Екатеринбургской гимназии «арт-этюд» посвящается



Скачать 387.37 Kb.
страница1/3
Дата09.11.2016
Размер387.37 Kb.
  1   2   3
Министерство культуры и туризма Свердловской области

Свердловский государственный областной

Дворец народного творчества

__________________


Серия «В помощь народно-хоровым коллективам»

Выпуск XVIII

25-ЛЕТИЮ ФОЛЬКЛОРНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ ГИМНАЗИИ «АРТ-ЭТЮД» ПОСВЯЩАЕТСЯ
Светлана Дубовик
В ХОРОВОДЕ БЫЛИ МЫ
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

И РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ И ЧАСТУШКИ

Екатеринбург

2010
ББК 85.314

С 24


СВЕТЛАНА ДУБОВИК. В ХОРОВОДЕ БЫЛИ МЫ. Сборник методических материалов и русских народных песен и частушек из репертуара солистов и ансамблей народной песни «Воробейка», «Чеботуха», «Прялица» фольклорного отделения гимназии «Арт-Этюд», г. Екатеринбург.

Серия «В помощь народно-хоровым коллективам», выпуск 18. - Екатеринбург: СГОДНТ, 2010 г., 68 с.

* * *

Автор-составитель С.В. Дубовик

Предисловие, музыкальное

редактирование В.Ф. Виноградов

Оформление и оригинал-макет Д.А. Штанько,

И.И. Золотова
Редактор О.И. Перунова
Редактор серии и

ответственная за выпуск И.И. Золотова




На первой странице обложки

старший хор Екатеринбургской гимназии «Арт - Этюд»

-----------------------

© СГОДНТ, 2010

© Светлана Викторовна Дубовик, 2010




ОТ АВТОРА
В последние годы интерес к детскому фольклорному исполнительству всё больше и больше возрастает. Доказательством этому служит появление многочисленных детских фольклорных фестивалей и конкурсов, на которые съезжается большое количество участников: солистов, фольклорных ансамблей и хоров.

Подбор репертуара является одной из важных задач в деятельности руководителя народно-песенного коллектива. Причем, репертуар должен соответствовать возрасту детей, их вокальным возможностям и вызывать интерес и у исполнителей, и у слушателей.

В сборнике «В хороводе были мы» мы представляем именно такой репертуар. Для удобства все песни в нем расположены по жанрам: календарные, обрядовые, лирические и протяжные. Центральное место занимают игровые, шуточные, хороводные и плясовые песни и частушки.

Издание предназначено для детских фольклорных коллективов. Надеюсь, что оно принесёт реальную помощь исполнителям и будет способствовать обогащению их репертуара.

Произведения отобраны из различных изданий, поэтому часто народным песням требовался творческий подход. Так, при необходимости, текст заменялся другим вариантом, иногда он сокращался или дополнялся. Подчас использовались другие варианты напева, более интересные, к основному напеву подстраивались подголоски. Если песня по своим параметрам не соответствовала вокальным возможностям ребёнка или ансамбля, то делалось её переложение.

В конце сборника даны краткие методические рекомендации, которые помогут руководителям в работе над содержащимся в сборнике песенным материалом.

Пользуясь случаем, хочу поблагодарить своих коллег, партнёров по работе, с которыми мы сотрудничаем уже многие годы. Это Елена Борисовна Курбатова, преподаватель хореографии. Её фантазия, удачные хореографические находки оживляют народные песни, и они приобретают динамизм и зрелищность исполнения. Особые слова благодарности хочу выразить и замечательному концертмейстеру Валерию Ильичу Саксонову - уникальному гармонисту, баянисту, певцу и актёру. За прекрасный аккомпанемент он не раз награждался на конкурсах и фестивалях. Благодаря профессионализму и мастерству Валерия Саксонова, дети чувствуют себя на сцене уверенно, они полноценно раскрывают художественный образ песен и композиций.

Сборник «В хороводе были мы» рекомендуется преподавателям фольклорных отделений детских музыкальных школ и школ искусств, а также руководителям детских народно-песенных коллективов культурно-досуговых учреждений.



Светлана ДУБОВИК,

заведующая фольклорным отделением,

руководитель творческих коллективов

гимназии «Арт-Этюд», г. Екатеринбург

КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. «БАУСЕНЬ» – колядка из сборника «Хрестоматия сибирской русской народной песни». Текст изменён и дополнен другими вариантами.

Колядки – поздравительные песенки, которые пелись во время обхода дворов в зимние праздники – святки. Колядка исполнялась ансамблем младших классов.

Разучивание нужно начинать с текста, который следует чётко проговаривать в ритме напева, выделяя главные слова, протягивая ударные слоги. Необходимо проговаривать текст внятно, на хорошем дыхании, с опорой на диафрагму.После закрепления текста, можно переходить к следующему этапу – соединения поэтического текста с мелодией песни. Текст должен пропеваться таким образом, чтобы было слышно стремление к главному слову. Это способствует правильной фразировке.

Колядку следует разучить отдельно с каждой партией, чередовать пение по одному или группами по два человека, добиваясь чистоты интонирования каждой партии в отдельности и всей партитуры в целом. Петь необходимо на цепном дыхании с использованием грудного резонатора. Во время пения стремиться сохранять разговорную интонацию.

Следующий этап – работа над художественной выразительностью песни, над её сценическим воплощением. Такую работу следует проводить при разучивании каждой песни.

Исполняется без сопровождения.


2. «КАК ЛЕТЕЛА ПАВА» – колядка из сборника «Сто песен народов СССР». Песня имеет очень простой, небольшой по объёму текст, который можно использовать в работе с детьми младшего возраста.

Эту колядку исполняла солистка 4-го класса, поэтому текст пришлось изменить и дополнить, используя другие варианты.

Мелодия напева в объёме большой терции, имеет синкопированный ритм и не составляет труда для запоминания. Во время разучивания напева следует обратить внимание на певческое дыхание, звуковедение – legato на хорошей певческой опоре.

Исполняется без сопровождения, в спокойном темпе.


3. «ВОТ СОРОКА-ДУДА» – колядка из сборника «Песенные узоры», вып.3. Исполнялась ансамблем младших классов.

Диалогическая форма текста придаёт песне игровой характер. Задача руководителя - обыграть это. При исполнении колядки особенно важны выразительность и разнообразие интонаций. Партия нижнего голоса немного изменена с целью удобства исполнения. Дыхание цепное.

Исполняется без сопровождения.
4. «ОЙ, КАЛЁДА» – колядка Белгородской области, из сборника «Русское народное музыкальное творчество. Хрестоматия». Исполнялась ансамблем старших классов.

Нижний голос исполняется альтами (девушками либо юношами).

При работе над текстом следует обратить внимание на чёткую артикуляцию. В этой колядке присутствует упругий, плясовой ритм, который допускает использование подтанцовки во время исполнения песни. Следует поощрять импровизационность движений как проявление индивидуальности учащихся. Сложность этого произведения состоит в точном интонировании параллельных трезвучий – минорного на VI ступени и мажорного на V ступени. На это необходимо обратить особое внимание.

Песня заканчивается обращением участников в зал, к зрителям, с просьбой одарить их. В этот момент каждому ученику необходимо проявить свою индивидуальность, артистичность. От исполнителей следует добиваться свободы и раскрепощённости в общении со зрительным залом.

Дыхание цепное. Исполняется без сопровождения.
5. «А МЫ МАСЛЕНКУ ДОЖИДАЛИ» – масленичная обрядовая песня из сборника А.В.Рудневой «Песни Смоленской области». Исполнялась ансамблем старших классов.

Необходимо работать над крепким, ярким звуком, характерным для южной традиции, обращая внимание на нижний голос, исполняющийся практически на одной высоте. Петь следует в высокой певческой позиции, которая обеспечит чистоту интонации, полётность, яркость и звонкость звучания.

Во время работы над песней необходимо добиваться выразительного, осмысленного произношения слова. Исполняется без сопровождения.
6. «И ДОРОГАЯ-ТО НАШАЯ МАСЛЕНИЦА» – масленичная обрядовая песня из сборника «Песни Псковской земли». Исполнялась ансамблем старших классов.

Синкопированный ритм, минорный лад с повышенными VI и VII ступенями, словообрывы, местный диалект, «огласовка» – на всё это необходимо обратить особое внимание при работе над песней.

Исполняется ярким, крепким звуком на опоре, без сопровождения.

7. «МЫ ДУМАЛИ, МАСЛЕНКЕ СЕМЬ НЕДЕЛЬ» – масленичная обрядовая песня Смоленской области из репертуара детского фольклорного ансамбля «Звонница» Всероссийской государственной телерадиокомпании. Исполнялась ансамблем старших классов.

В песне используется приём «гуканья» (октавного скачка), характерного для западной традиции, что, естественно, потребует умения соединять грудной регистр с головным.

Песни №5, №6, №7, №32 исполнялись ансамблем старших классов в виде масленичной композиции. Это песни (кроме №32) одного жанра, они продолжали и художественно усиливали друг друга, создавая единый цельный образ. Текстовые вставки в композиции (тоже из масленичных песен) соединяли номера друг с другом. Кульминация приходилась на песню №32 – «Блины». Шутливый характер песни, исполнение её с музыкальным сопровождением и разводкой, безусловно, внесли в композицию зрелищный элемент и динамизм. Песня исполняется без сопровождения, ярким, крепким звуком.

8. «УТУШКА» – весенняя закличка из сборника «Фольклор в школе». Песня Брянской области.

В начале весны начинали закликать её специальными песнями – закличками. Эта песня содержит призыв к утушке, чтобы она вынесла ключи и «замкнула» зиму. Исполнялась солисткой 6-го класса.

Поётся ярким, звонким, крепким звуком на хорошем дыхании с опорой на диафрагму. Орнаментальность мелодии, опевание устоя затрудняют точное интонирование. Сохраняя речевую интонацию, следует добиваться ровного, крепкого звука на legato на протяжении всей песни. Исполняется без сопровождения.
9. «ПОДАЙ, БОЖА, КЛЮЧИК» – весенняя закличка из сборника «Хрестоматия сибирской русской народной песни». Исполнялась солисткой 5-го класса.

Напев очень скромный по мелодике, в его основе движение по звукам восходящего и нисходящего минорного трезвучия. Несмотря на минорный лад, закличка поётся ярким звуком, призывно. Ни в коем случае не нужно допускать форсирования звука. Следует сочетать плавность звуковедения с насыщенным звучанием. Исполняется без сопровождения.


10. «ЖАВОРОНОК-ДУДА» – весенняя закличка из сборника «Гусли звончатые». Сохранилась запись этой песни в исполнении вокального ансамбля Саратовской консерватории под руководством Л.Л. Христиансена. В его составе пела Елена Андреевна Сапогова, ныне народная артистка России, доцент Саратовской консерватории. Эта закличка прочно вошла в репертуар ансамбля «Воробейка».

Очень простая, запоминающаяся мелодия, мажорный лад, параллельное движение терциями позволили без труда справиться с песней. Пение сопровождалось игрой на глиняной свистульке, что придало звучанию особый колорит.


11. «ВОКРУГ ПОЛЯ МЫ ХОДИЛИ» – егорьевская обрядовая песня из сборника «Будем песни петь». Её пели во время обхода дворов в день Егория, 6 мая. Текст записан в Нижегородской области, реконструкция напева сделана Н. Бордюг, в обработке П. Сорокина. Исполнялась песня ансамблем средних классов.

Текст несколько изменён и дополнен (использовался текст егорьевской песни № 56 из сборника Г. Науменко «Жаворонушки», вып. 2). Партитура песни представляет собой одноголосие, с элементами двух и трёхголосия. Следует сохранять напевность на протяжении всей песни, обратить внимание на выразительную фразировку во избежание монотонности исполнения.

Песня звучит в сопровождении двух скрипок, жалейки, свирели. Использование народного инструментария, несомненно, обогатило звучание песни.

12. «ТЫ НЕ РАДУЙСЯ» – троицкая обрядовая песня из сборника «Песенные узоры», вып.4.

Девушками на Троицу устраивались хороводные шествия по улице к лесу, где совершались обрядовые действия. Эта песня пелась во время такого шествия. Исполнялась ансамблем старших классов. В ней преобладает одноголосие с элементами двухголосия. Необходимо требовать от исполнителей крепкого, открытого, яркого звучания на цепном дыхании. Интонация восходящей кварты придаёт напеву необычайную торжественность и праздничность. Следует обратить внимание на интонирование нисходящей кварты в конце строфы. Добиться ровного звучания на протяжении всей песни позволит пение в высокой позиции на хорошем певческом дыхании.

Исполняется без сопровождения.
13. «НА ДВОРЕ НЕ РАНО» – календарная жнивная песня из сборника «Песенные узоры», вып. 4. Исполнялась солисткой 7-го класса.

Диапазон мелодии в объёме большой сексты, квартовые скачки создают трудности для пения. Следует добиваться ровного звучания на legato на протяжении всего диапазона, петь в высокой певческой позиции, крепким, ярким звуком на хорошей опоре. Необходимо передать в пении атмосферу праздника – окончание жатвы. Исполняется без сопровождения.


14. «НА КОМ КУДРЮШКИ» – свадебная величальная песня Свердловской области. Исполнялась солисткой 6-го класса.

В этой песне превосходно выражены приподнятые, торжественные обращения к тому, кого величают, – жениху. Нужно добиваться мягкого, характерного для Урала звучания, петь на legato, собранным звуком, работать над выразительной и эмоциональной подачей.

Исполняется без сопровождения.
15. «ОЙ, КОВАНО, БУШОВАНО КОЛЯСО» – свадебная песня Курской области из репертуара фольклорного ансамбля «Карагод» Евгении Засимовой. Это произведение можно отнести и к плясовым песням. Исполнялась ансамблем старших классов.

Песня сложная, в трёхголосном изложении, требующая от певцов умения петь на цепном дыхании крепким, открытым, полётным, ярким звуком на хорошей опоре. Песня исполняется с пляской, поэтому трудность её заключается в том, что нужно двигаться и петь. Поэтому необходимо следить за тем, чтобы пляска не ухудшала качество пения.

Мы постарались сохранить все движения, характерные для Курской традиции, для этого просматривали с учащимися видеозаписи различных фольклорных коллективов Курской области. Песня прозвучала в сопровождении народных инструментов, особенно распространённых в этом регионе: кугиклы, жалейки, свирели, скрипки, балалайки, трещотки. Благодаря традиционному музыкальному сопровождению и зажигательной пляске, этот концертный номер стал украшением концертной программы.
16. «ТАМ ЗА РЕЧЕНЬКОЙ, ЗА РЕКОЙ» – проголосная песня из сборника Л.Л. Христиансена «Уральские народные песни». Исполнялась ансамблем старших классов.

Хоровая партитура с октавным удвоением нижнего голоса сложна даже для учащихся старших классов. Выразительная мелодика, внутрислоговые распевы придают песне необычайную привлекательность. Переливчатый лад (одноимённый мажоро-минор) и переменный размер усваиваются в процессе работы постепенно. Использование местного диалекта (вместо буквы «ч» произносится мягкое «щ») делает исполнение этой песни наиболее выразительным. Необходимо серьёзно потрудиться над звуковедением legato на хорошем певческом дыхании. Петь нужно мягким, но не вялым звуком, задушевно и проникновенно. работать с учащимися над эмоциональным состоянием. Можно порекомендовать исполнять эту песню без верхнего подголоска, который дублирует основной напев.

Исполняется без сопровождения.
17. «ОЙ, ДА ТЫ КАЛИНУШКА» – проголосная песня из сборника «Разливалась вода вёшная». Исполнялась ансамблем старших классов.

Сложная трёхголосная партитура: большой диапазон, использование крайних звуков нижнего и верхнего регистров, большие скачки в мелодии (секста, квинта), внутрислоговые распевы, словообрывы, использование параллелизма голосов и октавного их движения. Все эти сложности определяют необходимость кропотливой работы над цепным дыханием, звуковедением legato, мягким протяжным звуком на опоре, высокой певческой позицией, чистотой интонирования как отдельных партий, так и партитуры в целом. Кульминация приходится на последний куплет, поэтому следует логически выстроить постепенное динамическое развитие в песне, добиваться образного содержания, требовать, чтобы исполнители доносили настроение, как можно более полно раскрывая образную сущность песни.

Исполняется без сопровождения.
18. «СОЛОВЕЙ КУКУШЕЧКУ СПОДГОВАРИВАЛ» – лирическая песня Курской области из сборника «Песенные узоры», вып.2. Исполнялась ансамблем старших классов, без сопровождения.

Главная трудность здесь заключается в овладении интонирования лидийского лада с характерной повышенной 4-й ступенью, а также в интонационном выстраивании секундовых созвучий. Необходимо обратить внимание на пунктирный ритм и внутрислоговые распевы в мелодии, добиваться единого темпоритма на протяжении всей песни. Петь нужно крепким, ярким звуком, на дыхании с опорой на диафрагму.

Большое внимание следует уделить раскрытию содержания песни. Правильное его прочтение позволит найти необходимые выразительные средства и интонации для исполнения. Будет полезно познакомить учащихся с другими, наиболее полными вариантами текста этой песни (на Урале, кстати, тоже встречаются варианты этой песни).

Важную роль в лирических песнях играет символика. Так, кукушка иногда символизирует покинутую девушку. Расшифровка символов проливает свет на печальные события из жизни героев, в частности, девушки. В лирических песнях основным является не воспеваемое событие, а отношение к нему, поэтому при исполнении важно стремиться выразить своё эмоциональное отношение к происходящему. Мелодический распев самой песни помогает певцам создать эмоциональный образ, обогащая песенный текст глубоким внутренним «подтекстом», давая простор воображению и личному эмоциональному опыту. Работа над содержанием песни откроет путь к созданию яркого, образного исполнения.



19. «Я ПО БЕРЕЖКУ ПОХАЖИВАЛА» – хороводная песня из сборника «Фольклор в школе». Исполнялась солисткой 6-го класса.

Несложный текст, простая для запоминания мелодия в объёме терции позволяют использовать её для работы с учащимися средних классов. Первая половина куплета исполняется распевно, размеренно, на legatо. Вторая половина – оживлённо, с внутренним ощущением плясового движения. Работать надлежит над эмоциональным состоянием, раскрывая содержание песни. Исполняется с аккомпанементом.


20. «ЗЕМЛЯНИЧКА-ЯГОДКА» – хороводная величальная песня из сборника «Фольклор в школе». Этой песней величают девушку, сравнивая её с земляничкой-ягодкой. Исполнялась солисткой 4-го класса.

В запеве мелодия движется восьмыми, а в припеве четвертными длительностями. Чтобы не замедлять темп в припеве, необходимо внутренне ощущать пульсацию мелкими длительностями на протяжении всей песни. Исполняется в спокойном темпе, распевно, очень светлым звуком на хорошем legato. Особое внимание нужно уделить работе над выразительностью и точной передачей содержания песни. Исполняется с сопровождением.


21. «УТКА-ЛУГОВАЯ» – хороводная песня из сборника «Песенные узоры», вып. 4. Исполнялась солисткой 5-го класса.

Квартовые и секстовые скачки в мелодии, пунктирный ритм представляют некоторую трудность. Работать следует над высокой позицией, опорой на диафрагму, развивать ощущение взаимосвязи дыхания и звуковой волны. При воплощении содержания песни нужно искать такую интонацию, которая поможет выразить внутреннее состояние. Ощущение нужной интонации возникнет тогда, когда ребёнок усвоит смысл, заложенный в словах, поймёт стоящие за ними чувства.

Песня исполнялась в подвижном темпе, с сопровождением. После 3 куплета следовал проигрыш, в котором солистка пританцовывала, – это, безусловно, внесло оживление в номер и помогло исполнительнице передать необходимое настроение произведения.
22. «Я ПО ТРАВКАМ ШЛА» – хороводная песня из сборника «Народные песни Свердловской области». Исполнялась ансамблем старших классов.

В данной хороводной песне встречается ритмический контраст частей напева, как и в №19, и №20. Это происходит от медленного произношения текста в первой половине напева и быстрого - во второй. Поэтому вторая половина напева воспринимается как более оживлённая в сравнении с первой, хотя темп остаётся прежний. Напевы с учащением произношения текста встречаются в хороводных песнях очень часто.

Произведение исполнялось с движением. Движения в хороводе подчинялись ритмическим закономерностям стиха. Плавное течение напева соединялось с плавной, неторопливой ходьбой по кругу, а подвижная часть сочеталась с плясовыми движениями.

Работать нужно над мягким, характерным для Урала звуком, напевностью и чёткой дикцией. Трёхголосная партитура требует определённой подготовленности коллектива, достаточно развитых слуховых навыков.

Песня может исполняться как с аккомпанементом, так и без аккомпанемента.
23. «ОЙ, НА ГОРЕ» – хороводная песня из сборника «Как пошли наши подружки». Исполнялась ансамблем средних классов.

В сборнике песня была представлена в одноголосном варианте. Возникла необходимость сделать её переложение для другого состава исполнителей. К основной мелодии в первой половине куплета пришлось подстроить нижний подголосок, а ко второй половине куплета - верхний подголосок, тем более, что в песне встречается ритмический контраст частей напева. Обретя подголоски, песня зазвучала по-новому. Исполнялась с движениями, под аккомпанемент балалайки. В медленной части куплета дети шли шагом по кругу, а в быстрой - пританцовывали. Обратить внимание следует на артикуляцию, особенно в быстрой части куплета, чтобы при движении исполнителей текст оставался чётким и понятным. Уместно исполнить песню и без аккомпанемента.


24. «У ВОРОТ КОНОПЛИНКА» – хороводная песня из сборника «Как пошли наши подружки». Исполнялась ансамблем старших классов.

Напев песни отличается выразительной внутрислоговой мелодикой. Медленный темп, широкая распевность, задушевность сближают её с протяжной лирической песней. Ансамбль исполнил песню в трёхголосном изложении. Нижний голос подстроили к основному напеву сами учащиеся. Во пения голоса подключались постепенно, следуя логической кульминации произведения. Песня прозвучала без движений и аккомпанемента, хотя обычно медленные хороводные песни сопровождались неторопливой, свободной ходьбой по кругу, не имеющей строгой согласованности с напевом.


25. «НУ-КА, КАК ВАСЯ-УТЁНОЧЕК» – уральская игровая песня Свердловской области. Исполнялась ансамблем младших классов.

Главная задача в работе над данной песней – обыграть с детьми её содержание. Драматургия всего действия уже заложена в тексте. Для более точной передачи содержания мы использовали специальный реквизит: расписные, под хохлому, зеркало и расчёску. Исполнение песни потребовало от участников коллектива умения активно выражать свою артистичность мимикой, жестами, выразительно реагировать на все действия главных персонажей. Скачки в мелодии, двухголосные созвучия в партитуре представляют некоторую трудность, поэтому необходимо обратить на это внимание.

Исполнялась под аккомпанемент гармошки.
26. «СИДИТ ДРЁМА» – игровая песня из сборника «Родные просторы» и «Фольклор в школе». Эта песня пользуется большой популярностью в детских народных коллективах. Она представляет собой хоровод, который движется вокруг Дрёмы. Вначале Дрёма спит, потом просыпается, затем выбирает нового ведущего, сажает его на своё место, и песня начинается сначала. Драматургия действия уже заложена в самом тексте.

В данном случае, песня исполнялась солисткой. Ей нужно было использовать все свои актёрские способности, чтобы спеть особенно выразительно. Песня звучала под аккомпанемент гармошки и балалайки. В процессе работы мы нашли интересный исполнительский приём. Концертмейстеры в конце песни обращались к солистке с вопросами: «И что Дрёма?», «Да что дальше-то было?». И солистка им отвечала: «На одну Дрёма взглянул, на ходу Дрёма заснул. Вот так!». Такое общение во время пения внесло оживление и динамизм в номер. Он имел, безусловно, успех.

Мелодию напева пришлось немного изменить для удобства исполнения, чтобы голос звучал ровно и непринуждённо. Для текста использовался другой, на мой взгляд, более удачный, вариант этой игровой песни.

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница