Фарсы о возвышенном извращенное благородство



Дата10.11.2016
Размер216 Kb.
Тарас ДРОЗД
ФАРСЫ

О

ВОЗВЫШЕННОМ
извращенное благородство

Отдельный кабинет в ресторане.

В ожидании прохаживается Герой.

Подходит к столу, занимает одну позу, другую, неожиданно падает, встаёт, ходит, заламывая руки.

Входит Официант.

ГЕРОЙ. Да, кстати, официант, подача напитков по моему сигналу.

ОФИЦИАНТ. А горячее?

ГЕРОЙ. Я же сказал!.. До горячего дело не дойдёт!

ОФИЦИАНТ. Без горячего никак нельзя. Музыку? (Включает музыку.)

ГЕРОЙ. И музыки не надо! Здесь будет иное торжество.

ОФИЦИАНТ. Музыка у нас бесплатно. (Выключает. Выходит.)

ГЕРОЙ. Вымогатели. Кровопийцы. (Идёт на выход. Громко.) Сюда прошу, дорогая!

Входит Блондинка.

БЛОНДИНКА. Ресторан… Отдельный кабинет… Новый костюм…

ГЕРОЙ. Ради тебя, дорогая.

БЛОНДИНКА. Официант ничего не перепутал? Стол сервирован на троих.

ГЕРОЙ (смотрит на стол, смотрит на неё, смотрит в потолок, смотрит в пол, смотрит на часы). Я сейчас узнаю. (Выходит.)

Блондинка рассматривает интерьер, хочет сесть за стол, но не решается.

Входят Герой и Брюнетка.

БРЮНЕТКА. Нам сюда? Но здесь же занято.

ГЕРОЙ. Проходи, проходи.

БРЮНЕТКА. Здравствуйте.

БЛОНДИНКА. Добрый день.

БРЮНЕТКА. Откуда у тебя этот костюм?

ГЕРОЙ. Заказал к сегодняшнему торжеству.

БРЮНЕТКА. День твоего рождения давно позади. Да и не круглая дата была в этом году. Объясни хоть как-то.

ГЕРОЙ. Прошу садиться. (Ухаживает за Брюнеткой.) Пожалуйста.

БРЮНЕТКА. Твоя элегантность сегодня за границей моего понимания. (Садится за стол.)

ГЕРОЙ (ухаживая за Блондинкой). Пожалуйста.

БЛОНДИНКА. Спасибо. Вы, случайно, не заканчивали кембриджский колледж? (Тоже садится.)

ГЕРОЙ. Я, между прочим, просил надеть самое торжественное.

БРЮНЕТКА. В будний день? Ни с того ни с чего?

БЛОНДИНКА. Не зная причины торжества, трудно подобрать наряд.

ГЕРОЙ. Итак, познакомимся. (Указывая на Брюнетку.) Моя жена. (Указывая на Блондинку.) Моя любовница.

Пауза.

БРЮНЕТКА. Да, одеться можно было поприличней.



БЛОНДИНКА. Вы мне тоже очень понравились.

БРЮНЕТКА. Как вам уровень знакомства?

БЛОНДИНКА. Покоряет. Не скандал в спальной комнате.

ГЕРОЙ. Я решил устроить именно торжественную встречу, потому что… Потому что… (Идёт на выход. Громко.) Официант, приготовьтесь!.. (Возвращается к столу.) Прошло семь лет, как я женился на тебе.

БРЮНЕТКА. Семь с половиной.

ГЕРОЙ. И пять лет, как познакомился с тобой.

БЛОНДИНКА. Приглашаю вас осенью на юбилей.

БРЮНЕТКА. Спасибо.

ГЕРОЙ. Отнеситесь серьёзно, пожалуйста. Вечные шуточки. Что у тебя, что у тебя. Юмористки.

БРЮНЕТКА. Вас не раздражает сравнение?

БЛОНДИНКА. По-моему, это тонкий комплимент.

ОФИЦИАНТ (появляясь). Вносить?

ГЕРОЙ (раздражённо). Я же сказал!.. По моему сигналу… Ладно, вносите.

ОФИЦИАНТ (надменно). Надо же… Ой-ой… (Выходит.)

ГЕРОЙ. Все эти годы я любил вас. Говорю искренне. Я разрывался, не мог отдать предпочтение кому-то одной. Наоборот, я терзался, если кому-то уделил внимания больше, а кому-то меньше.

Официант вносит поднос с тремя наполненными фужерами

БРЮНЕТКА. И это всё?

ГЕРОЙ. Почему же? У меня длинная речь. Оставаясь с одной из вас, я остро чувствовал нехватку другой…

БЛОНДИНКА. Торжественность неизъяснимая.

Официант, расставив фужеры, уходит.

ГЕРОЙ. Так, ладно. Вечные упрёки. Я искренне вас любил, искренне!..

БРЮНЕТКА. Ты уже говорил об этом.

ГЕРОЙ. Что я мог поделать, если полюбил двоих?

БЛОНДИНКА. Сердцу не прикажешь. За это и выпьем?

ГЕРОЙ. Нет! Вы скомкали мою речь. Я так готовился. Ну вечно!.. Ладно, перехожу к сути. У меня были ещё связи. Мимолётные, случайные. В силу профессиональной необходимости.

БЛОНДИНКА. Предельная искренность.

БРЮНЕТКА. Да уж, редкое благородство.

ГЕРОЙ. Результат печален. Даже трагичный результат. Я болен. Болен неизлечимо. Болезнь общеизвестна. (Пауза.) Какова степень вашей заражённости, не знаю… Вы, скорее всего, просто инфицированы… Я же болен смертельно… Вот данные анализа. (Достаёт бумагу, кладёт на стол.) Я собрал вас для того, чтобы сообщить…

БЛОНДИНКА. Пренеприятнейшее известие.

ГЕРОЙ. Да. (Торжественно.) Вам пора к врачу.

БРЮНЕТКА. Мерзавец… Негодяй… (Встает.)

ГЕРОЙ. Я готов принять от вас любые слова и оскорбления. Более того, я сейчас на ваших глазах искуплю свою вину. Я не буду просить о прощении. Я поступлю, как подобает мужчине. (Достаёт из кармана пузырёк, выливает содержимое в фужер.)

БЛОНДИНКА. Что это? Зачем? (Вскакивает.)

ГЕРОЙ. Пью за искреннюю к вам любовь! И простите меня за всё. (Выпивает. Застывает в эффектной позе. Падает.)

БЛОНДИНКА. Врача!.. Надо что-то делать…

БРЮНЕТКА. Сволочь… Подлец…

БЛОНДИНКА. Он же умрёт!.. Он уже умер…

БРЮНЕТКА. Если бы… Тварь… Не волнуйтесь, в пузырьке был не яд. Раствор соли. Я подменила содержимое неделю назад. Когда обнаружила пузырёк в его тайнике. Думала, что он хочет меня отравить.

БЛОНДИНКА (облегчённо вздохнув). Чуть ноги не отнялись. (Садится.)

БРЮНЕТКА. Если б знала, оставила яд на месте. Он же заразил нас! Вы понимаете? Заразил!

БЛОНДИНКА. Не беспокойтесь. Справка ненастоящая. Её выдала моя подруга. Она работает в диспансере. Увидела его там и сообщила мне. Твой возлюбленный пришёл к нам провериться. Значит, не только к тебе от жены бегает, а ещё к кому-то. Анализы оказались в порядке. Но мы решили пошутить. Чисто символически.

БРЮНЕТКА. Ну и символы у вас. (Опускается на стул.) Я чуть с ума не сошла.

БЛОНДИНКА. Я тоже не ожидала, что он примет так близко к сердцу. Сразу потянется к яду. (Весело.) Не чувствую ног совершенно.

Входит Официант с подносом.

ОФИЦИАНТ. Горячее!..

ОН (резко садясь). Я же просил!.. Не надо горячего!.. О-о!.. Ну как можно горячее в такую минуту? (Падает.)

ОФИЦИАНТ (подойдя к столу). Хотел обойтись тремя бокала вина по сто пятьдесят. (Расставляет тарелки.)

БРЮНЕТКА. Уверена, что заказ он делал с графским достоинством.

БЛОНДИНКА. Породу недостатками не испортишь.

ОФИЦИАНТ (кивая на лежащего). Убирать сейчас?

БРЮНЕТКА. Пока оставьте.

БЛОНДИНКА. Благодарим вас.

Официант выходит.

Герой тяжело садится, тупо глядя перед собой.

БРЮНЕТКА. Как я вам благодарна. Вы своим присутствием спасли мне жизнь. Если бы он показал эту справку без вас, со мной был бы инфаркт. Я очень болезненно отношусь ко всяким болезням.

БЛОНДИНКА. А вы спасли меня. Если бы он отравился, мою подругу и меня привлекли бы к суду. Как виновниц.

БРЮНЕТКА. Сколько переживаний из-за одного мужчины. Хоть и красивого, ничего не скажешь.

БЛОНДИНКА. Он умеет покорять. Но это могло дорого нам обойтись.

БРЮНЕТКА. За всё приходится платить.

БЛОНДИНКА. Как ужасно поднялись цены.

БРЮНЕТКА. Прелагаю выпить за нас.

БЛОНДИНКА. С удовольствием. Мы столько пережили.

Пьют и принимаются за горячее.

БРЮНЕТКА. Дорогой, хочешь кусочек?

БЛОНДИНКА. Попробуй, любимый. Пока не остыло.

БРЮНЕТКА. Да встань же, наконец.

БЛОНДИНКА. Ты помнёшь свой шикарный костюм.

Герой встаёт и рассматривает женщин будто впервые.

БРЮНЕТКА. Что-то не очень вкусно.

БЛОНДИНКА. Зато дорого.

БРЮНЕТКА. Вы кто по гороскопу?

БЛОНДИНКА. Близнецы.

БРЮНЕТКА. А я – весы.

БЛОНДИНКА. Прелестно.

БРЮНЕТКА. Не могу понять, что меня в вас очаровывает. Что-то неуловимо трогательное.

БЛОНДИНКА. От вашей изюминки характера мужчины, наверняка, без ума.

ГЕРОЙ. Я хотел… Я искренне… От всего сердца…

БЛОНДИНКА. Меня покоряла в нём изысканность манер. Редкое качество по нашим временам. Причём я ощущала чью-то умелую направляющую руку. Причин для разрыва находилось предостаточно. Но в последний момент удерживало невидимое присутствие ещё одной женщины.

ГЕРОЙ. Я не обманывал тебя. Всегда говорил правду.

БРЮНЕТКА. А я постоянно ощущала исходящую от него положительную энергию. Быт и суета заедают. Как только он начинал раздражаться, я сразу же отпускала проветриться. Мужчины плохо переносят неволю.

БЛОНДИНКА. Такое не каждой дано понять.

БРЮНЕТКА. Возвращался он всегда одухотворённый, возвышенный, заботливый. Я в такие минуты была очень благодарна источнику его вдохновения.

ГЕРОЙ. Я тебе никогда не лгал. Хочешь, встану на колени?

БЛОНДИНКА. Благодаря вам я сделала интересное открытие. У женатого мужчины обожание куда ярче проявляется, чем у неженатого. На порядок выше. И чем лучше жена, тем выше качество.

БРЮНЕТКА. Спасибо. Какое счастье, когда встречаешь человека точно так же ощущающего действительность. (Протягивает руку.)

БЛОНДИНКА (подаёт свою, касается ладонью ладони). Благодарю вас за тонкое понимание.

ГЕРОЙ. Что вы делаете?.. Делаете что?!

БЛОНДИНКА. Какая тёплая кожа. Читается душевная мягкость.

БРЮНЕТКА. У вас трепетные пальцы. Чувствуется умение ваять.

ГЕРОЙ. Послушайте!.. Прекратите!..

БРЮНЕТКА. Ты же любил нас? Любил?

БЛОНДИНКА. Любил порознь, тайком.

ГЕРОЙ. Я попросил бы не говорить обо мне в прошедшем времени.

БРЮНЕТКА. А нам позволь любить тебя открыто.

БЛОНДИНКА. Мы любим тебя друг в дружке.

ГЕРОЙ. Это переходит всяческие рамки!..

БРЮНЕТКА. А ты раздвинь их пошире.

БЛОНДИНКА. Картина станет богаче.

ГЕРОЙ. Я протестую! (Хватает нож.)

БРЮНЕТКА. Лучше подключи воображение.

БЛОНДИНКА. При всей твоей возвышенности, милый, у меня частенько вызывало сомнение твоё чувство юмора.

БРЮНЕТКА. Нельзя же по любому поводу хвататься за нож.

БЛОНДИНКА. Или за яд.

БРЮНЕТКА. Серьёзность вредит жизни.

БЛОНДИНКА. Особенно её красоте.

Привстав, женщины целуют друг друга.

ГЕРОЙ. Я должен что-то сделать!.. Я вынужден… Я сейчас…

БРЮНЕТКА. Человек воспитанный был бы только рад, что его так любят.

БЛОНДИНКА. И поступил бы тактично, вежливо.

БРЮНЕТКА. Встал бы, откланялся и ушёл.

БЛОНДИНКА. Чтобы не мешать любить себя.

БРЮНЕТКА. Ты, конечно, доказал только что своё благородство…

БЛОНДИНКА. Почему же такой элементарщины не хочешь понять?

ГЕРОЙ (садится за стол). Я не уйду. Я должен что-то сделать. Я, может быть, поступил непродуманно… Оскорбил вас приглашением сразу двоих… Но я хотел торжественности… Хоть и печальной… А вы превратили мои чувства в посмешище… За что? За то, что заказал всего лишь три бокала?

Входит Официант.

БРЮНЕТКА. Придётся брать инициативу в свои руки.

БЛОНДИНКА (посмотрев на официанта). Женщины всегда были творцами мужского достоинства.

БРЮНЕТКА (тихо). Не позорь нас!.. (Громко.) Официант!..

ОФИЦИАНТ. Слушаю… (Подходит ближе.)

БРЮНЕТКА (указывая на героя). Теперь можно убрать это тело. Только постарайтесь не обидеть.

БЛОНДИНКА. Человек тонкий, ранимый. Высший свет.

ОФИЦИАНТ (подойдя к герою). Карету заказывали?

ГЕРОЙ. Не трогай меня, халдей! Я выйду сам. Вы не позволили мне уйти туда… Насладились моим унижением… Что ж, я уйду здесь. И вы меня больше не увидите. Никогда. Прощайте.

ОФИЦИАНТ. А расплачиваться кто будет?

ГЕРОЙ (достав кошелёк). Вот…(Кладёт часть денег на стол.) И вот!.. (Кладёт ещё.) А впрочем… (Швыряет кошелёк на стол.) Сдачи не надо. Честь имею.

ОФИЦИАНТ. Остальное – чаевые? Щедро. А я было о вас подумал…

ГЕРОЙ. Пшёл вон! (Быстро уходит.)

ОФИЦИАНТ. Как пожелаете.

БРЮНЕТКА (накрыв рукой деньги). Что значит – чаевые? Я, может быть, ждала такого случая со дня нашей свадьбы.

БЛОНДИНКА. А я пять лет надеялась, когда же он сводит меня в ресторан.

БРЮНЕТКА. Шампанского!

БЛОНДИНКА. И коньячку. Гулять так гулять.

Официант выходит.

БРЮНЕТКА. Он сказал, что уходит от нас? Да это мы от него уйдём! Предлагаю дать слово, что мы к нему не вернёмся. Ни за что.

БЛОНДИНКА. Ни вы, ни я? Клянусь.

БРЮНЕТКА. Торжественно!

Возвращается Официант, включает музыку. Затем разливает коньяк.

Женщины, сидя, пританцовывают.

БРЮНЕТКА. Кто скажет тост?

БЛОНДИНКА. Смотря о чём.

ОФИЦИАНТ. Разрешите мне? Можно? (Наливает в третью рюмку.)

БЛОНДИНКА. У нас появился мужчина.

БРЮНЕТКА. Один на двоих. Нам не привыкать.

ОФИЦИАНТ. Значит так… Ну-у… Ага!… Женщина – это драгоценный камень… Который украшает жизнь… А мужчина должен каждый день ювелирить оправу этого камня, день и ночь!.. (Захохотал и быстро смолк.) Только настоящие мужчины делают женщин настоящими. А ваш кавалер хотел отделаться тремя бокалами.

БРЮНЕТКА. Замолчите!..

БЛОНДИНКА. Что вы понимаете в утонченном стиле?

ОФИЦИАНТ. Да это он с виду – хо-хо-хо, да го-го-го!.. А сам? Несерьёзно.

БРЮНЕТКА. Заткнись, урод!

БЛОНДИНКА. Не смейте оскорблять достойного человека!

ОФИЦИАНТ. Да он же… Он же…

БРЮНЕТКА. Вон отсюда. (Швыряет тарелку.)

БЛОНДИНКА. Убирайтесь!

БРЮНЕТКА. Кому сказано? (Швыряет вилку.)

БЛОНДИНКА. Ну?.. (Швыряет свою тарелку.)

ОФИЦИАНТ. Посуда вам дорого обойдется.

БЛОНДИНКА. За всё уплачено!

БРЮНЕТКА. И выключи эту пошлую музыку!

Официант, выключив музыку, исчезает.

БРЮНЕТКА. Ты во всём виновата. Хороша шуточка! Справка – это же смертный приговор.

БЛОНДИНКА. А вы, вы… Вы почему не создали условий, чтобы он не бегал весенним самцом во все времена года? Он не вернётся больше к вам!

БРЮНЕТКА. К тебе он тоже не вернётся. Умная какая… (Всхлипывая, достаёт из сумочки пузырёк.) Думаешь, я ничего не понимаю?

БЛОНДИНКА. Что это? Яд?

БРЮНЕТКА. Теперь настоящий.

БЛОНДИНКА. Зачем? У вас это семейная традиция?

БРЮНЕТКА. Не хочу больше жить. Ведь он же честно нам во всем признался. А мы? (Выливает содержимое пузырька в фужер.)

БЛОНДИНКА. Зачем? От этого ничего не изменится!..

БРЮНЕТКА. Как раз по этому поводу. Так что не мешай.

БЛОНДИНКА. Тогда и мне! (Протягивает свой фужер.) Единоличница.

БРЮНЕТКА. Да, я очень ревновала к тебе… Больше не буду. (Отливает в фужер Блондинки. Смотрит в свой.) Я пересмотрю свои принципы. Только не останавливай меня.

БЛОНДИНКА. И вы не пробуйте меня отговорить.

БРЮНЕТКА. Как он любил на завтрак легкий бутербродный маргарин!..

БЛОНДИНКА (всхлипнув). А мне почему-то не говорил об этом.

БРЮНЕТКА (тоже всхлипнув). Потому что в нём нет холестерина.

БЛОНДИНКА. Пусть он был неудачлив, неуравновешен, порою жесток…

БРЮНЕТКА. Вспыльчив… Придирался ко всяким мелочам…

БЛОНДИНКА. А какой зануда с разговорами о политике?..

БРЮНЕТКА. Мог жаловаться на судьбу часами…

БЛОНДИНКА. Ревновал страшно…Если я обратила внимание на рекламу, значит она привлекла меня своим неприличным видом!..

БРЮНЕТКА. Или вдруг замкнётся. Надуется, и не разговаривает весь вечер. (Поднимает фужер.) За него?

БЛОНДИНКА. Конечно. Итак, он не вернётся к нам, а мы не вернёмся к нему!.. (Поднимает фужер.) Постойте!..

БРЮНЕТКА (ставит фужер). Ну просила же не мешать!..

БЛОНДИНКА. Есть другой вариант. Мы сделаем вид, как будто ничего не было. Не было справки, не было яда, не было нашего знакомства…

БРЮНЕТКА. Да нет, он закатит истерику. (Изображая.) Как ты можешь!.. После всего, что было в ресторане!..

БЛОНДИНКА. А вы удивитесь как можно искренней. В каком ресторане? Сто лет не ходили в дорогие рестораны и сто лет ходить не будем. Пусть богатые там страсти рвут. А нам не на что. Так что не было ничего, и всё.

БРЮНЕТКА. А умом не тронется?

БЛОНДИНКА. Тронется – остановим. Главное, чтобы вернулся.

БРЮНЕТКА. Прощения будет просить!..

БЛОНДИНКА. Ни в коем случае. (Изображая.) Что ты, милый, я не понимаю, о каком прощении ты говоришь…

БРЮНЕТКА. Правильно. (Тоже изображает.) Разве ты в чем-то виноват? Да это я перед тобой виновата. Только не знаю в чем именно.

БЛОНДИНКА. Вернётся?

БРЮНЕТКА. К тебе или ко мне?

БЛОНДИНКА. Если он вернётся к вам, то, самое собою, вернётся и ко мне.

БРЮНЕТКА. Пошли отсюда. Где-нибудь душевно посидим. Здесь давит пошлая атмосфера. Обязанность за всё расплачиваться.

БЛОНДИНКА. С удовольствием. Постойте!.. Где он сейчас может быть? Домой он заедет? Взять что-нибудь? Или он может уйти без единой рубашки?

БРЮНЕТКА. Нет, рубашки он захватит. Обувь, возможно… Ему же совершенно не в чем уходить.

БЛОНДИНКА. Тогда поторопитесь. А встретимся и посидим потом.

БРЮНЕТКА. Но только обязательно.

БЛОНДИНКА. Клянусь.

БРЮНЕТКА. Мы должны помогать друг другу.

БЛОНДИНКА (указывая на фужеры). Яд!.. Куда бы его вылить?

БРЮНЕТКА. Оставим этим кровопийцам.

БЛОНДИНКА. Никакой жизни от вымогателей. Даже посидеть культурному человеку не дадут по-человечески. Лезут и лезут.

Встают, идут на выход.

Появляется Официант, преграждая дорогу.

БРЮНЕТКА (отдавая деньги). Сдачи не надо!

Женщины выходят.

ОФИЦИАНТ. Ой-ой, какие мы все воспитанные, гордые!.. Перед деньгами все равны! (Собирает на поднос посуду. Выпивает из фужера. Икает. Запивает из другого фужера. Приободряется. Достает портативную рацию.) Кабинет семнадцать для утонченных и благородных свободен… Можно запускать следующих.

Конец


стойкая гениальность
Улица.

Одиноко стоящий мужчина.

Мимо проходят ОН и ОНА.
ОНА (продолжая разговор). Всплеск, всплеск, эмоция, ах, ох, ритм, ритм, внимание наряжено, концентрация, вздохи, вздохи, возбуждение, тогда это гениально, чёрт возьми!..

ОН (останавливаясь). Смотри, смотри!..

ОНА (вдруг устало). Как ты меня утомил.

ОН. Фактура. Лицо. Какие глаза.

ОНА. Ты уверен?

ОН. Это он! Я же про это изливал тебе душу все эти дни. Познакомься, заговори. Неужели?.. Не верю… Это он. О, счастье.

ОНА. Прямо сейчас? Нет, давай сам, а я пошла домой.

ОН. Познакомься, ну. Как ты умеешь. А потом уже меня познакомишь. Это его величество случай. Какие выразительные глаза.

ОНА. Твоя нерешительность, ты, как красна девица, вечно я всегда, а почему бы и нет, чёрт возьми?.. (Подходит в стоящему.) Вы не хотели бы познакомиться, вон мужчина стоит, очень интересный человек, ему понравилось ваше лицо, глаза…

СТОЯЩИЙ. Да, у меня глаза. (Смущённо улыбается и смотрит вверх.)


ОНА. Это не юмор, это серьёзно, хотя я люблю посмеяться, но ему сейчас не до смеха, давно ищет и не может найти, именно человека вашего типа, где изначальное добро и понимание, человеколюбие, понимаете, ему никак не найти было, а если поиск увенчается успехом, то вы будете счастливы, обещаю, чёрт возьми!..

СТОЯЩИЙ. Не мешайте мне, женщина.

ОН (машет ей). Иди сюда!.. (Когда она подошла.) Ну что? Это он, я чувствую.

ОНА. Хочет сразу с тобой.

ОН. Прямо волнение. Лицо какое, видела? Мне нужен только он. Я где-то его видел. Не могу вспомнить, где я его видел. Не могу подойти, пока не вспомню, неудобно как-то. Иди, начинай договариваться, начинай. Я сейчас вспомню. О, счастье.

ОНА. Мы сегодня разойдёмся по домам, или мы уже никогда не разойдёмся, сигареты забыла, чёрт меня возьми…

ОН. Начни, заговори, ты умеешь. Только осторожно. Он явно не профессионал в нашем деле. Хотя я его где-то видел.

ОНА (подходит в стоящему). Здравствуйте, добрый вечер, у нас к вам творческое предложение, вы не хотели бы сниматься в кино, главная роль, фильм будет оригинальнейший, у режиссёра своё видение мира, давно ищет именно такого героя, человек тонкий, благодаря мне, конечно, чёрт возьми!..

СТОЯЩИЙ. Я очень занят.

ОНА. Вы не понимаете, редкий шанс, бывает раз в жизни, вы же станете звездой, поездки, контракты, или вы уже снимаетесь у кого-то, чёрт возьми?..

СТОЯЩИЙ. У каждого свой фильм. И нужно стоять на своём.

ОНА. Извините. (Возвращается.)

ОН (с нетерпением). Ну, что?

ОНА. Его уже зафрахтовали, ещё бы, с такой рожей, жаль, конечно, как я тебя понимаю, чёрт возьми…

ОН. Ага, вот! Не могу вспомнить, в каком театре он работает. Я его видел. Известный же актёр.

ОНА. С меня хватает киностудии.

ОН. Его нужно убедить.

ОНА. Убеждай сам, с меня хватит, валюсь с ног, договорились ведь, провожаю тебя на транспорт и всё, чёрт возьми!.. (Идёт к стоящему.) Извините, а вы не хотели бы лично познакомиться с режиссёром будущего фильма, очень талантливый человек, а он уже расскажет о своём замысле…

СТОЯЩИЙ. Не сбивайте меня! Уже поздно.

ОНА (машет ЕМУ). Иди скорее, пока не поздно. (Когда ОН подошёл.) Вот твой будущий герой, пожалуйста, убеждай сам, увлекай своей гениальностью, которой ты покоряешь женщин, и всё, на этом мои обязанности помощника режиссёра заканчиваются, чёрт меня возьми!..

ОН. Может быть, вернёмся к тебе? Пригласим его.

ОНА. Ну, знаешь, ты три дня отлёживался в моей квартире, выпил весь бар, уничтожил все запасы кофе, продукты кончились, с меня хватит, говори, объясняй, а я устала, как собака, как целая выставка собак, чёрт возьми! (Уходит.)

ОН. Пожалеешь!.. (Стоящему.) Извините. Вы в каком театре работаете? Простите – память. Вылетело из головы совершенно.

СТОЯЩИЙ. Отстань. У меня вся жизнь – театр.

ОН. О, знаете Шекспира?

СТОЯЩИЙ. А ещё фамилии? Шекспир, ну, ещё?

ОН. Ирония, что ли? Ну, скажем, Мольер. Вега де Лопе. Не верите, что я режиссёр кино? Понял. Вы - безработный актёр. Стесняетесь. Напрасно. Я-то понимаю. Сейчас многие. Моя судьба тоже висит на волоске. На тонкой ниточке. Причём, не знаешь, в чьих руках узелок. Если я не сниму этот фильм… А вы в нём не сыграете…

СТОЯЩИЙ. У каждого свой путь. Отстаньте.

ОН. Ваш отказ как-то не совсем понятен… Слушайте идею. Сценарий таков.

СТОЯЩИЙ. Сценарий?

ОН. С человеком, с вами, приключилась беда.

СТОЯЩИЙ (заинтересованно). Какая беда?

ОН. Абстрактная. Вообще. Не знаю какая. Свалилось что-то. Шарахнуло. Придумаем какая. Что нам беду не найти?

СТОЯЩИЙ (глядя в небо). Беда не приходит одна. Вывод.

ОН. Хорошая мысль. Очень верно. Мы потом ещё, ещё. Поднабросаем бедственности. Слушайте дальше. Человек, вы, идёте к людям. Помогите.

СТОЯЩИЙ. Это уже другой сценарий?

ОН. Почему? Тот же. Вы идёте к людям и просите помочь. А у вас, у героя, лицо несколько отталкивающие. Мы подгримируем. Отрицательная внешность. Хотя у вас и без грима. И глядя вам в лицо, люди сомневаются. Будет такой эпизод. Он, то есть, вы, звоните по телефону, рассказываете. Вам отвечают, что да, конечно, приезжайте, поможем. Вы приезжаете, звоните в дверь. Дверь открывается, хозяин увидел вас, дверь закрывается. Понимаете?

СТОЯЩИЙ. Лучше один раз увидеть. Мораль.

ОН. Да, сразу оглохнешь. Хорошая мысль. Очень верно. (Оглядывается.) Ушла… Всё-таки ушла… Пожалеет… (Стоящему, неуверенно.) Так вы не ответили. Ваше мнение. Я этот замысел вынашивал лет эдак… много.

СТОЯЩИЙ. Снесла курочка яичко, не простое – зелотое. Шекспир, Мольер, Вега де Лопе. Беда.

ОН. Согласен, да, все сюжеты повторяются… Хорошая мысль.. Очень верно…

СТОЯЩИЙ. Всё, всё, уходите!.. Вы мне мешаете!.. Я не могу при посторонних!.. (Вверх, громко.) А что мне делать? Хорошо, понял. (Поворачивается к нему.) Я сегодня нашёл магазин. Недалеко отсюда. В этом магазине есть всё. Ну всё. И очень дёшево. Как тогда.

ОН. Не может быть.

СТОЯЩИЙ. Я давно искал этот магазин. Его специально замаскировали. Но я нашёл. И там есть всё, ну всё, ну просто всё и всё. Идите туда. Идите. Вон за тем домом направо и во двор. Идите!

ОН. Да у меня, знаете, денег… Не очень чтобы… С собой не захватил… А вы что там купили?

СТОЯЩИЙ. Вот именно.

ОН (оглянувшись). Да, вечереет.

СТОЯЩИЙ. Со мной тоже самое. Как я искал этот магазин! Давно искал. И вдруг нашёл. Не поверил. Так дёшево. Я по карманам, а денег нет. Беда. Как в вашем фильме.

ОН. Так вы всё-таки поняли? А я было подумал, что вы несколько… Что же вы здесь стоите?

СТОЯЩИЙ. Запоминаю. За тем домом и во двор. А здесь я жду автобуса. Чтобы поехать домой за деньгами. А вы иди туда, идите!

ОН. Ах, автобуса! Не зря говорится: человек со странностями – признак таланта.

СТОЯЩИЙ. Сам ты призрак. А не пошёл бы ты?

ОН. Куда?

СТОЯЩИЙ. Я же сказал куда.

ОН. Гм, недалеко.

СТОЯЩИЙ. Ну так иди же, иди!

ОН. Сейчас мы съездим за деньгами, дождёмся автобуса, купим, чего надо, а потом поговорим.

СТОЯЩИЙ. Куда ехать? Мне нужно улететь!

ОН. Выпьем и полетим. Без проблем.
Появляется ОНА. Курит.
ОНА. Договорились?

ОН. Пришла всё-таки? Совесть замучила? Теперь мы обойдёмся без твоей помощи.

ОНА. За сигаретами возвращалась. Не могу я без сигарет работать. Если договорились, то пойдёмте ко мне, чёрт возьми.

ОН. Мы уезжаем. Обойдёмся без твоего приглашения.

ОНА. Куда уезжаете?

ОН. Сейчас автобус подойдёт и поедем.

ОНА. Ах вот как? И давно ждёте? Здесь не ходят автобусы.
Пауза.

ОН отводит ЕЁ чуть в сторону.


ОН. У меня было подозрение. Он про какой-то магазин начал.

ОНА (подойдя к стоящему). Вы какой номер автобуса ждёте?

СТОЯЩИЙ (глядя в небо, раздражённо). Десятый!

ОНА (вернувшись к нему). В этом районе вообще нет такого.

ОН. Сначала он нашёл магазин. Вон за тем домом во дворе.

ОНА. Там никогда не было магазина.

СТОЯЩИЙ (вверх, громко). Знаю, знаю!.. Шекспир, Мольер, и этот как его!..

ОН. Пойдём. Если кто-то вызовет машину, нас привлекут в свидетели.

СТОЯЩИЙ. А ещё я знаю сценарий! Про беду!

ОНА (стоящему). Автобусная остановка в другой стороне!

СТОЯЩИЙ. Я здесь подожду!
ОНА уходит.
ОН (идёт за ней). Сначала он начал про магазин… Потом говорит, мне надо улететь… (Останавливается.)

ОНА (чуть не плача). Ну что опять, расходимся мы по домам, или нет, всё, провожаю тебя, и с меня хватит, чёрт возьми!..

ОН. Гениально!.. У человека беда. Ему не верят. Из-за внешности. Он сходит с ума. А все говорят: мы знали, видели, сразу определили диагноз, и предупреждали остальных. Ну, те, кто довёл его до такого состояния. Всё, фильм есть. Ура. Играть должен он. (Целует её.) Не зря пили столько дней. Его величество случай.

СТОЯЩИЙ (мучительно). Шекспир, Мольер, курочка ряба…

ОН. Пойми, экономим. Актёрам сейчас сколько нужно платить? Знаешь. А этому поесть, укольчик – и он счастлив. Где мы ещё найдём актёра с такой гениальной рожей?

СТОЯЩИЙ. Я сейчас вспомню! (Оглядывается.)

ОНА. В начале фильма он должен быть нормальным. А ты посмотри, что с ним делается.

СТОЯЩИЙ (глядя на режиссёра). Ну как, как?

ОНА. По-моему, он какать хочет.

ОН. Снимем и нормальным смонтируем. Озвучить пригласим похожий голос. Вот теперь начинается самое трудное. Его нужно любыми путями затащить к тебе. Чтобы не упекли в больницу. Милая, ради меня. (Становится на колени.) Ради искусства!

ОНА. Ну, знаешь, нет, это за гранью разумного, хорошо, чёрт возьми… Только сходи за бутылкой. Я ведь помощник режиссёра, а не медсестра.

ОН. У меня же нет денег.

ОНА. На!.. (Достаёт деньги.) Последние. Купи две, одной не хватит, ему тоже нужно будет влить, тут как раз, чтобы расслабиться, а потом ещё и отпразднуем, чёрт возьми!..

ОН. На таких вот женщинах стояло и стоять будет наше дело! (Уходит.)

СТОЯЩИЙ (вверх, умоляюще). Запишите мой адрес!.. (Обречённо.) Четыре.

ОНА (осторожно подходит). Вы, наверное, проголодались, хотите покушать, перекусить, чай, кофе, сто грамм, тёплую ванну, чёрт возьми!..

СТОЯЩИЙ (вдруг истерично). Уйди, укушу!.. Из-за вас!.. Из-за вас четыре, а мне нужно пять, пять!.. (Жалобно в небо.) Всё, улетели. (Наливаясь злостью.) Ну, тётка… Гадина такая… Сейчас как накинусь!.. В клочья разорву!.. Изнасилую совсем!.. (Рычит.) Р-р-р!.. Гав!.. Гав!..

ОНА. Ну тихо, тихо, тихо, что тебя так рассердило, тихо ведь стоял, разговаривал сам с собой, умница, молодец, мы не хотим, чтобы приехала санитарная машина, правильно, не хотим, ну поговори ещё, поговори, с кем ты разговаривал, чёрт возьми?..

СТОЯЩИЙ. Они уже улетели! Из-за тебя, из-за вас! Прицепились! Я вам мешал? Я стоял, никого не трогал!

ОНА. Ну тихо, тихо, тихо, не расстраивайся, прилетят ещё…

СТОЯЩИЙ. Они что, дураки всё время тут летать?

ОНА (гладит его). Ну тихо, тихо, тихо, сейчас мы пойдём в кроватку, выпьем тёпленького, или крепенького, чего мы хотим, ну?

СТОЯЩИЙ. Я хотел сниматься в кино.

ОНА (ошарашено). Ничего себе… (Активно.) Отлично, замечательно, гениальный ты мой, мы будем сниматься в кино, умница, мы в таком кино снимемся, какое ещё миру не снилось, чёрт возьми…

СТОЯЩИЙ (жалуясь). Мне всегда говорили: у тебя такое лицо, такое лицо!.. Тебе только в кино сниматься. А не брали ни разу. Сколько я ни ходил, я везде ходил, почему-то не брали.

ОНА. А теперь возьмут, возьмут, теперь уж точно возьмут, умница ты моя, клянусь тебе, я же на студии работаю, чёрт возьми…

СТОЯЩИЙ. А сегодня мне голос оттуда… Выйди на улицу и стой на месте. И тебя снимут в кино.

ОНА. Правильно… Умница… Гениально…

СТОЯЩИЙ. Я вышел, стал, жду, они прилетели…

ОНА. Мы подошли.

СТОЯЩИЙ. Раньше, до вас. Прилетели и спрашивают. Каких ты знаешь писателей, драматургов? Мы хотим снять фильм по вашему сценарию. О сути людской жизни на земле. Лицо, говорят, у тебя выразительное. (Заплакал.) А я ничего не знаю!..

ОНА. Ну тихо, тихо, тихо, знаем мы писателей, знаем драматургов, сценарий сами придумаем, раз плюнуть, запросто, чёрт возьми!..

СТОЯЩИЙ. Они говорят. Вот тебе задание. Придумай сценарий, расскажи сказку, и назови три фамилии. Вспомни, пока мы круг делаем. Они летают, ищут нужных людей на свой космический фильм. Только, говорят, стой, никуда не уходи, мы именно над этим местом пролетать будем. А тут вы!.. Подошли… Припёрлись… Фильм, фильм!.. Не нужен мне ваш фильм, я хочу у них сниматься. Они подлетели, а вы не даёте поговорить. Всё этот твой, якобы гениальный режиссёр. Куда он ушёл? Сейчас убью его, как собаку. Мне сверху говорят. Да пошли ты его. В магазин. Скажи, недалеко есть магазин, где всё дёшево, кинь ему такой знак, чтоб отвязался. Я говорю ему про магазин, а он не верит, про автобус, не уходит. А они спрашивают. Ну что, вспомнил, придумал? Я вспомнил, конечно. Сказку про курочку. Шекспира, Мольера. Сценарий про беду. С моралью. Где я в главной роли. А вот третью фамилию никак вспомнить не могу. Вы мешаете. Встали тут – ля-ля-ля, ля-ля-ля!.. Вспомнил!.. Вот сейчас вспомнил. Вега де Лопе.

ОНА. Лопе де Вега.

СТОЯЩИЙ (грозно). Я лучше знаю!

ОНА. Тихо, тихо, тихо, извини, умница, молодец, вспомнил, очень хорошо, замечательно вспомнил, чёрт возьми…

СТОЯЩИЙ. Да? Это сейчас. А тогда не смог. Они говорят. Ну что же ты, такое простое задание, и на четвёрку. Надо бы на пятёрку, понимаешь?

ОНА. Ещё бы, экзамен всё-таки.

СТОЯЩИЙ. Мы, говорят, полетели дальше, если других не найдём, про тебя вспомним, вернёмся. А им кричу. Запишите адрес. Они говорят. Да мы знаем. Понадобишься – прилетим. (Заплакал.) Почему я не мог вспомнить? Из-за вас!.. Всё, убью… Сейчас точно убью…

ОНА. Ну тихо, тихо, тихо… (Пятится от него.)

СТОЯЩИЙ. Вы всегда стояли на моём творческом пути! Ненавижу!..

ОНА. Тихо, тихо, тихо!.. (Уворачивается.) На помощь!.. Убивают!..

СТОЯЩИЙ (успокаиваясь). Ага, хитренькая, хочешь, чтобы я тебя убил, и меня в тюрьму? Нетушки!.. (Осенённый.) Они же обещали меня найти!.. Они прилетят ко мне домой!.. (Хочет уйти.)

ОНА (преграждая дорогу). Тихо, тихо, тихо, ты куда, куда мы собираемся, стоим на месте, некуда не уходим…

СТОЯЩИЙ. Они знают мой адрес!.. (Пытается обойти её.)

ОНА (схватив его за куру). Никуда не надо уходить, не надо, сейчас придёт дяденька режиссёр и снимет тебя в кино, сейчас, подожди немножко…

СТОЯЩИЙ. Мне нужно домой!.. (Вырывается.)

ОНА. Не нужно тебе домой. Ты должен служить искусству. Как все мы.

СТОЯЩИЙ. Я не хочу служить вашему искусству. Хочу ихнему! (Отталкивает её. ОНА падает.) Они прилетят, а меня нет... Хитренькая.
СТОЯЩИЙ убегает.
ОНА. Стой!.. Тебе же голос был свыше!.. Голос ведь был… Тебе же сказали, стой на месте и тебя снимут в кино, куда же ты, идиот?.. (Отряхивается.) Ему был голос… Гениально… А он!.. Да если бы мне, хоть голосочек, хоть раз, всю жизнь прислуживаю этим гениям, ну хоть бы кто-нибудь действительно стал великим, нет же, пропью все деньги, выкурят последние сигареты, изведут весь кофе, и сплошной идиотизм, ничего примечательного, только умение встать в позу, меня не поняли, ничего – потом поймут, и стоит такой непонятый, а когда потом, если нужно сейчас, нет, с меня хватит, чёрт возьми!..
Входит ОН, в руках пакет с бутылками.
ОН (весело). Слушай, я ничего не понял…

ОНА. Ты не понял, или тебя опять не поняли?

ОН. Я пошёл, везде закрыто, поздно уже, возвращаюсь ни с чем. Дай-ка, думаю, загляну в тот двор, про который он говорил. Ну так, ради хохмы. А там действительно магазин.

ОНА. Ты чего, с ума сошёл?

ОН. Вот, смотри. Причём дёшево. Я не поверил.

ОНА. Ну хватит разыгрывать, шутник, утомил своим юмором, как же мне всё надоело, чёрт возьми!..

ОН. Вот, считай. Ты дала денег на две? А здесь четыре!

ОНА. Четыре… И у того было четыре… Ты даже не спрашиваешь, где твой гениальный актёр, он уже тебя не интересует? Я здесь сражаюсь, как амазонка, а ведь он меня почти изнасиловал, швырнул на землю и убежал, с меня хватит, я больше не хочу никакого искусства, чёрт возьми!..

ОН. Убежал? Найдём другого. Придумаем. Пошли к тебе. У нас теперь есть о чём поговорить.

ОНА. Так… (Решительно.) Нет, нет и нет! С меня хватит!

ОН. Ну тихо, тихо, тихо…

ОНА не хочу больше иметь дел с полоумными. Там нет магазина! Только ненормальный мог купить в том дворе да ещё четыре штуки!

ОН. Я сам удивлён!.. Мне же про этот магазин сказал вот который тут стоял. Ушёл он и ладно.

ОНА. Он тебе сказал?

ОН. Да. Я не поверил, конечно. Оказалось – сама видишь.

ОНА. А ему сказали оттуда… (Смотрит в небо.)

ОН. Но я-то нормальный. Ты же видишь, что я нормальный.

ОНА (улыбаясь догадке). Ему был голос… Выйди, стой, тебя снимут в кино… Он не поверил…

ОН. Да я в здравом уме, ты чего? Ну, знаешь, я не знаю, как тебе доказать.

ОНА. Потом сказали… Отошли режиссёра в магазин… Это был ещё один знак… Он пошёл и купил… (Смотрит на НЕГО.)

ОН. Если ты глазам своим не веришь, фактам, то я не знаю, как тебе доказать, что я не сумасшедший, не такой же идиот, как этот твой ненормальный…

ОНА. Они же полетели искать людей для фильма... Кругами… Это же мне знак!.. Свыше… Они пролетят здесь…

ОН. Вот стану и буду стоят. Первого встречного попрошу сходить и проверить, есть там магазин, или нет там магазина. Чтобы ты убедилась.

ОНА (в небо). Я знаю сюжет! Я знаю, какой фильм снять о людях на земле… Это фильм об идиотах, которые выдают себя за гениев!..

ОН. Буду стоять и ждать! Я докажу, что я нормальный!

ОНА. Я готова ждать, терпеть лишения, я, чёрт меня возьми, с места не сойду, но поймите, лучше меня никто не знает этой темы!..

ОН. Буду стоят до конца! Я всегда стоял на своём.

ОНА. Я знаю фамилии!.. Их много!.. Я назову всех!..


Свет меркнет.

Шум опускающейся летающей тарелки.



Конец

Остальные фарсы можно посмотреть на сайте автора:



http://taras-drozd.narod.ru/


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница