Фареник Сергей Анатольевич



Скачать 416.1 Kb.
Дата04.05.2016
Размер416.1 Kb.


Фареник Сергей Анатольевич
Родился в 1960 г.

Служил в армии

Закончил философский факультет Киевского национального университета им. Т.Г. Шевченко, преподавал там же.

Аспирант, докторант Института философии им. Г.С. Сковороды НАН Украины.

С 1999 г. доцент, преподаватель в Национальной академии государственного управления при Президенте Украины и в Академии СБУ Украины.

В 2003 году защитил докторскую диссертацию «Управление, как форма связи теоретических моделей и практических решений».

На основе диссертационных исследований и материалов, полученных в результате практической деятельности, издана монография «Нефтегазовый комплекс Украины. Теория и практика управления». В монографии исследуются рынки углеводородов стран СНГ и механизмы их интеграции в транснациональную среду.

Автор ряда публикаций в специализированных академических изданиях и ряда публикаций в СМИ. Исследуются теория и практика управления, вопросы трансформации и интеграции нефтегазового комплекса стран СНГ в транснациональную нефтегазовую систему, разработки и реализации механизма проектного финансирования, реализации фьючерсных, спотовых, своповых контрактов.



Автор 4-х индивидуальных монографий:

«Логика и методология научных исследований», 2000г., 340с.,

«Управление как форма связи теоретических моделей и практических решений», 2003г., 368с.,

«Нефтегазовый комплекс Украины. Теория и практика управления», 2003г., 568с.,

«Анализ зарубежного опыта управления социально-экономическими процессами», 2005г., 264с.

Посвящены проблемам теории и практики управления, международному сотрудничеству, логике и методологии научных исследований, подготовке и реализации геополитических проектов, анализу зарубежного опыта управления социально-экономическими процессами.

С 2005 г. Член правления, научный консультант группы компанией, занятой разработкой и внедрением наукоемких и энергосберегающих технологий в нефтегазовой сфере.

С 2008 г. Профессор кафедры «Государственного управления и права» МГИМО (У) МИД России.



Подготовлены учебные курсы:

«Методы, методология исследования управленческих процессов»,

«Искусство управления крупной компанией»,

«Нефтегазовый комплекс Российской Федерации в энергетическом сегменте геополитической среды»,

«Организация работы экономического блока в дипломатическом представительстве».

Государственное образовательное учреждение

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РОССИИ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

«Утверждаю»

Директор МИУ МГИМО (У) МИД России

проф. Р.В. Егибарян

“…” сентября 200… года

ИСКУССТВО УПРАВЛЕНИЯ КРУПНОЙ КОМПАНИЕЙ

программа учебного курса

магистратуры по направлению 521500 «Менеджмент», программа 521502 «Государственное и муниципальное управление»

Фареник Сергей Анатольевич

доктор философских наук

профессор кафедры государственного управления и права








Общее количество часов 18

Лекции 10




Семинары (практические занятия) 8




Форма контроля – зачет




2 курс магистратуры, 1 семестр





Москва 2008

Программу курса разработал

Заместитель генерального директора

ОАО «Корпорация «Монтажспецстрой»

доктор философских наук,

профессор кафедры

«Государственного управления и права»

Фареник Сергей Анатольевич
© МГИМО (У) МИД России

© Фареник С.А.



1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ


    1. Цель курса

Цель преподавания дисциплины – формирование у студентов-магистрантов системы знаний теоретического материала курса и способностей к практическому применению полученных знаний в последующей научной и практической деятельности в различных сегментах профессиональной среды.

Цель курса сформулирована на основе стратегической карты компетенций МГИМО – интеграции ценностей, знаний и аналитических, системных, коммуникационных компетенций.

Курс входит в число дисциплин направления специализированной подготовки магистров по программе «Государственное и муниципальное управление», определенной действующим ГОСТом высшего профессионального образования по направлению «Менеджмент», что определяет его место в учебном плане, объем часов, содержание.

Форма изучения курса - лекционная работа с применением ТСО, практическая работа в аудитории с использованием методики подготовки и реализации ролевых игр по заранее определенным сценариям, интерактивное общение с преподавателем, друг с другом на созданном на базе общего сайта МГИМО(У) специализированного сайта по тематики преподаваемого курса.

Структурно материалы учебного курса разделены на две части.

Краткое содержание данных, сообщаемых преподавателем на занятии, излагается в разделе «Содержание курса».

Информация о практических работах и заданиях, выполняемых студентами-магистрантами, задаваемых им вопросах на лекционных, практических занятиях, по результатам общения на форуме сайта, посвященного тематике курса - излагаются в разделе «План и вопросы к практическим занятиям».
1.2. Задачи курса

Основная задача преподавания курса - организовать структуру изложения материала (по форме и содержанию) таким образом, чтобы у студентов-магистрантов непосредственно в процессе изучения материала была сформирована осознанная потребность усвоить материал курса, сформировано понимание необходимости применения полученных знаний и практических навыков в научной и профессиональной деятельности.

Задачами курса являются:

1. Адекватное, в соответствии с уровнем и структурой интеллекта слушателей изложение и усвоение материала;

2. Имплементация теоретических ресурсов курса в процессы практического применения, использования;

3. Анализ реально функционирующих форм и способов организации и реализации управленческих процессов в крупных компаниях на предмет эффективности их создания и функционирования;

4. Формирование у слушателей электронной информационной базы по предмету;

5. Поддержание в интерактивном формате обратной связи со слушателями после окончания курса с целью обмена информацией для принятия ими оптимальных решений в контексте решения научных и профессиональных проблем по сути изложенного в учебном материале.


1.3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Данный учебный курс посвящен изложению законов, правил и принципов подготовки и реализации комплекса мероприятий по управлению крупными компаниями для использования в научной и профессиональной деятельности студентов-магистрантов. Курс имеет междисциплинарный характер и связан с общими целями и задачами подготовки специалистов в сфере управления с учетом специфических задач, обусловленных профилем МГИМО(У)..

В процессе изучения курса структурируются и систематизируются навыки и знания сведения, полученные при изучении теории и практики управления в процессе обучения в МИУ. Курс важен также в контексте его практического применения.
1.4. Требования к уровню освоения содержания курса

Требования к уровню освоения содержания курса определены с учетом положений нормативных документов в области высшего профессионального образования и на основе университетских принципов1.

На основе опубликованной «Перспективной модели компетенций МГИМО» сформулированы следующие компетенции, которые призвано совершенствовать изучение курса:


  1. Способность к оценке и классификации информации об объекте управления крупной компании.

  2. Способность к анализу полученной информации.

  3. Способность к разработке управленческих механизмов на основе данных анализа полученной информации.

  4. Применение подготовленных управленческих механизмов для разработки и реализации системных проектов в различных сегментах управленческой среды.

  5. Применение подготовленных управленческих механизмов для оптимизации и повышения эффективности действующих системных проектов в различных сегментах управленческой среды.

  6. Умение презентовать комплекс управленческих процедур организациям, иным субъектам, принимающим решения на предмет их применения.

Слушатели курса должны знать:

Основные законы, принципы, правила и определения курса;

Порядок организации имплементации управленческих процедур в процессы функционирования системных проектов в различных сегментах управленческой среды;

Слушатели курса должны иметь представления:

Об основных концепциях подготовки и реализации проектов для системообразующих компаний;

О порядке, условиях, специфике функционирования крупных компаний в контексте геополитического пространства;

О современных способах презентации управленческих процедур



Слушатели курса должны уметь:

эффективно работать со специальными программами подготовки управленческих проектов, иными источниками получения необходимой информации, в т.ч. электронными базами;

использовать полученные знания для решения профессиональных научных и прикладных задач;
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
2.1. Темы курса
Тема 1. Определение понятия «крупная компания», специфика организации и функционирования (ауд. занятия 2 ч.)

Под крупной компанией, в контексте данного курса лекций, понимается не только и не столько предприятие, как хозяйствующий субъект, но и любой другой социальный объект, социальное образование, социальный процесс, существующий в той или иной социальной сфере общества.

Крупная компания – социальный управленческий объект, который имеет свою специфику.

Эта специфика состоит не в определении количества и качества сотрудников, товарооборота, денег, занятии сегмента рынка. Она состоит в определении особых форм и способов ее существования в обществе, социуме.

Специфическим является следующее: наиболее существенным, наиболее важным фактором для оценки существования является объективная, субъективная составляющая наличия противоречий, как внутри компании, так и компании с внешней средой.

Противоречие - это не просто антагонизм, не только несостыковка, несогласование каких-либо действий.

Противоречие - это понятие, которое характеризует такую степень взаимного влияния между объектами, при котором без учета данных противоречий происходит исчезновение как минимум одного из объектов, а, как правило, обоих объектов.

Поэтому единственная возможность обеспечить управление крупной компанией - зафиксировать противоречия, которые будут с необходимостью возникать в процессе развития функционирования, как внутри компании, так и вне ее.

Для планирования и организации управленческих процессов касательно крупной компании с учетом указанной выше специфики, существует специальная наука - «Теоретическая логика».

Основная литература


  1. Социальная сфера общества сегодня, завтра, послезавтра. Взгляд из Центра и регионов России. — М.: Институт социологии РАН, 2008.— 71 с.

  2. Христенко В. Б. Из рабочих тетрадей заместителя председателя правительства РФ. Рельсы, трубы, провода: Опыт управления инфраструктурными комплексами. - М.: Дело, 2004. - 123 с

  3. Фареник С.А. «Логика и методология научных исследований», 2000г., 340с.,

Дополнительная литература

  1. Осадчая Г.И. Социальная сфера общества: теория и методология социального анализа. - М., 1996; Социальная сфера (Н.И. Исаев, Т.Ю. Коршунова и др.). — М., 2000;

  2. Социальная сфера: проблемы развития в современных условиях: Сб. научн. трудов Под ред. Козловой И.В., Платоновой Н.А. - М.: ГАСБУ, 1996;

  3. Шавель С.А. Социальная сфера общества и личность. - М., 1998.

  4. Бабич A.M., Жильцов Е.Н., Егоров Е.В. Социальная сфера в условиях перехода к рынку. - М.: РАУ, 1993;

  5. Дмитриев М. Социальная сфера в условиях финансового кризиса: проблемы адаптации // Вопросы экономики. -1999.-№2.

  6. Нарский И. С., Проблема противоречия в диалектической логике, М., 1969;

  7. Абалкин Л.И. Сущность, структура и актуальные проблемы совершенствования хозяйственного механизма // Экономические науки.1978. №8. С. 33.

Основные ресурсы Интернет

  1. Сергей Дацюк, журнал "Ї" http://www.uis.kiev.ua/~_xyz/outside_management.html, 2003г.

  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Противоречие


Тема 2. Теоретическая логика, как основа разработки и реализации управленческих процессов в крупной компании (ауд. занятия 4 ч.)

Теоретическая логика является универсальным инструментом для исследования социальных процессов, социальных объектов, в том числе, естественно, исследования управления крупной компанией.

Коль скоро противоречия внутри компании и с объектами внешней социальной среды достигают такого уровня, что без их учета невозможно обеспечить не только нормальное функционирование, но и существование компании, следует организовать процесс фиксации данных противоречий, их учета и разрешения в процессе управления компанией.

Как всякая наука, теоретическая логика имеет:

- Законы,

- Правила,

- Принципы

В дальнейшем изложение курса «Искусство управления крупной компанией» будет осуществляться в соответствии с законами, правилами, принципами теоретической логики.

В соответствии с правилами теоретической логики исследовательский процесс следует представить в виде субъект-объектного взаимодействия,

Процесс управления - это всегда процесс исследования.

Исследование всегда взаимодействие субъекта с объектом.

Субъект исследования - определенная социальная группа исследователей и/или управленцев.

Объект исследования, соответственно управления - определенные процессы, происходящие в той или иной социальной среде.

Субъект-объектное взаимодействие в процессах управления осуществляется посредством использования инструментария, который в теоретической логике определяется, как звено опосредования между субъектом и объектом.

Для начала процесса исследования, соответственно управления, необходимо также зафиксировать потребность субъекта в исследовании объекта.

Для этого, относительно субъекта исследователь/управленец фиксирует:

- цели исследования/управления,

- задачи исследования/управления,

- механизм реализации поставленных задач,

- планируемые результаты.

Для этого, относительно объекта исследователь/управленец фиксирует:

- предмет исследования/управления,

- объект исследования/управления,

- механизм влияния субъекта на объект в процессе реализации поставленных задач,

- полученные результаты.

При этом:

- в соответствии с правилами теоретической логики анализ субъекта в процессе субъект-объектного взаимодействия определяется исследователем, как тезис (понятие в системе логики),

- в соответствии с правилами теоретической логики анализ объекта в процессе субъект-объектного взаимодействия определяется исследователем, как антитезис (понятие в системе логики),

- анализ, как сравнение (сравнительный анализ) планируемых и полученных результатов определяется исследователем, как синтез (понятие в системе логики).



В процессе сравнения (сравнительного анализа) планируемых и полученных результатов исследования управленческого процесса, как субъект-объектного взаимодействия исследователь субъективно фиксирует несоответствие между планируемыми и полученными результатами как объективно существующее противоречие управленческого процесса.

Таким образом, задача управленца фиксировать не противоречия в объекте исследования/управления и не противоречия в субъекте исследования/управления, а противоречия между субъективным знанием (управленца) механизмов и процессов управления и полученными в процессе управления объективными результатами.

Более того, такая фиксация противоречий в процессе управления крупной компанией, с позиции наблюдателя невозможна.

Фиксировать в данном случае возможно лишь, то, что сознательно сформировано управленцем.

Следовательно, задача управленца любого уровня состоит не в фиксации проблем, не-состыковок, ошибочно определяемых, как противоречия процесса управления, а в сознательной организации противоречивого характера управления, как процесса субъект-объектного взаимодействия.

Для управленческого процесса вообще реализация данного требования является условием крайне желательным, но не имеющим статуса необходимого (управленческий процесс может быть организован, как совокупность проб и ошибок, деформирующих, но не элиминирующих объект и субъект управленческого процесса).



Для процесса управления крупной компанией реализация данного требования имеет характер необходимости.

Это означает:

Без реализации данного требования управленческий процесс не осуществим, т.к. приведет к элиминации (исчезновению) как объекта, так и субъекта управления.
Основная литература

1. Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов. Учебное пособие. М.: Логос, 2001.;

2. Олег Шабров, Политическое управление (проблема стабильности и развития), М.: Интеллект, 1997.;

3. Щедровицкий Г.П. «Путеводитель по методологии Организации, Руководства и Управления. Хрестоматия по работам Г. П. Щедровицкого»: Дело; Москва; 2003;

4. Брюшинкин В.Н. Логика, мышление, информация. Л., ЛГУ, 1988;

5. Гривцова И. Н. Логика, как теоретическая и практическая дисциплина, Москва, 2002.;

6. Э.В.Ильенков Диалектическая логика. Очерки теории и истории. Второе издание, дополненное М.: "Политиздат", 1984.

Дополнительная литература


  1. Д. Гильберт, В. Аккерман, Основы теоретической логики, Grundzuge der theoretischen logic, Издательство: Издательство иностранной литературы, 1947 г. (http://lib.mexmat.ru/books/1373). Репринтное издание: Гильберт Д., Аккерман В., Основы теоретической логики, 2000.

  2. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. - М., 1994. 2 изд. -М., 1997-2002.

  3. Войшвилло Е.К. Предмет и значение логики. - М., 1960.

  4. Социальная идентификация личности - 2. Книга 1.- М.: Институт социологии РАН, 1994. - 154 с.

  5. Моделирование социальных процессов, Ред.: Э.П.Андреев, Ю.Н.Гаврилец, Москва: Наука, 1970

  6. Лавриненко В.Н., Путилова Л.М. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учеб. пособие. - М.: Вузовский учебник, 2004;

  7. Субъектно-объектные взаимодействия в структуре муниципального управления, С.М.Киричук, Вестник РУДН. 2005. № 8. С. 108-113.

Основные ресурсы Интернет

    1. Виды социологического исследования: общая характеристика, классификация, характеристика одной из групп методов, http://www.xserver.ru/user/vsioh/index.shtml;


Тема 3. Разработка управленческих процедур и механизмов их реализации в процессе управления крупной компанией (ауд. занятия 2 ч.)

Механизм реализации процессов управления крупной компанией, как объектом осуществляется посредством фиксации определенных видов взаимодействия в системе субъект-объектных отношений:

  1. информационное взаимодействие;

  2. организационное взаимодействие;

  3. финансово-экономическое взаимодействие;

  4. юридическое взаимодействие;

  5. PR-позиционирование во внешней среде;

  6. GR, лоббистские процессы позиционирования данной компании;

  7. НR, персонал (команда)

В данном случае зафиксированы основные составляющие взаимодействия субъекта управления с объектом управления, как система структурно-функционального анализа

Управленческий аппарат или управленческая структура как субъект управления крупной компании должна состоять из семи блоков:

  1. информационный;

  2. организационный;

  3. финансовый;

  4. юридический;

  5. PR;

  6. GR;

  7. HR.

Функциональная взаимосвязь, или структура взаимодействия между элементами управленческой структуры субъекта управления, опосредованная спецификой характера существования, исторического развития объекта управления.

Это может быть производственное предприятие, связанное с выпуском стали, строительное подразделение, IT-холдинг, политическая партия, содержание элементов структуры меняется, но форма сохраняется, необходимость установления связей между элементами структуры сохраняется, но иерархия взаимодействия между ними меняется в зависимости от специфики объекта управления.


Основная литература

    1. Мильнер .З. Системный подход к организации управления, М.: Экономика, 1983.

    2. Новая экономика: опыт структурно-функционального анализа, Игнацкая М.А., Едиториал УРСС, 2005;

    3. Фареник С.А. «Управление как форма связи теоретических моделей и практических решений», 2003г., 368с.,

Дополнительная литература

      1. Менеджмент. Веснин В.Р., 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2006.;

      2. Балакин В. А. Особенности развития строительного комплекса в новых экономических условиях // Промышленное и гражданское строительство. № 3. 1996 г.


Основные ресурсы Интернет

      1. IDEF0 в моделировании бизнес-процессов управления, Новиков М.В. http://www.cfin.ru/itm/bpr/idef0_bpr.shtml

      2. Разработка механизма управления региональной инвестиционной стратегией, Самогородская М.И., Менеджмент в России и за рубежом №4 / 2003 http://www.mevriz.ru/articles/2003/4/1116.html

      3. Структурно-функциональная теория Г. Алмонда, http://www.navuka.com/polit-13.php

      4. Процессы и структуры, Михаил Коркишко, "Финансовая газета" № 13 (797), 30 марта 2007 г, http://www.iteam.ru/publications/corporation/section_97/article_3245/


Тема 4. Организация «с нуля» предприятия, как системообразующего в сегменте рынка. Этапы подготовки и реализации проекта (ауд. занятия 4 ч.)

Разработка подготовки и реализации управленческих процедур производится в соответствии с законами, правилами и принципами структурно-функционального анализа механизмов организации в сегменте рынка РФ предприятия «с нуля»



Создание и функционирование предприятия ЗАО «ПД «М» (учебный пример)

Цель проекта:

Организация эффективно действующего предприятия, в котором создание новой стоимости является результатом исполнения функций промышленного девелопмента.

Следует организовать универсальное предприятие промышленного девелопмента, которое готово и способно работать со всеми технологическими и территориальными проектами.

Задачи проекта:

1. Маркетинг сегментов рынка и территорий для реализации инвестиционных проектов в России и за рубежом (включая страны СНГ) по профилю деятельности учредителей;

2. Выбор экономически эффективных проектов;

3. Разработка бизнес-планов, иных необходимых документов для подготовки и реализации инвестиционных проектов;

4. Организация первичного финансирования проектов;

5. Организация работ по подготовке объектов к продаже;

6. Продажа объектов на этапе формирования оптимальной новой стоимости;

В данном случае речь идет о фиксации «точки прибыльности», которая базируется на административно-ресурсной, строительно-закупочной, инвестиционно-брокерской составляющих.

7. После продажи (по поручению новых собственников)

- управление СМР, обеспечение взаимодействия подрядчиков, контроль поставок и монтажа инженерного оборудования;


- сдача объектов в эксплуатацию.

Механизм реализации проекта:

Полный цикл мероприятий промышленного девелопмента. На первом этапе предполагается частичное исполнение функций

- сбор и анализ информации для достижения поставленных целей и реализации поставленных для этого задач;

- приобретение или аренда земельного участка под строительство, «привязка» проекта к участку, получение разрешений, согласование всех необходимых коммуникаций;

Следует определить последовательность перехода прав, выяснить, какова категория земель, необходим ли перевод в другую категорию, есть ли ограничения в использовании участка (ограничения могут быть экологическими, санитарными, это может быть зона охраны исторического наследия или территория со специальным режимом – зона государственной границы). Выяснить информацию об обременениях и возможности использования для конкретного проекта (указывается в плане перспективного развития территорий).

- разработка концепции проекта, выбор участников проекта;
- определение структуры и участников финансирования, анализ рентабельности, рисков, сверка документации, юридическое сопровождение, финансовое планирование;
- подготовка и оформление исходно-разрешительной документации, архитектурное, инженерное и ландшафтное проектирование;

- разработка тендерной документации, организация тендерных торгов для выбора банковских, страховых, проектных и подрядных структур реализации проекта;

- организация (при необходимости) консорциумов для реализации проектов;

- оценка объектов, консалтинг (по требованию);

- подготовка объектов к продаже;

- продажа объектов;

- после продажи (по поручению новых собственников) организация управления проектом, выполнение функций заказчика-застройщика, выполнение функций генерального подрядчика (при необходимости), также обеспечение взаимодействия участников, контроль поставок и монтажа инженерного оборудования сдача объектов в эксплуатацию.

Профиль проекта:

- производство строительных материалов;

- объекты нерудпрома;

- электроэнергетика;

- переработка углеводородов;
- циклы металлургической промышленности;
- машиностроение;
- транспорт, логистика.
Этапы реализации проекта

1 этап – с сентября 2008г. постоянно

Как правило, выполнение функций инжиниринговой компании (по контрактам инвесторами, за счет сформированных ими финансовых ресурсов).

При этом стоимость строительства формируется и оплачивается по мере подготовки объекта к началу проектных и строительно-монтажных работ, по мере выпуска проектно-сметной документации, проведения тендерных процедур выполнения строительно-монтажных, пуско-наладочных работ


Вознаграждение оплачивается отдельно и устанавливается либо на фиксированной отметке, либо в виде процента от директивной стоимости строительства.

Договорные отношения с инвесторами в данном случае формируются на основе контрактов типа COST-РLUS («цена-плюс»).

Запланированные к работе проекты 2008-2009 г.г.:

- Полный цикл работ по проектированию и строительству завода по производству строительных материалов. Функции генпроектировщика, генподрядчика – С. область (декабрь 2008г.);

- Полный цикл работ по проектированию и строительству комплекса по переработке леса, пиломатериалов и целлюлозно-бумажного комбината Функции: участие в разработке ТЭО. Исполнение функций генподрядчика – К. край (май 2009г.);

- Выполнение функций головного субподрядчика по строительству завода для производства полипропилена (Т. область, ноябрь 2008);

- Анализ, оценка, подготовка и реализация комплекса мероприятий по техническому оснащению, переоснащению предприятий ГК «К».

- Заводы по производству строительных материалов - Б, А, предприятия по производству оборудования для альтернативных видов энергии – К. край (с сентября 2008 постоянно);

- Реализация программы обустройства региона.

2 этап – организация системы формирования инвестиционно привлекательных проектов (за счет первичного финансирования) и системы привлечения адекватных финансовых инструментов.

Договорные отношения с инвесторами в данном случае формируются на основе контрактов типа: «EPC» (engineering, procurement, construction – инжиниринг, поставки, строительство) и «EPCM» (engineering, procurement, construction management – управление инжинирингом, поставками, строительством);

Рынок финансовых инструментов становится более прозрачным, а сами ресурсы более доступными. При наличии соответствующей репутации, соблюдения технологии управления проектом и «классических» правил привлечения ресурсов получение финансирования превратится из задачи стратегической в техническую.

Полный цикл организации проектов в сфере промышленного девелопмента от разработки концепции до реализации, как правило, на основе стратегического сотрудничества с регионами.

Предприятию будет поручено организация (развитие) технопарков, кластеров, как правило, на основе принципов частно-государственного партнерства.

Для этого планируется обеспечить получение лицензий на разработку недр и других необходимых разрешительных документов, осуществить проектирование, строительство и запуск в эксплуатацию:

- заводов по производству цемента и продуктов на его основе;

- горнорудных металлургических, нефтехимических предприятий;
- телекоммуникационных и энергетических сетей, нефте-газопроводов;

- логистических и наливных терминалов;


- внедрение новых технологий на существующих предприятиях с целью повышения мощности и снижения издержек производства;
- переоборудование модернизацию существующих предприятий.

Запланированные мероприятия сентябрь 2008 – постоянно с целью формирования системы полного цикла промышленного девелопмента.

Подготовка и реализация программ сотрудничества с регионами:

- проект «А» - приоритетно в виду возможности активного формирования административного и имиджевого ресурсов в связи с существующей геополитической ситуацией;

- проект «Регион «Юг» - приоритетно в виду наличия имиджево привлекательного для региональной власти проекта «Южная пальмира», сформированного административного ресурса и, синхронизирующегося территориально, проекта «А».

- проект «Регион «Север» - приоритетно в виду основательной степени развития существующих проектов ГК «К» и наличия в команде предприятия опыта работы и возможностей административного ресурса в регионе;

- проект «Организация технопарка(ов)» в С., Т., М. областях, в республиках К., Т, Л, - включен в план в виду наличия в команде предприятия опыта работы и возможностей административного ресурса в регионах;

- проект «Организация работы за рубежом» - включен в план с целью диверсификации рисков, в виду востребованности продукта(ов) предприятий МСС, традиционно присутствовавших на зарубежных рынках по профилю, возможностей формирования админресурса в контексте государственной программы экономизации международной деятельности.

Структура организации предприятия (проект)

Предприятие создается форме … в соответствии с законодательством Российской Федерации (мероприятия по организации предприятия осуществляет Корпорация).

Взносы участников (на период «запуска» предприятия):

Со стороны ОАО «Корпорация «М»

- персонал (согласно перечню, период после «запуска» требует дополнительного согласования), имеющий подтвержденный опыт подготовки и реализации проектов по профилю;

- оборудованные рабочие места для сотрудников, включая сотрудников ГК «К» и возможность использовать другие (представительские) помещения Корпорации;

- предоставление помещения(й) для юридического адреса;

- право использования брэнда Корпорации (для позиционирования в конкурентной среде и формирования админресурса).

Со стороны ГК «К»

- заключение контрактов на выполнение работ 1-го этапа для ГК «К» в приоритетном порядке;

- первичное финансирование на базе исполнения контрактов с ГК «К» (на период «запуска» предприятия заработная плата сотрудников, согласно перечню и затраты на подготовку первичных мероприятий (по согласованию сторон));

- право использования брэнда ГК «К» (особенно в контексте привлечения первичных финансовых ресурсов и соответствующих финансовых инструментов при организации работ 2-го этапа).

Доли участников (проект)

- Участники со стороны ГК «К» - %

- ОАО «Корпорация «М» - %

- Участники со стороны Корпорации «М» - %

Штатная структура предприятия (проект, на период «запуска)

Квота «М».

1. Председатель правления,

2. Член правления, директор по производству,

3. Член правления, технический директор,

4. Исполнительный директор,

5. Референт-переводчик.

Ежемесячный совокупный размер заработной платы (проект, на период «запуска) по квоте Корпорации «М»

… 000 (… тысяч) рублей

Квота ГК «К»

1. Член правления, финансовый директор,

2. Член Правления

3. Главный бухгалтер,

4. Юрист.

Ежемесячный совокупный размер заработной платы (проект, на период «запуска) по квоте ГК «К» определяется руководством ГК «К».

Помещения для размещения (проект, на период «запуска)

1 Исполнительный директор - … м.кв.

(указывается в качестве юридического адреса)

2. Другие помещения – не менее … м.кв.

3. Штатные работники Корпорации «М», в соответствии с занимаемыми должностями в Корпорации, размещаются на существующих рабочих местах.


Основная литература

        1. А.Г. Костерин Практика сегментирования рынка. - СПб.: Питер, 2002;

        2. А. В. Павлов, Разработка бизнес плана, Альянс-пресс, 2004 г.

Дополнительная литература

        1. Федоренко Н. П., Шапиро В. Д., Ольдерогге Н. Г., Мазур И. И., Серия: Системные проблемы России, Россия на рубеже веков, ЭКОНОМИКА, 2004 г.;

        2. Т.С. Бронникова, А.Г. Чернявский Маркетинг: Учебное пособие, Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999;

        3. Ноздрев Н.С. Ценообразование на рынке производных финансовых инструментов. Экономистъ, 2005 г.;

        4. Финансовые инструменты рынка ценных бумаг. Практическое пособие для инвесторов, Гудков Федор, Евсюков Сергей, Зверев Виктор, Зверева Анна, Макеев Александр, Интеркримпресс, 2007

Основные ресурсы Интернет

      1. Структурно-функциональная теория Г. Алмонда, http://www.navuka.com/polit-13.php

      2. Доходное место: Заводик для иностранца, Марина Ховратович, Ведомости, 20.11.2006, №218 (1745) http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2006/11/20/116098

      3. МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ: Учебное пособие для подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену профессиональной подготовки менеджера. Под общей ред. В.Е. Ланкина. Таганрог: ТРТУ, 2006. http://www.aup.ru/books/m98/

      4. Критерии выделения сегментов рынка, 9 июля 2008, Валерий Евгеньевич Хруцкий http://www.elitarium.ru/2008/07/09/segmentacija_rynka.html

      5. Опыт эффективной инновационной деятельности инжиниринговой компании в химической промышленности http://himsorbent.ru/res/site/pdf_docs/doklad4.pdf

      6. Финансовые риски и финансовые инструменты, Н.И.Берзон, Я.М.Миркин, Высшая школа экономики, 2004 г. http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/209354.html


Тема 5. Подготовка для функционирующего транснационального системного холдинга программы занятия сегмента рынка по профилю (ауд. занятия 4 ч.)

Разработка программы производится в соответствии с правилами и принципами структурно-функционального анализа механизмов «ввода» на рынки стран СНГ транснационального системообразующего холдинга «Bayer» (учебный пример)


Программа представлена в рамках данного курса в виде презентации для Совета директоров холдинга:

Тезисное изложение основных принципов подготовки и реализации проекта:

Организация взаимодействия с естественными монополиями:

Трубопроводный транспорт, резервуарный парк

Железнодорожный транспорт,

Морской транспорт, припортовые сооружения


Предприятия/организации – участники проекта:

Концерн «BAYER» AG, Германия - материалы, технологии производства,

организация производства материалов,

«V.NETZ.G.» AG, Германия - технологии нанесения на не отключенных МГ, технологический регламент производства оборудования,

ЗАО «НИИ «Нефтегазстройоборудование», Россия/Украина – производство оборудования, техническое обслуживание, обучение персонала,

«ИЭС» им. Е.О. Патона НАН Украины - сварочные технологии, работы, безогневые врезки, бандажи,

ООО «Нефтегазэксперт», Россия/Украина – все виды специальных диагностических работ, проектирование, экспертиза.
Координация международного межкорпоративного сотрудничества:

МИД Российской Федерации,

Союз промышленников и предпринимателей Германии.
Содержание

1. Принципы подготовки и реализации проекта

2. Сферы имплементации проекта

3. Алгоритм реализации

4. Планируемые результаты

5. Перечень п/у материалов, разрешенных к применению в ОАО «Газпром»


1.1. Сотрудничество с ОАО «Газпром» организовывается в соответствии с требованиями, предъявляемыми к работе с естественными монополиями,

Справочно: Находится в стадии разработки применение указанных в тексте технологий/оборудования и порядка их имплементации для объектов трубопроводного транспорта, резервуарного парка, железнодорожного, морского транспорта, припортовых сооружений.

Взаимодействие с естественными монополиями всегда имеет геополитический характер

Подготовка и реализация геополитических проектов предполагает разработку и использование специфических методов и инструментов.

Данные методы и инструменты существенно отличаются от применяемых в «классической» бизнес-среде.

1.2. Составляющие проекта «Выполнение капитального/локального ремонта с использованием полиуретановых смесей без отключения транспорта газа»



1.2.1. Фактор времени

- актуальность реализации программы капитального ремонта МГ и КС ОАО «Газпром»

- конкурентные преимущества экспорта технологий (а не поставки готовой продукции) и производства оборудования, а не только его использование,

- наличие благоприятной политической конъюнктуры в РФ (подготовка и проведение президентских выборов в 2008 году) – аргумент для топ-чиновников планировать политическое/бизнес будущее,

основание для прогнозного срока реализации проекта – до 5-х лет

1.2.2. Фактор персонала

- Технические специалисты, менеджеры МВА - условие необходимое, но не достаточное для работы с естественными монополиями в частности и на специфическом рынке РФ в особенности,

- Учитывая номенклатуру технологий/материалов и оборудования, применяемых в процессе реализации проекта и специфику (место и роль в РФ) ее основных потребителей (естественных монополий РФ) необходимо привлечение специалистов имеющих:

опыт работы с(в) монополиями(х) – суть контакты, знание инфраструктуры

опыт и практические результаты подготовки и реализации геополитических проектов – суть контакты в политической/профессиональной среде РФ, опыт их установления

1.2.3. Инструменты

Классические»

- Финансы

- Организационное обеспечение (офис, персонал)

PR мероприятия

«Специальные»

- Организация контактов/взаимодействия с лицами уполномоченными принимать решения в сегментах имплементации проекта, с целью информирования о конкурентных преимуществах продукции/оборудования,

- Работа не с компаниями, но - в компаниях,

- max – участие,

- min – влияние на составляющие процесса внедрения и использования технологий и оборудования,

- Достижение в процессе сотрудничества статуса «тождественного определенности» для процесса сотрудничества.
2. Сферы имплементации проекта

2.1. Содержание проекта: ОАО «Газпром» обладает крупнейшей в мире системой транспортировки газа и обеспечивает непрерывный цикл поставки газа от скважины до конечного потребителя. Протяженность трубопроводов составляет 155 тыс. км., включая 268 компрессорных станций

С 2001 года подготовлена, утверждена Правлением ОАО «Газпром» к реализации программа использования при локальном и капитальном ремонтах МГ и КС полиуретановых изолирующих материалов.

МГ требуют безотлагательного ремонта (в основном эксплуатируются с середины 80-х г.г.)

Запланировано к ремонту (в т.ч. с применением полиуретанов не менее 35%) до 2010г. – 4,5 тыс.км., до 2014г. – 18,1 тыс.км. дополнительно

2.2. Степень разработки проекта

- По состоянию на декабрь 200…г.

На всех объектах ОАО «Газпром» с применением полиуретановых материалов выполнена переизоляция не более 250км. (1,5% от запланированного)

Причины:

Выше совокупная стоимость работ в сравнении с пленочными (полиэтиленовыми) и битумными материалами

Отсутствие в достаточном количестве оборудования и специалистов

С 200…г. ГК «Н» предложила выполнение работ по ценам не превышающим стоимость работ с применением полиэтиленовых покрытий (за счет использования оборудования для нанесения собственного производства и оптимизации затрат на логистику и производство)

- По состоянию на декабрь 200…г. ряд трейдеров предлагают в РФ материалы приобретенные у Б. или изготовленные по его рецептуре, но под своей торговой маркой ряд подрядчиков приобретали/приобретают оборудование и пытаются использовать технологический регламент предприятий-участников проекта .

- Но на территории РФ полиуретановые материалы для МГ и КС не производятся (были не профессиональные, бессистемные попытки), оборудование не изготавливается, система сервисного обслуживания, обучения персонала отсутствуют.

При организации производства материалов и оборудования для их нанесения на территории РФ стоимость работ с их применением, можно прогнозировать ниже в сравнении с традиционной (с сохранением преимуществ полиуретановых материалов).

- По состоянию на декабрь 200…г.:

Определен порядок и лица, принимающие решения относительно разрешений на применение материалов/оборудования для нанесения и организацию производства на территории РФ,

- Достигнута договоренность о встрече для рассмотрения предложений о получении разрешений на применение и производство материалов в Департаменте «…» ОАО «Газпром»

- Достигнута договоренность о встрече для начала процедуры получения разрешения на применения материалов с уполномоченным на то ОАО «Газпром» - ОАО «НИИ…»

- Готовятся материалы для реализации процедур.



3. Алгоритм реализации

3.1. Подготовить и реализовать мероприятия по организации производства материалов в РФ совместно с уполномоченными на то ОАО «Газпром» предприятиями

3.2. Одновременно подготовить и реализовать мероприятия по получению разрешения на применение материалов, изготовление оборудования на территории РФ

Определить/организовать титульные предприятия имеющие право на применение материалов/оборудования, подготовить и обеспечить комплекс мероприятий по соблюдению технологических требований по применению

4. Планируемые результаты

При нанесении полиуретановых материалов в соответствии с существующими нормативами на специально спроектированном для данных целей оборудовании:

При толщине нанесения 1,5 мм норма расхода материала на 1м.кв. – 4,5 кг. При диаметре труб 1420 мм. На 1км. трубы – 22 тонны

(15 тыс.литров).

При толщине нанесения 2 мм. норма расхода материала на 1м.кв. – 5,5 кг. При диаметре труб 1420 мм. На 1 км. трубы – 25 тонн (17 тыс. литров)

При минимальной годовой программе ОАО на период 2007-2010г.г. – 250/500 км. в год, ежегодное потребление порядка 6 000/12 000 тонн

(4 000/8 000 тыс. литров).

(По состоянию на декабрь 2006 трейдерами полиуретановых материалов предлагается цена от 14-16 долл. США за кг. (18-21 за литр)).

Стоимость выполнения полного комплекса работ по переизоляции МГ по ценам, не превышающим стоимость при нанесении полиэтиленовых материалов, составляет порядка 15 млн. руб. за 1 км. МГ диметром 1200 мм.

5. ПЕРЕЧЕНЬ рекомендуемых к применению в ОАО «Газпром»


термореактивных материалов, состояние 200…г.
Основная литература

        1. Григорьян, Ю.Е. Транснациональные корпорации в России // Свобод. мысль. - М., 1997. - N 2. - С. 14-27.

        2. Н. И. Белоусова, Е. М. Васильева Вопросы теории государственного регулирования и идентификации естественных монополий. КомКнига, 2006 г.

        3. Дугин А.Г. Основы геополитики М.: Арктогея, 1997.

4. Фареник С.А. «Нефтегазовый комплекс Украины. Теория и практика управления», 2003г., 568с.,

Дополнительная литература

        1. Уильямсон О. И. Экономические институты капитализма: фирмы, рынки, отношенческая контрактация./Пер. с англ. — СПб., 1996.

        2. Смитиенко, Б.М.; Караева, Л.У. Проблемы развития транснациональной экономической деятельности предприятий России и формирование финансово-промышленных групп // Экономика и коммерция. Сер. 9, Электр. техника. - М., 1994. - Вып. 2. - С. 15-22.

        3. Чиж, Н.И. Россия в транснациональной инвестиционной деятельности / МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: МАКС Пресс, 2003. - 19 с. Библиогр. : с. 19.

        4. Кантаржи, С.И. Особенности стратегического развития транснациональных корпораций на российском рынке // Соврем. аспекты экономики. - СПб., 2003. - N 18. - С. 205-211.

Основные ресурсы Интернет

          1. Естественные монополии http://money.rin.ru/content/?id=217

          2. Модель естественной монополии. Государственное регулирование естественных монополий. http://www.teencity.ru/user/doc/?19

          3. ОАО «Газпром» http://www.gazprom.ru/


Тема 6. Разработка для группы компаний комплекса управленческих процедур в соответствии законами, правилами, принципами структурно-функционального анализа (ауд. занятия 8 час.).

Определение целей стратегического развития. Ориентированность на социальные, инновационные программы.

Фиксация основных видов деятельности с привязкой к функциям.

Фиксация основных видов деятельности с привязкой к территориям (география деятельности, как системообразующая составляющая).

Определение существенных элементов управления (структура):

- форма функционирования в системе,

- содержание (развитие, как результат включенности в структуру)

Определение структуры управления

Совет директоров – планирование, контроль.

Контроль осуществляется через органы мониторинга – комитеты (как правило, стратегический, бюджетный, тендерный, НR).

Управляющая компания (дирекция) – подготовка и принятие управленческих решений (бюджетное планирование, проектное планирование, инвестиционная политика, кадровая политика).

Функциональные подразделения.

Территориальные подразделения.

Взаимодействие функциональных систем управления группы компаний:

- система менеджмента качества,

- система СRМ,

- единая система бухгалтерского учета,

- система бюджетного планирования,

- система управления проектами,

- система ERP,

- система документооборота, архивирование,

- система ССП сбалансированных показателей.

Анализ системы бюджетного управления

- постановка целей: центры финансовый ответственности, статьи бюджета, аналитический процесс, понятие «Центр финансовой ответственности» (ЦФО)

- планирование: разработка, корректировка, утверждение бюджетов ЦФО,

- исполнение бюджетов: учет фактических операций, статей, бюджетов, проектов в системе ЦФО,

- контроль: ежемесячный (как правило) по принципу план-факт, фиксация отклонений,

- анализ: ежемесячный и по мере фиксации отклонений, определение причин,

- корректировка бюджетов.

Унификация системы бюджетного управления

- представление платформы «1С: Предприятие 8», основные функциональные контуры.

Определение понятия «платежный календарь бизнес-процесса»

- инициатор платежа – формирование заявки,

- соотношение заявки на предмет соответствия бюджету,

- утверждение заявки (руководитель проекта – профильный комитет – генеральный директор),

- осуществление платежа, отметка об оплате, оповещение инициатора.

Анализ договорно-правовой системы

Определение понятия «договорно-правовое обеспечение бизнес-процесса»

- согласование подготовки документа,

- формирование документа,

- согласование подготовленного проекта документа,

- фиксация и анализ замечаний,

- устранение замечаний,

- подписание документа,

- внесение в систему электронного документооборота,

- оповещение инициатора.



Система электронного документооборота, архив

- система поиска,

- система оперативного контроля,

- движение информации,

- система централизованного учета,

- система организации контроля доступа.



Система учета движения информации

- территориальные подразделения (Север, Центр, Юг, …)

- отраслевые подразделения (инвестор, заказчик, снабженческий блок, производственный блок, сбыт, PR мероприятия),

- функциональные подразделения (группа методологии, группа финансового учета, группа юридического учета, аналитическая группа …)



Система CRM: система управления взаимодействия с потребителями продукта(ов)

алгоритмы управления

- функции (прогноз, анализ),

- функции (управление движением информации),

- функции (документооборот),

- функции (маркетинг).

результаты управления

- увеличение сбыта,

- увеличение прибыли,

- оптимизация маркетинга,

- снижение издержек.

Система ССП: система сбалансированных показателей

- программы:

определение стратегии (структурный принцип - направления управленческого процесса: Север, Юг …),

- проекты:

определение стратегии (функциональный принцип - субъекты управленческого процесса: отделы, управления…),

- показатели:

определение стратегии (структурно-функциональный принцип: потребители (сроки, качество), финансы (рентабельность, оптимизация), процессы (технология, поставка, сбыт), кадры (компетентность, перспектива),

- результаты:

трансформация стратегических целей и программ в рабочие бюджеты и планы ГК, формирование перспективного плана развития с учетом возникающих противоречий субъект-объектных отношений «внутри» ГК и в процессах «внешнего» взаимодействия в социальной среде функционирования,

выявление и включение в управленческие процессы противоречивого характера управленческой деятельности и предотвращение, тем самым конфликтных и критических ситуаций,

обеспечение «понимания» сути управленческих процессов и «включенности» в управленческие процессы всех структурных и функциональных субъектов ГК, реализация механизмов обратной связи.



Система ERP: электронная система управления информационными ресурсами

- единый банк информации свободного доступа (информация доступная всем участникам управленческого процесса и третьим лицам),

- управление процессами взаимодействия с потребителями продукта(ов),

- управление логистикой,

- управление финансами,

- управление производством,

- управление проектами,

- управление персоналом.



Система СУП: система управления проектами

- инициирование проекта: календарный план-график, организация рабочей группы,

- включение проекта в систему ERP,

- организация планирования в режиме внутрикорпоративной информационной системы: предварительные показатели, сроки, затраты, ресурсы.

- формирование профиля проекта в реальном времени,

- мониторинг проекта: отчетность прогнозирование и планирование отклонений и критических точек проекта,

- принятие решения - сравнительный анализ: планируемых и получаемых результатов на этапах реализации проекта, показателей финансовых, трудовых затрат,

- принятие корректирующего решения и включение его в электронную систему управления информационными ресурсами,

- анализ процесса подготовки и реализации проекта, использование полученных результатов для планов подготовки последующих проектов.

- включение в систему принятия решения про проекту (представлена на сайте курса),

- применение механизмов системы контроля и отчетности (представлена на сайте курса)

- применение механизмов системы работы с персоналом (представлена на сайте курса),

- применение системы мотивации персонала (представлена на сайте курса),

- организация работы в соответствии с требованиями системы менеджмента качества (сертификация по ISO 9000-2001).
Основная литература


            1. Бандурин А.В., Чуб Б.А. Стратегический менеджмент организации. Учебник. М.: Дело. 2003. – 526 с.

            2. Виханский О. С. Стратегическое управление: Учебник. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Экономистъ. 2004. – 296 с.

            3. Коробейников О. П., Колесов В. Ю., Трифилова А. А. Стратегическое поведение: от разработки до реализации. // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. №3.

            4. Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент: Учебник. М.: Дело. 2002. – 448 с.

            5. Подольский В.В. (найти другие товары), Уринцов А.И., Щербакова Н.С.; Информационные системы бухгалтерского учета. Юнити, 2005 г. издание: 2-е;

            6. Фареник С.А. «Анализ зарубежного опыта управления социально-экономическими процессами», 2005г., 264с.

Дополнительная литература

              1. Баязитов Т. Стратегия: отдельные аспекты формулировки и применения. //Управление компанией. 2002. №3

              2. Виноградова З. И., Шербакова В. Е. Стратегический менеджмент: Матрица модулей, «дерево целей»: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. /Под ред. З. И. Виноградовой. М.: Академический Проект: Фонд «Мир». 2004. – 304 с.

              3. Ефремов В. С. Организации, бизнес – системы и стратегическое планирование. // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. №2.

              4. Макаров М. Внедрение стратегии: шаг за шагом. //Управление компанией. 2002. №2.

              5. Петраков Н. Актуальные проблемы стратегического развития российской экономики. // Проблемы теории и практики управления. 2003. №1.

              6. Сурова Н. Разработка стратегии на примерах. //Управление компанией. 2003. №3.

              7. Лукаш Ю.А. Договора. Общие правила, особенности и способы обеспечения. ДИС, 2008 г.

Основные ресурсы Интернет

                1. ПОСТРОЕНИЯ КОНТАКТ ЦЕНТРОВ: ВЗГЛЯД СИСТЕМНОГО ИНТЕГРАТОРА. http://www.call2russia.ru/htm/stat_kontakt_centr_postroeniya.php

                2. Российская газета Игорь Калиновский 6 мая 2008 http://erus.ru/site.shtml?id=11&n_id=12917

                3. Законодательство. Документирование информации, организация делопроизводства http://www.mdi.ru/encycl.php?RubricID=2612

                4. Основы делопроизводства http://www.mdi.ru/encycl.php?RubricID=197

                5. Система ERP http://ru.wikipedia.org/wiki/ERP



2.2. План и вопросы к семинарским занятиям.
Тема 1. Определение понятия «крупная компания», специфика организации и функционирования

1. Проанализировать понятия «управление», «управленческий процесс». Привести примеры использования указанных в понятий в научной работе магистрантов.

2. Дать общую характеристику составляющим специфики организации крупной компании

3. Дать общую характеристику составляющим специфики функционирования крупной компании.

3. Привести примеры создания крупных компаний, проанализировать историю создания, зафиксировать существующие проблемы в функционировании.

4. Проанализировать систему противоречий определенной (для самостоятельной работы) крупной компании.


Тема 2. Теоретическая логика, как основа разработки и реализации управленческих процессов в крупной компании

1. Дать общую характеристику теоретической логики, как науки.

2. Проанализировать понятия: совокупность, структура, система, дать определения понятий.

3. Определить основные дефиниции в определениях: логика, как наука, логика формальная, логика неклассическая, логика диалектическая, логика социальная, логика теоретическая.

4. Сформулировать и проанализировать содержание понятий: законы, правила, принципы.

5. Сформулировать и проанализировать содержание понятий: цели, задачи исследования (в контексте подготовки и принятия управленческих решений).

6. Сформулировать и проанализировать содержание понятий: объект, предмет исследования (в контексте подготовки и принятия управленческих решений).

7. Сформулировать и проанализировать содержание понятий: механизмы реализации поставленных задач и планируемые результаты исследования (в контексте подготовки и принятия управленческих решений).

8. Сформулировать и проанализировать содержание понятий: механизм влияния субъекта на объект в процессе реализации поставленных задач и полученные результаты исследования (в контексте подготовки и принятия управленческих решений)

9. Дать характеристику основным составляющим субъект-объектного взаимодействия.


Тема 3. Разработка управленческих процедур и механизмов их реализации в процессе управления крупной компанией

1. Определить содержание понятия информационное взаимодействие в контексте подготовки и реализации управленческих процедур;

2. Определить содержание понятия организационное взаимодействие в контексте подготовки и реализации управленческих процедур;

3. Определить содержание понятия финансово-экономическое взаимодействие в контексте реализации управленческих процедур;

4. Определить содержание понятия юридическое взаимодействие в контексте реализации управленческих процедур;

5. Определить содержание понятия PR-позиционирование во внешней среде в контексте реализации управленческих процедур;

6. Определить содержание понятия GR, лоббистские процессы позиционирования данной компании в контексте реализации управленческих процедур;

7. Определить содержание понятия НR, персонал (команда) в контексте реализации управленческих процедур;

8. Сформулировать и проанализировать дефиниции и содержание понятий: управленческий аппарат, управленческая структура в контексте характеристики субъекта управления;

9. Сформулировать и проанализировать дефиниции и содержание понятий:

функциональная взаимосвязь, структура взаимодействия в контексте характеристики объекта управления.
Тема 4. Организация «с нуля» предприятия, как системообразующего в сегменте рынка. Этапы подготовки и реализации проекта

1. Дать характеристику основным составляющим создания предприятия, определить цель проекта как организацию эффективно действующего предприятия;

2. Определить содержание понятия «создание новой стоимости», как существенной составляющей процесса организации нового предприятия, имеющего характер системообразующего в сегменте профессиональной среды.

3. Дать характеристику основным составляющим функционирования предприятия, определить задачи проекта, как обеспечение эффективного функционирования предприятия;

4. Привести примеры определения востребованности сегментов рынка и территорий для реализации инвестиционных проектов в России и за рубежом (включая страны СНГ) по профилю: металлургия, химия, машиностроение, приборостроение, углеводороды, IT-технологии, аграрный комплекс;

5. Охарактеризовать основные этапы подготовки бизнес-планов, подготовить доклад по типовым бизнес-планам в различных сегментах социальной сферы.

6. Сформулировать и проанализировать дефиниции и содержание понятий: разработка концепции проекта, выбор участников проекта, определение структуры финансирования, анализ рентабельности и рисков, юридическое сопровождение, финансовое планирование;

7. Сформулировать и проанализировать дефиниции и содержание понятий: разработка тендерной документации, организация тендерных торгов;

8. Дать характеристику понятию «профиль проекта», изложить содержательную часть по профилям проектов: - производство строительных материалов; объекты нерудпрома; электроэнергетика; переработка углеводородов; циклы металлургической промышленности; машиностроение; транспорт, логистика.

9. Сформулировать и проанализировать дефиниции и содержание понятий: управляющая компания, инжиниринговая компания, группа компаний, холдинговая компания;

10. Сформулировать и проанализировать дефиниции и содержание понятий: ассоциация, консорциум, корпорация, концерн;

11. Дать характеристику контрактам типа: «EPC» (engineering, procurement, construction – инжиниринг, поставки, строительство) и «EPCM» (engineering, procurement, construction management – управление инжинирингом, поставками, строительством).


Тема 5. Подготовка для функционирующего транснационального системного холдинга программы занятия сегмента рынка по профилю

1. Охарактеризовать особенности, специфику создания и функционирования транснациональной, системообразующей компании. Определить содержания понятий «транснациональная компания», «системообразующая компания»;

2. Охарактеризовать особенности, специфику организации взаимодействия с естественными монополиями. Определить содержание понятия «естественные монополии»;

3. Сформулировать и проанализировать дефиниции и содержание понятий: принципы подготовки и реализации проекта, сферы имплементации проекта, алгоритм реализации, планируемые результаты.

4. Сформулировать и проанализировать дефиниции и содержание понятий: фактор времени, фактор персонала, инструменты.

5. Охарактеризовать специфику использования специальных управленческих инструментов для организации управления в естественных монополиях.

6. Определить содержание и дефиницию понятий: чувствительность стоимости проекта, стоимость собственного капитала, рыночная стоимость (fair value), операционные затраты, EBITDA.
Тема 6. Разработка для группы компаний комплекса управленческих процедур в соответствии законами, правилами, принципами структурно-функционального анализа

1. Изложить порядок определения целей стратегического развития крупной компании. При этом учесть ориентированность на социальные, инновационные программы.

2. Дать характеристику основных видов управленческих процессов привязкой к функциям.

3. Дать характеристику основных видов управленческой деятельности с привязкой к территориям.

4. Дать характеристику структуры управления крупной компанией. Определить содержание и дефиницию понятий: совет директоров, органы мониторинга, комитеты (стратегический, бюджетный, тендерный, НR), управляющая компания.

5. Охарактеризовать процесс подготовки и принятия управленческих решений. Определить содержание и дефиницию понятий: бюджетное планирование, проектное планирование, инвестиционная политика, кадровая политика.

6. Изложить основные составляющие анализа системы бюджетного управления для функциональных подразделений и территориальных подразделений.

7. Определить содержание понятия: «Центр финансовой ответственности» (ЦФО).

8. Подготовить доклад о работе бухгалтерской системы «1С: Предприятие 8».

9. Подготовить доклад на тему: «Анализ договорно-правовой системы» группы компаний.

10. Подготовить доклад на тему: «Система электронного документооборота, архив» в группе компаний.

11. Подготовить доклад на тему «Система учета движения информации» в группе компаний.

12. Подготовить доклад на тему: «Система CRM: система управления взаимодействия с потребителями продукта(ов)» в группе компаний.

13. Подготовить доклад на тему: «Система ССП: система сбалансированных показателей» в группе компаний.

14. Подготовить доклад на тему: «Система ERP: электронная система управления информационными ресурсами» в группе компаний.

15. Подготовить доклад на тему: «Система СУП: система управления проектами» в группе компаний.

16. Изложить основные составляющие организации процесса работы с персоналом, мотивации персонала.

17. Изложить основные принципы мониторинга и организации комплекса мероприятий в системе M&A, определить содержание и дефиницию понятий: рейтинг активности, МВО, LBO, инвестиционный банкинг, IPO, антикризисное управление. Антимонопольное законодательство, корпоративный конфликт.


2.4. Тематика курсовой работы (рефератов, аналитических справок).

Курсовая работа настоящей программой не предусмотрена.

Учитывая научные интересы магистрантов, планируемую им профессиональную карьеру, предлагаются факультативные проектные задания.
2.5. Порядок проведения зачета по курсу и примерные вопросы к зачету.

Порядок проведения зачета определяется нормативными документами МГИМО(У). Организация работы на практических занятиях позволяет получить магистранту аттестацию по итогам работы на семинарах и с учетом оценки за самостоятельные работы.

Примерные вопросы к зачету совпадают с вопросами семинарских и практических занятий.
3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

п/п


Наименование тем и разделов

ВСЕГО

(часов)


Ауд. занятия

(час.)


Самост.

работа

В том числе


Лекции

Семинары



Тема 1. Определение понятия «Крупная компания», специфика организации и функционирования

3

1




2



Тема 2. Теоретическая логика, как основа разработки и реализации управленческих процессов в крупной компании

3

1




2



Тема 3. Разработка управленческих процедур и механизмов их реализации в процессе управления крупной компанией

6

2

2

2



Тема 4. Организация «с нуля» предприятия, как системообразующего в сегменте рынка. Этапы подготовки и реализации проекта

6

2

2

2



Тема 5. Подготовка для транснационального системного холдинга управленческой программы занятия сегмента рынка по профилю

8

2

2

4



Тема 6. Разработка для группы компаний комплекса управленческих процедур в соответствии законами, правилами, принципами структурно-функционального анализа.

8

2

2

4




ИТОГО:

34

10

8

16



4. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Зачет.



1 Этим курс содействует в достижении студентами того уровня инструментальных, межличностных и системных компетенций, которые являются приоритетами современного европейского образования.

См.: Кузьминов Я.И., Любимов Л.Л., Ларионова М.В. Европейский опыт формирования общего понимания содержания квалификаций и структур степеней. Компетентностный подход // depart.ed.gov.ru/ministry/struk/depart/standart/work/bolon/evro.doc.







База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница