Генеральный план г. Прокопьевска Кемеровской области



страница1/23
Дата05.05.2016
Размер3.6 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23





Генеральный план

г. Прокопьевска Кемеровской области

Текст пояснительной записки откорректирован по результатам согласований и общественных слушаний



Введение
Проект генерального плана г.Прокопьевска Кемеровской области с выполнен по заказу администрации г. Прокопьевска в соответствии с заданием на проектирование, утверждённым главой города Гараниным В.А. 17.05.2006г.

Необходимость разработки нового генерального плана г. Прокопьевска, взамен разработанного в 1965г. («Гипрогор», г.Москва), вызвана изменением действующего законодательства, новыми границами территории города, изменениями в структуре жилищного и культурно-бытового строительства, а также изменениями демографической и экономической ситуации.

Проект разработан в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ (№191-ФЗ от 29.12.04 г.), СНиПа 11-04-2003 г. «Инструкция о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации» и другими действующими нормами и правилами.

Проектные решения рассчитаны на два периода реализации: первая очередь строительства – 2015 г. (при обеспеченности 25 м² общей площади на 1 человека) и расчётный срок – 2025 г. (при обеспеченности 30 м² общей площади на 1 человека).

Численность населения города определена на первую очередь 203,0 тысячи жителей, на расчётный срок –200,0 тысяч жителей.


Глава 2.

Современное состояние города и анализ


реализации генерального плана

2.1. Краткая историческая справка и

общие сведения о городе




Город Прокопьевск расположен на юге Кемеровской области, на расстоянии 203 км. от областного центра. История становления города берет начало с основания в 1648г. Рождественского монастыря, рядом с которым возникли село Монастырское, деревни Прокопьевская и Усяты. В 1918 году, путем слияния поселений Монастырского и Прокопьевского образовался поселок Прокопьевский. В 1919 году заложена первая шахта, в 1922 году через село проложили железную дорогу, что привело к развитию Прокопьевского рудника. В 1929 году населенный пункт переведен в категорию рабочего поселка, в 1931 году преобразован в город Прокопьевск.


Историческая особенность планировки и застройки города состоит в первоначальном формировании его инфраструктуры на базе 23-х отдельных поселков, образовавшихся вокруг угольных предприятий. Единой системы планировки город не имеет, представляет собой жилой массив, разобщенный на отдельные поселки, расположенные в районе крупных предприятий.

Город разделен на три района: Рудничный, Центральный, Зенковский. Наиболее целостный и современный – район Тыргана (Рудничный район). Самая старая часть города расположена вдоль реки Аба: улицы узкие, шириной 10-15м, дома преимущественно одноэтажные. Такую же застройку имеют районы Зенково и Спиченково. В районах железнодорожного вокзала и Тыргана застройка многоэтажная, дома каменные 3-х -12-ти этажные.

В планировочной структуре города сложились два центра: основной и второй центр в районе Тыргана. Некоторые поселки слились друг с другом и с планировочными центрами, другие сохранили относительную территориальную обособленность.

Город является муниципальным образованием, а с 2006 года получил статус городского округа. Прокопьевск - третий по численности населения город Кемеровской области и второй в Южно-Кузбасской агломерации, от центра которой – Новокузнецка - находится на расстоянии всего 10 км. (по границам городской черты). Непосредственно граничит с городом Киселевском (территориально города практически слились) и Прокопьевским муниципальным районом.


Население города многонациональное: русские составляют 87%, татары-4,3%, украинцы – 2,9%, немцы – 2,2% и другие национальности. Площадь города -216,7 км2. С областным центром и другими территориями области сообщается железнодорожным, автомобильным и воздушным транспортом.

Ведущей отраслью экономики является промышленность (72,7% от объема продукции и услуг). В городе развиты такие отрасли промышленности, как угольная, электроэнергетика, машиностроение, легкая, пищевая, мукомольно-крупяная, полиграфическая.




    1. Существующая планировочная структура города

В настоящее время город имеет довольно сложную раздробленную планировоч-ную структуру, обусловленную размещением застройки города на территории угольного месторождения. История формирования планировочной структуры города тесно связана с разработкой угольного месторождения, полоса которого с промышленной угленосностью шириной от 5 до 8-10км проходит в направлении близком к меридиональному.

С севера на юг по угленосной полосе проходит железнодорожная магистраль Новосибирск-Новокузнецк, разделяя городскую территорию на две части. От железнодорожной магистрали отходят подъездные железнодорожные ветки к шахтам и промышленным предприятиям.

Довольно сложный пересеченный рельеф территории города (русла и долины речек, балки, лога) с большими перепадами высот – западная часть 410-470м, центральная часть 260-300м, восток – 300-550м, также значительно повлиял на формирование раздробленной планировочной структуры города.

Таким образом, планировочная структура города на протяжении многих десятилетий с начала угледобычи формировалась по принципу шахта-поселок, и поэтому значительное число жилых кварталов, общественных зданий и производственных предприятий попадает в границы горных отводов и на подработанные территории, в санитарно-защитные зоны предприятий.

В застройке города можно выделить три полосы, состоящие из селитебных и промышленных территорий, и условно названными - западная, центральная и восточная, разделенных провалами. Эти полосы приурочены к безугольным и условно безугольным территориям, к оставленным целикам, к территориям с глубоким залеганием пластов (восточная и южная части города).

Территория города условно разделяется на 15 планировочных районов, в застройку которых входят селитебные и промышленные территории (см. схему районирования). Планировочные районы носят следующие названия: Красная Горка, Усяты, Зиминка, Ясная Поляна, Прижелезнодорожный, Березовая Роща, Тырган, Сафоново, Щербаковский, Высокий, Соловьевка, Северный Маганак, Маганак, Зенково, Спиченково.

Восточную полосу застройки города составляют районы Сафоново, Тырган, Щербаковский, Высокий.

Район Тыргана является самым крупным по территории, населению и наиболее интенсивно развивающимся в настоящее время. Здесь сосредоточены основные объемы строительства многоэтажной жилой застройки и объектов общественного и культурно-бытового назначения.

Планировочная структура района развивается по двум взаимно перпендикулярным осям, роли которых выполняют городские магистрали – проспект Строителей, проходящий меридионально, и улица Ноградская, проходящая в широтном направлении.

Преобладающий тип застройки в районе – многоэтажная жилая застройка кварталов и микрорайонов, в тоже время часть жилых кварталов севернее улицы Ноградской застроены усадебным типом жилой застройки.

Композиционным и общественным центром района Тырган является полоса застройки формирующаяся между улицей Ноградской и проспектом Гагарина, застройку которой составляют комплексы зданий общественного назначения – административные, торгово-развлекательные, зрелищные, спортивные, учебные и т.д.

В северной части района имеются свободные территории, которые следует рассматривать как резервные для жилой и общественной застройки города.

Южнее селитебной зоны района Тырган расположена производственная зона, в которой размещаются предприятия НПО «Развитие», НПО «ПШПЗ», ООО «Корбу», ООО «Сибирский табак», ОАО «Прокопьевский дрожжевой завод», трамвайный парк, ООО «Домостроительная компания» и др. Начато строительство вагоноремонтного завода. К производственной зоне подходит железнодорожная ветка и подъездные пути.

Восточнее района Тырган расположены территории районов Щербаковский, Высокий. Застройка этих районов преимущественно малоэтажная усадебная.

Центральная полоса застройки, сформировавшаяся вдоль железной дороги Новосибирск-Новокузнецк и проходившей ранее здесь же по городским улицам, автодороге Новосибирск-Новокузнецк, состоит из чередующихся между собой селитебных и производственных территорий. В районе железнодорожного вокзала располагается старая часть города.

Выделяемый в Центральной полосе Прижелезнодорожный район ранее выполнял роль центральной части города. Застройка его формировалась в 30-40-е годы двадцатого века, здесь много капитальной многоэтажной застройки. Здесь расположены исторические и архитектурные памятники. Ядро центра города, включающее основные административные здания, зрелищные, торгового и культурно-бытового обслуживания, располагается в кварталах по проспекту Шахтеров.

Западнее Прижелезнодорожного района расположены районы Зиминка и Березовая Роща. Застройка селитебной зоны этих районов преимущественно малоэтажная усадебная.

В районе Березовая Роща на железнодорожной ветке к шахте им. Ворошилова и разрезу «Калининский» расположен небольшой промышленный район, в котором размещаются завод ООО «Прокопьевский РМЗ», ОАО «Прокопьевский хлебокомбинат», ООО «Безалкогольные напитки», ОАО «Хладокомбинат», ООО «Гормолзавод».

Самым северным планировочным районом Центральной полосы застройки города является район Красная Горка. Застройка района Красная Горка состоит из кварталов малоэтажной усадебной застройки, кварталов 2-3 этажной и 4-5 этажной секционной жилой застройки. Кварталы жилой застройки повышенной этажности образуют центральную зону района, где по ул.Союзной сосредоточены основные объекты культурно-бытового обслуживания, образующие общественный центр района. В структуре застройки района, кроме жилых кварталов, имеются территории учебных и лечебных учреждений, спортивных сооружений.

К северу от селитебной зоны района и западнее ул.Правды размещаются территории производственных, складских и транспортных предприятий, которые западнее ул.Правды образуют группу предприятий, вытянутую вдоль ул.Правды.

Восточная полоса застройки города включает планировочный район Ясная Поляна, Северный Маганак, застройка которых была начата в 50-х годах двадцатого века.

Планировочная структура Ясной Поляны и структура застройки аналогична району Красная Горка. Также выделяется центральная зона района из кварталов с 2-3-х и многоэтажной застройкой и объектами культурно-бытового обслуживания. Основными улицами районного значения являются улицы Коксовая, Кучина, Образцова, Мурманская.

В районе Северный Маганак главной улицей является магистраль городского значения ул.Профсоюзная, к которой тяготеют кварталы многоэтажной и среднеэтажной застройки, объекты торговли, культуры и спорта.

На стыке районов Ясная Поляна и Северный Маганак находится группа промышленных и коммунально-складских территорий, на которых размещаются предприятия РМЗ, ЖБИ, часть территории шарико-подшипникового завода. Основная территория шарико-подшипникового завода расположена в юго-западной части Ясной Поляны.

В южной части города расположены планировочные районы Зенковский и Спиченково, население которых связано с шахтой Зенковской, разрезом Березовским. Жилая застройка этих районов в основном малоэтажная усадебная. Главными улицами района Зенковский, по которым район имеет транспортные связи с другими районами города, являются улицы Главная, Черных, Захаренко, а в района Спиченково – ул. Переходная и Тюленева.

В южной части района Зенковский находится Зенковский парк с прудом. В парке и на берегах пруда расположены учреждения длительного и кратковременного отдыха – санатории «Прокопьевский», «Шахтер», профилактории ООО «Зорро», шахты «Коксовая», детские оздоровительные лагеря им. Тюленина, «Бережек».

К востоку от границы города в районе Спиченково расположен аэропорт г.Новокузнецка, II класса. Шумовая зона аэропорта накрывает восточную часть жилых кварталов Спиченково.

В силу раздробленности планировочной структуры города единого центра у города нет. В старой части города, в Прижелезнодорожном планировочном районе, есть исторически сформировавшийся центр города. В настоящее время роль нового центра города выполняет также центральная часть района Тырган.

Общественные зоны, выполняющие роль центров районов, явно выделяются в районах Красная Горка, Ясная Поляна, Северный Маганак, Маганак, Зенково.

В части районов имеются спортивные зоны, состоящие в основном из плоскостных спортивных сооружений. Они расположены в следующих планировочных районах Красная Горка, Ясная Поляна, Прижелезнодорожный, Березовая Роща, Тырган, Северный Маганак, в Зенковском парке и занимают площадь порядка 15га. Роль городского спортивного комплекса выполняет стадион «Шахтер».

Комплексы лечебных и специальных учебных учреждений и их территории присутствуют в планировочной структуре районов Прижелезнодорожный, Тырган, Красная Горка, Ясная Поляна.

В планировочной структуре города размещаются также территории садово-дачных обществ, которые расположены в северной части районов Красная Горка и Тырган, на северо-востоке района Ясная Поляна, в Маганаке и Северном Маганаке. Общая площадь садово-дачных обществ составляет 547га.

На территории города размещаются существующие кладбища как действующие, так и закрытые. Действующее на сегодня кладбища общей площадью 152га, расположены в районах пос.Высокий, Усяты, Зенково, Спиченково. Закрыты кладбища «Буфер» и кладбище «Спиченково» в районе одноименных поселков. В санитарно-защитные зоны от кладбищ попадает часть существующей жилой застройки.

Зеленые насаждения как естественного происхождения, так и искусственно созданные, дополняют структуру застройки города. Наибольшее количество парков, скверов и бульваров по числу и площади находится в районе Тырган. Скверы и бульвары имеются в старой части города, в районе Красная Горка, Ясной Поляне, Северном Маганаке. Самый крупный парк города – Зенковский.

Важным элементом планировочной структуры города является улично-дорожная сеть, которая в городе Прокопьевске имеет сложную систему обусловленную раздробленностью селитебной и промышленной зон города и пересеченным рельефом.

Селитебные районы связаны друг с другом и с промышленными зонами городскими дорогами и магистралями, районными магистралями, которые в селитебных зонах дополняются жилыми улицами, а в промышленных зонах технологическими дорогами. Общественный транспорт города представлен маршрутной сетью автобуса и трамвая.

С восточной стороны города проходит автомагистраль Кемерово-Новокузнецк, с которой город связан городскими дорогами, выходящими из районов Красная Горка, Ясная Поляна, Зенково, Спиченково. С городом Киселевском город Прокопьевск связан по гордской магистрали ул.Правды.

Далее в последующих разделах главы приведены подробные данные по балансу территории города, населению, жилому фонду, объектам культурно-бытового обслуживания, учреждениям отдыха и оздоровления, промышленным зонам.

2.5. Жилой фонд
Отчетность перед Федеральной службой статистики по форме №1–жилфонд производится 1 раз в три года, поэтому характеристика общего жилого фонда по этажности, принадлежности, материалу стен, проценту износа и благоустройству приведена на конец 2006 года.

По данным отчетности общий жилой фонд города на конец 2006г. составлял 4673,4 тыс.м2 общей площади.

Характеристика жилого фонда по этажности приведена в таблице № 2.5-1.

Характеристика жилого фонда по принадлежности, материалу стен, проценту износа, благоустройству приведена в таблицах № 2.5-2, 2.5-3, 2.5-4, 2.5-5.

Данные по вводу жилого фонда с 1999 по 2005 годы приведена в таблице № 2.5-6.

Жилая застройка г.Прокопьевска состоит из многоэтажных жилых домов ( от 4-х до 12-ти этажных), одно-двух-трех этажных секционных жилых домов, одно-двух этажных усадебных жилых домов с приусадебными участками.

Как видно из данных таблиц, 84,2% жилого фонда находится в частной собственности граждан, в хорошем состоянии – 51,0% жилого фонда. В жилых домах, находящихся в неудовлетворительном состоянии, расположено 4,9% общего жилого фонда. Из таблицы № 2.5-6 можно сделать вывод, что за период с 2002 по 2006г. введено 169,1 тыс.м2 общей площади, в среднем ежегодно вводилось 28,7тыс. м2 общей площади, в том числе в стадии реконструкции находилось 28,2 тыс.м2 общей площади (17,%) от всего введенного жилого фонда.

Уровень благоустройства жилого фонда удовлетворительный. Так водопроводом оборудовано 94,1%, канализацией– 66,2%, центральным отоплением – 58,2%, горячим водоснабжением – 57,0%, напольными электроплитами – 34,3% (см. таблицу №2.5-5).


Распределение жилого фонда по этажности

Таблица №2.5.-1



Этажность

Жилой фонд,тыс.м2

общей площади



% к

итогу


1

2

3

1-2 эт. усад.

1360,2

29,1

1-2-3 эт. секц.

687,4

14,7

4-5 эт.

1827,4

39,1

6-12 эт.

798,4

17,1










Итого

4673,4

100,0

По принадлежности

Таблица №2.5-2





ВСЕГО

в том числе:

государ- ственный

муници-

пальный


частной

собствен.



смешанной собствен.

1

2

3

4

5

6

Жилой фонд общей площади, тыс.м2

4673,4

77,6

558,9

3936,9

100,3



















% к итогу

100,0

1,7

12,0

84,2

2,1

По материалу стен

Таблица №2.5-3





Всего

в том числе:

камен- ные

панель- ные

блочные

деревян-

ные


прочие

1

2

3

4

5

6

7

Жилой фонд об-щей пло-щади, тыс.м2

4673,4

1680,7

1425,7

26,0

1312,5

228,5






















% к итогу

100,0

36,0

30,5

0,6

28,1

4,8

По проценту износа

Таблица №2.5-4





ВСЕГО:

в том числе:

от 0 до 30%

от 31 до 65%

от 66 до 70%

свыше 70%

1

2

3

4

5

6

Жилой фонд общей площади, тыс. м2

4673,4

2383,6

2095,7

157,0

37,1



















% к итогу

100,0

51,0

44,8

3,4

0,8

По благоустройству

Таблица №2.5-5




Вид централизованного

благоустройства



Жилой фонд

тыс.м2 общей площади



% к

итогу


1

2

3

4

1

Водопровод

4400,4

94,1

2

Канализация

3095,5

66,2

3

Центральное отопление

2721,2

58,2

4

Горячее водоснабжение

2663,1

57,0

1

2

3

4

5

Ванны (душ)

2792,2

59,7

6

Напольные электроплиты

1604,5

34,3

Ввод жилого фонда по годам и по этажности


Таблица №2.5-6

за год

Жилой фонд, тыс.м2 об.пл.

всего


В том числе по этажности

1 эт.

2-3 эт.

4-6 эт.

8-9 эт.

10 эт.


1

2

3

4

5

6

7

2000

17,8+2,3*

13,1

2,3*

-

4,7

-

2001

28,2+0,6*

14,0+0,6*

-

7,5

6,7

-

2002

13,6+2,1*

8,9

0,8

3,9+2,1*

-

-

2003

10,7+2,7*

10,2

0,5+0,8*

1,9*

-

-

1

2

3

4

5

6

7

2004

24,4+5,3*

11,3

0,8*

3,4+4,5*

-

9,7

2005

22,5+9,5*

12,6

3,1*

9,9+6,4*

-

-

2006

23,2+6,2*

15,4

6,2*

3,8

-

4,0






















Итого

140,4+28,7*

85,5+0,6*

1,3+13,2*

28,5+14,9*

11,4

13,7

%

100,0

50,9

8,6

25,7

6,7

8,1

Примечание: * - жилой фонд после реконструкции составляет 17,0% от всего введен-ного жилого фонда за 7 лет.

В г.Прокопьевске особенно остро стоит проблема сноса ветхого и аварийного жилья, так как в 30-50-е годы двадцатого века вокруг шахт как временное жилье строились в основном бараки. Это сборно-щитовые, каркасно-засыпные и деревянные одно-двух этажные дома на 8-14 квартир.

За период с 1999г. по 2007г. в г. Прокопьевске переселено 3387 семей из 164 бараков, при этом снесено 63,468 тыс. м2 общей площади.

По состоянию на 01.01.2007г. на территории города 843 аварийных барака, общей площадью 248,327тыс.м2, из них 106 бараков (36,925тыс.м2) расположены на подработанной территории ликвидированными угольными предприятиями.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница