Е. В. Атаева язык научной работы



страница1/7
Дата07.11.2016
Размер1.16 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7

Е.В. Атаева



язык научной работы



Учебное пособие



Иваново 2002

Министерство образования Российской Федерации

Ивановский государственный химико-технологический университет


Е.В. Атаева



язык научной работы



Учебное пособие

Иваново 2002


УДК 001.4 (07)
Язык научной работы: Учеб. пособие / Е.В. Атаева; Иван. хим.-технол. ун-т; Иваново, 2002. – 92 с.; ISBN 5-230-01563-2.

Пособие предназначено для аспирантов и стажеров, обучающихся в технических вузах. Цель пособия – развитие навыков и умений самостоятельного продуцирования и оформления различного типа научно-речевых произведений. Методика обучения, учитывающая поэтапность формирования навыков письменной научной речи, базируется на функционально-семантическом принципе описания языкового материала на уровне предложения и текста.


Печатается по решению редакционно-издательского совета Ивановского государственного химико-технологического университета

Рецензенты: кафедра общего и славянского языкознания Ивановского государственного университета; кандидат педагогических наук О.В. Куварзина (Ивановская государственная текстильная академия).

ISBN 5-230-01563-2 © Ивановский государственный

химико-технологический

университет, 2002

Содержание


Предисловие………………………………………………………………..4


Раздел I. Лингвостилистические особенности

научной речи……………………………………………..7
Раздел II. Функционально-семантические

типы предложений в научной речи………...18

2.1. Квалификативные предложения………………………………..18



    1. Предложения качественной и

количественной характеристики………………………………..23

    1. Предложения обусловленности………………………………...28


Раздел III. Содержательно-композиционная

структура научного текста…………………...34

3.1. Структурно-смысловой анализ текста………………………….37

3.2. Лексико-семантические средства связи в тексте………………39

3.3. Логико-синтаксические средства связи в тексте………………43

3.4. Порядок следования информационных единиц

как средство организации внутритекстовых

логических связей………………………………………………..45
Раздел IV. Целевая трансформация текста…………….48

4.1.Свертывание текста………………………………………………52

4.1.1. Дублирующая и дополнительная информация………...52 4.1.2. Синтаксическая конденсация текста и замена

частей текста синонимическими эквивалентами………59

4.2. Расширение текста……………………………………………….66
Раздел V. Аннотирование и реферирование……………70
Приложение………………………………………………………………86
Использованная литература……………………………………………..92


Предисловие
В свете функционально-стилевой и коммуникативной направленности обучения для современной лингводидактики особую актуальность приобретает проблема повышения культуры научной речи специалистов-нефилологов. Начинающий научный работник должен не только хорошо представлять, о чем писать, но и знать, какими языковыми средствами при этом пользоваться (с учетом различных жанров научной прозы). Однако при написании первых научно-речевых произведений – таких, как статья, тезисы доклада, реферат и т.п. – могут возникнуть трудности информационно-содержательного, жанрово-композиционного и речестилистического плана.

Данное учебное пособие носит практический характер и служит важной и актуальной цели формирования лингвистической компетенции стажеров и аспирантов в учебно-профессиональной сфере общения. Выполнение заданий пособия в предлагаемой последовательности должно способствовать выработке у учащихся навыков и умений самостоятельного продуцирования и оформления различного типа научно-речевых произведений.

Пособие базируется на программе специального курса для аспирантов-нефилологов «Язык научной работы». Оно может быть также использовано на занятиях по стилистике со студентами 1 курса, изучающими дисциплину «Русский язык и культура речи», со слушателями элективных спецкурсов «Научный стиль речи» и «Практическая стилистика современного русского языка», а также в работе с иностранными студентами старших курсов и аспирантами.

Тексты и упражнения построены в основном на материале дисциплин, которые изучаются в технических вузах (химия, физика, теория механизмов и машин, материаловедение, технология конструкционных материалов, экономика промышленности (отрасли), экономика и управление производством и др.). Привлекаются также тексты общенаучной тематики.

Пособие состоит из пяти разделов, включающих как теоретический материал, так и практические задания. В первом разделе пособия – «Лингвостилистические особенности научной речи» – даётся общая характеристика научной речи, выделяются её основные стилевые черты, определившие специфическую организацию языковых средств, вводится понятие подъязыков (подстилей) и жанров научной прозы. Задания данного раздела (в основном трансформационные) направлены на усвоение типичных для научного стиля языковых конструкций, формирование навыка взаимозамены вариантных и синонимичных грамматических моделей, т.е. нахождения адекватных форм для стилистически нормативного выражения научной мысли.

Второй раздел пособия – «Функционально-семантические типы предложений в научной речи» – знакомит учащихся с так называемыми актуальными смыслами научной речи и средствами их экспликации на уровне предложения – минимальной коммуникативной единицы. Рассматриваются квалификативные предложения (общей, терминологической и условной квалификации), предложения качественной и количественной характеристики (в том числе сравнительной характеристики объектов), предложения обусловленности (причинно-следственные, условно-временные, целевые и уступительные). Предлагаемые в данном разделе задания способствуют усвоению определённых моделей предложений: со связочными глаголами, предложно-именными сочетаниями, обособленными оборотами и др.

Третий раздел пособия – «Содержательно-композиционная структура научного текста» – посвящён вопросам структурно-смыслового анализа текста и организации внутритекстовых логических связей. Учащиеся знакомятся с фундаментальными характеристиками текста как высшей коммуникативной единицы, типами связи компонентов (самостоятельных предложений) текста, классификацией формальных средств связи в тексте, понятием типового научного текста и др. Предлагаются задания, развивающие навыки анализа текста с точки зрения его общей структуры, составления разных видов плана, организации связного текста с учетом логики расположения информации, а также при помощи связующих средств.

Задача четвертого раздела пособия – «Целевая трансформация текста» – отработать навыки декодирования информации исходного текста, её переформулировки, т.е. преобразования одних конструкций в другие с целью свертывания (компрессии) или расширения высказывания. Выполняя задания этого раздела, учащиеся должны сократить микротексты за счет дублирующей или дополнительной информации, заменить отдельные части текста синонимическими эквивалентами (краткими или развернутыми), распространить высказывания, самостоятельно восстановить опущенные сообщения, включить в текст дополнительную информацию. Предлагаются также задания на сравнительный анализ двух видов передачи информации.

Пятый раздел пособия – «Аннотирование и реферирование» – даёт сведения о таких актуальных жанрах письменной научной речи, как аннотация и реферат. Рассматриваются следующие вопросы: виды аннотаций и рефератов, основные требования к их структуре и содержанию, возможные ошибки в составлении аннотаций и рефератов. Задания данного раздела формируют навыки аналитико-синтетической переработки информации первоисточника и создания вторичного документа (аннотации или реферата) с использованием характерных для него языковых средств.

В приложении к пособию даны таблицы, облегчающие выполнение ряда заданий:



  1. Средства организации связного текста;

  2. Список определений оценочного характера;

  3. Список глаголов, употребляющихся при аннотировании, реферировании и рецензировании;

  4. Образцы библиографического описания.


Раздел I
ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЕ

ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОЙ РЕЧИ
В общем пространстве полифункционального литературного языка выделяется особая разновидность, обслуживающая сферу научного знания. Данную функциональную разновидность исследователи называют по-разному: язык науки, специальный (профессиональный) язык, научный стиль речи, стиль научной и технической литературы. Специальный язык выполняет такие существенные функции, как эпистемическая (отражение действительности и хранение знания), коммуникативная (передача специальной информации), когнитивная (получение нового знания). Являясь в своей основе вербальным языком, язык научного общения широко использует невербальные (цифровые, буквенные, графические) средства в целях номинации специального понятия (Н2О, β-излучение, n-й член, кривая Lı) и его дефиниции (как дополнительный материал в виде иллюстраций, чертежей, схем и т.д.).

Современный специальный язык обладает внутренней стилистической неоднородностью, обусловленной разнообразными задачами научного общения, жанровыми различиями, характером наук. Известны две основные классификации научной речи на подстили (с соответствующими им жанрами и отдельными науками).

I. Членение в зависимости от функции и адресата.

1. Собственно научный (монография, статья, тезисы доклада).

2. Научно-информативный (реферат, аннотация, патент).

3. Научно-справочный (словарь, справочник, каталог).

4. Учебно-научный (учебник, методическое пособие, лекция).

5. Научно-популярный (очерк, книга, статья, лекция).

II. Членение в зависимости от сферы общения.

1. Естественнонаучный (биология, химия и др.).

2. Научно-технический (математика, механика и др.).

3. Гуманитарно-научный (история, лингвистика и др.).

Вместе с тем научный стиль имеет ряд общих черт, сложившихся под влиянием экстралингвистических (внеязыковых) факторов. Главной задачей научной речи является сообщение объективной информации и доказательство её истинности. Поэтому основными качествами (стилевыми чертами) научной речи являются следующие:

1) объективность – проявляется в сосредоточенности на предмете высказывания, изложении разных точек зрения на проблему, отсутствии субъективизма;

2) отвлечённость и обобщённость – вытекает из особенностей понятийного научного мышления и основной задачи научного исследования – установления закономерностей природы и общества на основе обобщения фактов;

3) логичность – обусловливается тем, что ведущими компонентами научной литературы являются объяснения, доказательства, рассуждения, требующие последовательности, ясности и непротиворечивости изложения;

4) точность – однозначность, недвусмысленность в передаче информации;

5) сжатость – увеличение количества информации на единицу плана выражения, насыщенность фактической информацией.

Перечисленные качества научной речи находят выражение в соответствующей языковой форме.
Система языковых средств

Лексика

В основе любого научного произведения лежит общеупотребительная лексика. Все слова употребляются в их прямых (номинативных) значениях, резко сокращается число синонимов. Широко используются абстрактные существительные (фактор, развитие, движение и т.п.), слова-организаторы научной и технической мысли (следовательно, однако и т.п.). Есть своя фразеология, представленная традиционными словосочетаниями терминологического характера (прямой угол, точка кипения, рентгеновская трубка и др.) и различного рода клише (на основании полученных данных, как показали наблюдения и др.).

Не употребляется экспрессивная лексика, однако элементы оценки обнаруживаются в так называемой интеллектуально-оценочной лексике (актуальность, достоинство; догматический, уникальный; углублять, игнорировать; всесторонне, кардинально и т.п.).

Основной понятийной единицей специального языка является термин – слово или словосочетание, имеющее следующие особенности: систематичность (определяет место термина в данной терминосистеме, его классификационные связи), фиксированное содержание, точность, однозначность, отсутствие синонимов, стилистическая нейтральность, общепринятость. Выделяют два вида терминов: 1) общенаучные, предназначенные выражать категории и понятия, применимые ко всем областям научного знания в силу их гносеологической универсальности (система, элемент, функция, парадигма и т.п.); 2) специальные (номенклатурные), именующие специфические для каждой научной отрасли реалии и категории – предметы, процессы, величины, методы, сферы деятельности и т.д. (резонатор, радиолокация, валентность, атомная энергетика и др.).
Морфология

Для научной прозы характерен именной тип речи, т.е. преобладание имён над глаголами. Широко используются отглагольные существительные (изучение, обработка), глагольно-именные сочетания (вступать в реакцию, совершать колебания), возвратные глаголы в страдательном значении (рассматриваются, исследуются), цепочки родительных падежей существительных (выяснение закономерностей формирования структуры общественного производства), сочетания существительных с прилагательными (термоядерный синтез, экономическая эффективность).

Форма единственного числа конкретных существительных часто употребляется в значении множественного (Сверху и снизу лист защищён покровной тканью – кожицей). Вещественные существительные употребляются во множ. числе (смазочные масла, искусственные волокна). Краткие формы прилагательных обозначают постоянный признак (белковые вещества сложны). Формально-логический (коллективный) способ изложения обусловил употребление местоимений в форме 1-го лица множ. числа вместо единственного числа (авторское «мы»). Часто встречаются указательные местоимения (тот, этот, такой) для связи соседних предложений. Более употребительны глаголы изъявительного наклонения, настоящего времени, несовершенного вида. Преобладает цифровое, а не словесное обозначение числительных; используются сложные слова, составленные из числительного и прилагательного, обычно в сокращении (3%-ная концентрация). Наиболее частотны сложные предлоги (в соответствии с, в отличие от) и союзы (ввиду того что, между тем как).

Синтаксис

Абстрагирующий характер научной речи и вневременной план повествования обусловили преобладание неопределённо-личных предложений (Данную величину обозначают …), обобщённо-личных предложений (Докажем …; Измерим …), безличных конструкций (Требуется определить …; Было указано …). Простое предложение в научной прозе обладает полипропозитивностью, т.е. семантико-синтаксической усложнённостью, способностью выражать сразу несколько элементарных смыслов. В соответствии с требованием точности сказуемое часто выражается глагольно-именными оборотами (Воздух оказывает сопротивление движущемуся телу). В целом преобладает составное именное сказуемое с разнообразными связочными глаголами (называться, являться, представлять собой, считаться, делаться, служить и т.д.).

Для научной речи характерно частое употребление предикативных слов, например кратких причастий и прилагательных (равен, пропорционален, эквивалентен, симметричен, тождествен и т.п.). Используется большое количество деепричастных и причастных оборотов, в особенности со страдательными причастиями (Большинство движений, наблюдаемых в природе и технике, являются движениями переменными). Широко употребляются детерминантные конструкции с производными предлогами при наличии, в результате, на основе, независимо от, за исключением и т.п. Особую значимость приобретают союзные средства и вводные элементы, которые служат для выражения логических связей между частями научного текста. Активны уточняюще-пояснительные конструкции с союзами то есть, или. Наблюдается тенденция к употреблению сложных предложений, более удобных для выражения взаимоотношений между научными понятиями, причинно-следственных связей, доказательств и выводов. Особенно распространены сложные предложения с союзами что, если, чтобы, а также с расчленёнными союзами чем … тем, настолько … насколько, если … то и др. Дополнительная информация вводится с помощью присоединительно-распространительных конструкций с союзными скрепами причём, что, где, и поэтому, откуда, следовательно.

В целом организация всех языковых средств в научном стиле речи подчинена характеристике действия (а не деятеля), различных обстоятельств, при которых протекает действие, а также выражению отношений между явлениями.


1. Сравните данные микротексты. Какой из них более соответствует нормам научной речи. За счёт чего создаётся это соответствие?

1. Организм человека, который охлаждён до 15 – 27º С, возвращается к нормальной жизни даже спустя 20 – 25 минут после того, как полностью прекращается кровообращение. Этого времени во многих случаях достаточно для того, чтобы спасти жизнь. Охлаждение организма человека используется, когда проводят некоторые хирургические операции.

2. Организм человека, охлаждённый до 15 – 27º С, возвращается к нормальной жизни даже спустя 20 – 25 минут после полного прекращения кровообращения. Этого времени во многих случаях достаточно для спасения жизни. Охлаждение организма человека используется при проведении некоторых хирургических операций.
2. Переделайте предложения так, чтобы они более соответствовали научному стилю.

1. Обнаружить неизвестную ранее закономерность – большая задача для исследователя. 2. В условиях, когда происходит стремительный рост номенклатуры продукции и усложняются технологические процессы, к планированию предъявляются более высокие требования. 3. Чтобы понизить температуру плавления, в состав металлов вводят флюсы. 4. В Северной Америке – на родине азимины – её плоды называют «яблоками с кремом» за то, что они обладают неповторимым ароматом и имеют сочную мякоть. 5. От того, насколько успешно будет решена задача изучения взаимодействия океана и атмосферы, зависит достоверность долгосрочных прогнозов погоды. 6. Ассимиляционная ткань листа приспособлена к тому, что воздух свободно проникает к ее клеткам. 7. Если повысить температуру, скорость химической реакции возрастает. 8. Перед тем как начнут выпадать кристаллы, раствор изменит свой цвет. 9. Хлорид натрия обладает свойством хорошо растворяться в воде.


3. Замените глаголы глагольно-именными сочетаниями.

Определять плотность суспензии, контролировать ход реакции, обрабатывать песчаные почвы, учитывать численность бактерий, отбирать образцы, участвовать в эксперименте, беседовать с научным руководителем, помогать аспиранту, интересоваться результатом опыта, вычислять площадь фигуры, познавать мир, исследовать полимеры, влиять на организм, очищать от примеси.


4. От данных глаголов образуйте имена существительные со значением отвлеченного действия. Обратите внимание на суффиксы полученных отглагольных существительных.

Выполнить работу, изменить концентрацию, исследовать процесс, применить формулу, измерить величину, использовать образец, наблюдать изменение, излучать тепло, регулировать температуру, обеспечивать режим, перемешивать раствор, выделить газ, разрушить связи, осуществить замысел, сравнить сопротивление, очищать воду, сушить покрытия, переработать отходы, разработать методы, пропитывать жидкостью, реализовать цель, автоматизировать системы, конденсировать пар, апробировать материал, стерилизовать флаконы.


5. Прочитайте предложения. Сделайте выводы об использовании категории числа имен существительных в научном стиле.

1. Зеленый лист – источник жизни на нашей планете. 2. Лес дает человеку многие ценные материалы и продукты. 3. Алмаз обладает высокой твердостью. 4. Термометр – прибор для измерения температуры. 5. Клеточная мембрана пропускает в клетку различные вещества. 6. Истинный ученый объективно подходит к оценке собственных опытов и наблюдений. 7. В Печорском бассейне залегают ценные коксующиеся угли. 8. Для получения высококачественных сталей, необходимых машиностроению, применяют так называемые легирующие металлы. 9. Отходы лесозаготовки и деревообработки используют в лесохимии для производства спиртов, масел, красителей. 10. Галогены – очень энергичные окислители. 11. Пластмассы делятся на термопласты и реактопласты.


6. Сравните данные словосочетания. Отличаются ли они по использованию в речи?

Кусок сахару – производство сахара, купить керосину – цистерна керосина, добавить крахмалу (крахмал) – получение крахмала, не хватает воздуху – недостаток воздуха, принести кипятку (кипяток) – сосуд для кипятка, выпить воды – нагреть воду, килограмм песку – применение песка.


7. Обратите внимание на заимствованные элементы слов, определите их значение.

Микрореактор, бикарбонат, макроструктура, моногидрат, изотоп, антигормон, полиморфизм, дезинфекция, сублимация, дегазация, мегамир, контрадикция, пантеизм, трансмиссия, суперфосфат, гипертония, гиподинамия, автоблокировка, метаязык, неопозитивизм, ультразвук, мультипрограммирование.


8. Найдите в данных предложениях цепочки родительных падежей, свойственные научному стилю.

1. Огромное значение для развития науки имело установление факта деления клеток. 2. Преломление света – изменение направления распространения света при переходе из одной сферы в другую. 3. Полученные данные свидетельствуют о протекании процесса сорбции циркония. 4. Учеными установлена зависимость процесса фотосинтеза от концентрации углекислого газа в воздухе. 5. Необходимым условием химического взаимодействия частиц исходных веществ является их соударение. 6. Процесс расщепления органических веществ под действием микроорганизмов называется брожением. 7. Одной из глобальных проблем является решение задачи удовлетворения жизненно необходимых потребностей человечества в пространстве, продовольствии, минеральном сырье и энергии. 8. Мысль о возможности применения принципа реактивного движения для космического полета была высказана К.Э. Циолковским в 1883 году. 9. Цель данной статьи – выяснение закономерностей формирования структуры общественного производства. 10. Новыми приемами регулирования надмолекулярной организации полимеров являются воздействия вибрационных, магнитных и электрических полей.


9. Измените форму имен прилагательных таким образом, чтобы данные предложения более соответствовали научному стилю.

1. Несмотря на малый удельный вес, титан – необычайно прочный и стойкий при воздействии кислот металл. 2. Руда урана высококачественная, с малым содержанием вредных примесей. 3. Комплексные руды, имеющие в своем составе никель, хром, титан, ванадий, особенно ценные. 4. Природные условия Казахстана весьма своеобразные. 5. Некоторые металлы обладают отличительными свойствами, например, медь пластичная, а сталь упругая. 6. Форма колокольчатых бутонов морозника правильная и красивая, переливы цвета разнообразные. 7. Главная река Восточной Сибири – Енисей – судоходная на всем протяжении, а в низовьях такая глубокая, что морские суда могут свободно подниматься вверх почти на 1000 км. 8. На лесистой и заболоченной Западно-Сибирской равнине трубопроводный транспорт очень выгодный.



10. От данных прилагательных образуйте краткие формы.

Твердый, активный, интересный, вредный, полезный, мягкий, тонкий, легкий, плавкий, термостойкий, случайный, подобный, удобный, интересный, ценный, хрупкий, гибкий, правильный, содержательный, равный, неясный, сложный, возможный, обратимый, произвольный, нужный, одновалентный, радиоактивный.


11. От данных прилагательных образуйте существительные со значением свойства. Выделите в них суффиксы.

Упругий, ковкий, твердый, активный, прозрачный, вместительный, плавкий, насыщенный, яркий, изменчивый, устойчивый, влажный, тождественный, симметричный, эффективный, горючий, текучий, пахучий, прыгучий.

Белый, желтый, кривой, крутой, новый, левый, прямой.

Красный, черный, темный, быстрый, густой, полный, пустой, острый, пестрый, высокий, частый, простой.


12. От данных существительных образуйте прилагательные со значением формы. Какие суффиксы Вы при этом использовали?

Шар, дуга, конус, волна, петля, кольцо, лист, нить, клин, чаша, купол, воронка, пласт, крючок, плита, ромб, капля, диск, трапеция, дерево, миндаль, щит, крыло.


13. Прочитайте предложения. Охарактеризуйте формы степеней сравнения имен прилагательных в научном стиле.

1. Гелий в два раза тяжелее водорода, но его подъемная сила только на 8 % меньше, чем подъемная сила водорода. 2. Титановые сплавы более прочны, чем алюминиевые. 3. Пластмассовая электрическая изоляция надежнее резиновой. 4. Золото более мягкий металл, чем железо. 5. Луна – ближайшее к Земле небесное тело, поэтому Луна изучена лучше других небесных тел. 6. Хлорелла питательнее пшеницы и не менее питательна, чем мясо. 7. При охлаждении ниже + 4˚ С вода становится менее плотной. 8. Сине-зеленые водоросли – древнейшие организмы на Земле. 9. Самая глубокая океанская впадина находится в Тихом океане. 10. Радиоастрономические методы являются наиболее эффективными для решения космологических проблем. 11. Среди всех металлов наибольшей тугоплавкостью обладает вольфрам, а наименьшим весом – литий.


14. Раскройте скобки, поставив глагол в такой форме, чтобы данные предложения прозвучали в форме: 1) инструкции; 2) задания; 3) отчета.

1. Сухой остаток (растворять) в ацетоне. 2. Вес вещества (определять) на аналитических весах. 3. Содержание марганца в образцах (проводить) спектрофотометрическим методом. 4. Каплю раствора (наносить) на полоску фильтрованной бумаги. 5. Препарат (обработать) спиртом. 6. Численность внесенных микроорганизмов (подсчитывать) через 30 минут. 7. Кислоту (переливать) из колбы в пробирку. 8. К смеси (добавлять) несколько капель этилового спирта. 9. Окислительно-восстановительный потенциал (контролировать) с помощью резазурина. 10. Численность колоний (учитывать) под биномолекулярной лупой.


15. Передайте содержание данных предложений, используя пассивный оборот.

1. Чистую культуру водоросли выращивали в люминостате. 2. К половине исследуемого раствора добавляли концентрированную азотную кислоту. 3. Посевной материал вносили в среду и выращивали при аэрации. 4. Пробы помещали в герметически закрывающиеся пробирки. 5. Концентрацию спор определяли при помощи люминесцентного микроскопа. 6. Активированный уголь применяют в производстве сахара и спирта для очистки их от примесей. 7. Изучение живой клетки в настоящее время проводят ученые разных специальностей. 8. Перед началом строительства геологи тщательно исследуют грунт. 9. Работы на большой глубине ведут в батискафах. 10. С помощью спутников измеряют величину магнетизма в любом месте вокруг Земли.


16. Передайте содержание данных предложений, используя конструкции со значением способа действия.

1. Для расчета скорости роста применяли формулу. 2. Для обезжиривания медной пластинки использовали раствор аммиака. 3. Для измерения расхода фильтрата использовали мензурку. 4. Для получения спектра белого солнечного света его разлагают трехгранной стеклянной призмой. 5. Для очистки йода от нелетучих примесей его пары охлаждают. 6. Для получения азота в специальных установках испаряют жидкий воздух. 7. Для создания стеклопластиков соединяют стеклянное волокно с синтетическими смолами. 8. Для удаления из воды примесей применяют фильтрование. 9. Для изменения оптических свойств стекла в его состав добавляют окислы различных элементов. 10. Для устранения кислотности проводят известкование почвы.



17. Замените одно из сказуемых с относящимися к нему словами деепричастным оборотом. Сделайте вывод об использовании деепричастий в научном стиле.

1. Радиоволны проходят над Землей и возбуждают в ней электротоки. 2. Лес замедляет таяние снега и поддерживает в реках постоянный уровень воды. 3. Мы знаем массу тела и его объем и можем вычислить его плотность. 4. Звук достигает границы резко различных сред и полностью отражается. 5. Химия создает минеральные удобрения и тем самым вносит значительный вклад в повышение плодородия полей. 6. Озоновый слой атмосферы поглощает часть ультрафиолетовых лучей и защищает органический мир Земли от гибели. 7. Многие случайные примеси растворяются в дождевой воде и таким образом удаляются из воздуха. 8. Фосфор непосредственно соединяется со всеми галогенами и выделяет при этом большое количество теплоты. 9. С точки зрения философии все предметы и явления природы обладают разными свойствами, но имеют нечто общее.


18. Передайте смысл данных предложений, используя причастия. Охарактеризуйте их употребление в научном стиле.

1. Кислород – прозрачный, бесцветный газ. Он поддерживает горение. 2. Терморегуляция – это совокупность физиологических процессов. Они обеспечивают постоянство температуры тела у теплокровных животных и человека. 3. Сосуды, которые соединены между собой, называют сообщающимися. 4. Вода, которая очищена от растворенных в ней веществ, называется дистиллированной. 5. Результаты, которые приведены в данной статье, согласуются с данными по термической устойчивости титана. 6. Большинство движений, которые мы наблюдаем в природе и технике, являются движениями переменными. 7. Прозрачный воздух пропускает солнечные лучи и почти не нагревается. 8. Коррозия разрушает металлы и может привести к нарушению герметичности аппаратов.


19. Произведите синтаксические преобразования данных предложений, используя характерные для научного стиля предлоги и предложные сочетания.

1. Чтобы получить вакуум, применяют специальные насосы. 2. Когда давление повышается, количество жидкости начинает возрастать. 3. Когда тело движется по инерции, работа не совершается. 4. Фтор в своих соединениях всегда находится в степени окисленности, а остальные галогены проявляют различные степени окисленности. 5. Интенсивно развивается промышленность, растет население, и поэтому потребление воды резко увеличивается. 6. Так как энергия Солнца непрерывно поступает на Землю, биосфера функционирует нормально. 7. В легированной стали, кроме обычных примесей, содержатся так называемые легирующие элементы. 8. Хотя метеорных тел в межпланетном пространстве достаточно много, их прямое изучение до настоящего времени было недоступно человеку. 9. Чтобы не допустить сильного нагревания, реостатам придают специальную форму. 10. Информацию записывают для того, чтобы потом ее обработать.


20. В данных предложениях найдите двойные союзы. Обратите внимание на знаки препинания.

1. Если при каком-нибудь явлении природы молекулы остаются неизменными, то вещество сохраняет свои химические свойства. 2. Чем больше молекулярный вес газа, тем быстрее его давление убывает с высотой. 3. Во сколько раз увеличивается время движения, во столько же раз увеличивается и путь. 4. Наличие ионосферы не только делает возможной коротковолновую связь на большие расстояния, но и позволяет радиоволнам иногда обойти вокруг всего земного шара. 5. Так как импульс есть вектор, то закон сохранения импульса распадается на три закона. 6. Теория является выводом из совокупности большого числа фактов, как давно известных, так и добытых современной наукой. 7. Хотя вещество в кристалле совершенно однородно, однако многие из его физических свойств не всегда одинаковы по различным направлениям внутри кристалла.



Раздел II


Функционально-семантические типы предложений в научной речи
В научной речи, как и в других функциональных разновидностях языка, выделяются так называемые актуальные смыслы, которые устанавливаются спецификой задач научной деятельности. Это прежде всего квалификация объекта (предмета, явления, процесса), его качественная и количественная характеристика, взаимодействие объектов (обусловленность). Для выражения каждого из названных смыслов научная речь располагает определённым набором синтаксических средств: простое или сложное предложение, детерминантные именные группы (предложно-именные сочетания), обособленные обороты.

2.1. квалификативные предложения

Квалификативная характеристика объекта – это описание объекта путём его соотнесения (отождествления) с другим объектом.



Виды квалификативного значения:

1) общая квалификация;

2) терминологическая квалификация;

3) условная квалификация.

В предложениях общей квалификации понятие более узкого объёма (видовое) определяется через понятие более широкого объёма (родовое). Регулярными реализациями данного значения являются модели с нулевой связкой (в них частица это придаёт высказыванию характер объяснения) и модели со связочными глаголами.

Разновидности предложений общей квалификации:


  • отношения «предмет и его характеристика» (представлять собой, иметь, обладать);

  • отношения «предмет и его функция» (служить, использоваться, применяться);

  • отношения «предмет и его сущность» (состоять, заключаться).

Например: Ртуть представляет собой блестящую тяжелую жидкость; Сернистое железо служит важным источником получения серы; Действие катализатора заключается в увеличении скорости реакции.

В терминологических формулировках именные компоненты находятся в отношениях отождествления, которые чаще всего выражаются глаголами называть / называться. Например: Молекулой называется наименьшая частица вещества, сохраняющая его свойства.

Типы микротекстов с терминологическими характеристиками:

I. Терминологическое определение занимает начальную позицию.

1. Далее приводятся примеры.

2. Дается описание предмета, определенного термином.

3. Приводится классификация предмета.

II. Терминологической характеристике предшествует основание, на котором она сформулирована.



Классификации предметов (процессов) могут быть:

а) строгими (сразу называются все подклассы, их количество; используются глаголы делить(ся), разделять(ся), подразделять(ся) и др.);

б) нестрогими (по очереди называются некоторые подклассы и дается их характеристика; употребляются глаголы существовать, иметься, встречаться, наблюдаться и т.п.).

Конструкции со значением классификации предметов могут дополняться распространителями со значением основания классификации: а) по какому признаку (по форме, по составу, по происхождению и т.п.); б) в зависимости от какого признака. Например: В зависимости от состава все вещества разделяются на простые и сложные. Одни и те же предметы могут быть классифицированы по разным основаниям. Выделяются также модели со значением принадлежности предмета к классу с глаголами объединять, включать, содержать, насчитывать, входить и т.п. Например: Сера входит в шестую группу периодической системы.

В предложениях условной квалификации квалификативная характеристика оценивается как соответствующая общему или частному представлению об объекте, т.е. осложняется значением модальной оценки. В таких предложениях используются глаголы считать(ся), рассматривать(ся), принимать(ся), определять(ся), понимать(ся).

Типы конструкций со значением условной квалификации:



  • авторизованные конструкции (характеристика предмета изображается как мнение лица);

  • конструкции с указанием научного направления, теории;

  • конструкции со значением общепринятой квалификации.

Например: Менделеев считал растворение не только физическим, но и химическим процессом; Протонная теория кислот и оснований рассматривает гидролиз как частный случай кислотно-основного равновесия; При описании движения одно из тел принимается за начало отсчета.

1. Перестройте предложения, используя подходящий по смыслу связочный глагол.

1. Акустика – наука о возникновении, распространении и свойствах звуковых волн. 2. Озонатор – стеклянная трубка, по которой снаружи и внутри проходит электрический ток. 3. Базальт – самая распространенная излившаяся горная порода. 4. Молекула – наименьшая частица вещества, сохраняющая его свойства. 5. Прямая – кратчайшее расстояние между двумя точками на плоскости. 6. Атомно-молекулярное учение – теоретическая основа химии. 7. Бром – тяжелая жидкость темно-красного цвета. 8. Железный колчедан – источник получения серы. 9. Основная задача тригонометрии – решение треугольников. 10. Сода, известняк и песок – исходные материалы для производства обычного стекла. 11. Джоуль – единица количества тепла в системе СИ. 12. Процесс испарения – отрыв от поверхности жидкости быстрейших молекул. 13. Возможный перегрев металла и резкое изменение его структуры – недостаток метода сварки плавлением. 14. Точка О – начало координат. 15. При таких условиях азотная кислота – слабый окислитель.


2. На основе приведенных данных составьте краткое описание вещества или материала.

1. Алмаз: прозрачное кристаллическое вещество; превосходит по твердости все природные вещества; чрезвычайно сильно преломляет лучи света. 2. Метан: легкий горючий газ; не имеет запаха; почти нерастворим в воде; основная составная часть природного газа. 3. Азотная кислота: бесцветная жидкость с резким запахом; сильный окислитель; сырье для производства азотных удобрений. 4. Сталь: сплав железа с углеродом с содержанием углерода до 2 %; важнейший промышленный сплав; материал для изготовления деталей машин. 5. Сера: типичный неметалл; хрупкие кристаллы желтого цвета; сырье для получения серной кислоты. 6. Кремний: второй по распространенности элемент земной коры; темно-серые кристаллы с металлическим блеском; материал для изготовления полупроводниковых приборов. 7. Глина: осадочная горная порода; состоит из зерен различной величины; прекрасный строительный материал; сырье для керамических изделий .8. Медь: ковкий и мягкий металл красного цвета; хороший проводник тепла и электричества; материал для изготовления электрических проводов. 9. Полиэтилен: твердое вещество белого цвета; хороший диэлектрик; материал для изготовления пленок, труб, технических волокон. 10. Висмут: малораспространенный в природе элемент; блестящий, красновато-белый хрупкий металл; теплоноситель в энергетических ядерных реакторах.


3. Дайте определение терминов на основе следующих данных.

1. В нейтральных растворах концентрация ионов водорода и гидроксидиодов одинакова. 2. Гомогенная система состоит из одной фазы. 3. Молекулы простых веществ состоят из атомов одного элемента. 4. В состоянии невесомости в телах, свободно движущихся только под действием сил тяжести, исчезают деформации и взаимные давления. 5. Альфа-частицы испускают радий. 6. Растворы электролитов проводят электрический ток. 7. Амфотерные гидроксиды способны вступать во взаимодействие и с кислотами, и с основаниями. 8. Главные подгруппы периодической системы состоят из элементов больших и малых периодов. 9. При механическом движении изменяется положение тел относительно земной поверхности или частей тел относительно друг друга. 10. Идеальные газы подчиняются уравнению газового состояния. 11. В арифметической прогрессии разность между последующим и предыдущим членами остается неизменной. 12. Работа потенциальных сил идет на изменение потенциальной энергии. 13. Биссектриса делит угол пополам. 14. Радиоактивные вещества испускают невидимое излучение.



4. Используя данную информацию, сформулируйте классификационные характеристики предметов.

1. Кислород; шестая группа периодической системы. 2. Свинец; тяжелый металл. 3. Фтор, хлор, бром, йод; группа галогенов. 4. Серная кислота; сильная. 5. Мрамор; метаморфическая порода. 6. Семейство лантаноидов; 14 сходных между собой металлов. 7. Заклепочные, сварные, клеевые соединения; неразъемные. 8. Химические реакции; обратимые и необратимые. 9. Подшипники; шариковые и роликовые; форма тел качения. 10. Атмосфера; гомосфера и гетеросфера; основные физические свойства и состав воздуха. 11. Оксиды; закиси и окиси; количество кислорода. 12. Вещества; твердые, жидкие и газообразные; физическое состояние. 13. Машины; три класса; характер рабочего процесса. 14. Сталь; химический состав; углеродистая сталь (до 2 % углерода и постоянные примеси); легированная сталь (обычные примеси и легирующие элементы).



5. Прочитайте текст с нестрогой классификацией. Выделите предложения со значением существования подклассов предметов и укажите модели, предикаты которых осложнены количественным значением.

Минералы

Минералы – природные тела, приблизительно однородные по химическому составу и физическим свойствам. Существуют минералы, представляющие собой кристаллические образования из свободных атомов. Например, самородная медь, золото, серебро. Есть минералы, которые представляют собой разнообразные типы химических соединений: окислы, соли. Наиболее распространены минералы класса силикатов (соединений кремния). Широко распространены минералы в виде зерен неправильной формы. Редки минералы в виде хорошо образованных кристаллов. Наиболее характерны минералы не в виде единичных кристаллов, а в виде различных срастаний кристаллов (агрегатов). Типичны минералы в виде друз, сростков правильных, хорошо образованных кристаллов. Часты также минералы в виде зернистых агрегатов, пластинчатых агрегатов, волокнистых агрегатов и т.д. Существуют минералы разнообразных цветов и оттенков: красные, желтые, синие, зеленые, голубые и др. Бывают прозрачные, полупрозрачные и непрозрачные минералы. Есть минералы со стеклянным блеском, алмазным и металлическим блеском. Среди минералов имеется небольшое количество минералов, которые притягиваются магнитом. Наконец, бывают минералы, которые отталкиваются магнитом.


6. Передайте информацию, используя конструкции «состоять / заключаться в…» или «состоять / заключаться в том, что (чтобы)…».

1. Катализатор увеличивает скорость реакции. 2. Академик С.И. Вавилов создал школу советских физиков-оптиков. 3. Недостаток этого прибора – большой расход электроэнергии. 4. Всякий тепловой двигатель преобразует тепло в работу. 5. При окислении окисляющееся вещество теряет электроны. 6. Цель эксперимента – определить удельный вес жидкости. 7. Перед всеми видами транспорта стоит проблема – заменить нефтяное топливо экологически чистым. 8. В кристаллических телах упорядоченность в расположении частиц наблюдается на больших участках кристалла или во всем объеме, а в аморфных телах – на очень малых участках. 9. Пресная вода распределена на земном шаре крайне неравномерно, поэтому дефицит пресной воды наблюдается во многих районах Земли.



  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница