Ф. 291. Оп. Дело 639. Дело о распространении ереси в деревне Вороньи мещанином Сидором Куткиным. 14. 06. 1841 – 29. 11. 1846. Дело управления Рижского Военного и Лифляндского



Скачать 208.88 Kb.
Дата16.11.2016
Размер208.88 Kb.


Ф. 291. Оп. 8. Дело 639. Дело о распространении ереси в деревне Вороньи мещанином Сидором Куткиным. 14. 06. 1841 – 29. 11. 1846.

ДЕЛО


Управления Рижского Военного и Лифляндского,
Эстляндского и Курляндского
ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОРА


ПО СЕКРЕТНОЙ ЧАСТИ

о распространении ереси в д. Вороньи

мещанином Сидором Куткиным

[Переписка с Министерством Внутренних

Дел, Лифляндским гражданским губернатором и др.]
Нач. 14 Июня 1841.

Конч. 29 Ноября 1846 г.


22 июня 1841

Кеммерн
Его Высокопревосходительству

Господину Рижскому военному Лифляндскому, Эстляндскому, и Курляндскому Генерал-Губернатору, Генерал-Лейтенанту, Сенатору и разных орденов Кавалеру Матвею Ивановичу Барону фон дер Палену.


Лифляндского Гражданского

Губернатора

Рапорт

Дерптский Орднунгсгерихт доносит мне, что от Сотника обитаемой почти одними раскольниками, лежащей Дерптского уезда под мызою Каваст деревни Вороньи Григория Федорова, сделано оному Суду показание: что проживающий в той деревне Дерптский окладист Сидор Иванов Куткин, начинает распространять новую ересь, - не признавая уже с нескольких лет состоящего в должности наставника Раскольников Ивана Никитина, поносит его беспощадно и старается склонять людей не крестить более у него своих детей, почему Феллинский окладист Иван Васильев Судак свою вновь рожденную дочь не приносил на крещение к Наставнику, но окрестил сам таковую потаенно.

При произведенном вследствие сего показания Дерптским Орднунгсгерихтом исследовании предварительно оказывается: обвиняемый Сидор Иванов Куткин, а с ним вместе семеро обывателей деревни Вороньи, с весны сего года отделились от прочих тамошних раскольников, не придерживаясь более находящегося в той деревне раскольничнаго Наставника Ивана Никитина, под предлогом, что им кажется несправедливым, что производимый с нескольких уже лет по деревне Черной равномерною раскладкою сбор по 25 руб. ассигнациями в пользу Священника соседней приходской Носовской Церкви, который был собираем чрез Сотника Григория Федорова от слабых или упорных плательщиков взыскивался экзекуциею, и что Наставник Иван Никитин тому не противился; и вообще он признается недовольно строгим против иных различных заблуждений деревенских поселян. Из бывшего досель производства явствует, что Сидор Иванов Куткин есть первый зачинщик существующих ныне между деревенскими.

Вашему Высокопревосходительству всепокорнейше поднося у сего на Начальственное благоусмотрение представленный Дерптским Орднугсгерихтом при вышепрописанном рапорте следственный протокол, обще с принадлежащим к тому деревянным крестом, честь имею испрашивать Начальственного Вашего разрешения, не благоугодно ли будет одобрить мое предположение, дабы сказанный обвиняемый Дерптский окладист Сидор Иванов Куткин для удержания распространения нововводимой им вредной ереси и предупреждения в самом начале вредного влияния на прибережных обывателей Чудского Озера и для удаления его из той стороны, вытребован был в Ригу для предания здесь законному суждению за противузаконные его действия; на что ожидать буду Вашего Высокопревосходительства предписания.


Гражданский Губернатор Егор фон <Фелькерзам>
Рига

Июня 13 дня 1841

О новопоявившейся по Дерптскому уезду между раскольниками ереси
м. Кеммерн.

22 июня 1841-го года.

От Рижского Военного и Лифляндского, Эстляндского и Курляндского Генерал-Губернатора.
Господину Управляющему Министерством Внутренних Дел.
Лифляндский Гражданский Губернатор, от 13-го Июня, донес мне, что проживающий в деревне Вороньи Дерптского уезда, Дерптский мещанин Сидор Иванов Куткин, распространяет там новую ересь, не признавая уже с нескольких лет исправляющего должность наставника раскольников Ивана Никитина, поносит его беспощадно и старается склонить людей не крестить более у него своих детей; почему Феллинский мещанин Иван Васильев Судак свою вновь рожденную дочь не приносил для крещения к наставнику, но окрестил таковую сам тайно.

Из произведенного Дерптским Орднунгсгерихтом исследования, видно: что Сидор Иванов Куткин, а с ним вместе семеро обывателей деревни Вороньи, с весны сего года отделились от прочих тамошних раскольников, не придерживаются более находящегося в той деревне раскольнического наставника Ивана Никитина, под предлогом, будто им кажется несправедливым, что производимый с нескольких уже лет по деревне Черной равномерной раскаладкою сбор по 25 рублей ассигнац. в пользу Священника соседской приходской Носовской церкви, был собираем чрез сотника Григория Федорова экзекуциею, и что Наставник Иван Никитин этому не противился; вообще он признается не довольно строгим против иных различных заблуждений деревенских поселян, и что раскольник Сидор Иванов Куткин есть первый зачинщик существующих ныне между деревенскими жителями распрей; пользуясь притом, обстоятельством неудовольствия по сбору в пользу Священника, он, для порождения между обывателями неудовольствий, имея в подробности тамошние местные обстоятельства уверен, что противу сих заблуждений приняты будут меры, ибо из его речей известно, что тот Куткин имеет наклонность к религиозным мечтательствам; стараясь ввод… между раскольниками новые обряды и хотя намерение его к распространению ереси особенно важного неоткрыто и возникшее подозрение будто бы он оскоплен, оказалось совершенно не доказанным, но достоверно то, что он производил поучения из священных книг, собрал некоторое малое число приверженцев, которые подобно ему носят ныне на шее вместо обыкновенного металлического креста деревянный, которого образец при сем прилагается и тем стараются явно отличаться от прочих тамошних раскольников; причем раскольник этот признался в совращении Ивана Васильева Судака и его жены Авдотьи Сидоровой крестить собственную их дочь тайно в ночное время в открытом Чудском озере; находясь при том и сам. Родители этого дитяти будучи в немалом беспокойствии, ибо им объявили, что он, яко воспреемники своего дитяти, находятся ныне в близком родстве, и потому не могут продолжать по-прежнему семейного сожития.

А как совершенное Иваном Васильевым Судаком, во первых числах Мая месяца тайное окрещение своего собственного дитяти надлежит признавать противузаконным действием, в чем Куткин оказывается сопричастным, равно обвиняется он и в совращении других, из коих Данило Антонов Белобров последовал примеру Ивана Васильева Судака; каковые заблуждения необходимо прекратить в самом начале; о чем Дерптский Орднунгсгерихт основываясь на просьбе заслуживающих доверия жителей деревни Вороньи, представляя на разрешение Начальства, испрашивает такового по предмету явно не действительного окрещения Иваном Судаком собственного своего дитяти, и касательно Данилы Антонова Белоброва, который хотя обещал Орднунгсгерихту новорожденного сына окрестить у наставника Ивана Никитина, но этого досель не исполнил, от чего сие шестинедельное дитя все еще остается без крещения.

Сверх того Сидор Иванов Куткин уже на пред сего, состоял под следствием за помешательства деланные им при увещаниях, бывшего миссионером Священника Левицкого, а потом по весне 1839 года при производимой Священником Орловым обще с Смотрителем Чудского берега Титулярным Советником Карлсоном переписки жителей Чудского берега, подал повод жителям деревни Вороньи к ослушанию Начальства, и тогда уже почитался главным; ныне раскольники объявили, что он Куткин был посылан ими в С. Петербург, долго находился из тех стран в отлучке; посему принесенная Дерптскому Орднунгсгерихту от помещика мызы Каваст фон Валя просьба, дабы для сохранения порядка в деревне Вороньи, Куткин из тамошних стран совершенно удален был, заслуживает всяческого уважения, ибо хотя сколько до ныне открыть возможно было, противодействия его главнейше клонятся противу раскольников и противузаконностей их, но могут причинить вредное влияние; Гражданский Губернатор полагает, Сидора Иванова Куткина востребовать в Ригу и предать законному суждению.

Сообщить на разрешение Вашего Сиятельства о вышепрописанном донесении Лифляндского Гражданского Губернатора, полагаю, что для удержания распространения нововводимой Сидором Ивановым Куткиным, вредной ереси, и предупреждения в самом начале вредного влияния на прибрежных обывателей Чудского озера, необходимо вместо предания Суду удалить его Куткина на жительство во внутрь России, о чем, равно относительно мещанина Ивана Васильева Судака и жены его Авдотьи Сидоровой, окрестивших тайно ночью в открытом Чудском озере родившуюся дочь сам, а также Данилы Антонова Белоброва, оставляющего шестинедельного сына своего без крещения, и других отделившихся с Куткиным от прочих раскольников, буду иметь честь ожидать Вашего Сиятельства уведомления.
22 Июня 1841

М. Кеммерн


Г. Лифляндскому Гражданскому Губернатору
Усмотрев из донесения В. Пр-ва от 13 сего Июня за № 545 о новопоявившейся в Дерптском Уезде между раскольниками ереси, и о раскольнике Сидоре Иванове Куткине, что с нескольких уже лет по деревне Черной, производится по равномерной раскладке сбор по 25 р. <Нрзб.> в пользу Священника соседней приходской Носовской Церкви, каковый сбор в сем году от некоторых взыскивался даже экзекуциею, я покорно прошу В. Пр-во уведомить меня: с которого времени, по чьему распоряжению и на какой предмет производится тот сбор, о котором я вовсе не имею сведения и которым как видно из донесения Вашего, раскольники недовольны.

Касательно же Сидора Иванова Куткина, я покорно прошу В. Пр-во учинить распоряжение о немедленном арестовании его Куткина и содержании под строгим присмотром в Дерпте, впредь до получения разрешения от Г. Управляющего Министерством Внутренних Дел, которому я ныне же сообщил о действиях Куткина.

Его Высокопревосходительству

Господину Рижскому Военному, Лифляндскому, Эстляндскому и Курляндскому Генерал-Губернатору, Генерал-Лейтенанту, Сенатору и разных орденов Кавалеру Матвею Ивановичу Барону фон дер Палену.


Лифляндского Гражданского Губернатора

Рапорт


На почтеннейшее предписание Вашего Высокопревосходительства от 22-го сего Июня за № 188 о новопоявившейся в Дерптском уезде между раскольниками ереси и о раскольнике Сидоре Иванееве Куткине, честь имею всепокорнейше донести, что о производящемся с несколько уже лет по деревне Красногор по равномерной раскладке сборе 25 руб. асс. в пользу Священника соседней приходской Носовской Церкви, о котором не имел и я досель ни малейшего сведения, - потребовал я от Дерптского Орднунгсгерихта объяснение, подтвердив оному Суду иметь строжайшее наблюдение за содержимым уже под стражею раскольником Куткиным.
Гражданский Губернатор Егор фон <Фелькерзам>
Рига

Июня 28 дня 1841.

О раскольнике Сидоре Иванове Куткине.
23 Июля 1841.

О Дерптском мещанине Куткине.


Господину Рижскому Военному, Лифляндскому, Эстляндскому и Курляндскому Генерал-Губернатору.

От 22 минувшего Июня за № 187 Ваше Превосходительство изволили сообщить мне о донесении Лифляндского Гражданского Губернатора, что проживающий в деревне Вороньи Дерптский мещанин Сидор Куткин вводит между тамошними раскольниками новую Ересь, восстасть против Исправляющего у них должность Наставника Ивана Никитина и отклоняет раскольников от окрещения у него детей, что по наставлению Куткина Филлинский мещанин Иван Судак окрестил новорожденную у него дочь сам в Чудском Озере требуемые сведения истребовать и что Куткин, как по следствию оказалось, отделясь с некоторыми обывателями от тамошних раскольников, возбуждает между жителями деревни Вороньи распри; - почему Лифляндский Гражданский Губернатор признавая поданную владельцем Мызы Каваст Валя в Дерптский Орднунгсгерихт просьбу, об удалении Куткина из деревни Вороньи для сохранения там порядка, - заслуживающею уважения, и находя притом, что действия Куткина, сколько доныне открыть было возможно, хотя и направлены главнейшее против раскольников и незаконности их обрядов, но могут иметь вредное влияние, полагает: вытребовать его в Ригу и предать Суду. К сему Ваше Превосходительство присовокупили, - что для удержания распространения нововводимой Куткиным Ереси и для предупреждения в самом начале вредного влияния на прибрежных обывателей Чудского Озера, по мнению Вашему необходимо удалить его внутрь России.

Имея в виду, что на основании существующих постановлений раскольники не преследуются за мнения их о вере, и местные Начальства не должны входить в рассмотрение способов совершения ими своих обрядов, а обязаны лишь только наблюдать, чтобы не было при сем публичного оказательства их учения, я считаю долгом предварительно каких-либо окончательных мер в отношении означенного Куткина покорнейше просить Ваше Превосходительство приказать сделать под рукою дознание: в чем заключается вводимая им между раскольниками деревни Вороньи новая секта, чем она различествует от той, которую содержат тамошние раскольники, какими способами Куткин успел возбудить распри между всеми жителями деревни Вороньи и заключаются ли они в одном лишь только разномыслии его с тамошними раскольниками о религиозных обрядах, или в других каких-либо действиях, о последующем же не оставьте, Милостивый Государь, меня уведомить.

Его Высокопревосходительству

Господину Рижскому Военному, Лифляндскому, Эстляндскому и Курляндскому Генерал-Губернатору, Генерал-Лейтенанту, Сенатору и разных орденов Кавалеру Матвею Ивановичу Барону фон дер Палену.
Лифляндского Гражданского

Губернатора

Рапорт

4 Сентября 1841



Рига
Вашему Высокопревосходительству в Начальственном предписании от 22 Июля сего года за № 188 по предмету новопоявившейся в Дерптском Уезде между раскольниками ереси и о раскольнике Сидоре Иванове Куткине, и что с нескольких лет по деревне по деревне Черной производится по равномерной раскладке сбор по 25 рублей ассигнациями в пользу Священника соседней приходской Носовской Церкви, каковый сбор в сем году от некоторых взыскивался даже экзекуциею, благоугодно было требовать сведения: с которого времени и по чьему распоряжению и на какой предмет производится сбор, о котором Вашему Высокопревосходительству было безызвестно и которым раскольники недовольны, при чем поручить мне изволили учинить немедленно распоряжение к арестованию раскольника Куткина и содержанию под строгим присмотром в Г. Дерпт впредь до получения разрешения Г. Управляющего Министерством внутренних Дел.

К точному исполнению приведенного предписания Вашего Высокопревосходительства по истребованному от Дерптского Орднунгсгерихта обстоятельному по предмету означенного сбора с раскольников сведению, долгом поставляю Вашему Высокопревосходительству всепокорнейше донести:

По рапорту мызы Кокора, к которой почти исключительно обитаемая раскольниками большая деревня Красногор принадлежит и по объявлению Сотников и Старост сказанной деревни прежде и с самых древних времен Дерптский Российский Священник ежегодно дважды объезжал ту деревню и сбирал с каждого двора по участку масла и творогу. По построении Православной Церкви в деревне Нос (примерно в 1824 году) производился таковый сбор ежегодно Священником означенной Церкви Алексеем Орловым, наконец та деревня с ним положилась, вместо сбора участков натурою платить ежегодно по 25 рублей на ассигнации, каковую сумму как бывший Священник Орлов так и настоящий Священник Дубковский каждогодно получали, а при замедлении взноса настояли на уплате оного.

Мыза Аллацкиви, к которой принадлежат обширные деревни Нос, Кольки и Казепя и многие другие малые прибережные деревни доносит, что по исказанию тамошних обывателей подать по 25 рублей ассигнациями в пользу Носовского Священника существует со времен устроения Церкви в деревне Нос и основывается на соглашении деревенских поселян с прежним Священником Алексеем Орловым и получаем был равномерно нынешним Носовским Священником Дубковским.

Мыза Флеммингсгоф, куда принадлежат деревни Черная и Кикита рапортовала, что по объявлению тамошних поселян в прежние лета Священники Российской Церкви в Дерпте собирали от времени до времени добровольные подношения в прибережных деревнях, но по построении Церкви в Деревне Нос обыватели положились с Священником Орловым к уплате денег, которые с деревни Черной составляют ежегодно по 25 рублей ассигнациями, но сей сбор существовал там только один или два года.

Мыза Сомель, к которой принадлежит деревня Тихотка и мыза Каваст к которой принадлежит обширная деревня Воронья и многие другие меньшие деревни объяснилась: что тамошние деревенские поселяне согласились добровольно платить Носовскому Священнику по 25 рублей ассигнациями ежегодно.

Причем Орднунгсгерихт присовокупляет, что на все означенные сборы никаких особенных постановлений не существует и цели оным не открыто, но выродились таковые со стороны Грекороссийского Духовенства по прямому согласию с деревенскими обывателями. Причем поручено мною Дерптскому Орднунгсгерихту раскольника Куткина содержать в Дерпте до дальнейшего под строгим присмотром.
Гражданский Губернатор Егор фон <Фелькерзам>
Рига

Августа 14 дня 1841


Его Высокопревосходительству

Господину Рижскому Военному, Лифляндскому, Эстляндскому и Курляндскому Генерал-Губернатору, Генерал-Лейтенанту, Сенатору и разных орденов кавалеру Матвею Ивановичу Барону фон дер Палену.

Лифляндского Гражданского Губернатора

Рапорт


26 Сентября 1841

Рига
К исполнению почтеннейшего предписания Вашего Высокопревосходительства от 31-го Июля сего года за № 225 о Дерптском мещанине Куткине, который вводит в Уезде Дерптском новую секту, поручал я Г. Дерптскому Орднунгсгерихту сделать под рукою дознание в чем заключается вводимая проживающим в деревне Вороньи Дерптским мещанином Сидором Куткиным между раскольниками той деревни новая секта чем она различествует от той, которую содержат тамошние раскольники, какими способами Куткин возбудить успел распри между всеми жителями деревни Вороньи и заключается ли она в одном лишь только разномыслии его с тамошними раскольниками о религиозных обрядах, или в других каких-либо действиях, - который мне на сие поручение ныне доносит что по объявлению сотника Григория Федорова головы Никифора Яковлева и обывателя Петра Антонова. 1, по мнению сказанных обывателей приверженцы Куткина секты принадлежат к скопцам, и что им подрезаются известные жилы, но в сем предположении явных доказательств не представлено, как оно оказалось при произведенном над Куткиным Медицинском исследовании оказались неосновательными. Сверх того придерживающиеся Куткина секты лица не терпят в своих жилищах иных сосудов для пищи и питья, но приуготовляют таковые из некрашеного белого дерева и хранят их под постелями, к тому им никаких пашпортов не нужно, ибо оне не берут таковые в руки, приложенную в пашпортах печать называют Антихристовую. В одеянии своем отличаются тем, что носят простые серые армяки, низко подпоясанные, ноги обвертывают на толсто онучами, обуваются в лапти и во всякое время года носят овчинную шапку, надетую глубоко на лицо. 2. Куткина секта различествует от других раскольников вещественно и неоспоримо тем, что приверженцы первой не имеют у себя Наставников, или тому подобного, оне не носят на груди металлические кресты, заменяя их простыми деревянными, и наконец, что они не принимают никакого участия в бывающих на праздники по деревне увеселениях. 3. Сидор Иванов Куткин, с давних лет у деревенских обывателей Чудского Озера, приобрел значительность тем, что он прежде, будучи ревностный раскольник, всегда занимал должности раскольников, что для заступления мнимых прав сей секты по весне 1839-го года он был ими посылан в С. Петербург, и по возвращении своем из С. Петербурга по прошествии более года отказался от раскольников и когда противу его восстали явные противники, в последствии своей бывшей значительности удалось ему по крайней мере у некоторых из обывателей сделать доступ со своими новыми учениями, обрядами, число его приверженцы еще весьма малое, и состоит только из пяти постоянных лиц мужеска пола. Пользовался ли Куткин средствами и убеждениями к обращению в свою секту где-либо в других местах, того неоткрыто.

4. Сколько досель с достоверностию узнать можно было, нынешние приверженцы Куткина придерживаются в религиозных их мнениях его одного и что он сам, сколько досель из его действий заметить можно было, оказывается заблудившимся религиозным мечтателем, почему возвращение его в те прибережные деревни может неизбежно иметь вреднейшие последствия.

О таковом представлении Г. Дерптского Орднунгсгерихтера, долгом поставляю всепокорнейше донести Вашему Высокопревосходительству на благоусмотрение.


Гражданский Губернатор Егор фон <Фелькерзам>
Рига

Сентября 22 дня 1841 года


О нововводимой раскольником Куткиным секте

О Дерптском мещанине Куткине

Рига

26 Сентября 1841



от Рижского воен., Лиф., Эст. и Кур. Генер.-Губер.
Г. Управляющему Министерством Внутренних Дел.
По отношению ко мне В. С. от 23 Июля сего года за № 3919 потребовав нужные сведения о Дерптском мещанине Сидоре Куткине, от Лифляндского Гражданского Губернатора, я согласно донесению его имею честь сообщить В. С., сходно объяснению сотника Григория Федорова, головы Никифора Яковлева и обывателя Петра Антонова, по мнению сказанных обывателей, приверженцы Куткина секты принадлежат к скопцам и что им подрезываются известные жилы, но в сем предположении явных доказательств не представлено, как оказалось при произведенном над Куткиным Медицинском исследовании неосновательным. Сверх того придерживающиеся Куткина секты лица не терпят в своих жилищах иных сосудов для пищи и питья, но приуготовляют таковые из некрашеного белого дерева и хранят их под постелями, к тому же полагают что им никаких пашпортов не нужно ибо оне не берут таковых в руки, а приложенную к пашпортам печать называют Антихристовою. В одеянии своем отличаются тем, что носят простые серые армяки низко подпоясанные ноги обертывают натолсто онучами, обуваются в лапти и во всякое время года носят овчинную шапку, надетую глубоко на лицо.

2. Куткина секта различествует от других раскольников вещественно и неоспоримо тем, что приверженцы первой не имеют у себя Наставников, или тому подобного, оне не носят на груди металлических крестов, заменяя их простыми деревянными, и наконец, что они не принимают никакого участия в бывающих на праздники по деревне увеселениях.

3. Сидор Иванов Куткин, с давних лет у деревенских обывателей Чудского Озера, приобрел значительность тем, что он прежде будучи ревностный раскольник, всегда занимал должности раскольников, что для заступления мнимых прав сей секты, по весне 1839 года, он был ими посылан в С. Петербург, и по возвращении своем из С. Петербурга по прошествии более года отказался от раскольников и когда противу его восстали явные противники, в последствие своей бывшей значительности удалось ему по крайней мере у некоторых из обывателей сделать доступ со своими новыми ученьями, обрядами, число его приверженцев еще весьма малое, и состоит только из пяти постоянных лиц мужеского пола. Пользовался ли Куткин средствами и убеждениями к обращению в свою секту где-либо в других местах, того не открыто.

4. Сколько досель с достоверностию узнать можно было, нынешние приверженцы Куткина, придерживаются в религиозных их мнениях его одного, и что он сам, сколько досель из его действий заметить можно было оказывается заблудившимся религиозным мечтателем, почему возвращение его в те прибережные деревни может неизбежно иметь вреднейшие последствия.

Его Высокопревосходительству

Господину Рижскому Военному, Лифляндскому, Эстляндскому и Курляндскому Генерал-Губернатору, Генерал-Лейтенанту, Сенатору и разных орденов Кавалеру Матвею Ивановичу Барону фон дер Палену.


Лифляндского Гражданского Губернатора

Рапорт.
К исполнению почтеннейшего предписания Вашего Высокопревосходительства от 4 прошлого Сентября за № 249-м по предмету ежегодной платы по 25 руб. ассигнац. производимой раскольниками некоторых прибережных деревень священнику деревни Нос честь имею по истребованному от Дерптского Орднунгсгерихта сведению, Вашему Высокопревосходительству всепокорнейше донести, что по обстоятельному спросу участвующих в таковой плате деревенских жителей, приводимая постоянная плата платится некоторыми прибережными деревнями добровольно и что сии последние письменно к тому не обязывались; причем прибережные жители объявили, что оне на будущее время таковой платы производить не намерены, ибо оне обязаны содержать своего Наставника.


Гражданский Губернатор Егор фон <Фелькерзам>
Рига

Октября 16 дня 1841.

24 Ноября 1841

Рига
Г. Лифляндскому Гражданскому Губернатору.

Ваше Пр-во в представлении от 13 Июня сего года за № 545 донесли мне о вводимой проживающим в деревне Вороньи Дерптского уезда, Дерптским мещанином Сидором Куткиным новой ереси; о каковых действиях Куткина, как известно В. Пр-ву из отзыва моего от 22 того же Июня за № 188, сообщено Управлявшему Министерством Внутренних Дел.

Ныне Г. Министр внутренних дел усматривая из доставленных мною по сему предмету сведений, что мещанин Куткин, стараясь вводить между раскольниками новые обряды, признался в склонении Феллинского мещанина Ивана Судина, и жены его Авдотьи Сидоровой, крестить их дочь тайно в ночное время в открытом Чудском Озере, что он оказывается ересеначальником, приверженцы коего в мнениях своих относительно веры руководствуются его наставлениями, просит меня, отношением от 16 сего Ноября за № 5939, - сделать надлежащее распоряжение о <Нрзб.> означенного мещанина Куткина, установленным порядком суду в отношении действий его по вводимому расколу, и о постановлении о нем заключения на основании существующих законоположений.

Сообщая о сем В. Пр-ву, я покорно прошу учинить зависящее от Вас распоряжение о приведении в исполнение означенного требования Г. Министра Внутренних дел.
26 Ноября 1846 г.

Рига.
Г. Лифл. Гражд. Губернатору.


Предместник мой, вследствие отношения Г. Министра Вн. Дел, предложил В. Пр-ву от 24 Ноября 1841 года № 290 сделать распоряжение о предании суду Дерптского окладиста Сидора Иванова Куткина, изобличенного в распространении новой ереси.

О дальнейшем ходе сего дела в Канцелярии моей нет сведений; предлагаю Вам, М.Г., уведомить меня, окончено ли это дело, чем и когда именно?

29 Ноября 1846 г.

Рига.
С сведениями о том, чем окончено дело о раскольнике Сидоре Иванове Куткине, сужденном за введение новой ереси.


Господину Рижскому Венному Губернатору и Генерал-Губернатору, Лифляндскому, Эстляндскому и Курляндскому.
По предписанию бывшего Г-на Рижского Военного и Генерал-Губернатора, Барона Матвея Ивановича фон дер Палена от 24 Ноября 1841 года за № 290, Дерптский окладист Сидор Иванов Куткин, с сообщниками своими, за введение новой ереси, вредной по своему лжеучению, и противной истинной Вере и общественному порядку, были преданы Суду, и произведенное над ними следственное дело, с приговором <…>, Господином Министром Внутренних Дел предоставлено было в Комитет Г.г. Министров, который журналом, 18 Августа 1842 г. состоявшимся, положил: «1, Раскольника Сидора Куткина, за введение новой ереси, вредной по своему лжеучению, противному истинной Вере и общественному порядку, отдать, буде окажется годен, в солдаты, обратив на службу в отдельный Кавказский корпус, а в случае совершенной неспособности к военной службе, отослать для водворения в Закавказский край. 2, Затем Феллинского мещанина Ивана Васильева Судакова, и равно Антона Данилова Белоброва, Петра Иванова и Ивана Лаврентьева Куткиных, Николая Федорова, Ивана Екимова и женку Федосью Самойлову, собиравшихся в доме Куткина и последовавших вновь распространяемому Куткиным вредному учению, отослать к местному Духовному Начальству, для увещания к обращению в Православие, в противном же случае, за участие в недозволенных сборищах, выдержав в городовой тюрьме по две недели, подтвердить им, чтобы от подобных поступков воздерживались под опасением строжайшего взыскания по Законам».

В следствие сего, как Лифляндское Губернское Правление выпискою из журнала от 23-го Декабря 1842 года за № 6725 донесло мне, по отзыву Лифляндского губернского рекрутского Присутствия, что Сидор Иванов Куткин, по летам своим, на основании указа от 13-го Ноября 1836 года, только может быть отправленным на поселение в Закавказские провинции, он, при открытом приказе конвойных за № 6723, заклепанный в ножные кандалы, и отправлен в Грузино-Имеретинское Губернское Правление.

Сужденным же с Сидором Ивановым Куткиным последователям его учению, Ивану Васильеву Судакову, Антону Данилову Белоброву, Петру Иванову и Ивану Лаврентьву Куткиным, Николаю Федорову и Ивану Екимову, с женою его Федосьею Самойловою, как видно из дела, означенное положение Комитета Г.г. Министров, Дерптским Ландсгерихтом также объявлено. Но так как все эти лица, по сделанных им увещаниях, хотя и отказались от вводимой было Сидором Куткиным ереси, к Православию однако же ни за что присоединиться не соглашались, и остались в первобытном своем расколе Федосиевского толка, то, по положению Комитета Г.г. Министров, оне выдержаны по две недели в тюрьме, и отпущены в места их жительства без дальнейших преследований.

Долгом считаю всепокорнейше донести о сем Вашему Высокопревосходительству на предписание от 26 сего Ноября за № 1075-м, и присовокупить, что затем дело о Куткине, по приведении в исполнение положения Комитета Г.г. Министров, считается уже совершенно оконченным.


Гражданский Губернатор Егор фон <Фелькерзам>



База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница