«Формирование нравственных качеств личности в процессе работы над баснями И. А. Крылова»



Скачать 69.97 Kb.
Дата02.11.2016
Размер69.97 Kb.
Обобщение опыта

по теме:

« Формирование нравственных качеств личности в процессе работы над баснями И.А.Крылова»



учитель Иванова Е.М.

МОУСОШ №2


2006 г.
«Басня - это метко нарисованная сценка из жизни, на примере

которой писатель учит мудрости, просто и живо рассказывая о разных пороках людей»

Басня, как форма эпического жанра появилась задолго до нашей эры. В России наибольшего совершенства басня достигла в творчестве И.А.Крылова.

По тематике и идейной направленности басни И.А. Крылова чрезвычайно разнообразны. А.С. Пушкин находил в них отличительные свойства русского народа: «веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться». И.В. Гоголь называл их притчами, он так писал: «Его притчи - достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа».

Для чтения в начальных классах школы отображены басни, заключающие в себе общежитейскую мудрость, осуждающие пороки людей, Стихи крыловских басен написаны гак просто, что школьник, только что постигший грамоту, и человек взрослый, одинаково чувствует, как правдиво, метко, интересно они написаны, в настоящее время в книги для чтения, наряду с баснями И.А. Крылова, вошли две басни Л.Н. Толстого и одна басня К. Д. Ушинского.

Внимание к басни обусловлено рядов ее достоинств. Она заключает в себя большие возможности для нравственного воспитания учащихся. Каждая басня - это положительная направленность того или иного суждения всегда присутствует в басне и при правильно организованной работе хорошо осознается школьниками. Что осуждает басня? Чему учит?

Лаконизм, картинность и выразительность описаний, меткость и народность языка чрезвычайно много дают для развития мышления" и речи учащихся. Размер басни обычно не превышает 20-30 строк, но по содержанию — это пьеса со своей завязкой, кульминационным пунктом и развязкой. Для детей басня - замечательный образец предельно краткого по форме и емкого по содержанию описания какого-либо случая. Образные выражения из басни, ставшие со временем пословицами.

привлекают в равной степени как глубиной заключенной в них мысли, так и яркостью ее выражения в словах. Не случайно, что из басен образные выражения широко применяются в речевой практике людей к различным случаям жизни.

Слово в басне Крылова - это средство выражения народной мудрости, национальной самобытности русского народа: оно выступает как часть национальной русской речевой культуры. Оно сохранило значение ярких, красочных, народных формул, помогающих ясно и образно выразить мысль. Этими «крылатыми словами» русский человек не только украшает свою речь, но и доказывает, обосновывает свою точку зрения; опровергает ошибочное мнение, предупреждает возможное возражение, воздействует на собеседника.

О воспитательной ценности басен И.А. Крылова великий критик В.Г. Белинский написал следующее: «Нет нужды говорить о великой важности басни для воспитания детей; они бессознательно и непосредственно напитываются из них русским духом, овладевают русским языком и обогащаются прекрасными впечатлениями почти единственно доступной для них поэзии». Так в литературоведении басня определяется как аллегорический рассказ нравоучительного характера, поэтому выделяются такие существенные признаки басни, как наличие морали (нравоучения) и аллегории (иносказания), которые и призваны оказывать нравственное воздействие на читателя учащегося.

В баснях действующими лицами являются животные. Душа басни состоит в органическом синтезе человеческого и звериного, соединении тонком, тактичном и потому никак не оскорбительном. Сохранив звериное обличие, басенные герои стали одновременно и посетителями таких общечеловеческих пороков, как лесть, зависть, жадность, угодничество, лень, Иногда же они судят о событиях мудро и справедливо, и тогда они не глупей людей, Сообразуясь с природными нравами и повадками животных, Крылов наделяет их полнее человеческими поступками и мыслями. Пчелы и Муравьи почти всегда трудолюбивы, скромны и наблюдательны. Хитрая плутовка и лицемерка Лиса выступает в басне как криводушный судья - взяточник и льстивый царедворец, а хищный, жадный, глуповатый Волк олицетворяет чиновника, хапугу и грабителя. Уже одно только присутствие этих людских качеств в звере и «звериных».

В человеке рождает восхитительный крыловский юмор, такой непосредственный, лукавый и добрый Животные и люди в баснях И.А. Крылова сказочные, но как в подлинной, настоящей сказке они в то же время достоверны.

Однако одним из центральных вопросов анализа басен является раскрытие ее морали. Здесь особо ставится вопрос о том, когда работать над раскрытием морали; до специального анализа ее конкретного содержания или после?

Ведущие методисты Е.А. Адамович, Н.П Кононыкин- НА, Щербакова. НА. Щепетова. В.И. Яковлева и другие считали, что работа над текстом басни начинается с раскрытия ее конкретного содержания. Затем следует выяснение иносказательного смысла (кто подразумевается под действующими лицами басни) и. наконец, рассматривается мораль, то есть нравственные задачи.

Н.П. Кононыкин и Н.А. Щербакова, рекомендуют не читать мораль басни пока не понятно учащимся содержание конкретной басни пока дети не уяснили особенности действующих лиц не сделали переноса характерных черт животных, изображенных в баснях в реальную людскую среду.

Аналогичный подход к работе над басней был высказан методистами В.Г. Горецким и М.И. Омороковой.

Иной путь работы нал басней описан Л.В. Занковым. По его мнению, более целесообразно сразу же после чтения басни без какой-либо предварительной беседы предлагать учащимся вопрос: «Какая основная задача басни? Не прибегая к анализу текста басни, учащиеся высказываются относительно ее главной мысли после чего им ставится второй вопрос: Какова мораль басни? Уже после того (пишет Л.В. Занков) как уяснена, мораль, дети сами читают басни. Затем происходит краткий разбор речевых оборотов.

И то и другое становится осмысленным именно после того, как учащимися понята мораль басни. Теперь они действительно могут самостоятельно в отдельных частях басни. Наполняются истинным значением неповторимые выразительные средства языка Крылова...».

Итак, Л.В. Занков считает, что анализ басни ведет от главной мысли к морали и к конкретному содержанию. Многое зависит от того, какова главная мысль и мораль басни (возможно, что они просты и доступны младшим школьникам уже после первого чтения). Однако, как показывают исследования психологов и методистов учащиеся в своем восприятии художественного произведения проходят два этапа: непосредственное восприятие (эмоционально-образное) и опосредованное (обобщенно-оценочное, связанное с раскрытием подтекста, с пониманием идей). В этом плане чтение басни не представляет исключения. Напротив, басня, как произведение, которому свойственна высокая степень обобщенности, заключается в морали. требует четкого восприятия конкретно-образного содержания. От правильного понимания конкретного содержания и мотивов поведения действующих лиц басни учащиеся переходят к выделению ее главной мысли. Процесс раскрытия морали басни представляет для учащихся абстрагирование наиболее существенных положений, которые заключены в конкретной части басни. Главная мысль - вывод из конкретной части басни, а мораль - обобщенное выражение идеи.

Основная тема басен И.А. Крылова, это обличение человеческих пороков. Мораль предпочитается описанию конкретных событий.

Мораль в баснях И.А. Крылова как правило выполняет несколько функций: она формулирует истину жизни общества, а заключительная часть конкретизирует истину, придает ей яркую запоминающуюся образность. Они потом становятся афоризмами.

Глубокое понимание внутреннего содержания басни достигается в результате выполнения соответствующих вопросов и заданий. Последовательность их предъявления учащимся может быть такой: «восприятие конкретного содержания раскрытие композиции, характерных особенности действующих лиц, мотивов их поведения — раскрытие аллегории — выяснение главной мысли конкретной части басни — анализ морали.

Успех работы над басней определяется рядом условий. Во-первых, важно в процессе анализа басни помочь ученику живо представить развития действия, ярко воспринять образы. Поэтому целесообразно предлагать учащимся словесное рисование, чтение в лицах на заключительном этапе работы. Необходимо развивать у учащихся внимание к каждой детали обстановки, в которой действуют персонажи, к каждому штриху их облика.

Таким образом, дети понимают причину выбора автором действующих лиц. Например, басня «Лебедь, Щука и Рак», что имеет немаловажное значение для осознания идейной направленности басни.

Очень многое для понимания идеи басни дает выяснение их отношение к персонажам. Уже после первого прочтения целесообразно задать вопрос: «Кому из действующих лиц вы сочувствуете и почему?». Ответ на такой вопрос сразу ставит учащихся перед необходимостью вникнуть в мотивы поведения действующих лиц, то есть приступить к анализу. Сопоставление конкретных образов басни без утраты авторского своеобразия их раскрытия подводит к раскрытию аллегорию.

Не менее важно научить детей быть очень внимательными к авторской оценке. Иногда она выражена одним словом, но это равно целой фразе. В некоторых произведениях авторские мысли высказывает одно из действующих лиц. Понимание роли каждого действующего лица - основа раскрытия идейной направленности басни.

Итак, задача учителя помочь детям сохранить непосредственность, эмоциональность, яркость восприятия конкретного содержания и при этом научиться понимать более глубокий смысл произведения воплощенный автора при помощи образных средств художественной литературы.

Таким образом, в процессе изучения басен, учитель получает возможность не только познакомить детей с конкретным содержанием произведений, но и формировать на из базе нравственные качества будущей личности.

Далее я предлагаю методические разработки уроков к басням, которые изучаются в начальной школе.





База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница