Егорова Ксения «Итальянское» и «русское» в вокальном стиле оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя»



Скачать 110.96 Kb.
Дата09.05.2016
Размер110.96 Kb.
Егорова Ксения

«Итальянское» и «русское» в вокальном стиле

оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя»

Введение

Моя работа посвящена вокальному стилю оперы «Жизнь за царя» М.И. Глинки. С середины пятого класса меня начало привлекать оперное искусство. В шестом классе мы прошли творчество Михаила Ивановича Глинки и оперу «Жизнь за царя». Мне очень понравился ее вокальный язык. Именно поэтому я выбрала для моего проекта эту тему.



Цель работы: исследовать вокальный стиль Глинки на примере оперы «Жизнь за царя».

Задачи:

- найти в опере Глинки вокальные приемы, применяемые в сочинениях итальянских композиторов;

- найти приемы, характерные для русской музыки;

- понять, каким образом в вокальном стиле оперы взаимодействует «итальянское» и «русское».


§1. Итальянское путешествие Глинки

Итальянская музыка занимала лидирующее положение в мировой музыкальной культуре на протяжении почти трех веков. В XIX веке творили такие известные композиторы, как Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти. В то же время в Италии наступает расцвет вокальной школы. Там работают известные музыкальные педагоги - М.Гарсия-отец, М.Гарсия-сын; певцы и певицы - И.Кольбран, М.Малибран, Дж.Пасты, Дж.Рубини.

Не случайно в это же время появляется такой термин как bel canto. Дословный перевод этого слова с итальянского – «прекрасное пение». Сначала он использовался в узких кругах музыкантах, но позже, в середине XIX века, он распространился, войдя в лексикон учителей пения. В 1858 году в парижской консерватории Россини, отмечая упадок традиционный культуры итальянского пения, начал свою лекцию словами: «Увы! Мы потеряли наше бельканто!»1. В энциклопедиях нашего времени термин «бельканто» трактуется, как красота тембра, ровность голоса на протяжении всего диапазона, абсолютный контроль дыхания, владение legato, виртуозная техника, умение импровизировать2.

Так как Италия была музыкальным лидером в Европе, русский композитор не мог не посетить ее.

Во время своего путешествия Глинка слушал таких известных итальянских певцов как Рубини3, Тамбурини4, Паста5, Гризи6 и др. Интересно, что тембр голоса Рубини казался Глинке очень резким, «стеклянным», «металлическим»7. Об исполнительской манере Джованни Рубини сохранилась следующая запись в дневнике композитора: «Образ его пения еще в Италии я находил изысканным, в 1843 году преувеличение дошло до нелепой степени»8.

Еще до поездки в Италию Глинка познакомился с итальянским певцом Беллоли. Композитору повезло. Беллоли оказался настоящим мастером своего дела. Его уроки оказали на Глинку большое влияние. По мнению Беллоли, у композитора был сиплый, носовой звук, и, несмотря на превосходный музыкальный слух, он пел фальшиво9. Поэтому долгое время Глинка принимал участие только в любительских сценках, но именно они укрепили его взгляды на вокальное искусство.

Современники свидетельствовали, что у Глинки не было ничего необычного в голосе. У него не было ни обширного диапазона, ни особой силы. При этом голос, не будучи особенно красивым, обладал гибкостью, тонко передавал чувства и отражал всю палитру эмоций. Многие также отмечали превосходную декламационную выразительность, присущую пению мастера.

В один из вечеров Глинка написал в своем дневнике: «Вечер прошел чрезвычайно приятно, я был в голосе и пел, не крича, очень удачно»10.

Пение композитора производило разное эмоциональное воздействие. Так, музыкальный критик А.Н. Серов11 считал его пение виртуозным, зато А.П. Керн12 вспоминала, что исполнительская деятельность композитора трогала ее до глубины души13.

В полной мере овладев вокальными навыками, Глинка начал преподавать. Среди его учеников были: Н.И.Глинка, Н.К.Иванов, Д.М.Леонова, Л.И.Леонов, А.Н.Серов, Эмилия Ом. Тем не менее долгое время Глинка не решался писать вокальные произведения.

Несмотря на то, что у Глинки почти отсутствуют теоретические труды, тем не менее, некоторые из его методических устремлений зафиксированы в практических сборниках «Упражнения» и «Школа пения». Из этих сборников мы узнаем, что Глинка был против тремоляций и вибраций в голосе.

Глинка высоко ценил значение своего путешествия в Италию. Впечатления композитора были настолько яркими, что после каждого посещенного им спектакля дома он подбирал на фортепиано фрагменты опер, например, из оперы Беллини «Сомнамбула», отдельные арии. Именно так проходило его обучение. В Италии он также сочинил такие произведения, как серенада на некоторые мотивы из оперы «Анна Болейн» Г.Доницетти, романсы «Победитель», «Венецианская ночь».


§2. «Итальянское» и «русское» в опере Глинки «Жизнь за царя»

Вокальное письмо композитора во многом соприкасается с итальянскими традициями исполнения конца XVIII - начала XIX вв., которые зафиксированы выдающимся вокальным педагогом Мануэлем Гарсия14 в трактате «Школа пения»15. Гарсия выделяет три главенствующих стиля пения:

Canto spianato – кантиленный

Canto fiorito – цветистый

Canto declamato – декламационный

Для canto spianato важна ясность артикуляции, певучесть голоса, умение хорошо интонировать во всех регистрах. Выигрышно применяются украшения: морденты, трели и форшлаги.

Для Canto fiorito, напротив, характерно обилие пассажей. Он подразделяется на несколько видов:



  1. Сanto di agilita – быстрые пассажи и огромное количество арпеджио, трелей.

  1. Canto di maniera – изящный и грациозный стиль.

  1. Canto di bravura – сильный и страстный стиль, для которого композиторы оставляют самые «богатые украшения»: арпеджио, трели, акценты, рулады, широкие скачки.

В Canto declamato, в свою очередь, почти отсутствует вокал, но зато присутствует точная дикция. Главной становится актерская игра.

Глинка перенес на русскую почву некоторые итальянские стили, и прежде всего, canto di maniera. Дело в том, что этот стиль вполне соответствовал технике русских певцов, которые участвовали в постановке оперы "Жизнь за царя"16. Сам Гарсиа полагал, что этот стиль был создан певцами, обладающими гибкими голосами, но не имеющими достаточной силы и беглости для исполнения сложных приемов вокализации17.

Принято считать, что в России не было певцов мирового масштаба. Например, Ф. Булгарин18 в своей статье «Журнальная всякая всячина»19 писал, что исполнительский уровень русских певцов гораздо ниже, чем исполнительский уровень итальянских оперных звезд. Он сожалеет, что в новой опере Глинки («Руслан и Людмила») «петь будут Русские артисты и талант М.И.Глинки должен был сгибаться и сжиматься по силам и средствам артистов»20.

В ответ Одоевский публикует статью «Любитель музыки Глинки, правда и умеренность». Заметим, что ее автор, напротив, восхваляет престиж русского оперного театра и его актеров.


Рассмотрим, например, рондо Антониды, которое является образцом canto di maniera. Здесь можно обнаружить:

  1. движение по звукам трезвучий




  1. различные украшения в виде мордентов, группетто и форшлагов

Что касается каватины Антониды, то Глинка здесь использует быстрые пассажи - колоратуры, которые являются атрибутом canto di agilita.


Хотя каватина Антониды не относится к стилю spianato, но в ней можно проследить некоторые черты этого стиля, описанного Гарсия. Речь идет о филировке – долгих, выдержанных звуков.

Вместе с тем нельзя не отметить, что каватина и рондо Антониды звучат по-русски, потому что Глинка использует любимую интонацию русских романсов – малую сексту.


Зато предсмертная ария Сусанина "Ты взойдешь моя заря" в полной мере относится к стилю spianato. Для неё характерны умеренный темп, широкая кантилена и отсутствие количества украшений. Однако для заключения Глинка все же использует колоратуру (орнаментальные пассажи), но и она звучит не по-итальянски. «Звенящие», словно повисшие в воздухе звуки доминанты, исследователь Б. Асафьев рассматривал как проявление русского начала21. Интонация городского романса ещё больше это подчеркивает.
В героической арии Собинина «Братцы в метель» из 4 действия можно найти черты стиля canto di bravura. В арии композитор использует размашистые скачки и широкий диапазон до «ре бемоля» второй октавы, что для тенора является очень сложным.
В опере «Жизнь за царя» Глинка использует приемы мелодического развития, также свойственные итальянской практике:

1) раскачивание, когда вокальная партия расслаивается на два голоса (скрытое двухголосие). Первый голос повторяется на одной высоте, а второй (подголосок) движется к кульминации. Эта техника применяется у Глинки в рондо Антониды на словах "К нам с дружиной удалою".




  1. Более ярко эта техника проявляется в «Трио с хором» из эпилога в партии Вани: «раскачивание» ведет к кульминации, затем колоратура и динамический спад.

В музыке Глинки присутствует еще один мелодический прием, который называется короткие распевы. В этом приеме на каждый слог текста приходится отдельный ряд длительностей (ровных или пунктира).

Сравним женский хор интродукции и ариозо Собинина "Не впервые русским людям". Мы видим, что и в первом и во втором случаях присутствуют распевы с одинаковой мелодической фигурой.

Глинка заимствует у итальянских композиторов не только стили пения, но и характерные жанровые черты: баркаролу22 или канцонетту23. Можно сравнить итальянский опыт композитора - романс "Венецианская ночь" - и фрагмент трио "Не томи, родимый". Мы видим, что в обоих фрагментах присутствуют жанровые признаки баркаролы: размер 6/8, неторопливый темп и триольное сопровождение. Фактура везде одинаковая - аккордовая. Кроме того, эти два музыкальные произведения объединяет одинаковая ритмическая фигура в аккомпанементе и одинаковый мелодический ход на сексту, но в трио мелодия начинается с вершины источника и звучит в миноре, что напоминает российские песни XVIII века. Именно поэтому романс звучит по-итальянски, а трио из оперы - по-русски. Это происходит из-за той самой интонации русского романса – малой сексты.




Заключение

Итак, музыкальный язык "Жизни за царя" имеет много точек соприкосновения с итальянской практикой. Во многих случаях Глинка привносит в русскую музыку итальянские приемы, все равно его произведения звучат по-русски. Композитор сумел органично соединить итальянскую технику с русской мелодией.

М.И. Глинка – первый композитор, чье творчество стало предметом пристального изучения западных композиторов – Г.Берлиоза, Ф.Листа и др. Именно он является основоположником русской оперы. Благодаря ему русская музыка выходит на новый качественный уровень. В этом и заключается заслуга М.И. Глинки.


Список использованной литературы


  1. Асафьев Б. Избранные труды. Т.1. М., 1952.

  2. Барсов Ю. Вокально-исполнительские и педагогические принципы М.И. Глинки. Л., 1968.

  3. Нагин Р. Оперное творчество М.И. Глинки в контексте западноевропейского музыкального театра XVIII - первой половины XIX веков. Дисс. ... канд. искусствоведения. М., 2011.

  4. Одоевский В. Статьи о Глинке. М., 1953.

  5. Слово о музыке. Русские композиторы XIX века. М., 1977.

  6. Хоффманн А. Феномен бельканто первой половины XIX века: композиторское творчество, исполнительское искусство и вокальная педагогика. Автореферат дис. ... канд. искусствоведения. М., 2008.


Интернет источники

www.belcanto.ru

www.susanin.kostromka.ru/112.php

http://ru.wikipedia.org/ http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/muzyka/MUZIKALNAYA_FORMA.html?page=4,1




1 Цит. по: Хоффманн А. Феномен бельканто первой половины XIX века: композиторское творчество, исполнительское искусство и вокальная педагогика. Автореферат дис. ... канд. искусствоведения. М., 2008. С.5

2 Там же. С.5.

3 Джованни Батиста Рубини – знаменитый итальянский певец-тенор XIX века.

4 Антонио Тамбурини – известный итальянский оперный певец, баритон.

5 Джудитта Паста – известная оперная певица, сопрано.

6 Джулия Гризи – итальянская оперная певица, сопрано.

7 Барсов Ю. Вокально-исполнительские и педагогические принципы М.И. Глинки. Л., 1968. С.11.

8 Барсов Ю. Вокально-исполнительские и педагогические принципы М.И. Глинки. Л., 1968. С.14.

9 См. об этом: там же. С.7.

10 Барсов Ю. Вокально-исполнительские и педагогические принципы М.И. Глинки. Л., 1968. С.9.

11 Серов Александр Николаевич – русский композитор и музыкальный критик.

12 Анна Петровна Керн – русская дворянка. Автор мемуаров.

13 См. об этом: Барсов Ю. Вокально-исполнительские и педагогические принципы М.И. Глинки. Л., 1968. С.20.


14 Мануэль Патрисио Родригез Гарсия, более известный, как Мануэль Гарсия-младший (Manuel Patricio Rodríguez García или Manuel García the Junior, 17.03.1805 – 1.06.1906) – испанский певец, музыкальный просветитель и вокальный педагог, изобретатель ларингоскопа. Создал целую плеяду знаменитых певцов и педагогов.

15 См. об этом: Нагин Р. Оперное творчество М.И. Глинки в контексте западноевропейского музыкального театра XVIII - первой половины XIX веков. Дисс. ... канд. искусствоведения. М., 2011. С.120.

16 О. Петров, А. Петрова-Воробьева.

17 См. об этом: Нагин Р. Оперное творчество М.И. Глинки в контексте западноевропейского музыкального театра XVIII - первой половины XIX веков. Д ис. ... канд. искусствоведения. М., 2011. С.122.

18 Булгарин Фаддей Венедиктович – русский писатель, журналист, критик, герой многочисленных эпиграмм Пушкина.

19 Напечатана в №250 в газете «Северная пчела» от 7 ноября 1842 года.

20 Цит. по: Одоевский В. Статьи о Глинке. М., 1953. С.59.

21 Асафьев Б. Слух Глинки // Избранные труды. Т.1. Избранные работы о Глинке. М., 1952. С.305.

22 Баркаро́ла (от итал. barka — «лодка») — народная песня венецианских гондольеров. Баркарола характеризуется умеренным темпом и метром 6/8, напоминая плавное покачивание на волнах.

23 Канцоне́тта (итал. canzonetta, уменьш. от canzona — песня) в европейской музыке XVI-XVII веков — короткая вокальная пьеса на 3-6 голосов (чаще всего на 4 голоса) лирико-танцевального характера в гомофонно-гармонической фактуре, иногда с элементами имитационной полифонии. Наибольший вклад внесли итальянские композиторы конца XVI — начала XVII вв.: О. Векки (автор 6 сборников канцонетт, первый был опубликован в 1580 году), Л. Маренцио, А. Банкьери, Ф. Анерио, К. Монтеверди и др. Итальянская канцонетта (наряду с итальянским фобурдоном и многоголосными песенными формами — вилланеллой и фроттолой) активно способствовала формированию нового гомофонного склада и гармонической тональности.



База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница