Фенологические наблюдения зима. (Старший дошкольный возраст)



Скачать 73.14 Kb.
Дата14.11.2016
Размер73.14 Kb.
ФЕНОЛОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ – ЗИМА.

(Старший дошкольный возраст)

Гаранина Л.А., воспитатель (221-985-758)

Яшина Л.К., воспитатель (221-985-863)

Мальчикова Е.Б., воспитатель (222-284-054)

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.

Животный мир

80. Познакомить детей с галкой. Рассмотреть внешний вид (черное оперение с серым воротником) поведение, как передвигается. Понаблюдать, что галки любят есть. Галки кричат: «гал-гал-гал…», отсюда и их название. Посмотреть: как летает, как ищет корм.

Скороговорка:

Галчата бывали в гостях у волчат,

Волчата бывали в гостях у галчат,

Теперь все волчата кричат как галчата,

И как волчата галчата молчат.



81. Цикл наблюдения за синицей

(По этому циклу можно наблюдать др. птиц).

–Внешний вид (цвет). Спинка и грудка какого цвета? Какая головка?

– Клюв.


– Как ест? (наблюдение на кормушке). Что любит есть? (сало не соленое, семечки).

– Чем все синички похожи между собой? В чем отличие? (размер, окраска).

– Сравните с другими птицами.

– Как «разговаривает» синица, как поет?

–Как передвигается?

– Как ищет корм?



«Синичка-синичка,

Воробью сестричка».

82. Повесить на ветку дерева кусочек сала. Посмотреть, как синичка качается на ветках, кувыркается, кается, но не падает.

«Желтогрудые синицы

Прилетели в гости к нам.

Тинь-тень,

Тилли-тень,

Все короче зимний день –

Не успеешь пообедать,

Солнце сядет за плетень.

Ни комарика, ни мушки.

Всюду только снег да снег.

Хорошо, что нам кормушки

Сделал добрый человек.» (Ю. Синицын)



83. Предложить детям подумать, почему на участке много птиц. Почему они прилетели к жилью?

Где прячутся птицы от метели? Как спасаются они от мороза?



84. Продолжить наблюдение за птицами, их внешним видом, повадками. Напомнить что птицам зимой холодно, поэтому они прячутся. Птицам голодно, о них надо заботиться. Объяснить что если птица голодная, то она сильнее мерзнет и может погибнуть.

Художественное слово. С.Есенин

Озябли пташки малые,

Голодные усталые,

И жмутся поплотней.

85. Сравнить синицу и голубя (кто больше, кто меньше, кто ходит, кто прыгает, у кого какой голос?).

Синица поет: «Синь-синь-синь».

Примета. «Синичка начинает с утра пищать – ожидай легкого морозца»

86.Организовать для птиц кормушку – «птичью столовую». Наблюдать: кто прилетает чаще всего, что больше всего любят есть птицы.

Художественное слово. Г. Ладонщиков

Вновь для птиц кормушки ставят,

Насыпают в них корма.

И поют пичуги в стаях:

«Здравствуй зимушка-зима».

Спросить детей: какая птичка, какой корм любит больше всего?

87. Обратить внимание детей на то, как одеты люди. Спросить почему. Вспомнить, как были одеты осенью, летом.

88. Рассказать о зайчике. (Он сменил серую шубку на белую. Кормится ночью. Любимая еда – горькая кора молодых осинок, молоденькие веточки. Зверек осторожный, чуткий. Ему холодно зимой.).

Нарисовать зайца на снегу под кустом.

Лисы ловят зайцев, мышей и белок. У лисицы очень тонкий слух, она слышит, как под глубоким снегом, в норках пищат мыши. Плутовка быстро разрывает снег и хватает добычу.

По ночам тоскливо воют волки. Голод гонит их ближе к жилью. Волки надеются поживиться теленком или ягненком.

Волки зимой собираются в стаи и охотятся на зайцев. Один волк редко догонит зайца.

Загадка.

Этот зверь лесной –

В серой шубе меховой.

Зубами – щелк.

Так это – …(Волк)

В суровые морозные январские дни зверьки не выходят из своих нор.

Белка отсиживается в дупле. Дремлет.

Загадка.


Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой

И в рыжей шубке летом.



Рыбы сонные и ленивые стоят в самых глубоких ямах, где температура воды 4 градуса. Иногда они всплывают, чтобы захватить более свежего воздуха.

89.Устроить для птиц «елку» с угощением. Предложить детям принести из дома угощение для птиц: семечки, кусочки несоленого сала, хлеб и т.д. Развесить угощение на ветках дерева. Под дерево насыпать песок, смешанный с зерном. Наблюдать какие птицы, какой корм будут клевать. Посмотреть, как они едят. Улетают с кормушки или нет? Сразу съедают? Ссорятся ли?

90. Сравнить птиц по их особенности поедания корма – едят на кормушке, под кормушкой, улетают с кормом. Обратить внимание детей на взаимоотношения в стае – кормятся рядом, отгоняют друг друга или нет; выявить птиц, летающих вблизи, но не садящихся на кормушку; установить, как разные пернатые кричат, передвигаются по земле и другим местам, как делают взлет и посадку.

91. Сосчитать воробьев, синиц, голубей на кормушке.

У нас такой обычай:

Чуть выпадет снежок,

Мы вешаем кормушку

Для птичек на сучок.

92. Рассмотреть птичьи следы на снегу, определить, какие птицы были у нас в гостях.

93. Наблюдение за снегирем. Познакомить детей с особенностями окраски этой птицы (ярко-красная грудка, глубовато-серая спинка, черная бархатная шапочка). Рассказать, что снегири очень любят ягоды рябины, семена чебушника, сирени. Поэтому их часто можно увидеть на этих деревьях и кустах. Наблюдение проводить по циклу (как за синичкой).

Примета. «Снегирь под окном свистит – к оттепели».

Загадка.

Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды –

С первым снегом тут как тут!

Художественное слово.

Немецкая народная песенка

Сел на ветку снегирек,

Брызнул дождик – он промок,

Ветерок, подуй слегка,

Обсуши нам снегирька!

94. Наблюдение за вороной.

1. Познакомить с внешним видом (окраской).

2. Клюв.

3. Как ест.

4. Чем похожа и не похожа на других птиц.

5. Все ли вороны одинаковы?

6. Как летает?

7. Как передвигается по земле?

8. Как «разговаривает»?

Приметы.


«Если вороны сидят на макушках деревьев, усиленно каркая и чистятся – это зимой к снегу»

«Вороны и галки садятся на вершины деревьев – к морозу, на нижние ветки – к ветру»

Художественное слово. К. Случевский

Ваши окраски все серые, черные,

Да и обличьем вы очень просты:

Клювы как клювы, прямые, проворные

И без фигурчатых перьев хвосты.



95. Перед непогодой, метелью понаблюдать за поведением ворон. Они собираются в стаи и молча летают, не издавая никаких звуков – ищут себе место, чтобы переждать непогоду. Рассказать, почему в морозные дни ворона кричит «Кар!»

Примета: « Если ворона сидит утром на верхушке дерева – к вьюге».



96. Наблюдение за поведением стайкой свиристелей.

Свиристель за день может съесть ягод рябины больше, чем весит сам.

Художественное слово.

В декабре метели пели,

Прилетели свиристели.

На рябине ночевали,

Всю её переклевали,

А за ними – снегири,

Тридцать три и тридцать три.

Залетайте поскорей:

С вами зимы веселей!

97. Учить детей соотносить со временем года одежду людей (шубы, теплые шапки, теплые сапоги, валенки, шарфы, варежки, теплые штаны – зимняя одежда).

98. Пришла зима с долгожданными зимними забавами: санками, лыжами, коньками, горками, снежками, снеговиками. Ни сильный снег, ни мороз не прогонит детей со двора, если они тепло одеты.

Художественное слово.

«Мы мороза не боимся.

И не прячемся в дома.

Мы на санках с горки мчимся

И на лыжах мы с утра»

***

«Снег да снежные узоры,



В поле – вьюги разговоры,

Холод, полутьма…

День – коньки, гора, салазки…

Вечер – бабушкины сказки…

Вот она – зима!»

99. Обратить внимание детей на то, как одеты люди. Что они делают, чтобы не замерзнуть? (надевают меховые шапки, рукавицы, шубы, прячут носы от мороза в воротники пальто, шарфы, быстро идут по улице и т. д.)

100. Наблюдение за трудом дворника.

Художественное слово.

Дворник снег большой лопатой

Отгребает от дверей.

Снег тяжелый, ноздреватый.

И на том снегу лохматый,

Хмурый скачет воробей.

Труд на участке.

1. Наблюдение за трудом взрослых на участке.

2. Развесить кормушки для птиц.

3. Устроить для птиц «елку» с угощением.

4. Покормить птиц.

5. Сбор сломанных веточек на участке. Поставить их в воду для наблюдения.

6. Сбор снега для поливки комнатных растений.

7. Укрыть снегом клумбы с многолетниками.

8. Расчистить дорожки на участке.

9. Помочь дворнику расчистить дорожку к участку.

10. Вывозить лишний снег с участка на огород.

11. Собрать снег для строительства горки.

12. Помочь сделать ледяную дорожку на участке.

13. Притоптать снег вокруг деревьев.

14. Подвозить на санках комья снега для строительства крепости.

15. Сделать снежную горку для кукол.



16. Уборка участка после снегопада.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница