Экспертиза Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана, Единое экономическое пространство – развитие интеграционных



страница1/6
Дата08.05.2016
Размер0.97 Mb.
  1   2   3   4   5   6
Экспертиза
Таможенный союз России, Беларуси

и Казахстана, Единое экономическое

пространство – развитие интеграционных

процессов на постсоветском пространстве

(исторические, экономические, правовые, политологические, региональные аспекты)




Аналитический вестник

международных исследований

Белгосуниверситета
1

2012





ЭКСПЕРТИЗА № 1, 2012


В ЭТОМ НОМЕРЕ

Таможенный союз России, Беларуси

и Казахстана, Единое экономическое

пространство – развитие интеграционных

процессов на постсоветском пространстве

(исторические, экономические, правовые,

политологические, региональные аспекты)


Главный редактор: Е.А. Достанко
Редакционная коллегия:
Юрий Петрович Бровка,

доктор юридических наук
Елена Леонидовна Давыденко,

доктор экономических наук
Елена Анатольевна Достанко,

кандидат политических наук
Елена Евгеньевна Кучко,

доктор социологических наук
Юлиана Игоревна Малевич,

доктор политических наук
Сергей Васильевич Решетников,

доктор политических наук
Мечислав Эдвардович Чесновский,

доктор исторических наук
Александр Викторович Шарапо,

доктор исторических наук
Алексей Васильевич Данильченко,

доктор экономических наук
Рецензенты:
Нина Арсеньевна Антанович,

кандидат политических наук
Татьяна Владимировна Купчинова,

кандидат социологических наук
Олег Михайлович Старовойтов,

кандидат политических наук
Роза Маратовна Турарбекова,

кандидат политических наук
Наталья Вячеславовна Юрова,

кандидат экономических наук
Ответственный редактор: Л.С. Большедворова

Корректоры: В.О. Вербицкая, А.В. Муслимов
Наш адрес:

Беларусь, 220004, Минск,

ул. Кальварийская, 9, к. 636, 637

Центр международных исследований

факультет международных отношений

Белорусский государственный университет


тел. +375 172 59 70 05; +375 172 59 70 06

e-mail: centis@bsu.by


INTERNET: http://www.centis.bsu.by/new_cite/expert/expert.mht
© Центр международных исследований

ФМО БГУ, 2012.







  1. Есин Р.О. Республика Беларусь и евразийская

интеграция: история, состояние и перспективы 3


  1. Достанко Е.А. Основные этапы формирования

Таможенного союза и Единого экономического

пространства Беларуси, России, Казахстана 9




  1. Пугачева О.В. Преимущества и перспективы

Таможенного союза и Единого экономического

пространства для Республики Беларусь 13




  1. Сиротский А.Н. Объективная основа интеграции 19




  1. Хамутовская С.В. Единое экономическое

пространство: в «зеркале» общественного

мнения россиян 27




  1. Цеханович Т., Гвардиньска Е. Уполномоченный

экономический оператор 32


  1. Цеханович Т.Ф. Анализ уровня тарифной

защиты Беларуси до и после вступления

в Таможенный союз с Республикой Казахстан

и Российской Федерацией 39


  1. Кравцова Е.В. Евразийское экономическое

сообщество (ЕврАзЭС): формирование

и развитие 43




  1. Махнач Е.М. Решение чернобыльской проблемы

в рамках Таможенного союза и Союзного

государства Беларуси и России 46




  1. Махнач И.М. Единое экономическое пространство:

сотрудничество в сфере энергетики 50


  1. Муслимов А.В. Проблемы реализации соглашений

в рамках Таможенного союза и Единого

экономического пространства 54




  1. Surma A.V. Privatization in Russia 58

РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ И ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ:

ИСТОРИЯ, СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Р.О. Есин,

заместитель начальника управления

СНГ и ЕврАзЭС МИД Республики Беларусь
Республика Беларусь с момента обретения суверенитета и независимости проводит многовекторную внешнюю политику.

В зависимости от политических и экономических интересов государства самостоятельно принимают решение об участии в том либо ином интеграционном объединении.

Динамично развиваются интеграционные процессы на Европейском континенте. Наряду с функционированием и созданием таких региональных организаций, как Содружество Независимых Государств и Европейский союз, межгосударственных объединений Евразийское экономическое сообщество и Таможенный союз (ТС), с 1 января 2012 г. осуществлен запуск новой региональной интеграционной модели – Единое экономическое пространство (ЕЭП), которая с 1 января 2015 г. должна быть преобразована в Евразийский экономический союз.

Республика Беларусь и ЕврАзЭС

Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества подписан в октябре 2000 г. главами Беларуси, Казахстана, России, Таджикистана и Киргизии.

Молдова, Армения и Украина имеют статус наблюдателей в Сообществе.

Высший орган Сообщества – Межгосударственный совет. В состав Межгоссовета входят главы государств и главы правительств.

Интеграционный комитет (ИК) ЕврАзЭС – постоянно действующий орган Сообщества, в его состав входят заместители глав правительств. Заседания ИК ЕврАзЭС проводятся не реже 1 раза в 3 месяца.

В период между заседаниями Интеграционного комитета текущую работу Сообщества обеспечивает Комиссия Постоянных представителей. Белорусский Постоянный представитель при ЕврАзЭС – Посол Беларуси в России Кобяков А.В.

В Договоре от 2000 г. целью деятельности ЕврАзЭС провозглашалось продвижение процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Важнейшим направлением деятельности ЕврАзЭС является разработка и реализация межгосударственных целевых программ:

- «Инновационные биотехнологии»;

- «Здоровье народов ЕврАзЭС»;

- «Создание Евразийской товаропроводящей системы сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»;

- «Евразийская стратегическая программа развития электронных технологий» и ряда других.

В 2009 г. Беларусь председательствовала в ЕврАзЭС. Приоритетными направлениями белорусского председательства являлись:

- завершение формирования Таможенного союза;

- интенсификация сотрудничества в области энергетики, транспорта;

- реализация межгосударственных целевых программ;

- повышение роли ЕврАзЭС в мире;

- совершенствование организационных аспектов деятельности Сообщества.

На заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС (на уровне глав правительств) 21 мая 2010 г. утверждена первая межгосударственная целевая программа «Инновационные биотехнологии», разработанная по инициативе Беларуси.

Главами государств утверждены Мероприятия на 2011–2013 и последующие годы по реализации Приоритетных направлений развития ЕврАзЭС. В Мероприятия включены вопросы по созданию Таможенного союза и Единого экономического пространства; проведению согласованной экономической политики; формированию общего финансового рынка и развитию валютной интеграции; активизации взаимодействия в реальном секторе экономики; формированию и совместному развитию энергетического рынка; формированию Транспортного союза ЕврАзЭС; взаимодействию в агропромышленном секторе; сотрудничеству в социально-гуманитарной сфере и в области миграционной политики; проведению согласованной экологической политики; совершенствованию системы управления Сообществом.

Наиболее значимыми результатами работы Евразийского экономического сообщества за последние годы стало создание Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России и переход к более углубленной форме интеграции – Единому экономическому пространству.

Следует отметить также создание в рамках ЕврАзЭС таких структур, как Суд ЕврАзЭС, Центр высоких технологий, учреждение Антикризисного фонда и Евразийского банка развития.



Республика Беларусь и Таможенный союз

Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации начал функционировать с 1 января 2010 г. С этой даты единому регулирующему органу – Комиссии Таможенного союза (КТС) – переданы полномочия в сфере таможенно-тарифного и нетарифного регулирования. В компетенцию КТС перешли также вопросы таможенного администрирования; технического регулирования и применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер; ведения таможенной статистики.

Для предварительного рассмотрения и подготовки проектов решений КТС по вопросам внешнеторгового регулирования с марта 2010 г. работает Комитет по вопросам регулирования внешней торговли.

С 1 июля 2010 г. вступили в силу Соглашения ТС в области технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер. Этими соглашениями предусмотрено проведение единой политики в сфере технического регулирования, включая применение унифицированных санитарных, ветеринарных и фитосанитарных норм. Комиссией в рамках предоставленных ей полномочий приняты соответствующие нормативные акты по установлению и применению единых санитарно-эпидемиологических, гигиенических, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных требований к товарам, а также единого порядка ввоза из третьих стран товаров, подлежащих санитарному, ветеринарному и фитосанитарному контролю.

На товары, прошедшие на таможенной территории ТС любой из указанных видов контроля, оформляются разрешительные документы по единой форме, которые признаются в каждой из сторон. При этом в сфере применения санитарных мер стороны отказались от применения такого разрешительного документа, как санитарно-эпидемиологическое заключение, оставив в обращении только свидетельство о государственной регистрации.

Последовательно ведется работа по унификации норм технического регулирования. Продукция, в отношении которой технические требования, формы и схемы подтверждения соответствия, применяемые при этом методы исследований (испытаний) и измерений продукции у сторон совпадают, включена в Единый перечень продукции, подлежащей подтверждению соответствия в рамках ТС с выдачей единых документов. Она допускается к обращению на единой таможенной территории после прохождения установленных процедур подтверждения соответствия на территории любого из государств – членов ТС.

При этом пока остаются в силе и установленные национальными законодательствами перечни продукции, подлежащей обязательной оценке (соответствию) требованиям безопасности.

6 июля 2010 г. вступил в силу Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза для трех стран. Таможенный кодекс является ключевым элементом договорно-правовой базы ТС, на котором основывается работа таможенных органов сторон по единым нормам и правилам.

С 1 сентября 2010 г. Беларусь, Казахстан и Россия ввели в действие механизм зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин. Взимаемые ввозные таможенные пошлины распределяются в соответствии со следующими нормативами:

Республика Беларусь – 4,7 %; Республика Казахстан – 7,33 %;

Российская Федерация – 87,97 %.

Функционирование ТС способствовало повышению объема взаимной торговли, укреплению кооперационных связей между предприятиями, а также увеличению потока транзитных перевозок.

На данном этапе существуют следующие положительные аспекты участия Беларуси в работе Таможенном союза.

1. Осуществление единого таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в торговле с третьими странами. Применение Единого таможенного тарифа в отношении товаров из третьих стран обеспечивают защиту интересов производителей трех стран на внутреннем рынке ТС, что имеет большое значение для наращивания взаимной торговли.

2. Договоренности в сфере технического регулирования – использование единого стандарта, одного испытания и единого сертификата – освобождают предприятия от необходимости «подстраивать» производство под требования каждого рынка в отдельности. Проведение оценки соответствия продукции осуществляется непосредственно в Беларуси, что позволяет сократить соответствующие затраты.

3. Единые требования в сфере техрегулирования, применения санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер снижают риски возникновения торговых конфликтов.

4. На белорусско-российской границе отменены все виды государственного контроля: таможенный, санитарный, ветеринарный, фитосанитарный, транспортный. Пограничный контроль был отменен ранее. На российско-казахстанской границе эти виды контроля, за исключением пограничного, также отменены.

Данные меры обеспечивают беспрепятственное перемещение товаров внутри ТС.

5. В результате значительно возрастает инвестиционная привлекательность Беларуси ввиду создания обширного рынка для реализации товаров.

У иностранных инвесторов открываются новые возможности с учетом перспективы беспрепятственного продвижения на рынки Казахстана и России продукции, произведенной на территории Беларуси.

В этом плане важным аспектом является возможность освобождения от ввозной таможенной пошлины технологического оборудования, сырья и материалов, ввозимых для реализации инвестиционных проектов.

Данная льгота предоставляется, если сырье и материалы не производятся в государствах ТС, а производимые – не соответствуют техническим характеристикам инвестиционного проекта.

Допускается также предоставление тарифных льгот в отношении товаров, ввозимых из третьих стран в качестве вклада учредителя в уставный капитал предприятия.

6. Для Беларуси важным положительным моментом является также связанное с этим укрепление транзитной привлекательности государства. До 2015 г. в Беларуси планируется строительство, в том числе с участием иностранных инвесторов, 50-ти логистических центров для обеспечения бесперебойного движения грузов, следующих транзитом через территорию страны.

Государства – члены ТС приняли решение перейти к более продвинутой форме интеграции – Единому экономическому пространству.



Республика Беларусь и Единое экономическое пространство

Беларусь принимала активное участие в разработке пакета из 17 международных договоров, формирующих договорно-правовую основу ЕЭП, и первой ратифицировала данные договоры в декабре 2010 г.

К середине 2011 г Казахстан и Россия также завершили ратификацию, что позволило, как и было изначально решено главами трех государств, осуществить «запуск» ЕЭП с 1 января 2012 г.

Кроме свободы движения товаров в ЕЭП будет обеспечена свобода движения услуг, капитала и рабочей силы. Оговорено и обеспечение недискриминационного и равного доступа к природным ресурсам, в том числе энергетическим.

Наряду с преимуществами, которые дает членство в ТС и ЕЭП, Беларусь предоставляет для иностранного инвестора ряд собственных привлекательных параметров. К ним относятся выгодное экономико-географическое и геополитическое положение, благоприятные природно-климатические условия, высокий научно-технический, промышленный и экспортный потенциал, высококвалифицированные и сравнительно недорогие трудовые ресурсы.

Важнейшим событием для последующего развития интеграционных процессов в рамках «тройки» стала прошедшая 18 ноября 2011 г. в г. Москве встреча президентов Беларуси, Казахстана и России. Главы государств подписали Декларацию о евразийской экономической интеграции, Договор о Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и Регламент работы ЕЭК.

В проекте Декларации стороны заявляют о переходе к следующему этапу интеграционного строительства – Единому экономическому пространству. Констатируется стремление сторон к завершению к 1 января 2015 г. кодификации международных договоров, составляющих нормативно-правовую базу Таможенного союза и ЕЭП, и к созданию на этой основе Евразийского экономического союза. Декларация определяет основные направления сотрудничества в Таможенном союзе и ЕЭП, а также некоторые сферы совместной работы в Евразийском экономическом союзе. В проекте Декларации учтено предложение Беларуси о возможном создании совместных транснациональных корпораций для углубления производственной кооперации как одном из основных направлений практического взаимодействия сторон.

В документ включено также предложение белорусской стороны о стремлении к дальнейшему укреплению всестороннего взаимовыгодного и равноправного сотрудничества Таможенного союза и ЕЭП с другими странами, международными интеграционными объединениями, включая Европейский союз, с выходом на создание общего экономического пространства.

Договором о ЕЭК создан регулирующий орган Таможенного союза и ЕЭП, который призван заменить КТС.

В Договоре сбалансированы национальные интересы всех государств-членов и содержатся конкретные механизмы их обеспечения.

В своей статье «О судьбах нашей интеграции», опубликованной в газете «Известия» 17 октября 2011 г., Президент Республики Беларусь сказал о будущем евразийской интеграции: «Если мы реализуем цели, намеченные ЕЭП, то сможем перейти к созданию Евразийского союза. Беларусь примет в его формировании самое активное участие… Перспектива мощной и глубокой интеграции, которая открывается сегодня, на самом деле захватывает. Но краеугольный камень всего того, что мы собираемся построить, − суверенитет наших государств, который не отменяет даже самая тесная интеграция».

Однако прежде чем будет создан Евразийский союз, нам необходимо до 1 января 2015 г. сформировать Евразийский экономический союз. Данная тема стала ключевой во время встречи президентов Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, а также Армении, Молдовы и Украины, которая состоялась 19 марта 2012 г. в г. Москве.

По итогам встречи была достигнута договоренность о совместной доработке проекта Договора о преобразовании Евразийского экономического сообщества и формировании Евразийского экономического союза.

Нам предстоит проделать большую работу для того, чтобы к определенным главами государств срокам был подготовлен такой договор, который бы учитывал интересы всех участников евразийской интеграции.


«Республика Беларусь и евразийская интеграция: история, состояние и перспективы» (Руслан Есин)

Республика Беларусь с момента обретения суверенитета и независимости проводит многовекторную внешнюю политику. Наряду с функционированием и созданием таких региональных организаций, как Содружество Независимых Государств и Европейский союз, межгосударственных объединений Евразийское экономическое сообщество и Таможенный союз, с 1 января 2012 г. осуществлен запуск новой региональной интеграционной модели – Единое экономическое пространство, которая с 1 января 2015 г. должна быть преобразована в Евразийский экономический союз. Статья посвящена анализу отношений Республики Беларусь с ЕврАзЭС, Таможенным союзом и Единым экономическим пространством.

«The Republic of Belarus and the Eurasian Integration: History, Condition and Prospects» (Ruslan Esin)

The Republic of Belarus pursues multidirectional foreign policy since the country gained sovereignty and independence. On January 1, 2012 started a new model of regional integration − the Common Economic Space (CES), along with the creation and functioning of regional organizations, such as the Commonwealth of Independent States and the European Union; international organizations, such as the Eurasian Economic Community (EurAsEC) and the Custom Union (CU). Since January 1, 2015 the CES would be transformed into the Eurasian Economic Union. The author analyzes the relations between the Republic of Belarus and the EurAsEC, the CU and the CES.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

И ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

БЕЛАРУСИ, РОССИИ, КАЗАХСТАНА

Е.А. Достанко,

директор Центра международных исследований

ФМО БГУ
На современном этапе развития международных отношений на постсоветском пространстве наиболее интегрированными в экономической сфере можно назвать межгосударственные объединения Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан Таможенный союз (ТС) и Единое экономическое пространство (ЕЭП), которые были сформированы в результате разноскоростной интеграции государств в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).

Первым шагом на пути формирования ЕврАзЭС стало подписанное 6 января 1995 г. Соглашение о Таможенном союзе1, заключенное Республикой Беларусь и Российской Федерацией, к которому 20 января 1995 г. присоединился Казахстан2. Дальнейшее углубление данных процессов произошло путем подписания 29 марта 1996 г. Республикой Беларусь, Казахстаном, Кыргызстаном и Российской Федерацией Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях3 и подписания Договора о присоединении Киргизской Республики к соглашениям о Таможенном союзе4.

26 февраля 1999 г. к соглашениям о Таможенном союзе от 6 и 20 января 1996 г. присоединился Таджикистан5.

Следующим шагом стало подписание 26 февраля 1999 г. Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном, Россией и Таджикистаном Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве6.

10 октября 2000 г. в Астане президенты Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана подписали Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества7. Однако уже 23 февраля 2003 г. президенты России, Казахстана, Беларуси и Украины заявили о намерении сформировать Единое экономическое пространство8, подписав 19 сентября 2003 г. соответствующее соглашение9. На саммите в Астане 15 сентября 2004 г. президенты стран «четверки» утвердили перечень документов, подлежащих согласованию и подписанию в первоочередном порядке.

В августе 2006 г. на Межгосударственном совете Евразийского экономического сообщества было принято принципиальное решение о создании Таможенного союза в составе лишь трех государств, готовых к этому, − Беларуси, России и Казахстана. Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза был подписан 6 октября 2007 г. в Душанбе, в соответствие с которым Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация взяли обязательства по формированию Таможенного союза10.

В декабре 2009 г. на неформальном саммите в Алматы президенты Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации утвердили План действий на 2010−2011 годы по формированию Единого экономического пространства трех стран, который предусматривал разработку и подписание в течение двух лет, к 1 января 2012 г., 20-ти международных договоров, обеспечивающих создание ЕЭП. Таким образом, Таможенный союз является переходным этапом к более углубленной форме интеграции – Единому экономическому пространству. 9 декабря 2010 г. РФ, Казахстан и Беларусь подписали все 17 документов по созданию Единого экономического пространства.

После образования Таможенного союза, в декабре 2010 г., на саммите ЕврАзЭС в Москве были достигнуты договоренности о создании Евразийского союза на базе ЕЭП Беларуси, Казахстана и России11. Уже 18 ноября 2011 г. в Москве президенты трех государств подписали Декларацию о Евразийской экономической интеграции12, Договор о Евразийской экономической комиссии (ЕЭК)13 и Регламент работы ЕЭК14.

Декларация о Евразийской экономической интеграции подчеркивает, что Единое экономическое пространство становится следующим этапом развития трехсторонней экономической интеграции. После завершения к 1 января 2015 г. всех правовых процедур по международным договорам, которые составляют нормативно-правовую базу Таможенного союза и ЕЭП, стороны могут приблизиться к созданию Евразийского экономического союза. Политическая значимость интеграции России, Беларуси, Казахстана подчеркивается Договором о Евразийской экономической комиссии, на основании которого создается этот наднациональный регулирующий орган Таможенного союза и ЕЭП. Его деятельность регулируется Регламентом работы ЕЭК. Необходимо отметить широкую общественную поддержку принимаемых решений: Совет Федерации РФ ратифицировал Договор о ЕЭК 24 ноября 2011 г., а белорусская сторона − 28 ноября 2011 г.

Уже через месяц, 19 декабря 2011 г., в Москве по итогам заседания Высшего евразийского экономического совета президенты государств подписали документы, касающихся движения товаров, капиталов и рабочей силы в рамках Единого экономического пространства трех стран, а также деятельности Евразийской экономической комиссии. В частности, председателем коллегии Евразийской экономической комиссии был назначен В. Христенко, утвержден состав коллегии Евразийской экономической комиссии15.

Расширение Таможенного союза и Единого экономического пространства может стать реальностью в краткосрочной перспективе: так, заинтересованность в присоединении (при наступлении определенных условий) на разных этапах выражали Кыргызстан, Таджикистан, Армения, особую позицию в различные периоды внутриполитического развития имела Украина.

«Основные этапы формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства Беларуси, России, Казахстана» (Елена Достанко)

На современном этапе развития международных отношений на постсоветском пространстве наиболее интегрированными в экономической сфере можно назвать межгосударственные объединения Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан Таможенный союз и Единое экономическое пространство, которые были сформированы в результате разноскоростной интеграции государств в рамках Евразийского экономического сообщества. Расширение Таможенного союза и Единого экономического пространства может стать реальностью в краткосрочной перспективе.

«The Custom Union and Common Economic Space of Belarus, Russia and Kazakhstan: Milestones» (Elena Dostanko)

At the present time the Custom Union and the Common Economic Space of the Russian Federation, Belarus and Kazakhstan are considered to be the most integrated inter-state association in the economic sphere in the international relations of the post-Soviet Union space. They were formed as a result of multi-speed integration in framework of the Eurasian Economic Community. The expanding of the CU and the CES could become a reality in the short term.

  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница