Формирование музыкально – эстетической культуры обучающихся средствами музыкального искусства учитель музыки мбоу сош№70 г. Габдракипова Э. И



Скачать 62.03 Kb.
Дата06.11.2016
Размер62.03 Kb.
Формирование музыкально – эстетической

культуры обучающихся средствами

музыкального искусства

учитель музыки МБОУ СОШ№70 г.

Габдракипова Э.И.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» подчеркивается важность использования в формировании эстетической культуры обучающихся различных средств воспитания, в том числе и музыки. Вопросы эстетического воспитания на всех этапах развития отечественной школы были в центре внимания крупных педагогов: П.Ф.Лесгафта, А.В. Луначарского, Н.К.Крупской, К.Д. Ушинского, С.П.Шацкого, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинского и др. В их работах содержится много ценных советов по воспитанию эстетической культуры школьников

В научной литературе эстетическое воспитание рассматривается как целенаправленный процесс формирования творческой, активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты». Оно включает в себя эстетическое развитие – организованный процесс становления в ребенке природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления, а также формирования духовных потребностей (Б.Т. Лихачев).

Сегодня мир, его художественное творчество представляет собой далеко не еди­ный сплав культурных традиций, как это было в определенную эпоху развития средневековой классической цивилизации, а являет собой сложный, многоликий организм, дающий знать о себе во всем комплексе идейно-политической, экономической и духовной жизни его народов. Многоаспектны и неоднозначны проявления современной куль­туры, уровень искусства, творчества и прежде всего путей общест­венно-экономического развития многих стран.

Основные объяснения эстетического начала складываются в философском знании уже в античности. Первый образец доктрины эстетического сложился во времена Пифагора. А. Баумгартен, впервые придавший категориальный статус эстетическому, определил его как свойство чувственного познания и показал высшее наполнение эстетического в сфере искусства. И.Кант создал оригинальную концепцию эстетического. В исследовании природы эстетического Кант основное значение придавал активности субъекта, критерием эстетического суждения считал чувство удовольствия, возникающее при восприятии формы предмета. Гегель определяет искусство как проявление идеала возвышающегося над грубым и повседневным фактом жизни.

В современной отечественной науке также сложились разные точки зрения на сущность эстетического:


  • эстетическое есть эффект, который рождается из взаимодействия природы и человека, материального и духовного, объекта и субъекта;

  • эстетическое понимается как совершенное;

  • эстетическое связано с выявлением универсалий в чувственном восприятии выразительных форм окружающего мира.

Мерой и показателем уровня эстетического развития и воспитания человека служит его эстетическая культура. Существует определенное противоречие между кажущейся легкостью и обыденностью представлений об эстетической культуре человека и научным пониманием проблемы эстетических оснований высокой культуры, ее современных типов, форм, сфер, уровней, элементов. Что следует понимать под эстетической и художественной культурой человека? Каковы элементы целостности эстетической культуры человека?

Понятие эстетическая культура личности фиксирует определенный уровень потенциала, насыщенность и целенаправленность эмоционально – чувственного переживания и духовного наслаждения. Искусство формирует строй чувств и мыслей людей. Эстетическая функция музыкального искусства – формирование художественных вкусов, способностей и потребностей человека, ценностное ориентирование человека в мире.

Одним из принципиально важных компонентов эстетического воспитания является музыкально – эстетическое воспитание. Музыкально–эстетическое воспитание как социальное явление есть естественная форма становления и культурного развития новых поколений.

Современный мир отличается кардинальными изменениями и ставит проблему формирования нового человека, социально активного, способного к творческой, преобразовательной деятельности, готового принимать самостоятельные решения. Музыкальное образование – это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкально-эстетической культуры, развития музыкально-эстетического сознания обучающихся в процессе восприятия ими музыки разных народов мира. Отсюда определяются цели и задачи музыкально-эстетического образования школьников:



  • развитие творческих способностей школьников через различные виды деятельности;

  • формирование целостного представления о связи духовной культуры с деятельностью и жизнью человека путем познания музыкальной культуры;

  • формирование музыкально-эстетического сознания школьников посредством освоения музыкальной культуры народов как составной части общей духовной культуры человека.

Термин «музыкально-эстетическое сознание» взят из эстетики и означает эстетическое отношение к музыке. При изучении музыкальной культуры важно учитывать теорию восприятия искусств, разработанную Б.М.Тепловым. Исследуя художественные способности, он установил, что « … в основе восприятия искусств лежит эстетическое переживание содержания произведения и чтобы понять музыкальное произведение, важно его эмоционально пережить и уж на этом основании поразмыслить над ним …»

Теоретические взгляды психологов Л.Л.Бочкарева, Л.С.Выготского и В.И.Петрушина подтверждают, что музыка вызывает у слушателя эмоции и пробуждает соответствующие этим эмоциям мысли, воздействует на его сознание и поступки. При изучении музыкального наследия обучающиеся смогут освоить:



  • характерные черты и признаки;

  • стили песенного творчества;

  • народные музыкальные инструменты;

  • историю становления и развития музыкальной культуры;

  • способы взаимодействия музыкального творчества с другими видами творчества народов;

  • взаимосвязь народов и профессионального музыкального искусства.

Современный этап развития социально–культурной сферы России характеризуется наличием ряда особенностей. Серьезные трансформации, переживаемые социально – культурной сферой в условиях развития рыночных отношений, изменили сферу культурного потребления. Сложные процессы изменений привели к девальвации духовных ценностей, составляющих основу общечеловеческой культуры, определяющих общегуманистическую направленность и ориентиры человеческого бытия. Поэтому сегодня необходимо органично привносить эстетическое начало во все области педагогической деятельности.

Изучение прогрессивных тенденций в системе педагогического образования и воспитания подрастающего поколения, литературы в области музыкальной педагогики и психологии, анкетирование учителей – практиков и будущих педагогов позволило нам сделать следующие выводы.

Среди трудов, посвященных вопросу формирования музыкально – эстетической культуры, можно выделить работы А.В. Луначарского, Н.К. Крупской, К.Д. Ушинского. С.П. Шацкого, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинского, Д.Б. Кабалевского, В.В. Медушевского и др.

Анализируя достижения педагогической практики мы пришли к осмыслению того, что при неоспоримой значимости данных исследований, трудов, проблема формирования музыкально–эстетической культуры студентов остается недостаточно разработанной. Между тем, последовательное применение музыкального искусства в системе современного педагогического образования могло бы способствовать формированию эстетической проникновенности. В эстетическом переживании оживают все духовные силы и чувства человека.

Ничто так не учит ценить неповторимость окружающего, как опыт эстетического переживания, который неотделим от нравственного в широком смысле этого слова. В переживании, как эмоционально – образном отражении мира, предмет и чувства, образ и идеал сопрягаются воедино вызывая, по словам А. Толстого, дивную музыку образов красоты. В искусстве переживание – «глубина проникновения» (Н. Бахтин) – становится сопереживанием, оно способствует формированию мировоззрения, наполняется морально-этическим содержанием. Сопереживая звучащей музыке, мы «очеловечиваем» собственные чувства, совершенствуем свое восприятие и оценки. Познание и утверждение жизненных ценностей, воспитание личности человека невозможно без их эстетической культуры.

Нельзя забывать об огромной эстетической ценности искусства, сводя все его значение к воспитательной, познавательной роли. Искусство не в состоянии было бы выполнить эти свои функции, если бы не обладало способностью доставлять человеку эстетическое наслаждение, увлекать и покорять его своей красотой. Главная задача музыкальных занятий увлечь студентов музыкой, вызвать в них любовь к музыке, научить ценить ее красоту.



Формирования эстетической культуры – это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Искусство – важнейшее средство приобщения человека к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт, через личное эмоциональное переживание. Оно формирует отношение человека ко всем явлениям бытия и к самому себе.

Современность внесла существенные изменения в представления о мире, человеке, культуре. Это требует иной расстановки акцентов в сложившихся исторических и культурологических концепциях – признание не просто право на существование отличных от европейских философских и эстетических систем, но и значение их для духовного развития человечества.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница