«География Свердловской области» (10 класс) Данная программа рассчитана на 35 часов с учетом того, что курс «География своего региона»



Скачать 356.27 Kb.
Дата27.10.2016
Размер356.27 Kb.
«География Свердловской области»

(10 класс)

Данная программа рассчитана на 35 часов с учетом того, что курс «География своего региона» является основной регионального компонента образования и может изучаться 1 час в неделю.

Предлагаемая программа учитывает следующие важные принципы:


  1. Историко-гуманистический принцип, реализация которого предполагает учет пространственно-временной динамики и прогноза перспективного развития. Включение материалов об истории изучения, исследования, заселения, развитие хозяйства области и его будущего, сведения об известных земляках позволят расширить кругозор ученика и усилить воспитательные функции обучения.

  2. экологический принцип. Он предусматривает изучение экологически сложных ситуаций, присущих Свердловской области, осознание причин создавшейся обстановки, путей ликвидации на данном этапе и в будущем экологического неблагополучия, в том числе и путем личного посильного участия. Экологические аспекты содержания присущи всем темам программы.

  3. Экономический принцип. Включает изучение противоречий, возникших в ходе экономических преобразований в хозяйстве области, конверсии ВПК. Анализ предполагаемых учеными-экономистами путей выхода из экономического кризиса.

Цели курса:

Продолжение формирования научных географических знаний и географического мышления путем расширения знаний по географии своего региона и их обобщения;

Гуманизация географических знаний через восприятие территории как места жизни и деятельности человека, среды обитания и факторов ее изменения; формировать умение использовать географо-краеведческие источники информации для оценки природных и социальных явлений;

Экологизация географических знаний через наблюдения и описания своей территории, воздействие человека как антропогенного фактора; объяснить принципы рационального природопользования и охраны природы области; воспитывать потребность участвовать в практических мероприятиях по охране природы;

Экономизация географических знаний через выявление основных факторов, определяющих размещение хозяйства; развивать умение объяснять противоречия между традиционными и новыми видами экономической деятельности и вытекающие отсюда проблемы.

Задачи и основные идеи курса: системный подход при составлении географических характеристик, в основу которого должны быть положены наблюдения и картографический метод изучения явлений и процессов; осуществление идеи развивающего обучения путем установления причинно-следственных связей между компонентами природы, природной и хозяйственной деятельностью населения в пределах территории Свердловской области; развивать у учащихся географическое мышление через создание образа территории.

Цели и задачи курса реализуются через виды познавательной деятельности, которые включают: выполнение практических работ с использованием карт краеведческого атласа, статистических показателей, данных наблюдений, собранных во время экскурсий и походов; изучение конкретных природных и экономических объектов; организацию деловых игр, школьных диспутов, выполнение творческих работ.

Название практических работ- формирование умений на основе усвоенных теоретических знаний, а также привлечение разнообразных источников информации. Уровень сложности заданий неодинаков. Ряд практических работ включает несколько заданий. Их выбор осуществляет учитель. Они могут быть выполнены и по желанию учащихся. Предусмотрено применение индивидуальных и групповых форм работы. Содержание работ связанно с проведением исследования, поиска, защиты своих позиций, проектов и др. В целом практические работы призваны развивать творческие возможности школьника, эмоционально-ценностное отношение к миру.

В основе моделирования практической деятельности учащихся по курсу «География Свердловской области» лежат такие дидактические принципы, как операционно-деятельностный, воспитывающего и развивающего обучения. Практические работы предполагают развитие творческого, критического мышления у школьников. В этом заключается общепедагогическое значение курса.

После каждого раздела в программе прописаны требования к знаниям и умениям учащихся. Это дает возможность планировать результаты обучения и определяет технологический режим изучения курса. Требования к знаниям и умениям определяют содержание текущего итогового контроля. Формы текущего контроля выбирает учитель, исходя из содержания отдельных тем курса, индивидуальных особенностей учащихся и общепедагогических требований к этому виду учебной деятельности. Итоговый контроль предлагается проводить в форме зачета .

Содержание курса

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЙ ОБЗОР СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ (2)

Введение

Свердловская область- субъект Российской Федерации. Дата образования Свердловской области. Современное административно-территориальное устройство: территории, подчиненные сельским администрациям, административные районы и города с подчиненными территориями, управленческие округа.

Что изучает география области. Роль географических знаний в комплексном изучения родного края. Значение краеведческой работы и знаний о родном крае для местного населения, развития нации.
Источники и методы изучения родного края

Как изучать географию области. Источники географо-краеведческих знаний: учебная и научно-популярная литература, карты, атласы, периодическая печать, статистические и архивные материалы, устные сведенья. Памятники природы, истории и культуры. Топонимика.

Методы изучения географических природных и социально-экономических явлений: камеральные, экскурсионные, экспедиционные.

Географическое положение

Площадь территории области (сравнения с другими государствами мира). Конфигурация территории: географические координаторы крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток. Границы, соседние республики и области.

Физико-географическое положение: положение по отношению к океанам, крупным природным регионам и природным зонам. Граница «Европа-Азия» на территории области.

Экономико- и политико-географическое положение: Свердловская область на политико-административной карте России (внутри государственное положение), положение на стыке Западной и Восточной экономических зон. Изменение экономико-географического положения во времени.

Оценка физико-, политико- и экономико-географического положения.

Практическая работа 1.

Анализ географического положения области. Ознакомление с тематическими картами и атласом области. Нанесение границ области на контурную карту. Определение географических координат крайних точек области, географического центра. Вычисление протяженности с севера на юг и с запада на восток. Вычисление расстояния до восточных и западных, северных и южных границ СНГ, России. Сравнение географического положения с другими областями Урала, России.


ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ

Учащиеся должны знать:

Площадь территории области, ее размеры, координаты крайних точек (широтное и долготное положение);

Особенности физико- , политико- и экономико-географического положения области;

Основные сведения из истории заселения и хозяйственного освоения территории области;

Примеры географических исследований территории области;

Основные источники знаний о своем крае.


Учащийся должен уметь:

Определять по картам физико-, политико-, и экономико-географическое положение территории;

Определять географические координаты крайних точек;

Определять размеры, протяженность территории;

Анализировать различные источники географо-краеведческих знаний.

РАЗДЕЛ 2. ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ И РЕСУРСЫ(10)

Геологическое строение

Главные черты рельефа, их связь с геологическим строением. Основные тектонические структуры: Русская платформа, меридиональные геологические зоны Урала, Заподно-Сибирская плита; их характеристика. Горные породы, их образование и размещение. Основные этапы в истории геологического развития: палеозойский, мезозойский и палеогеновый, неоген-четвертичный.

Карты тектоническая и геологическая.

Полезные ископаемые

Полезные ископаемые и закономерности их размещения. Основные месторождения полезных ископаемых. Рудные полезные ископаемые. Железные руды: Тагильская группа (Высокогорское и др.). Кушвинская группа (Горобдагодатское и др.). Ивдельская группа, Качканарское, Первоуральское. Медные руды (Красноуральское, Кировоградское, Дектярское, Сафьяновское и др.). Марганцевые руды (Полуночное, Марсяты). Алюминиевые руды (Североуральское гр.). Золото (Березовское, рассыпные местораждения в долинах рек Туры, Салды, Тагила и др.). Платина (долины рек Лобвы, Иса, Тагила и др.)

Основные месторождения нерудных полезных ископаемых: асбест (Баженовское), тальк (Шабровское), кварциты (Первоуральск, г. Караульная), огнеупорные глины (Белкинское, Троицко-Байновское), самоцветы (Изумрудные копи, Мурзинка, Липовка, Адуй и др.), поделочные камни (Гумешевское, Меднорудянское, Седельниково), каменный уголь (Егоршинское, Еловская группа), бурый уголь (Карпинский бассейн). оценка минеральных ресурсов. Влияние человека на минеральные ресурсы.

Практическая работа 3.

Полезные ископаемые области. Нанесение на контурную карту важнейших месторождений полезных ископаемых. Выявление закономерностей размещения месторождений полезных ископаемых. Установление их связи с тектоническими структурами и геологическими процессами.



Рельеф

Современный рельеф. Роль новейших тектонических движений в образовании крупных форм рельефа. Складчато-глыбовые Уральские горы (низкогорный Средний Урал, среднегорный Северный Урал). Меридиональное простирание горных хребтов и долин Урала. Горные хребты (Бардымский, Коноваловский, Ревдинский, Уральский, Поясовый камень, Хоза-Тумп), увалы (Киргишанский), кряжи, массивы (Конжаковский камень, Денежкин камень, Чистоп). Выдающиеся горные вершины. Асимметричное строение Урала.

Равнинный рельеф. Типы равнин: денудационные цокольные, пластовые и аккумулятивные. Западные и Восточные предгорья- преимущественно равнины .. Зауральская складчатая возвышеность. Уфимское плато Западно-Сибирская равнина и ее части: Туринская наклонная равнина, Пелымо-Ттавдинская низменость, Северо-Сосьвинская возвышенная равнина

Закономерности размещения форм рельефа, связанных с внешними процессами. Эрозионный и аккумулятивный рельеф: долины рек, овраги, балки. Карстовый рельеф: пещеры, воронки, «бойцы»-известняковые скалы. Карстовые районы области. Суффозионный (просадочный) рельеф юго-восточных районов области. Ледниковый рельеф в среднегорьях Среднего Урала и на равнинах .. Мерзлотный рельеф: реликтовый и современный. Скалы-останцы и каменные реки на склонах гор. Антропогенный рельеф. влияние рельефа на хозяйственную деятельность человека.

Карты физическая, геоморфологическая.

Климат

Анализ основных климатообразующих факторов: радиационного и циркуляционного. Географическое положение и солнечная радиация. Изменение солнечной радиации по сезонам. Циркуляция воздушных масс летом и зимой, типы воздушных масс и их повторяемость. Циклоническая деятельность и ее влияние на распределение осадков. Барьерная роль Уральских гор. Изменение континентальности климата, секторное положение территории области

Температурный режим как результат взаимодействия радиационных и циркуляционных процессов. Анализ положения изотерм января и июля. Осадки и их распределение. Снежный покров. Коэффициент увлажнения.

Климатические районы.

Климат и человек. Типы погоды и их повторяемость. Прогноз и предсказания погоды.

Климатические карты.

Агроклиматические ресурсы. Агроклиматическая карта.

Внутренние воды и водные ресурсы

Речная сеть. Главные речные системы и бассейны рек. Реки восточного склона Уральских гор и Западно-Сибирской равнины (бассейн реки Тобол): Тавда с Лозьвой и Сосьвой, Тура с Пышмой, Исеть. Реки заподного склона Уральских гор (бассейн реки Кама): Чусовая, Уфа, Сылва, Косьва. Сток и густота речной сети. Питание и режим рек.

Озера, водохранилища и пруды. Основные типы озер в зависимости от происхождения котловин: тектонические (Таватуй, Шарташ), пойменные старичные и озера-туманы (Пелымский туман), озера-водохранилища (Исетское). Водохранилища (Волчихинское, Белоярское).

Болота верховые, переходные и низинные; закономерности их размещения. Подземные воды. Минеральные воды. Минеральные источники (Нижние Серги, Обухово и др.). Их использование. Хозяйственное значение рек и озер. Неравномерность распределения водных ресурсов. Проблемы водоснабжения и перераспределения стока рек. Проблемы охраны и восстановление водных ресурсов.

Карты природных вод и водных ресурсов.
Практическая работа 4.

Изучение гидрографии области. Нанесение на контурную карту крупных рек и их бассейнов, озер, водохранилищ, болот, минеральных источников. Определение площадей бассейнов рек, особенностей режима питания и стока рек отдельных районов области на основе анализа карт и диаграмм.



Растительность

Общие закономерности распределения растительного покрова: зональные и интразональные типы растительности на равнинах и предгорьях, высотная поясность растительности Уральских гор.

Таежная растительность . Основные типы лесов и лесообразующие породы. Характеристика северной, средней и южной тайги , широколиственно-хвойнотаежных лесов. Растительность болот и водная растительность. Растительность долин рек, пойменные заливные луга. Горно-таежные леса. Своеобразие растительности подгольцового и гольцового поясов средневысотных горных хребтов и массивов Урала.

Лесостепная растительность. Основные типы растительности. Характеристика осино-березовых лесов и степной растительности, образующих лесостепные ландшафты. Сосновые боры в лесостепи. Красноуфимская лесостепь и причины формирования степной растительности.

Карты растительности.

Почвы

Влияние климатических факторов, рельефа и горных пород на формирование почвенного покрова. Основные процессы почвообразования: подзолистый и дерновый. Зональные типы почв области на равнинах: глеево-подзолистые, подзолистые, дерново-подзолистые, болотно-подзолистые, серые-лесные, черноземы оподзоленные и выщелоченные. Интразональные почвы равнин: торфяно-болотные, пойменные (аллювиальные), солонцы и солоди.

Горные почвы: горно-лесные подзолистые и дерново-подзолистые, горно-лесные буроземовидные, горно-луговые и горно-тундровые.

Почвенная карта

Естественное плодородие почв. Оценка почвенных ресурсов области. Изменение почвенного покрова под влиянием человека.

Животный мир

Животный мир таежной зоны и горной тайги, лесостепных районов области. Основные представители хищников, грызунов, птиц, пресмыкающихся. Животный мир рек, озер, болот. Промыслово-охотничьи ресурсы: основные виды и их добыча.

Карта животного мира.

Природные комплексы

Природные компоненты и их взаимодействие.

Природные комплексы тектогенные, климатогенные (зональные) и ландшафтные. Карта природного районирования.

Крупные тектогенные (азональные) природные комплексы на территории области: Восточно-Европейская равнинная физико-географическая страна, Уральская равнинно горная странна, Западно-Сибирская равнинная страна.

Зональные комплексы: зона тайги и лесостепная зона.

Ландшафтные комплексы (ландшафтные области и природные районы). Ландшафтные и низшие природные комплексы.

Ландшафтная карта.

Комплексный физико-географический профиль и его анализ.

Выявление взаимосвязей между природными компонентами.

Низшие ландшафтные комплексы своей местности: болота, поймы рек, склоны холмов и др. Анализ ландшафтной крупномасштабной карты и ландшафтного профиля. Выявление взаимосвязей между природными компонентами.

Изменение природных комплексов под влиянием человека.
Требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

- Особенности геологического строения территории области, основные геологические структуры и их строение: преобладающие горные породы, их происхождения и распространение;

- Основные закономерности размещения полезных ископаемых, важнейшие месторождения и их значимость для хозяйства области, уникальные минералогические объекты;

- Процессы рельефообразования и закономерности размещения форм рельефа: крупных, связанных с эндогенными процессами, и мелких, образовавшихся в результате экзогенных процессов;

- Основные формы и типы рельефа и их размещение;

- Климатообразующие факторы и особенности климата области, типы погод, и их прогнозирование и народные приметы;

- Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность жителей области;

- Главные речные системы, основные реки, режим их питания и стока, зависимость от климата и рельефа; распределение стока и проблемы использования водных ресурсов;

- Озера, их типы и распространение;

- Болота, их типы и размещение;

- Зональные и интразональные типы растительности и почв, их размещение, использование и проблемы охраны;

- Почвы и растительность гор;

- Типичные виды растений и животных по зонам и подзонам;

- Виды растений и животных Красной книги Урала, редкие и исчезающие виды, лекарственные, ядовитые, дикорастущие съедобные растения и грибы;

- Природные комплексы разного типа и ранга, их размещение.
Учащиеся должны уметь:

- Устанавливать зависимость между природными компонентами: геологическим строением и размещением полезных ископаемых, зависимость между рельефом и геологическим строением по тематическим картам: физической, геологической, тектонической, геоморфологический;

- Определять по климатической карте важнейшие количественные характеристики климата области и ее районов, пользоваться климаграммами хода основных метеоэлементов

- Выявлять взаимосвязи между типами растительности, почв и особенностями рельефа и режима увлажнения;

- Выделять на карте речные системы, определять их характеристики, уметь анализировать графики и диаграммы режима рек;

- Оценивать климатические, водные, почвенные, растительные, животные ресурсы для целей рационального природопользования.




РАЗДЕЛ 3. НАСЕЛЕНИЕ И ХОЗЯЙСТВО (11)

История заселения и хозяйственного освоения территории Свердловской области

Первоначальные сведенья о населении территории современной Свердловской области по материалам археологических раскопок и древним литературным источникам.

Этапы в истории заселения и хозяйственного освоения территории.

Первый этап (конец XII- вторая половина XVI вв.)- связь с Новгородской землей и Московской Русью.

Второй этап (вторая половина XVI-конец XVII вв.)- поход Ермака, присоединение к территории Русского государства, возникновение первых городов. Преимущественное сельскохозяйственное освоения юго-восточной Зауральской части, возникновение крупных сельских поселений - слобод. Начало развития горнозаводской промышленности.

Третий этап (конец XVII- начало XIX вв.)- бурное развитие горнозаводского дела на Среднем Урале. В.Н. Татищев и В.И. Геннин – выдающиеся государственные деятели,

основатели Екатеринбурга. Династия горнозаводчиков Демидовых – основателей черной металлургии на Урале. Становление промышленной культуры Среднего Урала (И.И. Ползунов - изобретатель и конструктор паровой машины, Е.М. Артамонов – изобретатель двух колесного велосипеда).



Четвертый этап (XIX – начало XX вв.)- застой в развитии горнозаводской промышленности на Среднем Урале. Возникновение новых отраслей промышленности: металлообработки и машиностроения, химической, лесной. Изобретение и постройка нового паровоза Е.А. и И.Е. Черпановыми, изобретение радио А.С. Поповым. Расцвет камнерезного и гранильного искусства

Пятый этап – советский период- индустриализация, прием эвакуированных с запада предприятий во время Великой Отечественной войны. Милитаризация промышленного комплекса Среднего Урала. Начало проявления кризиса в базовых отраслях промышленности в 60-е годы.

Шестой этап – развитие хозяйства по пути рыночных отношений, создание новых форм собственности и организации производства, конверсия ВПК

Изучение природы, населения, хозяйства региона. Крупнейшие исследователи и исследования. Первые исследователи природы. А. Гумбольдт (1829), Р. Мурчисон (1841), Э.К. Гофман (1853-59), А.М. Карпинский (1860-80)- геолог, исследователь геологического строения и полезных ископаемых, Е.С. Федоров (1880-90), О.Е. Клер (1870-90)- основатель Уральского Общества любителей естествознания (УОЛЕ), краевед. Современные исследования: крупнейшие научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения и уральские географы, Свердловский филиал Русского географического общества.



Практическая работа 2.

  1. Нанести на контурную карту ареалы хозяйственного освоения в разные исторические периоды.

  2. Показать в пределах ареалов наиболее крупные населенные пункты.

  3. Творческая работа. Составить подборку произведений известных писателей о Среднем Урале, быте, традиция населения.


География населения

Этнический состав населения и его формирование. Коренные национальности Среднего Урала: манси, башкиры, сибирские татары и пришлое население. Образ жизни и основные занятия коренного населения в прошлом и настоящем.

Динамика численности населения Свердловской области. Периоды наиболее высокого и низкого прироста населения. Изменение численности населения в связи с особенностями естественного прироста. Роль миграций в формировании и динамике численности населения в разные исторические периоды. Территориальные различия динамики населения.

Возрастной и половой состав населения как фактор и результат демографического развития области. Территориальные особенности полового и возрастного состава населения. "Старение" населения области.

Карта плотности населения. Влияние природных условий и географии хозяйства на размещение и плотность населения. Главные полосы расселения Свердловской области.

Трудовые ресурсы Свердловской области, их количественная и качественная характеристика. Взаимосвязь с половозрастной структурой и демографическими процессами. Профессиональный состав трудовых ресурсов Среднего Урала в прошлом: рудознатцы, каменных дел мастера, углежоги, металлурги. Народные промыслы. Современный профессиональный состав трудовых ресурсов. Резкое преобладание занятых в тяжелой промышленности. Система подготовки кадров, наиболее крупные центры профессиональной подготовки: Екатеринбург, Нижний Тагил, Серов, Краснотурьинск, Североуральск. Использование трудовых ресурсов. Проблемы занятости трудовых ресурсов в современных условиях.

Городское население и его динамика. Процесс урбанизации, уровень и темпы. Типы городских поселений Свердловской области по происхождению, людности и выполняемым функциям. Горнозаводская часть области - наиболее урбанизированный район. Системы городских поселений: Екатеринбургская, Нижнетагильская, Серовская - их специфика.

Сельское расселение и его характерные особенности в различных природно-хозяйственных зонах. Деревенский приречный и притрактовый характер расселения. Облик уральской деревни в прошлом и настоящем.

Повышенный удельный вес несельскохозяйственных поселений в сельском расселении. Взаимосвязь городского и сельского расселения.

Географические проблемы населения и трудовых ресурсов в Свердловской области.

Практическая работа 5.

1. Вычертить график динамики численности населения области. Проанализировать его.

2. Составить круговые диаграммы структуры занятости населения России и Свердловской области. Выяснить, в каких отраслях народного хозяйства работают ваши родители? Чем обусловлен выбор ими профессии? Где и кем работали ваши деды и прадеды? Кто из вас хотел бы продолжить семейную традицию в выборе профессии и почему?
География хозяйства

Хозяйственный комплекс Свердловской области в составе народно-хозяйственного комплекса Урала и страны. Уникальность комплекса: высокий уровень специализации на отраслях тяжелой промышленности, тесная взаимосвязанность производств.

Межотраслевые комплексы и отрасли специализации.

Металлурго-химический комплекс - фундамент всего хозяйственного комплекса области. Черная металлургия и ее характерные особенности: высокий уровень концентрации, дефицит сырья, низкая техническая оснащенность. Ведущие факторы размещения черной металлургии на территории области (сырьевой, ЭГП, исторический) и ее география.

Цветная металлургия области и ее отраслевой состав. Медная промышленность - старейшая отрасль цветной металлургии на Среднем Урале. Сырьевой фактор в размещении медеплавильной промышленности. Алюминиевая промышленность - наиболее молодая отрасль цветной металлургии Свердловской области. Влияние сырьевой базы и электроэнергетики на размещение производства алюминия в области. Производство никеля. Проблемы развития цветной металлургии: дефицит сырья и электроэнергии.

Взаимосвязь черной и цветной металлургии с химической промышленностью на основе комплексного использования сырья и утилизации отходов. Развитие производства азотных удобрений и пластмасс на основе коксования угля на Нижнетагильском металлургическом комбинате; производство серной кислоты и фосфорных удобрений на Краснотурьинском и Среднеуральском медеплавильных комбинатах.

Химические производства, развивающиеся на привозном сырье: шинное и резинотехнических изделий, синтетических волокон.

Карты черной и цветной металлургии и химической промышленности.

Машиностроительный комплекс Отраслевой состав. Ведущая роль тяжелого машиностроения (оборудование для горнодобывающей, металлургической промышленности, энергетическое оборудование). Изменение отраслевого состава машиностроения за послевоенный период: развитие радиотехнического, инструментального машиностроения. Взаимосвязь машиностроительного и металлурго-химического комплексов. Влияние трудовых ресурсов и научно-технической базы на размещение машиностроения в Свердловской области. Место военно-промышленного комплекса в машиностроении области и проблема конверсии.

Карта машиностроительного комплекса.



Лесопромышленный комплекс. Состав комплекса (лесозаготовка, лесопильно-деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, лесохимическая и гидролизная промышленности). Углубленная переработка древесины и использование отходов, экологическая целесообразность дальнейшей разработки лесов. Роль железнодорожных магистралей Ивдель - Обь и Тавда - Сотник для развития и размещения предприятий комплекса.

Карта лесопромышленного комплекса.



Межотраслевые комплексы и отрасли, обслуживающие население и хозяйство Свердловской области.

Топливно-энергетический комплекс Состав комплекса. Топливно-энергетический баланс Свердловской области и его изменение. Основные поставщики топлива.

Электроэнергетика. Несоответствие объемов производства и потребления электроэнергии. Проблемы и перспективы развития и размещения ТЭК.

Карта ТЭК области. Крупнейшие электростанции: Рефтинская, Среднеуральская, Белоярская (АЭС), Краснотурьинская.

Комплекс отраслей по производству строительных материалов. Состав комплекса. Взаимосвязь комплекса с другими отраслями промышленности и межотраслевыми комплексами. Цементная промышленность и ее связь с черной металлургией. Асбестовая промышленность - отрасль государственной специализации. Производство стеновых материалов / кирпич, железобетонные изделия / и их тяготение к потребителю. Стекольная промышленность.

Карта комплекса по производству строительных материалов. Невьянск, Сухой Лог (производство цемента), Асбест. Проблемы развития промышленного комплекса. Создание совместных предприятий, предпринимательство в промышленности.



Агропромышленный комплекс Специфические особенности агроклиматических ресурсов: недостаточное количество тепла в северных районах, поздние весенние и ранние осенние заморозки в южных районах, переувлажненность северо-восточной части области. Структура земельного фонда, малый удельный вес сельскохозяйственных угодий и посевных площадей. Низкое естественное плодородие почв, каменистость и маломощность горных почв. Карта агроклиматических ресурсов. Социальные факторы, влияющие на развитие и специализацию сельского хозяйства: высокий уровень урбанизации центральной и южной частей области, слабая транспортная обеспеченность северо-востока.

Сельское хозяйство - основа агропромышленного комплекса. Животноводство в структуре сельского хозяйства области, молочно-мясная специализация животноводства. География животноводства. Структура растениеводства: выращивание зерновых (яровая пшеница, озимая рожь, ячмень), овощеводство и картофелеводство. География растениеводства.

Неоднородность специализации и уровня развития сельского хозяйства. Три зоны сельскохозяйственной специализации: пригородная овоще-картофеле-молочная, предуральская и зауральская мясо-молочная-зерновая, северо-восточная мясного животноводства с очагами полеводства. Карты сельскохозяйственного производства.

Промышленность по переработке сельскохозяйственной продукции: молочная, мукомольная, мясная. Ориентация пищевой промышленности потребителя.

Производство машин, минеральных удобрений и комбикормов для сельского хозяйства.

Проблемы агропромышленного комплекса Свердловской области как часть Нечерноземной зоны России. Развитие личных подсобных хозяйств.

Становление и развитие новых социальных отношений в сельском хозяйстве.

Комплекс по производству товаров народного потребления и сфера услуг

Состав комплекса, относительно низкий уровень развития комплекса. Факторы размещения легкой промышленности Свердловской области: потребительский и необходимость использования свободных женских трудовых ресурсов.

Сфера услуг Свердловской области: бытовое, торговое, медицинское, культурно-просветительное обслуживание населения и их география. Народное образование, географические особенности школьного обслуживания. Иерархия центров обслуживания населения. Основные региональные центры сферы услуг: Екатеринбург, Нижний Тагил, Серов, Каменск - Уральский, Красноуфимск, Ирбит, Тавда. Малый бизнес в сфере обслуживания.

Карты легкой промышленности и сферы обслуживания.



Транспортный комплекс. Состав комплекса и роль отдельных видов транспорта в его структуре.

Ведущая роль железнодорожного транспорта во внешних перевозках и во внутренних перевозках массовых грузов. Густота железных дорог в пределах области и ее территориальные различия. Электрификация железных дорог. Крупные железнодорожные узлы и железнодорожные магистрали.

Автомобильный транспорт и его ведущая роль во внутриобластных перевозках. Густота автодорог с твердым покрытием в пределах области и ее территориальные различия. Важнейшие автодороги.

Речной транспорт и его роль в северо-восточных районах. основные судоходные реки: Тавда и Тура.

Воздушный транспорт. Екатеринбургский аэропорт - один из крупнейших в стране.

Трубопроводный транспорт. Трубопроводы, связывающие область с основными нефте- и газоносными районами страны: Бухара - Урал, Уренгой - Игрим - Серов - Нижний Тагил - Екатеринбург. Карты транспорта.

Внешние и внутренние связи. Характеристика структуры ввоза и вывоза (преобладание топлива, минерального сырья, продукции сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности - во ввозе и металла, проката, оборудования для тяжелой и горнодобывающей промышленности - в вывозе). Сырьевые грузопотоки с севера и северо-востока области и продукции обрабатывающих отраслей в обратном направлении.

Карты внешних и внутренних связей Свердловской области.



Практическая работа 6.

1. Работа с контурной картой: составление карты "Функциональные типы городов Свердловской области" по данным таблицы учебника, выделение сельскохозяйственных районов.

2. Составление картосхемы внешних экономических связей Свердловской области на основе статистических материалов.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ

учащиеся должны знать:

- численность населения области и наиболее крупных городов;

- характерные особенности демографической ситуации и ее географические различия;

- особенности размещения городского и сельского населения;

- наиболее значительные системы расселения на территории области;

- этнический состав населения и историю его формирования;

- современные проблемы занятости трудовых ресурсов;

- место Свердловской области в хозяйстве Урала и России;

- внешние экономические связи области с субъектами РФ, странами ближнего и дальнего зарубежья;

- отраслевую структуру хозяйства Свердловской области;

- характер производственных связей между отраслями хозяйства;

- основные факторы, влияющие на территориальную структуру хозяйства Свердловской области;

- географию межотраслевых комплексов Российского и областного значения;

противоречия между традиционными и новыми видами хозяйствования и вытекающими отсюда проблемами.



учащиеся должна уметь:

- анализировать таблицы и графики динамики численности населения, естественного и механического движения населения, сопоставлять их со среднероссийскими показателями;

- устанавливать связи между природными, культурно-историческими, экономическими и демографическими процессами;

- анализировать структуру хозяйства Свердловской области по картам и статистическим источникам;

- определять характер производственных связей и противоречия между новыми и традиционными видами хозяйствования;

- работать с экономическими картами и на их основе оценивать экономико-географическое своеобразие территории Свердловской области;

- решать экономические задачи, связывать изучаемое с публикациями в периодической печати, высказывать суждения, рассуждать по экономическим проблемам области.

РАЗДЕЛ 4. ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ (4)
Экономико-географический район - результат взаимосвязи природы, расселения и хозяйственной деятельности населения. Основные районы.

Горнозаводской район

"Каменный пояс" - основа экономики Урала и Свердловской области. "Милые зеленые горы" (Д.Н. Мамин-Сибиряк) - таежные низкогорья Среднего Урала, таежные среднегорья Северного Урала, Восточные предгорья Урала - природные части промышленного района. Минеральные ресурсы и лесные ресурсы - их связь с геологией, рельефом, климатом.

Исторические предпосылки формирования Горнозаводского района. Традиции и современность в хозяйственной специализации.

Екатеринбург - фокус экономических связей Среднего Урала "Здешнее место стало посредине всех заводов..." (В.Н. Татищев). Екатеринбургский ТПК со специализацией на разнообразном машиностроении, медеплавильной промышленности и "верхних этажей" черной металлургии.

Демидовская вотчина и ее столица - Нижний Тагил в прошлом и настоящем. Тагило-Кушвинский ТПК и его специализация на производстве черных металлов (полный цикл), меди, химических продуктов на основе связей с черной и цветной металлургией. Металлоемкое машиностроение. Экологические проблемы Нижнего Тагила.

Богословский Урал. Как он менял свой производственный профиль: чугуноплавильное и железоделательное производство, медеплавильное производство, медеплавление, производство алюминия. Надеждинск - крупнейший металлургический центр капиталистического Урала. Надежденск - Серов - "ворота" северного Урала.

Серово-Ивдельский ТПК и его специализация на производстве высококачественных черных металлов и ферросплавов, глиноземе и алюминия из местных бокситов. Лесная и деревообрабатывающая промышленность.

Верхотурье - "патриарх" городов Свердловской области.



Промышленное Зауралье

Зауральский пенеплен ("почти равнина") - восточная окраина Уральской складчатой области. Геология, рельеф, полезные ископаемые. Причины сходства природных ресурсов с Горноуральским районом.

Промышленное дополнение Екатеринбургского ТПК. Специализация на производстве черных и цветных (алюминий, никель) металлов, электротехническом машиностроении и производстве строительных материалов. Электроэнергетика. самый южный город Свердловской области - Каменск-Уральский. Экология города.

Лесопромышленное Зауралье

Западно-Сибирская часть области: особенности геологии и рельефа. Полезные ископаемые. Климат, растительность, почвы. Лесные и промысловые ресурсы района. природные различия внутри района. Таежное Зауралье - лесной цех Свердловской области. Тавда - крупнейший центр деревообрабатывающей промышленности Свердловской области и Урала. Туринск - второй по старшинству город области, его прошлое и настоящее.



Аграрно-промышленное Предуралье

Уфимское плато - часть Восточноевропейской равнины. Западные предгорья Урала. Основные особенности природы. Пермские отложения Русской платформы и Предуральского краевого прогиба. Рельеф. Полезные ископаемые. Особенности климата и влияние его на почвенно-растительный покров.Развитие широколиственно-хвойных лесов и участков лесостепи. Причины формирования лесостепных ландшафтов. Селькохозяйственное дополнение Свердловского ТПК. Красноуфимск - организационный и хозяйственный центр Предуралья.



Практическая работа 7

1. Построение схемы производственных связей одного из районов (по выбору учителя с учетом места проживания).

2. Составление сравнительной характеристики двух районов. В основу сравнительной характеристики должен быть положен план экономико-географической характеристики района.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ

учащиеся должны знать:

- принципы выделения внутриобластных экономико-географических районов и их состав;

- исторические особенности заселения и хозяйственного освоения районов;

- влияние географического положения, природных, исторических и экономических условий на особенности хозяйственной специализации районов;

- основные черты структуры и размещения отраслей специализации;

- основные экономические проблемы районов и возможные пути их решения.



учащиеся должна уметь:

- показывать по картам границы районов и их состав;

- определять по картам особенности ЭГП районов, основные виды природных ресурсов, главные особенности расселения населения и размещения хозяйственных центров;

- описывать облик городов - экономических центров районов и подрайонов;

- составлять сравнительную характеристику районов.


РАЗДЕЛ 5. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЛАСТИ (4)

Загрязнение окружающей среды

Причины возникновения экологически острых ситуаций. Анализ основных источников отрицательного воздействия на окружающую среду.

Загрязнение воздуха, воды и почв промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, транспортом, выбросы в атмосферу. Состав выбросов. Кислотные дожди и причины их образования. Автотранспорт и загрязнение воздуха крупных городов.

Источники загрязнения гидросферы. Характеристика промышленных стоков. Эффективность работы очистных сооружений. Загрязнение бассейнов рек Исети, Тагила, Туры, Тавды, Чусовой. Сельское хозяйство и проблемы охраны вод от загрязнения удобрениями, гербицидами и органикой.

Промышленная эрозия почв. Химическое загрязнение почв тяжелыми металлами, нитратами, гербицидами.

Состояние использования лесных ресурсов. истощение лесоэксплуатационных запасов древесины. Вырубка горных лесов, сплошные рубки и их последствия.

Районы экологического неблагополучия: Нижний Тагил, Кировоград, Каменск-Уральский, Екатеринбург и др. Экологическая карта.



Оптимизация природопользования

Областная программа охраны окружающей среды и рационального природопользования. Переход на экологически чистые технологии устаревших производств черной и цветной металлургии. Строительство новых и реконструкция действующих газопылеулавливающих установок. Строительство очистных сооружений, расчистка рек и прудов. Переход предприятий на бессточную систему водоснабжения (ЦХП Верх-Исетского металлургического завода). Ликвидация экологически вредных технологических процессов. Внедрение ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных технологических процессов, комплексной переработки сырья.

Охрана и рациональное использование земельных и лесных ресурсов и животного мира.

Охрана природы

Разработка системы особо охраняемых природных территорий. Карта охраны природы, заповедники (Висимский, Денежкин Камень). Заказники (охотничьи и по охране лекарственных растений).

Памятники природы (геологические и геоморфологические, гидрогеологические, геоботанические, ландшафтные).

Развитие рекреации и туризма. Природные национальные парки (Среднеуральский, Конжаковский, Припышминский).

Экологическое образование и воспитание. Охрана природы и школа. Чем может помочь природе каждый отдельный человек. Правила общения с природой.

Практическая работа 8

1. Анализ экологических ситуаций. Решение экологических задач.

2. Сбор материалов, в том числе и в периодической печати, по экологическим проблемам и вопросам охраны природы области. Составление таблицы количественных показателей отрицательного воздействия на природу промышленных и сельскохозяйственных предприятий, транспорта, рекреацией и туризма.

3. Выявление факторов положительного влияния: охрана вод и воздуха, рекультивация земель, лесовосстановительные работы, посадка деревьев в населенных пунктах и др. Выводы.



ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ

учащиеся должны знать:

- причины и основные факторы возникновения экологически острых и кризисных ситуаций в области;

- степень и характер загрязнения атмосферного воздуха и природных вод;

- проблемы использования почвенно-растительных ресурсов;

- радиоактивное загрязнение территории, последствия Кыштымского взрыва и образования Восточно-Уральского радиоактивного следа;

- опасность антропогенного загрязнения окружающей среды для человека;

- основные направления оптимизации природопользования в области;

- систему особо охраняемых государственных территорий области: заповедников, заказников, памятников природы, природных национальных парков; охраняемые виды растений и животных;

- правила поведения человека на природе.

учащиеся должны уметь:

- работать с информационными и статистическими материалами, характеризующими экологические проблемы;

- описывать памятники природы и другие охраняемые территории своего региона, составлять экологический паспорт природных и хозяйственных объектов;

- составлять экологические карты области и района;

- проводить простейшими методами анализ и оценку загрязнения воздуха и воды, изменений других природных компонентов (почв, растительности);

- прогнозировать изменения природных комплексов под влиянием деятельности человека.


РАЗДЕЛ 5. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЛАСТИ (4)

Изучение и прогнозирование развития "малой Родины", ее населения, его образа жизни: промышленности, сельского хозяйства, коммунального хозяйства, транспорта, культуры, этики общественных отношений, улучшения экологической обстановки.



Практическая работа 9

1. Оценка экологических ситуаций "малой Родины".

2. Составление схематического плана с обозначением объектов, явлений экологического неблагополучия условными знаками, надписями.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ

учащиеся должны знать:

- площадь, размеры, административное деление своего района, место своего городана карте области;

- особенности ГП района6 особенности внутриобластного положения района: особенности внутриобластного положения и положения по отношению к другим регионам;

- геологическое строение своего района, интересные геологические объекты, горные породы, основные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых;

- основные формы рельефа и процессы рельефообразования;

- особенности климата и повторяемости погод, приметы погод;

- реки, озера, болота района и их специфику: питание. режим;

- почвы, растительный покров и животный мир района: главные зональные черты и местные региональные особенности распределения почвенно-растительного покрова, виды растений и животных;

- население своего района, национальный состав, особенности национальных культур и быта, историю жилищ, населенные пункты района;

- промышленные предприятия представляющие основные отрасли района, транспортные магистрали и их значение для района;

- экологические проблемы района и пути их решения.

учащиеся должны уметь:

- находить и показывать свой район или его место на карте области, России;

- выявлять связи между природными компонентами на примере местных объектов, оценивать природные условия и ресурсы;

- выявлять связи между природными условиями и историей заселения и освоения района, развитием промышленности и сельского хозяйства;

- выявлять влияние природных особенностей на условия жизни населения, на условия труда и отдыха;

- составлять характеристику местных предприятий.



Учебно-тематический план курса

Раздел

Количество часов

Тема

Теор.

Практ.

Всего

Раздел 1. общий обзор Свердловской области

1,5

0,5

2

Введение

0,5




0,5

Источник и методы изучения родного края

0,5




0,5

Географическое положение

0,5

0,5

1,0

Раздел 2. Природные условия и ресурсы

7

3

10

Геологическое строение

1




1

Полезные ископаемые

1




1

Рельеф

1




1

Климат

1

0,5

1,5

Внутренние воды и водные ресурсы




1

1

Растительность

1




1

Почвы

1




1

Животный мир

1




1

Природные комплексы

1

0,5

1,5

Раздел 3. Население и хозяйство

8

3,0

11

История заселения и хозяйственного освоения территории Свердловской области

1

0,5

1,5

География населения

2,5

1

3,5

География хозяйства

4,5

1,5

6

Раздел 4. Экономико-географическое районы

3

1

4

Горнозаводский район

1

1

2

Промышленное Зауралье

0,5

-

0,5

Лесопромышленное Зауралье

0,5

-

0,5

Аграрно-промышленное Зауралье

0,5

-

0,5

Аграрно-промышленное Предуралье

0,5

-

0,5

Раздел 5. Экологические проблемы области

2

2

4

Загрязнение окружающей среды

1

1

2

Оптимизация природопользования

1




1

Охрана природы




1

1

Резерв времени

1

2

4

ВСЕГО

22,5

11,5

35

Литература для учителя и учащихся:

  1. Атлас Свердловской области. Екатеринбург 2010г.

  2. Капустин В.Г., Корнев И.Н., "География Свердловской области", Екатеринбург, "Сократ", 2006г

  3. Капустин В.Г., Корнев И.Н., "Рабочая тетрадь по географии Свердловской области", Екатеринбург, "Сократ", 2010г

  4. Матвеев А.К. "Географические названия Урала" (топонимический словарь), Екатеринбург, "Сократ", 2008г

  5. Чагин Г.Н.. «Народы и культуры Урала в XIX - XX в.в.», Екатеринбург, "Сократ", 2002г

  6. Большаков В.Н., Безель В.С., «Региональная экология», Екатеринбург, "Сократ", 2008г


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница