«Экологическое воспитание в духе национальных традиций»



Скачать 107.62 Kb.
Дата01.11.2016
Размер107.62 Kb.
«Экологическое воспитание в духе национальных традиций»
Патриотическое воспитание и экология. Какой может быть взаимосвязь между этими двумя понятиями. Первое что приходит в голову - это ироничное выражение «березовый патриотизм». Дескать, истинное понимание патриотизма гораздо глубже, нежели любовь к определенной природной зоне. Да, конечно. Понятие патриотизма более емкое и широкое. Это и культура, традиции, история, и еще множество разнообразных оттенков этого чувства. Можно ли провести параллель между патриотизмом и экологией. Ведь понимание экологии не имеет государственных границ. Законы природы не зависят от законов государств, от традиций народа, от его истории. Основной задачей воспитателя является не просто дать представления дошкольникам о природе, ее законах, о взаимосвязях в ней, но научить видеть ее красоту, жить с ней в мире и добрососедстве, жить в ней, не нарушая ее ритма.

Родившись, человек тут же становится не только частью определенного общества, но и сразу же вступает во взаимоотношения с окружающей средой. И отношения эти во многом определяются культурой и традициями того народа, носителем культуры которого он является. Какую же культуру взаимоотношений с природой мы должны воспитывать в детях, чтобы вырастить настоящего гражданина и патриота своей Родины. Проанализировав работу по экологическому воспитанию, мы пришли к выводу, как самостоятельный раздел в патриотическом воспитании детей ее выделить нельзя. Экологическая культура гармонично вписывается в каждый раздел патриотического воспитания.



Давайте проанализируем направления в нашей работе по воспитанию в дошкольниках чувства патриотизма и любви к Родине и определим в ней место экологии.


  1. Семья, родной дом. Семья для ребенка, это место, где тебя любят и принимают таким, какой ты есть. Семья, дом - это надежная защита. Здесь тебя всегда поддержат, ободрят, помогут в трудную минуту. Семья, родной дом – это дорогие тебе, любящие и любимые люди. Но, почти в каждой семье есть и домашнее животное и комнатные растения. Существа из другого мира, живущие бок о бок с нами. Очень часто ребенок именно в семье вступает в первые контакты с представителями другой формы жизни. Даже если родители не акцентируют внимание ребенка на своей заботе о комнатных растениях, от внимания ребенка все равно не ускользнет то, с какой любовью и трепетностью мама поливает цветы, рассматривает их, радуется красивым цветкам, беспокоится о недомогании бессловесного члена семьи. В детском саду мы конечно больше внимания уделяем беседам о наших зеленых друзьях. Очень приятно слышать от родителей, о том, как обрадовался ребенок, узнав в домашнем алоэ того самого чудо-доктора, о котором ему рассказывали в саду. О том, что некоторые дети с большим вниманием стали относиться к самочувствию домашних растений, воспринимая их не только часть дизайна, но и как частичку того теплого, живого, что делает дом –Домом, а семью – Семьей.

Беседуя о домашних животных, мы старались подчеркнуть, что это тоже члены нашей семьи. Они нам так же дороги, мы волнуемся за них, переживаем, мы заботимся о них, не менее чем о людях. Дети приносили фотографии своих домашних любимцев, рассказывали об их нравах, привычках, о том, как они заботятся о своих домашних животных. Старшим дошкольникам мы рассказывали и о значении животных в жизни наших предков. О том, с каким почитание и уважением относились в Древней Руси к корове. Называли ее коровушкой, кормилицей, матушкой. С раннего утра, хозяйка первым делом отправлялась к коровушке, первые заботы были посвящены ей. Внимания корове, ее здоровью уделяли порой больше чем другим членам семьи. В лютые морозы корову могли даже в дом завести. И какое горе в семье, если кормилица заболевала. Конечно, современные домашние животные уже утратили свое первоначальное практическое значение в жизни человека. Может это и к лучшему. Ведь проявления бескорыстной любви – одно их самых высоких качеств человеческой души.


  1. Одним из разделов патриотического воспитания дошкольников является воспитание в уважении, знании, понимании традиций, культуры, быта русского народа. Надо сказать, что жизнь древних славян была неразрывно связана с природой. Более того, вся наша культура, все традиции, образ жизни, менталитет, национальный характер, напрямую зависят именно от окружающей природной среды, от климатических условий нашего народа. Суровость климата, сложности быта, короткий земледельческий сезон, порождало особое отношение к природе. Природа обожествлялась, одушевлялась, а отсюда и уважение, почитание ко всему живому, будь то зверь лесной, или полевая былинка.

Об отношении к домашним животным наших предков уже упоминалось. Но, возвращаясь к разговору о корове, при ознакомлении с национальной одеждой русских женщин, мы обращали внимание детей на головные уборы. Очень популярна в те времена была двурогая кичка. В ее форме прямая аналогия с рогами коровушки-кормилицы. Ну а расширяющиеся кверху кокошники, по форме ассоциировались с коровьим копытом. Дань уважения к животным просматривалась и в оформлении жилища. До сих пор верхнее оформление крыши называют коньком.

А какого же было их отношение, например, к лесу? О чем здесь мы рассказываем дошкольникам? Конечно, отношение к лесу у человека было потребительское. И мы прямо об этом говорим с детьми. Лес и кормил, и поил, и одевал. Лес – это и стол и дом. НО! Когда мы говорим с детьми о значении дерева в жизни человека, то обязательно рассказываем им о том, как нелегко древнему русичу было срубить дерево. Как долго он выбирал подходящее дерево. Не трогал молодняк – у него еще жизнь впереди. Не трогал «старцев». А когда находилось нужное дерево, наш предок очень долго перед ним извинялся, объяснял, для чего оно ему нужно, для каких целей, задабривал дерево – клал гостинец – хлебушек. А после работы, еще долго винился, даже в баню ходил, чтобы смыть с себя вину.

Наши предки никогда попусту не обижали, не ломали, не рубили деревья, кусты. Лес считался живым. А разве это не так? Мы с детьми на занятиях по экологии тоже постоянно подчеркиваем, что любое растение – живое. В некоторых районах нашей Родины в древности дом строили вокруг какого-нибудь деревца. Так, что деревце росло внутри дома. Это было своеобразным оберегом.

Наш сад работает по программе Н.А.Рыжовой «Наш дом – природа». Следуя ее рекомендациям, для работы над проектом «Дерево», мы создали паспорт для каждого дерева. В паспорте мы собрали и информацию об отношении к данному дереву и наших предков. Какие верования связаны с этим деревом, обычаи, и т.д.




  1. Одним из разделов патриотического воспитания является и знакомство с Малой Родиной. Это родной дом, двор, улица, район. Обсуждая с педагогами нашего детского сада направления в работе по знакомству с нашим районом Митино, мы стали собирать информацию об его истории, и нашли немало интересного. Оказывается, наш район обживался людьми с древнейших времен. На территории Митино обнаружены одни из самых древних поселений наших предков, относящихся к эпохе неолита. Древние славяне-вятичи обосновались в наших местах в 7-м веке. Мы с детьми уже знаем, что наши предки ничего не делал просто так. И раз они выбрали для поселений именно наши места, значит, было в них что-то притягательное. Современные историки считают, что на выбор места жительства в первую очередь обусловлен окружающей природной средой. Мы с детьми пытались логически обосновать выбор наших предков. И оказалось, что выбор славян-вятичей был просто идеален. Наш район расположен на возвышенности, значит – хорошо просматриваются окрестности и удобно обороняться. Рядом Москва-река и множество притоков: Банька, Барышиха, Синички, Всходня, значит – вдоволь рыбы. Поля, луга – это будущие пашни и выпасы для домашнего скота. Ну а лес под боком это и стол, и дом, и одежда. По свидетельству ученых соседние поселения нашего района жили в дружбе. В истории не осталось упоминаний о раздорах и конфликтах. Может быть сама природа настраивала людей на мирный лад. Любовь предков к этому небольшому участку земли сохранилась в названиях оставшихся нам с тех давних времен.

Сколько в них тепла и ласки. Митино, Банька, Синичка, Пенягино. Наш детский сад стоит на перекрестии двух улиц – Барышиха и Дубравная. Когда мы с детьми обсуждали названия улиц, то узнали, что Барышиха – это речка, которая раньше протекала в нашем районе, но потом ушла под землю А дуб с давних времен считалось священным и почитаемым деревом у наших предков. И район наш славился своими дубравами. Не даром в нижней части герба Митино изображен дубовый листочек. Кстати, на верхней части герба тоже можно найти дуб. Это бревна, на которых волокли по-суху корабли с Москвы реки на реку Ламу. Дубов в нашем лесу действительно очень много.

Как городской район наш Митино еще очень молод и экологически не обустроен. Но нашему детскому саду повезло в том, что именно около него находится лесопарковая зона. Наш лес стал для многих детей и их родителей любимым местом для прогулок. Во время прогулок и экскурсий с детьми старшего возраста в лес мы ставили целью не только наблюдение объектов непосредственно в природе, но и старались подчеркнуть своеобразие именно нашего леса. Наш лес – это частичка той малой родины, которая останется в сердцах детей на всю жизнь. И нам очень хотелось, что бы дети умели находить удивительное в привычном лесе. Наш лес создает впечатление естественного. Но во время прогулок мы с детьми нашли участки, высаженные много лет назад людьми. Это ельник, сосновый бор, вязовая роща. На это мало кто обращает внимание, но деревья в этих местах выстроились как солдаты на парад. Кто и когда позаботился о нашем лесе. Но наверняка это были очень добрые люди, которые очень любили свой край. Одно из любимых мест отдыха жителей нашего района – протекающая на дне оврага речка – Банька. Не так давно на этой речке проводилась акция по ее расчистке местными школьниками. Мы не могли быть ни свидетелями, ни участниками этой работы, но нам достались фотографии об этой акции. Приятно, когда находятся люди, которые ратуют за чистоту в природе. Сами мы пока только в силах взять с собой на прогулку пакеты и собрать кой-какой мусор на обратном пути. Но и это тоже ступенька в воспитании бережного отношения к природе. По мере своих сил мы заботимся и об обитателях своего леса. 12 ноября мы, следуя традициям русского народа, отмечаем день Зиновия-синичника или Синичкин день. В этот день мы вывешиваем в нашем лесу кормушки, изготовленные детьми вместе с их родителями. Отрадно слышать впоследствии, что дети не забывали пополнять кормушки во время самостоятельных прогулок с родителями в течении всей зимы.



Еще одна особенность жителей нашего района – это любовь к цветам. Почти у каждого подъезда есть небольшие цветники. Конечно, мы в беседах с детьми обращаем внимание и на это. Как приятно, когда твой родной двор украшен цветами. Это и глаз радует, и душу наполняет добротой. К сожалению деревца, высаженные в наших дворах, пока еще слабые и хилые, но может быть пройдет время, и наш район будет одним из самых зеленых районов Москвы. Пока же мы с детьми и их родителями стараемся озеленить и украсить цветами территорию нашего сада. Каждый год родители приносят нам рассаду, помогают с саженцами. Дети помогают воспитателям ухаживать за цветами.


  1. Если говорить о сугубо познавательных экологических занятиях с детьми, то хочется обратить внимание на следующее. Сейчас очень много внимания уделяется экзотическим животным и растениям, их образу жизни, приспособляемости к среде обитания. Хотя более логично больше времени посвятить животным и растениям нашей природной зоны. На педагогических советах мы с педагогами решили больше внимания уделять флоре и фауне нашего родного края. И говорить о слонах, бегемотах и жирафах, нужно только тогда, когда не говорить об этом нельзя. И то, в контексте рассказа о родной природе. Например, беседуя о лягушке, о ее приспосабливании к земноводному образу жизни мы обращаем внимание детей на то, что глаза и ушные отверстия ее как бы приподняты, вот здесь и можно вспомнить о бегемоте и крокодиле. Какой бы удивительной ни была экзотическая флора и фауна, о ней и так больше рассказывается по телевидению, на видеокассетах и в детских энциклопедиях. А вот вы попробуйте так же увлекательно рассказать о привычной березе. Или о волке. Ну, например, все знают волка как хищника. Но знаете ли вы, что волк большой лакомка. Он очень любит морковку и …, представьте себе арбузы. Порой волк на бахче передавит не один десяток арбузов, пока найдет самый сладкий. А знаете ли вы, какое самое животное наших лесов самое крупное? Скажете – медведь? А наши дети расскажут вам, что это лось. Кстати, след лося самый крупный среди всех копытных в мире. А еще лось у древних славян использовался как ездовое животное. Вот вам и еще показатель отношения наших предков к животным. Лось не лошадь, силой его волю не подавишь, да и поди, одолей такого великана. Лося приучить ходить под седлом можно только добром и лаской. И нашим предкам это вполне удавалось.

Для того чтобы как можно более полно и интересно рассказать детям о деревьях, мы сведения о них собрали в так называемые паспорта. В них мы заносим и полезную информацию для взрослого, и стихи, загадки, сказки, мифы и легенды, поговорки, приметы, обычаи и поверья связанные с данным деревом. Мы старались собрать информацию только о тех деревьях, которые можем наблюдать непосредственно. Так информацию о вязе мы стали собирать только тогда, когда обнаружили посадку незнакомого дерева в нашем лесу и определили его по энциклопедии по форме листа и семенам.


  1. Нельзя не отметить и значения художественного слова в воспитании любви к родной природе. Использование в занятиях произведений таких мастеров пейзажной лирики как А.С.Пушкин, А.Фет, Ф.Тютчев, Н.Некрасов, а так же мастеров прозы М.Пришвин, Н.Сладков, несомненно подчеркивало красоту русской природы, окрашивало занятие эмоционально. О воспитании любви к родному краю через поэзию, художественное слово уже много говорилось на нашей конференции. Хочется поделиться и своим опытом работы в этом направлении. Подбирая литературный материал для ознакомления детей с особенностями жизни животных, я обратила внимание на творчество Н.Сладкова. Творчество Н.Сладкова разнообразно, это и сказки и эссе и заметки натуралиста. Но наиболее интересными нам показались его диалоги. Его диалоги животных очень кратки по форме, эмоциональны и, главное, очень емки по содержанию и информации.

РЯБЧИК И ЕЖ





  • Люблю я, еж, весенние цветы!

  • И я, Рябчик, люблю: такие они яркие да пестрые!

  • Да нет, еж, совсем не то!

  • Такие они нежные да пахучие.

  • Опять, Еж, не то. Совсем не то!

  • А что же тогда?

  • Такие они вкусные! Особенно незабудки, так в клюве и тают. Незабываемый вкус!

БЕЛКА И МЕДВЕДЬ





  • Ау, Медведь! Ты что по ночам делаешь?

  • Я-то? Да ем.

  • А днем?

  • И днем ем.

  • А утром?

  • Тоже ем.

  • Ну, а вечером?

  • И вечером ем.

  • А когда же ты не ешь?

  • А когда сыт бываю.

  • А когда же ты сыт бываешь?

  • А никогда…

СОРОКА И ЕНОТ




  • Енот, а Енот, а ты ягоды есть любишь?

  • Люблю!

  • А птенцов и яйца любишь?

  • Люблю!

  • А лягушек и ящериц любишь?

  • Люблю!

  • А жуков и сороконожек любишь?

  • Люблю!

  • А… а червяков и улиток любишь?

  • Люблю!

  • А чего же ты тогда не любишь?

  • Не люблю, когда меня глупыми вопросами от еды отвлекают.

СОРОКА И МЕДВЕДЬ




  • Эй, Миша-Медведь, на вопрос ответь.

  • Какой вопрос, стрекотуха?

  • Почему тебя Медведем зовут? Глухаря – понятно: он весной глухой, Зайца-беляка – понятно: он зимой белый, а вот медведь не понятно!

  • Хе-хе! Бестолковая птица. Мед-ведь – значит мед ведающий. Знаю, стало быть, где мед в лесу спрятан.

  • А где, где он, мед-то?!

  • Так я тебе и сказал! Ты же всем разболтаешь, сразу, - вы все в лесу тогда медведями станете.

ЗАЯЦ И ЛОСЕНОК




  • Слушай, Лосенок, ты Лось, или Лосиха?

  • Я, Заяц и сам не знаю! Вот если рога к весне вырастут – значит я – Лось, а если не вырастут, Лосиха. Приходи летом, разберемся.

Не правда ли, в таких диалогах очень хорошо раскрываются особенности жизни животных, их внешнего вида, особенности питания, их привычки. Эти диалоги очень нравятся детям. Их легко заучивать наизусть, инсценировать.


Любовь к родной природе – чувство, неотъемлемое от чувства любви к Родине. Формирование начал экологической культуры в духе традиций русского народа и в условиях современных реалий – одно из условий патриотического воспитания дошкольника современной России.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница