Экскурсия Афины на Изаре. М- метрополия искусства



Скачать 114.41 Kb.
Дата30.04.2016
Размер114.41 Kb.
Экскурсия 5.»Афины на Изаре». М- метрополия искусства.

Площадь Кёнигсплац . Городская галерея Вилла Ленбах . Глиптотека. Государственное Античное Собрание. Пропилеи. - В направлении площади Каролиненплац : гитлеровское время в архит.-Каролиненплац.

«Я не успокоюсь, пока М. не будет выглядеть как Афины»- говорил король Людвиг 1. Величественная площадь Кё. в стиле классицизма должна была по желанию Л.1 ( тогда ещё кронпринца) стать площадью культуры в «новых Афинах на Изаре». Запланированная уже в 1811г. Карлом фон Фишером, она была спроэктирована по античному образцу несколькими годами позже Лео фон Кленце. Эта площадь самая большая в Мюнхене, на ней расположены: »дорические « Входные ворота, »ионическая» Глиптотека и «коринфская» Государственная античная коллекция.

За воротами Пропилеи - известнейшая в мире, благодаря великому художнику- авангардисту гражданину России и Германии Василию Кандинскому - городская галерея «Вилла Ленбах».

Это целый комплекс, вокруг чудесного сада, состоящий из жилого дома-посередине, ателье – слева и нового корпуса справа. Построена Вилла в стиле зрелого Флорентийского Ре, арх. Габриеэлем Зайдлем в 1887-91г. для известного художника-портретиста Франца фон Ленбаха, (принимавшего активное участие в строительстве). Франц Ленбах писал портреты Бисмарка, кайзера Вильгельма, принцрегента Люитпольда ,носил 2 имя «князь художников». Во время 2 м. войны Вилла была сильно разрушена, затем восстановлена и достроена в направлении Рих-Вагн.штр.

Дополнительно: Ленбах родился 13.12.1836г. в небогатой семье, отец имел своё небольшое «дело». С 14 лет был отдан в школу в г Ландсхут. Франц мечтала стать художником, часто, вставая в 5 утра он пешком, босиком шёл в М.(где то 50км). Покупал краски, шёл в Пинакотеку и рисовал, рисунки были очень реалистичны. Получив стипендию от Академии. Искусств, он получил возможность учиться на курсе художника Пилотти. По окончанию имел предложение - работать преподавателем, на что ответил фразой »Я не хочу учить, я хочу учиться». Какое то время он жил в Риме. Светлые тона на картинах его юности сменились более тёмными. Любимым стал коричневый. Известный мюнх. меценат и знаток искусств барон Шак шутил «у Ленбаха льётся коричневый соус».( Смешно, баварцы используют корич. соус к любимому к нац. Блюду - Швайнебратен , в переводе »запечённая свинина».) В 1886г.5о летним художник жениться в первый раз, с браком связано строительство дома в стиле итальянской Виллы В 1891г. жилой дом соединяется с ателье. Двое детей родились в этом браке, затем был развод, одна из дочерей отдана отцу. Второй женой Франца стала Лоло. Она была тогда в два раза моложе Ленбаха, пережила его, умершего 6.9.1904г. На свои деньги вдова купила ещё участок земли (в мемуарах она пишет, что для этого ей пришлось продавать картины мужа) и построила в 1927-29г новое здание в сев. части. В 1929г. вилла куплена городом и здесь открыта город. Галерея. ( Доска свидетельствует о передаче Лоло Ленбах Виллы городу М под галерею). Надо сказать, что за счёт благотворительности в городе к тому времени собралось множество картин, не нашедших место в Пинакотеках и горожане очень приветствовали открытие городской галереи.

Внутри. Фонды галереи специализируются на документации мюнх. живописи от позднеготического периода до 20 столетия.

Верхний этаж. Зал 1. Коротко об истории живописи. До 1250г. искусство определяет романский стиль («романик»-те. Римский). В архитектуре - романские базилики. Скульптур было мало: из сохранившихся - скульптура Карла Великого. Живопись представлена фресками. Служба в церкви была проще, существовал только алтарный стол и 5 крестов на нём. С 1250г в М.приходит стиль готика, уже господствующий во Франции. В церковной службе изменяется литургия и направление теперь не к молящимся прихожанам, а на восток. Кроме фресок появляются алтарные картины. Картины этого периода очень чувствительны, поэтому они закрывались боковыми сторонами - это знакомые нам готические алтари. В 1420г из Италии приходит Ренессанс. Теория античной архитектуры, лежащая в основе Ре стоит на математике и ещё раз на математике. Классический Ре. широко представлен во Флоренции, а мы имеем Городскую ратушу в Аугсбурге. Поздний Ре, отходит от строгих правил и из за этого часто называется Манеризмус , напр. арх. Фр.Зустрис, зодчий Хуберт Герхард, живописец П.Кандид.( те в «манере»). Позд.Ре широко использовался не только южнегерм. зодчим, но и например Микельанджелло.(повторение для ясности).В живопись с Ренессансом вошёл ПОРТРЕТ.

Портретная и пейзажная живопись характерна также и для барокко, рококо.

Это портрет графиниГольнштайн. Вспомните внебрачного сына Карла Альбрехта - графа Гольнштайна. Он женился на своей кузине тоже рождённой вне брака дочери куфюста, архиепископа Кёльна - Клемента Августа. Для этой пары и был постороен дворец на ул.Кард.-Фаульхаберштр, ныне архиепископский.правда они в нём почти не жили.На портрете – их дочь…

В период классицизма, пришедшего на стыке 18 и 19в, живопись становится очень строгой. (старейшей Академия Искусств в Аугсбурге.,) В мюнх.Академии Художеств, открытой 1808г, когда после запрещения иезуитского ордена освободилось много помещений, существовало 3 факультета : историческая живопись( преп.Пилотти), ландшафтная , религизная и портретная.

Тогда же зарождается Импрессионизмус, что с фр. переводится как «Неточно к Натуральному». Далее у французов становится известным течение Экспрессионизм. Нем. живопись консервативна, но демократична: место нашлось и для нем. реализма и для нем.импрессионизма.(работы Вильгельма Ламбье). И так до 1905г.,когда в Берлине союз художн.»брюке»(мост), в М. с 1892г. по настоящее время существует Сецисион.

В 1909г. В. Кандинский, . Марк, Маке, Явленский, Мюнтер обьединяются в элитное общество»Синий всадник»(илиГолубой наездник- что одно и тоже»блау райтер»).синий- цвет ДУХА, всадник- символ ШАГА. Абстрактная живопись, затем авангардная , различных направлений.

Пикассо говорил, что современная живопись требует нейтральности взглядов и неимпульсивности чувств!!!

Живопись готики и барокко – внизу. Верхний этаж, где находимся художники мюнх.романтизма и пейзажисты. Перв. пол. 19ст(классицизм). Далее- Коринт, Шпицвег Ленбах…Коллекция Кандинского…Группа»синий всадник», «синяя четвёрка»…и современное авангардное искусство(Бойс, Нич, Райнер) ПОЙДЁМ…

Мюнх.романтизм и пейзажисты.

Пейзаж или Ландшафтная живопись представлена в залах (3.) Вильгельм Ковелль, Карл Роттманн зал 4 –( его итальянские ландшафты в Ре, его серия греческих пейзажей имеет зал в новой Пинакотеке).Зал 5,6… проходим без комментариев городской живописец Яков.Гётченберг… В религиозной живописи доминировали в пер. пол 19в голубые, холодные краски, копировался стиль Рафаэля. Мы не имеем точного изображения ни Марии, ни Христа. Поэтому сложился единый стиль в котором все рисовали.-(«мадонна»- стена напротив).

Доп.Король Людвиг восхищался худ.Корнелиусом, его холодными тонами….

Доп.(Фреска в Людвигскирхе по новым исследованиям не уступает размерами фреске в Сикстинской капелле).

Зал 4? со скульптурой курфюста..Макс1( работа Торвальдсена). Все площади называют по имени памятника. Площадь на которой стоит. Этот памятник называется Виттельсбаха пл., тк 1 курфюст –был самым значительныи правителем из династии. 53 года у власти(1597-1651) в сложневшее время пер. пол.17в. (30летн. Война) Он одержал крупнейшую победу на Белой горе в Праге 1620г ( памятник его главнокомандующему Тили мы видели на Одеонсплац).Это был очень набожный и жестокий человек. При баварском дворе был строгий испанский этикет, преобладали чёрные одежды, на площадях сжигали ведьм. И в тоже время, как истинный сын эпохи Ренессанса, он покровительствовал искусствам, архитектуре, любил книги. В возрасте 63 года впервые стал отцом.

Следующий зал. П.Вебер .Баварский округ»гебит»( с оврагом).Ландшафтные картины рисовали не на натуре, а компанировали элементы в целое, несуществующий пейзаж.

Зал следующий.Шпитцвег.. (картины лежат)Любимец публики. Бытовая живопись с мельчайшими деталями и утончённым чувством юмора.

.Людвиг Коринт.Рисовал экспрессивно. Вильгельм Лайбель из реализма перешёл к экспрессионизму. Академия искусств была консервативной, им пришлось уйти.

? До 1890г Коринт не продал в М. ни одной картины. Уехал в Берлин, скорости умер. Его картины широко представлены в Рейхсмузее в Амстердаме.

Этаж закончен.

Продолжение. Жилые помещения семьи Ленбах были почти уничтожены во время войны. а затем повторно восстановлены, обстановка нестарая и неоригинальная, но даёт представление о жизни художника. Рядом частное ателье Ленбаха. Картина вверху:блондинка в шлеме- это портрет дочери от первого брака. Обратите внимание картины действительно залиты коричневым соусом…

В следуещем зале….(вверху) мы видем портрет автора этой шутки- мецената Шаха. Его жизненное кредо: хоть одному художнику облегчу жизнь…но облегчил он её многим.Умер в 1894г. дом и картины он завещал кайзеру Вильгельму, который в свою очередь оставил их Мюнхену.На ул.принцрегентштр. есть Галерея Шака…

Рядом ещё интересный портрет.Король Лю.1 написан незадолго после его смерти(1868г)

Дополнительно. Он крещён во Франции,в Страсбурге, где его отец, ещё тогда и не представлявший что станет первым бавар. Королём служил комендантом. Переехав М, Макс1 он по-прежнему любил французский стиль, его окружение, включая главного министра графа МОЖела- были французами..А вот сын, Лю1, стал просто французо-ненавистником. Прийдя к власти, отправил всех французов в отставку. Многие баварцы и по сегодня не любят французов…

Следующий зал.Семья Ленбах.Картина –пример того, как раньше было в моде писать с фотографий.дочь от первого брака, Лоло-жена, ещё одна дочь и сам художник.Темный портрет в углу-картина Ленбаха, после которой его взяли в Академию Художеств на курс Пилотти…ещё картина «ленбах»-неизвестного художника.

Спускаемся…

Где картина фр.Штюка «Саломэ»?

«синий всадник» Коротко о Кандинском.

Зал. Франц Марк. Сторонник нового направления в живописи, но не отошёл от натуральных красок. Восхищался тем переворотом. что сделал Кандинский.Сам же в душе остался биологом.Своё кредо формулировал»хочу животное показать в его одиночестве»

Известная картина»голубой конь», затем»птица»,»тигер». Мы имеем 3 коня Франца Марка- это первый, второго покажу в сквере у здания- скульптура Александра Фишера, третий в бав.районе-Грюнвальд.

Зал. Худ.Явлинский.очень связан с религией…Это не головы, а композиции с крестом.

Зал.Маке.Портрет.Дама с…

Абстракции Василия Кандинского –«Организованный Хаос».художник вспоминал. Что первым шагом к абстракциям для него стало осознание того научного открытия. Что его человеческое тело- не твёрдое, не целое, а состоящее из множества движущихся частичек, молекул итд. Наверное это лучше поможет вам прочувствовать его искусство.

Зал№? Картина с русским домом. Он стоит у кладбища в городке Мюрнау, где похоронена Мюнтер (род. в Берлине)

Далее Современное искусство…Зал с черными квадратами - что на них написано-не прочитать. Выход. Второй конь. Работа совр. скульптора Алекс.Фишера, после его смерти в сер.80х, такая же скульптура грустного, может и больного коня поставлена на его родине. Недалеко от М - в лесу – Грюнвальд.

Новые Выставочные залы для сменяющихся выставок – Кунстбау Ленбахаус имеют вход сразу же с метрополитена.

Площадь Кёнигсплац.

Напомню что архитектор Лео фон Кленце получил заказ на создание «античной» площади. Первой, в 1816г. начали строить Глиптотек. Арх. удалось создать совершенное произведение искусства в стиле классицизма, по совсем новому принципу: внутренние помещения расположены вокруг светлого двора, находящегося в центре здания. Свет проникал только через окна выходящие во двор. Колоны и открытая галерея выполнены в ионическом стиле.(колоны сделаны из кирпича, затем оштукатурены с использованием известняка-калькштайн. Отделка стен- мрамор)) Фигуры вверху украшающие фронтон принадлежат скульптору, знатоку античности и доверенному лицу Мю1. в поиске и покупке произведений искусства -.Мартину Вагнеру. Учтите., что это время богато античными находками и археология была в большой моде. Во время войны здание было разрушено. Восстановлено и повторно открыто только в 1972г (проэкт Йо.Видемана)…

По желанию короля Лю1 в 1830г, по окончанию строительства здесь открылся музей античной скульптуры. Никого праздника открытия не было – кронпринцу просто вручили ключ, который за оплату позже получали группы студентов, для посещений и уроков в музеи. Когда думали о названии, Людвиг предложил слово»глюптотек», как созвучное уже имеющеймся «Пинакотек»н… Его коллекция имеет уникальные экземпляры. Во время войны они были сохранены. Желая показать себя меценатом, Людвиг устраивал здесь торжественные приёмы при свете факелов.

Внутри. Зал 2»Барберинский фавн» - греческая скульптура молодого спящего мужчины была добыта с величайшим трудом. Датируется 220г. до н.э..,названа по месту нахождения-Палаццо Барберини в Риме.

Это о ней русский дипломат в Баварии поэт Ф.И.Тютчев написал:


Лениво дышит полдень мглистый;

Лениво катиться река;

И в тверди пламенной и чистой

Лениво тают облака.


И всю природу, как туман,

Дремота жаркая обьемлет;

И сам теперь великий Пан

В пещере нимф покойно дремлет.


Зал 4 надгробный рельеф Мнесаретов ок 380г. дон.э..

Зал 7 и 9- скульптурные группы западного и восточного фронтонов Эгинского храма ок.500 г д.нэ. Это так называемые «эгиняне» - скульптуры ахейского храма на острове Эгина. Они были найдены археологами в 1811г и уже через год перешли во владения кронпринца Лю..

Зал 13»мальчик с гусем» 200г до н.э.

В Глиптотек проводятся тематические выставки, рассказывающие о новых находках и расшифровках старинных техник. В 2005г. такой выставкой была»пёстрые боги». раскрывающая тайны древних и античных красок.

В 1980г.»150 лет Глиптотек» демонстрировала фрагменты довоенного оформления, ведь многим жаль, что при восстановлении отказались от многих внутренних украшений Глиптотеки и здания гос. Античного Собрания, Ст.Пинакотеки « чтобы зрителей не отвлекать от произведений искусства», а также по причине высокой стоимости восстановительный работ…Выход.

Гос. заботы отвлекли короля Людвига от любимого детища - королевской площади, только через 8 лет он смог вернуться к вопросу о Кёнигсплац. В 1838г. по приказу короля было начато строительство « выставочных залов для произведений искусства и индустрии». Арх. Лео Кленце попал в немилость и заказ отдали другому - Георгу Фридриху Цибланду. Парадная лестница, коринфская колоннада отличают здание от Глиптотеки, делают не таким изящным…с 1898г-1916- это уже не выставочные залы, а здание обьединения художников, известное как «Сецессион». Разрушенное войной здание было восстановлено(1966г) и отдано под коллекцию античного искусства малых форм: работы из бронзы, керамики, терракоты, скульптуры малых форм, блюда (Эксекеазиса и Диониса) Здесь находится большая коллекция этрусских ваз. На нижнем этаже: золотые изделия, среди них золотой похоронный венок Армето.

ПРОПИЛЕИ. По гречески »вход в храм». Пропилеи были воротами на входе в Акрополь и для М. задумывались как «вход в город искусства». Эскиз ворот был готов ещё в 1817г., но лишь в 1848г. Кленце смог приступить к этому проэкту. План был подписан королём 21 марта 1848г.- за один день до вынужденного отречения от престола. В 1862г ворота были завершены. Они соединяют в себе элементы древнегреческого и древнеегипетского искусства и украшены и украшены дорическими колонами.(Румесхалле- тоже)… пропилеи посвящены греческой войне(1821-29 г) за освобождение и второму сыну Людвига 1- ОТТО, ставшего в 18летнем возрасте греческим королём ( с1832г-62, в 1862г. вынужден отречся от престола. Советник Аменсберг работал больше против него, чем помогал.Греция- была слишком сложна в управлении после долгого османского ига.Отто вернулся и бездетным до конца жизни прожил в недалеко от М.- в Бамберге). Фигуры фронтона на крыше (гибель) изображают короля Отто, а рельефы по бокам войну греков против турецкого ига.

Спокойная гармония площади было разрушена во время 3 Рейха. .Прийдя к власти, гитлер приказал вымостить лужайки тяжёлыми гранитными плитами и использовал площадь для военных парадов. 10 мая 1933г. здесь нашло место варварское зрелище (бухвербеннунг) «сжигание книг», эта акция фашистов и начавшийся террор заставили выдающихся писателей Т. Манна (жил в райне Богенхаузен) , Леона Фейтвангера, Оскар Мария Граф

эмигрировать. ( прекрасная выставка в музеи Хильденбранд-хаус). Здесь были выстроены 2 храма в честь гитлеровских соратников, погибших от полицейских пуль в 1923г.

дополнение. Коротко о событиях тех дней. В бюргерскелье один из разгорячившихся нац- социалистов выстрелил в потолок. Полиция наведя порядок. Посадила за решётку несколько человек. На следующий день националисты организовали демонстрацию в центре М.. с целью освободить товарищей. Всё было мирно в начале, а затем на площади Одеонс пл.из за недорозумения в переговорах с полицией»куда идти дальше» неожиданно вспыхнула перестрелка. 4 полицейских убиты( памятная доска на Одеонспл) многие из «коричневых арестованы. Гитлер сначала сбежал, а потом всё таки попал под суд. Он отсидел 5 лет и в тюрьме написал свою книгу»Майн кампф»- моя борьба…В память об этих событиях и задумывались «храмы погибших соратников»..

В 1947г. они были взорваны, я покажу остатки фундамента. Только в 1988г после того, как все плиты были убраны и на Кё.пл. снова зазеленели лужайки, площадь приняла свой первоначальный вид….

Слева и справа два других зданияЮ по проэкту гитлеровского арх. Троста.(умер в 1935г, но оставил много готовых проэктов).В одном из них музыкальная школа, в другом коллекция копий античных скульптур.



По левой стороне - остатки фундамента, а рядом находился «коричневый дом»-резиденция Гесса.
Площадь Каролиненплац. Заложена к 1812г. по проэкту Карла Фишера, взявшего за образец площадь Звезды в Париже. Идеально круглая. Она носит имя первой королевы Б., 2ой жены Макса1- Каролины. Виллы и павильоны, построенные Фишером сгорели, выстоял во 2 Мир. Войне- только этот обелиск, когда то он был жёлтым. А теперь цвета тёмно- зелёного окисла… О нём подробнее…Форма обелиска вылита из пушек турецко-египетского флота, которые стали трофеями после выдающейся победы при Наварино(1827г) . давшей грекам незавависимость от османского ига, а Отто- корону. Внутри: он сложен из кирпича. Обелиск поставлен в 1833г, официально в честь победы над Наполеоном…Но этих слов на нём нет. Прошли годы.(20 лет со дня Битвы Народов под Лейпцигом) Франция снова стала союзницей… поэтому...На 29м. стеле, по проэкту Лео Кленце стоит посвящение»30тысячам баварцам которые нашли смерть на русской войне..они погибли для освобождения Родины». (дополн. Первые 6тыс. убиты под Полоцком в августе 1812г. первоначально Б. была в союзе с Наполеоном, затем Б. за неделю до Битвы Народов под Лейпцигом перешла на русско-авст. сторону. Получается что в России баварцы воевали на стороне Наполеона, чтобы спасти Б. от НЕГО ЖЕ). Обратите внимание на 4 головы баранов – это символ глупости всякой войны, это УРОК для потомков…


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница