«гая» 1971 Г. Теймур мирзоев из нашей фонотеки



Скачать 103.52 Kb.
Дата27.04.2016
Размер103.52 Kb.
ГЛАВА 13,

«ГАЯ» 1971 Г. ТЕЙМУР МИРЗОЕВ



Из нашей фонотеки:

Азербайджанский Государственный

вокально-инструментальный ансамбль «Гая»

Руководитель Теймур Мирзоев

Баку (Азербайджан), 1973 год

Государственная Азербайджанская филармония

Вокальный квартет «ГАЯ» был создан в 1960 году.

Теймур Мирзоев, Ариф Гаджиев,

Раф Бабаев, Лев Елисаветский.

«ГАЯ» ВЕРШИНА И ЗВЕЗДА СОВЕТСКОЙ ЭСТРАДЫ И ДЖАЗА

История вокальных ансамблей на нашей советской эстраде начиналась в 60-е годы уверенно и профессионально. Так, в Ленинграде появился ансамбль «Дружба» под руководством Александра Броневицкого, в Тбилиси запели «Орэ-ра», а в Баку родился замечательный «Гая». Короткое название «Гая», что в пе­реводе с азербайджанского означает «скала», интриговало и притягивало вни­мание слушателей, их песни стали зажигать, радовать, а эстрадно-джазовый вокал стал «открытием» нового неповторимого звучания. В состав квартета во­шли выпускники Бакинской консерватории Теймур Мирзоев, Ариф Гаджиев, Рауф Бабаев и Лев Елисаветский. На профессиональную сцену вышли в 1961 г. Ребята стали солистами государственного азербайджанского эстрадного оркес­тра радио и телевидения под руководством Рауфа Гаджиева. Имя этого талант­ливого композитора хорошо было известно в Советском Союзе по оперетам и песням. Много гастролировали по стране. На первой гастрольной поездке, в Ленинграде, где проходил музыкальный фестиваль, познакомились с музы­кантами только что созданного вокального ансамбля «Орэра» и остались там в коллективе, проработав в его оркестре около двух лет, вернулись в Баку. Эта «четверка» явно чем-то была похожа на английскую группу «Битлз», а вот звуча­ние совсем другое — некий эстрадно-джазовый саунд, учились у американских вокальных квартетов «Модерн мэн», «Хилое Хайлос»...

Встреча с бакинским композитором Мурадом Кажлаевым перевернула жизнь ребят. В одном из своих интервью он вспоминает о первых годах жиз­ни молодого коллектива, как в репертуар подбирали песни, записанные с эфира, делались собственные аранжировки. Мурад Кажлаев предложил им

организовать свой ансамбль в Дагестане. Так, на базе квартета бакинских му­зыкантов-вокалистов появился еще и инструментальный коллектив, руково­дителем которого стал известный пианист Раф Бабаев. Буквально через год начальство потребовало вернуться в Баку. У себя на родине они стали государ­ственным ансамблем и вместе с известными артистами Рашидом Бейбутовым и Муслимом Магомаевым стали гордостью республики и звездами всесоюзно­го и международного масштаба.

Первое широкое признание коллектив «Гая» получил во время I Всесоюзно­го конкурса на лучшее исполнение советской песни в Москве (1966 год). В сво­ей показательной программе квартет «Гая» исполнил песни советских компози­торов Исаака Дунаевского, Александра Новикова, Матвея Блантера. А вот на «бис» солисты коллектива из Баку блестяще исполнили лучшие произведения американского джаза. Их выступление как победителей, отметил председатель жюри замечательный советский певец и киноактер Леонид Осипович Утесов. Он сказал, что ребята могут стать украшением любого эстрадного представле­ния.

Потом «Гая» немало поработают в составе эстрадно-джазового оркестра Ле­онида Утесова. Репертуар квартета был разнообразным. Это песни народов ми­ра, азербайджанские народные песни, песни гражданского звучания и новые эстрадные песни, вокальные а-капела. В 1967 г. квартет «Гая» в составе культур­ной делегации побывал на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Со­фии. Замечательно выступила там молодая певица София Ротару.



«ГАЯ» НА ВСЕХ МЕРИДИАНАХ

Коллектив «Гая» с успехом гастролирует за рубежом: в Канаде, Турции, Алжире, Польше, ГДР, Чехословакии, Болгарии, на Кубе. На международном конкурсе песни «Золотой Орфей» в Болгарии певцам из Баку было присуждено звание лауреатов, а жюри в составе с югославским композитором Симичем дали им специальный приз «За лучшее исполнительское вокальное мастерство». В меж­дународной эстрадной программе «Дрезден-69» квартет «Гая» получает сразу два гран-при как лучший музыкальный ансамбль. Телевидение многих стран снимают фильмы — концерты с участием «ГАЯ». Из каждой зарубежной поезд­ки, с разных континентов музыканты привозят понравившиеся песни и вклю­чают их в свой репертуар.

Творческая работа проходила в активном сотрудничестве с оркестром Лео­нида Утесова, инструментальным ансамблем «Мелодия», работающим при Все­союзной фирме грамзаписи «Мелодия», оркестром Людвиковского, а также с оркестром Олега Лундстрема. Пятимиллионный тираж выпущенных пласти­нок свидетельствовал о популярности ансамбля «Гая». По советскому телевиде­нию ансамбль показывают практически во всех телевизионных музыкально-развлекательных передачах: «Голубой огонек» на Шабловке, «Артлото», «Музыкальный киоск» и многих других. Запомнился такой фрагмент, где арти-сы «Гая» — летчики и исполняют «Чаттанугу-Чучу».

В 1970 г. ансамблю присуждают премию комсомола Азербайджана. Руково­дитель ВИА «Песняры» Владимир Мулявин частенько приводил на репетиции ансамбля «Гая» своих музыкантов и говорил: «Вот у кого надо учиться петь!». В 1972 г. «Гая», «Орэра», «Песняры» принимали участие в большой музыкаль­ной программе на стадионе «Динамо». Наверное, тогда ансамбль решили сде­лать вокально-инструментальным, а в 1973 г. это оасуществилось, потому что в его состав пришли лучшие в стране музыканты-инструменталисты: бас-гита­рист Тофик Джафаров (умер в 1985 году), ударные Николай Аделяров, пианист Рафик Бабаев, трубач Джейванал Зейналлы, гитарист Рафик Буньятов, трубач Бугаец из Новосибирска, тромбонист Бударин, тенор-саксофонист Тофик Ша-баков, Алик Гасымов, ударник Сергей Крастнянский, вокалист Вагиф Садыков (замечательно пел «Естедей» из «Битлз»). Первая концертная программа «Пес­ни народов Мира», которая была сделана ВИА «Гая», показала мастерство уча­стников теперь уже большого коллектива и ее сразу записали на диск-гигант. А вот последующей программе «Огни большого города» (1974 год) суждено бы­ло снискать большой успех в Москве. Это было большое шоу из двух отделений, звучало много песен, впервые они выступали на открытой сцене ГЦКЗ «Рос­сия». Шикарные декорации и блестящее исполнение — пять хоров и три арии из мировой рок-оперы «Иисус Христос — Суперзвезда» — делали шоу неповто­римым, впечатляющим.

А до этого подпольно эту рок-оперу записал джаз-рок ансамбль «Арсенал» Алексея Козлова, а потом представил концертный вариант в американском по­сольстве.

Программа «Огни большого города» прошла с большим успехом и фирма «Мелодия» выпустила диск-гигант с некоторыми номерами из программы. Спектакль, который можно было назвать первым шоу крупной формы, поста­вили Марк Розовский и Юлий Гусман (кстати, уроженец Баку — прим. ред.), а ве­ликолепные костюмы сделал модельер Вячеслав Зайцев. Со сценарием помог писатель-юморист Лион Измайлов. Несколько элементов пародии хорошо за­помнились в блоке «Мой адрес — Советский Союз», где «Гая» изображали звезд советской эстрады с их известными песнями.

В то время вокальная группа ВИА «Гая» становится секстетом. В коллектив входят две солистки — Галина Баранова и Тамила Агамиева. Арию Магдалены и исполняет Галина Баранова, а арию Иисуса — Рауф Бабаев. Ансамбль прини­мает участие в культурной программе «Олимпиады-80», в 1978 г. делает боль­шой тур по странам Африки, в 1982 г. проект джаз-хор «Гая» отправляется на га­строли в США — там выступают уже без Льва Елисаветского который еще до гастролей переехал с семьей в США. В Америке они знакомятся с американ­ской джазовой певицей Кокойе.

«МОЛОДЫЕ ГОЛОСА «ГАЯ» ПРОДОЛЖАЮТ ТРАДИЦИИ

Сегодня творчество известного коллектива продолжается. Поскольку еще в 1994 г. первый руководитель «Гая» Теймур Мирзоев уехал с семьей в Израиль,

дело легендарного коллектива продолжили двое солистов ансамбля Рауф Баба­ев (художественный руководитель, заслуженный артист Азербайджана) и Ариф Гаджиев (административная работа в коллективе). В Баку теперь есть культурный центр «Гая» и там коолективом музыкантов был создан молодеж­ный ансамбль «Бари Бах», что в переводе означает «Смотри на нас». 2 октяб­ря 1995 г. считается его днем рождения, а их первое выступление состоялось во Дворце республики. Он состаит из выпускников музыкальных школ и учи­лищ, серьезно занимающихся вокалом. Вот эти молодые голоса: Диана Гаджи-ева, Ульвия Рагимова, Мелана Исмайлова, Лала Алекперова, Шоля Сафардли-ева, Анар Юсуфов, Фарид Маилов, Эльвин Меджидов, Рауф Азимов. Каждый из ребят, помимо вокала, владеет одним или несколькими музыкальными ин­струментами: играют на фортепиано, гитаре, скрипке, кларнете, губной гар­мошке, национальной гармони и клавишных. Ансамбль часто гастролирует с концертами за пределами республики. Так, например, они принимали учас­тие в юбилейных концертах грузинского ансамбля «Орэра» в Тбилиси, а в Москве выступали в Международном Доме музыки (во время Дней культу­ры Азербайджана в России в 2003 г.). Недавно ансамбль выпустил свой соль­ный компакт-диск. И славная история коллектива пролжается, слушатели ждут новых песен.

ДИСКОГРАФИЯ

ГРАМПЛАСТИНКИ (ВИНИЛ)



  1. 1963 «Мелодия» Вокальный квартет «ГАЯ» М. Кажлаев — «Вокализ», «Нам весело».

  2. 1965 «Мелодия» Вокальный квартет «ГАЯ» «Восточная песня» (М. Кажла­ев — А. Мирзоев, перевод Н. Алиев), «Здравствуй, город» (М. Кажлаев — Н. Алиев), «Вокализ» (М. Кажлаев), «Нам весело» (М. Кажлаев)

  3. 1966 «Мелодия» Квартет Рафика Бабаева и квартет «ГАЯ»-«Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс» (Дж. Гершвин).

  4. 1967 «Мелодия». Вокальный квартет «ГАЯ». 1. «Девушки Стамбула» (автор неизвестен), 2. «Приходи» (азербайджанская народная песня, обработка Р. Бабаева), 3. «Тень твоей улыбки» (Дж. Мендл), 4. «Лачин» (азербайджан­ская народная песня, обр. Р. Бабаева), на турецком (1), на азербайджанском (2,4), на английском (3).

  5. 1967 «Мелодия» Вокальный квартет «ГАЯ» «Бежит машина» (Я. Френкель — Ю. Цейтлин), «Если Волга разольется» (И. Дунаевский — В. Лебедев — Ку­мач), «Девушки Баку» (Т. Кулиев — П. Симонов), «Где же ты» (В. Адигеза-лов —Н. Хазри).

  6. 1968 «Мелодия» Вокальный квартет «ГАЯ» «Свадебная песня» (Т. Кулиев — Э. Алибейли), «Я ищу Лейли» (Р. Алискеров — Ф. Ходжа), «Апшерон» (Т. Га­джиев — О. Гаджикасимов).

  1. 1969 «Мелодия» Вокальный квартет «ГАЯ» М. Кажлаев — «Сосна», «Подруге».



  1. 1969 «Мелодия» Вокальный квартет «ГАЯ» «Восточная песня» (М. Кажла-ев), «Песня всадников» (П. Руголо).

  2. 1969 «Мелодия» Вокальный квартет «ГАЯ» — диск формата «гигант». «Уди­вительная жизнь» (О. Кязимов — русский текст Ю. Энтина), «Сосна» (М. Кажлаев — М. Лермонтов), «Часто я вспоминаю» (М. Кажлаев — Р. Гам­затов, перевод В. Звягинцевой), «Восточная песня» (М. Кажлаев — А. Мир-зоев), «Я ищу тебя Лейли» (Р. Алискеров — О. Гаджикасимов), «Вечерняя встреча» (О. Кязимов —Р. Зека), «Счастливый напев» (Т. Кулиев —О. Гаджи­касимов), «Апшерон» (Т. Гаджиев — О. Гаджикасимов), «Песня всадников» (П. Руголо, русский текст А. Арканова).

  3. 1969 «Мелодия» Вокальный квартет «ГАЯ» — диск формата гигант «ГАЯ» (Азербайджанская народная песня, обработка А. Маковского), «В тихом ау­ле» (А. Вайнштейн — Ю. Энтин), «Горстка земли» (Р. Гаджиев — О. Гаджика­симов), «Голос твой» (Т. Бабаев — Н. Хазри, русский текст Р. Бабаев), «Гор­ская песня» (М. Кажлаев — Р. Гамзатов, перевод Я. Козловского), «Желтые листья» (М. Кажлаев — Р. Гамзатов, перевод Н. Гребенева), «Девушки Баку» (Т. Кулиев — П. Симоков), «Джайран» (Р. Гаджиев — О. Гаджикасимов), «Ес­ли Волга разольется» (И. Дунаевский — В. Лебедев — Кумач), «Телефон — ав­томат» (Э. Махмудов — Аара), «Приезжайте в Дагестан» (Н. Дагиров, М. Кажлаев — Р. Каниев), «Игра в прятки» (Ф. Караев — В. Векиров), «Нам весело» (М. Кажлаев), «Осень» (Т. Бабаев — обработка А. Маковского).

  4. 1970 «Мелодия» «Песни Давида Тухманова» — вокальный квартет «ГАЯ» — «Свободный вечер» (слова Михаила Ножкина).

  5. 1971 «Мелодия» Вокальный квартет «ГАЯ» «Лучше нету того цвета» (М. Блантер — М. Исаковский), «Твоя дорога» (П. Бюль-Бюль Оглы — Т. Дмоховский), «Сердцем пойми» (Азербайджанская народная песня, рус­ский текст 3. Лоташа).

  6. 1973 «Мелодия». Азербайджанский Государственный вокально — инстру­ментальный ансамбль «ГАЯ». Руководитель Теймур Мирзоев. Песни Наро­дов Мира. «Уронила платок» (Д. Зейналы — И. Таптыг, русский текст Т. Ба­баева), «Черные слезы» (М. Матаморо, русский текст М. Пляцковского) — солист Рауф Бабаев, «Мохи Дурахшон» (Э. Каландагов — С. Султон)-солист Ариф Гаджиев, «Гуантанамера» (кубинская народная песня, слова X. Мар­та), «Песня» (вокализ) (Т. Кулиев, обработка И. Дадаяна), «Баятылар» (Р.Сабит — слова народные, русский текст 3. Лоташа), «Осока» (В.Уша­ков — С. Хохлов) — солист Теймур Мирзоев, «Жду твоего приезда» (С. Кра-евскйй-К. Дзиковский, русский текст М. Пляцковского), «Моя прекрасная родина» (О. Кязимов — Ф. Годжа, русский текст В. Витищина), «Любовь моя» (чилийская народная песня, русский текст В. Сергеева) — солист Лев Елисаветский.

  7. Журнал «Кругозор» — 1973 ВИА «ГАЯ». «Моя прекрасная родина», «Леген­дарная конница».

  8. 1974 «Мелодия». Азербайджанский Государственный вокально-инструмен­тальный ансамбль «ГАЯ». Руководитель Теймур Мирзоев. «Огни большого города» (диск-гигант) — двойной альбом.



  1. 1976 «Мелодия». Ансамбль «ГАЯ» «Твоя дорога» (П. Бюль-Бюль Оглы — А. Дмоховский).

  2. 1978 Журнал «Кругозор». Ансамбль «ГАЯ» «Любимой», «Идет весна».

  3. 1978 «Мелодия». Ансамбль «ГАЯ» «Не кажется ли вам» (П. Бюль-Бюль Ог­лы— Ф. Ходжа).

  4. 1980 «Мелодия». Азербайджанский государственный вокально-инструмен­тальный ансамбль «ГАЯ». Состав: Теймур Мирзоев, Рауф Бабаев, Лев Ели-саветский, Ариф Гаджиев, Галина Баранова, Тамила Агамиева. «Идет вес­на» (Р. Гаджиев —А. Халдеев), «Цветы в Саду» (азербайджанская народная песня).

  5. «GAYA» — компакт-диск «APSHERON». Рэйн Султанов 2001 год. (записи из архивов 1960-1970-х годов). Звукорежиссер Раф Рагимов. На диске звучат двадцать два номера в исполнении ансамбля «ГАЯ».

  6. 2003. Ансамбль «Бари Бах» (государственный азербайджанский ансамбль «ГАЯ»).


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница