Духовных ценностей древнерусской литературы



Скачать 51.95 Kb.
Дата12.11.2016
Размер51.95 Kb.
к.ф.н. Сорокин В.Б. (E-mail: sorokin-vladbor@yandex.ru доцент Московского педагогического Государственного университета

Система духовных ценностей древнерусской литературы.
Древнерусская литература об уме и глупости

Литература Древней Руси, повествуя о князьях и подвижниках, не­пременно говорит об их интеллектуальных качествах: мудрости, книжности и т.д. Но сразу же нужно сказать, что представления об умственных способностях средневековая европейская культура рассматривает в аспекте библейских оценок и воззрений на человеческий ум и, в особенности, Премудрость Божью. В библейском тематическом словаре-справочнике "Библейское зеркало", составленном Б. Геце [1], читатель не найдет словарной статьи "Ум", но есть раздел о слове "Мудрые" -"умные и рассудительные люди".

Всего пять имен даны в пример мудрости: Иосиф, Веселеил, Соломон Хирам-Авия и Даниил. Поучительны фразы о мудрости: Мудрые сберегают знание; Общающийся с мудрыми будет мудр; Сын мудрый радует отца; Да не хвалится мудрый мудростью своею; Мудр ли и разуме} кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрой кротостью.

Наряду с определением мудрые приведены примеры на лексемы разумные - "люди, имеющие разум и хорошо употребляющие его" рассудительные — "мудрые, умные, опытные люди... Тот, который хорошо может познавать, точно рассуждать, умело судить и верно отличать добро от зла, имеет рассудок, ум, мудрость... Рассудок в сущности — способность души мыслить или составлять понятия и суждения".

Легко заметить, что при большой близости толкования слов ум и рассудок имеются и различия в их семантике. Характерный "библейский" отпечаток в смысловом наполнении этих понятий выражен привнесением нравственного компонента - кротость, смирение, распознавание "добра и зла". Именно кротость названа мудрою. О смиренных: сказано: "Со смиренными — мудрость"; "Облекитесь смиренномудрием". Смышлеными названы люди "мудрые, умные и осторожные": "Начало мудрости - страх Господень, и познание Святого - разум".

Соответственно, безумцы, по Б.Геце, - это люди, которые "настоль­ко безрассудны, что они не заботятся о своей душе, не хотят правильно понять Бога, судя неверно о Божественных судах и делах, и хотя у них есть человеческая мудрость, они все же исполняют свою злую волю, и, несмотря на все увещевания, следуют грешным путем".

Таким образом, мудрость библейская - мудрость особенная, богобо­язненная и богопознающая. А глупцы, как и безумцы - "люди, не име­ющие здравого рассудка, говорящие и поступающие, не обдумывая свои речи и дела. Особенно такие, которые не обдумывают спасения своей души, неразумно судят о Божественных вопросах и судах, и хотя они и имеют человеческий разум, все же руководятся своей злой волей и погружаются в грехи и пороки".

Красноречивы сентенции о глупости: Глупый устами преткнется; Глупый наговорит много; Кто ненавидит обличение, тот невежда; Кто идет по следам празднолюбцев, тот скудоумен; Кто дружит с глупыми, развратится; Глупый не любит знания, а только бы выска­зать свой ум; К чему сокровище в руках глупца? Для приобретения мудрости у него нет разума.

Итак, критерий мудрости - это рассудительность и смирение, без которых ум, лишенный добродетельности, равен глупости. В этом "уравнении" для верующего нет неизвестных. К проявлениям глупости Библия относит гнев "Гнев гнездится в сердце глупых"), похотливость ("Кто же прелюбодействует с женщиной, у того нет ума"), клевету, гор­дыню и прочие пороки.

Со всей очевидностью можно утверждать, что почтительное наиме­нование мудрец в христианской культуре содержит непременное усло­вие благочестия.

Древнерусская литература, постоянно ссылаясь на Священное Пи­сание и цитируя его, показывает мудрость просвещенных христианских правителей и осуждает неразумность и невежество язычников и ерети­ков. Летопись употребляет формулы, обозначающие достоинства лю­дей, заслуживающих доверия: "мужи добрые, умные и храбрые", "му­жи славные и умные". Князя величают так: "Мудр и смыслен". Извест­ны слова летописца о пользе учения книжного: "От слов книжных обретаем мудрость и воздержание...это источники мудрости... Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу ду­ше своей" [2].

О мудрости и разумении говорили многочисленные поучения, на­ставления и сборники нравоучительных изречений, называвшиеся в Древней Руси "Золотая цепь", "Пчела" и т.п. Например, в "Наставле­нии отца к сыну" (XV век) читаем: "Мудрый муж, имеющий страх бо­жий, даже если он раб и нищий, - лучше царя. ...Богатый муж, истине не наученный и не разумный, подобен ослу, взнузданному золотою уз­дою <.. .> великое богатство - хороший разум" [3].

Со всей убежденностью выдающегося проповедника писал о "про­свещении разума и делании духовном" св. Дмитрий Ростовский (1651— 1709) в "Алфавите духовном" [4] — своеобразной энциклопедии христи­анской нравственности, утверждая, что "первейшей причиной Адамова падения было неразумие и всеконечное себя непознание". В главе тре­тьей Д. Ростовский излагает свои взгляды на умственные различия лю­дей: "Разум неделан и долгим временем не очищен, разум не разумен есть, не прав и не истинен есть разум. Есть же разума различие, якоже и всех внешних вещей. Есть бо разум совершенен, духовен, есть же посредний, дшевен, есть же отнюдь груб, плотский". Прав и истинен ра­зум "может быть обретен долгим временем", великим трудом и подви­гом, умерщвлением плотских похотей.

Следовательно, идеалом истинного разума в противовес внешней мудрости выдвигается аскетическое воздержание и духовное самосо­вершенствование. Без этого "умного делания" и "очищения умного", т.е. совершенствования сознания, ментального преображения труд те­лесный и знания мирские подобны неплодоносящему дереву. Мысли­тель разделяет учение (образование) человеческое и Божественное просвещение души: "Дух Святой есть источник всякой премудрости и разума"; "Разум и рассуждение есть начало и вина всему благому, бла­годетели и благодеянию, так же, как безумие и нерассуждение предва­ряют всякий грех", — подводит нравственный итог своим рассуждениям Дмитрий Ростовский.



Так изначальное библейское представление о благочестии, как при­знаке истинной разумности, исподволь соединяется с пониманием цен­ности рассудительности и самопознания, предопределяющих осмыс­ленное, осознанное движение к самосовершенствованию в эпоху ста­новления просветительских идей в России.

Литература

  1. Геце Б. Библейское зеркало: Библейский тематический словарь-справочник. Одесса, 2004.

  2. Повесть временных лет. В год 6545 (1037).

  3. Памятники литературы Древней Руси. XIV — середина XV века. М., 1981. С. 497-499.

  4. Алфавит духовный святителя Дмитрия Ростовского. М., 1997.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница