Д/С «Индийская философия языка»



Скачать 96.35 Kb.
Дата08.11.2016
Размер96.35 Kb.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный университет
Философский факультет

Рассмотрено и рекомендовано: УТВЕРЖДАЮ

1. На заседании кафедры философии и декан философского факультета

культурологии Востока ____________________________

протокол №______от_______ Ю. Н. Солонин

Зав. кафедрой

К. Ю. Солонин _______________

2. На заседании методической комиссии

философского факультета

протокол №______от_________

Председатель методической комиссии

В. М. Дианова__________________



Программа учебной дисциплины

Д/С «Индийская философия языка»



специальность 020600 – культурология

специализация 020603 – культуры Востока
Составитель:

К. филол.н., доцент А. В. Парибок

Рецензент

К. филос. н., доцент. С.В. Пахомов



Санкт-Петербург 2009 г.
1. Организационно-методический раздел

1.1. Цель изучения дисциплины: Цель дисциплины – дать начальное, как содержательное, так и терминологизированно-техничное представление о специально-научной и философской сторонах классических индийских дисциплин, трактующих речевую действительность и язык.

1.2. Задачи курса: (1) Ознакомить студентов с основными авторами, типами текстов, дисциплинами и проблемами в области интеллектуальной рефлексии о языке, характерной для южноазиатской цивилизации. (2) Научить их на представительных образцах подлинных текстов разбираться и ориентироваться в санскритских сочинениях по вьякаране (грамматике), прежде всего в «Восьмикнижии» Панини и «Великом комментарии» Патанджали и, под руководством преподавателя, отчасти даже выполнять учебный перевод небольших отрывков. Показать закономерности образования и типы грамматических терминов. (3) Ознакомить студентов с содержательной логикой построения санскритских общетолковых словарей и с прочими специальными не грамматическими текстами. (4) Дать связное представление об основных школах и проблемах индийской линвофилософии.

1.3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника: специальная дисциплина «Индийская философия языка» в специализации «Культура Индии» непременно опирается на достаточную компетенцию студентов в санскрите, а также на успешное освоение курсов «Санскритский художественный текст» и «Санскритский философский текст», без чего она будет совершенно непонятна. Индологу-культурологу, в особенности собирающемуся иметь дело с классическим материалом, этот курс дает шанс начать освоение текстов, с филологической стороны признаваемых сверхспециальными и герметическими даже для санскритолога. Курс – технически труднейший, хотя философски он труден умеренно.

1.4. Требования к уровню освоения дисциплины «Индийская философия языка»: За практическим отсутствием русской специальной литературы насущно необходимо умение свободно читать специальную литературу по-английски. Студенты должны запомнить названия текстов, знать их структуру, имена авторов и названия научных школ и теоретических позиций. Усвоить основы специальной терминологии (в количестве нескольких десятков единиц). Уметь разобраться в читавшихся на семинарах пассажах грамматических текстов, а также узнавать в любых санскритских текстах специальную лингвистическую терминологию и продемонстрировать умение искать толкование ее в исследовательской литературе. Читать в подлиннике и толковать проработанные санскритские пассажи по грамматике, лексикологии и философии языка. Понимать и объяснять существо рассмотренных в курсе лингвофилософских проблем.
2. Объём дисциплины, виды учебной работы, форма текущего, промежуточного и итогового контроля

Всего аудиторных занятий

34 часа

из них: – лекций

16 часов

– семинарских занятий

14 часов

– практических занятий

4 часа

Самостоятельной работы студента

34 часа

Общая трудоёмкость

68 часа

Изучение дисциплины по семестрам: четвертый семестр: лекций 16 часов, семинарских занятий 14 часов, практических занятий 4 часа..

Промежуточный контроль: аттестация по итогам посещения лекций, активности на семинарах и практических занятиях, в т.ч. переводческой.;



Итоговый контроль: зачет.
3. Содержание дисциплины

Введение в курс. Роль речевых практик и рефлексивного изучения языка в классической индийской культуре. Вьякарана и другие дисциплины, трактующие язык. Лингвистика как первый фундаментальный предмет образования индийского философа и знание грамматики как пропуск в культуру элиты. Наследование индийской философией проблем, уже решенных в грамматике. Дискретность, многомерность и времениподобие как стилистические черты индийского классического мышления, позаимствованные из вьякараны.

Тема 1. «Аштадхьяи» Панини. Предыстория грамматической традиции и Панини как ее первый классик. «Пратьяхарасутры» и деятельностно-порождающий подход к фонологии. Текст «Аштадхьяи» как культурно-исторический источник. Принципы построения текста. Типы сутр. Тексты, непременное дополняющие «Аштадхьяи»: «Дхатупатха». «Ганапатха», «Унадисутры». Анубандхи, IT. Набросок их классификации, подлинные санскритские и наглядные учебные примеры, в том числе, по аналогии, на материале русской грамматики.
Тема 2. Комментаторская традиция к «Аштадхьяи». «Варттики» Катьяяны; Патанджали (2 век до н.э.) и его концептуальный «Великий комментарий». Практико-филологический «Бенаресский комментарий» Ваманы и Джаядитьи. Разделение комментаторских функций. Разбор введения («Paspaçā») и некоторых других отрывков из «Великого комментария».
Тема 3. Техника изложения и композиции у Панини (тема в т.ч. семинарской и практической работы). Синтез языковой действительности падежа. Понятия kāraka, vibhakti, значок suP. Проработка сутр, трактующих kāraka. Подразумевание (anuvŗtti), гиперссылки и перекрестные ссылки. Проработка сутр, трактующих типы сложных слов.
Тема 4. Традиция толковых систематических словарей (koça). “Nāmalińgānuçāsana” Амарасимхи – первый классический образчик словаря. Другие важные словари: Vaijayantī, Abhidhānacintāmaņi, Kalpadruma и др. Принципы построения, способы перехода от темы к теме; логика культурно-значимых смыслов. Семинарская работа: разбор части словаря Амарасимхи, посвященной человеку (тело, родственные отношения). Тенденции исторического развития словарей.
Тема 5. Использование лингвистической терминологии в филологическом слое комментирования текста. Семинарские и практические занятия на примерах отрывков из комментариев на поэтические, научные и лексикографические тексты.
Тема 6. Философия языка в школе Панини. Бхартрихари ( 5 в.), его труды. «Трактат о слове и предложении» (Vākyapadīya). Концепция речевого монизма (çabdādvaita). Теории денотативного значения слов. Семинар – чтения с комментарием отрывков из главы «Компендиум о субстанции» (Dravyasamuddeça) в составе книги 3 «Вакьяпадии».
Тема 7. Понятие спхота. Теория единого и неделимого смысла высказываний и иные точки зрения на устройство высказывания, Трактат Манданамишры Sphotasiddhi («Осуществление действительности спхоты»). Полемика с мимансой. Семинарско-практическое занятие: чтение отрывков текста. Основные темы полемики школ индийской философии по проблемам языка.
3.2.Примерные контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов



  1. Типы терминов во вьякаране.

  2. Просхематизировать способ построения выбранной части систематического словаря.

  3. На основе подлинника и с помощью имеющегося научного перевода на европейский язык самостоятельно проработать 20-30 сутр Панини.

  4. На основе подлинника и с помощью имеющегося научного перевода Панини на европейский язык понять и объяснить соотв. часть «Бенаресского комментария».

  5. Типы сутр у Панини: собрать по нескольку примеров на каждый тип.



3.3. Примерные темы для рефератов по дисциплине

  1. История изучения санскритской грамматической традиции на Западе.

  2. Роль грамматического знания в индийском элитарном образовании.

  3. Нормативное и описательное в индийской лингвистике.

  4. Обзор традиции индийских систематических словарей.

  5. Грамматика как одна из основ индийского философствования.

  6. Индийские подходы к языковому значению в сравнении с европейскими.

  7. Грамматика и практика йоги.


3.4. Примерный перечень вопросов к зачету по курсу


  1. Массивы данных на входе Аштадъьяи.

  2. Пратьяхарасутры.

  3. Караки (общие положения).

  4. Полемика о спхоте вайякаранов и мимансаками.

  5. Основные положения концепции Бхартрихари.

  6. Требования к высказыванию в ньяе.

  7. Анубандхи.

  8. Классификация суффиксов.

  9. Порядок типичного филологического комментирования (дается три маленьких отрывка, объяснить на их материале).

  10. Композиция раздела Аштадхьяи, трактующего падежи (объяснить с текстом в руках).

  11. Композиция систематических словарей.

  12. Теории смысла предложения (обзорно).

  13. Переносные смыслы выражений в философии языка.

  14. Полемика мадхьямаки и виджнянавады: существо расхождений.

  15. «Великий комментарий» Патанджали»


3.5.Тестовые вопросы

1. Что такое tiN (анубандха для личных окончаний)

2. Что такое suP (анубандха падежных окончаний).

3. Какие имеются основные разновидности самас ( двандва, татпуруша, авьяйибхава, бахуврихи).

4. Что такое пратипадика (именная основа).

5. Что такое пада (словоформа изменяемого слова)

6. Четверка типов слов (имя, глагол, превербы, частицы)

7. Сколько примерно сутр в Аштадхьяи? (более 4 тысяч).

8. Сколько примерно слов включается в кошу ( порядка 20 тысяч значений).

9. Три тела Будды (дхармакая, самбхогакая, нирманакая).

10. Автор аргумента о первичности махаяны (Асанга).

11. Классик изучения праджняпарамиты в Европе (Эдвард Конзе).

12. Что такое шунья (пустота, бессущностность и несуществование самостоятельно).

13. Главное произведение Нагарджуны (Мула-мадхьямака-карика).

14. Названия двух трактатов Васубандху по йогачаре (Вимшатика и Тримшика)

15. Сложнейшая для понимания сутра, важная для йогачары (Ланкаватара).

16. Три онтологические школы махаянской философии (мадхьямака, виджнянавада, татхагатагарбха).

17. Символы сансары (всего 8) согласно шлоке из праджнапарамиты (достаточно назвать: миражи, сновидение, наваждение, пузырь на воде, отражение в воде).

18. Название «Алмазной сутры» на санскрите (Ваджраччхедика).

19. Три способа существования в виджнянаваде (совершенный, зависимый, домысленный).

20. Две действительности в мадхьямаке – санскритские термины (вьявахара и парамартха).

21. Какией элементы часты в названиях махаянских сутр (вайпулья = «пространный» и праджняпарамита).

22. Классики-основатели виджнанавады (Майтреянатха, Васубандху, Асанга).

23. Собеседник Будды в Ланкаватаре (Махамати = «Великий ум»).

24. Каков единый канон текстов махаяны (его нет).

25. Как называется логико-методологическое направление махаянской философии (праманавада).

26. Каковы два основателя праманавады (Дигнага и Дхармакирти).

27. Типы бодхичитты (упования и тренировки – и постижения)



4. Учебно-методический раздел.

4.1.Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино- и телефильмов и т.п.

Программа. Ganaka-asthadhyayi (бесплатная). Все тексты предоставляются в электронной форме.



4.2. Активные методы обучения

В данном курсе используются классические аудиторные методы обучения



4.3.Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля.

Стандартная аудитория



4.4. Литература.

4.4.1. Основная

1. Rama Nath Sharma. The Astadhyayi of Panini. New Delhi, 2002, Volumes 1 - 6.

2. Saroja Bhate. Panini. New Delhi, 2002.

3. Abhyankar K.V. A Dictionary of Sanskrit Grammar. Baroda, 1961.

4. Shabdakalpadruma. Vols.1 - 5 Varanasi.

5. Vacaspatyam. Vols. 1 – 22. Calcutta, 1873-1884.

6. Bhartrihari. Vakyapadiya 1- 3. Ed. S. Iyer. Motilal Banardisass.

7. Арья-шура. Гирлянда джатак. М, 2001..

8. Kunjunni raja. Indian Theories of Meaning. Madras, 1963.

9. История лингвистических учений. Древний мир. Л, 1980

10. История лингвистических учений. Средневековый Восток. Л,. 1981.

11. Mandanamishra. Sptotasiddhi. Poona, 1966.



12. Методические разработки для семинаров и практических занятий. Отрывки текстов с пояснениями, глоссариями и др.
4.4.2. Дополнительная

Совпадает с основной, но предполагается чтение больших частей текста. В основном списке читаются только отдельные главы, а их набор существенно зависит от конкретной подготовленности студентов.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница