Фонопедический метод в постановке певческого голоса дошкольников Гурылева Наталья Павловна, музыкальный руководитель высшей квалификационной категории мадоу «Детский сад №6



Скачать 83.71 Kb.
Дата02.11.2016
Размер83.71 Kb.
YI муниципальная Ярмарка методических идей

среди педагогических работников БМР



Фонопедический  метод

в постановке певческого голоса дошкольников

Гурылева Наталья Павловна,

музыкальный руководитель

высшей квалификационной

категории МАДОУ

«Детский сад № 6 «Тополёк»

г. Балаково Саратовской области

г. Балаково, 2014 г.



Фонопедический  метод в постановке певческого голоса дошкольников.

В основу моей работы положен  метод Виктора  Вадимовича Емельянова - автора фонопедической методики развития голоса, кандидата педагогических работ, доцента, заведующего кафедрой музыкального образования института психологии, педагогики и социального управления Тюменского Государственного Университета. Сотни учителей музыки и хормейстеров в России и за рубежом используют фонопедический метод развития голоса. Десятки тысяч детей, подростков и взрослых ежедневно поют необычные, кажущиеся кому-то забавными, а кому-то странными упражнения системы Емельянова. В действенности и эффективности этого метода я убедилась на своей практике в гимназии, работая учителем музыки два года, т.к. все музыкальные дети, занимающиеся в вокальном кружке со мной, стали петь очень красивыми поставленными голосами. Результаты на школьных, районных, городских и областных конкурсах были тому подтверждением. Я снова стала работать в дошкольном учреждении. На музыкальных занятиях и в кружковой работе по вокалу я стала применять с добавлением своих разработок фонопедический метод по постановке голоса. Надеюсь, что это поможет мне достигнуть положительного результата в моей работе с детьми - дошкольниками в постановке певческого голоса. Конечно, речь идёт о постановке голоса детей в возрасте 4-7 лет, когда дети могут осознавать свои ощущения во время фонопедических упражнений и уметь контролировать сами себя.

Целью фонопедических упражнений является решение координационных и тренажных задач работы над голосом. Эти упражнения являются подготовительными и вспомогательными по отношению к вокальной работе. Фонопедические упражнения стимулируют мышцы, принимающие участие в голосообразовании. Из существующих уровней голосовой авктивности (доречевой, речевой и певческий), певческий основан на сигналах доречевой коммуникации, ведь голосовой аппарат - саморегулирующая система, в которой можно управлять только артикуляционной мускулатурой, а на все остальные компоненты можно воздействовать только косвенно, через создание оптимальных условий для действия механизма саморегуляции.

Что дают фонопедические упражнения при обучении вокалу? Это:



  • расширение диапазона голоса;

  • увеличение динамики голоса;

  • тембровое проявление певческого голоса;

  • полетность звука на высоком регистре;

  • вибрация звука;

  • певучесть звука;

  • свободное звукоизвлечение;

  • оздоровление голосового аппарата;

  • эмоциональная раскрепощённость во время пения.

Фонопедический комплекс состоит из нескольких групп упражнений, каждая из которых имеет свое особое значение, но все эти группы взаимосвязаны.

1. Артикуляционная гимнастика.

Здесь работают язык, губы, мышцы лица, применяется массаж лица. Исполнение упражнений, связанных с работой губ и открыванием рта необходимо контролировать с помощью зеркала. В дальнейшей работе также желателен визуальный контроль.



- «Шинкуем капусту» - прикусывание зубами выдвигающегося вперёд и назад языка;
- «Обезьянка» - язык поднят вверх и зажат между губами и зубами;
- «Жуём конфетку»- вращаем языком над верхними и нижними зубами;
- «Лошадка» - цокать языком далеко-близко;
- «Радость» и «Обида» - показ мимикой лица;
- «Массаж лица» - пальцами по точкам возле крыльев носа, щёк, над бровями и массаж лба;
- «Бегемот зевает» - нижняя челюсть открыта, звук «Э»;
- «Рева» - нижняя челюсть открыта и нижняя губа вывернута;
- «Рычащая пантера» - нижняя челюсть и верхняя губа;
- «Кобра» - нижняя челюсть и губы, язык – жало;

-«Забей гол»- вправо- влево водить языком внутри щёк;

-«Подуй на одуванчик» - язык выдвинут вперёд и сложен трубочкой.

2.Интонационно - фонопедические упражнения:

 Первое упражнение. Состоит в сильном, активном произнесении согласных звуков в определенной последовательности. Необходимо обращать внимание на прекращение звука, чтобы не происходило дополнительного озвученного выброса воздуха («Ш-ш-ш»- сдулся шарик или шипит змея, «3-з-з-»- летит комарик, «Ж-ж-ж»-жужжит при полёте пчёлка, «Ф-ф-ф»- задуваем свечи ).



Второе упражнение. Последовательность гласных, которые произносятся без видимых движение губ и челюстей. Для детей это упражнение называется «Страшная сказка» (по методу В.В. Емельянова), так как последовательность гласных звуков можно рассматривать как псевдо­слова, которые складываются в псевдо-фразы.

Дети: У Педагог: Слушай

УО Слушай шорох

УОА Слушай шорох чащи

УОАЭ Слушай шорох чащи леса

УОАЭЫ Слушай шорох чащи леса, дышит…



Третье упражнение. Основным элементом этого упражнения является скользящая (глиссирующая), восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и, наоборот, с характерным «переломом» голоса, который называется «регистровый порог» (игра «Вопрос - ответ»)

У жирафа есть вопрос?

Для чего высокий рост?

Видно с этой высоты

Всех, кто прячется в кусты!

Игра «Эхо в лесу». (Педагог поёт разные интервалы с глиссандо вверх или вниз : «Ау», а дети ему повторяют).



Четвертое упражнение. Исходное положение: мышцы лица расслаблены, Это связано с включением расслабляющего регистра голоса, не имеющего фиксированной звуковысотности (в немецкой терминологии - «штро - бас»). Упражнение состоит в переходе от штро-баса к грудному голосу на разных последовательностях гласных и затем, в соединении в одном движении трех регистров: штро-баса, грудного и фальцетного.

Пятое упражнение. Обратное предыдущему. В грудном регистре гласные переводятся одна в другую в установленной последовательности с переходом в штро -бас, или согласная «М». Например:

  • «американские горки» - грудной регистр, фальцет, фальцет -грудной регистр;

  • «канючим» - штро-бас- грудной, грудной- фальцет, фальцет- грудной- штро-бас,

  • «скрипучая дверь» - глиссандо на звуке «м».

Шестое упражнение. Является тренировочным материалом для соединения навыка перехода из грудного - в фальцетный регистр. Затем обратно с произношением согласных.

Седьмое упражнение. Аналогично предыдущему с включением звонких согласных.

Восьмое упражнение. Кроме появления в контексте упражнения сонорных согласных и уже знакомого штро - баса, упражнение исполняется еще с двумя приемами: произношение звука одновременно с выдуванием воздуха через плотно сомкнутые трубочкою губы и имитацией звука «Р» вибрацией губ. Упражнение исполняется только в грудном регистре.

Основная цель упражнений - активизация фонационного выдоха, т.е. связь голоса с дыханием, отличающимся по энергетическим затратам от обычного речевого.



3. Голосовые сигналы доречевой коммуникации.

1-4 упражнения. Работа над выдохом (бесшумный, со звуком, шипящий и так далее)

5  упражнение. «Волна».

______________________________________

______________________________________ у-----у

___________________________ у-----э упражнение по

___________________________ и-----о системе В. Емельянова.

___________________________ и-----а

6  упражнение. «От шепота до крика» «Крик -А!!!»

7  упражнение – «Скрипучая дверь» на звуке «М».

8  упражнение. «Крик – А!!! – вой – У-у-у»

9  упражнение. Соединение упражнений «Волна» и «Крик - вой» на одном движении.

10  упражнение. «Крик - вой - свист».

11 упражнение. «Волна с криком чаек» (В одном движении упражнения № 9 и 10).

Упражнения этой группы объединяет работа над громкостью звучания голоса в разных регистрах, по выявлению максимальных возможностей. Упражнения дают возможность осознать все режимы работы гортани в их естественном, незамаскированном эстетической обработкой виде, механизмы перехода из регистра в регистр и сопутствующие голосовые и телесные ощущения.

Приложение №1.

1.Разминка для голоса. Следить, чтобы во время пения плечи не поднимались, а дыхание было нижне - рёберным. Для контроля нужно положить на живот руки. Можно использовать соответствующие картинки

В начале занятия я провожу разогревание голоса:



«Паровоз» - короткий вдох, долгий выдох;

«Воздушный шарик»- вдох носом, а выдох долгий на звук «ш-ш-ш»;

«Комарик»- вдох нижне- рёберный и долгий выдох со звуком «З-з-з»

«Лошадка» - прищелкивание язычком, останавливание лошадки- «Тпру-у-у»

«Машина» - вибрация губ; используя соответствующие картинки

«Самолёт» - на звук «У-у-у» - петь протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос.

2. Распевание гласных: «А-О-У-И-Э» - упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонацию на повторяющихся звуках (использую картинки с изображением детей поющих гласные буквы).

3.Скороговорки и пальчиковая игра одновременно. (Большой и указательный палец прижаты, а остальные подняты вверх, как хохолок):

Говорил попугай попугаю: Проговаривание с чёткой

«Я тебя, Попугай, попугаю, дикцией, с ускорением,

Попугаю, попугаю…»: с разной динамикой.

Отвечает попугай попугаю:

«Попугай! Попугай! Попугай!»

Тигры время коротали, Показывать пальцами «когти»,

Вместе с громом рокотали: и сжимать – разжимать их.

Р-р-р-р-р-р-р…

Приложение №2 .

Прогулка в лес.

Чтобы лучше контролировать свои ощущения - можно положить руки на диафрагму, т.е. начало живота.

Пошли мы с ребятами в лес.

Остановились на лесной полянке, залюбовавшись разнотравьем и цветами. Красиво как!

Стали дети нюхать цветы.

Мы услышали, как запела кукушка,


а потом заухал филин.
Мы пошли дальше и услышали кваканье лягушек из болота.

Вдруг раздалось завыванье волка.

А потом мы увидели идущего на нас медведя. Он рычал недовольно и страшно.

Мы быстро побежали из леса по тропинке.

Когда опасность миновала, то мы оглянулись вокруг и поняли, что заблудились. Мы стали кричать «Ау!».

Но только эхо в лесу отзывалось нам.

Мы загрустили, а некоторыми ребята заплакали.
Неожиданно раздался гудок поезда

и послышался стук колёс поезда. Рядом станция. Мы спасены. Все радостно закричали: «Ура!»



Вдох – через нос, плечи не поднимать, выдох - широко раскрыв рот.

Удивляемся и произносим с глиссандо вверх на головной регистр гласную «О-о-о».

Дыхательная гимнастика: вдох носом - раздувается живот, выдох ртом - сдувается живот.

«У –У» (высокий регистр , 2 звука в терцию)

«У-у-у-х»( долгий гласный звук «у»в грудном регистре).

«Ква-а-а» -вибрация звука краями связок в грудном регистре.

«У-у-у» (глиссандо снизу –вверх -вниз)



«Р-р-р»- вибрация звура расслабленными губами.
Быстрый вдох носом и короткий выдох через рот.
«А-а-а-у» - с глиссандо вверх, а затем с глиссандо вниз.
Игра «Музыкальное эхо».
«М-м-м»- вибрация звука закрытым ртом, носовой и лобный резонатор.

«Ту-ту-у-у!»- примарные звуки.

«Чух-чух-чух»- на выдохе.

«Ура-а-а-!» с усилением динамики к концу.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница