Душа народа в его фольклоре



Скачать 56.61 Kb.
Дата08.11.2016
Размер56.61 Kb.
Урок в 5 классе на тему: «Душа народа в его фольклоре»
Цель урока:

Воспитывать в юных душах любовь к отчему краю, уважительное, терпимое отношение к народам, живущим в республике.


Оборудование:

Кабинет оформлен в стиле старинной избы: кружево, вышивка, старинные льняные полотенца с орнаментом. На столе, покрытом вязаной скатертью, - самовар, национальные блюда: блины, баранки, баурсак. Деревянная и берестяная посуда, лампа и т.д. На полу- вязанные коврики, половики;

Книги: Башкирское народное творчество в нескольких томах; магнитофон, музыкальные инструменты: курай, кубыз.


  1. Вводная беседа.

- Ребята, сегодня урок у нас не обычный, посиделки. А кто догадался, что такое посиделки? (Зимняя вечеринка молодежи в деревне).

Чем занимался народ, собираясь вечерами в свободное от время? (Рассказывали сказки, загадывали загадки, пели песни, играли и т.д.). Вот и мы сегодня посидим рядком да поговорим ладком. Представьте себе, что на посиделки пришли представители двух прекрасных национальностей, живущих на нашей республике: русские и башкиры.

(Русские встают, кланяются, здороваются, башкиры здороваются на башкирском языке).
- У каждого народа есть свой фольклор. А что такое фольклор? (дети отвечают).

С раннего детства мы слушаем сказки, рассказы, предания наших бабушек и дедушек. Бабушки исполняют нам песни, сенляу, рассказывают баиты, учат нас жизни своими пословицами, поговорками. Это устное народное творчество, т.е. фольклор.

(показываю книги «Башкирское народное творчество» в нескольких томах).

- Скажите кто автор пословиц, поговорок, сказок? (Народ).

- Как вы понимаете слова: душа народа отражается в фольклоре?

( мечты, надежды, талант, чувства, любовь к родному краю, мечты о труде, счастье).




  1. Повторение пройденного.




  1. Сказки

– Ребята, сейчас я вам прочитаю сказку, а вы меня внимательно послушайте . Какую пословицу вы услышите в этой сказке?

Стала торопливая курица шелковый сарафан к лету кроить. Тяп- ляп. Весь шелк искромсала, изрезала в лоскутки.

И не то, что сарафан, платка из этих лоскутков сшить нельзя. Стала терпеливая синица из холстины фартук кроить. Тут прикинет, там смекнет. Туда подвернет.

Все она сообразила, все высчитала, потом за ножницы взялась. Нарядный фартук получился, ни ни одного лоскутка не пропало даром.

- Где ты кройке- шитью училась, синица? Какие курсы заканчивала?

- Никаких курсов я не заканчивала, бабушка меня шитью научила.

- А как она учила?

- Да очень просто. Шесть волшебных слов велела запомнить.

- Каких?

- А вот каких ребята, скажите-ка мне, пожалуйста, кто догадался?



(Семь раз отмерь, один раз отрежь).

Очень хорошо! Сейчас подскажите мне, чем отличаются пословицы от поговорок?( пословицы имеют законченную мысль, а поговорки не имеют).

Я сейчас вам прочитаю начало пословицы а вы заканчиваете. Итак, слушаем…


  1. Счастливые…(часов не наблюдают);

  2. Без труда…(не вытащишь рыбку из пруда);

  3. Посади свинью на стол, …(она и ноги на стол);

  4. Ду9 к0лг2нд2 беленм2й, …ё7ай4ыла белен2Ё;

  5. Друзья познаются… ё в бедеЁ;

  6. Итексене8 итеге тишек, …ёбалтасыны8 балта3ы китекЁ;

  7. Сапожник …ёбез сапогЁ;

  8. Йомша7 30йл2п, …ё7аты4а ултыртаЁ;

  9. Мягко стелет, …ёда жестко спатьЁ;

  10. А4ас емеше мен2н, …ёкеше эше мен2нЁ;

  11. Дерево красно плодами, …ёчеловек деламиЁ;

  12. Кем эшл2м2й,…ёшул ашамайЁ;

  13. Кто не работает, …ётот не естьЁ;

- Посмотрите, русские и башкирские пословицы перекликаются. А чему они учат? (Дети отвечают)

- Молодцы!
2.Музыка

– Ребята, ну какие же посиделки без музыки, без песен? И русские и башкиры очень музыкальные. Они любят и работать, и отдыхать.


Между музыкой народов

Существует разница.

Но люблю её я слушать.

И она мне нравится.
(Прослушивание коротких мелодий на башкирских и русских музыкальных инструментах).

- Какие ещё народные музыкальные инструменты вы знаете?

-Без этого замечательного инструмента не обходится ни один башкирский праздник, никакая работа. Кто догадается!

Голос песни, мелодию рассвета –

Все передает тростинка эта. (Курай)

- Посмотрите на курай. Как он выглядит. Ничего особенного он не представляет, обыкновенная тростниковая трубочка.

А сейчас вы послушайте мелодию курая, а я вам прочитаю стихотворение Муса Гали «Курай».(Включаю магнитофон)
Курай мой, курай!

Курай мой, курай,

Тростниковая флейта,

Песнь твоя сердцем народа согрета.

А сердце земли-

Нашей матери милой-

Тебя наделило волшебною силой!
Мелодии курая передают радость и горе, страдание и ликование человека. По курай можно и танцевать.
3.Физминутка.

(Дети встают и повторяют движения, которые показывает учитель).

- Сейчас, ребята, следующая загадка.
Дернешь его за язычок- он назад прыгает. Что же это? (Кубыз)

- Кубыз- это музыкальный инструмент. На нем играют женщины и дети(демонстрирую игру на кубызе).


5. Пишу на доске:

Волшебные.

Бытовые.

О животных.

Богатырские.

- Как вы думаете, о чем сейчас пойдет речь? О сказках.

- Сказки- это один из видов устного народного творчества. Знаете ли вы сказки?

Угадайте:


  1. Какое слово пропущено: «… Аленушка и братец Иванушка»?

  2. Оружие сказочных богатырей.

  3. Как по другому в сказках называют лису?

  4. Кто и от дедушки ушел и от бабушки ушел?

  5. Как прозвали старушку обжору?(Убыр- 2би)

  6. Кто из сказочных героев научился трем профессиям?(Игра на скрипке, писать, играть в шахматы);

  7. Кто обидел двух друзей Абзалила: Урмана и Тау батыра? (Старик- карлик);

  8. Кого все время обманывает Алдар? (Шайтана).

- Сейчас скажите, а что объединяет башкирские и русские сказки? Что прославляется в них? Что осуждается? (Дети отвечают)
6. Загадывание и отгадывание загадок.
-Любили на Руси и загадки отгадывать. Очень хочется узнать, кто отгадает самую сложную загадку, кто окажется самым сообразительным.

  1. Стоить красавица на поляне:

В белом сарафане,

В зеленом полушалке. (Береза)

  1. Поднялись врата,

Всему миру красота. (Радуга)

  1. Ждали, звали, а показался-

Все прочь побежали. (Дождь)
7.Отгадывание национальных блюд.

- Вот вам сказки и загадки, а нам пироги да сласти. Изба красна не углами, а пирогами.



- Ребята, сейчас мой последний к вам вопрос, назовите блюда русской и башкирской кухни. (Баурсак, блины, борщ, бишбармак и др.)
- Быстро пролетело время. Мы и не заметили, как подошел к концу наш урок. Вам он понравился?


  1. Подведение итогов. Оценивание.

Ребята, мы сегодня ещё раз убедились, какой богатый фольклор у башкирского и русского народов и как много общего в них, как они перекликаются друг с другом. И это не случайно. Ведь всех народов Башкортостана, несмотря на различие языков, обычаев, традиций. Объединяет стремление жить в мире и согласии, желание быть счастливыми.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница