Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 49-50



Скачать 16.08 Kb.
Дата05.11.2016
Размер16.08 Kb.
Философский энциклопедический словарь. М., 1989. – С. 49-50.
Батиниты, батиниййа (от араб. батин – внутренний, скрытый, сокровенный, тайный), 1) сторонники аллегорич. толкования Корана. Согласно Б., любой священный текст помимо буквального (захир) обладает ещё и сокрытым смыслом, к-рый подлежит особой интерпретации (та'вил ал-батин). В шиизме, суфизме, философии (фалсафа), каламе сложились самостоят., существенно расходящиеся традиции аллегорич. толкования. В общем значении термин употреблялся в основном захиритами (буквалистами). 2) Эзотерич. часть доктрины исмаилитов, а также одно из названий этой шиитской секты. В 9−11 вв. учение Б. послужило идейной основой влиятельного социально-политич. движения в Араб. халифате и было главной оппозиционной суннизму силой. Доктрина Б., доступная только посвященным (хасс), к-рые противопоставляли себя простолюдинам (‘амма), состояла из двух осн. частей – учении об аллегорич. толковании Корана (та'вил) и выстраивающейся на нём теолого-филос. системы (хака'ик), эклектичной в своей основе (поздний неоплатонизм в сочетании с иудейскими, гностич. и христ. мотивами – в космологии и историографии; аристотелизм – в натурфилософии).

Учение Б. о единобожии базировалось на апофатич. методе: каждое отрицание истинно лишь при том условии, если оно само отрицается (Бог небытие и не небытие). Бог единым актом воли (амр) создал творч. субстанцию – мировой разум (‘акл), к-рый эманировал мировую душу (нафс), последняя, в свою очередь, − первичную материю, производящую 7 небесных сфер и землю. Учение об эманации и о параллелизме микрокосма и макрокосма Б. связывали со своей религ.-политич. теорией имамата (отражением мирового ума является в дольном мире совершенный человек – пророк, мировой души − имам). История, согласно Б., развивается циклично: 7 эр последовательно сменяют друг друга. 7-й имам каждой предшествующей эры становится пророком (натик) последующей, передающим людям «явное», доступное в божеств. откровении. Его сменяет духовный преемник (самит), разъяснющий и передающий сокрытый смысл учения пророка следующим семи имамам. К Б. был близок филос. кружок Чистых братьев (см. ихван ас-сафа').



● Додихудоев Х., Очерки философии исмаилизма, Душанбе, 1976; Строева Л.В., Возникновение низаритского учения – ереси в исламе, в кн. Проблемы изучения и критики религий Востока, Л., 1979; Lewis B., The origins of Ismailism, Camb., 1940; Ivanow W.A., Brief survey of evolution of Ismailism, Leiden, 1952; Kamil Husayn M., Ta'ifat al-isma‘iliyya, Cairo, 1959.

А.В. Журавский


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница