Генеральная Ассамблея



Скачать 431.84 Kb.
страница1/3
Дата02.11.2016
Размер431.84 Kb.
  1   2   3

Организация Объединенных Наций

A/HRC/31/44





Генеральная Ассамблея
Distr.: General

20 January 2016

Russian

Original: English








Совет по правам человека

Тридцать первая сессия

Пункты 2 и 7 повестки дня



Ежегодный доклад Верховного комиссара
Организации Объединенных Наций по правам
человека и доклады Управления Верховного
комиссара и Генерального секретаря

Положение в области прав человека в Палестине
и на других оккупированных арабских территориях



Положение в области прав человека
на оккупированной палестинской территории,
включая Восточный Иерусалим


Доклад Генерального секретаря



Резюме

Настоящий доклад представляется во исполнение резолюции 28/27 Совета по правам человека о положении с правами человека на оккупированной палестинской территории, включая Восточный Иерусалим. На основе анализа воздействия оккупации и связанных с ней мер на ограничение свободы передвижения в докладе излагается информация о положении в области прав человека и рассматривается влияние таких ограничений на осуществление палестинцами своих экономических, социальных и культурных прав.




I. Введение

1. В настоящем докладе, который охватывает период с 1 ноября 2014 года по 31 октября 2015 года, оценивается ход осуществления резолюции 28/27 Совета по правам человека. Он основывается на данных мониторинга и других мероприятий по сбору информации, которые проводило Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека (УВКПЧ) и другие структуры Организации Объединенных Наций на оккупированной палестинской территории. В нем также используются сведения, полученные от Израиля и палестинских неправительственных организаций (НПО), а также из средств массовой информации.

2. Положение в области прав человека рассматривается в настоящем докладе через призму действующих ограничений права на свободу передвижения на оккупированной палестинской территории и их влияния на осуществление широкого круга других прав человека. Доклад не претендует на всеобъемлющий охват всех проблем в области прав человека на оккупированной палестинской территории. Его следует рассматривать совместно с докладами Генерального секретаря об израильских поселениях на оккупированной палестинской территории, включая Восточный Иерусалим, и оккупированных сирийских Голанах (A/70/351) и о затрагивающих права человека действиях Израиля в отношении палестинского народа на оккупированной палестинской территории, включая Восточный Иерусалим (A/70/421), а также с докладами Генерального секретаря (A/HRC/31/43) и Верховного комиссара (A/HRC/31/40), которые были представлены Совету по правам человека на его тридцать первой сессии.

II. Правовая основа

3. К оккупированной палестинской территории применяется международное гуманитарное право и международное право прав человека. По-прежнему актуальным остается подробный анализ применимых правовых рамок, включая основы юридических обязательств уполномоченных субъектов, который приводится в докладе Верховного комиссара об осуществлении резолюции S-9/1 Совета (см. A/HRC/12/37, пункты 5–9) и в докладе Генерального секретаря 2014 года о затрагивающих права человека действиях Израиля в отношении палестинского народа на оккупированной палестинской территории, включая Восточный Иерусалим (см. A/69/347, пункты 3–6).

4. Свобода передвижения гарантируется по международному праву прав человека1 и международному гуманитарному праву2. Как оккупирующая держава Израиль обязан содействовать свободе передвижения лиц, проживающих на оккупированной палестинской территории. В свою очередь палестинские уполномоченные субъекты также должны соблюдать и обеспечивать свободу передвижения.

5. Несмотря на то, что международное право допускает определенные ограничения свободы передвижения, в том числе по соображениям безопасности3, они должны быть строго необходимы для этой цели, соразмерны ей и не должны носить дискриминационный характер4.

6. Свобода передвижения является также одним из предварительных условий осуществления широкого круга гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав. Реализация некоторых прав, в частности прав на труд, здоровье и образование в значительной мере зависит от способности свободно передвигаться и выбирать место своего жительства. Вследствие этого уменьшение свободы передвижения может приводить к ограничениям целого ряда других прав человека5.

7. Израиль несет позитивные обязательства как по международному гуманитарному праву, так и по международному праву прав человека. В соответствии с международным гуманитарным правом за оккупирующей державой сохраняются позитивные обязательства по обеспечению благосостояния населения, включая снабжение медицинскими материалами6. При этом не утрачивает своего значения и принцип недискриминации7, особенно в отношении дифференцированного обращения с поселенцами и палестинцами, проживающими на оккупированной палестинской территории.



III. Ограничения свободы передвижения и их влияние
на права человека


A. Введение

8. В отчетный период положение в области прав человека на оккупированной палестинской территории оставалось сложным и характеризовалось нарушениями различных прав. Оно усугублялось устойчивыми ограничениями свободы передвижения между Газой и Западным берегом, а также в пределах Западного берега.

9. Заключенные в Осло соглашения предусматривают, что «без ущерба для полномочий и обязанностей Израиля в области безопасности» передвижение людей и транспортных средств на Западном берегу будет осуществляться «свободно и в обычном порядке, и оно не должно затрудняться контрольно-пропускными пунктами или блокпостами». Кроме того, признается, что Западный берег и Газа должны сохраняться в качестве «единой территориальной единицы… при соблюдении и сохранении без каких-либо препятствий обычного и бесперебойного передвижения людей».

10. В отчетный период продолжали действовать ограничения свободы передвижения, многие из которых при этом противоречили ранее заключенным соглашениям и международному праву. Ограничения способствовали фрагментации оккупированной палестинской территории в столь значительной степени, что затрудняли свободу передвижения.

11. Существующее положение должно быть кардинально изменено. В своем предыдущем докладе Генеральный секретарь отмечал, что нарушения прав человека всеми уполномоченными субъектами способствуют обострению конфликта в ходе постоянно ожесточающегося порочного круга насилия (см. A/HRC/28/45, пункт 8). Ограничения передвижения ущемляют права отдельных лиц на медицинское обслуживание, труд, образование и семейную жизнь, и приводят к разрыву социальных, экономических, культурных и семейных связей. В своей совокупности такие нарушения подрывают право палестинцев на самоопределение и на достаточный жизненный уровень.

В. Введенные Израилем ограничения свободы передвижения

1. Административные меры, ограничивающие свободу передвижения
12. Свобода передвижения палестинцев ограничивается посредством сложной и многоуровневой системы административных, бюрократических и физических сдержек, затрагивающих практически все стороны повседневной жизни.

13. Несмотря на то, что Министерство внутренних дел Государства Палестина выдает палестинцам удостоверения личности на основе списка населения Палестины, Израиль сохраняет за собой право утвердить или отклонить любые заявления на изменение адреса или постоянного места жительства. В 2000 году, когда вспыхнула вторая интифада, Израиль приостановил работу по обновлению этого списка. Попытки наверстать отставание в рассмотрении множества заявлений в 2007–2009 годах и вновь в 2011 году8 не принесли ощутимых результатов (см. A/68/502, пункт 9).

14. Разрешительный режим позволяет израильским властям ограничивать и контролировать передвижения палестинцев на оккупированной палестинской территории за пределами непосредственного района проживания. Он уходит своими корнями в отмену Израилем во время первой интифады «общего разрешения на выезд», имея которое палестинцы могли свободно передвигаться между сектором Газа, Западным берегом и Израилем9. С тех пор проживающие на оккупированной палестинской территории палестинцы должны иметь личные разрешения на въезд в Израиль и в Восточный Иерусалим. С началом второй интифады в 2000 году Израиль ужесточил ограничения на передвижения, потребовав от палестинцев получения разрешений на поездки между Газой и Западным берегом10. Такие разрешения необходимы для въезда в обширные районы Западного берега, включая так называемую «стыковую зону, и нахождения в них»11.

15. Требования в отношении получения разрешений содержатся в выпускаемых израильскими властями регламентах и правилах, большинство из которых до последнего времени не были обнародованы. В результате подачи израильской НПО «Гиша» нескольких заявлений в суд по вопросу о свободе информации, несколько правил были размещены на веб-сайте Группы по координации правительственной деятельности на Территориях (КОГАТ), однако целый ряд из них все еще недоступны для широкой общественности12. К тому же, только отдельные правила из числа обнародованных переведены на арабский язык. Вследствие этого сами правила и критерии оценки заявлений по-прежнему непонятны для большей части заявителей, которые преимущественно могут читать на арабском языке и понимать его13.

16. В отчетный период КОГАТ упростила требования к отдельным группам населения, в частности разрешив проживающим на Западном берегу мужчинам в возрасте старше 55 лет и женщинам старше 50 лет без получения разрешений въезжать в Восточный Иерусалим или в Израиль14. В июне, впервые после начала второй интифады в 2000 году, израильские власти, по сообщениям, разрешили примерно 100 палестинским врачам с Западного берега въезжать на своих автомобилях в Восточный Иерусалим и в Израиль15. Ограничения на передвижения были также ослаблены во время празднования Рамадана, когда исключения из требований о получении разрешений были распространены по пятницам на мужчин в возрасте старше 40 лет и юношей до 13 лет, а также на всех женщин и девушек, хотя некоторые из таких мер были отменены после вспышки беспорядков в июле16.

17. В отчетный период месячная квота торговцев, которым разрешалось выезжать из Газы, была повышена с 3 000 до 5 000 человек, а число ежедневных выездов возросло с 400 до 80017. С 80 до 120 человек увеличилась ежедневная квота палестинских пациентов, которым было разрешено выезжать из Газы для лечения в Израиле. Израильские власти также смягчили ограничения на проезд палестинских спортсменов из Газы. Так, в марте 2015 года 46 бегунов из Газы получили разрешение въехать на Западный берег для участия в ежегодном палестинском марафоне18. Во время Рамадана 500 палестинцам из Газы были разрешены поездки для присутствия на богослужениях в мечети Аль-Акса в Иерусалиме19. Такие меры следует приветствовать, однако до тех пор, пока будет сохраняться разрешительный режим, сами по себе они вряд ли приведут к долгосрочному улучшению положения.

18. За прошедшие годы десятки тысяч палестинцев, пытавшихся въехать в Израиль, в израильские поселения и в «стыковую зону» либо выехать за границу через мост «Алленби» в Иорданию, столкнулись с аннулированием их разрешений или отказом в удовлетворении заявлений, после того как Общая служба безопасности включила их в черные списки20. Причины отказа при этом не объясняются, а ограничения обычно вводятся без предварительного уведомления. В результате многие палестинцы узнают об ограничениях, только когда пытаются проехать через контрольно-пропускной пункт или когда их останавливают21.

19. Израильская НПО «Машом Уотч» помогает включенным в черные списки палестинцам подавать обжалования в Окружное координационное управление22. В 59% случаев, с которыми эта организация работала в 2014 году, она добилась исключения заявителей из черных списков23. Такой высокий показатель успешных исков вызывает вопросы об общем произвольном характере этой системы.

20. Свобода передвижения является одним из прав человека, однако режим индивидуальных разрешений превращает ее в привилегию, которая может быть предоставлена израильскими властями в порядке исключения из нормы или в которой они могут отказать. И если в определенных обстоятельствах соображения защиты национальной безопасности могут оправдывать некоторые ограничения, то требование выполнения заявителями таких жестко определенных критериев, как посещение больного родственника или потребность в госпитализации, представляет собой принципиальное нарушение основных положений Международного пакта о гражданских и политических правах. Взаимосвязь между правами и ограничениями не должна в корне меняться, а свободу ограничений нельзя обуславливать какой-либо конкретной целью или причиной24.
2. Ограничения свободы передвижения на Западном берегу, включая Восточный Иерусалим
21. Передвижения палестинцев на Западном берегу ограничиваются системой контрольно-пропускных пунктов и требованиями получения разрешений, а также расширением поселений и связанной с ними инфраструктуры. На Западном берегу имеется два основных района, в которые большинство палестинцев не могут попасть без разрешения, а именно: территория к западу от стены, известная под названием «стыковая зона», и Восточный Иерусалим.
Ограничения передвижения в связи с поселениями и другими закрытыми районами
22. Целый ряд действующих в отношении передвижения ограничений связаны с присутствием израильских поселений в зоне С и в Восточном Иерусалиме. На Западном берегу, включая Восточный Иерусалим25, насчитывается примерно 142 поселения. Некоторые ограничения свободы передвижения палестинцев израильские власти обосновывают тем, что они применяются как средство защиты поселенцев и содействия их передвижению по всему Западному берегу. К ним относятся ограничения на доступ палестинцев к частным землям вблизи поселений, и ограничения на использование палестинцами дорог, которыми пользуются израильские поселенцы (см. A/67/375 и A/HRC/31/43).

23. Особо строго ограничиваются передвижения палестинцев, которые проживают в непосредственной близости к израильским поселенцам. В зоне Н2 Хеврона, где вблизи поселений живут примерно 6 000 палестинцев, в последние 15 лет движение автомобильного транспорта, а в некоторых случаях и пешеходов, сдерживают примерно 95 заграждений, включая 19 блокпостов, на которых постоянно находится охрана26. Вследствие этого доступ к образовательным и лечебным учреждениям был крайне затруднен и были закрыты многие магазины палестинцев, а также основные овощные и оптовые рынки города, расположенные в закрытых районах, а тысячи палестинцев были вынуждены выехать из своих домов27.

24. С октября 2015 года после серии нападений и столкновений были введены новые ограничения на передвижение палестинцев в зоне Н2. 29 октября район Тель-Румейда был объявлен закрытой военной зоной, а два контрольно-пропускных пункта на дороге к этому району с тех пор стали доступны только для палестинских жителей, которые предварительно зарегистрировались в израильских органах власти28.
Ограничения передвижения в связи со стеной и «стыковой зоной»
25. Стена является важнейшим препятствием для осуществления свободы передвижения на Западном берегу. Международный суд в своем консультативном заключении о юридических последствиях строительства стены на оккупированной палестинской территории признал незаконными те отрезки стены, которые отклоняются от «зеленой линии». Однако на текущий момент построено примерно 64,2% из запланированной 712-километровой стены, 85% из которых проходят по Западному берегу29. Генеральный секретарь пояснил, каким образом ворота и разрешительный режим, с помощью которых регулируется доступ в «стыковую зону», ущемляют права примерно 11 000 проживающих там палестинцев на нормальный образ жизни и осуществление прав на труд, семейную жизнь и медицинское обслуживание (см. A/68/502, пункт 23).

26. В отчетный период Верховный суд Израиля постановил разрешить возобновление строительства одной из секций стены в районе Вади Кремисан в Бейт-Джале вблизи Вифлеема. Подготовка к строительству началась 17 августа 2015 года30. Эта секция стены отгородит город от 3 000 дунамов сельскохозяйственных земель, принадлежащих 58 палестинским семьям и являющихся незаменимым источником доходов для общины31.

27. Израильские власти твердо намерены продолжить сооружение сельскохозяйственных ворот для упрощения доступа фермеров к своим землям, однако ожидается, что доступ будет ограниченным32. Из 85 сельскохозяйственных ворот, построенных для расширения доступа палестинцев к сельскохозяйственным землям в «стыковой зоне», ежедневно открыты только девять33. В результате многие фермеры вынуждены отказаться от обработки своей земли или перейти на выращивание менее урожайных и трудоемких культур.

28. В соответствии с военными приказами по Западному берегу израильские граждане обязаны получать разрешения израильской Армии обороны на въезд в зону А, в которой расположены палестинские городские центры, находящиеся под полным контролем Палестинской администрации, и на которую приходится примерно 18% территории Западного берега.



Изоляция Восточного Иерусалима от остальной части Западного берега
29. В отчетный период израильские власти продолжали вводить ограничения, которые изолировали Восточный Иерусалим от остальной части Западного берега и сдерживали передвижения внутри Восточного Иерусалима. Проживающие в Восточном Иерусалиме палестинцы обязаны иметь выданные Израилем удостоверения личности, закрепляющие за их владельцами статус «постоянных жителей». Такие удостоверения личности могут быть аннулированы, если власти сочтут, что Иерусалим перестал быть «центром жизни» владельца такого удостоверения (см. A/68/502, пункт 28). Таким образом палестинцы в Восточном Иерусалиме, желающие выехать за рубеж на длительное время в целях трудоустройства или по какой-либо иной причине, могут лишиться права на жительство.

30. Проживающие на Западном берегу и в Газе палестинцы должны получать особые разрешения для въезда в Восточный Иерусалим и Израиль и могут въезжать в город только через четыре специально созданных контрольно-пропускных пункта34. Изоляция Восточного Иерусалима, который традиционно является важным центром экономической, культурной и общественной жизни палестинцев, серьезно сказывается на расположенных вокруг него общинах.

31. 14 октября 2015 года после серии нападений и столкновений израильские власти ввели дополнительные ограничении на передвижения жителей кварталов Восточного Иерусалима. По состоянию на 26 октября 2015 года было возведено 38 новых заграждений, включая 16 контрольно-пропускных пунктов, 20 блокпостов и 1 земляную насыпь, которые перекрывали въезд в основные районы проживания палестинцев и выезд из них, сокращали доступ примерно 138 000 постоянных жителей к местам работы, школам и медицинским учреждениям35. В конце отчетного периода некоторые из этих заграждений были демонтированы36.

32. Несмотря на то, что правительство Израиля вправе принимать необходимые и соразмерные меры для обеспечения безопасности в ответ на конкретные угрозы, систематическое ограничение передвижения тысяч палестинцев вышеупомянутым образом prima facie является несоразмерным по отношению к искомой цели.


Контрольно-пропускные пункты
33. В отчетный период на Западном берегу действовало 85 стационарных контрольно-пропускных пунктов. Девять из них были расположены на «зеленой линии», а остальные находились на Западном берегу37. Кроме того, на дорогах по всей территории Западного берега ежемесячно создаются сотни «передвижных» КПП. Вместе с блокпостами, траншеями и земляными насыпями контрольно-пропускные пункты сильно затрудняют передвижение палестинцев, в том числе между основными палестинскими городами на Западном берегу.

34. Проход через контрольно-пропускные пункты часто сопровождается строгими проверками в целях обеспечения безопасности, включая осмотр автомобилей и обыск ручной клади, что приводит к большим очередям. На контрольно-пропускном пункте Каландия, т.е. на основном пункте въезда палестинцев с Западного берега в Восточный Иерусалим, в часы пик пешеходам приходится до 90 минут дожидаться прохода38. Долгое ожидание, неуверенность в прохождении КПП и нередкие стычки нарушают многие аспекты повседневной жизни палестинцев.


3. Ограничения передвижения, затрагивающие Газу
35. Продолжающаяся блокада и разрешительный режим ограничивают доступ жителей Сектора Газа на Западный берег и в Израиль. В самой Газе движение ограничивается в районах, расположенных вдоль разделительного ограждения с Израилем и в море, а израильские подразделения безопасности удерживают буферную зону. Подробная обновленная информация об ограничениях движения в Газе содержится в докладе Генерального секретаря за 2015 год о затрагивающих права человека действиях Израиля в отношении палестинского народа на оккупированной палестинской территории, включая Восточный Иерусалим (A/70/421).
Ограничения передвижения между Газой и Западным берегом
36. В соответствии с достигнутыми в Осло соглашениями в октябре 1999 года Израиль открыл маршрут «безопасного проезда», по которому на Западный берег ежемесячно могли выезжать 12 000 жителей Газы. Однако в сентябре 2000 года после начала второй интифады он был закрыт. К марту 2005 года, т.е. за пять месяцев до эвакуации Израилем поселений в Газе, число поездок на Западный берег из Газы сократилось на 98%39. Как утверждалось, поездки населения стали «практически невозможными и дорогостоящими»40.

37. После того, как к власти в Газе в 2007 году пришел ХАМАС, была введена жесткая система квот. Получить разрешения могли только определенные категории лиц, в частности больные, нуждающиеся в срочной медицинской эвакуации, пациенты с направлениями в медицинские учреждения, отдельные предприниматели и лица, которым разрешения выдавались по гуманитарными соображениям (см. A/70/421, пункты 23–25).

38. В отчетный период продолжали действовать ограничения на въезд в Газу и выезд с ее территории. Ослабление некоторых мер (см. пункт 18 выше) дало ощутимый результат, в результате чего ежемесячно в среднем выезжало
13 800 палестинцев в отличие от среднемесячного показателя в 5 990 человек в 2014 году41. Однако на их долю приходится только 2,8% от полумиллиона выездов, которые ежемесячно регистрировались до сентября 2000 года до ужесточения ограничений, когда в Израиль из Газы ежедневно въезжало примерно 26 000 работников42.

39. Последствия израильских ограничений свободы передвижения усугубляются закрытием египетскими властями контрольно-пропускного пункта Рафах 24 октября 2014 года после нападения смертника на египетских солдат на Синайском полуострове (см. A/70/421, пункт 29). В отчетный период переход в Рафахе был закрыт за исключением 37 дней, когда он был открыт только частично43. В конце октября 2015 года выезда из Газы через Рафах дожидались примерно 30 000 палестинцев, которые были зарегистрированы как нуждающиеся в разрешениях на выезд по гуманитарным причинам44.

40. Блокада Газы остается одной из форм коллективного наказания и подрывает гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права (см. A/70/421, пункт 29).
Ограничения передвижения внутри Газы
41. Израильские власти продолжают сохранять на суше и на море внутри Газы буферную зону в форме районов ограниченного доступа. Такие ограничения обеспечиваются посредством целого ряда механизмов, включая применение боевых боеприпасов, уничтожение, повреждение и конфискацию имущества, а также произвольные аресты и задержания (см. A/70/421, пункты 30–38).

42. По данным Кластера глобальной защиты в отчетный период45 в сухопутных районах ограниченного доступа израильские силы безопасности убили трех палестинцев, включая одного ребенка, и ранили 82 человека, в том числе 17 детей. Кроме того, 54 рыбака, включая 4 детей, были задержаны, а 20 рыбаков были ранены, в том числе 1 ребенок.

43. Меры принуждения, применяемые израильскими властями в отношении лиц, проживающих и работающих в районах ограниченного доступа, серьезно ущемляют право палестинских рыбаков и фермеров зарабатывать себе на жизнь и подрывают их права на жизнь, на физическое и психическое здоровье.

С. Влияние ограничений свободы передвижения на другие права человека

44. Ограничения свободы передвижения не позволяют палестинцам пользоваться широким кругом других прав человека, в частности экономическими, социальными и культурными правами46.


1. Право на образование
45. Доступ к образованию наиболее жестко ограничен в отношении общин Восточного Иерусалима, которые расположены за пределами стены, в зоне Н2 Хеврона, в «стыковой зоне» и в окрестностях закрытых районов и поселений в зоне С. Проведенный в 2015 году обзор 33 общин показал, что практически один из пяти учащихся на Западном берегу по пути в школу должен пройти через тот или иной контрольно-пропускной пункт47. Нередко проводятся личные досмотры и обыск вещей, а школьники и учителя подвергаются регулярным посягательством, включая устные угрозы, со стороны израильских солдат.

46. В отдаленных частях зоны С многие школьники вынуждены добираться


до школы пешком по 7–10 км из-за ограничений на передвижение, переселений и сноса домов48. Трудности, связанные с походами в школу, зачастую усугубляются посягательствами и нападениями со стороны израильских поселенцев и солдат. В отчетный период Детский фонд Организации Объединенных Наций зафиксировал 247 случаев нападений на учащихся, включая применение физической силы, задержания, а также проявления недоброжелательности и задержки на контрольно-пропускных пунктах, в результате которых пострадали 32 055 детей. Большинство таких инцидентов отмечено в зоне С, в Восточном Иерусалиме и в зоне Н2, где дети проходят в школу неподалеку от израильских поселений.

Вставка 1



  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница