«Формирование представлений о музыкальных инструментах, их звучании и происхождении»



Скачать 97.33 Kb.
Дата10.05.2016
Размер97.33 Kb.
Проект по музыкальному воспитанию

«В стране музыкальных инструментов»

Выполнила

Музыкальный руководитель

НРМДОБУ «Детский сад «Елочка»

Тренина Любовь Николаевна.

Тема: «Формирование представлений о музыкальных инструментах, их звучании и происхождении».

Вид проекта: тематический, групповой, комплексный.

Цель проекта: дать представления о многообразии мира музыкальных инструментов.

Задачи:

1.Развивать у детей желание знакомиться с историей создания музыкальных инструментов.

2.развивать у детей музыкальный слух, желание слушать классическую музыку, выделять звучание отдельных музыкальных инструментов.

3.Создавать необходимую предметно-развивающую музыкальную среду.



Предполагаемый результат:

В результате реализации проекта:

1.Дети познакомятся с ударными, духовыми, струнными, клавишными музыкальными инструментами.

2.Разовьется сфера чувств, эмоциональная отзывчивость на слушание классической музыки, готовность к творчеству.



Краткое описание проекта:

Целью данного проекта является желание воспитать в детях живой интерес к музыке; в веселой и увлекательной форме познакомить детей с основными музыкальными терминами и инструментами.

В результате реализации проекта у детей сформируются представления о многих музыкальных инструментах, их звучании и происхождении. И как вершина творческого достижения – их участие в увлекательной викторине с вопросами, играми и творческими заданиями.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап:

1.Планирование деятельности, составление плана работы.

2.Подбор методической литературы и пособий.

3.Совершенствование предметно-развивающей среды (оформление музыкальных уголков).

4.Организовать с детьми оркестр детских музыкальных инструментов.

5.Изготовление самодельных музыкальных инструментов.



Основной этап: цикл занятий.

1-3 занятия-тема: «Ударные инструменты».

Цель: познакомить детей с ударными инструментами, развить у них творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ему музыкальных инструментах; сформировать у детей слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики.

Путешествие в город ударных инструментов «Ударная семья»(сказка).

Музыкант вошел в дом с большой коробкой и вынул из нее колокольчик, ложки, трещотки, барабан.

-Завтра у моего сына день рождения, и вы все пригодитесь.

Наступила ночь, и вдруг в тишине затрещали трещетки-трах-тах-тах,

-Трам-там-там - били барабанные палочки.

-Динь-дон –звенел колокольчик.

-Тра-та-та, дзинь-дзинь-дзинь-разговаривали ложки. Все эти инструменты спорили, кто из них главнее?

Тут вошел музыкант, взял свой большой барабан, барабанные палочки, и громкая барабанная дробь влетела в общий спор.

-Братцы, мы все из одной семьи ударных инструментов, и нам не нужно спорить, - гремел барабан, и все инструменты с ним были согласны.

Вопросы викторины:

1.Как вы думаете, кто в семье ударных инструментов самый старший и, наоборот, самый младший?

2.Звучание какого музыкального инструмента из сказки вам нравится больше и почему?

3.Если бы музыкальные инструменты попросили вас разрешить их спор, что бы вы им сказали?

4.Придумайте свои веселые названия для разных ударных инструментов.

В конце викторины прошло награждение самых активных участников медальками с изображением ударных музыкальных инструментов.



4-6 занятия- тема: «Духовые инструменты».

Цель: Познакомить детей с духовой группой инструментов.

-Сегодня мы с вами поговорим о духовых инструментах. Как вы думаете, какие это инструменты?

Дети: дудочки, рожки, труба…

-Правильно, а еще к духовым относятся такие инструменты –саксофон, фагот, жалейка, свирель, волынка, свистулька. Одним словом, духовые – это те инструменты, в которых нужно дуть воздух для того, чтобы они звучали.



Свирель

Жил в селе пастух Андрейка

На свирели, жалейке

Он коровушкам играл,

Хор коровий подпевал.

Были у него коровы

Невредимы и здоровы.

Звуки их оберегали,

Злых волков, болезни гнали.

Все Андрейку уважали,

Угощали, ублажали,

Прославляли всем селом.

Слыл он лучшим пастухом.

- Без умения играть

Счастья стаду не видать.

Вам поклон, свирель с жалейкой,-

Говорил пастух Андрейка.

-Ребята, для чего пастуху Андрейке нужна была жалейка и свирель?

Дети: Чтобы коровы слышали звуки и выполняли команды, которые подает им пастух.

Волынка

По селу певец идет,

Он в руках мешок несет,

Находу на нем играет,

Трубкой звуки извлекает.

Монотонное звучанье,

Много в нем тоски, страданья.

Что же это за чудинка?

Музыкант несет волынку.

Как упруга и прочна,

Воздухом полна она.

Воздух этот – музыкальный,

Только слишком он печальный.

Дети слушают музыкальную пьесу И. Баха «Волынка»

После прослушивания произведения дети получают задание : придумать сказку,- почему у волынки печальный голос, и нарисовать этот инструмент.

Тема: «Чья песня лучше?»- знакомство с различными духовыми инструментами.

Жалейка - жалобно поет

Дудки - звонко, радостно поют.

Свирель – грустные, переливчатые трели (соловья).

Труба – звонко, торжественно

Волынка – грустно, печально.

Флейта – Флейты тонкий голосок

Словно звонкий ручеек,

Кормит влагой он поля,

И звенит в ответ земля.

Благодарно шепчут ивы,

Летний яркий луг красивый.

Птички радостно поют,

Звонкий щебет там и тут.

Громче флейты звук, сильней-

Заливается ручей,

Вторят братцу родники,

Вон доносятся с реки.

Тише флейточка звучит-

Ручеек устал и спит

Тишина – он видит сон,

Замер флейты перезвон.

-Автор этого стихотворения сравнил звучание флейты с бегущим ручейком.

На последнем этапе знакомства детей с духовыми инструментами предложить детям представить себе фею музыки и нарисовать дома эту музыкальную фею, ведь только в детстве мы можем посещать сказочные страны и видеть фей.



7-9 занятия- Тема: «Струнные музыкальные инструменты».

Цель: Познакомить детей со струнными инструментами, их разновидностями, спецификой звучания.

- Сегодня мы с вами продолжим свое путешествие по стране музыкальных инструментов.



Струна.У струн таинственный язык,

На нем никто не пишет книг,

На нем никто не говорит,

Он в недра музыки разлит.

Несет он счастье и покой,

Понятен он душе любой,

Без перевода и без слов,

Прозрачен он и легче снов.

Он то волна, то солнца луч,

То серое скопленье туч,

То ласковый весенний луг.

Он сокровенный сердца друг.

Звучащий мир - любви язык,

Он музыки волшебный лик,

Благословение струне,

Дарящий голос тишине.

-Какие струнные музыкальные инструменты вы знаете?

-Скрипка, гитара, балалайка, виолончель, контрабас, арфа, гусли…

(плакаты с изображением этих инструментов)

-У какого струнного музыкального инструмента больше всего струн?

-Арфа, гусли.

Семья струнных смычковых инструментов.

Альт, контрабас, виолончель-

В оркестре дружная артель.

Басы их скрипка разбавляет,

Она как будто бы летает.

С чудесной легкостью она

Высокие берет тона

И голосит, как птица, звонко.

Звуча пронзительно и звонко.

Откуда мощь она берет,

На вид хрупка, а так поет?!

Артель ее боготворит

И уважительно басит.

-Давайте рассмотрим эти инструменты повнимательнее .

-Скажите, почему их называют семьей смычковых, что у них общего?

Арфа. На ней играют не смычком,

Звук извлекается щипком,

Как струи, струны шелестят,

Каскадом сказочным звенят.

Восходят ввысь, назад плывут,

Куда-то за собой влекут.

Подобно шепоту волны,

Глубоких тайн они полны.

У арфы ласковый напев,

Спокойный, ровный, нараспев.

Излечит боль любую вмиг

Ее таинственный язык.



Звучит фонограмма звучания арфы.

Звучание арфы сравнивается с волшебным всплеском волны. Она похожа на большое крыло бабочки, на которое натянуто множество струн. Арфа – это женский инструмент, потому что звучание арфы такое же нежное и ласковое, как женщина.

-Ребята, мы с вами познакомились со струнными музыкальными инструментами. Каждый инструмент необходимо переносить в футлярах. Дома вы нарисуете футляры для различных музыкальных инструментов, а по футлярам мы с вами определим, какой инструмент лежит в них.

10. Занятие - Тема: « Клавишные музыкальные инструменты».

Цель:Познакомить детей с группой клавишных инструментов.

ФортепианоФортепиано – что такое?

Это таинство большое,

Разных клавиш разговор,

Черно-белый вечный спор.

В черных клавишах бемоли

И диезы громко спорят.

В белых - чистые тона,

Ровная у них стена,

Нрав у белых - величавый.

Короли они по праву.

Черных это возмущает,

Им величия не хватает.

Ноты в разнобой звучат,

Подчиняться не хотят.

Примеренье наступает,

Если музыкант играет.

Утихают мигом споры

Клавиш вечные раздоры.

Всем дана одна работа,

Служат музыке все ноты.

(Рассматриваниекартины с изображением фортепиано).

-Ребята, посмотрите на клавиатуру фортепиано. Прикасаясь к его белым и черным клавишам, музыкант дарит нам прекрасные музыкальные произведения.

-Как вы думаете, о чем разговаривают белые и черные клавиши фортепиано?

Дети придумывают рассказы.

-Существует два вида фортепиано, один из них – рояль, что означает королевский, с корпусом, похожим на крыло огромной птицы. В нем струны расположены горизонтально. Его громкий голос отлично звучит в больших концертных залах. А другой вид – пианино, в нем струны расположены вертикально и не занимают так много места, как в рояле Поэтому оно больше подходит для дома.

-Чем отличается пианино от рояля?

-А теперь давайте послушаем, как фортепиано расскажет нам о бабочках. Послушайте его легкие звуки, и представьте себе маленьких легкокрылых бабочек, которые весело порхают над цветочной поляной.

Дети слушают пьесу для фортепиано «Бабочки»

-Ребята, дома нарисуйте этих веселых бабочек, про которые вам рассказало пианино.

Заключительный этап: итог.

1.Подарить ребенку радость, открыть ему дверь в мир музыки – мир удивительный, яркий и сказочный.



2.Закрепить знания о различных видах музыкальных инструментов, их звучании.

3.Определять на слух звучание музыкальных инструментов в оркестре.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница