Еврорегионы и их место в сотрудничестве россии и украины



Скачать 258.73 Kb.
Дата08.05.2016
Размер258.73 Kb.
Вардомский Л.Б.

д.э.н., профессор, зав. Центром постсоветских исследований ИЭ РАН



wardom@yandex.ru
ЕВРОРЕГИОНЫ И ИХ МЕСТО В СОТРУДНИЧЕСТВЕ РОССИИ И УКРАИНЫ1
Общие положения

Необходимость формирования институтов, создающих правовую основу совместной деятельности приграничных регионов, возникла одновременно с появлением новых независимых государств. Речь шла о таких вопросах, как правовое оформление государственных границ, деятельность пограничных пунктов пропуска, паспортно-визовый и таможенный режим, компетенции региональных и местных властей по ведению трансграничной деятельности и т.д. Помимо этого возникла потребность в формировании институтов использования соседства и преодоления негативных последствий возникновения новых границ, социально-культурной близости, унаследованной от советского времени производственной базы и инфраструктуры, выработки идей, программ и проектов приграничного сотрудничества и их реализации. К ним относятся международные соглашения о приграничном и межрегиональном сотрудничестве, соглашения регионов о сотрудничестве, организации приграничного сотрудничества, национальное законодательство, регулирующее приграничные и межрегиональные взаимодействия.

По подходам к приграничному сотрудничеству Россия и Украина заметно различаются, что обусловлено разными внешнеполитическими ориентирами. Украина, стремясь в ЕС, ориентируется на европейскую модель приграничного сотрудничества, хотя сложившийся политический порядок и дефицит финансовых ресурсов не позволяют ее реализовать в полном объеме. Россия же позиционирует себя как «один из влиятельных центров современного мира с независимой внешней политикой»2. В этом контексте приграничное сотрудничество ей рассматривается как элемент политики укрепления «пояса безопасности» по периметру российских границ, а применительно к приграничью с Украиной, как инструмент двусторонних межгосударственных отношений, сохранения социокультурной общности, более полного использования созданного ранее экономического потенциала.

Среди договорных и программных инструментов сотрудничества действующих на государственном и региональном уровнях особое место занимают еврорегионы. «Еврорегион» в определении МИД РФ – «европейская форма международной интеграции, основанная на сотрудничестве двух или нескольких территориальных образований (местного и/или регионального уровня), расположенных в приграничных районах соседствующих государств»1. В законе Украины «О трансграничном сотрудничестве» от 2004 г. «еврорегион» определяется как «…организационная форма сотрудничества административно-территориальных единиц европейских государств, осуществляемого в соответствии с двух- и многосторонними соглашениями о трансграничном сотрудничестве»2.

Еврорегионы как трансграничные объединения местных и региональных властей через подписание соглашения, принятие устава и создания соответствующих управляющих структур на сегодняшний день являются наиболее продвинутой формой приграничного сотрудничества Они создаются для развития взаимных связей и решения общих задач в области экономики, культуры, образования, охраны окружающей среды и др. Участие в еврорегионах расширяет возможности регионов-партнеров решать проблемы развития приграничных территорий, создавать условия для привлечения инвестиций в перспективные проекты3.

В еврорегиональном сотрудничестве Украина стала участвовать раньше, чем Россия. Первый еврорегион, в котором приняла участие Украина, был «Карпаты», учрежденный в 1993 г. «Балтика» - первый еврорегион с российским участием, был организован в 1998 г.



Будучи европейским проектом, еврорегионы находятся в центре внимания политики ЕС в области сотрудничества регионов. С 2007 г. действует Программа трансграничного сотрудничества "Польша - Беларусь - Украина 2007-2013" в рамках Европейского Инструмента Соседства и Партнерства, которая продолжает Программу Добрососедства Польша-Беларусь-Украина INTERREG IIIA/TACIS CBC в 2004–2006 гг. Целью Программы является поддержка процесса развития приграничных территорий. Она реализуются при помощи некоммерческих проектов, осуществляемых в рамках следующих приоритетов: 1) повышение конкурентоспособности приграничной территории через улучшение условий для развития предпринимательства, туризма и доступа в регионы; 2) повышение качества жизни через защиту окружающей среды на приграничной территории, эффективные и безопасные границы; 3) институциональное сотрудничество и поддержка местных инициатив1.

С 2010 г. еврорегиональное сотрудничество по всему пограничному периметру Украины все более определяется ее участием в Восточном партнерстве. С учетом задач Восточного партнерства будет принята Программа трансграничного сотрудничества «Польша – Беларусь – Украина» до 2020 г. В упомянутых программах участвуют белорусские и украинские области, но не участвуют российские регионы, что, так или иначе, сказывается на деятельности российско-украинских еврорегионов. При этом все еврорегионы являются членами Ассоциации европейских приграничных регионов (АЕПР), что дает возможность участвовать в формировании европейской региональной политики, а также пользоваться услугами, программами и учреждениями ассоциации.

Анализ деятельности еврорегионов показывает, что это одновременно: 1) проявление экономической, социальной и политической интеграции между государствами на субрегиональном уровне в рамках компетенций местных органов власти; 2) способ компенсировать через сотрудничество местных властей и сообществ негативный барьерный эффект границ 3) средство решения местных проблем через трансграничное взаимодействие; 4) инструмент развития периферийных территорий стран; 5) средство информационного обмена и распространения лучших практик; 6) институт сохранения культурного и природного наследия приграничья.

В деятельности 4 российско-украинских еврорегионов, которые составляют смежные административно-территориальные единицы областного уровня, в той или иной мере прослеживаются все перечисленные смыслы. Потенциал их формирования базируется на общей истории и социокультурной близости. Они характеризуются специфическими функциональными чертами, отражающими проблемы развития партнерских регионов, структуру и масштабы их экономики, условия трансграничной коммуникации населения, национальную специфику территориального управления. При этом они довольно сильно отличаются от европейского прототипа, в котором отражаются фундаментальные принципы европейской интеграции: децентрализация управления, развитие местных сообществ, субсидиарность, опора на инициативы гражданского общества. В российско-украинских еврорегионах эти принципы проявляются в ограниченной степени. И в этой связи их деятельность сильно зависит от перепадов в межгосударственных отношениях.



Характеристика еврорегионов

Еврорегион «Днепр»

Еврорегион «Днепр» - первый на российско-украинском порубежье. Его созданию предшествовало подписание в 2002 г. Соглашения об экономическом сотрудничестве между Черниговской, Гомельской и Брянской областями. На его основе в апреле 2003 г. было подписано Соглашение о создании еврорегиона «Днепр». Это единственный трехсторонний еврорегион на пространстве СНГ. Он управляется совместными рабочими органами: Президиумом, Советом и Секретариатом.

Площадь еврорегиона 107 тыс. кв. км, население – 3,8 млн. чел. Он располагается на реках, сыгравших важную роль в развитии данной территории, на историческом водном пути из «варяг в греки». Черниговская и Брянская области входили в историческую область Гетманщина – преимущественно казачью территорию.

Еврорегион составляют разные по уровню развития территории. Гомельская область - флагман белоруской промышленности и сельского хозяйства. Черниговская область относится к слаборазвитым регионам Украины. По ВРП на душу населения исчисленному по ППС она почти в 3 раза уступает Гомельской области и в 2 раза - Брянской области, которая относится к середнякам среди субъектов РФ. Большая часть ее экономики концентрируется в Брянске и окрестных городах.

Суммарный ВРП еврорегиона в 2011 г. составил 30,4 млрд. долл.1 (Черниговская 5,4 млрд., Брянская 10,3 млрд. и Гомельская-14,7 млрд. долл. Гомель и Чернигов лежат на автомагистрали Санкт-Петербург – Одесса и их разделяют 120 км. Расстояние этих городов до Брянска существенно больше: 280 км от Гомеля и 350 км от Чернигова.

Все регионы - участники еврорегиона сильно пострадали от аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 г. С момента обретения суверенитета Белоруссия, Россия и Украина должны были взаимодействовать по поводу ликвидации последствии аварии и создания для этого необходимых условий: транспортных, экологических, социальных и т.д. Тяжелые экономические, социальные экологические последствия аварии и тесное взаимодействие центральных и региональных властей трех стран по их устранению стало одной из предпосылок образования еврорегиона «Днепр»2.

Еще одна предпосылка имела геополитический подтекст, поскольку еврорегион представляет собой малый «славянский треугольник» и мог при определенных условиях стать частью процесса формирования большого треугольника, тем более что в начале 2003 г. была выдвинута идея создания Таможенного союза в составе Белоруссии, Казахстана, России и Украины.

Кроме того, через имплементацию европейской модели сотрудничества регионов, участники проекта рассчитывали привлечь для осуществления отдельных мероприятий средства различных программ ЕС и других доноров, поскольку областные бюджеты испытывали и испытывают хронический дефицит средств1.

Важной особенностью данного еврорегиона является то, что границы между Брянской и Гомельской областями практически утратили барьерные функции, а между этими областями и Черниговской областью сохраняется паспортный и таможенный контроль, что замедляет трансграничное движение.

В политическом плане следует отметить постепенное превращение Чернигова и Гомеля в неформальные «столицы» украино-белорусских отношений: в этих областных центрах все чаще проводятся встречи на государственном уровне. Брянск пока не обрел подобных функций. Обращает на себя внимание то, что «Днепр» - единственный еврорегион в белорусско-российском приграничье. Это, вероятно, можно объяснить тем, что при отсутствии барьерного эффекта границы и преобладающей роли в сотрудничестве региональных властей вполне достаточно двусторонних соглашений между соседними областями Республики Беларусь и РФ.

Еврорегион изначально был ориентирован на углубление сотрудничества по таким направлениям, как развитие региональной экономики, региональное планирование, транспорт и связь, образование, охрана здоровья, спорт и туризм. К приоритетным направлениям сотрудничества также были отнесены охрана и улучшение состояния окружающей среды, ликвидация чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и их последствий. Особое внимание предполагалось уделять содействию расширению социальных коммуникаций в форме контактов между жителями приграничных территорий, развитию сотрудничества между ведомствами и организациями, а также бизнес-сообществами2.

В регионах-партнерах регулярно проводятся выставки-ярмарки, на которых представляют свои достижения муниципальные образования и предприятия. В мае проходит международная универсальная выставка-ярмарка «Весна в Гомеле». В конце августа в Брянске открывается «Свенская ярмарка». В сентябре в Прилуках Черниговской области регулярно проводится Воздвиженская ярмарка.

Анализ содержания Плана мероприятий по сотрудничеству Черниговской, Брянской и Гомельской областей в рамках еврорегиона «Днепр» на 2012-2013 гг. показывает, что большинство мероприятий (всего их было намечено 75) носит характер информационного обмена в рамках профессиональных встреч (сотрудников областных органов управления, работников таможен, образования, природоохранной сферы) в виде семинаров, круглых столов, рабочих встреч, обмена опытом и т.п. Среди мероприятий, связанных с формированием институтов трансграничного сотрудничества и получения новых знаний, важных для развития областей – партнеров, следует назвать: 1) создание Центра трансграничного сотрудничества Черниговской области и Полесского фонда международных и региональных исследований на средства Международного Вышеградского фонда, 2) формирование трансграничного кластера сельского туризма «Днепр», 3) организация сбыта, включая лизинг, сельскохозяйственной техники белорусского производства и ее гарантийного обслуживания, 4) осуществление мероприятий по созданию национального природного парка «Днепровско-Деснянское междуречье» - будущего экологического ядра Днепровского экологического коридора, 5) проведение совместных исследований учеными Черниговского национального педагогического университета совместно с Гомельским государственным университетом и Брянским государственным университетом над проектом «Оценка состояния радиоактивного и техногенного загрязнения прибрежно-водных и луговых экосистем, их рациональное использование и охрана в приграничных территориях (работа направлена на решение проблемы комплексного исследования прибрежно-водных и прилегающих к ним луговых экосистем на предмет техногенного и радиоактивного загрязнения, охраны и рационального использования), 6) Совместные регионально-исторические и экологические исследования ведущих вузов еврорегиона, создающие основу для рационального природопользования с целью расширения туристического, аграрного и водохозяйственного потенциала1.

Одним из главных мероприятий гуманитарного сотрудничества в рамках еврорегиона является фестиваль «Славянское единство», проводимый ежегодно в конце июня на стыке трёх государств. Учреждения культуры трех областей успешно сотрудничают в области библиотечного и музейного дела, изобразительного, театрального и музыкального искусства. В последние годы сотрудничества в сфере культуры успешно развивается на уровне муниципальных образований. Довольно широко ведется сотрудничество на уровне учебных заведений по вопросам молодежной политики, спорта, здорового образа жизни, среднего и высшего образования.

Главными стейкхолдерами (распорядителями или лицами, определяющими направления деятельности) еврорегиона являются областные власти, поскольку большая часть мероприятий финансируется из бюджетов областей и муниципальных образований, а также региональных подразделений государственных ведомств. План мероприятий по сотрудничеству в рамках еврорегиона «Днепр» утверждают главы областей. Тем не менее, вклад в развитие еврорегиона «Днепр», его позиционирование среди прочих еврорегионов вносят не только местные органы власти, но и субъекты хозяйствования, общественные организации, научные круги и средства массовой информации. Но по оценке С.Баринова и П.Кирюшина в деятельности данного еврорегиона доля вузов сравнительно невелика1.

В силу бюджетных ограничений объективной необходимостью становится привлечение для еврорегиональных проектов внебюджетных ресурсов. К таковым относится программа «Вышеградская четверка для Восточного партнерства», через которую финансируется проект «Европейский опыт развития коммуникационной стратегии в рамках еврорегионов». Проект направлен на выработку коммуникационной стратегии участников ппограничного ссообщества ееврорегион «Днепр» на основе европейского опыта регионального сотрудничества и предусматривал проведение ряда учебно-ознакомительных мероприятий в течение 2012-2013 гг. для представителей местных органов власти, общественных организаций и научных кругов Черниговской и Гомельской областей при непосредственном участии экспертов из Польши, Чехии, Словакии и Венгрии. Это пример внебюджетного финансирования мероприятий, которые позволяют формировать горизонтальные связи и вырабатывать новые идеи трансграничного сотрудничества. Некоторые еврорегиональные мероприятия финансирует западный Фонд "Евразия". Партнером западных фондов в Гомельской области выступает Гомельское региональное агентство экономического развития, а в Черниговской области - Полесский фонд международных и региональных исследований.

Поскольку Россия не участвует в Восточном партнерстве, Брянская область не может участвовать в мероприятиях, проводимых под его эгидой. Это значит, что при определенных условиях может усилиться взаимодействие в белорусско-украинской части еврорегиона и славянский треугольник может приобрести нежелательную асимметрию в своей деятельности.

Взаимные торгово-экономические связи в рамках еврорегиона в своей основе сложились в советское время. Среди новых связей можно выделить кооперацию Брянского и Гомельского заводов сельскохозяйственного машиностроения. Ими создано совместное российско-белорусское предприятие «Брянсксельмаш» по сборке сельхозтехники из белорусских комплектующих. Данное СП реализует продукцию через товаропроводящую сеть, состоящую из дилерских центров, расположенных почти в 50 регионах России.

Объем взаимной торговли регионов - партнеров в 2011 г. составил 362 млн. долл., в т. ч. между Брянской областью и Гомельской – 306 млн. долл., Гомельской и Черниговской – 49 млн. долл., Брянской и Черниговской – около 7 млн. долл. Для сравнения объемы торговли с другими соседними регионами были меньше: между Гомельской и Киевской областями 19 млн. долл., Гомельской и Житомирской – 13 млн. долл., Брянской и Сумской- 6 млн. долл.1 Более тесные торговые связи Брянской Гомельской областей объясняются более высоким экономическим потенциалом этих регионов по сравнению с Черниговской областью и значительно меньшим «трением» разделяющей их границы.

Еврорегион «Слобожанщина»

Еврорегион «Слобожанщина» был создан в том же году, что и еврорегион «Днепр», для координирования действий в области экономики, науки, экологии, культуры и образования. Созданию еврорегиона предшествовало заключение в конце 2001 г. Соглашения между администрациями Харьковской и Белгородской областей о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. Деятельность еврорегиона определяется его Уставом, на основе которого формируются Совет, Секретариат и рабочие группы, исполняющие координационные, совещательные и представительские функции, связанные с деятельностью еврорегиона. Финансирование проектов осуществляется сторонами из средств региональных бюджетов и внебюджетных фондов.

Инициатива создания еврорегиона опирается на культурно-историческое единство Слобожанщины, как казачьей территории, сформировавшейся на западе Русского государства в XV-XVII вв. в ходе его противостояния с Речью Посполитой, и впервые была выдвинута в 1997 г.1

Площадь еврорегиона составляет 58,5 тыс. кв. км. В нем проживают более 4 млн. чел. Следует отметить, что Белгородская область по количеству населения уступает Харьковской почти вдвое, прежде всего за счет главного города: население Харькова (1,4 млн. чел.) более чем в 3 раза превышает население Белгорода (375 тыс. чел.).

Специфика этого еврорегиона определяется тем, что с украинской стороны выступает область во главе с Харьковом – крупнейшим центром науки, образования и машиностроения Украины, а с российской стороны – один из наиболее динамичных субъектов РФ - Белгородская область. Притом, что главные города областей разделяют 80 км - самое маленькое расстояние между областными центрами среди рассматриваемых в настоящей работе еврорегионов.

Другая основа деятельности еврорегиона – мощный, взаимодополняющий экономический потенциал (суммарный ВРП 48,9 млрд. долл., в т.ч. Белгородская область – 29,4 млрд. долл. и Харьковская -19,5 млрд. долл.) и высокая инновационность партнерских регионов, в результате совокупного действия которых возникают идеи и инициативы по поводу сотрудничества. «Слобожанщина» - наиболее продвинутый еврорегион в СНГ. У него значительно более широкая повестка дня сотрудничества регионов-партнеров, чем у остальных российско-украинских еврорегионов.

На начальном этапе деятельность еврорегиона должна была способствовать развитию трансграничного транспортного коридора между Харьковом и Белгородом, выставочно-логистического комплекса, сети местных пограничных пунктов пропуска, координации экологической политики относительно основного водного ресурса региона - реки Северский Донец, развитию сотрудничества на районном и поселенческом уровне, созданию бизнес-инфраструктуры еврорегиона2.

Сегодня в еврорегионе "Слобожанщина" действует российско-украинский технопарк «Слобожанщина» (учредители с российской стороны – Белгородский госуниверситет, с украинской - Харьковский национальный университет имени В.Н. Каразина, Харьковский национальный университет радиоэлектроники и научный парк «ФЭД»). Деятельность технопарка направлена на формирование среды активного взаимодействия российских и украинских ученых и предпринимателей с целью коммерциализации научных разработок и создания условий для ускоренного развития высокотехнологичных производств в авиастроении, станкостроении, инновационной мехатронике, информационно-коммуникационной сфере, биомедицине, энергетике, приборостроении, аграрном секторе и др.

В 2012 г. по линии технопарка начата реализация двух основных проектов: производство модулей эндопротезов из биосовместимых материалов с функциональными покрытиями (исполнители – белгородское ООО «Металл-деформ» и харьковское ООО «Инмастерс») и производство кормовых и пищевых добавок на основе наноструктурных минеральных сорбентов (исполнители - белгородское ООО «Наносорбент» и харьковское АО «ФЭД»).

В рамках еврорегиона функционирует Междепутатская группа, состоящая из членов Белгородской областной Думы и Харьковского областного совета. В соответствии с Договором о совместном сотрудничестве Белгородской областной Думы и Харьковского областного совета на 2011-2015 гг. проходят обсуждения рабочими группами наиболее актуальных вопросов сотрудничества.

По инициативе Междепутатской группы правительством Белгородской области была утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие межрегионального и приграничного сотрудничества Белгородской области на 2012-2016 гг.», целью которой является повышение уровня социально-экономического взаимодействия приграничных областей и качества жизни населения путём стимулирования межрегионального и приграничного сотрудничества.

В ходе выполнения положений программы на базе Белгородского государственного института культуры и искусств была открыта школа молодых ученых в области культурологии и музееведения еврорегиона, начата реализация исследовательского проекта «Слобожанщина: культурные тренды XXI века», продолжена работа над проектом «Интерактивная этнокультурная карта еврорегиона «Слобожанщина».

Продолжается формирование модели локального межрайонного взаимодействия приграничных областей. В рамках дальнейшего расширения деловых контактов в марте 2012 г. органами муниципальной власти Белгородского и Харьковского районов была утверждена программа «Развитие приграничного (трансграничного) сотрудничества органов местного самоуправления Белгородской и Харьковской областей на 2012-2014 гг.». В мае 2012 г. было подписано Соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между Волоконовским районом Белгородской области и Боровским районом Харьковской области.

В сфере межвузовского взаимодействия в еврорегионе ведущую роль играет Приграничный российско-белорусско-украинский университетский консорциум, в состав которого входят десять университетов трёх стран. Его работа направлена на улучшение качества подготовки специалистов, повышение эффективности исследований путём разработки совместных образовательных и научных программ и интегрирования интеллектуального потенциала университетов в европейское научное пространство. Наиболее плодотворное взаимодействие складывается между Белгородским государственным университетом и Харьковским национальным университетом1. В целом, деятельность еврорегиона «Слобожанщина» опирается на довольно широкий круг стейкхолдеров при ведущей роли региональных властей.

В 2012 г. внешнеторговый оборот двух регионов составил 434,8 млн. долл. США, что на 13,2% превышает показатели прошлого года. В структуре торговли доминирует экспорт из Харьковской области, который оценивается в 348,1 млн. долл. (увеличение на 17,5%). Экспорт из Белгородской области составил 86,7 млн. долл. (снижение на 1,3%)2. Функциональная связанность двух регионов определяется сегодня не столько связями в производственной сфере, сколько в сфере услуг: торгово-посреднических, транспортно-логистических, образовательных, культурных, научно-инновационных. Белгород и область в целом - окно Украины на российский рынок. Харьков оказывает для партнерской области и других регионов России образовательные и научно-инновационные услуги.

Еврорегион «Ярославна»

Еврорегион «Ярославна» был учрежден в апреле 2007 г. по модели «Слобожанщины». Целью создания еврорегиона является содействие устойчивому социально-экономическому развитию, научному и культурному сотрудничеству Курской и Сумской областей. Значительная часть Курской и Сумской области также относилась к Слободской Украине.

Его особенностью по сравнению со «Слобожанщиной» является значительно меньший общий ВРП -19,2 млрд. долл. (5,8 млрд. долл. - Сумская и 13,4 млрд. долл. Курская области). При общей площади в 53,8 тыс. кв. км, население составляет 2,2 млн. чел., примерно поровну в каждой области. При этом население в обеих областях имеет тенденцию к сокращению. Главные города партнерских регионов разделяют 200 км. Их не соединяет крупный международный транспортный коридор, как Белгород и Харьков. При этом обе области пересекают транспортные артерии международного значения, а Сумская область граничит не только с Курской, но и с Белгородской и Брянской областями РФ.

В силу более короткого срока деятельности, особенностей транспортного положения, меньшего экономического и человеческого потенциала повестка дня деятельности еврорегиона «Ярославна» заметно уже, чем у «Слобожанщины». В 2012 г. в рамках еврорегиона осуществлялись следующие проекты:

1. «Комплексное экологическое обследование бассейна реки Псел в пределах российско-украинского пограничья», и создание в 2013 – 2014 гг. особо охраняемых природных территорий регионального значения.

2. «Развитие информационно-коммуникационной компетентности специалистов в целях обеспечения их конкурентоспособности на региональном рынке труда».

3. «Создание Сетевого трансграничного (открытого) университета еврорегиона «Ярославна».

4. «Исследование по истории населения междуречья Сейма и Псла в VIII – XIII веках с проведением археологических исследований».

5. «Комплексное фольклорное исследование приграничья Сумской и Курской областей»1.

Помимо областных властей ведущими стейкхолдерами еврорегиона являются высшие учебные заведения: Курский госуниверситет, Сумские государственный педуниверситет и национальный аграрный университет, Украинская академия банковского дела и др. Также как и в «Слобожанщине», активное участие в развитии приграничного сотрудничества на основе подписанных соглашений принимают муниципальные образования Курской и Сумской областей.

Для поддержки инициатив участников приграничного сотрудничества постановлением Курской областной Думы и решением Сумского областного Совета создана междепутатская рабочая группа. Парламентарии Курской и Сумской областей участвуют в процессах развития приграничного сотрудничества, выступают инициаторами законопроектов, способствующих налаживанию добрососедских отношений.

Уровень связанности экономик Курской и Сумской области гораздо ниже, чем у Белгородской и Харьковской областей. Взаимная торговля в 2011 г. составила 46 млн. долл.2 За исключением работы по созданию сетевого трансграничного университета пока нет никаких существенных признаков формирования функциональных связей между данными регионами.



Еврорегион «Донбасс»

Еврорегион «Донбасс» возник в октябре 2010 г. в результате подписания соглашения между властями Луганской и Ростовской областей. В феврале 2011 г. к данному соглашению присоединилась Донецкая область. Учреждению еврорегиона предшествовало заключение в 1998 и 1999 гг. соглашений Ростовской области, соответственно, с Донецкой и Луганской областями о сотрудничестве. В конце 2012 г. в еврорегион вошла Воронежская область1.

Суммарный ВРП партнерских регионов на 2011 г. составляет 99 млрд. долл. (в т.ч. Ростовская 43,7 млрд., Донецкая – 40,8 млрд., и Луганская – 14,5 млрд. долл.), с Воронежской областью 124,7 млрд. Общая площадь еврорегиона 154,2 тыс. кв. км (с Воронежской обл. -206,4 тыс.кв. км), а население - 10,9 млн. чел. (с Воронежской обл. 13,2 млн. чел.) По экономическому потенциалу он в 2 раза превосходит соседний еврорегион «Слобожанщина». Большой промышленный потенциал и большое население областей еврорегиона обусловливают довольно интенсивные экспортно-импортные и социальные связи. Создание еврорегиона «Донбасс» фактически стало организационным оформлением традиционных приграничных связей и отношений.

За 2010-2013 гг. было завершено организационное оформление управленческих и функциональных структур еврорегиона, составлены и выполнены планы работы на 2011 г. и 2012 г., утвержден план работы на 2013-2014 гг.

В апреле 2012 г. была принята Стратегия социально-экономического развития еврорегиона «Донбасс» до 2020 г. Существенным недостатком этого документа стала его слабая увязка с долгосрочными Стратегиями социально-экономического развития российских приграничных регионов.

Так же как в других трансграничных сообществах регионов, в еврорегионе «Донбасс» с 2011 г. создается система межмуниципального общения. Сотрудничество местного самоуправления концентрируется преимущественно в административной и социальной сферах.

В самом начале работы еврорегиона его Советом были определены направления, которые планировалось развивать: «улучшение инфраструктуры приграничных районов, создание зон сервисного обслуживания, решение экологических проблем, развитие агропромышленного комплекса, науки и образования, культуры и туризма, спорта и молодежной политики»2.

В рамках II Луганского инвестиционного форума в октябре 2011 г. от имени еврорегиона было объявлено о нескольких проектах:

- оздоровление и очистка бассейна реки Северский Донец;

-строительство украинско-российского железнодорожно-автомобильного терминала «Меловое-Чертково» с функциями интермодальной обработки грузов;

- обустройство местных пунктов пропуска;

- строительство аутентичного историко-культурного комплекса «Казачий хутор»;

-создание погранично-таможенной территории сервисного обслуживания логистического парка «Должанский»1.

Однако на сегодня информация о реализации заявленных проектов практически отсутствует, за исключением экологического направления.

Позитивные результаты еврорегиона «Донбасс» выразились в активизации российско-украинских приграничных административных контактов, росте общего уровня управленческого взаимодействия, распространении двусторонних контактов на муниципальный уровень, а также в значительном улучшении информационной составляющей международного приграничного сотрудничества (создание и ведение сайта еврорегиона, ежеквартальный мониторинг социально-экономического развития приграничных муниципалитетов и регионов, который обеспечивает Ростовская область, информация и освещение в печати мероприятий органов управления).

Бизнес-проекты еврорегиона «Донбасс» в настоящее время являются наиболее проблемным звеном сотрудничества, поскольку откладываются решения даже по объявленным на правительственном уровне проектам, таким как, например, оздоровление экологического состояния реки Северский Донец. В 2012-2013 гг. по сравнению с предыдущими годами наблюдается снижение активности еврорегионального сотрудничества, что связано с охлаждением российско-украинских отношений. Это создает дополнительные сложности для еврорегиона «Донбасс». Крупный промышленный потенциал входящих в еврорегион российских и украинских областей определяет их важную роль в избранных странами стратегиях развития на ближайшее десятилетие. Сложившиеся в прошлом производственно-экономические связи между партнерскими областями обусловливают наиболее высокий показатель связанности экономик среди всех исследуемых еврорегионов. Оборот взаимной торговли между Ростовской и Донецкой областями в 2011 г. равнялся 981 млн. долл., Ростовской и Луганской – 227 млн. долл. Ростовская область для Украины выполняет примерно такую же функцию, что и Белгородская область. Большой потенциал имеет сотрудничество в сфере услуг, но пока еврорегиональное сотрудничество не активизировало использование этого потенциала. Более того, в 2012 г. наметился спад взаимных торговых связей между партнерскими регионами.



Выводы и рекомендации

1. В деятельности еврорегионов преобладают социокультурные и информационно-консультационные виды деятельности малобюджетного характера, особо не подверженные перепадам политической конъюнктуры. На развитие экономических связей деятельность еврорегионов пока не оказывает прямого влияния. Это связано с тем, что процессы модернизации национальных экономик протекают обособленно, концентрируясь в некоторых приоритетных сферах, в которых заинтересованы государства и крупный бизнес. Малый и средний бизнес, через который и осуществляется приграничное торгово-экономическое сотрудничество, находится на периферии модернизационных процессов. Среди рассматриваемых еврорегионов есть и заметные различия, обусловленные сроком деятельности, уровнем человеческого капитала, особенностями взаимоположения областных центров и их людности. Лидером еврорегионального сотрудничества выступает «Слобожанщина», в деятельности которой участвует сравнительно широкий круг стейкхолдеров генерирующих и продвигающих трансграничные проекты.

2. Российско-украинская приграничная полоса, занимаемая еврорегионами, играет важную роль в экономических связях России и Украины. Это касается не только торговли, но и транспортных услуг, а также взаимных инвестиций. Российских инвесторов в соседних областях Украины привлекают многие промышленные активы и более дешевая рабочая сила, а украинских инвесторов – более высокий платежеспособный спрос в России по сравнению с Украиной. Области, участвующие в еврорегионах «Донбасс» и «Слобожанщина», выполняют таможенно-логистические и торгово-посреднические функции в российско-украинских торгово-экономических связях. Деятельность еврорегионов улучшает атмосферу двусторонних отношений, позволяет более полно использовать возможности мягких преференций: соседства, социокультурной близости, общего исторического и природного наследия. Кроме того, приграничье пересекают крупные транспортные магистрали меридиональной и широтной ориентации, что также содействует его инвестиционной привлекательности. Важной особенностью экономики российско-украинского приграничья является концентрация в нем разнообразных обрабатывающих производств, большинство из которых ориентируется на рынки друг друга.

3. У российско-украинских еврорегионов прослеживается ряд общих проблем. Они связаны с нехваткой квалифицированных кадров в сферах местного самоуправления, регионального управления и управления приграничным сотрудничеством, недостаточной связанности трансграничного сотрудничества и программ развития регионов, нехваткой финансовых ресурсов для реализации проектов трансграничного взаимодействия. Важной проблемой является недостаток полномочий местных органов власти и органов местного самоуправления по налаживанию трансграничного сотрудничества, недостаточное развитие институтов координации проектов трансграничного сотрудничества между местными органами, бизнесом и обществом, слабая заинтересованность и участие территориальных общин в разработке и внедрении проектов по трансграничному сотрудничеству

4. Ближайшие перспективы еврорегионов в российско-украинском приграничье будут зависеть от отношений между официальным Киевом, Москвой и Минском, которые с возможным вступлением Украины в ассоциацию с ЕС, окажутся в турбулентном состоянии. Повышения барьерности границы между странами ТС/ЕЭП и Украиной вряд ли удастся избежать. Но замораживание деятельности еврорегионов в пылу защиты рынка ТС/ЕЭП от дешевых европейских товаров, в моем представлении, было бы неверным. Приграничье является общим культурно-историческим, природным и экономическим достоянием России и Украины. Его совместное использование не должно прерываться. Политическая конъюнктура быстро меняется, а задачи развития и модернизации национальных экономик остаются. В сложный период межгосударственных отношений акцент должен делаться на социокультурные, экологические, научно-образовательные связи. Использование для этой цели еврорегионов выглядит вполне естественным. Причем, чем выше будут таможенные барьеры на пути взаимной торговли, тем более значимой может быть деятельность еврорегионов в двусторонних отношениях.

5. Определенную проблему в деятельности еврорегионов может создать расширение источников финансирование еврорегиональных проектов о стороны Украины в условиях ее ассоциации с ЕС за счет европейских фондов. В этой связи, учитывая преимущественно гуманитарную деятельность еврорегионов, представляется важным усилить поддержку проектов заявляемых российскими партнерами из средств Россотрудничества, фонда «Русский мир», бюджетов профильных министерств.



6. Зона свободной торговли между Украиной и ЕС создаст не только проблемы в российско-украинских отношениях, но и определенные возможности для стран ТС, имея в виду более либеральный выход через Украину на рынок стран ЕС. В этом контексте, целесообразно усиление инвестиционного и инновационного сотрудничества с Украиной, используя в т.ч. и еврорегионы. С учетом возможных рисков и одновременно новых возможностей, развитие функций еврорегионов в обозримой перспективе будет происходить за счет расширения сотрудничества в образовательной, научно-инновационной и торгово-логистической сферах, а также в сфере экологии (утилизация отходов и очистка сточных вод) и жизнеобеспечения региональных (местных) сообществ. Вполне вероятно формирование новых еврорегионов в зоне Азовского и Черного морей, тем более что эти проекты обсуждаются уже несколько лет.

1 Статья подготовлена в рамках Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Перспективы скоординированного социально-экономического развития России и Украины в общеевропейском контексте».

2 Государственная программа РФ Внешнеполитическая деятельность на 2013-2020 гг. С.15. - http://www.mid.ru/bdomp/activity.nsf/0/70c680302caf0cc744257b4000450bf3/$FILE/foreign_policy_activity.pdf.

1 МИД РФ. О еврорегионах (справочная информация) 15.04. 2013. - http://www.mid.ru/bdomp/ns-os.nsf.

2 Закон Украины О трансграничном сотрудничестве от 24.06 2004 г. - http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=16934.

3 Кузнецов А.В. Еврорегионы: полвека «малой» интеграции // Современная Европа. 2008. - № 2.

1 Программа трансграничного сотрудничества Польша-Беларусь-Украина 2007-2013 (2008). Европейская комиссия. - http://www.pl-by-ua.eu/upload/ru/PL-BY-UA%20_Ru.pdf.

1 Здесь и далее рассчитано по данным национальной статистики с перечетом по паритету покупательной способности.

2 Юрчак Д.В. Беларусь – Украина. 20 лет межгосударственных отношений. – Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова, 2012.

1 Бинько М. (2010) Еврорегион «Днепр» как пылесос для втягивания западных денег. - http://nmnby.eu/news/analytics/2713.html.

2 Еврорегион «Днепр». - http://beleuroregion.by/index.php?option=com_content&view=article&id=64&Itemid=97.

1 План мероприятий по сотрудничеству Черниговской области Украины, Брянской области Российской Федерации и Гомельской области Республики Беларусь в рамках Приграничного Сообщества Еврорегион «Днепр» на 2012-2013 годы. - www.chernihiv-oblast.gov.ua/files/file_51f7bbc91f5e1.doc.

1 Баринов С.Л., Кирюшин П.А. Характер и результаты развития трансграничных регионов в различных институциональных условиях на примере еврорегионов «Эресунн», «Псков-Ливония» и «Днепр» // Вестник международных организаций. 2013. - № 4.

1 Данные таможенных служб Республики Беларусь и РФ.

1 Российско-Украинское пограничье: двадцать лет разделенного единства / Отв. ред. В.А. Колосов и О.И. Вендина. - М.: Новый хронограф, 2011.

2 Черномаз П.А. (2013) Еврорегион «Слобожанщина»: становление и роль в развитии украинско-российского трансграничного сотрудничества. - http://knu.znate.ru/docs/index-470506.html.

1 МИД РФ. О еврорегионах (справочная информация) 15.04. 2013. - http://www.mid.ru/bdomp/ns-os.nsf.

2 Там же.

1 Там же.

2 Там же.

1 Еврорегион «Донбасс» (2012) - http://donoda.gov.ua/?lang=ru&sec=01.15&iface=Public&cmd=view&args=id:1673.

2 Информация о работе трансграничного объединения Еврорегион «Донбасс» на 01.06.2012. - http://e-donbas.org/node/845.

1 Там же.





База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница