«Г. С. Батеньков в Томске»



Скачать 112.74 Kb.
Дата05.11.2016
Размер112.74 Kb.
Авторы: Цуцкогина Татьяна Николаевна, Хасанова Румия Вакильевна

Образовательное учреждение: МАОУ гимназия №29 г. Томска

Предметы: краеведение, история, литература

Тема: «Г.С. Батеньков в Томске»

Класс: 8 Б (гуманитарный профиль)

Время реализации: 40 минут

Цели: знакомство с жизнью и творчеством Г.С. Батенькова в Томске, формирование навыков аналитико-эстетического чтения произведений о Сибири.

Задачи:

  • образовательные:

  • продолжить формирование навыков работы с историческим и художественным текстом;

  • показать силу и мощь сибирской природы в художественных произведениях Г.С.Батенькова;

  • развивающие:

  • развить литературно-творческие способности учащихся;

  • активизировать мыслительную и творческую деятельность обучающихся;

  • воспитательные:

  • воспитать любовь к родному краю и уважение к людям, жившим давно и живущим сейчас.

Тип урока: диалогический интегрированный проблемный урок по краеведению

Форма урока: урок - исследование

Оборудование: раздаточный материал с текстами произведений Г.С. Батенькова, презентация «Г.С. Батеньков в Томске», компьютер, проектор

План проведения урока:

Этапы урока

Временные реализации

Организационный момент

2 мин.

Основной материал

Исторический модуль представляет учитель истории Цуцкогина Т.Н.

1. Постановка проблемного вопроса

2. Сообщения учащихся о пребывании Г.С. Батенькова в Томске

Литературный модуль представляет учитель литературы Хасанова Р.В.

3. Чтение и анализ стихотворений Г.С. Батенькова

4. Беседа с учащимися


33 мин.

Заключительный этап

Подведение итогов:

1. Комментирование оценок

2. Объяснение домашнего задания



5 мин.

Ход урока.

Исторический модуль.

Учитель. Урок «Г.С. Батеньков в Томске» проходит в рамках экспериментальной модульной образовательной программы интегрированного курса краеведения «Сибирью связанные судьбы».

Сибирь оказала большое влияние на судьбы многих людей. Одним из них был Гавриил Степанович Батеньков. Родом из Тобольска. Подполковник корпуса инженеров путей сообщений, участник Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813-1814 гг. С 1817 г. служил управляющим округом путей сообщений в Томске. Гавриил Степанович сам попросился в Томск, чтобы быть ближе к матери, жившей в Тобольске.

За 4 года пребывания в городе Батеньков много полезного успел сделать для Томска.

- Что было сделано Батеньковым для развития Томска в его первый период пребывания в нашем городе? (благоустройство города, при нем начинают прокладывать прямые улицы, строят дома по плану, настилают улицы из валежника, песка, делают деревянные кюветы для стока воды, деревянные тротуары.

Дополнение ученика. По распоряжению Батенькова срыли часть Юрточной горы, спуск стал более отлогим, что улучшило движение транспорта. На Ключевой улице расчистили старые и разведали новые подземные водяные ключи, построили водосборные бассейны, что улучшило водоснабжение Томска. Был построен деревянный мост через реку Ушайку, который прослужил около 100 лет.

Так же Батеньков не смог остаться равнодушным к беззакониями и произволу, которые процветали в то время в городе, он начал борьбу со злоупотреблениями среди чиновников. Чиновники восприняли действия Батенькова враждебно и старались на каждом шагу делать против него неприятности. Батеньков уже думал подать прошение об отставке, но встреча со Сперанским генерал-губернатором Сибири изменила его намерения. Он остался в Томске и стал, по поручению Сперанского, работать над реформами в Сибири.



Учитель. В 1821 г. Батеньков поступает на службу в Сибирский комитет в Петербурге и через некоторое время примыкает к Северному обществу будущих декабристов, а 14 декабря 1825 г. становится участником выступления декабристов на Сенатской площади. Поэтому второй раз Гавриил Степанович вернулся в Томск в 1846 году на поселение как ссыльный, после 20 - летнего заточения в одиночной камере Петропавловской крепости.

Рассказ ученика о втором периоде жизни Г.С. Батенькова. Гавриил Степанович жил в Томске с 1846 по 1856 год. Он много читает книги и журналы. Батеньков сумел расположить к себе окружающих его людей, взрослые любили и уважали его «за ум, за высокую нравственность, за 20 — летние страдания, а дети за простоту, доброту и ласку» (слова А.И. Лучшева, друга Батенькова в Томске).

Батеньков постепенно стал возвращаться к жизни на свободе. Подрабатывал проектами частных домов. Самый лучший из них-усадьба откупщика Сосулина на Степановке, где были возведены деревянная церковь, уединенный флигелек «Тетушкин каприз», грот, фруктовые оранжереи.

По его проектам был построен дом по ул. Розы Люксембург № 1 (ныне институт физических методов лечения).

Давал частные уроки в семьях купцов. Заботился о сиротах и детях бедных родителей, ходатайствовал о поступлении их в Иркутский институт на казенный счет.

Изучал историю Сибири и разрабатывал обширную программу преобразования сибирского края.

Как видим, Томск для Батенькова стал местом особенным, сначала определившим его политические взгляды, потом вернувшим его к жизни, особому мироощущению, проявившемуся в творчестве Батенькова.



Литературный модуль.

Очень рано в Батенькове проснулся интерес к литературе, в 20-е годы уже после возвращения из Томска он сближается с литераторами, посещает собрания «Общества любителей российской словесности», увлекается сочинениями Н.М.Карамзина, А.С.Пушкина, В.А. Жуковского, Н.В. Гоголя. А во второй свой приезд в наш город уже пишет сам.



А). Так Г.С. Батеньков написал «Рассказы о Томске». С фрагментом этого произведения познакомит нас обучающийся. О городе Томске Батеньков отзывается хорошо, тепло: наш город напоминает ему его родной Тобольск.

Город Томск, описание города не встречается в стихотворениях поэта, но сегодня мы с вами поговорим об образе Томи в стихотворениях «Надежда» (1846г.) и «Раздумье» (1854г.)

Работа обучающихся организована по группам: I группа работает над анализом стихотворений Батенькова; II группа работает с фрагментами текста современного томского писателя С.А. Заплавного «Рассказы о Томске», в которых говорится о ссыльном декабристе.

Б). Обучающиеся должны в стихотворениях «Надежда» и «Раздумье» увидеть образ Томи. Стихотворение «Надежда» 1846 г. читает наизусть восьмиклассник. У обучающихся на столе лежат тексты стихотворения.



Все та же Томь хрящ роет и несет,

Струит свои морщины молодые.

Кайма высот одним широким кругом

Объемлет город юный и живой

Под чашей вечного. Уединился

В неизмеримости безлюдных стран

Удел вселения самодовольный.

Своя здесь мысль. Свое – одно – здесь чувство,

И страшно было бы за горизонт

Родной в пустыню им распростираться.

Все то же Солнце, звезды и Луна,

И непрерывная заря. Лишь гость

Едва примеченный давно промчится.

Все то же здесь: но я-то тот же ли?

Уже полвека грудь мою стеснили,

Скорбей и бедствий полные. – Еще

Люблю; и выступив из берегов,

Честей алкаю в океане. Хочу

Служить Творцу, Его исполнить волю.

И, может быть, Отечество и Царь

Услышат истину в моем стремленье.

Я тот же. Да. Бессмертная душа

Не знает старости и может воля

Стереть громаду мертвую препон.

Я верую, что долго буду жить

И преступлю страну и поколенье,

И возбужу отвыкшую любовь.

1846








Учитель акцентирует внимание обучающих на композиции поэтического произведения.

Все стихотворение состоит из 27 строк. На доске выписаны строчки, где непосредственно говорится о Томи и где проявляется основная мысль стихотворения:



1 строка. Все та же Томь хрящ роет и несет.

11 строка. Все то же Солнце, звезды и Луна.

14 строка. Все то же здесь: но я-то тот же ли?

22 строка. Я тот же. Да. Бессмертная душа не знает старости.

Проводится словарная работа:



Хрящ - крупный песок, образовавшийся из обломков твердых горных пород (геол.)

Вопросы классу:

- Какой представляется Томь у Батенькова? (сильная, упрямая, деятельная).

- Какая связь нашей реки и образов мироздания? (река тоже вечная).



- Каков лирический герой стихотворения? (сомневающийся, но эти сомнения быстро проходят).

Вывод: лирический герой с его душой, делами бессмертен, как Томь, звезды, Солнце, Луна.

- Какие художественные средства помогают нам понять идею, авторский замысел стихотворения? (единоначатие или анафора, прием противопоставления, олицетворение).

Вывод: авторский замысел заключается в описании состояния человека, попавшего в сложную ситуацию, но не потерявшего смысла жизни, вдали от родных и близких он видит эту связь через звезды и Солнце, через веру в Бога и себя.

В). Анализ фрагментов стихотворения «Раздумье». Композиция стихотворения своеобразна: всего 9 строф. Текст стихотворения у каждого обучающегося на столе.

Сижу задумчив у окна.

В неосвещенные покои

Ко мне с небес глядит луна;

Искрятся блестками обои

На стенах моего жилья…

Не в царстве ли волшебном я?
И ночь морозная, и горы,

И снегом занесенный лес,

И вечный звездный свод небес –

Все, все мои ласкает взоры:

Прекрасен мир, явленный мне

Картиной чудною в окне…
Но не восторг душой владеет,

Немая грусть ее томит.

Огонь священный не горит,

А тихо теплится и тлеет,

И вдохновенья не вдохнуть

В мою бестрепетную грудь.
В тюрьме провел я много лет,

С единым пребывая Богом…

Почто ж опять я вышел в свет,

К людским заботам и тревогам? –

Не лучше ль было жить вдали

От горестных сынов земли?
Их всех не стало предо мною

В единый миг. Их миру чужд,

От общих отрешенных нужд,

Я жизнью уж дышал иною –

Свободен был, сочтя, что связь

С людьми навеки прервалась.
О днях былого заточенья

Пора настала пожалеть…

Мне б муки прежние терпеть,

Лишь только слов б откровенья,

Как в оны дни, звучало вновь,

И как тогда, вскипала б кровь.
А здесь, на воде, силы духа

Заснули безмятежным сном,

Синая не грохочет гром,

Не будит дремлющего слуха:

Оцепенел! – Так подо льдом

Зимою цепенеет Томь.
Что ж, я ведь, с вашего согласья,

Седого Севера дитя;

И в том богатство вижу я,

В чем вы – тоску единообразья.

Так пусть меня объемлет ширь

Твоя, красавица Сибирь!
Помыслив о друзьях далеких,

Гляжу на точки звезд высоких,

Меж нами тьма, меж ими тьма.

И здесь зима, и там зима.

1854

Б) выразительное чтение стихотворения «Надежда» (1846г.)

На доске представлен портрет профессора Томского государственного университета Фаины Зиновьевны Кануновой, которая занималась исследованием творчества Батенькова и пришла к выводу о том, что образ Томи является символом веры для Батенькова.

Попытаемся выделить основную мысль стихотворения через композицию: всего 9 строф.



1-3 строфы - «Не в царстве ли волшебном я»;

4-6 строфы – «В тюрьме провел я много лет»;

7-9 строфы – «А здесь, на воле, силы духа заснули безмятежным сном».

В стихотворении «Раздумье» автор размышляет о своей жизни и о том, как ему живется в Сибири и в Томске. Здесь ему хорошо, и безмятежный сон духа заснул в тишине и покое, но не умер!

Анализ 7-й и 8-й строф.

Основная мысль стихотворения:



  1. Единение с миром, природой, друзьями.

  2. Образ Томи – оцепенел: «Синая не грохочет гром, не будит дремлющего слуха: Оцепенел! – Так подо льдом зимою цепенеет Томь».

Как на зиму не замерзает Томь, так и «слово б откровенья» зазвучало вновь и «как тогда, вскипала б кровь».

Появляется смысл жизни, природа, мирозданье помогает обрести этот смысл жизни.

- Какой прием использует автор (прием синтаксического параллелизма).

Итак, подводим итоги: ученик зачитывает фрагмент из книги Ф.З. Кануновой. Образ Томи – это образ мирозданья, вечно существующей жизни. Вечные ценности, то, к чему должен стремиться человек. Именно в этом отношении поэзия Батенькова очень похожа на поэзию Жуковского.

Г). На доске висит портрет томского писателя С.А. Заплавного. Учитель показывает обучающимся книгу «Рассказы о Томске».

1) работа по фрагменту книги С.А. Заплавного «Рассказы о Томске».Распечатанные фрагменты книги С.А. Заплавного «Рассказы о Томске», повествующие о жизни ссыльного декабриста Г.С. Батенькова в Томске, на столах перед восьмиклассниками. Задача - проследить видение писателем XX века писателя XIX века.

Обучающимся необходимо зачитать соответствующий фрагмент Заплавного и выделить черты характера писателя и поэта Батенькова.

Используется прием подтекста (чтение между строк).

Обучающиеся находят в тексте черты характеры Батенькова-человека:

А) внимательный, наблюдательный, чувственный человек. Скрывает свои чувства: боль, обиду.

Б) Лучшев о Батенькове: молодой, быстрый, распорядительный, с пониманием – деятельный, энергичный, понимающий других людей.

В) много пережил, надеялся только на себя, так как семья бедная и рассчитывать не на кого.

Г) видит людское горе, не проходит мимо, сопереживает каждому.

Д) хорошо разбирается в людях: в Лучшеве увидел человека, который действует увещеванием, совестливость ценит больше всего.

Е) видит в Лучшеве доброту не единственную, и на всю жизнь.

Ж) одиночество Батенькова закончилось в семье Николая Ивановича Лучшева (Лучший – значение слова). После долгого одиночества.

З) в семье Лучшева занимался с детьми – считал нужным отплатить за добро добром, искал работу, чтобы приносить в семью деньги, непритязательный человек, щедрый.

И) «Многообразный и неожиданный человек по словам С. Заплавного»: педагог, литератор, ученый, архитектор, строитель, общественный и политический деятель, «он успевал буквально всюду».

К) «Его в Томске узнали и полюбили не только за муки, но и за ум, доброту, смелость и глубину суждений».

Вывод, который должны усвоить обучающиеся: С.А. Заплавный через 100 лет в своей книге рассказал нам о жизни Батенькова, настоящего борца, человека с совестью, честью и достоинством. Мы должны гордиться, что такой человек жил в нашем городе и очень многое сделал для нашего Томска.

Список используемой литературы:

1. Бородавкин А.П., Шатрова Г.П. Декабрист Батеньков.- Томск, 1960.

2. Батеньков Г.С. Сочинения и письма.- Иркутск, 1989. – Т.1.



3. Русские писатели в Томске.- Томск: Издательство «Водолей», 1996.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница