Е. В. Гайманова, И. Б. Храпков Тьюторское сопровождение студентов Института психоанализа Методический комплекс Москва 2009



Скачать 254.37 Kb.
Дата10.11.2016
Размер254.37 Kb.
Институт психоанализа

Е.В. Гайманова , И.Б.Храпков

Тьюторское сопровождение студентов Института психоанализа


Методический комплекс

Москва 2009
Институт психоанализа

Авторы:


Е.В. Гайманова, кандидат педагогических наук, доцент, директор центра тьюторского сопровождения Института психоанализа
И.Б.Храпков, проректор по практике Института психоанализа

Научный консультант:

К.Е.Зискин, кандидат педагогических наук, ректор Института психоанализа
Учебно-методические материалы обсуждены и утверждены на заседании Ученого совета Института психоанализа ………………….

Программа тьюторского сопровождения студентов Института психоанализа
Введение

В современных условиях актуальной становится проблема модернизации высшего профессионального образования через внедрение в образовательный процесс вузов технологий открытого образования на основе сохранения фундаментальности и непрерывности образования, соответствия потребностям личности, общества и государства.

Новые социально-экономические условия, предполагающие развитие рынка труда, внедрение в производство передовой техники и инновационных технологий, предъявляют современному специалисту высокие требования.

Конкурентоспособный специалист с высшим образованием должен отвечать всем требованиям и мировым тенденциям развития рынка рабочей силы, уметь быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни, обладать набором необходимых компетентностей в разных областях человеческой деятельности. Формирование такого специалиста в стенах высшей школы становится важнейшей задачей в свете решений Болонского процесса. В связи с этим традиционные подходы в образовании, направленные на усвоение студентами вузов определенной суммы знаний и умений, теряют свое значение. На первый план выступают инновационные личностно-ориентированные методы и технологии обучения и воспитания.

Тьюторство как инновационная в российской высшей школе педагогическая деятельность становится в условиях профилизации обучения в средней школе и внедрения кредитно-модульной системы образования важным ресурсом модернизации высшей профессиональной школы.

Введение кредитно-модульной системы предполагает переход на индивидуальные учебные планы обучения, определяющие индивидуальную образовательную траекторию для каждого студента. Для участия в составлении собственного учебного плана у студента должна быть сформирована культура выбора, он должен ясно представлять свои образовательные потребности на основе осознанных познавательных и профессиональных интересов и образовательных возможностей. В ситуации выбора актуализируется позиция тьютора, который призван сопровождать индивидуальную образовательную программу студента.

Тьюторская деятельность в высшей школе является осуществлением гуманистической направленности образования, претворением в жизнь индивидуально-ориентированного и компетентностного подходов в обучении.

В основе разработки данной программы лежат исследования Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, А.Н.Лурия, Д.Б.Эльконина, П.Г.Щедровицкого, И.Д. Фрумина, В.А.Болотова, Т.М.Ковалевой и др.

Педагогическая деятельность тьютора в Институте психоанализа заключается в индивидуальной работе со студентами по выстраиванию траектории их движения в пространстве образования, способствует самоопределению и самореализации студентов в профессиональной и общественной жизни, формированию у них эмоционально-ценностного отношения к действительности.
Цели тьюторской деятельности:

- индивидуальное сопровождение студента от замысла его будущей профессиональной деятельности во всей полноте ее реализации, предполагающей высокий уровень мотивации, выбор специализации в рамках профессии и пр., к оформлению образа конкретного специалиста, соответствию профессиограмме специалиста;

- содействие студентам в выборе и реализации их индивидуальных образовательных траекторий в рамках высшего учебного заведения;

- содействие в приобретении опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений в форме личностных ориентаций.


Задачи:

1. Анализ образовательных и личностных запросов студента; выявление степени зрелости субъектности студента в отношении образования.

3. Установление контакта и взаимодействия со студентами по поводу и в ходе их обучения.

4. Поддержка и управление развитием студента.

5. Формирование ключевых компетентностей у студента:

- образовательной;

- личностной;

- интеллектуальной;

- коммуникативной;

- информационной;

- правовой.

- профессиональной.

6. Создание пространства для профессионального самоопределения студента.

Создание индивидуальной образовательной программы – сложный процесс. Поэтому можно составить только примерную программу деятельности тьютора и обозначить его основную задачу: оказание помощи студенту в выявлении собственных потребностей в приобретении тех или иных компетентностей, саморазвитии и самореализации.

Программа рассчитана на 5 лет в соответствии со сроками обучения по программе высшего профессионального образования по специальности «Психология».

Планируется проведение различного рода тренингов и индивидуальных консультаций. Тренинги способствуют формированию у студентов ключевых компетенций, создают предметную содержательность для индивидуальной работы с ними. Индивидуальные консультации выстраиваются, исходя, в первую очередь, из индивидуальных запросов конкретной личности и образовательных задач.


Программа тьюторского сопровождения
1 год обучения

Индивидуальное и групповое знакомство со студентами.

Выявление индивидуальных образовательных и личностных запросов студентов.

Проведение разнообразных тренингов личностного характера по приобретению студентами опыта эмоционально-волевого отношения к миру, друг другу, являющегося вместе со знаниями и умениями условием формирования у личности системы ценностей; тренингов по формированию базовой коммуникативной, образовательной, информационной компетентностей.

Индивидуальная работа по формированию личностной мотивации обучения, адаптации в учебный процесс, организации индивидуальной учебной деятельности, формированию ценностной структуры личности.

Удовлетворение образовательных и духовных интересов студентов с помощью рекомендаций для чтения и последующего индивидуального обсуждения книг.

Исполнение тьютором функции морального наставничества по мере необходимости.

Мониторинг усвоения содержания обучения, академического статуса студентов в процессе учебно-методического взаимодействия тьютора с преподавателями.

Анализ результатов тьюторского сопровождения студентов.
- правовой.
2 год обучения

В результате индивидуальных собеседований помощь в определении для изучения студентами так называемых курсов по выбору, тем рефератов и курсовой работы.

Продолжение работы по формированию личностной мотивации обучения, организации индивидуальной учебной и внеучебной деятельности, формированию ценностной структуры личности.

Исполнение тьютором функции морального наставничества по мере необходимости.

Проведение разнообразных универсальных тренингов по формированию коммуникативной, образовательной, информационной, интеллектуальной компетентностей; формированию умения работать в команде, развитию лидерских качеств; по приобретению студентами опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности.

Помощь студенту в определении своего места в подготовке и проведении различных событийных форм организации учебно-научного процесса в вузе для приобретения опыта творческой деятельности. Помощь студенту в выборе конкретной базы практики, исходя из индивидуальных особенностей студента, уже имеющихся у него организационных, коммуникативных и иных компетентностей или потребности в их получении.

Мониторинг усвоения содержания обучения, академического статуса студентов в процессе учебно-методического взаимодействия тьютора с преподавателями.

Анализ результатов тьюторского сопровождения студентов.


3 год обучения

В результате индивидуальных собеседований помощь в выборе тем рефератов, курсовой работы.

Помощь студенту в выборе конкретной базы практики, исходя из индивидуальных особенностей студента, уже имеющихся у него организационных, коммуникативных и иных компетентностей или потребности в их получении.

Помощь в выборе специализации по специальности.

Проведение универсальных тренингов по развитию коммуникативной, информационной, правовой, интеллектуальной компетентностей, совершенствованию навыков работы в команде и лидерских качеств.

Помощь студенту в определении своего места в подготовке и проведении различных событийных форм организации учебно-научного процесса в вузе.

Мониторинг усвоения содержания обучения, академического статуса студентов в процессе учебно-методического взаимодействия тьютора с преподавателями.

Анализ результатов тьюторского сопровождения студентов.


4 год обучения

В результате индивидуальных собеседований помощь в выборе темы курсовой работы, материалы которой лягут в основу дипломной работы.

Помощь студенту в выборе конкретной базы практики для развития профессиональной компетентности с учетом будущей профессиональной деятельности.

Проведение тренингов по формированию профессиональных компетентностей.

Помощь студенту в его научно-исследовательской работе.

Помощь студенту в определении своего места в подготовке и проведении различных событийных форм организации учебно-научного процесса в вузе.

Мониторинг усвоения содержания обучения, академического статуса студентов в процессе учебно-методического взаимодействия тьютора с преподавателями.

Определение базового уровня компетентности студентов.

Анализ результатов тьюторского сопровождения студентов.
5 год обучения

Помощь студенту с учетом уровня его компетентности в определении конкретного поля будущей профессиональной деятельности.

Проведение тренингов по формированию профессиональных компетентностей.

Помощь студенту в его научно-исследовательской работе, написании дипломной работы.



Учебно-методическое обеспечение программы


  1. Аронов Л.М., Яковлева О.В. Роль исследовательской программы университета в организации образовательного пространства школы// Школа и открытое образование. – М.-Томск, 1999.

  2. Бендова Л.В. Педагогическая деятельность тьютора в сети открытого дистанционного профессионального образования: автореф. дис. …канд. пед. наук. – М., 2006.

  3. Беспалова Г.М. Гуманитарное педагогическое сопровождение самообразования подростка//Демократическая школа. – М.: НПО «Школа самоопределения», 2004. - №3. – С. 77-85.

  4. Блинов Г.Н. Обучение и воспитание в системе общественного воспроизводства: целевые ориентации, формы обучения, содержание обучения в свете идей тьюторства //Тьюторство: идея и идеология. – Томск, 1996. С.30-49.

  5. Буданова Г.П. Тьютору о тьюторстве: (модель деятельности тьютора в системе повышения квалификации)// Завуч. Управление современной школой. – М.: Центр «Пед. поиск», 2007. - №4. – С.30-56.

  6. Васильева Е.Н. Тьюторство как механизм непрерывного профессионального образования педагога// Стандарты и мониторинг в образовании. – М.: Рус. журн., 2006. - №6. – С.32-37.

  7. Волошина Е.А. Изменит ли тьюторство традиционную педагогическую практику?//Упр. шк.: Еженедельное приложение к газ. «Первое сентября». – 2001. – С.18-19.

  8. Волошина Е.А., Глущенко М.В. Привлечение ресурсов открытого образования в ходе становления профессиональной деятельности врачей-педагогов// Модернизация современного образования: теория и практика. – М., 2004.

  9. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология. - СПб., 2003.

  10. Долгова Л.М. Тьюторство в аспекте результативности образования/Открытое образование и региональное развитие: способы построения образовательного пространства: Сб. научных трудов. – Томск, 2004.- С.41-47.

  11. Зоткин А.О. Индивидуализированное обучение в Великобритании и России// Народное образование. - М., 2008. - №5.- С.186-192.

  12. Зоткин А.О. Идея тьюторства и проблема субъектности в образовании (ист. аспект)//Тьюторство: идея и идеология. – Томск, 1996. – С.63-68.

  13. Кобзева Л.В., Шевченко Л.В. Тьюторство в техническом вузе как обеспечение перехода к новому типу образования, «порождающему» субъектов инновационной деятельности//Тезисы конференции «Педагогика развития». – Красноярск, 2007.

  14. Ковалева Т.М. Не учитель, не психолог, не классный руководитель: Тьюторство как одно из направлений преодоления формал. педагогики//Первое сентября. – 2004. - № 66(09 окт.) – С.3.

  15. Ковалева Т.М. Построение индивидуальной образовательной программы как реализация принципа непрерывного образования (в вузе)//Труды СГУ. – М., 2005.

  16. Ковалева Т.М. Открытость образования как принцип построения современных образовательных технологий//Открытое образование. – М., 2006.

  17. Ковалева Т.М. О тьюторской деятельности в современном высшем образовании/ Тьюторство в открытом образовательном пространстве высшей школы: материалы Всероссийской научно-практической конференции.- М., 2008.- С.5-14.

  18. Лайл М. Спенсер – мл. и Сайн М. Спенсер Компетенции на работе. - М., 2005.

  19. Любжин А.И. Воспитание наследника престола как опыт тьюторства// Индивидуально-ориентированная педагогика. М.-Томск, 1997. – С.78-80.

  20. Максимов В.В. Современная идеология тьюторства (В свете педагогических исследований Л.С.Выготского (1896-1934 г.г.)// Тьюторство: идея и идеология. – Томск, 1996. – С.57-63.

  21. Попов А.А. Тьюторство как педагогическая система культурного самоопределения// Тьюторство: идея и идеология. Томск, 1996. - С.49-57.

  22. Рекомендации по учету трудозатрат и оплате труда учителей при реализации технологии индивидуального тьюторства. – М., 2005.

  23. Рыбалкина Н.В.Идея тьюторства – идея педагогического поиска// Тьюторство: идея и идеология. – Томск, 1996. – С.15-30.

  24. Сборники научных трудов по материалам тьюторских конференций. – М. – Томск, 1996-2007.

  25. Столетия тьюторства /Эдвард Гордон, Элайн Гордон. – Пер. с англ. Под научн. ред. С.Ф.Сироткина, Д.Ю.Гребенкина. – Ижевск, 2008.

  26. Тьюторство в открытом образовательном пространстве высшей школы: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции.- М., 2008.

  27. Тьюторство как новая профессия в образовании: Сб. метод. материалов. – Томск, 2001.

  28. Тупицын А.Ю. Тьюторство в контексте «Педагогики самоопределения»//Индивидуально-ориентированная педагогика. – М.- Томск, 1997. - С. 39-44.

  29. Щедровицкий П.Г. Л.Выготский и современная педагогическая антропология // Тьюторство: идея и идеология. – Томск, 1996. – С.73-128.

  30. Ялом Ирвин Экзистенциальная психотерапия. - М., 2002.



Методические рекомендации по тьюторскому сопровождению студентов, обучающихся в высшем учебном заведении

Одним из направлений в реализации гуманизации высшего профессионального образования является формирование в вузах гуманитарно-развивающей образовательной среды, в основе которой лежит организация личностно-ориентированного учебно-воспитательного процесса. Личностно-ориентированное профессиональное образование выступает как альтернатива традиционному когнитивно ориентированному, как особый тип индивидуализированного образования, основывающийся на организации взаимодействия обучаемого и педагога, при котором созданы оптимальные условия для развития у субъектов обучения способности к самообразованию, самоопределению, самостоятельности и самореализации.

Тьюторство – новая профессиональная практика в российском высшем образовании, способствующая его индивидуализации. Тьюторство дает возможность не только более индивидуализированного профессионального обучения, но и воспитания. Воспитание студента понимается как целенаправленная деятельность педагога - тьютора, содействующая максимальному развитию личности обучаемого, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей.

Введение тьюторства как психолого-педагогического сопровождения траектории образовательного движения студентов в процессе их профессионального становления должно быть обусловлено запросом студентов и их родителей на индивидуализацию обучения.

Педагогическим основанием построения данной модели может стать личностно-ориентированный подход (обоснованный в работах Е.В.Бондаревской, С.В.Полякова, В.П.Бедерханова и др.), в рамках которого формируется субъектность как наиболее ценное качество личности. Субъектность личности проявляется в способности студента стать стратегом своей деятельности, ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их соответствие задуманному, планировать собственную жизнь, успешно общаться с другими людьми.

Психологическим основанием - субъектно-деятельностный подход (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, О.С.Анисимов и др.). В рамках деятельностного подхода студенты должны максимально активно включаться в образовательную деятельность.

Ключевыми принципами в разработке модели тьюторского сопровождения должны стать:

1) учет потребностей и интересов студентов в организации образовательного пространства вуза;

2) создание условий для вовлечения студентов в процесс саморазвития;

3) помощь в осуществлении студентами ценностных выборов, личного самоопределения.

Сферой деятельности тьютора станет построение индивидуализированной образовательной среды, создание на материале реальной жизни студента «практики расширения его собственных возможностей», формирование его субъектности в процессе профессионального становления.

Основными формами тьюторского сопровождения группы могут стать групповые и индивидуальные встречи.

Групповая работа в основном может проводиться в форме тренингов. Тренинги по праву считаются одним из важнейших методов интерактивного обучения в системе профессиональной подготовки не только студентов, но и переподготовки квалифицированных специалистов. Цель проведения тренинга - развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении. Следует отметить, что основным запросом студентов-психологов, как было выявлено в результате анкетирования и собеседований со студентами, проведенных в 2009-2010 учебном году, является приобретение и развитие навыков межличностного общения, уверенного поведения, публичных выступлений. Тренинги по этим темам могут быть проведены в тьюторской группе. Участие в этих тренингах может стать предметом обсуждения на индивидуальных встречах с тьютором.

Методами знакомства студентов группы тьюторского сопровождения с профессиональными ценностями могут стать также проведение мастер-классов успешных практических психологов, являющихся носителями этих ценностей, и групповые дискуссии на тренингах и семинарах, посвященных введению в специальность психолога.

Основными целями приглашения успешных психологов-профессионалов, работающих в сфере управления человеческими ресурсами (как правило, это бизнес-тренеры и HR-менеджеры), должны стать формирование у студентов профессиональной позиции, нахождение «алгоритма успеха» специалиста, побуждение студентов к активному освоению будущей профессии, ориентация в профессиональном сообществе. Уважаемые в профессиональном сообществе люди могут стать для студентов представителями референтной группы, т.е. той социальной общности, с которой каждый студент может соотносить себя как с эталоном и на мнения, нормы, ценности которой он может ориентироваться в своем поведении и своей самооценке.

Модель личностно-профессионального развития специалиста может быть предложена студентам в качестве ориентира. Данная модель была получена нами в результате анализа научной литературы, наблюдений за успешными профессионалами и обобщения собственного опыта.

«Развитие личностно-профессиональное  -  это процесс формирования личности, ориентированной на высокие профессиональные достижения, и ее профессионализма, осуществляемый в саморазвитии, профессиональной деятельности и взаимодействиях»[ А.А.Деркач].

В деятельности успешного профессионала можно выделить четыре основных процесса.



        1. Личностное развитие.

        2. Самоменеджмент.

        3. Отношения с клиентами.

        4. Взаимодействие с профессиональным сообществом.

Важно понимать, что в модели эти процессы для удобства описания и анализа разделены, в реальности же они взаимосвязаны и у успешного специалиста находятся в гармоничном сочетании.

Поскольку основная задача образования в высшей школе – подготовка специалиста в той или иной области человеческой деятельности, то и педагогическая деятельность тьютора напрямую связана с выполнением этой задачи.

Но еще более важным является личностное развитие студента, и оно требует повышенного внимания со стороны тьютора.

Разные психологические направления по-разному трактуют понятие личностного роста. Известный психолог-экзистенциалист Ирвин Ялом отмечает следующие признаки личностного роста.



  1. Изменение жизненных приоритетов, уменьшение значения жизненных тривиальностей.

  2. Чувство освобожденности: появление способности сознательно не делать, то, что не хочешь.

  3. Обостренное переживание жизни в настоящем, вместо откладывания ее до пенсии или до какой-нибудь еще точки будущего.

  4. Переживание природных явлений: смены времен года, перемены ветра, опадания листьев, последнего Рождества – как высоко значимых событий.

  5. Более глубокий контакт с близкими.

  6. Уменьшение страхов, связанных с межличностным общением и озабоченности отвержением, большая готовность к риску [5].

Эти критерии могут помочь педагогу - тьютору объективно оценить личностное развитие подопечного.

Если необходимость изменения жизненных приоритетов не в полной мере представлена в сознании студента-первокурсника, а точнее не у каждого, то у большинства из них, «пришедших в психологию», явно выражен запрос на развитие навыков межличностного общения, решение проблем в отношениях со сверстниками, родственниками и близкими людьми.

Изменение жизненных приоритетов применительно к становлению профессионала-психолога начинается с осознания своих жизненных ценностей, профессиональных ценностей психолога, постановки целей профессионального и личностного развития. Следующий шаг – интеграция профессиональных и личных ценностей, анализ опыта достижения или недостижения поставленных перед собой целей. Основная задача тьютора способствовать формированию профессиональной позиции, развивать такие компетенции как ориентация на достижение, межличностное понимание, уверенность в себе и др. Следует отметить, что разработка модели данных компетенций применительно к студентам ВУЗа и студентам-психологам, в частности, поможет объективировать результаты работы тьютора. За основу разработки такой модели можно взять концепцию, представленную в работе Лайла М. Спенсера «Компетенции на работе».

Вторым условием формирования успешного профессионала является самоменеджмент.

Успешные специалисты, как правило, могут эффективно спланировать и организовать свое рабочее время, находить баланс между трудом и отдыхом, обладают стрессоустойчивостью. Знания и практические умения по управлению временем, самоорганизацией студенты могут получить на соответствующих тренингах и семинарах, а на индивидуальных встречах с тьютором обсуждать практику применения тех или иных техник самоменеджмента.

Следующей важнейшей профессиональной компетенцией является умение устанавливать отношения с клиентами.

Когда студент выбирает специализацию обучения, то фактически он выбирает и своего клиента. Специализация «психология рекламы и маркетинга» подразумевает, что выпускник будет работать, как правило, с бизнес-организациями, а будущему клиническому психологу путь лежит в психологические центры и клиники. Задача тьютора помочь студенту определиться с выбором специализации, которая бы соответствовала его интересам и способностям, помочь найти ответы на вопросы: «Кто мой клиент?», «Где бы я хотел работать?».

После определения специализации стоит задуматься над вопросом «Как получить достаточное количество клиентов и удержать их?»

И вот тут большую роль сыграет взаимодействие с профессиональным сообществом.

Успешный профессионал не может развиваться вне профессионального сообщества. Можно выделить две позиции специалиста по отношению к профессиональному сообществу: пассивную и активную. Пассивная - специалист наблюдает за деятельностью сообщества: читает специализированную литературу, присутствует на конференциях, форумах, посещает мастер-классы и т.п. Специалист переходит в активную позицию, когда не только читает профессиональную литературу, но и сам пишет статьи и книги, выступает на конференциях и форумах, активно обменивается опытом с коллегами.

Появляется очередная задача для тьютора: познакомить подопечного с профессиональным сообществом, сориентировать студента в нем, организовать практику будущей деятельности, побудить к обмену опытом с коллегами, участию в конференциях и форумах, созданию собственных проектов.

Изучение научной литературы, анализ собственного опыта помогают сформулировать критерии оценки уровня личностно-профессионального развития.

Для оценки уровня личностно-профессионального развития можно использовать следующую формулы и шкалы (Рис. 1).

ЛПР = (ЛР*СМ*КЛ*ПФ), где

ЛПР – Личностно-профессиональное развитие,

ЛР – Личностный рост,

СМ – Самоменеджмент,

КЛ – Отношения с клиентами,

ПФ – Отношения с профессиональным сообществом.

Значения шкал:

0 – Специалист не уделяет внимание тому или иному процессу. Развития нет.

0,5 – Специалист обладает знаниями методов и инструментов процессов развития, осознает свои жизненные и профессиональные ценности.

1 – Специалист эффективно применяет инструменты и методы процессов развития, систематически достигает поставленных целей.

После оценки тьютором (или самооценки) по шкалам значения нужно подставить в формулу и получить значение уровня личностно-профессионального развития. Заметим, что произведение значений в формуле отражает необходимость гармоничного использования процессов: ноль по любой из четырех шкал в итоге даст ноль или отсутствие развития.

По большому счету ценность такой оценки не в полученных значениях, а в демонстрации необходимости действия для собственного развития.

Задача тьютора не только в том, чтобы познакомить студентов с данной системой оценки уровня личностно-профессионального роста, но и предложить эту схему для самооценки и дальнейшей самоактуализации.



Рис. 1


Понятно, что в полном объеме использовать данные критерии студенты смогут, только обучаясь на старших курсах в процессе прохождения профессиональной практики. Но сами критерии саморазвития должны быть им знакомы уже на первом этапе обучения.

В тьюторском сопровождении большую роль играет также индивидуальное консультирование. В этом случае важно дистанцироваться от психологического консультирования или психотерапии. Но совсем исключать некоторые инструменты психологического консультирования, например, эмпатическое слушание и психологическую поддержку своего подопечного в какой-либо сложной жизненной ситуации неразумно.

Тьютор, владеющий разными формами индивидуальной работы, такими как наставничество, обучение, коучинг, психологическое консультирование, должен четко понимать, что тьюторское сопровождение - это особого рода педагогическая деятельность, в основе которой лежит ориентация на «частный, внутренний и осознанный заказ студента на собственный процесс образования». Из вышеперечисленных форматов индивидуальной работы наиболее близким для такого рода деятельности является коучинг. Одним из основных инструментов коучинга является диалог в форме последовательной постановки коучем перед своим клиентом вопросов, позволяющих второму самостоятельно находить решения тех или иных проблем.

Коучинг - метод достаточно эффективный, но имеющий и свои ограничения. Одно из них - необходимость наличия внутренней мотивации к изменениям у клиента, стремление совершенствоваться и развиваться, готовность брать ответственность за процесс достижения тех или иных целей. Опыт показывает, что такого рода зрелость присутствует не у каждого первокурсника. Отсюда и появляется задача для тьютора: развитие своего подопечного до готовности брать на себя ответственность за процесс своего становления и обучения.

Задача тьютора – перевод отношений педагога и студента из категории «субъект – объект» в категорию «субъект – субъект».

Большую роль в становлении субъектности подопечного играет проведение тьюторских сессий.

Структура индивидуальной тьюторской сессии может быть следующая.


      1. Установление контакта.

      2. Основная часть:

А. Выявление текущего запроса студента. Работа над запросом студента.

Б. Обсуждение событий, произошедших в образовательном процессе.

В.Совместный анализ выполнения/невыполнения договоренностей, достигнутых на предыдущей встрече.


      1. Фиксация новых договоренностей. Домашнее задание. Например, рекомендация для прочтения той или иной книги.

      2. Завершение сессии.

Оптимальная продолжительность сессии - один академический час.

Одним из методов работы над запросом студента является развивающая беседа. Приведем примерную схему данного метода работы.



        1. Определение темы. На этом этапе тьютор с помощью открытых вопросов побуждает студента задать тему обсуждения. Например: «Что бы ты хотел сегодня обсудить?».

        2. Фокусировка на теме обсуждения. Тьютор просит подробней описать запрос.

        3. Целеполагание. Тьютор помогает студенту определиться с целями, намерениями. Направленность вопросов - «Чего ты хочешь достичь?»

        4. Поиск путей достижения поставленной цели. Реализация этого этапа зависит от уровня зрелости студента: кто-то готов размышлять, рассуждать, думать, а кто-то ждет, что готовые решения подскажет тьютор. Но именно на этапах целеполагания и поиска способов достижения цели тьютор решает задачу развития студента до готовности брать ответственность на себя, поэтому желательно призывать студента к самостоятельному поиску.

Направленность вопросов – «Давай размышлять, как ты можешь достичь задуманного?». После определения нескольких способов достижения цели тьютор предлагает своему подопечному выбрать наиболее подходящий вариант.

        1. Закрепление ответственности. Смысл вопросов - «Когда ты приступишь к реализации задуманного?», «С какими проблемами в достижении задуманного можешь столкнуться?», «Какая помощь может тебе потребоваться?».

Продуктами тьюторской деятельности по итогам года могут стать создание студентами «портфолио» как портфеля их образовательных достижений, написание ими эссе, анализ которых поможет тьютору объективно оценить произошедшие личностные изменения, а также дневник тьютора.

Результатом тьюторской деятельности на первом году обучения возможно станет изменение статуса личности в группе и наличие стремления к самоактуализации как стремления студента к более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, потребности в самосовершенствовании, в максимальной реализации своего потенциала.



Список литературы и фильмов,
рекомендуемых студентам тьюторской группы первого курса Института психоанализа для самостоятельного прочтения, просмотра и последующего обсуждения совместно с тьютором на индивидуальных встречах и во время групповой работы.
Литература
Личностный рост


  1. Бах Ричард. Чайка по имени Джонатан Ливингстон. – М.: София, 2007.

  2. Бенджамин Франклин. Автобиография. Источник: Сайт клуба выпускников МГУ

http://www.moscowuniversityclub.ru/home.asp?artId=7831.

  1. Булгаков М. А. Записки юного врача. Любое издание.

  2. Веллер М. Приключения майора Звягина. – М.,:АСТ, 2008.

  3. Горький М. Разрушение личности. Любое издание.

  4. Каверин В.А. Два капитана. Любое издание.

  5. Кови С. 7 навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.

  6. Козлов Н. И. Семнадцать мгновений успеха: стратегии лидерства. М.: Астрель, 2004.

  7. Козлов Н. И. Формула успеха. М.:АСТ-ПРЕСС, 2002.

  8. Наполеон Хилл. Думай и богатей. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.

  9. Полевой Б.Н. Повесть о настоящем человеке. Любое издание.

  10. Марти Ольсен Лэйни. Непобедимый интроверт. – М.: Эксмо, 2003.

  11. Пауло Коэльо. Вероника решает умереть. – М.: София, 2005.

  12. Прихожан А.М. Психология неудачника. Тренинг уверенности в себе. – СПб.: Питер, 2009.

  13. Эрхардт Уте. Хорошие девочки отправляются на небеса, а плохие - куда захотят, или Почему послушание не приносит счастья. - М.: Независимая фирма "Класс," 2003.

  14. Фромм Эрих. Бегство от свободы. – М.: Изида, 2004.

Для духовно-нравственного развития


  1. Айтматов Ч. Плаха. Любое издание.

  2. Бах Ричард. Иллюзии. – М.: София, 2008.

  3. Богат Ю. Публицистика. Любое издание.

  4. Достоевский Ф.М. Идиот. Любое издание.

  5. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. Любое издание.

  6. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. Любое издание.

  7. Локк Джон. Мысли о воспитании. Любое издание.

  8. Омар Хайям Рубаи. Любое издание.

  9. Ог Мандино. Величайший в мире успех. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006.

  10. Пауло Коэльо. Алхимик. - М.:София, 2005.

  11. Паустовский К. Золотая роза. Любое издание.

  12. Пришвин М. Дневники. Любое издание.

  13. Стругацкие А. и Б. Трудно быть Богом. Любое издание.

  14. Толстой Л.Н. Крейцерова соната. Любое издание.

  15. Толстой Л.Н. Война и мир. Любое издание.

  16. Чехов А.П. Размазня. Любое издание.

Общение и коммуникации


  1. Атватер И. Я Вас слушаю... М., 1988

  2. Воеводин. Стратагемы. Стратегии войны, бизнеса, манипуляции, обмана. – М.: ИД Эт Сетера Паблишинг, 2004.

  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: ЧеРо, 2003.

  4. Дерябо С.Д. Гроссмейстер общения. – СПб.: Питер, 2004.

  5. Зимбордо Ф. Застенчивость: Что это такое и как с этим бороться. - М.: Астрель, 2005.

  6. Литвак М. Е. Психологическое айкидо. - М.: Феникс, 2002.

  7. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. СПб.: Речь, 2004.

  8. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. - М.: Наука, 1992.

Для профессионального самоопределения


  1. Морено Я. Психодрама. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.

  2. Перлз Фриц. Эго, голод и агрессия. – М.: Смысл, 2004.

  3. Уитмор Д. Коучинг. – М.: Международная академия корпоративного управления и бизнеса, 2005.

  4. Франкл Виктор. Основы логотерапии. Психология и религия. – СПб.: Речь, 2000.

  5. Элкин Дж., Ирвин Д. Ялом. Хроники исцеления. Психотерапевтические истории" - М.: ЭКСМО, 2009.

  6. Ялом Ирвин. Лжец на кушетке. М.: ЭКСМО, 2008.

  7. Ялом Ирвин. Мамочка и смысл жизни. Психотерапевтические истории. - М.: ЭКСМО, 2008.

  8. Ялом Ирвин. Экзистенциальная психотерапия. М.: Класс, 2002.

Самоменеджмент


  1. Гранин Д. Эта странная жизнь. - М.: ЭКСМО, 2002.

  2. Лебедев-Любимов А.Н. Самореклама. Как стать известным. – СПб.: Питер, 2003.

  3. Лотар З. Ваше время - в Ваших руках. – М.: Интерэксперт, 1995.

Художественные фильмы
Отечественные

  1. «Тот самый Мюнхаузен».

  2. «Москва слезам не верит».

  3. «Большая перемена».

  4. «Премия».

  5. «Сталкер».

  6. «Убить дракона».

  7. «Стакан воды».

  8. «Кин-дза-дза».

  9. «Республика ШКИД».

  10. «Остров».

  11. «Афоня».

  12. «Бегство мистера Мак-Кинли».

  13. «Андрей Рублев».

  14. «Александра».

  15. «Покаяние».

  16. «Розыгрыш».

Зарубежные


  1. «Умница Уилл Хантинг».

  2. «Целитель Адамс».

  3. «Повелитель приливов».

  4. «Секрет».

  5. «Анализируй это».

  6. «Анализируй то».

  7. «Записки баскетболиста».

  8. «Шестое чувство».

  9. «Коматозники».

  10. «Управление гневом».

  11. «Цвет ночи».

  12. «Фрейд».

  13. «Полет над гнездом кукушки».

  14. «Прерванная жизнь».

  15. «Странные родственники».

  16. «Две жизни».

  17. «Грехи отца».

  18. «Окончательный анализ».

  19. «А как же Боб?».

  20. «Шоколад».

  21. «Переговорщик».

  22. «Убить Фрейда».

  23. «Дельцы».

  24. «Сабина».

  25. «Военный ныряльщик».


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница