Древний он или молодой?



Скачать 41.89 Kb.
Дата01.05.2016
Размер41.89 Kb.
Я учусь в музыкальной школе по классу домры. Играя на этом инструменте, я заинтересовалась всем, что с домрой связано. У меня возникли разные вопросы:

  • Что это за инструмент?

  • Древний он или молодой?

  • Как была создана домра?

  • Почему домру называют «Русской скрипкой»?

Когда я ходила на концерты Оркестра имени Осипова, я видела, что домра занимает главное место в оркестре. Было интересно, почему?

В своём проекте я попыталась найти ответы на эти вопросы. Я прочитала специальную литературу, получила много информации от своего педагога в музыкальной школе Вахромеевой Анны Алексеевны и от выдающихся домристов и музыкантов Оркестра им. Осипова Цыганкова Александра Андреевича, Лукина Сергея Фёдоровича, Воронец Майи Ивановны. Они всю жизнь посвятили игре на народных инструментах и их рассказы помогли мне узнать о домре то, что я не могла найти ни в одной книге. В этом проекте я обобщила полученную информацию и решила рассказать об этом.

Судьба домры удивительна и уникальна. В исторических источниках сохранилось немного сведений о домре, ещё меньше дошло до нас изображений древнерусской домры. Первое упомина-ние о ней относятся к ХVI веку. В настоящее время существует две наиболее вероятные версии происхождения домры. Первая версия говорит о её восточных корнях. Действительно, схожие по конструк-ции и способу звукоизвлечения инструменты, существовали в музыкальных культурах стран Востока. Это казахская домбра, турецкая баглама, таджикский рубаб. Все они имеют круглую или овальную форму и плоскую деку, играли на нём ударяя пластинкой по струнам. Да и само название «домра», несомненно, имеет тюркский корень.

Другая версия исходит из того, что свою родословную домра ведёт от европейской лютни. В средние века лютней называли любой струнный щипковый инструмент, имевший корпус, гриф и струны. Безусловно, домру можно считать родственной всем европейским струнно-щипковым инструментам того времени.

Благодаря записям в исторических документах о поставках к царскому двору домр и домерных струн, нам известно, что в России в XVI – XVII вв было налажено их производство и инструмент с таким названием был частью русской культуры. Играли на нём музыканты-скоморохи, их называли ДОМРАЧЕЯМИ. Была даже такая поговорка «Рад скоморах о своих домрах». Более того, при царском дворе существовала «Потешная палата», основу которой и составляли скоморохи-домрачеи. Самый маленький и писклявый инструмент назывался «домришка», самый большой и низкий по звучанию - «домра басистая». Домрачеи пользовались немалой популярностью в народе. Они аккомпанировали былинам, сказаниям, песням. Торжества, праздненства, свадьбы, ярмарки и народные гуляния сопровождались песнями скоморохов и игрой домрачеев.

Но тут в истории домры наступает самый драматический момент. Служители церкви объявили представления скоморохов «бесовскими игрищами». Кроме того, скоморохи частенько исполняли «срамные» частушки. «Срамные» не в смысле НЕПРИЛИЧНЫЕ, а такие, в которых срамили власть — царя и бояр. В 1648 году царём Алексеем Михайловичем был издан указ, который гласил: «А где объявятся домры... изымать и, изломав те бесовские игры,...жечь». Вскоре, несколько телег, гружёных отобранными у населения инструментами, вывезли в Замоскворечье и сожгли.

Пожалуй, такого поистине трагического поворота судьбы не случалось ни с одним музыкальным инструментом в мире! История древнерусской домры здесь обрывается, и можно было бы поставить точку, но... Домре суждено было буквально возродиться из пепла!

Произошло это благодаря деятельности выдающегося исследователя и музыканта Василия Васильевича Андреева, создателя и руководителя первого оркестра русских народных инструментов. В 1896 году в Вятской губернии он обнаружил неизвестный инструмент с полусферическим корпусом. Предположив по его внешнему виду, что это и есть домра, он обратился к своему другу и сподвижнику, известному мастеру Семёну Налимову. Вместе они разработали конструкцию нового инструмента, опираясь на форму и конструкцию найденого. Когда я узнала о том, что Семён Налимов, воссоздавший домру — скрипичный мастер, я поняла, почему домру называют РУССКОЙ СКРИПКОЙ. Скрипичный строй и скрипичные приёмы звукоизвлечения, только не смычком, а медиатором — вот, что подарил древней домре скрипичный мастер!

К тому моменту у Андреева уже существовал оркестр балалаек. Но для воплощения его гениальной идеи Великорусского оркестра нужна была ведущая мелодическая группа инструментов и восстановленная домра идеально подходила на эту роль. Позднее было создано целое семейство домр, которые вошли в состав русского оркестра. Это домра-пикколо, малая домра, альтовая, басовая, контрабасовая.

Современная домра изготавливается из выдержанного сухого дерева, клёна, палисандра, резонансной ели. Самые лучшие мастера по производству домр - ныне покойный Виктор Иванович Хромов и Игорь Владимирович Емельянов. Я знаю также современных, как опытных, так и молодых мастеров. Это Епихин, Макеев-отец и Макеев-сын, Спустников, Одинцов и другие.



Заканчивая работу над проектом, я могу сделать вывод, что домру можно считать символом Российской национальной идеи.

Во-первых, домра является типично русским инструментом, объединившим в себе, как и многое в культуре и истории России, и европейские, и азиатские черты.

Во-вторых, в домре соединяются современность и древние рус-ские традиции, классика и фольклор, на этом русском народном инструменте играют скрипичный репертуар, виртуозные современные пьесы, обработки народных мелодий. Возможности домры так же грандиозны и необъятны, как и сама наша Родина.

В-третьих, и это, по-моему, самое главное, судьба домры, её ги-бель и возрождение символизирует Россию, так же неоднократно уничтоженнуюую врагами, но каждый раз заново возрождающуюся из пепла.

У каждого инструмента есть своя история. Я хотела бы также узнать историю скрипки, происхождение балалайки. Этими вопросами я займусь в своих следующих проектах.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница