Ём Валерьевич методологические аспекты управления развитием региональной инфраструктуры предпринимательства



Скачать 495.3 Kb.
страница1/2
Дата08.05.2016
Размер495.3 Kb.
  1   2


На правах рукописи


Саванович Артём Валерьевич
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

(на примере малого инновационного предпринимательства

Калининградской области)

Специальность 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством:

экономика предпринимательства (п. 8.7)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации

на соискание учёной степени

кандидата экономических наук

Калининград 2010

Работа выполнена в ФГОУ ВПО

«Российский государственный университет им. Иммануила Канта»




Научный руководитель:

Доктор экономических наук,

профессор Бильчак Василий Степанович




Официальные оппоненты:

Доктор экономических наук,

профессор Борисова Вера Викторовна







Доктор экономических наук,

профессор Ходжаев Равиль Шарипович




Ведущая организация:

Балтийская Государственная Академия

рыбопромыслового флота


Защита состоится 23 декабря 2010 г. в 15:30 на заседании Диссертационного совета Д 212.084.01 при ФГОУ ВПО «Российский государственный университет им. Иммануила Канта» по адресу: 236022, г. Калининград,


ул. Чернышевского, д. 56, ауд. 12.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки экономического факультета Российского государственного университета имени Иммануила Канта. Электронная версия автореферата и объявление о защите размещена на сайте РГУ им. И.Канта – www.kantiana.ru.

Автореферат разослан: _____________ 2010 г.

Ученый секретарь

Диссертационного совета

к.э.н., доцент В.С. Корнеевец



общая характеристика работы
Актуальность темы исследования. Современная волна кризиса, прокатившаяся по стране, обострила многие проблемы экономики России и, прежде всего, в сфере управления развития малого предпринимательства. Кризис показал, что модель хозяйствования, сложившаяся за последние десятилетия и ориентированная на преимущественное использование природного ресурсного потенциала, не оправдала себя. Фактически инновационная деятельность так и не смогла стать решающим условием экономического развития. В научных кругах и обществе всё больше признаётся необходимость перехода экономики России на инновационный путь ускоренного развития. Это подтверждается опытом развитых стран мира – США, Германии, Франции, Японии и других, где до 25% трудовых ресурсов занято в сфере высоких технологий и научно-иннова­цион­ной деятельности.

Важнейшее место в инновационно-экономическом развитии страны отводит­ся приморским регионам, к которым относится и Калининградская область. Они отличаются между собой структурой хозяйства, географически, особенностями транспорта и др. В тоже время общим и главным сдерживающим фактором их со­циально-экономического развития выступает слабость управления формировани­ем региональной инновационной инфраструктуры предпринимательства.

В литературе существует значительное количество формулировок этого понятия, отличающихся по форме, но близких по содержанию. Автор придерживается в своей работе следующей трактовки: в общем виде под инновационной инфраструктурой понимается комплекс взаимосвязанных организаций, оказывающих услуги различным субъектам инновационной деятельности в целях обеспечения последними заданного уровня развития инновационной экономики. Данная инфраструктура охватывает такие специфические структуры как: центры трансфера технологий (ЦТТ), фонды поддержки малого инновационного предпринимательства, бизнес- инкубаторы малых инновационных предприятий, инновационно-технологические центры, патентные бюро, внедренческие фирмы и др. Исследования свидетельствуют, что по многим, и в первую очередь приморским регионам страны отсутствуют целостные сбалансированные инновационные инфраструктуры. Это является одним из главных факторов, тормозящих развитие регионального инновационного предпринимательства. Этот вид предпринимательства исключительно сложный творческий процесс от зарождения новой идеи до её реализации на конкретном предприятии. Известные авторы работ по данной проблеме определяют его, как процесс создания и коммерционализации использования технологических и других нововведений. Поэтому грамотное управление и ускоренное создание региональных инновационных инфраструктур является первым условием активного развития малого инновационного предпринимательства. В литературе встречаются терминологические обороты «региональная инновационная инфраструктура» и «инновационная инфраструктура региона», по которым пытаются обосновать какие-то отличия. В других источниках эти обороты трактуются как синонимы. Автор в своей работе придерживается последнего подхода. Следует отметить, что, несмотря на значительный объём исследований, который наблюдается за последние годы в сфере малого предпринимательства, вопросы изучения управления развитием их региональных инфраструктур носят фрагментарный характер. Учитывая это, следует признать, что комплексные исследования совершенствования управления формирования таких инфраструктур является весьма актуальным направлением научной деятельности.

Степень научной разработанности проблемы. Вопросы исследования процессов, связанных с управлением развития инновационной инфраструктуры предпринимательства находят отражение в работах рядах известных зарубежных и отечественных ученых.

За последние десять лет отдельные аспекты развития инновационной инфраструктуры предпринимательства применительно к специфике российских условий представлены в работах отечественных ученых. Эти результаты создали определенную основу для дальнейшего совершенствования управления процессами формирования современной региональной инфраструктуры малого предпринимательства.

Вместе с тем, целый ряд методических аспектов построения общей методологии управления развитием региональной инфраструктуры недостаточно изучены и разработаны. До настоящего времени еще не сложилось обобщенного методического подхода к управлению формированием инновационной инфраструктуры предпринимательства региона. Требуется разработка типовых инструментов моделирования этого управления. Анализ такого положения определил выбор темы, формулировку цели, постановку задач и логику диссертационного исследования.

Целью диссертационного исследования является разработка научно-практических рекомендаций по совершенствованию управления развитием инновационной инфраструктуры малого предпринимательства в регионе.

Для достижения этой цели в работе были поставлены следующие задачи, определившие логику исследования:



  • обобщить и изучить теоретические основы управления развития инфраструктуры малого инновационного предпринимательства в регионе;

  • исследовать состояние и проблемы малого инновационного предпринимательства в регионе;

  • разработать концептуальный подход к совершенствованию управления развитием инновационной инфраструктуры предпринимательства региона;

  • разработать типовые управляющие модели создания инновационной инфраструктуры: обобщённой модели, ЦТТ и бизнес - инкубирования МП;

  • разработать принципиальную схему управления создания инновационной инфраструктуры региона на основе комплекса моделей;

  • разработать методические рекомендации оценки надёжности моделей развития инновационной инфраструктуры региона.

Объектом исследования являются процессы формирования инфраструктурных комплексов малого предпринимательства на региональном уровне.

Предметом исследования выступают методические особенности управления развитием региональной инновационной инфраструктуры малого предпринимательства.

Теоретической и методологической основой диссертации стали труды отечественных и зарубежных учёных и специалистов: Ансоффа И., Анфилатова В.С., Анискина Ю.П., Амосенок Э.П., Бегьюли Ф., Виханского О.С., Глазьева С., Глухова В.В., Генералова В.В., Градова А.П., Дракера П., Дебазей Г., Зверева А.В., Ивченко В.В., Кофмана А., Кокурина Д.И., Казанцева С.В., Кропачёва С.В., Ко­лесникова Л.А., Львова Е.С., Лебедева Е., Медынского В.Г., Миллера Р.В., Порте­ра М., Райзберга Б.А., Санта Б., Суворинова А.В., Томпсона А., Татаркина А.И., Твисс Б., Унтура Г.А., Хасси Д., Ясина Б.Г.. Наряду с этим были исследованы публикации, отражающие развитие Калининградской области: Бильчака В.С., За­харова В.Ф., Маточкина Ю.С., Сергеева Л.И., Фёдорова Г.М., Шеховцевой Л.С.

Информационная база исследования основывается на законодательных, нормативных, программных и аналитических материалах РФ и Калининградской области; данных федеральной службы государственной статистики; ежегодных статистических справочниках по Калининградской области; материалах перио­дической печати; на расчётах и аналитических обобщениях автора. В процессе выполнения диссертационной работы были учтены результаты НИР по пробле­мам совершенствования управления региональным развитием, выполненных Российским государственным университетом им. И. Канта по плану Минобрнау­ки РФ, в некоторых из которых автор принимал непосредственное участие.

Нормативно-правовая база диссертации включает в себя Федеральные законы РФ, Постановления Правительства РФ, нормативно-правовые акты региональных органов власти.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке целостного методического подхода к управлению формированием инновационной инфраструктуры малого предпринимательства приморского региона в условиях посткризисной модернизации экономики.

В процессе проведения исследования получены результаты, содержащие элементы научной новизны.



  1. В теоретическом аспекте даны предложения по уточнению понятия «инно­вационной инфраструктуры предпринимательства» и предложены форму­лировки понятий – «потенциала инновационной инфраструктуры пред­принимательства» и «оценки надежности моделей управления развития инновационной инфраструктуры». Это способствует совершенствованию методологии управления развития инфраструктуры предпринимательства.

  2. Предложена авторская концепция совершенствования управления форми­рованием инновационной инфраструктуры малого предпринимательства примор­ского региона. Её основу составила информационно-логичес­кая модель этого процесса, разработанная на принципах этапного построения с чётким выделением приоритетных научно-методических проблем. Концепция позволяет конкретизи­ровать методику исследования по управлению формированием инфраструктуры.

  3. В качестве системообразующей методической базы управления, разработа­на и экспериментально проверена обобщённая сетевая управляющая модель создания инновационной инфраструктуры малого предпринимательства ре­гиона. Путём её детализации построена укрупнённая эскизная модель всего процесса. Эти модели носят типовой характер и могут служить методиче­ской основой для проектирования рабочих моделей управления созданием аналогичных инфраструктур для других приморских регионов страны.

  4. В рамках дальнейшей конкретизации элементов обобщённой модели разработаны типовые сетевые модели, специфичные для региональной инновационной инфраструктуры: центра трансфера технологий (ЦТТ) и бизнес-инкубиро­вания (БИН) малых инновационных предприятий. Они предназначены для повышения эффективности всей системы управления процессом создания инновационной инфраструктуры.

  5. Разработаны методические рекомендации по оценке надёжности сетевых моделей управления развитием инновационной инфраструктуры предпринимательства на принципах критериальности факторов надёжности и вероятных оценок отказа. Эта оценка позволяет заблаговременно, ещё на стадиях разработки, выявлять возможные недостатки таких моделей и принимать своевременные меры по их устранению.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что основные положения и выводы работы можно использовать для дальнейшего совершенствования методологической базы управления развитием инфраструктуры малого предпринимательства на региональном уровне. Результаты диссертации могут быть полезны органам власти и бизнесу в качестве эффективного инструмента разработки и управления целевыми программами создания региональных инновационных инфраструктур. Они также могут быть использованы их руководством для оценки надёжности функционирования этих моделей. Кроме того, материалы исследования можно использовать для подготовки курсов лекций для студентов по программно-целевому управлению, региональной экономики, стратегическому и инновационному менеджменту, управления проектами.

Научная апробация работы. Основные положения и выводы диссертации регулярно докладывались автором на научных семинарах, научно-практических и международных конференциях, посвящённых экономическим проблемам развития эксклавного региона России.

По теме диссертации за 2006 – 2010 гг. опубликовано четырнадцать научных статей, в том числе: раздел в монографии, три статьи в реферируемых журналах ВАК и одна статья в зарубежном журнале. Общий объём публикаций составил 6,3 п.л. (авторских).



Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. Содержит: 16 таблиц, 18 рисунков и 11 приложений. Список использованных источников включает 142 наименования.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении дается обоснование актуальности выбранной темы, сформулированы цель, задачи, объект и предмет, теоретические и методологические основы исследования, определена научная новизна, показана теоретическая и практическая значимость результатов исследования.

Первая глава «Теоретические аспекты управления инновационным предпринимательством в регионе» посвящена исследованию теоретических подходов к развитию малого инновационного предпринимательства, региональным вопросам управления формирования инфраструктуры предпринимательства, государственной политике и проблемам развития инновационного предпринимательства в стране.

Изучение работ отечественных и зарубежных авторов и мирового опыта свидетельствует, что малое предпринимательство (в современной отечественной терминологии это обобщенный синоним «малые и средние предприятия») несет в себе огромный потенциал развития стран. Например, на долю малого предпринимательства США, Японии, Германии и Италии приходится до 60% валового национального продукта и занято около половины трудоспособного населения. При этом более половины малых предприятий занимается инновационной деятельностью. Важнейшим фактором, обеспечивавшим успех развития этого сектора предпринимательства в условиях конкуренции явилось широкое и эффективное его инфраструктурное обеспечение. Инновационная деятельность малых предприятий – это широкое понятие. Оно охватывает сферы разработки, практического освоения и внедрения технических, технологических и организационно-экономических нововведений. Сюда же включаются маркетинговые исследования сбыта новой продукции. Важнейшим элементом успеха этой деятельности выступает новый подход к организации информационных, финансовых, консалтинговых и других обеспечивающих видов услуг. Результаты исследования различных экспертов свидетельствуют, что одной из главных причин низкой конкурентной устойчивости работы вновь создаваемых МП и придания им инновационного характера деятельности является крайне слабое развитие по регионам России инновационного инфраструктурного обеспечения данного вида малого предпринимательства.

Управление формирование региональной инновационной инфраструктуры МП – это сложный и еще не до конца отработанный процесс. Совершенствование его методологии, как показали исследования автора, требует прежде всего его теоретического осмысливания с системных позиций. Данный процесс управления может быть описан в виде системы, которая имеет следующие элементы: задаваемые цели, информационно-вещественные вход и выход, механизмы обратной связи между выходом и входом и внутренними блоками, внутреннее содержание и внешние ограничения, критерии оценки поставленных целей. На рисунке 1 приводится системное представление управления формирования и функционирования инфраструктуры инновационного предпринимательства в регионе. В ней можно выделить 5 основных блоков.

Блок 1 – разработка региональной целевой программы формирования инновационной инфраструктуры обеспечения развития МП.

Блок 2 – создание инфраструктурного комплекса региона, включающего центры трансфера технологий, бизнес-инкубаторы инновационных МП, фонды поддержки, патентные бюро и прочие структуры.

Блок 3 – собственно инновационная деятельность создаваемых и существующих в регионе МП, поддерживаемая инфраструктурой.

Блок 4 – источники финансирования создания инфраструктуры: федеральные, региональные, муниципальные, внебюджетные.

Блок 5 – государственное регулирование создания инфраструктуры и деятельности инновационных МП в регионе со стороны всех уровней властей: федеральной, региональной, муниципальной.




Все компоненты системы находятся в постоянном сбалансированном взаимо­действии. Такое системное представление создает достаточно четкие предпосылки для совершенствования методологии управления этим сложным процессом.

Построение управления созданием региональной инновационной инфраструктуры малого предпринимательства во многом зависит и должно опираться на государственную научно-инновационную политику в этой области. В общем понимании она представляет отношение государства к этой деятельности, определяет федеральными органами власти и ее субъектами цели, стратегию и механизмы работы органов власти в данной сфере. В 1996 г. был утвержден Закон РФ «О науке и государственной научно-технической политике», сыгравший определенную положительную роль в регулировании этой деятельности. С того периода по настоящее время на общегосударственном уровне и по субъектам Российской Федерации издано свыше 50 нормативно-правовых актов по формированию научно-инновационной политики. Анализ публикаций свидетельствует, что эта правовая база как по полноте охвата вопросов, так и по качеству еще недостаточна для формирования и управления развитием инновационной среды регионов, хотя она уже в определенной мере очертила контуры программного подхода к управлению решения данной проблемы, включая создание инновационной инфраструктуры малого предпринимательства. Исследования свидетельствуют, что требуется проведение дальнейших научно-практических разработок в направлениях: проектирования типовых управляющих моделей развития региональных инновационных инфраструктур; осуществления опережающих темпов развития этих инфраструктур предпринимательства; обеспечение гибкой диверсификации субъектов инновационного предпринимательства в соответствии с изменениями на рынках новой продукции.

Во второй главе «Исследование инфраструктурной поддержки малого инновационного предпринимательства в регионе» рассмотрены особенности развития малого инновационного предпринимательства России за последние годы, проведено изучение его инфраструктуры в Калининградской области и выявлены проблемы управления ее формирования.

Современный посткризисный этап развития экономики России характеризуется стремлением ее перевода на инновационный путь развития. Само понятие «развитие» имеет широкое, многогранное значение, символизирующее движение вперед. С позиций экономической теории, как отмечал Дэвид Хасси, под этим термином следует понимать какие-то прогрессивные изменения в экономических системах любого уровня – предприятия, корпорации, региона или страны в целом. Важнейшим фактором развития инновационной экономики, о чем свидетельствует опыт многих стран мира, является малое инновационное предпринимательство. Это понятие носит обобщающий характер. Под ним можно понимать прослойку предпринимателей и предпринимательских структур, непосредственно связанных с инновационным процессом.

Изучая российское предпринимательство в ретроспективе, можно увидеть, что его развитие за последние двадцать лет периодически притормаживается из-за кризисных явлений в экономике страны в 1994, 1998 и 2008 годах. Это отрицательно сказалось на темпах создания малых инновационных предприятий, которые представляют высокий уровень предпринимательской деятельности, используя в своей работе прогрессивные идеи, знания и технологии. Современной особенностью формирования малого предпринимательства в России является преобладание в его составе в удельном весе до 70% предприятий торговли и сферы обслуживания, где используются преимущественно простые и традиционные технологии. В то же время еще крайне недостаточное число малых инновационных предприятий, связанных с разработкой и внедрением наукоемкой инновационной продукции и услуг средней и высокой сложности. Это объясняется целым рядом факторов. Одним из них по регионам страны выступает, по общему признанию, катастрофическая нехватка сервисного инфраструктурного обслуживания инновационного предпринимательства. Субъекты Российской Федерации являются основой, где должно развиваться малое предпринимательство.

Среди них особую группу представляют 22 приморских региона, расположенных по периметру нашей страны. Из них 9 – промышленно развитые, представляющие большое значение для ускоренного развития экономики государства. Особенность этих регионов заключается в следующем: они выступают своеобразной контактной зоной между Россией и зарубежным сообществом, через которую морским путем идут огромные потоки импортно-экспортных грузов, сопровождаемые мощными финансовыми потоками; они первыми воспринимают (благодаря близости к зарубежным развитым странам) и быстрее внедряют новые технологии; в этих регионах получили широкое развитие сборочные предприятия на основе зарубежных технологий и комплектующих изделий, что способствует крупномасштабному выпуску импортозамещающей продукции. В них значительное развитие по сравнению с другими регионами получило малое, в т.ч. инновационное предпринимательство.

Аналитическая информация о месте малого предпринимательства в приморских регионах страны приводится в таблице 1.

Таблица 1


Малые предприятия в экономике приморских регионов России

(в среднем за 2003-2008 гг.), %


Федеральные

округа


Население

Валовой

региональный продукт



Число

научных


организаций

Число малых предприятий

Объем

продукции

МП


Всего

в т.ч. иннова­ционных

Всего по России

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

В том числе

приморские регион


24,5

27,9

25,9

25,1

2,6

28,2


Из них:



















Северо-Западный

7,1

7,5

13,6

13,1

1,4

12,0

Южный

9,5

5,1

5,7

6,3

0,7

7,3

Уральский

2,3

10,2

1,6

1,2

0,1

3,3

Сибирский

1,9

2,6

1,6

1,0

0,1

1,1

Дальневосточный

3,7

4,5

3,4

3,5

0,3

4,5

Данные таблицы свидетельствуют, что приморские регионы и их малое предпринимательство занимают достаточно высокий процент в экономике страны. Однако инновационных МП еще крайне мало.

Исследования показывают, что исключительно важным условием разви­тия малого предпринимательства, включая инновационное, должно стать все­мерное развитие обеспечивающей его инновационной инфраструктуры. В на­учной литературе существовало несколько точек зрения о составе такой ин­фраструктуры. В постановлении Правительства РФ от 5 августа 2005 г. «Ос­новные направления политики РФ в области развития инновационной системы на период до 2010 года» четко указывается, что к инфраструктуре инноваци­онной деятельности относятся: центры трансфера технологий, биз­нес-инкубаторы МП, технопарки, инновационно-технологические центры, вен­чурные фонды и другие организации. Зарубежный опыт свидетельствует, что первоначальное развитие инновационной инфраструктуры практически опи­рается на государственную и муниципальную поддержку. Россия вплот­ную подошла к решению этой проблемы на государственной основе в 2003 го­ду. С этого года до 2009 года при государственной поддержке было созда­но свыше 220 объектов инновационной инфраструктуры. В конце 2008-2009 гг. этот процесс замедлился из-за кризиса, но не остановился. Однако число соз­дан­ных объектов инновационной инфраструктуры (в среднем 2,7 объекта на ре­гион) крайне незначительно, чтобы играть существенную роль в разви­тии экономики страны. Можно констатировать, что создание инновационно­го предпринимательства в России началось со значительным запаздыванием и идет крайне медленными темпами.

Калининградская область, являясь приморским и в то же время эксклавным регионом, воплощает в себе особенности многих приморских регионов страны, представляя собой своеобразный полигон для исследования путей совершенствования управления формированием инновационной инфраструктуры предпринимательства.

В экономическом развитии Калининградской области важное место занимает малое предпринимательство. После 1991 года оно в условиях эксклавности области прошло достаточно сложный путь своего формирования. Близость к рынкам развитых зарубежных стран, действие Закона об ОЭЗ и развитие приграничной экономики создали благоприятные условия для формирования малого предпринимательства в этом регионе. Оно развивалось более высокими темпами, чем по России в целом, опираясь в первую очередь на импортные товары, сырье и зарубежные комплектующие изделия. Определенное место в малом предпринимательстве области занимает инновационная деятельность. Исследования этого сектора предпринимательства в регионе наталкивались, к сожалению, на трудности, связанные с еще существующей неполнотой и недостаточной достоверностью статистики по малым инновационным предприятиям региона и их инфраструктурным обеспечением. Поэтому автор в определенной мере опирался на работы известных специалистов по этой проблеме и их экспертных оценок – профессоров Никитина М.А. и Ивченко В.В.



Изучение состояния малого инновационного предпринимательства в Ка­лининградской области выявило две особенности. Близость области к разви­тым западноевропейским странам и создание на ее территории значительного числа смешанных российско-иностранных предприятий создали благоприят­ные условия для притока современных зарубежных технологий, имеющих для экономики региона инновационный характер. Наблюдается значитель­ный удельный вес МП, внедряющих инновации на основе покупных техноло­гий и комплектующих изделий (до 17%). Сюда относятся предприятия строительства и стройматериалов; обрабатывающие предприятия пищевой промышленности; предприятия по сборке телевизоров, пылесосов, авторе­монтные и пр. Другая особенность состоит в том, что в эти годы крайне мед­ленно развивалось и росло число предприятий, осуществляющих инфра­структурное обеспечение инновационной деятельности малого предпри­ни­мательства. Наряду с тем, что в регионе еще не сформировался рынок инно­вационных услуг – это существенно тормозит развитие инновацион­ной дея­тельности, что особенно ощущается в посткризисный период конца
2009-2010 гг. В таблице 2 представлены данные (в том числе и экспертные) о на­учно-инновационном потенциале и инновационной инфраструктуре пред­принимательства Калининградской области.
Таблица 2
Малое предпринимательство в Калининградской области:

научно-инновационное и инфраструктурное обеспечение (2004-2008 гг.)


Показатели

2004

2005

2006

2007

2008

Число малых предприятий на 1 января

-

6621

9046

10778

17258

Удельный вес малых предприятий, использующих покупные инновации (экспертно), %

14,0

16,0

18,0

20,0

17,0

Число малых предприятий, создающих инновационную продукцию и услуги (в т.ч. консалтинговые фирмы, предприятия информационных технологий, и пр. – экспертно), ед.

35

45

60

75

80

Число организаций, выполняющих научные исследования и разработки, ед.

16

14

14

15

14

Число работников, выполняющих научные исследования и разработки (на конец года), чел.

2086

2075

2023

1961

1897

Число организаций, осуществляющих инфраструктурное обеспечение инновационной деятельности (экспертно), ед.

9

9

10

12

13

Объем отгруженной инновационной продукции, млн. руб.

1481,9

5573,4

6490,5

8799,2

14725,4

Анализ, проведенный автором на основе публикаций и на основе собственных исследований, показал, что все задачи по управлению формированием инновационной инфраструктуры малого предпринимательства по приморским регионам страны логично сгруппировать в три блока проблем:



  1. Организация и разработка программного управления созданием инновационной инфраструктуры;

  2. Осуществление правового и финансового обеспечения развития инновационной инфраструктуры;

  3. Организация консультативно-информационного обеспечения и подготовки кадров.


В третьей главе «Методические особенности управления развитием инфраструктуры малого инновационного предпринимательства в регионе» представлены разработанные автором научно-практические рекомендации по теме исследования: концептуальный подход к совершенствованию управления развитием инновационной инфраструктуры региона, региональная обобщенная управляющая модель этого развития, типовые модели управления формированием узловых элементов инфраструктуры (ЦТТ и БИН), методические рекомендации по оценке надежности этих моделей и другое. Приведены экспериментальные расчеты по апробации предложенных моделей.

Руководствуясь логикой исследования первым шагом в решении поставленной проблемы явилась разработка концептуального подхода к построению управления созданием инновационной инфраструктуры предпринимательства региона. Под ним в общем виде понимается некая система взглядов и научных подходов, направленная на осуществление мер по управлению созданием и функционированием инновационной инфраструктуры малого предпринимательства в регионе. На основе всестороннего анализа в диссертации сформулированы основные положения концепции.

Принципиальная информационно-логическая модель концепции по­строения и управления развитием такой инфраструктуры представлена на рисунке 2. В ней в качестве центрального системообразующего звена всего процесса выступает программа. Модель охватывает основные этапы (блоки) этого процесса. Блок 1. Разрабатывается стратегия развития малого и сред­него, и прежде всего – инновационного, предпринимательства. Блок 2. Раз­рабатывается концепция и осуществляется построение сетевой модели про­граммы создания региональной инфраструктуры предпринимательства, формируется ее информационная и ресурсная база. Блок 3. Анализируются результирующие показатели программы и сравниваются с ранее поставлен­ными целями. Блок 4. Разрабатывается и апробируется система управления реализации программы создания региональной инфраструктуры предпри­нимательства. Блок 5. Осуществляется на основе сетевой модели управле­ние реализацией программы.

Рис. 2. Концептуальная информационно-логическая модель построения региональной программы

инновационной инфраструктуры малого предпринимательства

Предлагаемый концептуальный подход определил порядок и содержание научно-методических разработок создания системы управления развитием региональной инфраструктуры предпринимательства. Для этого были использованы прогрессивные методы ПАТТЕРН, ПЕРТ (СПУ) и Ганта. Анализ свидетельствует, что в Калининградской области и ряде других приморских регионов страны создание тех или иных элементов и всей инфраструктуры носит еще неупорядоченный, зачастую стихийный характер.

Такое положение приводит к отрицательным результатам. Поэтому возникает первая задача: создание сбалансированной обобщенной модели целевой программы, которая бы позволяла системно управлять всем процессом построения инновационной инфраструктуры МП.

На основе изучения зарубежного и отечественного опыта на принципах по­строения «дерева целей» была структурирована проблема управления развитием инновационной инфраструктуры предпринимательства региона. Применительно к Калининградской области с концептуальных позиций в ней определены три ос­новных направления: узловые инфраструктурные элементы, финансовые обеспе­чивающие элементы, учебно-информационное обеспечение. Они представлены шестнадцатью укрупненными программными мероприятиями, в обобщенном ви­де отражающими весь процесс. Установление информационных связей между ними и применение метода ПЕРТ позволило разработать обобщенную сетевую управляющую модель программы формирования региональной инфраструктуры предпринимательства (рис. 3). Она носит типовой характер. На ее основе была разработана детализированная эскизная сетевая модель, на базе которой уже мож­но разрабатывать рабочие модели, учитывая специфику конкретного региона.

В современной науке управления модели различного типа, в том числе се­тевые, призваны имитировать какие-то экономические или управленческие процессы и служат важнейшими элементами систем управления. При разработ­ке таких моделей, в данном случае модели, впервые описывающей процесс управления развития инновационной инфраструктуры малого предпринима­тельства региона, в обязательном порядке требуется их экспериментальная про­верка на более или менее реальной информации. Это является обязательным этапом научных исследований, прежде чем модели будут рекомендованы для практического применения. В научной литературе такая проверка получила на­звание «проверка на технологичность».

В диссертации проведены исследования этой модели. Они включали:



  • разработку информационной базы модели (по временным оценкам);

  • расчеты временных параметров модели, где основным являлось выявление критического пути работ;

  • преобразование сетевой модели развития инновационной инфраструктуры в календарный график Ганта (табл. 3);

  • определение стоимостных оценок программных мероприятий с учетом критического пути и разработку матрицы поля затрат;

  • построение диаграммы затрат реализации сетевой модели про­граммы.




код


события



Рис. 3. Обобщенная управляющая сетевая модель программы развития инновационной инфраструктуры

предпринимательства региона



Таблица 3

Преобразование сетевой модели инновационной инфраструктуры региона в календарный график





п/п


Календарная шкала, мес.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

1




1–2















































































2
















2–5



































































3










2–3









































































4










2–4









































































5
















4–6



































































6


































5–9

















































7































5–7




















































8































5–8




















































9































5–10




















































10































5–16




















































11




























6–15























































12




















































9–13































13











































7–11








































14














































8–12





































15














































10–14





































16






































































16–17












Обозначение: мероприятия на критическом пути




.

Весьма важным вопросом в эффективном управлении создания региональной инфраструктуры предпринимательства является дополнение сетевой модели этого процесса стоимостными оценками.



В основу методики укрупненной стоимостной оценки сетевой модели положены элементы системы PERT-kost, выдвинутые Робертом Миллером. Диаграмма динамики затрат по сетевой модели управления развития инновационной инфраструктуры Калининградской области приводится на рисунке 4.

Рис. 4. Диаграмма динамики затрат по сетевой модели управления

формированием инновационной структуры предпринимательства

Калининградской области (по оценкам 2009 года)


Следует отметить, что разработка и исследование региональной управляющей модели инфраструктуры малого предпринимательства были проведены на примере Калининградской области. Все графо-аналитические построения и опытные расчеты показали непротиворечивость, логику и полноту результатов, подтвердив технологичность данной модели как инструмента управления этим сложным процессом. Стартовый (первоначальный) критический путь прошел по программным мероприятиям: (1-2), (2-5), (5-9), (9-13), (13-16), (16-17) и его продолжительность (с учетом первого этапа эксплуатации) составила 27,8 месяца. Общая прогнозируемая сумма затрат на формирование инновационной инфраструктуры малого предпринимательства области составила по сугубо экспертным оценкам (без учета затрат на первый этап функционирования) порядка 152 млн.руб. Обобщенная управляющая модель развития региональной инфраструктуры предпринимательства предусматривает в своем составе целый ряд самостоятельных структур. Некоторые из них – как центр трансфера технологии (ЦТТ) и бизнес-инкубаторы инновационных МП (БИН), являются специфичными элементами, присущими только этой инфраструктуре. Их создание – достаточно сложный процесс, эффективное управление которым требует построения своих управляющих сетевых моделей. В диссертации проведены исследования построения сетевых моделей управления создания ЦТТ и БИН. Надо отметить, что создание этих инфраструктурных элементов для отечественной экономики относительно новое явление, которое стало проявлять себя с 2002 г., когда начали создаваться первые такие структуры. Их формирование идет крайне медленно по различным причинам. Однако создание ЦТТ приобретает в настоящее время большое значение для приморских регионов страны. Последние выступают своеобразными контактными зонами с развитыми зарубежными странами, первыми воспринимают западные нововведения, трансформируя их на другие регионы страны. В этом отношении видная роль принадлежит таким приморским центрам, как С.Петербург, Калининград, Мурманск, Владивосток. ЦТТ представляют собой структуры, призванные обеспечить передачу технологий, попадающих под лицензирование и коммерционализацию, от организаций разработчиков различных форм собственности до предприятий потребителей. В диссертации на основании анализа зарубежного и отечественного опыта предложена принципиальная организационная структура ЦТТ для приморского региона. Проведена структуризация процесса создания ЦТТ и разработана управляющая сетевая модель его формирования. Модель состоит из 4 блоков программных мероприятий: 1. анализ опыта создания ЦТТ; 2. разработка проекта регионального ЦТТ; 3. обеспечение развития ЦТТ; 4. формирование и обеспечение функционирования ЦТТ.

Схематичное блочное представление управляющей сетевой модели создания ЦТТ в инфраструктуре предпринимательства приморского региона представлено на рис. 5.

Автором диссертации совместно с соискателем Деменок В.В. была разработана управляющая модель процесса бизнес-инкубирования малых инновационных МП в регионе. Эта модель и модель ЦТТ прошли экспериментальную проверку на технологичность. Достаточная сложность и специфичность обобщенных сетевых управляющих моделей региональных программ развития инфраструктуры предпринимательства выявило одну научно-практическую задачу: оценить надежность этих моделей на стадиях разработки и реализации. Актуальность задачи состоит в том, что уже на стадии разработки сетевой модели возникает необходимость определить ее надежность как критерия ее успешной реализации в дальнейшем. Исследования показали, что применительно к решению данной задачи еще нет методических разработок. Автором предложена формулировка: под надежностью сетевой модели инфраструктуры инновационного предпринимательства можно понимать способность модели полно отражать охватываемый ею процесс в заданных условиях ее использования за установленный стартовый период времени при минимальных отказах отдельных ее элементов. Исследования показали, что надежность таких моделей зависит от двух стадий их жизненного цикла: 1. Стадия разработки модели; 2. Стадия использования модели. В диссертации предлагаются методические рекомендации оценки надежности на принципах построения «Матрицы оценки надежности региональной сетевой модели построения инфраструктуры».


Рис. 5. Схематичное блочное представление

управляющей сетевой модели создания ЦТТ
Методическая схема оценки надежности сетевой модели управления развитием инфраструктуры предпринимательства охватывает следующие этапы:


  1. Строится матрица надежности региональной модели по показателям: критерии факторов надежности (); веса этих факторов () и вероятность их отказа (); расчетное относительное значение отказов ( в баллах).

  2. Экспертным путем определяется вес критериев факторов (в долях от единицы) .

  3. Экспертным путем дается оценка вероятности величины отказов по критериям (в баллах) .

  4. Рассчитывается относительное значение отказов по каждому критерию (в баллах)..

  5. Определяется суммарная величина относительного значения отказов по критериям факторов (баллов) и сравнивается с принятой нормативной величиной .

  6. На основании расчетов и последующего анализа делаются выводы о надежности региональной сетевой модели инновационной инфраструктуры предпринимательства на стадии ее разработки.

Следует отметить, что обобщенная сетевая модель рассматриваемого процесса (или комплекс моделей) – важнейший, но не единственный элемент системы его управления. В диссертации с позиций системного подхода и стандартных приемов предложена схема системы управления развития инфраструктуры предпринимательства региона, включающая: дирекцию программы (на уровне правительства региона); организации и руководители, ответственные за проектирование и формирование отдельных элементов инфраструктуры; обобщенную рабочую сетевую модель программы; методики и алгоритмы анализа сетевых моделей инфраструктуры и информацию, используемую в процессе управления; технологические средства (связи, компьютерной обработки, накопления и размножения информации).

Разработанные в диссертации на основе прогрессивных методов научно-практические рекомендации позволяют значительно усовершенствовать и по­высить результативность процесса управления развития инновационной инфра­структуры предпринимательства в регионе. При этом основными эффектообра­зующими факторами выступают возможность сокращения сроков создания ре­гиональной инфраструктуры до 20% и снижение общих затрат до 10%. Но наи­более важным опосредованным результатом по зарубежным данным признает­ся положительное влияние этой инфраструктуры на придание малому предпри­нимательству и, в первую очередь – инновационному, высокой конкурентоспо­собности и устойчивости на рынке. Так, по данным администрации США из каждых 10 созданных малых предприятий, не прошедших соответствующее инфраструктурное обеспечение, в течение первых 2-3 лет 6 предприятий (т.е. 60%) прекращают свою работу. Но там, где осуществлялось такое обеспе­чение, прекращали свою деятельность только 2 предприятия из 10 (т.е. 20%), остальные оставались работать в бизнесе. В Норвегии по данным крупной управляющей инновационной компании им. Лейва Эриксона из 10 вновь соз­данных инновационных МП, прошедших бизнес-инкубирование, «выживают» на рынке в последующие годы 9 (т.е. 90%).



В заключении диссертации в соответствии с поставленными задачами сформулированы основные выводы и предложения.

Основные положения и результаты диссертации

опубликованы автором в следующих работах

Статьи в журналах, включенных в перечень ВАК Минобрнауки РФ




  1. Саванович А.В. Развитие инновационной инфраструктуры региона: задачи финансового, организационного и консультационного обеспечения // Вестник РГУ им. И.Канта, серия экономических и юридических наук. 2010. № 3 (автора – 0,5 п.л.)

  2. Бильчак В.С., Саванович А.В. Модель формирования регионального центра трансфера технологий: фактор развития приграничной экономики // Известия Уральского государственного экономического университета. 2009. № 3 (25). (автора – 0,35 п.л.).

  3. Ивченко В.В., Саванович А.В. Проблемы инфраструктуры инновационного предпринимательства в условиях ОЭЗ (замкнутый круг) // ЭКО. 2008. № 2. (автора – 0,25 п.л.).



  1   2


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница