Гоголевский код у Андрея Белого («Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя и «Серебряный голубь» А. Белого)



Скачать 29.24 Kb.
Дата19.11.2016
Размер29.24 Kb.
Гоголевский код у Андрея Белого («Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя и «Серебряный голубь» А. Белого)

Старовойтов Илья Дмитриевич

Студент

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, филологический факультет, Москва, Россия

E–mail: istar2013@yandex.ru

В «Серебряном голубе» А.Белого можно проследить «сложный процесс прирастания новых идеалов» [Смирнова: 12], которые становятся базовыми в произведении, являются ядром его концептуальной сферы. Так Л.А.Смирнова, ссылаясь на статью А.Белого, отмечала, что «Серебряный голубь» крайне сатиричен, что было не характерно для его раннего творчества, и связывало роман с произведениями Николая Васильевича Гоголя, а именно с «Вечерами на хуторе близ Диканьки».

Связь «Серебряного голубя» с «Вечерами…» многоплановая и тесная, она затрагивает все пласты текста, начиная от фонетического уровня и заканчивая идейным. Особого внимания заслуживает тот факт, что это взаимодействие двух текстов установлено и, более того, исследовано самим Андреем Белым в его литературоведческом труде «Мастерство Гоголя». В своем исследовании А.Белый не только разбирает особенности идиостиля Николая Васильевича Гоголя, основываясь на его творческом процессе, особенностях построения сюжета, влиянии на авторов XIX и XX веков, но и конституирует свою связь с известным сатириком таким образом, чтобы потенциальный читатель четко осознал: автор – наследник Гоголя. И.Делекторская описала эту связь следующим образом:

«И лишь в одном Андрей Белый неизменен - в стремлении закрепить в читательском сознании восприятие себя как "нового Гоголя". Без преувеличения можно сказать: именно это публичное самоутверждение (максимальной концентрации достигающее в главке "Гоголь и Белый") являлось главной стратегической целью Белого в работе над "Мастерством Гоголя". Только в качестве основного тактического средства для достижения поставленной цели он использует уже не выполнение (как это было в 1909 г.) (речь идет о «Серебряном голубе»), а имитацию выполнения идеологического "заказа"» [Делекторская: http://www.utoronto.ca/tsq/31/delektorskaya31.shtml].

«Серебряный голубь» - нечто большее, чем «реставрация прозы Гоголя» [Белый: 302]. В романе истинно гоголевские стилистические, композиционные средства будут определенным образом модернизированы. И.Делекторская отметила принципиальную точку расхождения между Гоголем и Белым, инстинктивно отталкиваясь от которой последний мог совершить попытку создания мистического «нового Гоголя»: «Андрей Белый говорит все это, будучи сам увлечен теософскими идеями и как бы предчувствуя свою грядущую встречу с Рудольфом Штейнером: их знакомство состоялось в мае 1912 г. Люди, близкие к Белому, отлично понимали всю "исповедальность" его высказываний о Гоголе. Иванов-Разумник прямо заявляет в 1916 году: "Здесь везде читается - "Гоголь", но подразумевается - "Андрей Белый": все это он сам о себе говорит". …С той только разницей, что Белый, как ему казалось, в конце концов, нашел, в отличие от Гоголя, достойного наставника - в лице Доктора Штейнера» [Делекторская: http://www.utoronto.ca/tsq/31/delektorskaya31.shtml].



Таким образом, основной задачей исследования будет выявление и точек расхождения (композиционных, ритмических, концептуальных) в идиостилях Белого и Гоголя. Должным образом интерпретированные, эти отличия помогут не только в осмыслении фигуры А.Белого как писателя, но, на мета-уровне, выявят то новое, что появилось в поэтической прозе начала ХХ века.
Литература
Белый Андрей. Мастерство Гоголя. Москва – Ленинград: ГИХЛ, 1934.
Делекторская И. Гоголевский сюжет в жизнетворчестве Андрея Белого (к проблеме реконструкции). Toronto University (http://www.utoronto.ca/tsq/31/delektorskaya31.shtml).
Смирнова Л.А. Реальность и фантазия в прозе Андрея Белого // А. Белый. Избранная проза. М.: Сов. Россия. 1988.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница