Экземпляр учителя



Скачать 106.04 Kb.
Дата28.10.2016
Размер106.04 Kb.
ЭКЗЕМПЛЯР УЧИТЕЛЯ
1. Активизация речеведческих знаний учащихся.
Является ли текстом следующая последовательность предложений?
А. Начинаешь думать о чудесном вмешательстве каких-то сил, одаривших избранного глубоким умом, необыкновенным трудолюбием, неугасимой страстью и необычайной проницательностью.

Б. С одной стороны, поражаешься их грандиозным открытиям, гениальным прозрениям, непреклонной воле, непоколебимой верности своему призванию.

В. Когда размышляешь о судьбах великих людей, то поневоле начинаешь испытывать какое-то смешанное чувство.

Г. Но, с другой стороны, испытываешь щемящую сердце боль, оттого что многие великие люди беспрестанно терпели невзгоды, томились в одиночестве, лишенные сочувствия и поддержки, жестоко упрекаемые теми, кому они искренне служили.


Восстановите правильную последовательность предложений. Выберите из предложенных вариантов правильный ответ:
1) АБВГ; 2) ВГАБ; 3) ВБАГ; 4) ВБГА.
2. Выполнение тестовых заданий с последующей коллективной проверкой, самопроверкой и самооценкой.
Восстановленный текст демонстрируется на мультимедийной доске. Учащиеся получают карточки с двумя вариантами тестовых заданий по тексту.
В. Когда размышляешь о судьбах великих людей, то поневоле начинаешь испытывать какоето смешанное чувство.

Б. С одной стороны, поражаешься их грандиозным открытиям, гениальным прозрениям, непреклонной воле, непоколебимой верности своему призванию.

А. Начинаешь думать о чудесном вмешательстве каких-то сил, одаривших избранного глубоким умом, необыкновенным трудолюбием, неугасимой страстью и необычайной проницательностью.

Г. Но, с другой стороны, испытываешь щемящую сердце боль, оттого что многие великие люди беспрестанно терпели невзгоды, томились в одиночестве, лишенные сочувствия и поддержки, жестоко упрекаемые теми, кому они искренне служили.


Вариант I
1. Укажите средства связи предложения Б с предшествующим.
1) Указательное местоимение; 2) личное местоимение; 3) притяжательное местоимение; 4) лексический повтор.
2. Какие слова являются грамматической основой одной из частей предложения В?
1) Размышляешь о судьбах; 2) испытывать чувство; 2) поневоле начинаешь; 4) начинаешь испытывать.
3. Укажите верную характеристику предложения Г.
1) Сложное бессоюзное; 2) простое осложненное; 3) сложносочиненное; 4) сложноподчиненное.
4. Укажите правильную морфологическую характеристику слова одаривших (предложение А).
1) Прилагательное; 2) действительное причастие; 3) страдательное причастие; 4) деепричастие.
5. Укажите значение слова чувство в предложении В.
1) Любовь, испытываемая к кому-либо.

2) Способность воспринимать явления объективной действительности.

3) Внутреннее психическое состояние человека, его душевное переживание.

4) Состояние, в котором человек способен сознавать окружающее (привести в чувство).


Вариант II
1. Укажите средства связи предложения Г с предшествующим.
1) Союз; 2) союз и вводное словосочетание; 3) личное местоимение; 4) лексический повтор.
2. Какие слова являются грамматической основой одной из частей предложения Г?
1) Испытываешь боль; 2) люди терпели; 3) многие великие люди терпели; 4) они служили.
3. Укажите верную характеристику предложения А.
1) Сложное бессоюзное; 2) простое осложненное; 3) сложносочиненное; 4) сложноподчиненное.
4. Укажите правильную морфологическую характеристику слова лишенные (предложение Г).
1) Прилагательное; 2) действительное причастие; 3) страдательное причастие; 4) деепричастие.
5. Укажите значение слова поддержки в предложении Г.
1) Опора чему-либо.

2) Группа людей для оказания помощи.

3) Помощь, содействие, понимание.

4) Согласие с чем-то или с кем-то.


Ключи:





Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

Вариант I

3

4

4

2

3

Вариант II

2

4

2

3

3

Коллективная проверка дает возможность учителю задать сопутствующие вопросы по различным разделам языкознания, направленные на актуализацию имеющихся у учащихся знаний: разряды местоимений, виды сказуемых, количество частей в сложноподчиненном предложении, виды придаточных, различение действительных и страдательных причастий.


3. Подготовка к восприятию текста исторического содержания, погружение в эпоху.
Вернемся к разбираемому тексту. Ответьте на вопросы:


      • Определите стиль текста. Какова его функция?

(Стиль – публицистический, передача информации об актуальных вопросах современной жизни с целью воздействия на людей, формирования общественного мнения.)




      • Какой тип речи представлен? (Рассуждение. Автор не просто рассуждает, он привлекает наше внимание к общественно значимой проблеме.)






Для справки:
Проблема текста – это предмет обсуждения, вопрос, о котором рассуждает автор.

Проблема (чего?) воспитания, образования, патриотизма, благородства отцов и детей, сохранения родного языка, влияния красоты природы на человека.


      • Сформулируйте и запишите поднятую в тексте проблему, используя речевые клише.

Автор размышляет над проблемой…

Автор текста затрагивает проблему…

В центре внимания автора проблема…

Текст заставил меня задуматься над проблемой….

Автор текста привлекает наше внимание к проблеме…

Предложенный для анализа текст посвящен проблеме…
Ученики зачитывают свои варианты формулировки проблемы, коллективно отмечаются наиболее удачные:

Проблема непонимания современниками выдающейся личности.

Проблема необъективной / объективной оценки личности современниками.

Данный текст является вступительной частью, зачином текста, в котором эта проблема рассматривается на примере судьбы выдающегося русского военачальника времен Отечественной войны 1812 г.

Для того чтобы узнать, о ком именно пойдет речь, мы побываем в одном интересном месте. На слайде демонстрируется здание Зимнего дворца, которое учащиеся без особого труда называют.

Да, мы отправляемся в Зимний дворец, вернее, в один из его залов. Вместо экскурсовода нас будут сопровождать стихи А.С. Пушкина. Демонстрация слайдов сопровождается чтением отрывка из стихотворения А.С. Пушкина


«Полководец»:

............................................................................


Но в сей толпе суровой

Один меня влечет всех больше. С думой новой

Всегда остановлюсь пред ним — и не свожу

С него моих очей. Чем долее гляжу,

Тем более томим я грустию тяжелой.

Он писан во весь рост. Чело, как череп голый,

Высоко лоснится, и, мнится, залегла

Там грусть великая. Кругом — густая мгла;

За ним — военный стан. Спокойный и угрюмый,

Он, кажется, глядит с презрительною думой.

Свою ли точно мысль художник обнажил,

Когда он таковым его изобразил,

Или невольное то было вдохновенье, —

Но Доу дал ему такое выраженье.

Если старшеклассники испытывают трудность в «узнавании» изображенного на портрете полководца, возможны вопросы-подсказки. Почему же портрет Барклая-де-Толли вызывал у Пушкина грусть тяжелую и в то же время притягивал его внимание? Почему поэт сказал о нем: «О вождь несчастливый! Суров был жребий твой...»?

Заранее подготовленный ученик выступает с сообщением о роли Барклая-де-Толли в войне 1812 г.


4. Чтение текста, его аспектный анализ.
Учащиеся получают раздаточный материал с текстом В.В. Лаптева.
(1) Когда размышляешь о судьбах великих людей, то поневоле начинаешь испытывать какое-то смешанное чувство. (2) С одной стороны, поражаешься грандиозным открытиям, гениальным прозрениям, непреклонной воле, непоколебимой верности своему призванию. (3) Начинаешь думать о чудесном вмешательстве каких-то сверхъестественных сил, одаривших избранного глубоким умом, необыкновенным трудолюбием, неугасимой страстью и необычайной проницательностью.

(4) Но, с другой стороны, испытываешь щемящую сердце боль, оттого что многие великие люди беспрестанно терпели невзгоды, томились в одиночестве, лишенные сочувствия и поддержки, жестоко упрекаемые теми, кому они искренне служили.

(5) 12 июня 1812 года многотысячная армия Наполеона пересекла границу России. (6) Захватчики были уверены в своей быстрой победе. (7) Русскими войсками командовал Михаил Богданович Барклай-де-Толли, происходивший из древнего шотландского рода. (8) Он хорошо знал о несокрушимой мощи французской армии, считал, что сражаться с врагом сейчас – это самоубийство, поэтому решил отступать. (9) Решил отступать, несмотря на то, что этому противилась его честь, несмотря на то, что многие боевые соратники упрекали его в трусости.

(10) Как же трудно было тогда главнокомандующему, который носил иноземную фамилию, чем давал повод для самых вздорных подозрений! (11) Ходили слухи, что он изменник, что у Наполеона служат его родственники и, дескать, это они склонили Барклая к предательству. (12) Полководец терпел. (13) «Главное на войне не погибнуть с честью, а победить», – твердил он и упрямо, не обращая внимания на возмущенный ропот, постепенно переросший в общее негодование, отступал.

(14) Маршалы Наполеона первыми почувствовали опасность: французские полки таяли в безбрежных русских просторах, ведь нужно было оставлять гарнизоны в захваченных городах, охранять дороги; силы дробились, армия растягивалась. (15) А русские, не воюя, не теряя своих солдат, планомерно отступая, накапливали силы для решающего сражения.

(16) К Москве подошла только половина французской армии. (17) Наконец-то наступил миг решающей битвы! (18) Но триумфу Барклая не суждено было наступить: пришел приказ о его отставке. (19) Нетрудно представить, что творилось в эту минуту в душе полководца: его, взвалившего на себя непосильную ношу позорного отступления, лишили славы победного сражения.

(20) ...Дорожная карета Барклая остановилась на одной из почтовых станций неподалеку от Владимира. (21) Он направился было к дому станционного смотрителя, но путь ему преградила огромная толпа. (22) Послышались оскорбительные угрозы. (23) Пришлось адъютанту Барклая обнажить саблю, чтобы проложить дорогу к карете.

(24) Что же утешило старого солдата, на которого обрушился несправедливый гнев толпы? (25) Возможно, вера в правоту своего решения: именно эта вера дает человеку силы идти до конца, даже если приходится идти в одиночку. (26) И еще, может быть, Барклая утешила надежда. (27) Надежда на то, что когда-нибудь бесстрастное время всем воздаст по заслугам и справедливый суд истории обязательно оправдает старого воина, который угрюмо едет в карете мимо ревущей толпы и глотает горькие слезы.



(По В.Лаптеву*)
Можно ли утверждать, что весь текст выдержан как рассуждение и в нем не представлены фрагменты других типов речи? (Учащиеся обычно легко отмечают наличие повествования, поэтому дают отрицательный ответ.)
Умение определять представленные в тексте типы речи проверяет задание А29. Познакомимся с его возможной формулировкой и выполним его.
А29. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
1) В предложениях 20–21 содержится элемент повествования.

2) Предложение 11 объясняет содержание предложения 10.

3) В предложениях 1–3 представлено рассуждение.

4) В предложениях 15–16 представлено описание.
Правильный ответ – 4.
Текст, как мы уже определили, написан в публицистическом стиле. Это предполагает широкое использование средств языковой выразительности. Предположительно в нем использованы следующие художественные средства и приемы.
Список терминов:
1. эпитет;

2. ряды однородных членов;

3. гипербола;

4. метафора;

5. лексический повтор;

6. антитеза;

7. сравнение;

8. риторический вопрос;



9. цитирование.
Дайте определения этим понятиям.
Выполнение задания В8.
В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«Автор, рассказывая о драматическом эпизоде из жизни Барклая-де-Толли, использует такие тропы, как _________________ (гениальным прозрениям, чудесном вмешательстве) и _________________ (ношу позорного отступления, утешила надежда), которые позволяют наполнить рассказанную историю живым чувством. Такой прием, как _________________ (предложение 13), передает непреклонность Барклая. А такой прием, как _________________ (надежда в предложениях 26 и 27), позволяет выделить наиболее значимые слова, что придает тексту особую эмоциональность».
5. Домашнее задание.
Сформулируйте позицию автора текста по проблеме, выразите свое согласие/несогласие с ней. Собственную точку зрения обоснуйте, подобрав не менее двух аргументов.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница