Flight review самолет z-21a flitzer Современная модель самолета, разработанная конструктором Линном Уильямсом, позволит вам воплотить свои мечты, подобно Уолтеру Мити (1) Боб Гримстед



Скачать 144.51 Kb.
Дата05.05.2016
Размер144.51 Kb.
FLIGHT REVIEW

Самолет Z-21A Flitzer

Современная модель самолета, разработанная конструктором Линном Уильямсом, позволит вам воплотить свои мечты, подобно Уолтеру Мити (1)

Боб Гримстед (Bob Grimstead)

Для тех из нас, кто подобно Снупи(2) лелеет мечты о том, чтобы сойтись лицом к лицу в воздушном бою с достойным противником в военное время, самолет Flitzer открывает дополнительные возможности для полета фантазии. Это удивительный самолет – единственный известный мне биплан, который способен не только взлететь, но и отлично летать, будучи оснащенным двигателем VW (Фольксваген) относительно небольшой мощности. Несмотря на то, что самолет Флитцер, по идее, должен считаться «мифическим» спортивным самолетом периода между первой и второй мировыми войнами, эта модель является настоящим орлом, скрытым под оперением голубя.

Будучи детищем британского авиационного конструктора и преданного энтузиаста воздухоплавания Линна Уильямса (Lynn Willaims), самолет Флитцер является современной моделью, несущей явный отпечаток старины. Он похож на немецкий спортивный биплан 1920-х годов c компоновкой времен первой мировой войны. Уильямс предлагает чертежи нескольких моделей, разработанных на базе исходной конструкции. Исходная модель Z-1 Flitzer представляла собой ярко-красный пилотный образец с двигателем Фольксваген VW объемом 1835 кубических сантиметров. Затем появилась более прочная и мощная модель Z-21 с увеличенным горизонтальным стабилизатором и другими незначительными усовершенствованиями, но с тем же фюзеляжем шириной 22 дюйма. Для высоких и крупных пилотов может быть построена более поздняя модель Z-21А, описание которой приводится в настоящей статье, с увеличенной кабиной шириной 24 дюйма.

Несколько более компактная модель Stummel Flitzer имеет более короткий фюзеляж с наклонной стойкой кабана, более крупный по размерам топливный бак и скругленные управляющие поверхности. Данная модель представлена двумя типами S и R, оптимизированными для выполнения фигур пилотажа среднего уровня и оснащенных более мощными двигателями в диапазоне от 60 до 110 лошадиных сил. Модель Stummel Flitzer имеет усиленную конструкцию, позволяющую выдерживать перегрузки +6/-3 G, и, кроме того, на верхних крыльях установлены элероны для улучшения поперечной устойчивости и управляемости.

_________________________________________________________________________________

(1) Уолтер Митти - персонаж рассказа Джеймса Тербера. По сюжету Уолтер Митти, будучи скромным американским клерком, часть своей жизни проводит в выдуманном мире, где он воображает себя отважным героем.

(2) Компьютерная игра, в которой забавный пес по имени Снупи прилег отдохнуть и сам не заметил, как во сне оказался воздушным асом времен первой мировой войны, которому предстоит, управляя своим бипланом, уничтожить противника – немецкого аса, известного, как «Красный Барон».

Было продано более 200 комплектов чертежей моделей Флитцер. В комплект входят 33 страницы размером 3х2 футов с многочисленными иллюстрациями, значительным объемом текста и большим количеством чертежей, включая изображения отдельных элементов и компонентов в разобранном виде. Чертежи всех деталей металлической оснастки выполнены в натуральную величину, а исходные чертежи обновлены для экономии времени при строительстве самолета. Все модифицированные варианты чертежей являются производными от исходных чертежей.



Испытания двух самолетов Флитцер подряд

Я испытал две из полудюжины или более летающих моделей самолета Флитцер. Первая модель, завоевавшая приз, принадлежит англичанину Руперту Уэйси (Rupert Wasey). Этот самолет оснащен конверсионным двигателем Фольксваген AeroVee VW мощностью 80 лошадиных сил и объемом 2180 кубических сантиметров с электронной системой зажигания на базе магнето с датчиком на эффекте Холла и двойными катушками зажигания, каждая из которых подает импульс на две свечи зажигания. В состав двигателя также входят стартер и преобразователь (постоянного тока в переменный), от которого происходит зарядка бортового аккумулятора. Двигатель приводит в движение деревянный воздушный винт размером 60х34 дюйма, производства компании Алана Ньютона (Alan Newton). Воздушный винт изготовлен из бука. По своим летно-техническим характеристикам самолет, принадлежащий Уэйси, значительно превосходит модель Флитцер с двигателем Фольксваген объемом 1800 кубических сантиметров, которая стоит в том же самом ангаре. Вторая модель Флитцер, на которой я летал, принадлежит австралийскому конструктору и преподавателю в области технологий Марку Крофорду (Mark Crawford). На этой модели был установлен четырехцилиндровый двигатель Jabiry 2200 австралийского производства, также развивающий мощность 80 лошадиных сил при 3300 оборотах в минуту, но приводящий в движении винт, изготовленный австралийской компанией Heliptera. Синий фюзеляж самолета имитирует самолет лейтенанта Янзена (Jansen), воевавшего в период первой мировой войны в составе эскадрильи Jasta 6.

Достаточно высокий кпд самолета Флитцер позволяет установить на нем двигатели Фольксваген VW относительно небольшой мощности, такие как двигатель AeroVee.

В самолетах Flitzer используется обычная конструкция, включающая деревянные лонжероны и сборные нервюры, которые образуют секции крыла типа USA 35B с ламинированными деревянными прямоугольными законцовками крыльев. Все нервюры являются одинаковыми для удобства строительства, хотя, следует отметить, что конструкция нижнего крыла, слегка сложнее, а верхнее крыло имеет более широкую хорду вследствие использования более толстого лонжерона. Бипланные стойки представляют собой сложную конструкцию, состоящую из блоков, изготовленных из ели, фанерных боковых сторон и обшивки, также изготовленные из ели, и выглядят как цельные элементы.

Короткие стойки кабана выполнены из сварных стальных труб, так же как и шасси. Шасси состоит из двух треугольных рам, поддерживающих две жестко закрепленные поперечные оси. Эти оси, в свою очередь, служат опорой для третьей разгруженной полуоси, удерживаемой с помощью резинового амортизатора. Колеса могут быть разными. В чертежах предусмотрены мопедные колеса Honda C-90 с замененными спицами, новыми ступицами и без тормозов. Однако обе модели, на которых я летал, имели плоские мотоциклетные шины и «пяточные» тормоза с тросовым приводом.

Обшивка фюзеляжа самолета Flitzer представляет собой обычную сборную деревянную конструкцию. Конструкция состоит из соединенных в косой стык листов внешней фанерной оболочки и полотняной обшивки. Кроме того, в хвостовой части и в местах прокладки кабелей установлены в косой стык листы спрессованной фанерой толщиной 1.0 мм и 0.8 мм.



Внутри кабины

Внутри обоих самолетов установлена небольшая приборная доска, на которой размещены восемь маленьких приборов плюс рация. Самолет Уэйси оборудован рацией Vicro-Air, размеры которой, позволяют установить ее в стандартном 2,25-дюймовом отверстии для приборов, тогда как в самолете Крофорда используется ручная рация. На самолете Уэйси сектор дросселя и дозировки топливной смеси находится на левой боковой стенке, сектор включения и выключении подачи топлива расположен справа, а кнопка подогрева карбюратора – в центре. Схема расположения приборов на самолете Крофорда несколько иная. В самолете имеется один дроссель (в карбюраторе Bing двигателя Jabiru не имеется устройства дозировки топливной смеси) расположенный на стенке рядом с заслонкой. На обоих самолетах установлены топливомеры поплавкового типа с проводом, и в остальном - приборы одни и те же.

Вес пустого самолета, принадлежащего Уэйси, включает 5 фунтов свинцового балласта, служащего в качестве противовеса тяжелого двигателя. Самолет Крофорда построен из более плотных пород ели. Каждый самолет весит порядка 540 фунтов. С учетом дополнительных 60 фунтов топлива, а также веса автора настоящей статьи, равного 180 фунтам, общий вес самолетов составил 780 фунтов, что оказалось несколько больше официального максимального взлетного веса, составляющего 750 фунтов. Во время всех моих полетов температура была, порядка, 70 градусов по Фаренгейту, а скорость бокового ветра (дувшего поперек взлетно-посадочной полосы) равнялась десяти узлам.

Самолет Флитцер, имея малые размеры и будучи компактным, оборудован высоким и узким шасси. С учетом этих особенностей конструкции, строить его с изначально предусмотренной фиксированной хвостовой опорой целесообразно, только если вы собираетесь взлетать на нем исключительно с площадки с травяным покрытием. Поэтому оба владельца оснастили свои самолеты ножными тормозами с раздельным приводом и блокируемым самоориентирующимся хвостовым колесом для улучшения управляемости на твердых поверхностях.



Вид из кабины

Находясь в кабине, вы смотрите прямо вдоль передней части фюзеляжа через небольшое лобовое стекло, а затем через низкий треугольный «туннель», образуемый стойками кабана. Несмотря на то, что нос самолета задран довольно высоко вверх в направлении прямого обзора, он достаточно узкий, и поэтому вам приходится накренять голову не более чем на 15 – 20 градусов в любую сторону. Стойки основного шасси имеют мягкие амортизаторы, а тормоза на обоих самолетах были отлично отрегулированы, не имели свободного хода, и, в целом, тормозная система была достаточно эффективна для выполнения точных поворотов. Для выполнения более крутых поворотов можно слегка подать ручку вперед и прибавить мощность, но так, чтобы самолет не задирал хвост и не заваливался вперед на нос.

Когда я открыл дроссель на самолете Уэсли, его большой двигатель издал рев, почти не похожий на звук, издаваемый двигателями Фольксваген, и самолет ринулся вперед, равномерно ускоряясь при движении. Мне потребовалось лишь слегка нажать левую педаль руля направления для того, чтобы хвост самолета оторвался от земли на скорости, примерно, 30 миль в час. Затем самолет, вдруг, резко повело вправо, но я легко и быстро выровнял его, слегка надавив на левую педаль руля направления. На скорости 45 миль в час в положении с поднятым хвостом самолет оторвался от земли после того, как я слегка потянул ручку назад. Я разогнался до 60 миль в час в зоне влиянии земли за положенное время, а затем мы начали набор высоты, подобно истребителю, со скоростью 700 футов в минуту. К этому моменту уже нельзя было слышать ритмичную работу двигателя, так как его звук заглушался шумом воздуха в тросах.

Выпускаемый с установленным глушителем двигатель Jabiry, которым был оснащен самолет Крофорда, издавал меньший шум и вращался в другую сторону (как двигатели Continental или Lycoming), так что потребовалось использовать правую педаль руля направления. В остальном управление было таким же, как и в случае первого самолета. Взлетные характеристики второго самолета оказались слегка хуже по сравнению с первым, но это было, скорее, связано с винтом, а не с двигателем.

Максимальная скорость горизонтального полета обоих самолетов на полном газе, составила, порядка 95 миль в час (приборная воздушная скорость), но двигатель Фольксваген при 3000 оборотах в минуту обеспечивает крейсерскую скорость, равную 85 миль в час, потребляя, порядка, 4 галлонов топлива в час при продолжительности полета 2 часа. Уэсли обычно летает на своем самолете на крейсерской скорости 75 миль в час при двигателе, работающем с частотой вращения, равной 2750 оборотов в минуту. Оба самолета показали стабильную крейсерскую скорость.

Ввиду того, что самолет является бипланом, передний обзор в полете, очевидно, не идеален с учетом крыльев и тросов, которые закрывают обзор, но является более чем достаточным, особенно, если смотреть поверх задней кромки крыла. Лобовые стекла обоих самолетов были маловатыми для меня, и в полете я чувствовал, как холодный ветер щиплет мне лоб между очками и краем шлема. Но, несмотря на это, было, просто, здорово летать над сельской местностью, наблюдая, как поселки и зеленые поля проносятся между серебристых крыльев.



Выполнение разворота

Для выполнения поворота в любую сторону требуется, лишь, немного нажать на педаль руля направления для координации маневра. Однако стоит надавить на педаль сильнее, как, например, в модели Tiger Moth, и нос самолета резко сместится вдоль линии горизонта. Как и ожидалось, для управления элеронами потребовалось приложить небольшое усилие, при этом реакция на отклонение элеронов была моментальной, а угловая скорость крена - высокой. Элероны очень мощные, а рули высоты легкие, но «чувствуешь» их очень хорошо. Более того, все органы управления являются легкими в управлении и согласованными, вопреки тому, что часто пишут авторы. Поверьте мне, самолет обладает прекрасно согласованными органами управления: легкими элеронами, немного более тяжелыми рулями высоты, а также рулем направления, который также немного тяжелее и который хорошо «чувствуешь».

Я выполнил крутые повороты вправо и влево в положении, когда стойки кабана находились параллельно или немного выше линии горизонта. При этом крен самолета составил, порядка, 60 градусов (что можно было легко определить), и я смог почувствовать спутную струю от воздушного винта после двух поворотов. «Слаженно» покачать крыльями оказалось немного труднее, так как я слишком сильно надавил на педаль руля направления, тогда как требовалось, лишь, небольшое прикосновение.

Несмотря на это, управляемость самолетом на малой скорости была отличной. При сбрасывании газа, снижение скорости происходит более постепенно по сравнению с моментом инерции, и, как я и ожидал, это приводит к большому лобовому сопротивлению. Как бы ни трудно было поднять нос самолета, не происходит «настоящего» сваливания, а самолет просто теряет высоту со скоростью от 41 до 45 миль в час (в зависимости от веса самолета и его конфигурации). Так как на самолете нет триммера руля высоты, для выполнения сваливания необходимо потянуть ручку назад с усилием 8 – 10 фунтов.

Даже при включенном двигателе эти самолеты только клюют носом, правда, без бафтинга, но и без сваливания на крыло. Но с выключенными двигателями они сваливаются. Выполнив пару сваливаний, я потерял 500 футов высоты.

По словам Уильямса, модель Z-21 значительно мощнее прототипа Z-1, характеристики которого соответствуют самолетам старой британской полупилотажной категории, рассчитанной на перегрузку +3,8 G, с максимальным запасом прочности до +4,4 G. В модели Z-21 запас прочности был увеличен для тех компонентов, у которых он был менее 1,5. Благодаря этому на самолетах Флитцер модели Z-21 можно выполнять фигуры высшего пилотажа. Его скорость маневрирования составляет 100 миль в час, а максимально допустимая скорость – 120 миль в час. Несмотря на это, Уильямс не рекомендует выполнять очень быстрые маневры в полете, продолжительные полеты на спине или развороты с креном от центра разворота.



Фигуры высшего пилотажа

Вначале я попробовал выполнить несколько полубочек на каждом из двух самолетов. Это оказалось просто и захватывающе, и я перешел к выполнению других несложных фигур пилотажа на высоте от 3000 до 2000 футов с максимальной перегрузкой 2,5 G. Уэсли предупредил, что его самолет может «откинуть», если слишком круто войти в верхнюю точку петли, что удивило меня, учитывая легкий вес самолета Флитцер и небольшую нагрузку на крыло, но я не столкнулся с этой проблемой ни на одном из двух самолетов.



STAAKEN FLITZER

Цена (чертежей) 300 долларов

Ориентировочная полная цена самолета 12 000 – 15 000 долларов

Ориентировочное время строительства 800 часов

Количество летающих моделей (на время публикации статьи) 5

Силовая установка двигатель Фольксваген объемом 1800 см3

Воздушный винт двухлопастный фиксированного шага

Варианты силовой установки двигатель AeroVee объемом 21800 см3, двигатель Jabiru объемом 2200 см3



Конструкция

Размах крыла 18 футов

Нагрузка на крыло 7,73 фунтов на квадратный фут

Емкость топливных баков 10,6 галлонов

Максимальный взлетный вес 750 фунтов

Стандартный вес пустого самолета 540 фунтов

Стандартная полезна нагрузка 310 фунтов

Полный вес топлива 148 фунтов

Количество мест 1

Ширина кабины 24 дюйма



Летно-технические характеристики

Крейсерская скорость 86 миль в час (75 узлов) истинная воздушная скорость (TAS)

высота 3000 футов @ 75% номинальной тяги, расход топлива 4,3 галлонов в час

Максимальная скорость набора высоты 720 футов в минуту

Скорость сваливания 42 мили в час (37 узлов) по приборам (IAS)

Взлетная дистанция 900 футов

Посадочная дистанция 400 футов

В спецификации приведены оценочные данные производителя, основанные на конфигурации демонстрационного самолета, и поэтому могут отличаться от характеристик конкретного самолета.

При выполнении петли необходимо управлять рулем направления вправо и влево, но не очень активно. Я начал выполнять первую петлю на скорости 110 миль в час, а когда прошел верхнюю точку, то увидел на приборе цифру 40. Все мои петли были, вероятно, не идеально круглыми, но достаточно крутыми. Было замечательно смотреть поверх центральной секции на перевернутый мир внизу, когда самолет проходил верхнюю точку петли.

Выполнение бочки влево на скорости 100 миль в час было немного труднее, так как мое колено мешало управлением ручкой и дросселем. Выполнить правую бочку оказалось легче. Но в любом случае потребовалось поднять нос очень высоко перед использованием элерона, так как нос опускается очень долго при выполнении маневра, даже, если выполнять бочку с полностью выпущенным элероном. Уэсли рассказал, что при выполнении медленной бочки его лицо оказалось забрызганным топливом. Так как крышки топливных баков на обоих самолетах не были приспособлена для выполнения фигур высшего пилотажа, я не рискнул выполнить медленную бочку.

Выполнение поворотов на вертикали потребовало более активного управления рулем направления (влево на самолете с двигателем Фольксваген и вправо с двигателем Jabiru). Удерживая самолеты на вертикали на мгновение (как и ожидалось, скорость медленно снизилась), я надавил на соответствующую педаль руля направления на скорости 40 миль в час, и оба самолета повернулись почти на месте, как орешки в шоколаде. При этом требуется лишь слегка использовать либо передний руль высоты, либо противоположный элерон. Сбавив газ на половине поворота, я обеспечил малый радиус и имел достаточно времени для ускорения в нисходящей вертикали, прежде чем выйти из пикирования.

Вернувшись на маршрут, я продолжил полет со скоростью 65 миль в час с частотой вращения двигателя, равной 2500 оборотов в минуту, а затем сбросил газ до 2000 оборотов в минуту для захода на посадку со скоростью 60 миль в час. Уэсли предупредил меня, что не следует полностью закрывать дроссельную заслонку, так как, с учетом конфигурации его самолета, он довольно быстро снижает скорость и теряет высоту. Однако, освоившись с управлением, я попробовал выполнить несколько заходов на посадку с планирования. При такой скорости требуется немного потянуть ручку назад, но самолет обладает хорошей управляемостью, даже, при встречных порывах ветра.

Для обеспечения достаточного переднего обзора, а также для того, чтобы держать в поле зрения порог взлетно-посадочной полосы, лучше всего подходит заход на посадку по дуге. Когда нос самолета накренился на скорости 70 миль в час, я получил лучший обзор взлетно-посадочной полосы, вытянув шею и глядя поверх верхнего крыла. Эффективность рулей высоты оказалось достаточно высокой, как с включенным, так и с выключенным двигателем, и однажды, когда двигатель Jabiry полностью выключился, я обнаружил, что руль высоты обеспечивает нормальное выравнивание самолета при посадке. Несмотря на достаточно продолжительное выдерживание перед касанием колес при посадке, эти маленькие самолеты долго не планируют из-за большого лобового сопротивления, особенно с учетом поднятого носа и нижних поверхностей всех четырех крыльев, подставленных потоку воздуха.



Посадка

Требуется время для вращения носа самолета под большим углом, чтобы обеспечить посадку на три точки. Однако, если у вас не хватает терпения, и ручка не находится в положении упора в момент касания колесами земли, самолет будет подпрыгивать на жестких стойках шасси. Попытка исправить это за счет перемещения ручки вперед и назад приведет, лишь, к дополнительным сотрясениям и колебаниям, вызванным движением пилота и к дальнейшему подпрыгиванию самолета. Единственное решение – это открыть дроссельную заслонку и уйти на второй круг.

В этом отношении самолет Флитцер, оснащенный двигателем Jabiry и принадлежащий Крофорду, оказался лучше. Его немного более мягкие амортизаторы имеют большее проседание и обеспечивают более мягкую посадку без подпрыгивания даже, несмотря на мои безуспешные попытки перевести ручку до упора назад.

Когда удается полностью выровнять самолет, и все прекрасно получается, вы испытываете по-настоящему незабываемые ощущения. Для правильной посадки на три точки вам необходимо потянуть ручку назад так, чтобы она уперлась вам в живот в момент касания земли, и когда самолет катится по земле, подпрыгивая и покачиваясь и теряя инерцию, слегка нажимать педали руля направления (и иногда тормоза) с тем, чтобы удержать его в прямом положении.

Несмотря на разное направление вращения двигателей двух самолетов, почти каждый раз их «тянуло» в сторону деревьев, растущих на правой обочине взлетно-посадочной полосы. Иногда своевременный перевод руля направления в нужное положение позволял избегать такого отклонения, до того, как оно происходило, но в других случаях требовалось, довольно, сильно нажимать на левый тормоз. Я не поднимал ни один из двух самолетов с твердой поверхности, но полагаю, что это еще сложнее.

Несмотря на это, и частично благодаря своей «покладистости», Флитцер является самолетом, который никогда вам не надоест. Этими самолетами довольно трудно научиться управлять, но когда вы научитесь, вы получите настоящее удовольствие от полетов на них. Управление этими легкими, маневренными и шустрыми самолетами идеально подходит для ценителей и знатоков. И, помимо всего, они такие замечательные.



Дополнительную информацию можно получить, отправив запрос по электронной почте по адресу flitzer@btopenworld.com. Для получения информации о североамериканских дилерах, а также о комплектах запасных частей, звоните по телефону 780/417-2008 или зайдите на веб-сайты www.flitzeraero.com или www.flitzerbiplane.com.

Информацию о Руперте Уэйси (Rupert Wasey) можно найти на http://www.av8rblake.com/flitzer/RupertWasey, а информацию о Марке Крофорде (Mark Crawford) можно получить на http://members.iinet.net.au/~hawk1.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница