Г. А. Василевич



страница1/9
Дата24.04.2016
Размер2 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Г.А.ВАСИЛЕВИЧ

1991 ГОД: ХРОНИКА ПИКИРУЮЩЕЙ СТРАНЫ

Минск

Г.А.ВАСИЛЕВИЧ

1991 ГОД: ХРОНИКА ПИКИРУЮЩЕЙ СТРАНЫ

Минск


ББК

УДК


Василевич Г.А. 1991 ГОД: ХРОНИКА ПИКИРУЮЩЕЙ СТРАНЫ

Рецензенты: Довнар Т.И., доктор юридических наук, профессор; Голубева Л.Л., кандидат юридических наук, доцент

ISBN

В книге освещаются основные события, происходившие в 1991 году и связанные с распадом Союза ССР. Внимание уделено, прежде всего, деятельности в этот период Верховного Совета нашей республики, принятым им законодательным актам.



ISBN Василевич Г.А.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИИ БССР 1978 ГОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕФОРМЫ

ГЛАВА 2. ПОЛИТИКО-ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ БЕЛОРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В 1991 ГОДУ. ТРЕТЬЯ СЕССИЯ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА БССР.
ГЛАВА 3 . ЗНАЧЕНИЕ ЗАКОНА “ОБ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПАХ НАРОДОВЛАСТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»
ГЛАВА 4. РЕФЕРЕНДУМ СССР 17 МАРТА 1991 ГОДА

ГЛАВА 5. РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ КОНСТИТУЦИИ БЕЛАРУСИ
ГЛАВА 6. ГКЧП. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПОСЛЕ ПРОВАЛА ГКЧП
ГЛАВА 7. СОГЛАШЕНИЕ ОТ 8 ДЕКАБРЯ 1991 ГОДА О СОЗДАНИИ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ №1. ПРОЕКТ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ОДОБРЕННЫЙ ВЕРХОВНЫМ СОВЕТОМ 11 НОЯБРЯ 1991 ГОДА И ВЫНЕСЕННЫЙ НА НАРОДНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ №2. ПРОЕКТ СОЮЗНОГО ДОГОВОРА

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3. СОГЛАШЕНИЕ О СОЗДАНИИ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ (1991)

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4. ДОГОВОР 1922 ГОДА ОБ ОБРАЗОВАНИИ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

ВВЕДЕНИЕ


В истории белорусского народа, как впрочем, и в истории других республик, входивших в состав Советского Союза, в истории самого СССР 1991 год -- особый год. Это год разрушения экономических связей внутри СССР, обнищания людей и на этом фоне роста политической активности той части граждан, которые пошли за политическими силами, считавшими ненужным сохранение большого, но слабеющего государства -- СССР, год завершения распада СССР. В то же время, это период обретения независимости республиками бывшего СССР, год надежд на лучшую жизнь.

1991-й год был насыщен важными событиями, которые шаг за шагом приближали распад СССР и обретение пятнадцатью республиками государственного суверенитета. В своей совокупности «сработали» обстоятельства объективного и субъективного характера. О них автор писал в своей книге «Белорусское государство на рубеже веков, вышедшей дважды: в 2007 и 2008 годах.

Назовем некоторые из наиболее заметных событий, имевших место в 1991 году: проведение 17 марта 1991 г. референдума СССР по вопросу о сохранении Союза СССР; многочисленные забастовки и выход в начале апреля рабочих на улицы, на площадь возле Дома Правительства в связи с повышением цен на 25-30 % на макаронные и хлебобулочные изделия; попытка некоторых руководителей союзных органов обуздать центробежные силы посредством введения режима чрезвычайного положения и создания ГКЧП; придание в августе 1991 г. Декларации о государственном суверенитете Беларуси статуса конституционного закона, обладающего даже большей юридической силой, чем сама Конституция; приостановление деятельности КПСС-КПБ; принятие в августе 1991 г. постановления о политической и экономической независимости республики; переименование БССР в Республику Беларусь; активная фаза работы над проектом новой Конституции Беларуси; подписание беловежских соглашений и уход М. С. Горбачева с поста Президента СССР и др.

Как видим, решения и наступающие в связи с этим перемены были эпохальными. Естественно, что настроения у людей были самые различные по поводу происходящего. Однако явное обнищание людей, отсутствие продовольствия и товаров в магазинах, чванство правящей партийно-бюрократической элиты, не принявшей полных и своевременных мер по защите населения от последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, породило у людей ощущение, что такое государство им не нужно. Пустопорожние речи М.С. Горбачева вызывали насмешки и неверие ему как руководителю. Очевидным был факт, что к концу 1991 года массового и открытого движения в защиту СССР не будет. Его и не было.

Автору настоящей книги довелось с конца 1986 года по апрель 1994 года работать в Секретариате Верховного Совета Республики Беларусь, причем в последние пять лет возглавлять его юридическую службу, которая была основной в подготовке и доработке проектов законов, выносимых на рассмотрение белорусского Парламента. Ритм работы был настолько интенсивный, что часто для работы над проектами решений отводилось несколько часов: порой приходилось их готовить сразу же после окончания в 18 часов заседаний Верховного Совета с тем, чтобы к утру (началу нового заседания) они уже готовые были у участников заседания. В таком же ритме обновлялась и действовавшая тогда Конституция 1978 года: иногда депутаты на утреннем заседании вносили предложения о корректировке статей Конституции, а на вечернем заседании закон уже был принят. Несмотря на то, что для подготовки актов национального законодательства практически не было аналогов, они, с позиции даже сегодняшнего дня, оказались высокого качества. В условиях трансформации политической и экономической систем правовое оформление этих процессов -- дело абсолютно новое. И в этом смысле работа была интересной. В нашей юридической службе было стремление решать стоящие задачи исключительно правовыми средствами. Отметим, что и Парламент, и постоянные комиссии с пониманием относились к высказываемым руководством и специалистами юридической службы замечаниям на проекты: речь не идет об их полном восприятии, нет, просто никто не ставил вопрос о том, что юристы, высказывая замечания, мешают принятию решений. Политические решения были за Парламентом. Обязанность юристов обратить внимание на нестыковки в законодательстве, включая и несоответствие Конституции. Вот такая степень демократии и уровень культуры! Это было реальностью. Надо отметить, многие чиновники поняли, что народ стал могучей силой, поэтому вели себя по отношению к гражданам, а также своим подчиненным более уважительно, чем это было в застойные времена. Пожалуй, лишь на первых порах, в начале 1990 года, некоторые депутаты, пришедшие во власть, проявляли себя не лучшим образом по отношению к работникам аппарата Парламента, полагая, что их труд не особенно нужен, и они сами справятся с задачами в сфере законотворчества. Постепенно эти взгляды менялись и депутаты вместе со специалистами работали вместе, проявляя творческий подход.

На наш взгляд, активно работали постоянные комиссии Верховного Совета и сотрудники (специалисты), призванные оказывать им помощь. Постоянные комиссии возглавляли, как правило, люди, имеющие хороший управленческий и профессиональный опыт либо в силу своих способностей быстро овладевшие соответствующими навыками: Д.П. Булахов (по законодательству), Р.И. Внучко (по вопросам бюджета и финансам), В. Г. Гаркун (по аграрным вопросам), М. И. Гриб (по вопросам правопорядка), М. Д. Жуковский (по делам ветеранов), Г.Д Карпенко (по науке), Л.П. Козик (по экономической реформе), А.Н. Куличков (по вопросам развития промышленности), И. М. Коротченя (по вопросам гласности и СМИ), В. Н. Курдюков (по делам молодежи), В.К. Левчик (по работе Советов), В.А. Пискарев (по правам репрессированных в советский период), А. В. Соснов (по вопросам труда, цен и занятости) и др. Все они активно проявляли себя на парламентском поприще.

Отличительной чертой работы парламентариев было стремление сделать больше и лучше. Конечно, исходя из своих политических устремлений, умения и опыта. Скучать в тот период в Парламенте не приходилось. Более того, открытые и полные трансляции заседаний привлекали людей к экранам телевидения. Широко освещалась работа Парламента и в печатных СМИ. Это было стимулом для работы депутатов, проявления ими инициативы.

В настоящей книге автор поставил задачу преимущественно с правовых позиций, проанализировать развитие в течение 1991 года важнейших событий в нашей республике, связанных с распадом Союза ССР, а в отдельных случаях – высказать мнение о тех людях, которые были причастны к принятию судьбоносных решений. Понятно, что события 1991 годы нельзя рассматривать в отрыве от предшествующего времени, анализа тех причин, которые породили процесс распада СССР (на это автор обращал более детальное внимание в вышеупомянутой книге), от того, что происходило в других республиках СССР.

Большую роль в легализации новых отношений в обществе сыграла конституционная реформа 1989 года. Поэтому вначале ей уделено некоторое внимание. В целом же, политические и связанные с ними процессы, имевшие место в 1991 году, а также в предшествующий этому году период, их оценка будут предметом дальнейших исследований в юридической и политологической литературе. Много тайн еще предстоит раскрыть.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИИ БССР 1978 ГОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕФОРМЫ
Четвертая белорусская Конституция была принята Верховным Советом БССР 13 апреля 1978 г. К этому времени в 1977 году была принята Конституция СССР, в которой было провозглашено построение развитого социализма и общенародного государства. Эти положения нашли отражение и в Конституции БССР. К сожалению, она имела такие недостатки, как излишняя декларативность, отсутствие конкретных механизмов ее исполнения. В качестве главной силы в обществе и государстве сохранялась компартия, что было прямо закреплено в соответствующих статьях Конституции. Органы государственной власти, по существу, были придатком единственной партии, действовавшей в обществе.

Учитывая, что без Конституции СССР невозможно представить текст Конституции БССР или другой союзной республики, тексты которых были практически идентичны, отметим некоторые черты конституций СССР и БССР в сравнении с прежними конституциями.

Решение Верховного Совета СССР об образовании комиссии для подготовки проекта новой Конституции было принято 25 апреля 1962 г. Руководил работой данной комиссии Н.С.Хрущев. После прихода в 1964 году к власти эту комиссию возглавил Л.И.Брежнев. Проект Конституции дорабатывался уже в период завершения строительства “зрелого социализма”. Именно так советские ученые и партийные органы стали определять период 1970-х годов.

В отличие от экономической основы по Конституции 1936 года, которая утверждалась в результате ликвидации капитализма, в условиях “зрелого социализма” экономическая система развивается уже на собственном экономическом фундаменте – социалистической форме собственности на средства производства.

По Конституции СССР 1936 года и Конституции БССР 1937 года советское государство является социалистическим государством рабочих и крестьян. Согласно этим конституциям социальную основу СССР и БССР составляет нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции, что свидетельствовало о решении всеми слоями населения единой задачи строительства коммунизма.

В конституциях СССР и БССР 1977 и 1978 годов появилась самостоятельная глава, посвященная политической системе. При этом государство уже рассматривалось как общенародное, выражающее волю трудящихся всех наций и народностей.

В Конституции БССР 1978 года фиксировалась принадлежность всей власти народу, который осуществляет ее через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР. Все иные государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов. Однако при этом в другой статье указывалось, что руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. Все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР.

Организация и деятельность советского государства строятся в соответствии с принципом демократического централизма: выборностью всех органов государственной власти снизу доверху, подотчетностью их народу, обязательностью решений вышестоящих органов для нижестоящих. Демократический централизм сочетает единое руководство с инициативой и творческой активностью на местах, с ответственностью каждого государственного органа и должностного лица за порученное дело.

В качестве основного направления развития политической системы советского общества предусматривалось дальнейшее развертывание социалистической демократии: все более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества, совершенствование государственного аппарата, повышение активности общественных организаций, усиление народного контроля, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, расширение гласности, постоянный учет общественного мнения.

Имелись и другие принципиальные различия между конституциями СССР и БССР 1936 и 1937 годов и конституциями СССР и БССР 1977 и 1978 годов.

Тексты конституций СССР 1977 года и БССР 1978 года публиковались для народного обсуждения. Конституция СССР была принята 7 октября 1977 г. Верховным Советом СССР единогласно. В этот же день была принята Декларация Верховного Совета СССР о принятии и объявлении Конституции (Основного Закона) СССР. Аналогичная Декларация в связи с принятием Конституции БССР 14 октября 1978 г. была принята и Верховным Советом БССР.

Подводя итог, можно кратко отметить следующие особенности Конституции БССР 1978 года:

1) вся общественная и государственная жизнь была подчинена интересам коммунистического строительства. Так, согласно статье 44 Конституции БССР гарантировалась свобода научного, технического и художественного творчества, но если это отвечало целям коммунистического строительства;

2) единственной идеологией была коммунистическая, как и КПСС – единственной законной партией; закреплялась юридически и была фактической руководящая роль КПСС. Решения съездов КПСС, пленумов ЦК КПСС, Политбюро определяли курс страны, направление и содержание законодательного регулирования общественных отношений;

3) исключалась частная собственность, лишь в ограниченных пределах допускалась личная; социалистическая собственность существовала в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной;

4) отсутствовало разделение властей;

5) отношения между государством и человеком носили патерналистический характер;

6) нормы международных договоров, в частности составляющие Билль о правах, несмотря на их юридическую обязательность, как правило, не применялись;

7) конституционные нормы имели лишь опосредованный характер действия; исключительными были случаи, когда суд, разрешая спор, обращался непосредственно к статье Конституции;

8) преобладала административная форма защиты своих прав и свобод, чаще всего “управу” на зарвавшегося чиновника люди находили в партийных органах.

Можно называть и другие особенности Конституции БССР 1978 года. Основной Закон был документом, который содержал много прогрессивных, гуманных по содержанию статей, но, к сожалению, являлся больше “парадным”, чем работающим.

Изменения и дополнения Конституции БССР 1978 года, внесенные  в  1989  году

1989 год является одним из ключевых периодов истории республик, входивших в состав СССР. Изменения в союзной Конституции, выборы народных депутатов СССР, работа съезда народных депутатов СССР, демонстрирующего открытую полемику, столкновение различных точек зрения ускорили "брожение умов".

1 декабря 1988 г. Верховный Совет СССР принял закон "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР". В связи с ним следовало скорректировать и республиканское законодательство. (Хотя устои СССР уже расшатывались, однако в 1988-1989 он как государство еще имел влияние на республики). Союзный закон был принят за основу для корректировки республиканского законодательства.

27 октября 1989 г. Верховный Совет БССР принял закон "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) Белорусской ССР. Этот закон явился прологом и основой дальнейших изменений в политической, экономической и социальной сферах нашей республики. Его принятие было вынужденной мерой в силу ряда причин. С формально-юридической стороны республики, тогда еще находившиеся в составе СССР, обязаны были скорректировать свое законодательство в соответствии с союзным.

Однако главными причинами, почему партийная и советская номенклатура тогда пошли на радикальные изменения – это масштабное общественное мнение, требующее коренных изменений в государстве и обществе.

СССР был мощным государством. В его состав входили 15 республик с населением 290 млн. чел.

Были огромные успехи в освоении космоса, создании новых вооружений, сильная армия. Более 20 млн. человек состояли в КПСС. Вместе с тем внутри страны люди постоянно испытывали дефицит товаров, продуктов питания. Государственный аппарат был забюрократизирован. Недовольство, которое зрело внутри многих людей, вышло наружу с развитием гласности и так называемой "перестройки".

Поэтому, одной из существенных причин нового курса было отставание СССР в экономическом развитии. Были успехи в освоении космоса, военной техники. Однако это не компенсировало накопившиеся экономические и социальные проблемы. Нехватка продуктов питания, товаров народного потребления, постоянные очереди в магазинах, предприятиях сферы услуг накапливало недовольство людей. На фоне экономических успехов передовых западных стран все сложнее было объяснять людям, почему социалистическое государство все больше и больше проигрывает. Возможности человека были ограничены, скованы рамками правовых предписаний. Несмотря на социалистическое соревнование, чествование победителей, многие рабочие и служащие выполняли свои обязанности без энтузиазма. Все время приходилось изыскивать новые формы стимулирования производительности труда.

Перестройка отношений имела благородную цель – раскрепощение человека, его творческого потенциала, развитие инициативы. Это виделось в развитии демократии, частной собственности.

Избранный в 1985 г. Генеральным ЦК КПСС молодой по существовавшим меркам (54 года) М.С.Горбачев предложил обществу новые идеи, в частности "перестройку" политической и экономической системы.

Было ли это продиктовано интересами всей страны либо желанием освободиться от старой партийной номенклатуры – это предмет особого исследования. Здесь отметим, что на фоне разговоров о гласности, "перестройке", существенных изменений в экономическом благополучии людей не произошло. Наоборот, в конце 80-х годов нередко все более острым становится конфликт между трудящимися и правящей элитой, которая никак не хотела отказываться от ранее доставшихся ей привилегий.

XIX Всесоюзная конференция КПСС (1988) дала импульс реформе избирательной системы. Было указано на недопустимость совмещения депутатского мандата с занятием некоторых государственных должностей - членов правительства, исполкомов, судей, прокуроров и др. Тем самым из состава Советов сразу «убирались» «проверенные слуги народа». В высших представительных коллегиальных органах СССР предполагалось обеспечить представительство не только от территории (депутатов, избираемых гражданами), но и от общественных организаций.

М.С.Горбачев - выходец из партийной номенклатуры. Каковы были цели, и видел ли он их - это особый предмет исследования. Вместе с тем общество было готово к таким изменениям. Гласность и как следствие этого ознакомление общественности со многими неприглядными сторонами в деятельности государственного и партийного аппарата, его обюрокрачивание, чванство, неуважение к людям - эти и другие негативные явления, хотя и не были общераспространенными, однако каждый такой факт давал повод для критики. В ряду причин негативного отношения граждан к существующей системе была и катастрофа на Чернобыльской АЭС. Ее масштабы долго замалчивались. Более того, сразу после аварии руководством страны не были приняты меры для обеспечения безопасности людей; публично в первые дни даже не были даны советы, какие следует проводить профилактические мероприятия. Показательно - 26 апреля 1986 года произошла авария, а 1 мая того же года проходят майские демонстрации и торжества. Это был удар гражданам великой страны СССР в спину, у людей сформировалось мнение, что их обманули и спасать свою жизнь, здоровье, своих детей им надо самим, надеяться на государство не следует. В пострадавших от катастрофы республиках, в том числе Беларуси, это породило волну протеста. Возникший в последующем Белорусский народный фронт начал организовывать «Чарнобыльскі шлях» - шествия граждан, приуроченные к годовщине катастрофы. Забегая вперед, отмечу, что руководством БССР, когда оно осознало пагубность аварии, стали приниматься широкомасштабные меры по защите людей. Со времени аварии огромная часть государственного бюджета шла на устранение ее последствий.

В преддверии перестройки (1984 год) Верховный Совет СССР на 40% состоял из лиц, совмещающих работу в нем с принадлежностью к верхнему эшелону власти (ЦК КПСС, Правительство и др.). Другая половина составлялась «по разнарядке», которая удерживала половозрастную и социально-профессиональную, партийную и т.д. структуру всего Верховного Совета в пропорциях, которые для его очередного созыва считались наиболее подходящими и которые более или менее соотносились (хотя, разумеется, и не совпадали) с составом активного населения страны [1].

Отметим лишь, что представительство членов КПСС в союзном органе власти" по итогам выборов 1989 года даже увеличилось. Если в 1984 году в условиях разнарядки было 71,4%, то в 1989 году - 85,3%. Однако оказалось значительно меньше депутатов - рабочих и крестьян.

Другая ситуация сложилась в 1989-1990 гг. Шла острая борьба, и «верхи» к ней не были серьезно готовы. Одной из причин, на наш взгляд, было то, что многие ответственные работники партийных органов, привыкнув к командному стилю управления, не готовы были в политике к открытому спору с оппонентами, умению «держать удар».

Кроме того, многие процессы имели объективный характер и не могли оставаться дальше "замороженными".

Что же принципиально нового появилось в республиканском законе от 27 октября 1989 г., которым были внесены изменения и дополнения в Конституцию (Основной Закон) Белорусской ССР. Идея и цель этого Закона были благородными - развитие демократии (социалистической), самоуправления народа, совершенствование избирательной системы, структуры и деятельности Советов народных депутатов и органов правосудия.

Следует иметь в виду, что СССР, хотя и было федеративным государством, однако республиканское законодательство всегда развивалось в русле законодательства Союзного. Существенные отступления были практически невозможны.

Важные изменения, касающиеся системы и принципов деятельности Советов народных депутатов, были внесены в главу 9.

В статье 78 Конституции закреплялось, что Советы народных депутатов - Верховный Совет Белорусской ССР, местные Советы народных депутатов - областные, районные, городские, районные в городах, поселковые и сельские - составляют единую систему представительных органов государственной власти Белорусской ССР. Надо отметить, что одним из существенных первых правильных шагов этапа "перестройки" было стремление поднять статус представительных органов, сделать их работающими органами власти.

В статье 79 устанавливался срок полномочий Советов народных депута­тов - пять лет.

Выборы депутатов назначались не позднее чем за три месяца до истечения срока полномочий соответствующих органов государственной власти (ранее это касалось только Верховного Совета), срок полномочий остальных Советов был два с половиной года.

В статье 80 закреплялось, что важнейшие вопросы республиканского и местного значения решаются соответственно на сессиях Верховного Совета Белорусской ССР и местных Советов депутатов или ставятся ими на референдумы. Тем самым усиливалась роль представительной власти.

Верховный Совет Белорусской ССР избирает Председателя Верховного Совета Белорусской ССР. Местные Советы народных депутатов избирают председателей Советов, Верховный Совет Белорусской ССР и местные Советы народных депутатов, за исключением городских (городов районного подчинения), поселковых и сельских, имеют свои президиумы.

Советы народных депутатов образуют свои комиссии, создают исполнительные и распорядительные, а также другие подотчетные им органы. В Конституцию была включена норма о том, что должностные лица, избираемые или назначаемые Советами народных депутатов, не могут занимать свои должности более двух сроков подряд. Такая норма была необычной для советской системы, для которой характерно наличие «политических долгожителей». Надо сказать, что эта идея была воспринята с интересом, но на просторах СНГ в дальнейшем она не прижилась.

Любое должностное лицо может быть досрочно освобождено от занимаемой должности в случае ненадлежащего выполнения им своих служебных обязанностей.

Значительные новеллы появились в главе 10 «Избирательная система».

Согласно статье 84 выборы депутатов проводятся по одномандатным избирательным округам на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом с целью обеспечения представительства ветеранов войны и труда и инвалидов по нормам, установленным Законом Белорусской ССР о выборах народных депутатов Белорусской ССР, часть народных депутатов Белорусской ССР избирается от общественных организаций: Белорусской республиканской организации ветеранов войны и труда, Белорусского общества инвалидов, Белорусского общества слепых, Белорусского общества глухих.

Необходимо отметить, что вокруг представительства общественных объединений в Верховном Совете было сломано много копий. Изначально в опубликованном для обсуждения проекте Закона речь шла о представительстве КПСС, профсоюзов и других общественных объединений. Это предложение подвергалось широкой критике, и следует отдать должное руководству республики, которое, принимая решение по редакции проекта, прислушалось к общественному мнению. Из других союзных республик лишь Казахстан закрепил в Конституции представительство (90 человек) в Верховном Совете общественных объединений. Интересно, что именно при принятии 15 марта 1994 г. новой Конституции уже независимого белорусского государства именно "консервативная" часть Верховного Совета 12 созыва отстояла бесплатность получения образования, медицинского обслуживания и др.

В конституционном тексте уже «просматривались» элементы разделения властей. Так, согласно статье 85 лица, входящие в состав Совета Министров Белорусской ССР, исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов, за исключением председателей этих органов, руководители ведомств, отделов и управлений исполнительных комитетов местных Советов, судьи и государственные арбитры не могут быть депутатами в Совете, которым они назначаются или избираются.

Радикальной, отвечающей духу времени, была норма статьи 88, в соответствии с которой число кандидатов в народные депутаты не ограничивается. Каждый участник предвыборного собрания может предлагать для обсуждения любые кандидатуры, в том числе и свою. В избирательные бюллетени могло быть включено любое число кандидатов.

Принципиально изменился статус Верховного Совета БССР: он стал высшим постоянно действующим органом государственной власти Белорусской ССР, закреплены его новые полномочия.

Верховный Совет Белорусской ССР правомочен принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, находящийся в ведении Белорусской ССР.

Полномочия Президиума Верховного Совета Белорусской ССР существенно ограничены. Это - подотчетный Верховному Совету Белорусской ССР орган, который обеспечивает организацию работы Верховного Совета Белорусской ССР и осуществляет другие полномочия в пределах, предусмотренных Конституцией Белорусской ССР и законами Белорусской ССР.

Вместе с тем на переходный период (до начала работы нового состава Верховного Совета) сохранялись его полномочия, в том числе право принимать указы нормативного характера.

Высшим должностным лицом Белорусской ССР становится Председатель Верховного Совета Белорусской ССР.

Председатель Верховного Совета Белорусской ССР избирается Верховным Советом Белорусской ССР из числа народных депутатов Белорусской ССР тайным голосованием сроком на пять лет и не более чем на два срока подряд. Он представляет ее в СССР, во взаимоотношениях с другими союзными республиками и в международных отношениях. (Ранее Председатель Верховного Совета лишь вел сессии Верховного Совета и проводил на них решения.)

В то же время Председатель Верховного Совета Белорусской ССР подотчетен Верховному Совету Белорусской ССР. Он мог быть в любое время путем тайного голосования отозван Верховным Советом Белорусской ССР.

Отвечающей духу нового времени была появившаяся в статье 111 Конституции норма о том, что народные депутаты Белорусской ССР освобождаются от выполнения служебных или производственных обязанностей для осуществления депутатской деятельности в Верховном Совете Белорусской ССР, его комиссиях, а также среди населения. Народные депутаты Белорусской ССР освобождаются от выполнения служебных или производственных обязанностей на весь период своих полномочий в Верховном Совете Белорусской ССР или на определенный срок.

В целом назревшие изменения в Конституцию БССР явились правовой основой для развития конституционной демократии. Важно было правильно воспользоваться новыми нормами. Были внесены и некоторые другие, достаточно революционные для того времени, изменения в Конституцию БССР.

Составной частью политической реформы явились новые избирательные законы союзных республик. Изменения в избирательном законодательстве появились благодаря Закону СССР от 20 декабря1989 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР по вопросам избирательной системы». Были расширены права союзных республик в определении системы высших и местных представительных органов. Это могут быть как Съезды народных депутатов, так и Верховные Советы. Например, такой подход был реализован в России. В других республиках появились видоизмененные Верховные Советы. Численность их депутатов изменена.

В октябре 1989 г. Верховным Советом БССР был принят Закон «О выборах народных депутатов Белорусской ССР». Законом предусмотрено, что в соответствии с Конституцией Белорусской ССР выборы народных депутатов Белорусской ССР проводятся по одномандатным избирательным округам на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. С целью обеспечения представительства ветеранов войны и труда и инвалидов по нормам, установленным Законом, 50 народных депутатов Белорусской ССР избиралось от следующих общественных организаций: Белорусской республиканской организации ветеранов войны и труда, Белорусского общества инвалидов, Белорусского общества слепых, Белорусского общества глухих. Выборы народных депутатов от этих общественных организаций должны проводиться на их съездах, конференциях либо пленумах их республиканских органов.

Таким образом, в БССР вместо 485 депутатов, работающих в Парламенте, было определено избрание 360. Для сравнения отметим, что аналогичные тенденции были и в других республиках. Так, в Украинской ССР было 450 депутатов, ранее избиралось 650, Узбекской ССР - 500 (510), Казахской ССР - 360 (510), Литовской ССР - 141 (350), Латвийской ССР - 203 (325), Киргизской ССР - 350 (350), Таджикской ССР - 230 (350), Туркменской ССР - 175 (330), в Эстонской ССР - 105 (215) и т.д. Члены высших органов власти стали именоваться народными депутатами республики (за исключением Литовской ССР и Эстонской ССР, где было сохранено прежнее наименование - депутат Верховного Совета республики).

Новое избирательное законодательство по-новому устанавливало и численность местных представительных органов власти. Здесь также было существенное сокращение депутатского корпуса. Областные Советы стали насчитывать от 100-150 до 300 депутатов, районные - от 50 до 100, уменьшена численность городских, поселковых, сельских Советов.

Конкретная численность каждого местного Совета стала определяться не вышестоящим Советом, а непосредственно самим Советом соответствующего уровня.

Из Конституции СССР был изъят перечень звеньев местных Советов и административно-территориальных единиц, что имело целью создать больше возможностей для реализации новой национальной политики, становления и развития реального местного самоуправления. К ведению союзных республик отнесено определение сроков назначения выборов депутатов в высшие и местные органы власти. Отказ от формального единства проведения выборов в единый день позволило республикам дифференцировать и сроки их назначения до истечения полномочий органа власти (например, в Беларуси - за три месяца, в России, Украине - за 4 месяца).

В БССР выборы в Верховный Совет и местные Советы депутатов прошли в один день - 4 марта 1990 года, т.е. были совмещены.

Систематическое функционирование избирательной системы обусловило установление пятилетнего срока полномочий республиканской избирательной комиссии.

В БССР было определено проводить выборы по одномандатным избирательным округам.

В избирательном законе БССР было предусмотрено право граждан других союзных республик участвовать в выборах наравне с гражданами данной республики. В то же время в избирательных законах Казахской ССР, Литовской ССР, Латвийской ССР, Киргизской ССР, Эстонской ССР таких норм не было.

В избирательном законе БССР была определена минимальная численность трудового коллектива, коллектива учебного заведения для выдвижения кандидата в депутаты Верховного Совета - не менее 300 человек, аналогично - для собрания граждан по месту жительства.

Для определения списка формирования избирательных комиссий было предусмотрено проведение совещаний уполномоченных коллективов и общественных организаций.

Законодательство большинства союзных республик не предусматривало прямого представительства общественных организаций в их высших органах власти. В избирательном законодательстве БССР сохранилось положение о выборах в Верховный Совет части депутатов (из 360 - 50) от общественных организаций. Такое представительство получили не партийные (КПСС) и профсоюзные, комсомольские организации, как это было при выборах в органы СССР и изначально определено проектом закона, опубликованного для народного обсуждения, а республиканская организация ветеранов войны и труда, республиканские общества инвалидов, слепых и глухих. Еще только в Казахской ССР также одна четвертая часть депутатов (90) формировалась из представителей общественных организаций в составе Верховного Совета (360), остальные республики при выборах в 1990 году таких положений не имели.

Если оценивать представительство в Парламенте с точки зрения удельного веса ко всему населению, то в БССР в 1990 году было обеспечено высокое представительство народа в высшем органе власти - Верховном Совете БССР. Это наглядно видно на примере других стран. Так, число членов Верховных Советов союзных республик и парламентов европейских стран следующее: Узбекская ССР - 500, Украинская ССР - 360, Казахская ССР - 360, Белорусская ССР - 360, РСФСР - 252, ФРГ - 537, Великобритания - 630, Франция - 770, Италия - 950. Что же касается членов Верховных Советов и парламентов европейских стран от 1 млн. жителей, то картина следующая: БССР -35,7, УзССР - 26,3, КазССР -22,2, УССР - 8,8, РСФСР - 1,7, ФРГ - 9,2, Великобритания - 11,4, Франция -15,2, Италия- 16,5.

Традиционно, как это и было в предшествующие годы, в аппарате Верховного Совета БССР активно готовились к сессии (тем более первой сессии) Верховного Совета БССР, сформированного в результате выборов весной 1990 г., прошедших на альтернативной основе. Определялись материалы, которые необходимо в первоочередном порядке подготовить. Среди них - предложения о перечне постоянных комиссий, подготовка Положения о постоянных комиссиях, подготовка Регламента Верховного Совета, разработка Программы деятельности нового состава Правительства (ответственным было само Правительство), подготовка предложений по составу Комитета народного контроля, Верховного Суда, Комитета конституционного надзора (ККН), подготовка проекта закона о ККН и др. Был подготовлен примерный план работы первой сессии Верховного Совета. Традиционно они готовились всегда, более того, всегда тщательно расписывался сценарий ведения заседания Верховного Совета, вплоть до указания в сценарии: «Хто за? Хто супраць? - Няма. Устрымаўся - няма. Прынята аднагалосна». Однако в новых условиях подобные записи уже были невозможны. И мы помним, как сильно растерялся Председатель ЦИК, он же по совместительству Председатель Комитета народного контроля, во время первых минут работы первой сесссии Верховного Совета в мае 1990 года, когда депутаты начали высказывать собственную позицию, не вписывающуюся в рамки заранее подготовленного сценария.

Примерным планом работы первой сессии Верховного Совета БССР предусматривалось, что объявление об открытии сессии Председателем Центральной комиссии по выборам народных депутатов БССР сделает Лагир М.И.

После всплеска политической активности, апогеем которой были выборы народных депутатов СССР в 1989 году и весной 1990 г. - депутатов Верховного Совета БССР, к началу 1991 г. (вспомним хотя бы протесты в апреле 1991 г. рабочих и служащих в городе Минске против повышения цен) наступило разочарование граждан в своих избранниках, появилось неверие в их способности вывести страну из кризиса. Система местных Советов утратила свою эффективность. На это указывалось в публикациях [2].

С избранием в 1989-1990 гг. депутатов на альтернативной основе усилилось противостояние между партийными и советскими органами. В Верховных Советах все чаще стали задавать вопросы о том, насколько правомерно закрепление в Конституции положения о руководящей роли КПСС. Многие, высказывая свою точку зрения, считали, что «...Сегодня без переработки статьи 6 Конституции лозунг «Вся власть - Советам» остается декларативным и практически не осуществимым», партия должна подтверждать свое право на лидерство не строкой в Конституции, а каждодневными делами. Авторитет ее от этого только возрастает [3].

Еще совсем недавно даже робкие сомнения в правомерности закрепления в Конституции положения о руководящей роли компартии могли показаться фантастикой. И если кто-то на нее все-таки покушался, то такие попытки нещадно преследовались как угрожающие безопасности государства. Казалось, всякая мысль о ненужности статьи 6 Конституции надежно выкорчевана из сознания народа. Но вот выясняется: мысль эта жива. Проблески были на первом Съезде народных депутатов СССР. Уже на первом его заседании возникал данный вопрос, но дискуссии на эту тему были пресечены. Но вот начали обсуждать повестку дня и идея обсудить на Съезде вопрос о шестой статье Конституции собрала под свои знамена значительное число парламентариев.

Новый Верховный Совет СССР отличался от предыдущего - декоративно парадного. Депутатский корпус был призван в прямом смысле народом. В этом была его сила. Большинство депутатов критически относилось к аппарату, но беда парламента в том, что он был неопытен. По этой причине двигаясь от законопроекта к законопроекту, поднимая при этом множество проблем, ни одну из них толком не исследовав и не решив. Дебаты часто приводили людей в раздражение, в недоумение. Где можно, казалось бы, поставить точку - лились бесконечные речи. А где, наоборот, требовалось подробное обсуждение (например, проекта закона о собственности), прения быстро сворачивались.

Изменения в Конституции, избирательном законодательстве, осуществленные в БССР в 1989 году, как и аналогичные решения в других союзных республиках, дали легальную основу для дальнейшего развития демократии. Недостатком этого процесса было отсутствие ясно выраженных целей и способов переустройства, отсутствие надежной защиты со стороны государства, прежде всего экономических и социальных прав и свобод граждан.

На фоне экономических неурядиц, приведших к введению даже талонов на товары и продукты питания республики стали искать самостоятельные пути для выхода из кризиса. Центробежные силы проявились в росте национального самосознания. Республики заявили о своей независимости (суверенитете). Первыми это сделали прибалтийские республики, где давно зрело недовольство. "Центр" не смог ничего в данном случае противопоставить. Конфликты на национальной почве в республиках Средней Азии, протестные настроения в Грузии, Армении, Молдавии создали тот общий фон "развала" большого государства, который сформировался в 1990-1991 годах.

Часто спорят о роли личности в истории. Конфликт между лидерами СССР (Горбачевым М.С.) и России (Ельциным Б.Н.) также был на руку процессу суверенизации республик.

М.С.Горбачев к концу своего правления практически не пользовался поддержкой народа. За его речами не было конкретных позитивных результатов. В результате его не поддержали ни при подготовке нового Договора о Союзе республик, ни при создании ГКЧП, ни при образовании Содружества независимых государств, ратификация Соглашения, о котором была по существу завершающая страница в истории государства под названием СССР.

Хаотичное развитие законодательства в республиках позволило ряду лиц, близким к властным рычагам, "сколотить" в конце 80-х, начале 90-х годов прошлого столетия огромный капитал за счет обнищания народа.

В Республике Беларусь до середины 90-х годов приходилось "латать" те бреши в экономике, социальной сфере, которые образовались в связи с распадом СССР. И лишь затем пошло поступательное развитие нашей страны, хотя были и проблемы (например, экономические и финансовые неурядицы в 2011-2012 годах). Двадцать лет – небольшой отрезок в истории, но он позволяет оценить и увидеть позитивное и негативное в истории. На примере 1991 года можно видеть, что и один год, как и один день, может иметь судьбоносное значение для страны и граждан.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница