Г. Чебоксары Чувашской Республики «Рисуем человека»



Скачать 351.89 Kb.
Дата06.05.2016
Размер351.89 Kb.
МБДОУ «Детский сад №11 «Ручеек»

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по художественно–эстетическому развитию детей»

г. Чебоксары Чувашской Республики

«Рисуем человека»




Описание авторской разработки

по обучению изображению человека

детей старшего дошкольного возраста

Надежда Константиновна Казакова,

воспитатель высшей категории

МБДОУ «Детский сад №11 «Ручеек»

г. Чебоксары

Чебоксары
Содержание

1. Актуальность стр.3

2. Цель и задачи стр.4

3. Этапы и направления работы стр.7

4. Содержание работы стр. 8


  • Тематическое планирование

  • Методы и приемы

5. Использование ИКТ стр.13

6. План совместной работы с педагогами и родителями стр.14

7. Педагогическая диагностика стр.16

8. Результативность стр.17

9. Заключение и выводы стр.19

10. Литература стр.20



Актуальность

Изображение человека – самое сложное в развитии изобразительного творчества детей – дошкольников, которое, постепенно усложняясь, занимает место в детских рисунках в течение всего дошкольного детства.

Дети, у которых слабо развиты внимание, зрительная память, теряются. В основном, на рисунках малышей люди стоят, беспомощно раскинув руки, расставив ноги. А движение умеют передавать только талантливые, одаренные дети.

Все закономерно и для определенного периода очень мило, но ведь должно быть развитие! Убедилась на опыте и считаю, что рисование человека вводить в работу с детьми как можно раньше. Маленькие дети еще не боятся ошибиться, им все нравится, а рисование человека в рисунках детей занимает одно из самых предпочтительных мест в их изобразительной деятельности. Но количество и качество изображения людей напрямую зависит от того, как ребенок (особенно старшего дошкольного возраста) умеет это делать.

Чтобы ребенок смог передать в рисунке задуманное, он должен владеть изобразительными и техническими умениями. Зачастую ребенок, недовольный тем, что его изображение выполнено не на должном уровне, может просто отказаться от рисования человеческих фигур. Опыт работы показывает, что из-за затруднений в изображении человека дети стараются избегать изображения образа человека в самостоятельной творческой деятельности. Исходя из этого, необходимо научить детей рисованию человека, показав разнообразные способы изображения. И для педагога наипервейшей задачей должно стать обучение детей изображению человека в соответствии с его возрастными возможностями и индивидуальными способностями

Дети начинают пробовать свои силы в графическом изображении фигуры человека вскоре после трех лет. В это время они пользуются несколькими основными штрихами, с помощью которых могут изобразить какого-нибудь человека: маму, папу или другого члена семьи. Рисунок фигуры выполняется ребенком по одной и той же схеме: «Палка, палка, огуречик, вот и вышел человечек!» Напрашивается вывод: чтобы было развитие, необходимо систематическое, планомерное обучение.

Обучение детей дошкольного возраста изображению человека процесс сложный и кропотливый, требующий от педагога умения учитывать в своей работе ряд требований и создания необходимых условий для детского творчества. Педагогическое руководство должно быть направлено не только на обучение искусству изображения портрета, но и на развитие восприятия, воображения. Иначе говоря, надо научить детей видеть и воспринимать, постепенно подводить к пониманию того, что их изображение может выражать различное содержание и руководство процессом должно быть направлено, прежде всего, на развитие эстетического восприятия, на образное отражение своих впечатлений в рисунке определенными изобразительными средствами. Надо найти такие педагогические приемы, которые способны возбудить интерес к рисованию человека, эмоции, воображение детей, активизировать процесс рисования, вызвать желание оценивать рисунок, находить в нем элементы выразительности.

Ребенок в окружающем мире улавливает далеко не все, что видят глаза, поэтому на занятиях по формированию умению изображать человека необходимо научить детей наблюдательности с целью более полно и правдиво передать характерные особенности и черты изображаемого человека.

В процессе воспитательной работы в данном направлении у детей развивается понимание создаваемого изображения, красоты и выразительности портретного рисунка.

Кроме всего сказанного, свободное и творчески создаваемое изображение ребенком мира людей не только позволит ему пережить радость творчества, радость создания выразительных образов, но и, наконец, поможет ему легче войти в реальные отношения с окружающим миром людей, то есть обеспечит один из путей осуществления процесса социализации ребенка - дошкольника. Рисунки старших дошкольников показывают их интерес и к социальным проблемам, и к истории жизни своего народа.

Немаловажно еще и то, что дети старшего дошкольного возраста скоро пойдут в школу, а практика показывает, что первоклашке, не умеющему изображать человека, будет довольно сложно создавать «живые», яркие работы, за которую учитель поставит положительную оценку, являющуюся в свою очередь основным мотивом для ребенка – первоклассника.

Изучив методическую литературу и последние современные новинки в области изобразительной деятельности, пришла к выводу, что в современных методиках обучения изобразительной деятельности определены задачи, которые нацеливают педагогов, работающих с детьми - дошкольниками, на проведение определенной работы по обучению детей изображению мира людей и ознакомление с жанром портрета в искусстве. Но работа по обучению детей дошкольного возраста изображению человека в движении не представлена в данных источниках комплексно и в системе, при том, что имеется необходимость в ее проведении.

Уверена в том, что кропотливая, упорная работа непременно даст положительные результаты. Еще раз следует отметить, что первым и непременным условием эффективности работы по обучению рисованию человека в дошкольном возрасте является систематическая работа с использованием разнообразия приемов.

А залогом успешной работы над выразительностью человеческого образа является познание детьми окружающего мира и создание условий для самостоятельной изобразительной деятельности.

Это необходимо помнить всем педагогам, соприкасающимся с детским творчеством.
Цель данной разработки

Формирование у детей 5–7 лет умения создавать эмоционально-выразительный образ человека в портретном рисунке.


Основные задачи:
1. Формировать представления детей о языке изобразительного искусства через ознакомление с жанром портрета.
2. Способствовать развитию образного познания окружающего мира при обучении дошкольников изображению человека.
3. Воспитание эмоциональной отзывчивости и выражения своего отношения к миру людей выразительными средствами изобразительной деятельности.

Систему работы по формированию у детей 5–7 лет умения создавать эмоционально-выразительный образ в портретном рисунке (по обучению детей изображению человека) составляют:


  • занятия по ознакомлению детей с изоискусством (по ознакомлению с портретным жанром);

  • непосредственно занятия по обучению детей изображению фигуры человека в рисовании и лепке (5-6 лет), изображению человека в движении (для детей 6-7 лет);

  • включение в образовательный процесс разнообразных дидактических игр и пособий.



Задачи:


Ознакомление с портретным жанром


Старшая

группа

(5-6 лет)

- Подвести детей к восприятию портретного искусства

- Формировать знания о жанре портрета, его видах и особенностях.

- Развивать внимание и наблюдательность.

- В беседе по содержанию произведения искусства, учить оперировать определениями, синонимами, образными сравнениями.

- Помочь детям освоить “изобразительный язык” портрета в связи с основными средствами выразительности живописи и рисунка (цветом и линией).

- Повышать интерес к миру людей



Выпускная группа

(6-7 лет)

- Уточнить знания о жанре портрета.

- Формировать систему знаний о видах и особенностях портретного жанра.

- Способствовать обогащению чувственного опыта детей через эстетическое восприятие портретной живописи и скульптуры.

- Формировать умение давать эмоционально-личностную оценку произведению.

- Формировать умение понимать произведения портретной живописи и скульптуры, чувственно воспринимать образ человека, устанавливать связь между содержанием и выразительными средствами.







Обучение изображению человека в изобразительной деятельности


Старшая

группа

(5-6 лет)

- Обучать умению рисовать лицо человека, с соблюдением необходимых пропорций.

- Формировать умение правильно располагать части лица, используя деление его на 3 равные части.

- Обучать умению изображать лицо человека в разном ракурсе (фас, профиль).

- Знакомить с основными средствами выразительности изображаемого лица: мимикой (различное изображение глаз, бровей, губ), цвета кожи, волос, глаз.

- Научить видеть индивидуальные особенности человека (овал и цвет лица, разрез глаз, форму носа и т.д.), стремиться передать внешнее сходство и выражать свое отношение к человеку.

- Обучать детей изображению разных мимических состояний лица человека.

- Упражнять детей в изображении движений бровей, глаз, губ сначала схематично, а затем заменять схемы реальными изображениями.

- Обучать умению самостоятельно подбирать цветовую гамму при раскрашивании портретов и обосновывать свой выбор.

- Воспитывать чуткое отношение к окружающим людям, обогащая социальный опыт детей.

- Обучать умению изображать человека во весь рост с соблюдением необходимых пропорций.

- Обучать умению изображать человека во весь рост классическими способами (схематичным, комбинированным, конструктивным, от “главной линии”).

- Дорисовывать схематичные изображения человека в движении.

- Обучать умению использовать предварительное создание эскизов и набросков на листах - пробниках.

- Обучать умению рисовать портреты с живой модели и использовать в качестве натуры фотографии или рисовать по памяти.

- Знакомить с основными средствами выразительности изображаемого человека: мимикой, позой и жестами, костюмом, изображением рук и фоном (окружающей обстановкой).

- Поддерживать интерес к рисованию человека




Выпускная группа

(6-7 лет)


- Обучать умению изображать человека в движении.

- Обучать умению рисовать фигуру человека в движении в разном ракурсе (фас, профиль).

– Обучать умению применять ранее полученные детьми знания и умения при изображении человека в движении в сюжетном рисовании.

- Обучать умению передавать динамику в рисунке, изображая разные позы людей, не забывая об эмоциональном состоянии портретируемого человека.

- Обучать умению изображать настроение человека, используя широкий диапазон эмоциональных состояний.

- Обучать умению создавать эмоционально-выразительные образы разных людей – как реальные, так и фантастические, отражать половые, возрастные, национальные, профессиональные и психологические особенности человека.

- Обучать умению детей передавать не только внешнее сходство, но и внутренний мир человека, выражая свое отношение к портретируемому.

- Обучать умению передавать возрастные особенности человека, предлагая нарисовать людей молодых и старых, подбирая необходимые средства выразительности.

- Рисовать портреты людей разных профессий, наделяя их профессиональными чертами с отражением типичных черт характера (доктор – добрый, милиционер – строгий, клоун – веселый и т.д.).

- Изображать портреты людей разных национальностей, используя такие средства выразительности, как цвет кожи, волос, глаз, особенности костюма, отражая свое чувство уважения к людям разных стран и народов.

- Обучать умению передавать мимику лица человека в самостоятельном рисовании.

- Развивать у детей творческие способности, предлагая нарисовать портреты несуществующих и фантастических образов.

- Поддерживать интерес к рисованию фигуры человека в движении.



Ожидаемые результаты:
В результате систематической и планомерной работы у детей появится потребность в общении с прекрасным в изобразительном искусстве, появится желание и умение качественно и выразительно изображать человека в изобразительной деятельности, сформируется умение доводить начатое дело до конца, повысится самооценка, появится уверенность в своих способностях
Данная программа предназначена для работы с детьми старшей и подготовительной групп, возраст детей – 5-7 лет.

Работа ведётся поэтапно в трех направлениях, через интеграцию познания, искусства и творчества. Каждый этап представляет собой работу с детьми определённого возрастного периода.


Этапы работы


Ознакомление с портретным жанром


Изобразительная деятельность детей

Дидактические игры и пособия


Старшая группа (5-6 лет)


Ознакомление с портретом

в живописи


1.Изображение головы человека в рисовании


  • «Составь портрет сказочного героя»

  • «Найди недостаток в портрете»




Ознакомление с видами портрета:
- в живописи

- в скульптуре




2.Изображение мимики лица


  • «Определи и найди жанр портрета»

  • «Фоторобот»

  • «Узнай по профилю»

  • «Семейный портрет»

  • «Узнай портрет по описанию»





3.Изображение фигуры человека


Подготовительная группа (6-7 лет)

Знакомство с творчеством художников-портретистов в живописи и графике


1.Изображение человека в профиль

2.Изображение фигуры человека в движении


Все дидактические игры

  • + пособие «Палочные человечки»

  • «Двигающийся человечек»

  • Деревянный человечек (магазин Икея)


Ознакомление с портретным жанром

Тематическое планирование работы

с детьми старшего дошкольного возраста

по восприятию произведений портретного жанра в искусстве


Планирование работы с детьми старшей группы (5-6 лет)

Блок

Тема

Задачи


1 Блок «Знакомство с жанром портрета»
Цель: Ознакомление с портретом в живописи.


1. Знакомство с портретом (знакомство с жанром портрета в живописи)

2 Рассматривание репродукции картины Б. Кустодиева «Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой.
3. Рассматривание картины А.Венецианова «Вот-те и батькин обед»
4. Рассматривание репродукций с изображением Снегурочки.
5. Рассматривание репродукции картины И.Репина «Надя Репина, дочь художника»

- Подвести детей к восприятию портретного искусства

- Формировать знания о жанре портрета, его видах и особенностях.

- Развивать внимание и наблюдательность.


- В беседе по содержанию произведения искусства, учить оперировать определениями, синонимами, образными сравнениями.
- Помочь детям освоить “изобразительный язык” портрета в связи с основными средствами выразительности живописи и рисунка (цветом и линией).

- Повышать интерес к миру людей













Планирование работы по восприятию произведений

портретного жанра в искусстве

с детьми подготовительной группы (6-7 лет)


2 Блок «Знакомство с видами и особенностями портрета»
Цель: Ознакомление с видами портрета в живописи и в скульптуре.
Виды портрета

по числу изображенных людей:

- одиночные,

- групповые

- парные.



по композиции:

- голова,

- погрудный портрет,

- полуфигура,

- фигура.

по смысловой нагрузке:

-парадные

- камерные.

Специальные понятия:

- автопортрет,

- модель,

- натура,

- ракурс,

- профиль,

- фас,

- силуэт.



1.Портретный жанр в творчестве русских художников

2. Рассматривание портрета «Стрекоза» И.Репина

3. Знакомство детей с жанровой живописью.

Рассматривание картины К.Маковского «Дети, бегущие от грозы», В. Перова «Тройка»



4. Знакомство с творчеством художника И.Е.Репина;

5.В.М.Васнецов и его сказочные картины

6. Рассматривание картины Ю.П. Кугача «Семья»



7. Рассматривание портретов и иллюстраций с изображением матери.

8.Знакомство с творчеством художника В.А.Серова.

9. Знакомство с творчеством и с картинами И.Н.Крамского

10.Экскурсия к монументальной скульптуре посвященной Матери-покровительнице


- Уточнить знания о жанре портрета.
- Формировать систему знаний о видах и особенностях портретного жанра.
- Способствовать обогащению чувственного опыта детей через эстетическое восприятие портретной живописи и скульптуры.
- Формировать умение давать эмоционально-личностную оценку произведению.
- Формировать умение понимать произведения портретной живописи и скульптуры, чувственно воспринимать образ человека, устанавливать связь между содержанием и выразительными средствами.

Работа по ознакомлению детей 5–7 лет с произведениями портретной живописи и скульптуры включается в разные формы работы:

- специальные занятия;

- посещение выставок и экскурсии в художественные галереи и в выставочные залы города;

- экскурсии к монументальной скульптуре;

- беседы, наблюдения, дидактические игры, рассматривание иллюстраций и фотографий, чтение художественной литературы в повседневной жизни детей.



По данному направлению:

- разработаны конспекты занятий;

- изготовлены дидактические игры с искусствоведческим содержанием;

- подобраны произведения портретной живописи и скульптуры (с учетом доступности содержания для детского восприятия, созвучности интересам детей и их опыту, яркости выражения эмоционального состояния изображенного человека);

- приобретены книги по ознакомлению с портретным жанром в искусстве;

- подготовлены презентации и видеоматериал по творчеству художников – портретистов;

- подобран музыкальный ряд для музыкального сопровождения занятий с искусствоведческой направленностью.

Используемые методы и приемы:


  • Рассматривание,

  • наблюдение,

  • прием “вхождения в картину,

  • «оживление» картины,

  • творческие задания.

  • игровые приемы,

  • использование ИКТ,

  • беседа,

  • рассказывание,

  • художественное слово,

  • метод музыкального сопровождения (момент созерцания картины, фоновое сопровождение беседы)


Изобразительная деятельность детей

Тематическое планирование работы

с детьми старшего дошкольного возраста

по обучению изображения человека в изобразительной деятельности


Тематическое планирование работы с детьми старшей группы (5-6 лет)

Блок

Тема

Задачи

1 Блок «Изображение головы и лица человека»
Цель: Изображение головы и лица человека в рисовании и в лепке

1.Рисование «Голова человека»

(простой карандаш, репродукции с изображением портретов)


2.Рисование «Черно - белая фотография моего друга»

(простой карандаш, черная гуашь, тонкая кисть)


3.Рисование «Мой автопортрет»

( репродукции с автопортретами художников, акварельные краски)


4.Лепка « Голова человека»

(пластилин (глина), стеки, скульптурные фигуры малых форм).


5.Рисование «И весело, и грустно»

(Различный художественный материал на выбор).


6.Рисование «Клоун улыбается, праздник начинается»

(Изобразительный материал по выбору, различные изображения клоунов)


7.Рисование «Забавные рожицы» (Изобразительный материал по выбору)
8.Рисование «Автопортрет»

(Репродукции автопортретов художников, акварель, гуашь, зеркало)




- Обучать умению рисовать лицо человека, с соблюдением необходимых пропорций.
-Формировать умение правильно располагать части лица, используя деление его на 3 равные части.
- Обучать умению изображать лицо человека в разном ракурсе (фас, профиль).

- Знакомить с основными средствами выразительности изображаемого лица: мимикой (различное изображение глаз, бровей, губ), цвета кожи, волос, глаз.


- Научить видеть индивидуальные особенности человека (овал и цвет лица, разрез глаз, форму носа и т.д.), стремиться передать внешнее сходство и выражать свое отношение к человеку.
- Обучать детей изображению разных мимических состояний лица человека.
- Упражнять детей в изображении движений бровей, глаз, губ сначала схематично, а затем заменять схемы реальными изображениями.
- Обучать умению самостоятельно подбирать цветовую гамму при раскрашивании портретов и обосновывать свой выбор.
- Поддерживать интерес к рисованию человека.
- Воспитывать чуткое отношение к окружающим людям, обогащая социальный опыт детей.



2 Блок «Изображение фигуры человека»
Цель: Изображение фигуры человека в рисовании и в лепке

1.Рисование «Портрет сказочного героя» (акварельные краски, гуашь, иллюстрации с изображением сказочных героев)
2.Рисование «Любимая воспитательница»

(Изо.материал по выбору)


3.Рисование «Семейный портрет»

(краски, гуашь, семейные портреты и фотографии).


4.Лепка «Девочка в зимней шубке катает снежный ком»

(пластилин (глина), стеки)


5.Рисование «К нам весна шагает быстрыми шагами…»

(Образ Весны)


6. Рисование «Мамочка милая, мама моя» (Изображение по фотографии)
7.Рисование «Дед-Мороз и лето»

(Изображения Деда-Мороза, простой и цветные карандаши)


8.Рисование «И весело, и грустно»

(Различный художественный материал на выбор)




- Обучать умению изображать человека во весь рост с соблюдением необходимых пропорций.

- Обучать умению изображать человека во весь рост классическими способами (схематичным, комбинированным, конструктивным, от “главной линии”).

- Дорисовывать схематичные изображения человека в движении.

- Обучать умению использовать предварительное создание эскизов и набросков на листах- пробниках.

- Обучать умению рисовать портреты с живой модели и использовать в качестве натуры фотографии или рисовать по памяти.

- Знакомить с основными средствами выразительности изображаемого человека: мимикой, позой и жестами, костюмом, изображением рук и фоном (окружающей обстановкой).

- Поддерживать интерес к рисованию фигуры человека


Планирование работы

по обучению изображения человека в изобразительной деятельности

с детьми подготовительной группы (6-7 лет)

3 Блок «Изображение фигуры человека в движении»
Цель: Учить изображать фигуру человека в движении в рисовании и в лепке

1.Рисование «Как мы летом на пляже загорали»

(Акварель, цветные карандаши)


2.Рисование «Мой друг Буратино»

(материал на выбор) Книга А.Толстого «Золотой ключик», иллюстрации


3.Рисование «Добрый доктор Айболит»

(Акварельные краски)


4. Рисование «Автопортрет»

( Репродукции автопортретов художников, акварель, гуашь, зеркало)


5.Рисование «Баба-Яга»

(Акварельные краски, гуашь, репродукция картины В.Беспалова «Баба-Яга»)


6.Лепка коллективная «Зимние забавы» (Изображение лыжника, фигуриста и т.д.)
7. Рисование «Зимние забавы»

(Изображение лыжника, фигуриста и т.д.)


8. Рисование «Дед и баба вылепили Снегурочку»

(Акварель, гуашь, фланелеграф с фигурками деда, бабы, Снегурочки»


9. Лепка «Пограничник с собакой»

( Глина, пластилин, стеки)


10. Рисование «Наши защитники»

(Краски, гуашь, цветные карандаши)



- Обучать умению изображать человека в движении.

- Обучать умению дорисовывать схематичные изображения человека в движении.


- Обучать умению рисовать фигуру человека в движении в разном ракурсе (фас, профиль).

– Обучать умению применять ранее полученные детьми знания и умения при изображении человека в движении в сюжетном рисовании.


- Обучать умению передавать динамику в рисунке, изображая разные позы людей, не забывая об эмоциональном состоянии портретируемого человека.
- Обучать умению изображать настроение человека, используя широкий диапазон эмоциональных состояний.
- Обучать умению создавать эмоционально-выразительные образы разных людей – как реальные, так и фантастические, отражать половые, возрастные, национальные, профессиональные и психологические особенности человека.

- Обучать умению детей передавать не только внешнее сходство, но и внутренний мир человека, выражая свое отношение к портретируемому.


- Научить передавать возрастные особенности человека, предлагая нарисовать людей молодых и старых, подбирая необходимые средства выразительности.





11.Рисование «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» (Мама в профессии)
12.Рисование «Оживший герой» (Чапаев на коне)
13. Рисование «У доброго человека теплая душа, у злого - холодная»

(Рисуем Снежную королеву) (Свечка, Краски, гуашь)




14. Рисование «Портрет Смешинки»

(материал по выбору)



15.Рисование «Моя любимая сказка»

(по мотивам чувашских сказок и легенд)


16.Рисование «Музыка и движение» (Балерина в танце)

С просмотром отрывка из балета «Лебединое озеро» на экране м/м установки


- Рисовать портреты людей разных профессий, наделяя их профессиональными чертами

с отражением типичных черт характера (доктор – добрый, милиционер – строгий, клоун – веселый и т.д.).

- Изображать портреты людей разных национальностей, используя такие средства выразительности, как цвет кожи, волос, глаз, особенности костюма,

отражая свое чувство уважения к людям разных стран и народов.
- Обучать умению передавать мимику лица человека в самостоятельном рисовании.
- Развивать у детей творческие способности, предлагая нарисовать портреты несуществующих и фантастических образов.
- Поддерживать интерес к рисованию фигуры человека в движении.








Содержание данного направления реализуется:

- на занятиях по обучению детей изображению человека в совместной и самостоятельной творческой изобразительной деятельности детей;

- при проведении бесед, наблюдений, рассматривание иллюстраций и фотографий, при проведении дидактических игр, при чтении художественной литературы в повседневной жизни детей.


Изготовлены дидактические игры и пособия:

  • Пособие «Как рисовать портрет»

  • Пособие «Двигающийся человечек»

  • Пособие «Палочные человечки»

  • пособие «Схемы настроения»

  • мозаика «Портрет»

  • Игры «Найди недостаток в портрете»

  • «Составь портрет сказочного героя»

  • «Семейный портрет»

  • «Придумай и собери портрет»

  • «Шапка-невидимка»

  • «Дорисуй портрет»

  • “Портреты цветных человечков”

  • “Узнай портрет по линейному рисунку”,

  • “Собери образ из линий”,

  • “Расколдуй фигуры” («Узнай по силуэту»)


Используемые методы и приемы:

- рассматривание,

- создание игровой ситуации, использование сюрпризных моментов,

- частичный показ способов действия,

- беседа,

- рассказывание,

- использование художественного слова (сказки, стихи, загадки),

- музыкальное оформление,

- «переделывание сказок»,

- творческие задания,

- игровые приемы,

- дифференцированный, индивидуальный подход,

- развёрнутый анализ готовых работ воспитанников,

- похвала, одобрение, поддержка.



Использование ИКТ

при проведении работы по обучению детей 5-7 лет изображению человека

в изобразительной деятельности
1.Использование мультимедийной установки при проведении занятий по ознакомлению детей с произведениями изобразительного искусства.

При ознакомлении с портретным жанром в изобразительном искусстве и при ознакомлении с творчеством русских художников – портретистов были использованы следующие презентации:



  • Портретный жанр в живописи (знакомство с произведениями портретного жанра, подобранных по тематике занятий);

  • Разновидности портретов:

  • Портреты, созданные художником И.Е.Репиным

  • Творчество художника В.А.Серова

  • Творчество художника В.Васнецова

  • «Красота женщины – матери» (по репродукциям картин с изображением матери с ребенком»

  • Скульптурные памятники нашего города и др.

2.Использование мультимедийной установки при проведении работы по обучению детей изображению человека в движении:



  • «Рисуем человека» (по книге "Учимся рисовать" автора Г.П. Шалаевой)

  • «Рисуем портрет» (по книге "Учимся рисовать" автора Г.П. Шалаевой)

  • Видеоролик с фрагментом из балета «Лебединое озеро» П.И.Чайковского (Адажио Одетты)

  • Подборка слайдов на тему «Артисты балета»:

  • Просмотр мультфильма «Балерина на корабле» (2 половина дня)

  • Подборка слайдов на тему «Зимние забавы»

  • Подборка слайдов на тему «Времена года»

  • «Защитники Отечества» (о разновидностях войск в российской армии)

  • Просмотр мультипликационных фильмов по тематике занятий

(2 половина дня)

3.Использование DVD-проигрывателя на занятиях для звукового оформления во время творческой деятельности детей в ходе занятий.



План совместной работы с педагогами и родителями

Цель:

Дать информацию педагогам и родителям о жанре портрета в изобразительном искусстве и о возможности его использования в творчестве ребенка; приобщить родителей к взаимодействию с педагогами по развитию изобразительных способностей детей при обучении изображению мира людей детьми старшего дошкольного возраста.




Блок

Взаимодействие

с педагогами ДОУ

Взаимодействие

с родителями


1 Блок «Знакомство с жанром портрета»


Консультация «Знакомство дошкольников с жанром портрета»


Наглядно — текстовая информация «Особенности восприятия искусства портрета детьми дошкольного возраста»
Просмотр презентации на тему «Портретный жанр в живописи» (знакомство с произведениями портретного жанра, подобранных по тематике занятий)
Просмотр презентаций на темы:

  • Разновидности портретов:

  • Портреты, созданные художником И.Е.Репиным

  • Творчество художника В.А.Серова

  • Творчество художника В.Васнецова

Подбор дидактических игр и литературы по ознакомлению дошкольников с портретным жанром в искусстве

Анкетирование «Знакомство с изобразительным искусством в семье»


Выступление на родительском собрании

«Искусство портрета в живописи и в скульптуре».


Беседа с родителями «Экскурсия в выходной день с детьми в Художественную галерею»

Наглядно-текстовая информа-ция по ознакомлению с творчеством художников – портретистов.



2.Блок «Изображение человека в изобразительной деятельности»


Семинар - практикум «Рисуем портрет»
Наглядно — текстовая информация
Ознакомление с разработками перспективных планов по обучению детей 5-6 лет изображению лица и головы человека в рисовании и в лепке
Ознакомление с разработками перспективных планов по обучению детей 6-7 лет изображению фигуры человека и человека в движении в рисовании и в лепке
Подбор дидактических игр и литературы по обучению дошкольников изображению человека в рисовании и в лепке
Изготовление дидактических игр и пособий по обучению дошкольников изображению человека в рисовании и в лепке



Анкетирование «Что рисует ваш ребенок?»
Семинар - практикум «Изобразительная деятельность дошкольников в семье»
Консультация «Рисуем портрет»
Открытое занятие «Учимся рисовать фигуру человека» в старшей группе
Открытое занятие «Рисуем человека в движении» для родителей выпускной группы
Наглядно—текстовая информа-ция по плану работы с детьми
Выполнение домашних заданий по изготовлению дидактических игр и пособий по обучению дошкольников изображению человека в рисовании и в лепке
Участие родителей в совместных творческих выставках, организуемых в ДОУ
Индивидуальные консультации по изобразительной деятельности детей.

Результат

Повысилась профессиональная компетентность родителей воспитанников в вопросах художественно- эстетического воспитания детей
Получила развитие педагогическое сотрудничество с семьями воспитанников


Появились заинтересованность и желание видеть в своих детях маленьких «художников»
Повысился уровень имеющихся искусствоведческих познаний в области изобразительного искусства
Проявился интерес и активность в совместной деятельности с педагогами ДОУ


Педагогическая диагностика
Для выявления уровня овладения ребёнком языка изобразительного искусства, используемого в портретном жанре и умения изображать человека в изобразительной деятельности, проводятся диагностические занятия.

Диагностический срез для выявления эффективности проводимой работы проводится два раза в год (в начале и в конце учебного года с использованием диагностической методики Е. С. Романовой и О. Ф. Потемкиной, описанной в отечественной литературе как метод под названием «Автопортрет».


Экспериментальная практика с использованием данной методики позволяет говорить о достаточно широкой информативности метода и соответствия задачам исследований в области эстетического воспитания и художественного образования.

«Автопортрет» может быть использован не только как метод диагностики, но и в качестве элемента педагогической технологии как метод развития художественных способностей.

Материал: карандаш, лист бумаги размером 10x15 см (графический вариант). Для раскрашивания материал по желанию.

Инструкция: «Нарисуйте свой автопортрет».


Критерии:

1.Изображение

2 балла Эстетическое изображение, как правило, принадлежит детям, имеющим художественные способности. Эти рисунки характеризуют легкость, точность, гибкость линий, выразительность деталей, лаконичность и целостность образа.

1 балл Схематическое изображение. Такие рисунки лишены несущественных деталей. Средства воплощения предельно ограничены, неэмоциональны.
2. Сюжетная разработка

2 балла Ребенок, поместивший себя в окружение каких-либо людей, предметов, на фоне природы или комнаты, обладает способностью к сюжетному описанию и направленностью на внешнее окружение.

1 балл Рисунок представляет собой только заданный автопортрет ребенка без изображения какого – либо окружения.
3. Динамичная выразительность изображения

2 балла Ярко выражено движение.

1 балл Рисунок с изображением невыразителен, «безжизненен».
4. Сходство с оригиналом

3 балла Автопортрет правдиво передает основные особенности внешности «художника»

2 балла Имеется некоторое сходство

1 балл Не похож


5.Детализация

3 балла На портрете изображены все части тела (наличие глаз; носа, бровей, рта, ресниц и т.д.)

2 балла Не хватает некоторых частей тела (нет ушей, ресниц…)

1 балл На портрете нет многих составляющих.


6.Беглость

2 балла Ребенку хватило времени, данного на изображение автопортрета

1 балл Не уложился в выделенное время.
7.Выдержанность пропорций.

3 балла Все части тела ( включая и изображение лица) изображены на своем месте и имеют соразмерную величину по отношению друг к другу.

2 балла Не все части тела изображены на своем месте и имеют соразмерную величину

3 балла Передача пропорций тела далека от совершенства.


8. Одежда

2 балла В одежде выделены и отдельные детали (имеются воротник, пуговицы, карманы…)

1 балл Одежда плохо выделена.

Диагностическая методика «Автопортрет»

(Е. С. Романова и О. Ф. Потемкина)



Критерии
Имя, Ф. детей



Изображение

человека


Сюжетность



Динамика

Движение


Сходство

с оригиналом



Детализация

Беглость

Выдержанность

пропорций



Одежда

Баллы

1.




























2.




























3.




























С детьми 5-6 лет в начале года - изображение головы человека

в конце года - изображение фигуры человека

С детьми 6-7 лет в начале года – изображение фигуры человека

в конце года - изображение фигуры человека в движении




Результативность использования программы
Результаты диагностики показали эффективность проводимой работы по обучению детей старшего дошкольного возраста изображению человека в изобразительной деятельности. Выявленное процентное соотношение наглядно демонстрирует положительные результаты.

В начале учебного 20.. года при помощи диагностической методики «Автопортрет» были обследованы дети двух старших групп нашего детского сада. Высокий уровень развития умения изображения фигуры человека был выявлен лишь у 5 детей из 37-и обследованных, что составляет 13 % от общего количества детей. 3 ребенка показали низкий уровень (8 % детей). У остальных 29 детей был выявлен средний уровень. При этом я выявила, что особую трудность у детей вызывала передача пропорций частей тела, а у некоторых проявилось отсутствие детализации изображения. Проявилась небрежность в цветовом оформлении изображения.

В конце учебного года, в мае 20.. г. количество детей с высоким уровнем прибавилось на 44 %. Это очень высокий результат. Дети в наглядности показали, что к концу года овладели умением правильно и свободно изображать фигуру человека в изобразительной деятельности. Детей с низким уровнем к концу года не осталось.

В начале учебного года в 20.. году начальная диагностика в этих же группах позволила выявить некоторый процент с низким уровнем, что явилось следствием того, что в эти группы пришли новые дети, с которыми не проводилась ранее работа в данном направлении и к тому же после летних отпусков такое снижение результатов наблюдается из года в год (летом в домашних условиях не все дети упражняются в рисовании, вследствие чего полученные умения и навыки в какой то мере ослабевают).

После проведения в течение следующего года определенной работы по обучению изображению человека в профиль и в движении через апробацию разработанного комплекса занятий, наглядно проявилась эффективность проведения деятельности по реализации запланированных мероприятий. К концу года выяснилось, что высокий уровень проявился у 26 детей из 45-и обследованных, а число детей со средним уровнем уменьшилось с 29 до 25, при том, что часть из них перешла в число детей с высоким уровнем, процент их составил 44 % от общего числа обследованных детей. При этом детям в конце года было предложено изобразить свой автопортрет в движении. С этой задачей дети справились.
Заключение

Подводя итоги проделанной работы, можно сделать следующие выводы:



  1. Проведенный мониторинг показал эффективность проводимой работы по обучению детей 5-7 лет изображению человека. Выявленное процентное соотношение наглядно демонстрирует положительные результаты.

  2. В результате проведенной работы дети уже «не боятся» рисовать человека в разных положениях и ракурсах. У детей появилась свобода в передаче ощущений, смелость рисунка.

  3. У детей сформирован интерес к изображению мира людей. Об этом говорит анализ рисунков, создаваемых детьми в самостоятельной изобразительной деятельности.

  4. Считаю, что необходимо продолжать работу по ознакомлению детей с портретной живописью. Следует уделить большее внимание этому вопросу, способствовать желанию ребенка рассматривать понравившиеся произведения, высказывать свое отношение к ним, давать оценку, устанавливать взаимосвязь между содержанием, изобразительными и выразительными средствами (цвет, композиция, движения, мимика, поза).

  5. Для более успешного выполнения задач по ознакомлению дошкольников с произведениями изобразительного искусства и скульптурой необходимо пополнить развивающую среду новым дидактическим материалом, чаще использовать в работе ПК и мультимедийные технические средства.

Таким образом, отмечается повышение уровня развития художественных способностей воспитанников старших возрастных групп при изображении мира людей. При этом ребята научились оценивать свои работы и работы сверстников.

Кропотливая, упорная работа позволила добиться положительных результатов. Еще раз следует отметить, что первым и непременным условием эффективности работы по обучению рисованию человека в дошкольном возрасте является систематическая комплексная работа с использованием разнообразия приемов. Залогом успешной работы над выразительностью человеческого образа и передачи движения является познание детьми окружающего мира и создание условий для самостоятельной изобразительной деятельности.

Результаты работы по обучению старших дошкольников изображению человека в изобразительной деятельности были представлены коллегам ДОУ на педсоветах и семинарах, воспитателям детских садов района и города; родителям ДОУ на собраниях, в папках - передвижках, в индивидуальных консультациях.
Литература
1. Галян.Т.В. Я рисую человека и героев сказок (из серии «Веселые уроки Карандаша»), - М.,БАО – Пресс, 2006.

2. Грибовская А.А. «Ознакомление дошкольников с графикой и живописью» Москва, Педагогическое общество России, 2006г.

3. Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. – М., 2002.

4. Казакова Т.Г. «Детское изобразительное творчество» Москва, Карапуз – Дидактика, 2006.

5. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество (Конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией): Пособие для воспитателей дет.сада.- М.: Просвещение, 1996.

6. Карачунская Т.Н. «Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ» Москва, Сфера, 2005.

7. Комарова Т.С. «Программа эстетического воспитания дошкольников «Красота, радость, творчество» Москва, Педагогическое общество России, 2005г.

8. Комарова Т.С «Изобразительное искусство детей в детском саду и в школе» Москва, Педагогическое общество России, 2000.

9. Комарова Т.С., Пантелеева Н.Г. Знакомим дошкольников с искусством портрета: Методическое пособие к «Программе воспитания и обучения в детском саду», М.- 2010.

10. И.Селютин «Как нарисовать фигуру человека», из серии «Волшебный карандаш», - М.,АСТ-издательство, 2007.

11. Ч.Стивен. Человек в движении (из серии «Учитесь рисовать»), - Минск, Поппури, 2002.

12. Трофимова М.В. «И учеба, и игра, изобразительное искусство» Ярославль, Академия развития, 2001г.

13. Г. Шалаева "Учимся рисовать".- М., Эксмо - 2007

14.Г.С. Швайко Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (старшая и подготовительная группы). – М.: Владос - 2004



15. Р. Чумичева Знакомим с портретной живописью (старший дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 10. - С.24-28






База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница