Гирц, Клиффорд Джеймс, р. 23 августа 1926 г



Скачать 27.02 Kb.
Дата06.05.2016
Размер27.02 Kb.
Гирц, Клиффорд Джеймс, р. 23 августа 1926 г. в Сан-Франциско, выдающийся американский антрополог, социальный теоретик, представитель символической (интепретативной, как предпочитает называть это течение сам Гирц) антропологии. Служил в ВМС США (1943-1945), после демобилизации, воспользовавшись льготами для демобилизованных, поступил в Антиохийский Колледж (Йеллоу-Спрингс, Охайо), который окончил в 1950 г. со степенью бакалавра искусств. Степень доктора философии (антропология) получил в Гарварде, в 1956 г. Почетное звание доктора гуманитарных наук (L.H.D.) получил в 1975 от Университета Северного Мичигана (Маркетт, Мичиган), в 1980 г. - от Бейтс Колледжа (Льюистон, Мэн) и др. университетов. Лауреат научных премий: Премии Т. Парсонса по социальным наукам (Американская Академия Искусств и Наук, 1973), Премии П. Сорокина (Американская Социологическая Ассоциация, 1974) и ряда других. Вёл исследовательскую и преподавательскую работу в различных колледжах и университетах, в частности в Чикагском университете (1960-1970). С 1970 по 2000 г. – профессор социальных наук в Институте передовых исследований (Принстон, Нью-Джерси). С 2000 г. по н.в. – заслуженный профессор в отставке (emeritus) там же. Член Американской Академии искусств и наук (с 1966 г.) и Американской Академии наук (с 1973 г.).

Проводил полевые этнографические исследования в странах Юго-Восточной Азии (Индонезия: о.о. Ява, Бали и др.) и Северной Африки (Марокко), изучая религию, экономическое развитие, политику новых постколониальных государств, семейную жизнь, локальные экономические и культурные институты (базар в Марокко, петушиные бои на Бали и др.). Автор множества книг и статей, из которых наибольшую известность ему принесли: «Религия Явы» (1960), «Эмпирическое исследование ислама: развитие религии в Марокко и Индонезии» (1968), «Интерпретация культур: избранные эссе» (1973), «Локальное знание: дополнительные (further) эссе по интерпретативной антропологии» (1983).

Гирц рассматривает в качестве предмета антропологии изучение отдельных культур, каждая из которых понимается им как уникальная система значений, «исторически передаваемая структура (pattern) значений, воплощённых в символах, система унаследованных представлений, выраженных в символическх формах, посредством которых люди сообщают, увековечивают и совершенствуют своё знание о жизни и установки по отношению к ней» [Interpretation Of Cultures, p.89]. Культуры открыты для интерпретации и «публичны», поскольку образующие их сети значений доступны для изучения и понимания (таким образом, Гирц следует философской критике теории «приватности» языка и значений, предложенной в работах Райла, Витгенштейна и др.). Путь к этнографическому описанию и антропологической интерпретации культур лежит через постижение локальных символических кодов, семантических конвенций, интерпретативных рамок, определяющих возможность коммуникации и социального взаимодействия.

Природа антропологического понимания, согласно Гирцу, может быть наиболее точно выражена через понятие «насыщенного описания» (thick description, термин, заимствуемый у Г. Райла) — контекстуализированного и детального этнографического описания, которое включает в себя и «близкие-к-опыту» понятия (категории) представителей изучаемой культуры, и «далекие-от-опыта» абстрактные понятия научного дискурса.



Гирц рассматривает религию, идеологию, искусство и даже здравый смысл как своеобразные и относительно автономные культурные системы, т.е. системы концептуальных репрезентаций, позволяющие их носителям осмысливать и объяснять реальность.
Соч.: The Religion of Java, Glencoe, Illinois, 1960; Agricultural Involution: The Processes of Ecological Change in Indonesia. Berkeley, 1963; Peddlers and Princes. Chicago, 1963; The Social History of an Indonesian Town. Cambridge (Mass.), 1965; Islam Observed: Religious Development in Morocco and Indonesia. New Haven, 1968; The Interpretation of Cultures: Selected Essays. New York, 1973, 2000 (Рус. перевод: Гирц К. Интерпретация культур. М., 2004); Negara: The Theatre State in Nineteenth Century Bali. Princeton, 1980; Local Knowledge: Further Essays in Interpretive Anthropology. New York, 1983, 2000; Works and Lives: The Anthropologist as Author. Stanford, 1988; After the Fact: Two Countries, Four Decades, One Anthropologist. Harvard, 1995. Гирц К. С точки зрения туземца: о природе понимания в культурной антропологии Пер. с англ. // И.Ф. Девятко. Модели объяснения и логика социологического исследования. С. 89-116. М., 1996.
Лит.: Clifford Geertz (Полная библиография и биографические материалы) // HyperGeertz©WorldCatalogue. http://hypergeertz.jku.at/

(But I, regarding the whole thing as an essentially hermeneutic enterprise, a bringing to light and definition, not a metaphrase or a decoding, and uncomfortable with the mysterial, cabalistic overtones of "symbol," preferred "interpretive anthropology." Lecture)


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница