Е. В. Чудинова, Е. Н. Букварева «Методика преподавания курса «Окружающий мир» в 1 классе»



страница1/16
Дата01.11.2016
Размер2.14 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Е. В. Чудинова, Е. Н. Букварева

«Методика преподавания курса «Окружающий мир»
в 1 классе»

1 класс (60 часов + 6 часов резервного времени)



Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир» (1 четверть 1 класса):
Личностные:

  • осознание себя учеником, выражающееся в интересе к другим ученикам и учителям и желании следовать принятым нормам поведения в школе и дома;

  • уважительное отношение к другим ученикам, дружелюбие, установка на совместную учебную работу в паре, группе;

  • установка на безопасное поведение (следование инструкции по проведению практической работы);

  • осознание несовершенства человека, проявляющееся, например, в особенностях работы его органов чувств (в сравнении с разными животными);

  • осознание необходимости уважительного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья и необходимости помогать им (на примере слабовидящих и слабослышащих людей).


Метапредметные:

  • умение оценивать результат своей работы по линеечкам – по критериям, предложенным учителем; принимать оценку учителем результата своей работы;

  • различение способов получения ответов на свои вопросы (наблюдение, спрашивание, поиск в информационных источниках);

  • умение прослушать короткий информационный текст, получив представление о его содержании;

  • умение показать готовность группы к следующему этапу работы.



Предметные:

  • умение делить объекты на искусственные и естественные, понимание условности этого деления;

  • знание классификации растений на культурные и дикорастущие; на деревья, кустарники и травы; умение привести примеры подобных растений;

  • знание классификации животных на диких и одомашненных; умение привести примеры подобных животных;

  • умение различать органы чувств человека, называть их работу (функцию) и приводить примеры ощущений, получаемых разными органами чувств.


Уроки 1–3
Образовательные результаты, которые должны быть достигнуты:

  • знакомство с первыми правилами обсуждения и групповой работы, учебником, рабочей тетрадью;

  • приобретение опыта наблюдения и описания предметов;

  • получение опыта слушания рассказа учителя и ответов на вопросы по прослушанному;

  • освоение первой классификации (деление предметов на природные и искусственные).


Примерное распределение времени по видам работ:




Урок 1


Этапы урока

Возможные задания, действия
и вопросы учителя


Формы работы
и действия учеников


Оборудование
и материалы


1

– Сегодня у нас первый урок по предмету «Окружающий мир». У вас на столах лежат предметы, которые мы будем вместе рассматривать и обсуждать. Мы будем работать в группах. Послушайте, что для этого нужно сделать.

Первые правила: 1) без команды ничего не трогаем руками, 2) внимательно слушаем задание, садимся лицом друг к другу, обсуждаем негромко, говорим по очереди; 3) готовность показываем знаком, например поднятием соединенных рук.

Первое задание: рассмотрите предметы, которые лежат на столах. Обсудите, что это, и откуда оно взялось.


Рассматривают и обсуждают предметы. Показывают знаком готовность – завершение работы.

Картофелина, карандаш, растение, фотография, камень.

2

Учитель приглашает начать рассказ желающих от первой группы, показавшей свою готовность.

По ходу рассказа (после того как ученики скажут своими словами о том, что растение выросло, камень откололся, картофелина образовалась на корнях картофеля) учитель называет новые слова «природное», «естественное». После того как учащиеся свяжут происхождение карандаша и фотографии с деятельностью человека, учитель называет новое слово «искусственное».

Могут возникнуть разногласия по поводу картофелины: искусственное или природное?

Учитель подчеркивает разнообразие возможных точек зрения: и те и другие правы. Эта ситуация используется для того, чтобы договориться о том, как можно выразить сомнение, несогласие.



Желающие от первой группы показывают и называют предметы. Желающие от второй группы рассказывают о происхождении предметов. Остальные дополняют рассказ, показывают знаками согласие или несогласие.

Картины преобразовательной деятельности человека, например изображения завода или архитектурного сооружения, сельскохозяйствен­ных полей, распаханных человеком.


3

Знакомство с учебником. Выполнение задания на с. 4–5.

Ученики рассматривают изображения, называют их словами, относят к «природному» или «искусственному», объясняют свою точку зрения, спорят.

Учебник.


Содержательный комментарий
Ответы

1) К с. 4 учебника:

глухарь (1), кошка (2), дерево (3), небо с облаками (5), ягуар (9) – природное;

кастрюля (7), дома (6) – искусственное;

бревно (4), человек (8) – может вызвать разногласия. Важно обосновать и ту и другую точки зрения. Учитель говорит, что любое деление на группы условно, т. е. зависит от того, как мы договоримся, условимся.

(Для учителя, но не для учеников: а) на Земле практически не осталось мест, не подвергнувшихся преобразовательной деятельности человека; б) все искусственные объекты и материалы получены из исходных природных материалов.)
2) К с. 5 учебника:

гора (квадрат), кристалл (черный треугольник) – природное;

завод (ромб), стул (белый круг) – искусственное;

планета (черный круг), икебана (белый треугольник) – может вызвать разногласия. Важно обосновать и ту и другую точки зрения.



Урок 2


Этапы урока

Возможные задания, действия
и вопросы учителя


Формы работы и действия учеников

Оборудование и материалы

1

– Как вы поняли по работе на прошлом уроке, чем занимаются, изучая «Окружающий мир»?

Сегодня мы поговорим о том, что из чего делают (какие изделия делают из природных материалов).

Рассмотрите в группах и назовите друг другу те предметы, которые у вас на столах (2 мин).


Рассматривают и обсуждают предметы.

Сырье и изделия из него – шерсть и варежки, шарфы, шапки; фрукты и компот в банке; глина и глиняный горшок; колосья пшеницы или ржи и кусок хлеба; кусок древесины и бумага. Желательно в разных наборах – по 2 набора на каждую группу. Например, у одной группы – шерсть и варежки, фрукты и компот в банке. У второй группы – шерсть и варежки, кусок древесины и бумага. И т. д.

2

– Знаете ли вы, зачем разводят овец?

У кого на столе есть то, что люди получают от овцы? Какие полезные вещи люди делают из этого материала? Покажите и дайте потрогать остальным

(аналогично – по остальным наборам, которые розданы ученикам).


Отвечают на вопросы, дополняют. Ученики из группы, у которой на столе есть шерсть и варежки, находят эти предметы на столе и проходят к другим группам, показывая и давая их потрогать остальным учащимся.

Фотографии (см. материал на сайте) или картины, показывающие, как люди получают разные вещи из разных природных материалов.

3

Выполнение задания на с. 6–7 учебника (кратко: 3–4 мин).

Учитель помогает детям:

а) воспользоваться словами «природный материал», «естественное», «изделия», «сделано руками человека – искусственное».

б) обнаружить и зафиксировать неизвестное: происхождение стекла и резины.



Произносят по 1–2 предложения, описывая, что из чего делают.

У, с. 6–7.

4

Знакомство с рабочей тетрадью. Выполнение задания на с. 6.

Правила рисования в рабочей тетради: рисунки делаются простым карандашом, раскрашиваются там, где необходимо, цветными карандашами. Записи делаются ручкой.



Рисуют в тетради.

РТ, с. 6.


Содержательный комментарий
1) К тексту об изобретении бумаги (пересказывая ученикам этот текст, можно сопроводить объяснение показом ступки, пестика, которые можно взять в кабинете химии, так же как и кварцевый песок, и сита):

«Впервые бумагу научились делать в Китае. С дерева шелковицы срезали сучья, потом снимали с них кору, внутреннюю волокнистую часть размачивали в дождевой воде, затем рубили на мелкие части и толкли в ступе. Получившуюся кашицу собирали в бочку и разбавляли водой. Мастер брал в руки сито и вычерпывал массу из бочки. Вода стекала, и оставался ровный и тонкий слой волокнистой массы. Его опрокидывали на гладкую доску. Доски с отливками укладывали в стопку одна на другую и клали груз. Окрепшие под прессом листы сушили на солнце или в теплом помещении...»

(По кн.: Богданов В. В., Попова С. Н. Истории обыкновенных вещей. –
М.: Педагогика-Пресс, 1992.)
2) Бумагу можно делать практически из любых растительных волокон. Например, на Шри-Ланке делают бумагу из слоновьего навоза (см. фото). Навоз промывают, измельченные слонами при пережевывании растительные волокна кладут под пресс и сушат. Это позволяет не губить деревья.

Урок 3


Этапы урока

Возможные задания, действия
и вопросы учителя


Формы работы
и действия учеников


Оборудование
и материалы


1

– Кто помнит, какие природные материалы мы рассматривали в прошлый раз?

– Как называют предметы, изготовленные человеком? (Изделия).

– Кто запомнил, что нам НЕ
БЫЛО известно? (Происхождение резины и стекла).


Рассматривают и обсуждают предметы.




2

– Послушайте рассказ и постарайтесь его запомнить.

Рассказ о производстве стекла.

Демонстрация того, как катится округлый стакан и не катится граненый.

Вопросы:



  • Из чего делают стекло?

  • Что делают с песком, чтобы получить стекло?

  • Какой формы мыльные пузыри?

  • Какой формы были первые стеклянные изделия?

  • Как вы думаете, что люди научились делать раньше: стеклянную посуду или оконные стекла? Почему? (Посуду, так как не умели «выпрямлять» стеклянный пузырь).

Отвечают на вопросы, дополняют.

Рассматривают и трогают кварцевый песок.



Сырье и изделия из него: кварцевый песок и граненый стеклянный стакан, ваза – для показа.

Изображение стеклодувов.



3

– Послушайте рассказ и постарайтесь его запомнить.

Рассказ о производстве резины.

Демонстрация резиновых изделий и их свойства: упругости.

Вопросы:


  • Что такое каучук?

  • Из чего делают резину?

  • Чем резина лучше каучука?




Отвечают на вопросы, дополняют. Рассматривают резиновые изделия.

Проводят наблюдения за тем, как может растянуться и сжаться обратно канцелярская резинка.



Резиновые изделия: сапоги или галоши, мяч, и пр. – для показа. Канцелярские резинки – для исследования упругости.

Фотографии каучуковой плантации (см. материал на сайте) и добычи сока в наше время.



4

Знакомство с рабочей тетрадью. Выполнение задания на с. 6.

Правила рисования в рабочей тетради: рисунки делаются простым карандашом, раскрашиваются – там, где необходимо, цветными карандашами. Записи делаются ручкой.



Рисуют в тетради.

РТ, с. 6.


Содержательный комментарий
1) К тексту о производстве стекла:

Стекло получают, нагревая до очень высокой температуры (до 1500оС, что горячей, чем пламя костра) песок с содой. Песок – основной материал для изготовления стекла. Расплавленная, раскаленная смесь становится жидкой и прозрачной.

Раньше умели только выдувать стеклянные изделия, как выдувают мыльные пузыри. На кончик трубки, обмазанной глиной, наносили горячее жидкое стекло и из него выдували стеклянный полый внутри пузырь. Потом он застывал и становился твердым. Делали стеклянные изделия мастера-стеклодувы.

Примерно три столетия назад, во времена русского царя Петра I, изготовили первый граненый стакан. Такие стаканы нужны были на кораблях, чтобы во время качки они не скатывались и не падали со стола.


2) Игра в мяч существовала в древности у американских индейцев. У них были прекрасные упругие мячи, которые хорошо отскакивали от земли.

«Огибая во время второго своего путешествия далекие земли за океаном и отдав якоря у острова Гаити, испанский адмирал Христофор Колумб увидел с борта флагманской каравеллы туземцев, игравших на берегу в мяч. Мяч был черен, велик по размерам, необычайно тяжел, и, однако, ударяясь о землю, он легко и довольно высоко взлетал в воздух. Это казалось поразительным, потому что он не был надут и состоял из сплошной твердой массы, точно обладавшей, как отметил это Колумб в записях, таинственными свойствами живого существа... По объяснениям индейцев вещество... из которого делались волшебные прыгающие мячи... добывалось из высоких деревьев с пятнистой корой, зарослями которых покрыт остров. Матросы с каравеллы, рубившие для судовых нужд лес на берегу, подтвердили это; действительно, достаточно было слегка оцарапать толстую кору такого пятнистого дерева, как из надреза, точно кровь из раны, крупными каплями тотчас начинал течь белый сок, внешним своим видом напоминавший молоко. На воздухе он быстро сгущался и темнел, превращаясь в упругие, эластичные комочки, которые назвали каучуком» (Зорич А. Одна из многих. – М.: ОНТИ, 1936.)

Дерево, сок которого добывали индейцы, назвали гевеей. Из этого сока индейцы выращивали прямо на ногах обувь. Они обмазывали ногу соком дерева гевеи, сок подсыхал, они наносили следующий слой сока. И на ноге вырастала галоша! Но на холоде такие галоши становились ломкими, а на жаре делались липкими и мягкими и начинали неприятно пахнуть.

Меньше двухсот лет назад догадались добавлять в каучук немного серы (серу нужно попросить в кабинете химии и показать ученикам; ее находят в самородном виде). Это улучшило свойства материала, который стали называть резиной. Резина прочнее, тверже, устойчивее, чем каучук, к теплу и холоду.


Домашнее задание (по желанию):

с. 8, 9, 19 рабочей тетради (РТ).



Уроки 4–8
Содержание:

Дикорастущие и культурные растения. Части цветкового растения (корень, стебель, лист, плод с семенами). Разнообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Роль растений в природе и жизни людей.


Образовательные результаты, которые должны быть достигнуты:

  • приобретение опыта групповой работы, завершающейся изготовлением совместного изделия (плаката);

  • овладение навыками наблюдения и описания растения;

  • различение частей цветкового растения: корня, стебля, листа, цветка, плода;

  • распознавание в продуктах питания растительного происхождения тех частей растений, из которых они получены;

  • освоение классификаций (деление растений на культурные и дикорастущие, культурных растений на растения поля, сада, огорода);

  • различение трав, деревьев и кустарников;

  • запоминание и уместное употребление терминов «культурные» и «дикорастущие»; «дерево», «куст», «травянистое растение».


Примерное распределение времени по видам работ:

Урок 4

Этапы урока

Возможные задания, действия
и вопросы учителя


Формы работы
и действия учеников


Оборудование
и материалы


1

– Помните игру «съедобное-несъедобное»? Сегодня мы будем изучать съедобное. Назовите свою любимую еду.

Ученики поднимают руку, называют. Учитель вызывает их по очереди и распределяет по группам: в первую группу попадают те, кто называет пищу растительного происхождения (поп-корн, картошка, апельсин, варенье, леденец, шоколад…), во вторую – животного (мороженое, колбаса, йогурт, сыр…). Всего – по 3–4 человека в каждую группу.

Учитель предлагает ученикам разгадать загадку: почему я объединил(а) этих ребят в разные группы? (Чтобы дети могли отгадать, учитель просит еще раз назвать свою любимую еду учеников из первой группы, потом – из второй).


Высказывают свои предположения. Учитель содержательно критикует, привлекая к критике по возможности, других учеников Например:

Дети: В первой группе сладкое, а во второй – нет.

Учитель: Во второй группе есть любитель мороженого, а оно тоже сладкое.

Возможна подсказка: по происхождению этой еды.






2

– Поработаем в группах.

Повторяем правила групповой работы: внимательно слушаем задание, садимся лицом друг к другу, обсуждаем негромко, говорим по очереди; готовность показываем знаком, например поднятием соединенных рук.

Первое задание: рассмотрите предметы, которые лежат на столах. Обсудите, что это и откуда оно взялось.


Ученики рассматривают, обсуждают, рассказывают. Учитель помогает им правильно назвать злаки, различить колосья по внешнему виду. Учитель показывает свойства стебля злаков, отличающие их от других трав. Ученики рассматривают соломину, пробуют ее согнуть, сломать.

Нужно найти среди имеющихся колосьев пшеницу, связать их с изделиями из нее.



Изделия из пшеницы – рожки, лапша, булка.

Злаки разных видов (пшеница, рожь, ячмень, овес – достаточно двух разных) – для групповой работы.




3

Учитель называет пшеницу, рожь, овес культурными растениями и спрашивает:

– Как вы понимаете, что означает это слово?

Рассказ по материалам с. 8 учебника.

Демонстрация цифрового ресурса.






Ресурс «Центры происхождения культурных растений»

4

Домашнее задание: принести рисунки или фото растений – дикорастущих или культурных по 2–3 штуки (небольшого размера – примерно 10 х 10 см), узнать их названия и где они растут (в лесу, в поле, на огороде, в саду…) Пример – на с. 8 учебника.




У.



Содержательный комментарий
Подробная информация о культурных растениях представлена в ресурсе «Центры происхождения культурных растений» в Единой коллекции цифровых ресурсов.

Урок 5

Этапы урока

Возможные задания, действия
и вопросы учителя


Формы работы
и действия учеников


Оборудование
и материалы


1

– Давайте вспомним, что мы узнали на прошлом уроке (что такое культурные растения). Приведите примеры.

Где растут дикорастущие растения? (В лесу, на лугу, в болоте, на обочинах дорог, в озере…)

Где люди выращивают культурные растения? (В поле, в огороде, в саду).


Вспоминают, поднимают руку, дополняют.




2

– Поработаем в группах. У каждой группы есть большой лист, разделенный на две части.

Слева – сад, поле, огород. Какие растения здесь растут? (Культурные).

Справа – лес, луг, озеро. Какие растения здесь растут? (Дикорастущие).

Достаньте принесенные вами картинки. Обсудите, какие у вас есть растения. Разместите их на листе.

Потом я пройду и посмотрю, как вы это сделали. Вы наклеите их в нужных местах плаката.


Ученики обсуждают принесенные картинки, наклеивают их.


На группу – лист ватмана, поделенный пополам (примерное изображение см. ниже): слева – сад, поле, огород; справа – лес, луг, озеро.

Картинки, принесенные учениками. Учитель может добавить свои рисунки – распечатанные в черно-белом варианте для раскрашивания и наклеивания или в цветном – для наклеивания.



3

Учитель загадывает загадки о культурных растениях.


Ученики отгадывают.

Раскрашивают плакат.

Можно дорисовать отгадки в нужных местах плаката – для этого необходимо заранее приготовить образцы рисунков на доске.





4

Домашнее задание: подготовить маленький рассказ (несколько предложений) об одном из растений с подготовленного плаката. Учитель приводит пример рассказа:

«Дуб – дикорастущее растение. Это дерево, плоды которого называются желудями. Листья дуба жесткие, красивые».






Желуди, листья дуба.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница