Если не я для себя, кто за меня? Но если я только для себя что я? И если не те­перь, то когда?



страница1/7
Дата14.11.2016
Размер1.42 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7



Если не я для себя, кто за меня? Но если я только для себя - что я? И если не те­перь, то когда?

Гиллель (Авот 1:14).
Всемирная история есть сумма всего того, чего можно было бы избежать

Б. Рассел

Об истории и судьбе Израиля.
Государство Израиль официально было образовано 15 мая 1948г.1 В этот день Народный со­вет (в некоторых книгах называемый «Национальное собрание»), состоявший из 37 представителей ишува2 и сионистского движения, объявил о создании государства Израиль (Мединат Исраэль), одно­временно он провозгласил Декларацию Независимости нового государства и установил, что “до соз­дания выборных и нормально функционирующих государственных органов в соответствии с конститу­цией, которая будет установлена избранным Учредительным Собранием не позже 1 октября 1948 года, Народный Совет будет действовать как Временный Государственный Совет, его исполнительный орган — Народное правление — будет являться Временным Правительством Еврейского Государства, которое впредь будет именоваться Израилем” (Декларация Независимости). Одновременно Временный государственный совет отменил все ранее действо­вавшие на этой территории британские законы.

Однако фактически Израиль стал реальностью еще 29 ноября 1947 года, когда Генеральная ассамб­лея Объединенных Наций формально во искупление своей вины перед евреями за гитлеров­ский Геноцид, а фактически во исполнение полити­ческих интересов наиболее сильных его членов, двумя третями голосов утвердила план раздела Палестины на два го­сударства: еврейского и араб­ского3. Иерусалим и близлежащий Вифлием были объявлены международной зоной, находящейся под контролем ООН. Эта территория должна была управляться администрацией ООН с помощью особого выборного органа и быть полностью де­милитаризованной. Одновременно она обязала Великобрита­нию, владевшую этой территорией на основании мандата Лиги наций, покинуть ее к 1 августа 1948г.

Принятию такого решения ООН предшествовала довольно острая дискуссия, в про­цессе кото­рой все арабские страны выступали против создания в Палестине госу­дарства Израиль. Во время го­лосования они так же дружно проголосовали против этого решения, но проиграли. Тем не менее они не признали факта возникновения государства Израиль на палестинской зем­ле и сразу же начали войну против него. Однако проиграли. Впоследствии они неоднократно пытались военными способами ликвидировать Израиль. Безуспешно. Тем не менее, некоторые арабские страны не признают Израиль до сих пор. И для того, чтобы понять причины столь длительного непризнания, прежде, чем обра­титься к истории образования государства Израиль, рассмотрим вкратце историю ближневосточного региона в первой половине XX века и историю начала арабоизраильского конфликта.
1. Евреи в Палестине под Османской империей (1880-1917гг.).
На палестинской земле, начиная с 64г. до н.э., когда римляне покорили Иудею, никогда не было самостоятельного национального государства. Начиная с римских времен, этот регион всегда был чьей-то захваченной территорией, который не имел ни четких границ, ни населения с названием палестинцы. До 395г он входил в состав Римской империи. Затем с 395 по 619 гг. здесь правила Ви­зантия. Тогда же по миру начинает распространяться христианская религия и здесь было построено несколько христианских храмов. Первый захват Палестины арабами произошел в первой половине VII века. В 638 г. на горе Сион, на месте Первого и Второго храмов, от которых сохранилась только за­падная подпорная стена храмовой горы, они строят свой храм4. Это знаменитая мечеть Омара с ее изумительным по красоте куполом, существующим и сегодня и являющийся одним из символов Иеру­салима. Арабы правили в Палестине с 638 по 1089 г. В 1089г.Палестину завоевали крестоносцы, замки которых или их руины можно видеть здесь и сегодня. Крестоносцы хозяйничали в Палестине до 1291г., когда их вновь сменили арабы (1291-1516 гг.). И наконец, в 1516г. Палестину захватывают турки. Это знаменитая Османская империя. Турки правили здесь 400 лет с 1516 до 1917 гг., но она их не интересовала. За все эти годы передачи из рук в руки Палестина из цветущего при иудеях края по­сте­пенно превратилась в запущенную, безжизненную провинцию с немногочисленным и населением, ве­дущим жалкую, безрадостную, нищенскую жизнь, и не имеющим никакого представления о своей на­циональной идентификации. Словосочетание “палестинский народ” для этих людей ничего не зна­чило. Его тогда просто не было. Оно появилось в мире только в середине ХХ века.

Люди, которые здесь жили в Палестине в те времена, ничем не отличались от жи­телей приле­гающих и сливающихся с ним регионов Сирии, Иордании и Ливана: ни по языку, ни по духовной или материальной культуре, ни по социально - политическим узам. И по­тому они не имели какого-то кон­кретного наименования. Да и было их здесь всегда очень немного, даже в середине XIX века населе­ние Палестины немногим превышало 100 тыс. человек. Причем это были в основном кочевники или феллахи. Но евреи в Палестине были всегда. И тогда их тоже здесь было около 6,5 тыс. человек. А Иерусалим, который сегодня считается столицей трех главных религий мира, в то время представлял собой заброшенный, захудалый городок с населением менее 20 тыс. человек, из которых 5 тыс. были ортодоксальные евреи. И никаких межконфессиональных противоречий не было.

Еврейские семьи жили в Палестине всегда, с самых древних времен, и алия5 тоже имела ме­сто во все века, поскольку преданность народа Израиля родной земле всегда была беспрецедентна, а голубая мечта о том, чтобы встретить “будущий год в Иерусалиме” всегда жила в еврейских сердцах. Однако в начале XIX века в Палестине жило было всего несколько тысяч семей ортодоксальных ев­реев (сефардов и, в меньшей степени, ашкеназов), которые состредоточились в основном в древних, освященных традицией городах: Иерусалим, Сафед (Цфат), Тиверия и Хеврон. Они назывались “ха­редим” и занимались в основном изучением Талмуда. Выше я писал, что в те годы Палестина входила в состав Турецкой Османской империи, и эти евреи никому не мешали. Но и защищены тоже не были ни от насилия со стороны местных шейхов, ни от произвола со стороны местной администрации.

Идея возрождения здесь еврейского государства витала в воздухе давно, но реально возникла только в первой половине XIX века, когда европейские евреи поняли, что эмансипация не может ради­кальным образом изменить положение евреев в обществе, последовательно их отвергающем из-за религиозных разногласий, а ассимиляция ведет к утрате национальной самобытности и все равно не обеспечивает полной интеграции, поскольку “жид крещенный, что вор прощенный”. Поэтому в рамках существующих государств еврейский народ должен либо исчезнуть как этническая и духовная общ­ность, либо вечно оставаться особым, скорее всего - неравноправным и угнетенным меньшинством с искаженной социальной структурой. При этом, учитывая его специфику, это будет довольно боль­шая относительно их общего количества верхушка общества (коммерсанты, финансисты, представи­тели свободных, творческих и научных профессий) и городская беднота, поскольку земледельцев и пред­ставителей рабочего класса среди евреев в силу сложившихся обстоятельств в те годы было сравни­тельно мало. Подлинное же освобождение евреев возможно лишь на специально выделенной для этой цели территории, где они, став большинством населения, могли бы создать независимое или автономное государство, сформировать социальную структуру по образцу европейских наций, до­биться морального и культурного обновления. В эту концепцию органично влились традиционные представления об Эрец-Исраэль как исторической родине народа Израиля и месте его грядущего воз­рождения. Тем самым была заложена основа новой идеологии — идеологии сионизма.

Однако тогда это было не более, чем совершенно беспочвенная идея, поскольку большинство евреев-ашкеназов влачило здесь жалкое существование в основном на пожертвования зарубежных еврейских общин, а среди сефардов хоть и имелся значительный процент населения, занимавшегося торговлей и ремеслами, но их было так мало, что они тоже не делали никакой погоды. И тем не менее в 1854 г. в Иерусалиме на средства европейских евреев-палестинофилов была основана первая ев­рейская больница, в 1856 г. - светская школа, в начале 60-х гг. был заложен первый еврейский квар­тал вне обнесенного стенами старого города, а в 70-х годах в Галилее были основаны два первых селькохозяйственных поселения, которые, правда, просуществовали не долго и разорились. В тече­ние всего этого периода в стране имел место рост еврейского населения. По данным историков к на­чалу 80-х гг. в Палестине насчитывалось около 290 тыс человек, в т.ч. 24-30 тыс евреев (в т.ч. около 15 тыс. жило в Иерусалиме), 145-150 тыс. мусульман (арабы, турки), 60-65 тыс. бедуинов и 50-55 тыс. христиан (http://www.machanaim.org/holidays/book_ atz/ 1.htm).

И здесь, не было бы счастья, да несчастье помогло. В 1881г по югу России прокатилась целая волна антиеврейских погромов. И это привело к тому, что в 1882г. в Палестину устремился первый поток евреев (первая алия), который в корне изменил положение в стране. Понятно поэтому, что пер­вая алия состояла в основном из выходцев из России или подвластных ей регионов. И молодые ев­реи, устремившиеся сюда, видели в своем переселении в Палестину путь к национальному возрожде­нию народа. Однако турецкие власти усмотрели в этом росте еврейского населения Палестины угрозу своему существованию, и почти сразу после его начала в мае 1882 г. запретили иммиграцию. Дело в том, что турки по непонятной причине, но сразу поняли: это была не просто иммиграция, это было на­чало укоренения еврейского народа на земле, которую он считал своей. И потому они заявили, что готовы поддержать еврейское поселение во всех других провинциях Оттоманской империи, но не в Пале­стине. И с тех пор они делали все возможное, чтобы помешать развитию ишува. Между прочим, со временем это же поняли и арабы. И потому они тоже так боролись с ишувом.

В эти же годы на фоне российских погромов и реальной дискриминации евреев во всех евро­пейских странах в Европе началось еврейское движение, и в ноябре 1884г. в Катовицах (Польша) со­стоялся I съезд представителей еврейских групп из России, Румынии, Германии и Франции. Он про­возгласил своей конечной це­лью национальное возрождение еврейского народа в Эрец-Исраэль. В 1887г. это движение получило название Ховей Цион. Своей целью Ховей Цион видел стихийное засе­ление Палестины и затем образование на заселенной территории госу­дарства. Теперь уже ничто не останавливало еврейскую мо­лодежь. У нее появилась идея возрожде­ния Великого Израиля и, одер­жимая ею, она, не взирая на запреты и кордоны, устремилась на свою историческую родину. Так в Палестине появились новые посе­ленцы и было организовано несколько новых еврейских сельскохо­зяйственных поселений.

Однако большинство молодых людей, прибывших в Палестину, не имели ни навыков сельско­хозяйственного труда, тем более в этих местах, ни средств для ее осуществления. Кроме того, они страдали от непривычного климата, малярии, нападений местных шейхов и разбойников-бедуинов. У них был только энтузиазм. И если бы не барон Э.Ротшильд, который, узнав о начинании русских ев­реев, взял их колонии под свое покровительство, приобрел новые земли, финансировал поселения и для руководства работами назначил им своих администраторов, у них вряд ли что-нибудь получилось. Однако опыт и финансы Э.Ротшильда удачно совпали с энтузиазмом молодежи, и первая алия со­стоялась. Таким образом, 1882-84гг. в истории ишува оказались поворотными. С этого времени нача­лось массовое заселение Палестины еврейскими иммигрантами6.

Но барон Э.Ротшильд был все-таки в первую очередь коммерсантом. Он хотел от своей дея­тельности иметь прибыль, и потому приказывал посееленцам разводить только ту продукцию, которая давала ему эту прибыль. И оплачивал их труд. В этом смысле его планы входили в противоречие с долго­срочными планами колонистов, которые хотели наладить здесь свою самостоятельную жизнь и не зависеть от хозяина. И потому, встав на ноги, многие из них стали покидать колонии, покупать землю и начинать работать самостоятельно. Тем более, что в 1880-1890-х годах поток новых посе­ленцев не иссякал (В 1882—1903 годах в Палестину по данным сайтов7 переселилось около 25-35 ты­сяч ев­реев.), а русские палестинофилы в 1890г. расширили свою деятельность, и жить в Палестине стало полегче. Наконец, в эти же годы наиболее удачливые и прогрессивные поселенцы начали поль­зо­ваться наемным трудом арабских батраков, более дешевых и более опытных в земледелии, чем ев­рейские. Колонисты-евреи стали использовать труд туземцев-арабов. Так в Палестине национально-религиозное различие стало соотноситься с социальным неравенст­вом. Появились первые зачатки противоречий, которые сразу приобрели национальный оттенок. Однако тогда об этом никто не ду­мал.

Одновременно с практическим заселением Палестины в Европе тоже шла работа по идеоло­гическому обеспечению этого заселения, обоснованию прав евреев на наличие своего государства и поисков способов их реализации. И в соответствии с этой работой в 1896г в Вене была опубликована книга Т. Герцля “Еврейское госу­дарство”. В ней автор выдвинул идею: “Народу без земли землю без народа”8 и в противовес идеи Ховей Циона о стихийном заселении Палестины заявил, что для образо­вания еврейского го­сударства простого создания в Палестине еврейского большинства мало, необходимо получить га­рантии со стороны ведущих мировых держав, одобряющих эту идею. А для этого он предлагал соз­дать “Еврейское общество” как политическое представительство еврейского народа на переговорах с правительствами различных стран и “Еврейскую компанию”, которая аккуму­лировала бы денежные средства, необходимые для переселения миллионов евреев и строительства инфраструктуры нового государства. Эти средства предполагалось получить в виде пожертвований от крупных еврейских фи­нансистов или собрать по подписке.

Сначала книга Герцля не встретила пол­ного понимания среди еврейской интеллигенции. Од­нако в конце августа 1897 г. в Базеле состоялся первый конгресс сто­ронников Герцля, на котором была создана всемирная Сионистская организация, президентом кото­рой стал Т. Герцль. Там же была принята программа сионистского движения, в кото­рой главной целью сионизма провозглаша­лось создание для еврейского народа “обеспеченного пуб­личным правом убе­жища в Палестине”, а для достижения этой цели рекомендовалось содействовать поселению в Палестине евреев-земле­дель­цев, ремесленников и рабочих, а также укреплять и развивать в самих евреях чувство националь­ного самосознания и национальной гордости. Таким образом, с момента своего возникнове­ния сио­низм аккумулировал основные идейные концепции еврейского националь­ного движения своего вре­мени, благодаря чему в короткий срок занял в нем лидирующее положение. Тем самым было по­ло­жено на­чало сионизма как общественного движения. И сразу же после этого Т.Герцль предпринял се­рию по­ездок по странам Европы, побывал в Турции и России, где встречался с лидерами этих стран и изла­гал им задачи нового движения, пытаясь заручиться их поддержкой. Прием везде был вполне хо­ро­ший, на словах все высказали ему свое понимание, но конкретной по­мощи движению он не до­бился нигде. К сожалению, в 1904г. Т.Герцль умер. В сионистском движении начался рас­кол. Однако теперь у евреев существовал центральный орган, координирующий действия по подго­товке к созданию сво­его национального государства.

В это же время совсем рядом с Палестиной, в соседних странах, арабские лидеры тоже строили свои планы возрождения своего государства, и тоже вели переговоры с турецкими и европей­скими руководителями. В 1908г. главным шейхом Мекки стал Хусейн ибн Али из древнего рода Хаши­митов9 Это был пожилой человек, который большую часть жизни провел в Стамбуле в качестве своеоб­разного заложника, и мечтал о создании великого арабского государства в состав которого во­шли бы все арабские земли от Красного моря до Средиземного. А пока, опираясь на поддержку араб­ских националистов и местного населения, он вел тихую войну за независимость Хиджаза и изгнание всех неверных из арабских земель. И естественно, евреи тоже были неверными, жившими на этих землях и стремившимися их колонизировать. И по аналогии с сионистской организацией арабскими на­ционалистами тоже было создано младоарабское общество, а в 1913г. проведен его первый кон­гресс, который потребовал широкой автономии для арабских провинций и серьезного участия арабов и их участия в центральном правительстве. Словом, арабы, хоть и немного позже евреев, но тоже встали на путь борьбы за признание своих национальных прав на эти территории.

Учитывая сказанное о наличии арабского движения, которое тоже претендовало на палестин­ские земли, можно предположить, что принципиальной ошибкой сионистов начала XX века было то, что, добиваясь поддержки своего движения со строны ведущих мировых держав, они не обеспокои­лись заручиться поддержкой ни коренных жителей Палестины (большинство вновь прибывающих ев­реев к палестинцам относилось как к туземцам, поставляющим дешевую рабочую силу, и полагало, что со временем большинство на этой земле будут представлять не они, а евреи), ни лидеров араб­ского движения, которое в эти же годы только-только набирало силу, строило свои планы и тоже имело виды на эти земли. И которое имело влияние на палестинцев не меньше, чем они. Мечтая о возрождении на территории Палестины еврейского государства, нового Израиля, они совсем не учи­тывали того, что уже тогда только в этом регионе жило несколько сотен тысяч людей совершенно дру­гого вероисповедания и совсем другого менталитета, а по соседству очень много их единоверцев.
Тем временем в начале XX века по России прокатилась новая волна еврейских погромов. И это при­вело к тому, что в Палестину устремилась новая волна иммигрантов, так называемая “вторая алия”.10 За период с 1904 по 1914г. она составила примерно 35-40 тыс. человек. Причем в большин­стве это были те молодые люди, которые принимали участие в Первой Русской революции 1905г. и, разочаровавшись в ней, загорелись идеей совместить в Палестине социализм и сионизм, т.е. соз­дать в Палестине еврейское сельское хозяйство и еврейскую промышленность, основанные труде евреев, еврейского рабочего класса, технической интеллигенции и управленцев. И на справедливом распре­делении результатов этого труда. Словом, создать еврейскую экономику. Так в Па­лестине примерно в одно время (1910г.) возникли народническая рабочая партия ("Гапоэль гацаир") и социал-демокра­тическая партия ("Поалей-Цион"). Тогда же на берегу Тивериад­ского озера (Кинне­рет) был основан первый рабочий поселок Дегания, который впоследствии стал праобразом земле­дельческих коммун (кибуцов), сыгравших впоследствии решающую роль в развитии палестинского ишува (собирательное название еврейского населения Эрец-Исраэль. Использовалось в основном до создания Государства Израиль.).

Рост и развитие еврейских поселений, а также использование евреями арабского труда на своих землях привели к с одной стороны к притоку арабов из соседних регионов, а с другой - к обост­рению отношений между ишувом и арабским населением Палестины. Уже в конце XIX в. некоторые арабские землевладельцы протестовали против покупки земель сионистами, а исламисты – против эксплуатации иудеями мусульманского труда. Антагонизм усилила революция младотурок 1908 г., ко­торая повлекла за собой усиления арабского национального движения, одной из целей которого стала борьба против осуществления сионистских планов колонизации Палестины. Участились случаи раз­бойных нападений на еврейские деревни и села со стороны вооруженных арабских отрядов и бе­дуи­нов. Однако теперь евреи уже не были столь слабы и беззащитны, как десять лет назад. Они тоже стали создавать отряды еврейской самообороны, которая явилась праобразом будущих военизиро­ванных летучих образований. Межнациональный конфликт набирал силу.

В результате столь большого наплыва евреев в 1914г. ишув насчитывал уже более 85 тыс. че­ловек, из коих 12 тыс. были заняты в сельскохозяйственным трудом поселениях, 45 тыс. жило в Иеру­салиме, 10 тыс. - в Яффе и т.д. В 1909 г. вблизи Яффы был основан квартал под названием "Ахузат-раит", который развивался быстрым темпом и вскоре превратился в первый в мире еврейский город - Тель-Авив.

Однако здесь необходимо подчеркнуть, что своим прибытием и активной колонизацией края евреи создали условия для того, чтобы арабы тоже в неменьшем количестве прибывали в Палестину, и поэтому 85 тыс. чело­век в те годы составляли примерно 12% от всего населения региона (порядка 700 тыс человек, вклю­чая ев­реев), и потому пока не встречало с их стороны сильного сопротивления. Поэтому эти 12% ис­кренне считали себя в праве налаживать здесь свою жизнь, не предпринимая ни­каких кон­кретных ша­гов к сближению со своими соседями, с людьми, которые до них прожили в этом регионе почти пол­торы тысячи лет (арабы не делились на аборигенов и новеньких), к тому, чтобы по­пытаться по­строить там общее арабоеврейское палестин­ское государство, а наоборот относились к ним с высо­комерием и даже с некоторым некоторым пре­зрением, свойственным многим иудеям в об­щении с гоями. Это было их большой и, на мой взгляд, роковой ошибкой. И в конце концов это и вы­лилось в тот антаго­нистиче­ский конфликт, который раз­разился спустя несколько десятков лет и про­должается до сих пор.


А теперь несколько слов о тех людях, которые реально жили в это время на палестинской земле и представляли реальное большинство населения Палестины в те годы, когда евреи планиро­вали создавать там свое государство и о том, какую судьбу планировали для них сионисты. Выше я писал, что все эти годы территория Ближнего Востока, то, что сегодня называется Сирией, Ираком, Иорданией, Арабскими Эмиратами и Палестиной, входило в состав Турецкой Османской империи, ко­торая к этому времени уже несколько веков владела всем этим регионом. В эти годы евреи, начавшие заселять Палестину во второй поло­вине XIX века, и арабы, жившие здесь уже много веков, подчиня­лись турецкой админи­страции и имели мало шансов на создание здесь своих независимых госу­дарств. Причем арабы в те годы не идентифицировали себя, как сирийцы, иракцы, иорданцы или па­лестинцы. Это были либо бе­дуины, которые вели кочевой образ жизни и вообще не знали никаких границ, либо городские жители, ремесленники, торговцы, религи­озные деятели и т.п, либо феллахи, жившие оседло и занимавшиеся сельским хозяйством. Так под властью Османской империи жил весь Ближний Восток. Турции это было выгодно. При этом кругозор большинства феллахов вообще не рас­простра­нялся дальше того местечка, где они жили. Это был конгломерат десятков или со­тен различ­ных групп людей, объединенных между собой общими интересами, но не имевших ничего общего с другими та­кими же группами. И потому такие поня­тия, как национальная идентификация, разделение на сирий­цев, иракцев, палестинцев и т.п. этим феллахам вообще были не знакомы. А именно они со­ставляли большинство населения. Объединял этих людей только язык и религия. И максимум, что они еще могли понять, так это то, что все они арабы, т.е. му­сульмане и люди, говорящие на одном языке. Правда, среди них были и христиане, да и мусульмане тоже делились на сунитов и шиитов. Но это уже другой вопрос.

Конечно, наиболее продвинутая часть городского населения, торговцы, интеллигенция, исла­мисты знали об этом. Националисты уже вели среди них активную работу. Но даже для них Ближний Восток был единой территорией. Не даром Хусейн ибн Али мечтал о едином арабском государстве, в которое бы входили все ближневосточные земли. Но таких тогда были единицы.

И вот на этой земле, где испокон веков жили эти довольно забитые и не желающие изменяться люди, появились евреи. И эти евреи, ни о чем не спросив аборигенов, начали строить планы о по­строении здесь, в Палестине, своего иудейского государство. А иудаизм, как известно, в принципе не может быть терпимым к представителям другой веры. Вернее, уживаться, когда он в меньшинстве, ему приходилось всегда. И все мы знаем, как это было трудно. А уж когда в большинстве? Современ­ного опыта у них не было, а опыт Древней Иудеи показывал, что это было очень трудно.

  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница