Формирование нравственных качеств у старших дошкольников средствами музыкального воспитания



Скачать 457.34 Kb.
страница1/3
Дата14.11.2016
Размер457.34 Kb.
  1   2   3
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
Старший воспитатель муниципального дошкольного

образовательного учреждения детского сада

комбинированного вида № 36 «Росинка»

администрации г. Белгорода

Коломыченко Светлана Сергеевна

Для мыслящих людей разных исторических эпох было очевидным, что качество жизни народа зависит от его нравственности. Поэтому проблема нравственного воспитания в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.

Когда мы говорим о нравственном воспитании дошкольников, мы исходим, прежде всего, из потребности сформировать у ребенка ценностные ориентации его жизнедеятельности, приобщить к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Результатом нравственного вос­питания являются появление и утверждение в личности оп­ределенного набора нравственных качеств. И чем проч­нее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у дошкольника, тем выше оценка его нравственности со сторо­ны окружающих.

Дошкольный возраст является периодом открытости к различным социально-нравственным, духовным и педагогическим воздействиям и готовности их принятию, именно на данном этапе наиболее ярко и интенсивно развиваются нравственные качества ребенка.

Музыка является одним из богатейших и действенных средств нравственного воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека. Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека.


  • Музыкальные образы пробуждают чувства ребенка,

  • Пение рождает способность переживать настроения, душевное состояние другого человека, которое отражено в песнях.

  • Правильный подбор музыкального и песенного материала способствует воспитанию у детей чувств патриотизма, интернационализма, расширяет их кругозор.

  • Танец через его ритмичные движения позволяет передавать то или иное чувство переживания.

  • Разнообразные виды музыкальной деятельности оказываю неоценимое воздействие на поведенческие реакции ребенка.

  • Исполнительство и детское музыкальное творчество , помогают детям понять роль коллектива в человеческой деятельности, способствуя, таким образом, формированию их мировоззрения, оказывает на детей организующее и дисциплинирующее воздействие, воспитывает чувство коллективизма, дружбы.

В нашем ДОУ мы апробировали возможность использования средств музыкального воспитания в формировании нравственных качеств дошкольника старшего возраста, посредством разработанной программы «Волшебный камертон» и утвержденной на Совете педагогов в мае 2009 года (выдержки из программы представлены в приложении).

При разработке концепции програм­мы мы опирались на цели нрав­ственного воспитания, сформулирован­ные Ш.А. Амонашвили: «В душе и сердце ребенка должны быть поселены светлые образцы, мысли и мечтания - чувство прекрасного, стремление к самопозна­нию и саморазвитию; ответственность за свои мысли; устремленность к благу; му­жество и бесстрашие, чувство заботы и сострадания, радости и восхищения, со­знание жизни, смерти и бессмертия...» .

Поэтому главной целью нашей програм­мы является создание условий для формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством музыкального воспитания

Наша программа представляет педагогический опыт становления творчески и нравственно развитой личности в условиях специально организованной социокультурной предметной музыкально-образовательной среды. В соответствии с этим мы выделяем музыкальную среду ДОУ, семьи учреждения культуры и образования.

В нашем понимании развивающая среда – это не только образовательное пространство ДОУ. Прежде всего - это социокультурное пространство, в рамках которого происходит интеграция социальных институтов, направленных на развитие и воспитание детей. Именно их взаимодействие оптимальным образом способствует процессам нравственного становления личности. В соответствии с этим мы выделяем музыкальную среду ДОУ, семьи и учреждений культуры и образования.

Музыкальную образовательную среду в ДОУ мы рассматриваем в рамках регламентируемой (организованной) и нерегламентированной (совместной с воспитателем и самостоятельной) музыкальной деятельности.

Организованная музыкальная среда включает в себя серию музыкальных занятий, праздников, развлечений и других видов деятельности с использованием музыки.

Нами разработаны интегрированные, тематические занятия содержание, которых наполнено нравственными категориями и ценностями. В интегрированные занятия мы включили: музыкальные произведения от русского фольклора, близкого и доступного детскому пониманию, через детскую классику в музыкальной литературе, до вершин камерного, инструментального и симфонического творчества крупнейших русских композиторов; народные и авторские сказки, малые жанры фольклора, познавательные рассказы из круга детского чтения; различные виды художественной деятельности: рисования, аппликации, лепки.

Тематика интегрированных занятий выстроена с учетом развития нравственных ценностей и формируемых нравственные качества старшего дошкольника: «Там, где дружат – живут, не тужат», «Долг платежом красен», «На заставе богатырской», «Смекалка-второе счастье», «Кто многого желает, тот и мало не видает» «Цветик-семицветик», «Как рубашка в поле выросла», «Ты пожалеешь, и тебя пожалеют», «Мир не без добрых людей» «Как аукнется, так и откликнется» «Как проживешь, так и прослывешь» «За честь хоть голову снесть», «Долг платежом красен».

Каждое занятие включало в себя ряд этапов:

1. Слушание сказки с включением музыкальных фрагментов.

2. Рассматривание иллюстраций и обсуждение содержания сказки, выяснение основной идеи. Игры, драматизация, музыкально-двигательная деятельность, этюды.

3. Организация художественно-продуктивной деятельности: рисования, лепки, аппликации, конструирования на тему сказки.

Тематические музыкальные занятия позволили на содержательном музыкальном материале дать детям представления о нормах и правилах поведения, сформировать эмоционально-мотивационные ценности и культуру чувств старших дошкольников. Занятия представлены следующими темами: «В гостях у Феи Красоты», «Поделись улыбкою своей», «День победы», «Путешествие в страну этикета», «Я и мои эмоции», «Милый сердцу Белый город», «В ком правды нет, в том и добра мало», « Комплименты, Дразнилки», «Самая хорошая мамочка моя», «Волшебство доброго слова», «Здравствуй мир, здравствуй друг», «Наши добрые поступки» «Я и другие люди». Каждая тема предполагает обращение к литературному и зрительному ряду, иг­рам, а также многократные упражнения в положительных поступках.

На занятиях к детям приходит игровой персонаж, он естественным образом помогает поставить ребенка перед проблемной ситуацией. Для проблемной ситуации нужны, как известно, три условия: наличие знаний; столкновение этих знаний, противоречие между ними — и личный интерес к открывшемуся противоречию. Личному интересу способствует игровая позиция, присущая детям: помочь Коту Леопольду, Незнайке. Иногда просто разрешить его затруднения, а иногда — проявить заботу, нежность. Такие проблемные ситуации обладают нравственной направленностью.

Составленная нами программа включает в себя разнообразные виды праздников и развлечений. Во время праздников и развлечений стараемся создавать у ребенка ра­достное настроение, эмоциональный подъем и формировать праздничную культуру (знание традиций праздника, особенностей организации праздничного действа, правил пригла­шения гостей и гостевого этикета).

Подготовка к празднику и развлечению всегда вызы­вает у детей интерес, на основе которо­го формируется единение детей и взрослых. Стремимся, чтобы никто не был пассивным со­зерцателем. Даем выход детским стремлениям, способст­вуем удовлетворению их желания уча­ствовать в играх, танцах, инсцениров­ках, в оформлении зала, группы и дру­гих помещений детского сада.

Уже через некоторое время стало понятно, что ребенок ищет вокруг себя или в сказках, легендах «живые образцы», которым он хочет следовать. Эта особенность учитывалась при разработке праздников и развлечений. В них включались как можно больше положительных персонажей, а отрицательные всегда становились на истинный путь.

Приятно наблюдать, что дети в повседневную жизнь выносят героев праздников и развлечений. Адекватно в действительности оценивают их и сопереживают им.

Праздники и развлечения развили у детей способность чувствовать эмоциональное состояние окружающих, быть благодарными, заботливыми, внимательными к родителям, близким людям, взрослым и сверстникам.

В блок нерегламентированной (совме­стной с воспитателем и самостоятель­ной, музыкальной деятельности детей в группе вне занятий) мы отнесли совместную с воспитателем музыкальную деятельность, осуществляющуюся в иг­рах сюжетно-ролевых с использованием музыкального репертуара, хороводных, музыкально-дидактических, музыкаль­но-творческих. Нами была собрана подборка музыкально-дидактических игр с нравственным содержанием и игр на развитие эмоционально-нравственной сферы ребенка, развития культуры поведения. Подобрана фонотека эстрадного и фольклорного песенного материала, раскрывающего перед ребенком нравственно-этические нормы, а также фрагменты классической музыки, способной воздействовать на чувства и эмоции ребенка. Совместно с детьми педагогами были изготовлены самодеятельные музыкальные инструменты по педагогической концепции К.Орфа, которые дети широко использовали в повседневной деятельности. В музыкальной зоне был совместно с детьми подобран бросовый материал для опытно-экспериментальной деятельности , разработаны музыкально - дидактические игры на нравственную тематику: « Трафаретный театр», «Угадай настроение», «Чудесные превращения», «Ромашка», «Скульптор», «Волшебный цветок».

Широко используем в процессе совместных игр элементы музыкально-театрального воспитания. Нами изготовлены куклы – рукавички, с которыми обыгрываем с детьми небольшие музыкальные пьесы, этюды, театральные сценки. Такие музыкально-театральные игры формируют у детей механизмы управления своим поведением, способствуют развитию эмоционального мира личности ребенка. В ней реализуется потребность, фантазировать, воображать себя в мнимой ситуации, создавать, некую новую реальность, преображавшую ту с которой ребенок сталкивается каждодневно. В процессе музыкально-театральной игры персонажи обретают черты знакомых ребенку людей и обстоятельств. Они учатся оценивать добро и зло, делать первые шаги в сторону ценностного освоения мира. Создавая портрет героя, моделируя обстоятельства его жизни и деятельности, дети придумывают собственные сказки, в которых проявляют свой характер, мечты, надежды.. Музыкальным материалом для такой работы мы используем детские пьесы композиторов классиков («Детский альбом» П. Чайковского, «Детская музыка» С. Прокофьева, «Детский уголок» К. Дебюсси, пьесы для детей Д. Кабалевского). Через музыкальное сопровождение дети осознают собственный портрет героя, прослушиваемой пьесы, определяют особенности его характера, определяют, как его собственный герой мог проявить себя в различных предлагаемых ситуациях, моделируют на основании созданного портрета его судьбу, разыгрывают этюды, в которых действует герой. Такая работа является подготовительным этапом к постановке музыкального мюзикла.

На основе специально составленных рассказов («Кукле и зайке весело (грустно)», «Вместе весело!», «Помоги Кате»; адаптированных текстов Л. Толстого «Чиж»; А. Барто «Мишка», «Мяч»; Б.Д. Корсунской «Чашка», «Обманул», «Нельзя бросать друзей»; специально составленных небольших текстов с нравственным содержанием «Упрямые бараны», «Ссора», «Друг») организуем игры- драматизации.

Нами для решения проблемных ситуаций используются так же и режиссерские игры педагога, что позволяет приобщать детей к анализу ситуаций, комбинированию различных вариантов выхода из них, планированию действий, которые помогут ребенку установить причины и их последствия. Для выбора темы обсуждения используем ситуации из жизни детей группы. С этой целью мы разработали картотеки конфликтных ситуаций, свидетелями которых мы были, по схеме: дата, возраст детей; место конфликта, его участники; суть конфликта; итог конфликта; выводы воспитателя. На первом этапе детям предлагается инсценировка кукольного (настольного) театра, где роли участников конфликта исполняют игрушки с вымышленными именами. Детям предлагаем помочь игрушкам уладить конфликт и самим разыграть примиряющие диалоги. При этом даем нравственную оценку итогу разрешения проблемы. На втором этапе напоминаем детям о проблемной ситуации, которая была в группе (не называя участников конфликта), и предлагаем вспомнить, так же ли мирно она была завершена. Следует отметить, что поддержка ребенка педагогом в оценке его действий выступают так же стимулом развития нравственного поведения. В основе обсуждения детских проблем используем метод игрового проектирования проблемных ситуаций: «Мостик», «Ступеньки», «Две гири», «Логическая цепочка», «Туча», «Отрицательная ветвь».

Одним из средств реализации про­граммы стало учебно-наглядное пособие «Дерево добрых дел».

Оно используется в сле­дующих целях:

- Помочь детям научиться видеть достоин­ства своих сверстников, радоваться их успехам, преодолевать чувство недоброжелательности (зависти) к ним.

- Воспитывать стремление к выполнению нравственных правил и норм поведения; по­мочь преодолеть свои недостатки.

- Стимулировать развитие нравственных качеств, правильной самооценки и стремле­ния совершать положительные дела и поступки.

Ежедневно в конце дня у «Дерева добрых дел» мы используем педагогически инструментальную методику «этического заряда» - «Пятиминутку». Основная цель, которой в организации доброжелательного климата взаимоотношений детей в поле их жизнедеятельности через психологическую установку на эмоционально тепло и взаимопонимание, которая воплощается в методике убеждения и предупреждения конфликтных ситуаций и достойного выхода из них. В результате чего у воспитанников закреплялся нравственный статус таких проявлений как сдержанность, терпение, снисходительность, умение простить.

Периодически в зави­симости от нравственной ситуации, сло­жившейся в группе, проводим обсужде­ние событий, произошедших за это вре­мя. Сигналом для начала разговора служат изменения в настроении ска­зочных персонажей (макеты сказочных персонажей являются дополнительными атрибутами к пособию). Они то радуются, то грустят около «Дерева добрых дел», вы­зывая ответную реакцию детей, при этом мы предлагаем послушать дошкольникам музыкальное произведение и определить какой из персонажей может появиться у дерева, обсуждаем почему.

Используя это пособие, мы в интересной для ребенка игровой форме - без назидания и морализирования помогаем ему научиться делать доб­ро, любить своих товарищей, совместно с ними преодолевать трудности.

В нашей программе мы используем потенциала музыкального искусства, связанного с фоно­вой музыкой - музыкой, звуча­щей «вторым планом» в жизнедеятельности дошкольников в режимных моментах, которая по нашему мнению вызывает способ­ность испытывать эмоции и чувства, возникающие в про­цессе ее восприятия, оказывает влияние на совершенствова­ние эмоциональной отзыв­чивости детей в реальной жизни

Полученные теоретические знания и насыщение музыкальной предметно-развивающей среды сенсорными раздражителями позволяет детям без труда организовать свою самостоятельную деятельность вне занятий и проявлять положительные нравственные качества в игре.

Музыкально-образовательная среда семьи осуществляется в нерегламентированной музыкальной деятельности дома. В нашу программу мы включили нетрадиционные формы работы с родителями по формированию нравственных качеств средствами музыкального воспитания: анкетирование, родительское собрание, семинар практикум, конференция, консультации, оформление информационного стенда, совместные досуговые мероприятия ( праздники, развлечения, конкурсы, концерты), работа музыкальной гостиной, что позволило повысить теоретический уровень и сформировать практические умения у родителей по заявленной проблеме.

В программе мы рассматриваем возможность формирования нравственных качеств старшего дошкольника с введением ребенка в музыкально-образовательную среду учреждений культуры и образования. Дети посещают концертный зал Белгородской государственной филармонии, музыкальные спектакли Белгородской музыкальной школы и школы искусств, МОУ СОШ № 4.

Именно так понимаемые музыкальная среда и средовой подход являются инте­гральным средством, обеспечивающим тесное и успешное взаимодействие де­тей, воспитателей и родителей, а также трех уровней организации музыкально­го воспитания детей.

Результатами работы по программе яв­ились позитивные сдвиги в поведении детей, в том числе осознании своих по­ступков, развитии самооценки. В ходе обучения дети приобретают устойчивые представления о морально-этических нормах поведения, учатся относить свои поступки к хорошим или плохим, усваи­вать оценки поступков, которые дают взрослые или другие дети, и сами начинают правильно оценивать их и правиль­но поступать. Дети переживают, совер­шив тот или иной проступок, понимают о нем и стремятся быть лучше.

Создание условий в ДОУ для нравственного и эстетического развития, позволяет увидеть нам выпускника детского сада: самостоятельным, активным, проявляющим инициативу в музыкальной деятельности, имеющего яркую индивидуаль­ность; эмоционально отзывчивым на состояние других детей, кра­соту окружающего мира и произведения искусства, имеющим практические умения и навыки для внесения изменений в окружающую среду.

В работе с дошкольниками в данном направлении мы рассматриваем музыкальное воспитание в его широком смысле. В таком понимании это воспитание Человека. И с утверждением цитируем В.А. Сухомлинского, «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего человека».




Приложение 1

План работы с дошкольниками

месяц

Содержание музыкальных занятий

Художественные

тексты, игровой материал



Досуговая деятельность

сентябрь

Интегрированное занятие

«Цветик-семицветик»

Цель: Помочь детям осознать, что любовь способна творить чудеса. Дать детям понять, что физическая ущербность не говорит еще об ущербности души.

Музыкальный репертуар:

Тема цветка В. Гаврилин “Каприччио”; тема северного полюса А. Стоянов “Снежинки”; тема игрушек Д. Шостакович “Шарманка”; тема игры А. Лемуан “Этюд”

Тематическое

«Милый сердцу Белый город»

Формировать положительное отношение к малой Родине. Воспитывать чувство патриотизма.

Музыкальный репертуар: «Моя Россия», муз. Г. Струве, ел. Н. Соловь­евой; оркестр «Калинка», танец под русскую народную мелодию (по выбору музыкального руководителя); «Веселая песенка» сл. В.Викторова муз. Струве.





Музыкальные игры нравственной направленности

«Ровным кругом»

"Музыка и эмоции".

- «Ромашка»

- «Свет мой зеркальце скажи»

Игры на развитие эмоционально-нравственной сферы

-«Кактус»

-«Три медведя»

-«Назови себя»

-«Ступеньки доброты»

- «Яблонька, наклонись»

- «Пирамида любви»

-«Волшебники»



Игры на формирование культуры поведения

- игровые ситуации: «Кто первым поздоровается», «Знакомство»

- «Вежливый котик»

- «Цветок доброты»

-«Вежливый ручеек»

-«Вкусное яблоко»


Художественный текст

З.Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца»

Н. Тулупова «Разговор о доброте»

Имант Зиедонис «Сказка о жадине»

« Чук и Гек» А. Гайдар

«Почему?» В. Осеева

«Отцовское поле»

В. Куприн



-Праздник «Путешествие в страну знаний»

Конкурс чтецов «Я люблю тебя жизнь»



октябрь

Интегрированное занятие
«Ты пожалеешь, и тебя пожалеют» (по сказке «Иван Царевич и серый волк»)

Цель: Учить детей дружить и помогать друг другу в сложных ситуациях. Развивать способность соотнесения восприятия словесного описания героев сказки и музыкальных образов.

Музыкальный репертуар: образ Жар-птицы С.В. Рахманинов Прелюдия соль мажор. Тема дороги этюд – картина фа минор, тема волка этюд – картина ля минор, тема тревоги этюд – картина ре минор, образ Елены – прекрасной

этюд – картина ля минор


Тематическое занятие

«Я и мои эмоции»

Цель: Учимся "прислушиваться" к собственным ощущениям, рассказывать о своих чувствах и переживаниях. Познание внутреннего мира чувств и состояний, их анализ и управления ими. Развитие самоощущений.

Музыкальный репертуар: муз. С. Прокофьева; «Тревожная минута» (из альбома «Бирюльки» С. Майкапара); танец «Задорный танец», муз. В. Зо­лотарева; сл. А. Ламм «Пропала собака» муз. В.Я. Шаинского


Музыкальные игры нравственной направленности

- «Чтение с лица»

-«Передай платок»

"Определи настроение», "Барометр настроения", "Музыка и эмоции".


Игры на развитие эмоционально-нравственной сферы

-«Комплимент»

-«Клубок»

-«Тренируем эмоции»

-«Кто у нас хороший»

- «Я и мои друзья»

- «Не обзывайся»

-«Хрустальный башмачок»

- «Позови ласково»

Игры на формирование культуры поведения

«Подарок внука», «Расскажи о бабушке и дедушке»

- игра «Солнышко в доме»

- игра «Веселые перегляделки»

- игра «Комплемент Фее Счастья»

- «Добрые слова для бабушке и дедушке»


Художественный текст

А.С Сухомлинский «Петрик и Павлик» « Человек несгибаем», Потому что я человек»

«Радость в детских глазах»

Л.Воронкова ссора с бабушкой»

Песенка «Старушка», англ. Пер. С. Маршак

-С.Маршак «Ежели вы вежливы»

- М.Алибаев «Урок вежливости»

- Л. Толстой «Лев и собачка»



-Развлечение «Бабушка с дедушкой рядышком»

-Праздник «Осенний бал»

-Спортивно музыкальное развлечение «Помоги золушке»


ноябрь

Интегрированное занятие

«Мир не без добрых людей», (“Сестрица Аленушка и братец Иванушка”)

Цель: Учить детей делать выводы, анализируя поступки героев. Воспитывать заботливость, внимательность к близким людям.

Музыкальный репертуар: Использование русского фольклора в сказочной теме.

Русские народные песни “Ветер, солнце и орел”, “Спи-ко, усни, дитя Ванюшенька”, “Некошеный твой лужок”.

Тематическое

«Самая хорошая мамочка моя»

Цель: Обучение выражению внимания и сочувствия к маминой заботе обо всех членах семьи, ее труду, воспитание желания помогать маме, радовать ее хорошими добрыми делами и поступками.

Музыкальный репертуар

«Мамин праздник», муз. Ю. Гурьева, ел. С. Вигдорова; «Самая хоро­шая», муз. В. Иванникова, ел. О. Фадеевой; «Мама, ты мой самый лучший друг» муз. И сл. Олифировой; «Мир похож на цветной луг»

сл. А. Ламм муз. В.Я. Шаинского


Музыкальные игры нравственной направленности

«Мама отдыхает»;

«Угадай мелодию»;

«Танцы противоположности»

-«Кто это может быть!»

-«Трафаретные сказки»

- «Мое солнце»
Игры на развитие эмоционально-нравственной сферы

- «Сбор яблок»

- «Про обезьянку Чики»

- «Сбор яблок»

- «Волшебное слово»

Свеча»,

-«Разноцветный букет»

-«Передача чувства»

-«Волшебный мешок» - «На что похоже настроение».

- «Волшебный стул»
Игры на формирование культуры поведения

- игровые упражнения «Поменяйся местами»,

- Игра «Надо, надо умываться»

-«Узнай по рукам»

- «Уберем наш дом»
Художественный текст

- "Разбитая ваза", "Лег Сережа на кровать...", "Сыновья" В.Осеевой.

- И.Панькин «Легенда о матерях»

-А. Толстой «Синица»

- «Айога» нанайская сказка

«Кукушка» ненецкая сказка


- Конкурс «Мисс мама»

-Развлечение «В гостях у доброй сказки»

- Просмотр музыкального фильма сказки « раз-два-горе не беда» реж. М.Юзовский (1988)

-Развлечение «Хорошее настроение»




декабрь

Интегрированное занятие

«Как аукнется, так и откликнется»

(“Двенадцать месяцев”)

Цель: воспитывать в детях доброжелательность и приветливость в отношениях с окружающими.

Музыкальный материал:

П.И. Чайковский «Времена года», Симфония № 2,4

Тематическое

«Волшебство доброго слова»

Цель: формировать культуру поведения, нравственные качества: отзывчивость, доброжелательность; тренироваться в умении дарить окружающим доброту слова и дела.

Музыкальный репертуар "Песенка об очень важном", муз. А. Захаровой, стихи Л.Рыжова. песня «Большой хоро­вод» муз. Б. Савельева, сл. Л. Жигалкиной; песня «Доброта» муз. И. Лученка, сл. Н. Тулуповой


Музыкальные игры нравственной направленности

-«Музыкальное эхо»

- «Имена»

- «Теремок»

-«Кто сегодня пришел в гости»,

- «Танец пяти движений»


Игры на развитие эмоционально-нравственной сферы

-«Да- нет»

- «Друг к другу»

-«Остров спасения»

-"Вежливые жмурки"
Игры на формирование культуры поведения

- Игра «Маленькая сказка о 2-х куклах»

- «Моя игрушка скажет обо мне»

- «У меня зазвонил телефон»

- «Испорченный телефон»
Художественный текст

Чтение "Волшебное слово" В.Осеевой, "Простите" В.Юсупова,

М.Борисова «Не обижать Жаконю»

Песенка «Друг за дружкой», тадж., обр. Н. Гребнев

- К. Ушинский «Четыре желания»

-В.Кулачев «Важные слова»



-Развлечение

«Дарите людям доброту»

- Праздник «Чудесные превращения у новогодней елки»

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница