Региональный этап
Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы
с детьми школьного возраста и молодёжью на соискание премии
«За нравственный подвиг учителя»
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 36
г. Белгорода
.
ПРОГРАММА
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ТЕМЕ:
«ФОРМИРОВАНИЕ ВНУТРЕННЕГО МИРА СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ДУХОВНОМУ ИСКУССТВУ»
2012 г.
Департамент образования, культуры и молодёжной политики
Белгородской области
Белгородская и Старооскольская епархия
Региональный этап
Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы
с детьми школьного возраста и молодёжью на соискание премии
«За нравственный подвиг учителя»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 36 г. Белгорода
представляет на Региональный этап
Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы
с детьми школьного возраста и молодёжью на соискание премии
«За нравственный подвиг учителя»
коллектив авторов:
Тучкову Ольгу Викторовну,
Сенчугову Оксану Александровну,
Трапизон Ирину Владимировну,
Лысых Наталью Фёдоровну.
Программа научно-педагогического эксперимента по теме:
«Формирование внутреннего мира современного школьника
через приобщение к духовному искусству»
Конкурсное направление:
•Лучшая инновационная разработка года
•Лучшее педагогическое исследование года
•Лучший издательский проект года
•Лучшая программа духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи
•Лучшая программа гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи
•Педагоги высшей школы – средней школе. Лучшая программа духовно-нравственного воспитания.
2012 г.
Департамент образования, культуры и молодёжной политики
Белгородской области
Белгородская и Старооскольская епархия
Региональный этап
Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы
с детьми школьного возраста и молодёжью на соискание премии
«За нравственный подвиг учителя»
Тучкова Ольга Викторовна
Сенчугова Оксана Александровна
Лысых Наталья Фёдоровна
Трапизон Ирина Владимировна
_______________________________________________________________
Фамилия Имя Отчество
Программа научно-педагогического эксперимента по теме:
«Формирование внутреннего мира современного школьника
через приобщение к духовному искусству»
_____________________________________________________________
Название работы
Конкурсное направление:
•Лучшая инновационная разработка года
•Лучшее педагогическое исследование года
•Лучший издательский проект года
•Лучшая программа духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи
•Лучшая программа гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи
•Педагоги высшей школы – средней школе. Лучшая программа духовно-нравственного воспитания.
Представление
Представленная программа подготовлена группой соавторов коллектива МБОУ – СОШ № 36 г. Белгорода. В основе программы лежит тесное сотрудничество коллектива школы с Духовно-просветительским центром во имя свв. Мчц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, включающее в себя просвещение современных школьников в области духовного искусства. Основополагающими задачами программы являются: актуализация необходимости бережного отношения к русской национальной культуре и духовности, а также формирование и расширение знаний обучающихся в области истории культуры, архитектуры, живописи, этики и эстетики.
2012 г.
Департамент образования, культуры и молодёжной политики
Белгородской области
Белгородская и Старооскольская епархия
Региональный этап
Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы
с детьми школьного возраста и молодёжью на соискание премии
«За нравственный подвиг учителя»
Тучкова Ольга Викторовна
Сенчугова Оксана Александровна
Трапизон Ирина Владимировна
Лысых Наталья Фёдоровна
_______________________________________________________________
Фамилия Имя Отчество
Программа научно-педагогического эксперимента по теме:
«Формирование внутреннего мира современного школьника
через приобщение к духовному искусству»
_____________________________________________________________
Название работы
Конкурсное направление:
•Лучшая инновационная разработка года
•Лучшее педагогическое исследование года
•Лучший издательский проект года
•Лучшая программа духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи
•Лучшая программа гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи
•Педагоги высшей школы – средней школе. Лучшая программа духовно-нравственного воспитания.
Информация об авторах работы:
Тучкова Ольга Викторовна (09.05.1966 г.р.) – директор МБОУ – СОШ № 36 г. Белгорода, учитель высшей квалификационной категории, почётный работник общего образования РФ, учитель – методист. Тучкова О.В. в течение ряда лет принимает активное участие в работе творческой группы при БелРИПКППС, ее профессиональная деятельность отмечена Благодарственными письмами управления образования и науки Белгородской области, Почетными грамотами администрации города.
Сенчугова Оксана Александровна (11.07.1973 г.р.) – заместитель директора по УВР, учитель высшей квалификационной категории.
Трапизон Ирина Владимировна (04.05.1982 г.р.) – заместитель директора по УВР, учитель высшей квалификационной категории.
Лысых Наталья Фёдоровна (03.12.1970 г.р.) – заместитель директора по УВР, учитель высшей квалификационной категории, почётный работник общего образования РФ.
Адрес МБОУ – СОШ № 36 г. Белгорода: 308034, г. Белгород, ул. Бульвар 1-го салюта, д. 6.
Телефон, факс: 4722 - 55-44-10 E – mail: school36@beluo.ru
Подпись авторов: ________ _________ _________ __________
2012 г.
ПРОГРАММА
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ТЕМЕ:
«ФОРМИРОВАНИЕ ВНУТРЕННЕГО МИРА СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ДУХОВНОМУ ИСКУССТВУ»
Актуальность изучения духовной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях обусловлена насущной социально-педагогической потребностью обновления содержания социально-гуманитарного образования, развития воспитательных функций светской школы в новых социокультурных условиях. Эта потребность находит выражение в педагогической практике интеграции знаний о православной культуре в учебно-воспитательную деятельность образовательных учреждений, которая получила широкое распространение во многих регионах России и свидетельствует о тенденции восстановления культуросообразности российского образования, духовно-нравственных основ обучения и воспитания детей и молодежи в нашей стране.
Особенностью развития российской системы образования в настоящий период является ее модернизация и реформирование, которые вызваны большими изменениями в духовной, социально-политической и экономической сферах жизни общества в последнее десятилетие. Одним из направлений модернизации и реформирования светской школы является обновление содержания общего социально-гуманитарного образования, направленное, в частности, на преодоление негативных последствий отказа государства и светской школы в предшествующий период от опоры на ценности традиционной духовной культуры. Культура России исторически формировалась под воздействием Православия, и все ее сферы глубоко связанны с Православием. Поэтому духовная культура – одна из важнейших для России областей социально-гуманитарного знания. Являясь исторически ядром традиционной российской культуры, православная культура способствует адекватному освоению ценностей российской культуры, особенно в ее гуманитарном аспекте.
В нашем педагогическом эксперименте представляется актуальным проследить изменение представлений об окружающем мире посредством духовного искусства у современных школьников среднего и старшего возраста. Ученик – активный субъект. Кем он станет, жертвой или созидателем, зависит от особенностей поликультурного пространства, от того поможет ли педагог позитивной самореализацией школьника, возможной только в условиях, позволяющих учащимся постичь культурные ценности, нормы и образцы поведения своего и других народов.
Сегодня в обществе постоянно идут поиски новых форм работы с молодежью, и в данной ситуации, на наш взгляд, будет актуальным обратить внимание на такую организацию как духовно-просветительские центры, которые обладают огромнейшим социокультурным потенциалом.
По мнению С.К. Терлецкого, духовно-просветительский центр – это «негосударственное религиозно-образовательное, многофункциональное объединение, деятельность которого направлена на возвращение населения в лоно православных ценностей, основанных на многовековой патриотической деятельности церкви, ее роли в консолидации народа, установлении и развитии государственности национального самосознания, развитие социального служения церкви» [1].
Главная задача духовно-просветительских центров - гармоничное духовное развитие каждой личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности, доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепления семейных уз, любви к детям и уважения к старшим.
В рамках деятельности духовно-просветительских центров у населения формируется бережное отношение к истории и традициям края, приобщение молодого поколения и детей к истокам народной духовности, сохранение преемственности поколений. Особое значение вышеуказанных социально-культурных институтов в оказание реабилитационной помощи молодежи, пострадавшей от тоталитарных сект, наркомании, алкоголизма. Так же данные учреждения имеют огромный потенциал как особый информационный канал, открывая возможность обмена опытом, информацией и осуществление совместных проектов, ведение исследовательской и методической деятельности в области духовно-нравственного просвещения, культурного и патриотического воспитания.
В условиях Духовно-просветительского центра во имя свв. мчц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии подобное просвещение является неотъемлемой частью процесса тесного взаимодействия методистов Центра и администрации, преподавателей и учащихся МБОУ-СОШ №36 г. Белгорода.
Объектом нашего эксперимента является духовное воспитание детей двух взятых возрастных групп (параллели 5-х и 8-х классов).
___________________________
Левицкий О. Южно-русские архиереи XVI и XVII ст. // Киевская старина. – 1882. - № 1. – С. 49-100.
Предметом эксперимента нам представляются воспитательные возможности Духовно-просветительского центра во имя свв. мчц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, включающие в себя необходимость просвещения современных школьников в области духовного искусства.
Цель педагогического исследования – раскрыть педагогический потенциал духовного искусства посредством взаимодействия Духовно-просветительского центра во имя свв. мчц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии и учащихся 5-х и 8-х классов МБОУ-СОШ №36 г. Белгорода.
Для достижения заявленной цели нами поставлены следующие задачи:
- создать условия для формирования аксиологических основ личности;
- актуализировать необходимость бережного отношения к русской национальной культуре и духовности;
- углубить знания в области живописи, архитектуры, истории культуры, этики и эстетики.
Гипотеза. Для реализации этих задач выделены следующие взаимодействия с учащимися 5-х и 8-х классов МБОУ-СОШ №36:
-
Экскурсия по храмовому комплексу во имя свв. мчц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
-
Посещение Информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал» при Духовно-просветительском центре во имя свв. мчц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
-
Посещение художественной галереи Духовно-просветительского центра во имя свв. мчц. Веры, надежды, Любови и матери их Софии.
-
Лекции и беседы по предмету Православная культура.
-
Просмотр фильмов духовно-нравственного, патриотического и краеведческого направления.
-
Проведение других совместных мероприятий, носящих духовный, нравственный, патриотический характер.
-
Экскурсия по храмовому комплексу во имя свв. мчц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
Ценности: духовно-нравственная и эстетическая ориентация личности.
Задачи:
- формирование у подрастающего поколения элементарного понятия об устройстве храмового комплекса в общем, и его составляющих в частности;
- прививание подрастающему поколению любви к живописи и архитектуре (в частности к церковной);
- приобщение школьников к традиции посещения храма и правилам поведения в нем.
Социально-педагогическое партнерство: МБОУ-СОШ №36.
Виды и формы взаимодействия с родителями: совместное посещение данного храмового комплекса.
Планируемый результат: передача определенной системы знаний об устройстве и назначении храма и формирование духовно-нравственной, культурной, эстетически развитой, ценностно-ориентированной личности.
-
Посещение Информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал» при Духовно-просветительском центре во имя свв. мчц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Виртуальный филиал представляет собой своеобразный электронный аналог Русского музея, обеспечивающий доступность различным категориям зрительских масс, территориально удаленных от Санкт-Петербурга к шедеврам изобразительного искусства, представленным в долгосрочной программе виртуального филиала в электронном виде. Каждый посетитель виртуального филиала при Духовно-просветительском центре во имя свв. мчц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии имеет возможность:
- войти в музейную среду и увлекательный мир изобразительного искусства;
- узнать об истории создания и современной жизни Русского музея;
- посетить дворцы, входящие в уникальный архитектурный комплекс музея;
- побывать в зала, фондах, реставрационных мастерских;
- открыть известные и забытые страницы истории русского искусства;
- познакомиться с судьбами и творчеством выдающихся русских художников;
- соприкоснуться с проблемами художественного творчества;
- сформировать представление о видах, жанрах, стилях и эпохах русского искусства;
- полюбоваться шедеврами духовного искусства из коллекции разных музеев.
Ценности: эстетическая ориентация личности.
Задачи:
- развитие художественных и эстетических потребностей подрастающего поколения в изучении и понимании произведений искусства, представленных в Информационно-образовательном центре «Русский музей: виртуальный филиал»;
- формирование у школьников способности понимать подлинное содержание художественного произведения и его историческую ценность;
- воспитание у школьников элементов исторического сознания, понимания и исторической преемственности в развитии художественной культуры России;
- создание творческого потенциала личности по средствам эстетического общения.
Планируемый результат: расширение знаний и эрудиции в области истории искусства и создание эстетических ценностей личности.
Социально-педагогическое партнерство: МБОУ-СОШ №36, Духовно-просветительский центр во имя свв. мчц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
Виды и формы взаимодействия с родителями: родительские лектории, совместное посещение музея.
-
Посещение художественной галереи Духовно-просветительского центра во имя свв. мчц. Веры, надежды, Любови и матери их Софии.
Ценности: эстетическая ориентация личности.
Задачи:
- развитие художественных и эстетических ценностей подрастающего поколения;
- корректировка общих представлений об остановках мировоззрения школьников на основе произведений направлениях живописи изобразительного искусства;
- конкретизация представлений знаний учащихся об изобразительном искусстве.
Планируемый результат: развитие творческих способностей эстетического вкуса.
Социально-педагогическое партнерство: МБОУ-СОШ №36, Духовно-просветительский центр во имя свв. мчц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
Виды и формы взаимодействия с родителями: родительские лектории, совместное посещение художественных выставок.
-
Лекции и беседы по предметам Краеведения и Православная культура
Ценности: духовно-нравственная, образовательная, культурологическая ориентация личности.
Задачи:
- объяснение подрастающему поколению, почему Православие считается государствообразующей и культурообразующей религией России;
- знакомство школьников с памятниками православной культуры, дошедших до нас в виде старинных книг и икон, духовной музыки, православных храмов и монастырей;
Планируемый результат: расширения знаний в области Православной культуры.
Социально-педагогическое партнерство: МБОУ-СОШ №36, Духовно-просветительский центр во имя свв. мчц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
Виды и формы взаимодействия с родителями: родительские лектории, привлечение к выбору темы лекции, совместное посещение лекций и бесед.
-
Просмотр фильмов духовно-нравственного, патриотического и краеведческого направления.
Ценности: духовно-нравственная, патриотическая и краеведческая ориентация.
Задачи:
- объяснение школьникам смысла просмотра и обсуждения предложенных фильмов;
- увеличение знаний учащихся о культуре и традициях родного края и России в целом;
- формирование эстетического вкуса у подрастающего поколения.
Планируемый результат: умение отличать «доброе кино» от «злого», готовность обсуждать сюжет фильма.
Социально-педагогическое партнерство: МБОУ-СОШ №36, Духовно-просветительский центр во имя свв. мчц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
Виды и формы взаимодействия с родителями: привлечение к выбору фильма, совместный просмотр фильмов.
-
Проведение других совместных мероприятий, носящих духовно-нравственный и патриотический характер.
Ценности: духовно-нравственная, эстетическая, культурологическая, воспитательная, патриотическая, краеведческая ориентация.
Задачи:
- увеличение знаний учащихся о культуре и традициях родного края и России в целом;
- развитие общечеловеческих и отечественных ценностей;
- создание условий для духовно-нравственного, гражданского, культурологического становления личности.
Планируемый результат: расширения знаний в области Краеведения и Православной культуры, созидание и формирование духовных, нравственных, культурологических, эстетических ценностей личности.
Социально-педагогическое партнерство: МБОУ-СОШ №36, Духовно-просветительский центр во имя свв. мчц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
Виды и формы взаимодействия с родителями: родительские лектории, привлечение к выбору темы, совместное посещение мероприятий.
Эксперимент представляет собой тесное взаимодействие воспитательной работы МБОУ-СОШ №36 и Духовно-просветительского центра во имя свв. мчц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. План взаимодействия связан с планом воспитательной работы школы и непосредственно 5-х и 8-х классов, соотносится с тематикой внеклассных мероприятий и классных часов МОУ-СОШ №36. Администрация и педагоги школы заключили договор с Духовно-просветительским центром во имя свв. мчц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии с целью реализации педагогического эксперимента сроком на 2 года.
Последовательное взаимодействие МБОУ-СОШ №36 и Духовно-просветительского центра во имя свв. мчц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии должно соответствовать следующим ожидаемым результатам.
После 1-го года эксперимента учащиеся должны:
- иметь элементарное понятие об устройстве храмового комплекса в общем, и его составляющих в частности;
- знать о традиции посещения храма и правилам поведения в нем;
- получить представления об изобразительном искусстве и его значении в жизни человека;
- уметь концентрировать внимание и удерживать его на шедеврах живописи, архитектуры, предметах культуры и искусства;
- пытаться детально представлять составляющие музейных экспонатов, иметь элементарные представления о видах, жанрах, стилях и эпохах русского искусства.
После 2-го года эксперимента учащиеся должны:
- погрузиться в музейную среду и увлекательный мир изобразительного искусства;
- знать об истории создания и современной жизни Русского музея;
- изучить известные и забытые страницы истории русского искусства;
- познакомиться с судьбами и творчеством выдающихся русских художников;
- соприкоснуться с проблемами художественного творчества;
- сформировать представление о видах, жанрах, стилях и эпохах русского искусства;
- приобрести навыки анализа и представления дошедших до нас в виде старинных книг и икон, духовной музыки, православных храмов и монастырей;
- расширить знания о культуре и традициях родного края и России в целом.
Эксперимент основан на изучении внутренней потребности школьников в разные возрастные этапы воспринимать духовное искусство как необходимую возможность формирования собственных представлений о себе и окружающем мире. Преподаватели МБОУ-СОШ №36 и методисты Духовно-просветительского центра во имя свв. мчц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии заинтересованы в выявлении степени открытости восприятия ребенка к познанию и приобретению духовных ценностей на разных этапах возрастного развития с целью дальнейшего сотрудничества с наиболее податливой категорией школьников в рамках подобного взаимодействия.
|