Годовой отчёт государственной корпорации «агентство по страхованию вкладов»



страница1/26
Дата05.11.2016
Размер6.16 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26


Утвержден

Советом директоров Агентства

10 марта 2015 г. протокол № 4, раздел I


ГОДОВОЙ ОТЧЁТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ

«АГЕНТСТВО ПО СТРАХОВАНИЮ ВКЛАДОВ»

ЗА 2014 ГОД

Москва


Содержание

Введение ……………………………………………………………

5

- Важные события 2014 г. ……………………………………………………

7

- Динамика основных показателей …………………………………………

9

- Реализация Стратегии развития Агентства на период до 2015 г. ……...

10

I. Отчёт о деятельности Агентства за 2014 г. …………………

15

1. Обеспечение функционирования системы страхования вкладов (ССВ) …………………………………………………………………………

16

1.1. Основные показатели ССВ на 31 декабря 2014 г. ……………………

17

Структурные показатели ССВ ……………………………………………….

17

Финансово-экономические показатели ССВ ………………………….…..

18

1.2. Выплата возмещения по вкладам ……………………………………….

19

- Организация и проведение страхового возмещения ……………..……...

19

- Предотвращение мошенничества в сфере ССВ …………………………..

21

1.3. Проведение контрольных мероприятий в отношении банков – участников ССВ ………………………………………………………………

23

1.4. Фонд обязательного страхования вкладов (Фонд) …………………….

26

1.5. Инвестирование временно свободных денежных средств Фонда ….

28

1.6. Влияние ССВ на рынок банковских вкладов ………………………….

30

2. Создание системы гарантирования пенсионных накоплений ……..

34

3. Деятельность Агентства по санации банков ………………………….

35

3.1. Меры по санации банков ………………………………………………..

35

3.2. Управление активами ……………………………………………………

41

- Управление активами санируемых банков ………………………………

41

- Управление активами, приобретёнными в ходе санации банков ……….

41

3.3. Финансирование мероприятий по санации банков ……………………

42

4. Деятельность Агентства по управлению конкурсным производством (ликвидацией) в кредитных организациях …………...

43

4.1. Управление ликвидационными процедурами …………………………

43

4.2. Формирование конкурсной (имущественной) массы для расчётов с кредиторами ………………………………………………………………….

48

4.3. Выявление и оспаривание сомнительных сделок, привлечение к ответственности виновных лиц ……………………………………………..

51

4.4. Управление текущими расходами ликвидируемых банков ………….

54

4.5. Рассмотрение и удовлетворение требований кредиторов …………….

56

5. Деятельность Агентства по управлению конкурсным производством в негосударственных пенсионных фондах (НПФ) …..

61

5.1. Управление ликвидационными процедурами …………………………

61

5.2. Рассмотрение и удовлетворение требований кредиторов, работа органов управления ликвидируемых НПФ ………………………………..

67

6. Обеспечение основных функций Агентства ………………………….

69

6.1. Корпоративное управление …………………………………………….

69

- Социальная ответственность ……………………………………………..

70

6.2. Внутренний и внешний аудит ………………………………………….

71

6.3. Управление персоналом …………………………………………………

72

6.4. Деятельность представительств Агентства в федеральных округах …

75

6.5. Информационные технологии ………………………………………….

76

6.6. Информационная политика и международное сотрудничество ……...

77

6.7. Закупочная деятельность Агентства ……………………………………

82

6.8. Финансирование деятельности Агентства ……………………………..

83

II. Финансовая отчётность ………………………………………

87

1. Годовой бухгалтерский баланс Агентства по состоянию на 31 декабря 2014 г. ………………………………………………………………………….

88

2. Отчёт о прибылях и об убытках Агентства, в том числе полученных от инвестирования временно свободных средств, за 2014 г. …………………

89

3. Отчёт о движении денежных средств Фонда за 2014 г. …………………

90

4. Примечания к финансовой отчётности …………………………………...

91

5. Отчёт об исполнении сметы расходов Агентства за 2014 г. …………….

109

III. Реестр банков – участников системы страхования вкладов по состоянию на 31 декабря 2014 г. …………………

110

IV. Приложения 1-14 ……………………………………………..

177

Приложение 1. Список членов Совета директоров Агентства …………….

178

Приложение 2. Список членов Правления Агентства ……………………..

179

Приложение 3. Список членов Экспертно-аналитического совета при Агентстве ……………………………………………………………………...

180

Приложение 4. Информация о банках, входящих в систему страхования вкладов, в территориальном разрезе по состоянию на 31 декабря 2014 г.

184

Приложение 5. Динамика основных финансовых параметров системы страхования вкладов ………………………………………………………….

187

Приложение 6. Информация о страховых случаях, наступивших в 2014 г.

188

Приложение 7. Сводный отчёт о ходе выплаты страхового возмещения на 31 декабря 2014 г. ………………………………………………………….

195

Приложение 8. Реестр аккредитованных банков-агентов для выплаты страхового возмещения на 31 декабря 2014 г. ……………………………...

202


Приложение 9. Участие банков-агентов в выплате страхового возмещения в 2014 г. …………………………………………………………

210

Приложение 10. Информация о кредитных организациях, в которых Агентство осуществляло конкурсное производство (принудительную ликвидацию), по состоянию на 31 декабря 2014 г. …………………………

211

Приложение 11. Информация о негосударственных пенсионных фондах, в отношении которых Агентство осуществляло конкурсное производство на 31 декабря 2014 г. ………………………………………………………….

224

Приложение 12. Информация о кредитных организациях, в отношении которых Агентство принимало участие в реализации мер по санации по состоянию на 31 декабря 2014 г. …………………………………………….

225

Приложение 13. Информация о доходах и расходах, связанных с инвестированием временно свободных средств Агентства, на 31 декабря 2014 г. ………………………………………………………………………….

226

Приложение 14. Перечень основных регулятивных документов, принятых Агентством в 2014 г. ……………………………………………...

227



Введение

Годовой отчёт (далее также – Отчёт) государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» (далее – Агентство или АСВ) составлен в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (далее – Закон о страховании вкладов).

В Отчёте содержится описание деятельности Агентства по осуществлению функций, возложенных на него Законом о страховании вкладов, а также федеральными законами от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) и от 28 декабря 2013 г. № 422-ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счёт средств пенсионных накоплений».

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 451-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и статью 46 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» на Агентство возложена также новая функция – осуществление мер по повышению капитализации российских банков.

Отчетный год характеризуется заметным увеличением количества страховых случаев и совокупного объёма выплат страхового возмещения по ним, а также началом участия Агентства в 14 новых проектах санации банков.

Были приняты важные решения по совершенствованию базовых параметров системы обязательного страхования вкладов (далее также – ССВ):

- увеличен до 1,4 млн руб. предельный размер страхового возмещения;

- вводится (со 2 апреля 2015 г.) отдельное страхование счетов эскроу, предназначенных для расчётов по сделкам купли-продажи недвижимого имущества (предельный размер страхового возмещения составляет 10 млн руб.);

- вводится (с 1 июля 2015 г.) механизм дифференциации ставок страховых взносов банков в фонд обязательного страхования вкладов.

В Закон о банкротстве перенесены положения федеральных законов от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и от 27 октября 2008 г. № 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2014 года». В результате усовершенствованы процедуры банкротства и санации кредитных организаций, временные нормы о предупреждении банкротства (санации) банков стали постоянно действующими.

Для осуществления компенсационных выплат вкладчикам украинских кредитных учреждений, прекративших свою деятельность на территории Крымского федерального округа, в соответствии с Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. № 39-ФЗ «О защите интересов физических лиц, имеющих вклады в банках и обособленных структурных подразделениях банков, зарегистрированных и (или) действующих на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя» Агентством учреждена автономная некоммерческая организация «Фонд защиты вкладчиков».

В состав Отчёта включена информация об использовании денежных средств фонда обязательного страхования вкладов (далее – Фонд) и средств, выделенных из федерального бюджета на осуществление мер по санации банков; финансовая отчётность Агентства, достоверность которой подтверждена аудиторской компанией ООО «Финансовые и бухгалтерские консультанты»; реестр банков - участников системы обязательного страхования вкладов (далее – реестр банков), а также сведения о банках, в которых Агентством осуществлялись меры по санации и процедуры ликвидации (конкурсного производства).



После утверждения Советом директоров Агентства Отчёт направляется в Правительство Российской Федерации и Банк России, а его обобщённые данные и бухгалтерский баланс Агентства подлежат обязательному опубликованию в «Российской газете» и «Вестнике Банка России», а также размещению на официальном сайте Агентства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Важные события 2014 г.

Январь

  • Действие ССВ распространено на средства индивидуальных предпринимателей.


Февраль

  • Агентство приступило к исполнению новой функции – управлению конкурсным производством в негосударственных пенсионных фондах (далее – НПФ).

  • Завершена санация ЗАО «Башинвестбанк».


Март

  • Агентство приступило к санации ЗАО МКБ «Москомприватбанк».

  • Завершена санация ОАО «Мой Банк. Ипотека».


Апрель

  • Для защиты интересов физических лиц в Крымском федеральном округе учреждена автономная некоммерческая организация «Фонд защиты вкладчиков».

  • При Агентстве создан Общественный совет по взаимодействию с кредиторами финансовых организаций.



Май

  • Агентство приступило к санации АКБ «БТА-Казань» (ОАО), АКБ МОСОБЛБАНК ОАО, «Инвестиционный Республиканский Банк» (ООО) и «Финанс Бизнес Банк» (ООО).

  • Завершена санация «КИТ Финанс Инвестиционный банк» (ОАО).



Июль

  • Судебными инстанциями Великобритании по иску Агентства, действующего в интересах кредиторов ЗАО «Международный Промышленный Банк» (Межпромбанк), принято решение о замораживании активов его основного бенефициара – Сергея Пугачёва на сумму более 2 млрд долл. США.


Август

  • Агентство приступило к санации ОАО «Балтийский Банк».


Сентябрь

  • Произошёл двухсотый страховой случай (КБ СССБ (ООО).


Октябрь

  • Международная ассоциация страховщиков депозитов (IADI) утвердила новую редакцию Основополагающих принципов для эффективных систем страхования депозитов – ключевого международного стандарта в данной области.


Ноябрь

  • Агентство приступило к санации банковской группы, в состав которой входят ОАО «РОСТ БАНК», ОАО КБ «КЕДР», ОАО «Тверьуниверсалбанк», ОАО «СКА-Банк» и ОАО «АККОБАНК».


Декабрь

  • Объём страхового возмещения, выплаченного Агентством в 2014 г., составил 202,4 млрд руб.

  • В два раза увеличен предельный размер страхового возмещения – с 700 тыс. руб. до 1,4 млн руб.

  • Установлен механизм дифференциации ставок страховых взносов банков в Фонд.

  • Агентство наделено функцией по повышению капитализации российских банков. Осуществлен имущественный взнос Российской Федерации в имущество Агентства путем передачи ему облигаций федерального займа на сумму 1 трлн руб.

  • Механизм санации банков, ранее действовавший на временной основе, приобрёл постоянно действующий характер.

  • Агентство приступило к санации НБ «ТРАСТ» (ОАО).


Динамика основных показателей





Реализация Стратегии развития Агентства на период до 2015 г.
В 2014 г. продолжена реализация Стратегии развития Агентства на период до 2015 г., одобренной Советом директоров Агентства (протокол от 30 ноября 2010 г. № 4) (далее – Стратегия). Данный документ нацелен на то, чтобы Агентство стало высокоэффективной организацией, соответствующей мировым стандартам защиты банковских депозитов, ответственным и авторитетным участником системы поддержания финансовой стабильности в Российской Федерации.

Реализация Стратегии осуществлялась на основании плана на 2014 г., утверждённого Правлением Агентства (протокол от 26 декабря 2013 г. № 120). Работы велись по семи основным направлениям Стратегии.



1. Страхование вкладов

В целях повышения удобства услуг Агентства для вкладчиков велась постоянная работа по выплате страхового возмещения в возможно короткий срок. В отчётном году средний срок начала выплат составил 10,25 рабочих дней (13,1 суток) со дня наступления страхового случая. Выплаты страхового возмещения осуществлялись в 96,3% населённых пунктов из числа тех, в которых на дату наступления страхового случая располагались подразделения ликвидируемых банков.

Руководствуясь целями повышения устойчивости ССВ, Агентство приняло активное участие в подготовке законодательных предложений, предусматривающих введение дифференцированных ставок страховых взносов банков в Фонд. Кроме того, Агентство участвовало в законотворческой работе, связанной с распространением гарантий ССВ на номинальные счета опекунов и попечителей, а также счета эскроу (для расчётов по сделкам купли-продажи недвижимого имущества).

Для изучения соответствия параметров ССВ потребностям общества в декабре 2014 г. проведены социологические исследования, результаты которых свидетельствовали о целесообразности очередного повышения максимальной суммы страхового возмещения до 1,4 млн руб.



2. Санация банков

В отчётном году Агентством приняты предложения Банка России об участии в санации 14 банков. В отношении 4 кредитных организаций начатые процедуры санации завершены (ЗАО «Башинвестбанк, КИТ Финанс Инвестиционный банк (ОАО), ОАО Банк «Народный кредит» и «Мой Банк. Ипотека» (ОАО)).

Проекты санации осуществлены в ряде крупных банков. Характерной особенностью отчётного периода стала реализация нескольких комплексных санационных проектов, в рамках которых соответствующие меры одновременно применялись в отношении сразу нескольких кредитных организаций, входящих в состав банковской группы.

Агентство активно участвовало в подготовке принятого в отчётном году федерального закона, предусматривающего включение механизма санации банков в общую систему мер по предупреждению банкротства финансовых организаций. Вследствие этого указанный механизм санации, носивший ранее временный характер, стал постоянно действующим.

Возврат средств по финансируемым Агентством санационным проектам составил 40,83 млрд руб. Кроме того, получено 4,34 млрд руб. в качестве процентов за пользование предоставленными Агентством средствами.

3. Конкурсное производство (ликвидация) банков

В отчётном году в управление Агентству поступила 71 кредитная организация, что является максимальным показателем за время деятельности Агентства. Завершены процедуры банкротства и ликвидационные процедуры в 11 банках.

На выплаты кредиторам направлено 31,6 млрд руб., что также является наибольшим показателем за весь период деятельности.

Средний процент удовлетворения требований кредиторов по банкам, в которых в отчётном периоде завершены ликвидационные процедуры, составил 39,5%, что в 1,7 раза выше среднего показателя за время работы Агентства – 23,1%.

С участием Агентства подготовлены и приняты законопроектные предложения по совершенствованию ликвидационных процедур в части консолидации в одном общем Законе о банкротстве норм законодательных актов, ранее отдельно регламентировавших процедуры ликвидации (банкротства) кредитных организаций и иных субъектов хозяйственной деятельности.

В целях дальнейшего повышения результативности и оперативности работы по расчётам с кредиторами банков-банкротов внесены существенные изменения и дополнения во внутренние регулятивные документы Агентства.



4. Коммуникационная стратегия

Агентство обеспечило всестороннее освещение своей деятельности, информируя общественность о выплатах страхового возмещения, санации и ликвидации банков. В ряде регионов, где наступили страховые случаи, для предотвращения социальной напряжённости проведены пресс-конференции с участием руководителей Агентства.

В целях совершенствования и активизации коммуникационной деятельности создан Общественный совет по взаимодействию с кредиторами финансовых организаций.

Постоянно совершенствовался порядок размещения информации о деятельности Агентства для неограниченного круга лиц на официальном сайте Агентства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Велась работа по созданию на сайте специализированного раздела по эффективной продаже имущества ликвидируемых банков.

Агентство принимало активное участие в информационно-образовательных мероприятиях, направленных на повышение финансовой грамотности населения. Проводился регулярный анализ обращений граждан (писем, электронных писем, телефонных звонков).

В рамках взаимодействия с иностранными страховщиками депозитов Агентство осуществляло руководство международным исследовательским проектом «Привлечение к ответственности за доведение банка до банкротства и страховые мошенничества».



5. Финансовая стратегия

Обеспечено бесперебойное и полное финансирование всех направлений деятельности. Совершенствовалась система оценки и реагирования на риски, связанные с инвестированием средств Агентства.

Оптимизировано управление закупками на основе конкурсного отбора поставщиков (в т.ч. с применением закупочных процедур, реализуемых на электронных торговых площадках) как самого Агентства, так и его дочерних и зависимых организаций. Уточнены внутренние регулятивные документы в части управления закупочной деятельностью банков, в отношении которых Агентство осуществляет конкурсное производство (ликвидацию). Начаты мероприятия, направленные на расширение участия субъектов малого и среднего предпринимательства в поставках товаров и оказании услуг Агентству.

6. Корпоративное управление

Продолжилось формирование целостной системы ключевых показателей эффективности деятельности (КПЭ) дочерних и зависимых организаций Агентства, унифицированной с системой КПЭ самого Агентства.

В связи с началом ликвидационных процедур в отношении негосударственных пенсионных фондов (далее – также НПФ), а также активизацией работы по реализации активов санируемых и ликвидируемых банков проведена структурно-функциональная модернизация соответствующих подразделений Агентства.

В целях повышения производительности труда осуществлена оптимизация системы электронного документооборота.

Разработана стратегия развития информационной инфраструктуры Агентства на среднесрочную перспективу.

7. Стратегия управления персоналом

Продолжена деятельность по реализации мер, направленных на совершенствование и актуализацию знаний и навыков работников Агентства, на приобретение ими новых компетенций, связанных с расширением их функционала (краткосрочные и долгосрочные программы повышения квалификации и переподготовки; образовательные программы различной протяжённости и формата и т.п.).

Оптимизированы мотивационные модели развития персонала, основывающиеся на системе КПЭ.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница