоторых субъектах - правительства, образуемые губернатором. В пределах своей компетенции Правительство как коллегиальный орган принимает на своих заседаниях только постановления. Постановление считается принятым, если за него проголосовало более половины назначенных членов Правительства области.



Губернатор — высшее должностное лицо субъекта РФ (края, области, автономного округа), возглавляющее исполнительную власть на территории субъекта РФ. С 1995 по 2005 год губернаторы избирались жителями субъектов РФ, с 2005 года назначаются законодательными органами субъектов РФ по представлению президента. Губернатор образует администрацию губернатора, которая подчиняется ему.

Задачи: -контроль за деятельностью исполнительных органов субъектов РФ. -вопросы по обеспечению прав и свобод человека и гражданина. - вопросы кадровой политики, государственной гражданской службы, муниципальной службы, награждения и почетных званий. - обеспечение перспективного и текущего планирования.

Функции: - подготовка законопроектов; - контроль исполнения федеральных законов, указов, распоряжений; - обращения Губернатора к Президенту РФ и официальные встречи; - взаимодействует с политическими партиями, общественными объединениями и религиозными организациями, профсоюзами, организациями, структурами гражданского общества в целях содействия их развитию; -сотрудничает с другими субъектами РФ; - единая государственная политика в области противодействия коррупции.

Полномочия: -взаимодействует с федеральными органами и запрашивает от них необходимую информацию.

-обеспечивает контроль за планированием деятельности исполнительных органов государственной власти субъекта РФ.



  1. Специфика городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург) как субъектов федерации.

Города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, согласно Конституции РФ, обладают статусом субъектов Федерации. В то же время они являются поселениями, следовательно, в них должно осуществляться местное самоуправление. Федеральный закон о местном самоуправлении 2003 г. устанавливает, что в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в соответствии с уставами указанных субъектов РФ местное самоуправление осуществляется органами местного самоуправления на внутригородских территориях. Внутригородская территория города федерального значения — это часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и(или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Здесь следует отметить, что города Москва и Санкт-Петербург включают в себя не только городскую территорию, но и так называемые пригородные территории. В Санкт-Петербурге расположенные на данных территориях муниципальные образования именуются городами и поселками. Однако на города федерального значения не распространяется общая классификация муниципальных образований: любое муниципальное образование, расположенное на территории Москвы и Санкт-Петербурга, является внутригородской территорией, а не поселением или муниципальным районом, вне зависимости от того, расположено ли муниципальное образование на территории основной городской застройки или на пригородной территории. Местное самоуправление в Москве осуществляется в границах внутригородских муниципальных образований, создаваемых на территории районов Москвы В границах района может существовать одно или несколько муниципальных образований, но не может быть муниципальных образований, включающих в себя территории двух и более районов города. Образование муниципальных образований, установление их территорий и наименований осуществляются законом Москвы по представлению мэра Москвы с учетом исторических и иных местных традиций, географических, градостроительных особенностей, социально-экономических характеристик соответствующих территорий, расположения транспортных коммуникаций, наличия инженерной инфраструктуры и других особенностей территорий. В соответствии с Законом г. Санкт-Петербурга от 23 июня 1997 г. «О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге» жители города осуществляют свое право на местное самоуправление в муниципальных образованиях, расположенных на территории Санкт-Петербурга. Местное самоуправление в Санкт-Петербурге осуществляется на всей его территории в границах территорий городов, поселков, муниципальных округов Санкт-Петербурга. На территории Санкт-Петербурга создано 111 муниципальных образований. Таким образом, территориальная организация местного самоуправления в городах Москве и Санкт-Петербурге соответствует Федеральному Закону о местном самоуправлении 2003 г. В каждом московском районе образуются независимые друг от друга органы власти двух видов: во-первых, управа — орган исполнительной власти, входящий в систему органов государственной власти и подчиняющийся мэру, Правительству Москвы и префекту административного округа, во-вторых, органы местного самоуправления — муниципальное собрание и муниципалитет, избираемые жителями района и не входящие в систему органов государственной власти. Специфика организации местного самоуправления в городах федерального значения обусловливает то, что перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований определяются законами субъектов РФ — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга — исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства. Города Москва и Санкт-Петербург представляют собой единые хозяйственные комплексы, в силу чего многие вопросы местного значения в них более целесообразно решать на уровне субъекта РФ в целом. Так, например, с обеспечением работы транспорта непосредственно связано строительство дорог. Невозможно при всей целостности городского хозяйства в одном муниципальном образовании строить развязки и новые дороги, не строя их в других. Таким образом, в городах федерального значения к вопросам местного значения не могут быть отнесены вопросы, имеющие общегородское значение. Касаясь источников доходов местных бюджетов, следует отметить, что согласно местные налоги и сборы в городах федерального значения устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов Федерации. Данная статья вводится в действие со дня признания утратившим силу Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Целесообразность введения данной нормы также вполне очевидна: в рамках одного города недопустима ситуация, когда в различных его районах существуют различные ставки местных налогов. Федеральный Закон о местном самоуправлении 2003 г. допускает возможность зачисления установленных им источников доходов местных бюджетов в бюджеты городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с законами этих субъектов. В Санкт-Петербурге перечень доходов местных бюджетов муниципальных образований определяется ежегодно законом Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга на соответствующий год. Доходы определяются в соответствии с классификацией БК РФ: налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные перечисления. рганы государственной власти городов федерального значения также самостоятельно производят передачу органам местного самоуправления имущества, исходя из перечня вопросов местного значения установленными для этих муниципальных образований законами субъектов РФ. Санкт-Петербурге этот процесс осуществляется в соответствии с Законом Санкт-Петербурга «О порядке передачи объектов государственной собственности Санкт-Петербурга в собственность муниципальных образований». Закон устанавливает, что с инициативой передачи собственности города в собственность муниципального образования могут выступить Законодательное собрание, губернатор и представительные органы местного самоуправления Санкт-Петербурга.

  1. Концепция и основные мероприятия административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах.

Цель: повысить эффективность государственного управления путем кардинального улучшения деятельности органов исполнительной власти, а именно:

- повышение качества и доступности государственных услуг;

- ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;

- повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти.



Задачи: - Оптимизация функционирования исполнительных органов государственной власти

- Разработка и внедрение стандартов государственных услуг, а также административных регламентов в исполнительных органах государственной власти субъектов федерации

- Внедрение в исполнительных органах государственной власти субъекта принципов и процедур управления по результатам

- Разработка новых типовых управленческих технологий применяемых в административных управленческих процессах, основанных на широкомасштабном использовании ИКТ

- Модернизация системы информационного обеспечения исполнительных органов государственной власти автономного округа

- Повышение эффективности взаимодействия исполнительных органов государственной власти и общества.

- Повышение информационной открытости и прозрачности деятельности исполнительных органов государственной власти автономного округа

- Внедрение механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности исполнительных органов государственной власти автономного округа

- Повышение эффективности региональной системы бюджетных закупок

2006: разработка нормативно-правовой и методической базы, стандартов гос. услуг, сокращение избыточных и дублирующих функций, совершенствование системы надхора и контроля, антикоррупционные программы, антикоррупционная экспертиза законов.

2007: оптимизация функционирования органов исполнительной власти, внедрение программ, обеспечение информационной открытости федеральных органов исполнительной власти.

2008: реализация разработанных норм и актов, корректировка нормативно-правовой базы с учетом анализа накопленного опыта проведения реформы.

Результат: повышение качества государственных услуг, их доступности для граждан и организаций, ориентирование деятельности органов исполнительной власти на интересы пользователей;

Административная реформа

Трехуровневая система федеральных органов власти: аппарат правительства; министерства; службы-агентства-надзоры



  • министерства – органы, выполняющие функции выработки государственной политики и координирующие деятельность государственных агентств, служб и надзоров, действующих в соответствующей сфере;

  • службы – органы, оказывающие услуги, связанные с реализа-цией властных полномочий государства и финансируемые исключительно за счет бюджета либо установленных законом обязательных платежей хозяйствующих субъектов и населе-ния (службы судебных приставов, налоговая, таможенная службы);

  • агентства – органы, оказывающие государственные услуги как за счет бюджетных средств, так и на коммерческой основе (авиационно-космическое, статистическое);

  • надзоры – органы, реализующие контрольные функции государства по отношению к хозяйствующим субъектам и населению

Административная реформа: Оптимизация функционирования исполнительных органов государственной власти, Разработка и внедрение стандартов государственных услуг, а также административных регламентов в исполнительных органах государственной власти субъектов федерации, Внедрение в исполнительных органах государственной власти субъекта принципов и процедур управления по результатам, Разработка новых типовых управленческих технологий применяемых в административных управленческих процессах, основанных на широкомасштабном использовании ИКТ, Модернизация системы информационного обеспечения исполнительных органов государственной власти автономного округа, Повышение эффективности взаимодействия исполнительных органов государственной власти и общества. Повышение информационной открытости и прозрачности деятельности исполнительных органов государственной власти автономного округа, Внедрение механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности исполнительных органов государственной власти автономного округа, Повышение эффективности региональной системы бюджетных закупок



  1. Административная и нормативно-правовая реформа в России: борьба с потенциальными источниками коррупции. 2005-2006гг.

Наиболее коррупция распространена:

1) получение государственных заказов; 2) получение лицензий и разрешений на ведение бизнеса; 3) взаимодействие с противопожарной службой и строительной инспекцией; 4) неофициальные платежи при решении налоговых вопросов и уплате налогов.

Основная цель реформы — наладить технически бесперебойную работу госаппарата, т. е. обеспечить исполнительскую дисциплину: своевременное и профессиональное исполнение чиновниками своих должностных обязанностей и указаний руководства.

Антикоррупционный инструментарий направлен на рационализацию бюрократии. Используются две группы антикоррупционных инструментов:

- кадровые фильтры (предотвращение подбора потенциально коррумпированных чиновников); - механизмы очистки кадрового корпуса от коррумпированных чиновников.

Стратегия противодействия коррупции включает:



- увеличение подотчетности гос. чиновников; - усиление институциональных границ; - усиление социального участия населения



  1. Интегральные показатели качества государственного управления (применяемые в странах ОЭСР).
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница